-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в septitajs

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3200





И чтобы не произошло этого обжигающего, опаляющего соприкосновения, огненный серафим меняет сердце человека,

Вторник, 03 Мая 2016 г. 06:12 + в цитатник

О чем рассказывается в этом эпизоде библейской
книги? Почему огненное существо, серафим должен был произвести такую
болезненную операцию с человеком? Потому что человек, оказавшийся лицом к
лицу с Богом, должен погибнуть, исчезнуть, раствориться! Пророк Исайя так и
говорит: <<Горе мне, я человек грешный, с грешными устами, живущий среди
грешных людей>>. И Бог, посылая пророка на служение, вовсе его не утешает,
не ободряет и не убеждает: <<Ничего подобного, ты останешься целым>>. Бог
молчаливо признает, что прикосновение к Его реальности для грешного
человека смертельно. И чтобы не произошло этого обжигающего, опаляющего
соприкосновения, огненный серафим меняет сердце человека, его уста, очищает
его всего. И тогда человек становится проводником Божией воли.

Пушкин дополняет пророка, он передает ему свой внутренний опыт.
И это не просто опыт поэта, это опыт ясновидца. У Исайи не сказано:


И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D1%87...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98232994_I-ctoby-ne-proizoslo-etogo-obzigauesego-opalauesego-soprikosnovenia-ognennyj-serafim-menaet-serdce-celoveka-ego-usta-ocisaet-ego-vsego. (400x209, 5Kb)

Не освещая эту тему во всей полноте, отметим лишь несколько вех.

Вторник, 03 Мая 2016 г. 02:02 + в цитатник

Не освещая эту тему во всей полноте, отметим
лишь несколько вех.

Первая из них - В. А. Жуковский. Он еще подходил к Священному
Писанию с кротостью и простодушием старинного человека. Человека,
находившегося под влиянием немецкого пиетизма, благочестия, который
перелагал, не мудрствуя лукаво, библейские сюжеты.

Совершенно иначе подходил к ним А. С. Пушкин. В начале
творчества - период насмешек, вольтерьянства, скепсиса, отрицания. Поэт был
тогда под влиянием модных в конце XVIII столетия вольнодумных произведений
деистов и атеистов. Не задумываясь о вечных источниках человеческой жизни,
юный Пушкин был способен написать кощунственную поэму <<Гавриилиада>>,
подражая, конечно, Вольтеру - <<Гавриилиада>> есть русский вариант
<<Орлеанской девственницы>>.

Озорной, живой, огненный Пушкин вовсе не думал кощунствовать.
Его просто несло течением жизни, как может нести юношу, которому всегда
кажется тяжким гнет людей слишком серьезных, слишком строгих, людей,
которые давят. Чопорная цензура - для него это символ всего мертвящего.
Потом он отрекся от <<Гавриилиады>>. Отрекся не просто из страха: если
взглянуть на его внутренний путь, то мы увидим, что это был вполне
серьезный шаг. Перелом в его мировоззрении и внутренней жизни
хронологически связан с женитьбой и с каким то поворотом, который он
отметил в своем стихотворении <<Пророк>>.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B5-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98224252_Ne-zadumyvaas-o-vecnyh-istocnikah-celoveceskoj-zizni-uenyj-Puskin-byl-sposoben-napisat-kosunstvennuue-poemu-_Gavriiliada_-podrazaa-konecno-Volteru---_Gavriiliada_-est-russkij-variant-_O (400x209, 6Kb)

Если попытаться только перечислить названия стихотворений, поэм, драм, повестей, которые за истекшие двести

Вторник, 03 Мая 2016 г. 01:32 + в цитатник



Библия и русская литература XIX века

Беседа первая



Итак, дорогие друзья, мы почти заканчиваем наш краткий и беглый
обзор. В последние наши встречи он будет особенно беглым, потому что, как
ни странно, именно в XIX и в XX вв. духовная проблематика и библейские
сюжеты особенно прочно входят в ткань европейской, русской и всей мировой
литературы. Если попытаться только перечислить названия стихотворений,
поэм, драм, повестей, которые за истекшие двести лет были посвящены
библейской проблематике, то подобное перечисление заняло бы очень много
времени, даже без характеристики и цитат. Но наша задача - не исследовать
все тщательно, а поговорить лишь об основных вехах.

