ЭКСПОЗИЦИЯ Кто не любит делать фото,друзья,и не снимал интересные моменты из жизни на память,думаю,таких окажется ничтожно мало.А кто помнит старые советские фотоаппараты,такие как Фэд,Зоркий,Смена,Этюд,Ломо,,Сокол,Вилия,Мир,Киев,Чайка,дальномерный Москва,кто не сидел длинными ночами,забившись в комнатушку с красным светом и не проявлял фотографии?Последним у меня был Зенит 3М с Гелиусом 44М,зеркалка чистой воды,но без фотоэкспонометра обойтись было затруднительно,а что сейчас,купил мыльницу и фотографируй сколько душе угодно на автомате,фотик сам справится.Я тоже так думал,пока не заметил разницы в окраске натуральных объектов с фотографированными,в их искажениях и фокусировке,которая желала быть лучше.Попробовал одну зеркалку,другую и весной приобрёл третью,вскользь прочёл инструкцию,которая как две капли воды была похожа на предыдущие,но это так,для профилактики.Намного серьёзней был для меня вопрос резкости и передачи цвета,которые бы соответствовали действительности,тут-то и обратился(давно)к профессионалам,которые с удовольствием дают советы по настройке камеры,какой бы она не была.Всё начинается с экспозиции,куда входят выдержка,диафрагма и чувствительность(матрицы).Об этом и пойдёт речь сегодня,чтобы вы,друзья,приблизились к мечте профессионализма в фотографии.
ОСНОВЫ ЭКСПОЗИЦИИ.
Для начала,после приобретения фотокамеры(в дальнейшем-камеры),нужно проверить,правильно ли она настроена.Для этого пока на ручном режиме на глазок выставил диафрагму(f/5.6)и выдержку(1/30)и,расположив линейку под 45 град.,и заострив внимание на значении 20 см,сделал снимок с расстояния 50 см.
Как видите,20 см,что на уровне,у меня получились резкими,значит в дальнейшем"валить"на то,что камера плохо снимает,или не так настроена,нет никакого смысла.
В основу композиции входят три компонента или три настройки-это диафрагма,выдержка и ISO(чувствительность встроенной матрицы),и начну,пожалуй,с диафрагмы,которая представляет из себя сферические шторки,которые открывают или перекрывают поступающий свет на матрицу камеры.Она обозначается как f/3.5,f/14 и т.д. и определяется как отношение фокусного расстояния к диаметру входного отверстия объектива.Чем меньше дробное значение,например,f/2.8,тем больше открыта диафрагма,тем больше света поступит на матрицу,и наоборот.Каждое деление диафрагмы будет увеличивать или уменьшать поток поступающего света в 2 раза.При низком значении диафрагмы,т.е.,если у вас диафрагма максимально открыта,можно сфокусироваться на отдельном объекте,при этом размыв задний план,например,так...
...или так...
А вот большие значения,начиная с f/8,нужны для съёмки широких и панорамных пейзажей,где вам необходимо показать достаточно резкую картинку как переднего,так и заднего плана,на чём можно красиво сыграть,так...
...или так...,дальний фокус составляет 50,расстояние до объектов-400 м.
то же самое с дальним фокусом 100...
.а здесь уже дальний фокус 120,расстояние 800 м.
Как только представится возможность,друзья,обязательно покажу вам,что может выделывать диафрагма на природе,но не стоит снимать на критических значениях диафрагмы,в одном случае,если она максимально закрыта,снимок будет зашорен пылью,скопившейся на матрице,как бы герметично не прилегал объектив к тушке,при максимально открытой диафрагме резкость будет явно уступать,что здорово усложнит съёмку при детализации объекта.
Теперь поговорим о ВЫДЕРЖКЕ и её возможностях.
Выдержка представляет собой время,на которое откроется затвор для пропускания света на матрицу.Выдержка определяется в секундах и миллисекундах,например,1/30,1/200 и 2**,на камере эти значения показываются целым числом,таким как 30 и 200,а секунды будут обозначены с точками вверху значения.Если вы будете снимать с рук,то старайтесь выбирать более короткие выдержки,чтобы снимок не был смазан,а если попытаетесь остановить воду,или летящий мимо болид,то выдержка должна быть как можно длинней,т.е.,от 1 сек. и больше,но тогда вам придётся снимать со штатива.Поигрывая выдержкой,можно добиться интересных кадров в сюжетах,таких как невыдержанный снимок,которые мне нравятся во время съёмок,например,натюрмортов...
