Заповедь дана не только для дел и слов, но преимущественно для их начал,
для помышлений, и брань врага направлена преимущественно против ума. Если
этот вождь человека не согласится тайно на грех, то не может родиться ни
слово, ни дело греховные. Оружие врага -- помысл и мечтание греха [162].
Человек должен сражаться против воздушных властей в стране мысленной. Здесь
назначено ему или одержать победу, или претерпеть побеждение; здесь он
приобретает свободу от мытарей или подчиняется им; здесь решается его
вечная участь; он произвольно избирает или вечную жизнь, дарованную ему
Создателем, возвращенную Искупителем, или вечную смерть, возвещенную еще в
раю правосудием Божиим для твари, попирающей благодеяния Творца. К этой
великой и важнейшей брани призывает святой апостол Павел, когда говорит:
облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем
диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко
властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным
(Еф. 11:12). Апостол показывает и страну этой страшной брани, и род оружия,
который должно употреблять в ней. Оружия воинства нашего , говорит он, не
плотская, но сильна Богом на разорение твердем: помышления низлагающе и
всяко возношение, взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в
послушание Христово (2 Кор. 10:4,5). Апостол завещавает пленять в
послушание Христово не только греховные помышления, явно противные Ему, но
и всяк разум, -- потому что лукавый супостат наш, опытный в погублении
человеков, не внушает нам, при первоначальном столкновении с ним,
помышлений явно греховных [163], но старается противопоставлять духовному
разуму, то есть евангельскому учению, человеческий естественный, падший,
плотский и душевный, лжеименный разум, и, назвав его здравым,
основательным, праведным, великим, устранить при посредстве его послушание
Христу. В пример ласкательства и лукавства, с какими диавол привлекает волю
человека к свержению благого ига Христова, святой Макарий Великий приводит
следующую мысленную брань: <<Кто-нибудь, ссорясь с братом своим, смущается
сам в себе, помышляя так: сказать ли ему то или другое?.. Нет! Не скажу... Он
так поносит меня!.. Наговорить ли ему вопреки?.. Лучше промолчу... Правда,
имеем заповеди Божии, но должно беречь и честь свою... Таким образом трудно
вполне отречься самого себя>> [164]. Посему Апостол заповедует решительное и
полное самоотвержение, заповедует облечение во всеоружие Божие, а не
препоясание каким-либо одним оружием. Недостаточен один пост, недостаточна
одна молитва, недостаточна одна милостыня, недостаточно одно целомудрие!
Всеоружие Божие -- все евангельские заповеди. Поправший одну из них, --
попрал все собрание их, весь закон; поправший одну из них, мний наречется в
Царствии Небеснем (Мф. 5:19), пошлется в геенну огненную [165]. Ко всем
заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128).
Приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся
содеявше стати (Еф. 6:13). Только принявшему все оружия Божия возможно
противитися в день лют ; только содевающему все без исключения заповеди
возможно устоять против врага. День лютый -- година жестокого диавольского
искушения и нападения, которым подвергаются мужественные воины Христовы во
время земного странствования и при которых победители переходят от вечной
смерти к воскресению души [166]; для прочих христиан день лют -- день
разлучения души от тела, день шествия по воздушным мытарствам. Во всеоружие
Божие облекались святые Божии. Правилом жизни их было Евангелие, а словом
их, словом уст, ума и сердца был глагол Божий (Еф. 6:13), имя Господа
Иисуса Христа. Этим мечом духовным они поражали и сокрушали вращающееся
огненное оружие врага: слова, произносимые диаволом, и мечты, изображаемые
им, не могли проникать в душу, отражались от нее праздными. В строжайшем
бодрствовании и трезвении угодники Божии внимали уму и сердцу. Озаряемые
Божественною благодатию, уже издали они ощущали приближавшихся к ним
мысленных татей и убийц и видели во внимании своем, как в зеркале, черные
лица мысленных эфиопов [167]. Отвергшись общения их здесь, они лишили их
всякого права над собою и, по смерти, уже беспрепятственно прошли мимо
воздушных властей, благовременно попранных ими. <<Только воистину отрекшийся
от мира, -- говорит святой Макарий, -- подвизающийся, свергший с себя земное
бремя, освободивший себя и искренно удалившийся от суетных желаний,
плотских страстей, начальства и человеческих почестей, получивший тайно в
тайном подвиге помощь от Господа, твердо пребывающий в служении Ему, весь
предавшийся окончательно душою и телом Господу -- только таковой, говорю,
находит сопротивление, тайные страсти, невидимые сети, сокровенную войну,
внутреннюю брань. Находясь посреди этой брани и непрестанно молясь Богу, он
приемлет с неба духовные оружия, которые описал блаженный Апостол: броню
правды, шлем спасения, шит веры и меч духовный: препоясавшись ими, он может
противустать тайным козням вражеским, на него устремленным. Приобретши эти
оружия посредством молитвы, терпения, прошения, пощения, веры, он может
производить мужественно брань против начал, властей и миродержителей и,
победив сопротивные власти помощию Духа и собственными добродетелями,
соделаться достойным вечной жизни>> [168].
Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=%22%D...%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%22