В свое время Оноре де Бальзак, подводя итог <<Человеческой
комедии>>, отмечал, что вся эпопея написана им в духе христианской религии,
христианских законов и права. Но на самом деле в огромном, многотомном
произведении Бальзака христианского духа мало. В нем есть многое, это
действительно панорама человеческой жизни, но жизни приземленной,
погруженной в быт, страсти, порой мелкие, и взлетов мы не видим. То же
самое можно сказать и о Гюставе Флобере, и о многих других западных
писателях, у которых жизнеописания заслоняют вечные вопросы. Такова была
динамика развития литературы на Западе в XIX в. В XX в. картина меняется и
вновь начинаются поиски вечного.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%95%D1%81%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98224202_Esli-popytatsa-tolko-perecislit-nazvania-stihotvorenij-poem-dram-povestej-kotorye-za-isteksie-dvesti-let-byli-posvaseny-biblejskoj-problematike-to-podobnoe-perecislenie-zanalo-by-ocen-m (400x209, 6Kb)

Народы, царства и царей.

Понедельник, 02 Мая 2016 г. 20:52 + в цитатник

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы!


И тут стило падает из его рук, и, когда приходят к нему утром,
находят эту запись. Державин умер. Свеча еще горит.

Ходасевич, который написал о нем лучшую биографическую книгу,
тонко заметил, что Державин хотел писать о Боге в последний раз. Первым
словом маленького ребенка Гаврилы Державина было слово <<Бог>> и последним
словом было тоже <<Бог>>. Но он успел написать только о бренности
преходящего, подражая великому библейскому автору Экклесиасту, а когда этой
бренности хотел противопоставить небесный свет, то уже не смог.

Тот, кто видел лик Божий, должен умереть, - говорит Священное
Писание. И мне кажется, что здесь произошло нечто подобное тому, что
произошло с Данте, когда он заканчивал свой <<Рай>> в <<Божественной комедии>>.
Данте пишет, что, когда он пытался созерцать Бога, его высокое вображение
вдруг иссякло: <<Здесь изнемог высокий духа взлет>>... Но в это время <<страсть
и волю мне уже стремила, как если колесу дан ровный ход, любовь, что движет
солнце и светила>>. И Данте умер вскоре после того, как написал эти строки.
Потому что это было высочайшим переживанием, это было выходом из временного
в вечное.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9D%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98222923_Dante-piset-cto-kogda-on-pytalsa-sozercat-Boga-ego-vysokoe-vobrazenie-vdrug-issaklo_-_Zdes-iznemog-vysokij-duha-vzlet_...-No-v-eto-vrema-_strast-i-volue-mne-uze-stremila-kak-esli-kolesu-d (400x209, 6Kb)

В слезах моих вновь воссияй!

Понедельник, 02 Мая 2016 г. 07:22 + в цитатник

В слезах моих вновь воссияй!

Услышь меня, о Бог любви!

Отец щедрот и милосердья!

Не презрь преклоншейся главы,

И сердца грешна дерзновенья

Мне моего не ставь в вину,

Что изъяснить Тебя я тщился, -

У ног Твоих коль умилился

Ты, зря с мастикою жену.


Кто такая <<жена с мастикой>>? Когда Христос пришел в дом
фарисея, одна грешная женщина в знак покаяния драгоценными благовониями
полила ноги Христа, упав к Его ногам. И свое покаяние Гаврила Романович
излагает так.

Наступило время его смерти. И в это время он сосредоточился на
главном. В уединенном имении умирал уже не бывший министр юстиции, не
тайный советник, не статс секретарь, а просто раб Божий Гавриил. Холодеющей
рукой он стал писать свое последнее стихотворение, и оно в чем то даже
проницательнее, чем надежда великого Александра Сергеевича Пушкина, который
писал: <<весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет...>> Нет,
старый Державин понимал, что не переживет. И на аспидной доске он написал
последние строки:

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%85-%D0%BC%D0%BE%D0%B8%D1%85-%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%D0%B9!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98217708_Holodeuesej-rukoj-on-stal-pisat-svoe-poslednee-stihotvorenie-i-ono-v-cem_to-daze-pronicatelnee-cem-nadezda-velikogo-Aleksandra-Sergeevica-Puskina-kotoryj-pisal_-_ves-a-ne-umru-dusa-v-za (400x209, 7Kb)

От первородного паденья.

Воскресенье, 01 Мая 2016 г. 20:12 + в цитатник


Христос - нас Искупитель всех

От первородного паденья.