или так,один нормальный,другой невыдержанный,т.е.,ограничил время на открытие затвора...
И для разнообразия,на скорую руку,снимал просто предметы,чтобы посмотреть резкость и передачу цвета.
Добавлю лишь одно,чтобы заснять объект в движении и получить размытый фон,вам нужна как можно длинная выдержка,такая как 1/80 и длиннее.Снимая с рук,этого можно достичь,двигаясь с камерой за объектом,тогда фон за объектом будет смазан,и вы получите интересный кадр.
Как пример,предоставлю фото из Яндекса,самому пока некогда гоняться за болидами.
(фото Яндекс)
С остановкой воды попрактикуемся на природе в дальнейшем.
Наконец пришло время поговорить об ISO и с чем его едят.Оно обозначается целыми числами:100,400,64000 и т.д.Что можно сказать про этот немаловажный фактор в настройках?Чувствительность обозначает чувствительность матрицы к свету.При ISO100 сигнал,который генерирует матрица,снимается без изменений,поэтому для дневных съёмок не стоит задирать чувствительность выше двухсот,а вот в ночное время можно будет поднять ISO и до более высоких значений,таких как 3200,4000,но стоит не забывать,что поднимая чувствительность,на фото могут появляться шумы в виде мельчайших шероховатостей(помехи),они выражаются в зернистости снимка,хотя в некоторых случаях можно и побравировать этим эффектом.)
Как-то мне повезло,и я нашёл время выбраться с камерой на улицу на 10 минут,надо же узнать,как она себя чувствует в открытом пространстве.Ограниченность во времени не дала мне,конечно,возможность обстоятельно проверить на всех режимах аппарат,но кое-что удалось заснять.Первым делом,перейдя через дорогу,обосновался в парке,рядом с которым находится церквушка и,пока шёл до неё,сделал несколько снимков.
Казалось бы,что может быть восторженней съёмки Храма Господне...
Только я изготовился продолжить съёмку,как тут же вырос судья"Дредд"для смиренного простолюдина.Откуда не возьмись,появилась барышня с усами и с укором предложила мне взять разрешение/благословение на съёмку,хотя видел вдоль церкви стенд с фотографиями паломников или прихожан,однако барышня была убедительна и не обращала на мои доводы никакого внимания.Зайдя в церковь,перекрестившись и поклонившись,спрашиваем у прислужника в рясе,можно ли мне сделать несколько снимков в церкви и вокруг неё.Одобрение последовало незамедлительно,что послужило мне продолжением своей миссии.
Не тут-то было,и здесь нашлась мадам,правда без усов,на высоченных каблуках,которые остановились возле меня,это я почувствовал/услышал по цоканью.Многозначительный тон вещал о том,что мадам является администратором церкви и никакие съёмки производиться в храме не могут.Немного сник,но нашёлся,что сказать,-Если я внесу финансовую"лепту"в благополучие храма,смог бы я продолжить снимать?,-в ответ же был дан положительный кивок,на что мной было предложение посмотреть фильм Мела Гибсона"Страсти Христовы"...,видно,не поняли намёка.Дальше не стал нагнетать обстановку,но про себя подумал,что и здесь всё продаётся,свечи,что поставил Матроне Московской не в счёт...,так и ушёл ни с чем,можно сказать.
=============================
В заключении могу дать один существенный совет-рекомендацию начинающим зеркальщикам,научитесь снимать в полуавтоматическом режиме,что означает с приоритетом диафрагмы-это буква"А"на камере,или с приоритетом выдержки(S),остальное камера сама"доредактирует",а вот когда вы поймёте,где и когда какие условия выбирать для экспозиции,тогда ручной режим настроек будете щёлкать,как орешки.)
Удачных вам снимков и красивых кадров,друзья!В дальнейшем расскажу вам о брекетинге и работе с балансом белого.Если у кого появятся дополнения к вышеизложенному материалу,я с удовольствием приму во внимание и опубликую их,так же не буду против возражений по сообщению,что можно и необходимо обсудить вместе с вами.