Он - Свет, тьмой неотъемлем ввек;

Но тмится внутрь сердец неверья,

Светясь на лоне у Отца.

Христа нашедши, все находим,

Эдем свой за собою водим,

И храм Его - святы сердца.


О Всесвятый! Превечный Сый!

Свет тихий Божеския славы!

Пролей Свои, Христе! красы

На дух, на сердце и на нравы,

И жить во мне не преставай;

А ежели и уклонюся

С очей Твоих, и затемнюся,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D1%82-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98206512_On---Svet-tmoj-neotemlem-vvek_---No-tmitsa-vnutr-serdec-nevera---Svetas-na-lone-u-Otca. (400x209, 4Kb)

Твое созданье я, Создатель!

Воскресенье, 01 Мая 2016 г. 10:32 + в цитатник

Твое созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ Податель,

Душа души моей и Царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился

И чтоб чрез смерть я возвратился.

Отец! - в бессмертие Твое!


Двести с лишним лет назад написаны эти строки, но они живут и
сегодня, несмотря на архаический язык.

А потом, спустя более четырнадцати лет, Державин написал еще
одну оду. Он написал ее почти перед смертью. Ода называлась <<Христос>>. Она
была написана более сложным языком и уже не носила того космического
характера, она была связана с тайной человеческой души. Надвигалась новая
эпоха, когда человек волновался уже не столько проблемами космоса и
мироздания, а волновался трагедией своего бытия. Это произведение не
печаталось сто двадцать лет. Если оду <<Бог>> вы найдете в любом собрании
сочинений Державина, то оды <<Христос>> вы там не найдете.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B5-%D1%8F%2C-%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C!%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5&site=®ion_name=&rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98203651_Tvoej-to-pravde-nuzno-bylo---Ctob-smertnu-bezdnu-prehodilo---Moe-bessmertno-bytie_---Ctob-duh-moj-v-smertnost-oblacilsa---I-ctob-crez-smert-a-vozvratilsa. (400x209, 5Kb)


Понравилось: 1 пользователю

И цепь существ связал всех мной.

Воскресенье, 01 Мая 2016 г. 08:32 + в цитатник

Частица целой я Вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.


Я связь миров повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я Бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? - безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98-%D1%86...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98202989_A-svaz-mirov-povsuedu-susih---A-krajna-stepen-vesestva_---A-sredotocie-zivusih---Certa-nacalna-Bozestva_---A-telom-v-prahe-istlevaue---Umom-gromam-povelevaue---A-car---a-rab---a-cerv--- (400x209, 5Kb)

А я перед Тобой - ничто.

Суббота, 30 Апреля 2016 г. 12:42 + в цитатник

Лишь будет точкою одною:

А я перед Тобой - ничто.


Ничто! - Но Ты во мне сияешь

Величеством Твоих доброт;

Во мне Себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! - Но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь - конечно, есть и Ты!


Ты есть! - Природы чин вещает,

Гласит мое мне сердце то,

Меня мой разум уверяет,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D1%8F...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98188502_--No-zizn-a-osusaue---Nesytym-nekakim-letaue---Vsegda-parenem-v-vysoty_---Teba-dusa-moa-byt-caet---Vnikaet-myslit-rassuzdaet_---A-esm---konecno-est-i-Ty_ (400x209, 5Kb)

Ты свет, откуда свет истек.

Пятница, 29 Апреля 2016 г. 20:02 + в цитатник

В Себе Самом Ты основал:

Себя Собою составляя,

Собою из Себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый все единым словом,

В творенье простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек.


Далее он спрашивает: а что такое человек по сравнению с Творцом?


Как капля в море опущенна,

Вся твердь перед Тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед Тобою я?

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров, - и то,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D1%8B-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98175202_V-Sebe-Samom-Ty-osnoval_---Seba-Soboue-sostavlaa---Soboue-iz-Seba-siaa---Ty-svet-otkuda-svet-istek. (400x209, 4Kb)

Кого мы называем - Бог.

Пятница, 29 Апреля 2016 г. 19:42 + в цитатник

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем - Бог.


Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, -

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвещенны,

От света Твоего рожденны,

Исследовать судеб Твоих:

Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,

В Твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.


Хаоса бытность довременну

Из бездн Ты к вечности воззвал,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%BE%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98175066_Ne-mogut-duhi-prosvesenny---Ot-sveta-Tvoego-rozdenny---Issledovat-sudeb-Tvoih_---Lis-mysl-k-Tebe-vznestis-derzaet-_---V-Tvoem-velici-iscezaet---Kak-v-vecnosti-prosedsij-mig. (400x209, 5Kb)

Так вот, многие спрашивали меня, а какое же было мировоззрение у Александра Фридмана?

Пятница, 29 Апреля 2016 г. 15:02 + в цитатник

Так вот, многие спрашивали меня, а какое же
было мировоззрение у Александра Фридмана? Кто он был - материалист,
идеалист? Это осталось загадкой. Умер он достаточно молодым, все это
унеслось водой времен, но есть симптом: он приводит слова из Библии - <<все
мерою и числом сотворил еси>> - и кончает словами из оды <<Бог>>, такими
словами:


Измерить океан глубокий,

Сочесть пески, лучи планет

Хотя и мог бы ум высокий, -

Тебе числа и меры нет!


Кому - <<Тебе>>? Читатель в 1922 г. не сразу мог догадаться:
может, он к Вселенной обращается? Но это были слова Гаврилы Романовича
Державина, обращенные к нашему Создателю. Итак, читаю, хотя и не полностью,
эту оду:


О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в Трех Лицах Божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A2%D0%B0%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98173723_Umer-on-dostatocno-molodym-vse-eto-uneslos-vodoj-vremen-no-est-simptom_-on-privodit-slova-iz-Biblii---_vse-meroue-i-cislom-sotvoril-esi_---i-koncaet-slovami-iz-ody-_Bog_-takimi-slovami_ (400x209, 7Kb)

, видел в юности расцвет Екатерины и увлекался ею, думал, что она идеальная государыня, и пережил жестокие

Пятница, 29 Апреля 2016 г. 14:22 + в цитатник

И наконец, мы подходим к рубежу XVIII в. -
Гавриле Романовичу Державину. Он прожил сложную жизнь, пережил в старости
войну 1812 г., видел в юности расцвет Екатерины и увлекался ею, думал, что
она идеальная государыня, и пережил жестокие разочарования.

Гавриле Романовичу Державину принадлежит небольшая поэма о
Творце мира, которая навеяна не только первыми стихами Библии о сотворении
мира, но и всеми псалмами, которые говорят о мироздании как о явлении
премудрости Творца. Это великая ода. Она переведена на десятки языков,
только на французский, по моему, - пятнадцать переводов, десять - на
немецкий, есть перевод на японский. Я бы сказал, что по своей популярности
эта ода, называемая

<<Бог>>, может почти равняться с <<Божественной комедией>> Данте,
хотя она неизмеримо короче.

Далеко не всякий богослов, далеко не всякий философ и уж тем
более не всякий поэт мог рискнуть взяться за такую тему. О чем только не
писали люди! И о любви, и о природе, и о войнах, и о царях, и о нищих, и о
птицах, и о древах, но вот этот человек, служивый человек, чиновник при
Екатерине, написал о Боге так, как, пожалуй, никто из поэтов потом не сумел
написать.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%2C-%D0%B2%D0...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98173477_Gavrile-Romanovicu-Derzavinu-prinadlezit-nebolsaa-poema-o-Tvorce-mira-kotoraa-naveana-ne-tolko-pervymi-stihami-Biblii-o-sotvorenii-mira-no-i-vsemi-psalmami-kotorye-govorat-o-mirozdanii- (400x209, 6Kb)

Это огромный символ: сзади грохот, горит город, погружается в озеро, но ты иди и не оборачивайся, - символ

Четверг, 28 Апреля 2016 г. 17:52 + в цитатник

Авраам (этот древний человек, четыре тысячи
лет назад!) произносит слова: <<Ты не погубишь праведника с грешниками?>> И
этот таинственный странник говорит: <<Нет, конечно. Если там найдется хотя
бы несколько десятков добрых людей, город будет пощажен>>. И путник идет
дальше. Но Авраам быстро сообразил, что едва ли столько найдется. <<Господин
мой, - кричит он, - может быть, там хоть десяток найдется?>> - <<И если
десяток будет, то город останется>>. То есть Бог ждет до последнего. Вот
отсюда праведники, на которых стоит мир. Но оказалось, что в Содоме их не
нашлось. Был один только Лот, племянник Авраама. И Бог сказал: <<Пусть Лот
покинет этот город, но идет не оборачиваясь>>. Это огромный символ: сзади
грохот, горит город, погружается в озеро, но ты иди и не оборачивайся, -
символ большой глубины. И вот сказано в Писании: <<И обернулась жена Лота и
превратилась в соляной столб>>. Почему она обернулась? Ей было сказано: иди
вон, стремись скорей вперед, но что то ее там влекло. Для Сковороды это
образ огромной важности - жена Лота. Не будь, как жена Лота, помни о ней,
не обращай в Писании внимания на второстепенное. Вот почему так странно
называется эта книга - <<Жена Лотова>>.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AD%D1%82%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98158043_Eto-ogromnyj-simvol_-szadi-grohot-gorit-gorod-pogruzaetsa-v-ozero-no-ty-idi-i-ne-oboracivajsa---simvol-bolsoj-glubiny. (400x209, 4Kb)

Вот его буквальные слова:

Четверг, 28 Апреля 2016 г. 04:32 + в цитатник

Сковорода очень тонко показывает, что
литературная фактура Библии была взята из древнего Востока. Вот его
буквальные слова: <<Моисей, ревнуя священникам египетским (то есть подражая
египетским жрецам), собрал в одну громаду небесных и земных тварей и,
придав род благочестивых предков своих, слепил Книгу Бытия, сиречь
мироздания... Сие заставило думать, что мир создан 7000 лет назад.

Но обительный мир касается тварей. Мы в нем, а он в нас
обитает. Мойсейский же, символический, тайнообразный мир есть книга>>.
Библия это книга символ, и извлекать из нее точные даты истории мира, как и
сейчас делают люди, бессмысленно. Вот чему учит нас в XVIII в. Сковорода.

<<Сей есть природный стиль Библии! Историальною (то есть
исторической) или моральною лицемерностью (то есть художественной игрой)
так сплести фигуры и символы, что иное на лице, а иное в сердце. Лицо (то
есть поверхность), как шелуха, а сердце есть зерно...>>

Еще одна его небольшая книжка называется <<Книжечка о чтении
Священного Писания, нареченная Жена Лотова>>. Вы все знаете, кто такая жена
Лотова. Примерно за четыре тысячи лет до нас в результате некой
геологической катастрофы на берегах Мертвого моря произошло опускание суши.
Там была группа городов, союз городов: Содом, Гоморра и другие. Они
погибли, провалившись в асфальтовые ямы и, как рассказывает Писание, огонь
шел с неба. До сих пор там эти асфальтовые ямы сохранились. Озеро это,
Мертвое море, настолько соленое, что там не может жить никакая рыба. Эта
история с Содомом дала священному автору повод поднять вопрос о тайнах
Промысла Божия, рассказав одну из первых в мире историй чудесного
посещения. (К истории божественного посещения обращались многие писатели,
скажем, Михаил Булгаков. Пришел Воланд и его компания в Москву - посмотреть
на нас, какие мы стали. Или у Герберта Уэллса пастор подстрелил ангела,
который прилетел посмотреть, какова жизнь в викторианской Англии. Вот этот
образ: приходит гость с неба, чтобы посмотреть на нас.) К Аврааму приходят
три странника. Он принимает их и вдруг понимает, что это странники небесные
и что идут они... куда же? В нечестивый Содом! Город, который уже тогда стал
символом самых чудовищных преступлений. Идут проверить, действительно ли
пришла пора этому городу погибнуть. А в Содоме жил Лот, племянник Авраама.
И когда эти три странника отправились в город, Авраам побежал за ними, упал
на колени и сказал: <<Господин, а может быть, все таки в этом городе
найдется несколько десятков праведников? Не погубишь Ты их всех вместе?>>

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D0%BE%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98151726_Vot-ego-bukvalnye-slova_-_Moisej-revnua-svasennikam-egipetskim-to-est-podrazaa-egipetskim-zrecam-sobral-v-odnu-gromadu-nebesnyh-i-zemnyh-tvarej-i-pridav-rod-blagocestivyh-predkov-svoih- (400x209, 8Kb)

Сковорода подчеркивает, что часто внешние литературные формы Библии могут казаться нам странными, гротескными,

Среда, 27 Апреля 2016 г. 04:42 + в цитатник

Что же такое <<Икона алкивиадова>> или
<<Израильский змий>>? Это Библия. Сковорода подчеркивает, что часто внешние
литературные формы Библии могут казаться нам странными, гротескными,
вызывать протест разума; но напрасно думают люди, что она исчерпывается
лишь этим. Как древний змий, обладающий мудростью, Библия содержит в себе
великие сокровища, надо только уметь их найти. Тот, кто рассматривает
Писание с внешней стороны, для Сковороды сторонник суеверия.

Он ненавидел суеверие. Он всегда об этом писал резкими горькими
словами: <<Нет вреднее, как то, что сооружено к главному добру, а сделалось
растленным. И нет смертоноснее для общества язвы, как суеверие - листвие
лицемерам, маска мошенникам, стень тунеядцам, подстрекало и поджог
детоумным.

Оно возъярило премилосердную утробу Тита (этот римский
император был, в общем, добрым человеком), загладило Иерусалим (то есть
сравняло его с землей), разорило Царьград, обезобразило братнею кровью
парижские улицы, сына на отца вооружило. И не напрасно Плутарх хуже
безбожия ставит суеверие>>.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%BA%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98135197_Ono-vozarilo-premiloserdnuue-utrobu-Tita-etot-rimskij-imperator-byl-v-obsem-dobrym-celovekom-zagladilo-Ierusalim-to-est-sravnalo-ego-s-zemlej-razorilo-Cargrad-obezobrazilo-bratneue-krov (400x209, 7Kb)

А вот как прекрасно это понимал Григорий Саввич Сковорода:

Вторник, 26 Апреля 2016 г. 08:12 + в цитатник

Далее он дает толкования на десять заповедей.
Краткие, прекрасные, хочется все это зачитывать подряд. Глава пятая <<О
десятословии>>: в чем смысл десяти заповедей? В том, что служение Богу более
важно в нравственной сфере, нежели в ритуальной. Это очень важная мысль.
Она была провозглашена Библией за тринадцать веков до нашей эры, и до сих
пор люди не совсем ее понимают. А вот как прекрасно это понимал Григорий
Саввич Сковорода: <<Вся десятословия сила вмещается в одном сем имени -
любовь. Она есть вечный союз между Богом и человеком. Она огнь есть
невидимый, которым сердце распаляется к Божиему слову или воле, а посему и
сама она есть Бог.

Сия божественная любовь имеет на себе внешние виды, или значки;
они то называются церемония, обряд, или образ благочестия. Итак, церемония
возле благочестия есть то, что возле плодов лист, что на зернах шелуха, что
при доброжелательстве комплименты. Если же сия маска лишена своей силы, в
то время остается одна лицемерная обманчивость, а человек - гробом
раскрашенным. Все же то церемония, что может исправлять самый несчастный
бездельник>>. То есть внешнюю сторону веры самый несчастный бездельник может
выполнять, но главное ведь в ней - это дух.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90-%D0%B2...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98119570_Sia-bozestvennaa-luebov-imeet-na-sebe-vnesnie-vidy-ili-znacki_-oni_to-nazyvauetsa-ceremonia-obrad-ili-obraz-blagocestia. (400x209, 4Kb)

Ломоносов только декларировал: здесь знание и наука, а здесь вера, Священное Писание.

Вторник, 26 Апреля 2016 г. 07:42 + в цитатник

Образованнейший человек - и в то же время
народный человек. Уникальная личность, воспринимавшая все совершенно иначе,
чем кабинетный ученый. Он пошел дальше Ломоносова. Ломоносов только
декларировал: здесь знание и наука, а здесь вера, Священное Писание. Они
идут параллельно, друг другу не мешая, а только поддерживая друг друга.

Григорий Саввич Сковорода смело подошел к труднейшим библейским
вопросам. Он начал читать Библию поздно. Сам он пишет, что обратился к ней
только в тридцать лет. Но, когда обратился, то пошел вглубь.

В нем было что то мистическое, и в то же время он был сын
рационального XVIII века. Это был ярчайший украинский самородок и
одновременно гражданин Вселенной. Если такого автора перевести на какой то
международный язык, он всюду был бы чтим и понимаем, потому что проблемы,
которые он ставил, - социальные, нравственные, философские, литературные -
волновали все европейское человечество.

У Сковороды есть несколько небольших книжек, которые специально
посвящены Библии. Первая книга, более общая, называется <<Начальная дверь к
христианскому добронравию>>, то есть нравственности. Здесь мы находим
понятие о вере в очень широком смысле слова. Григорий Саввич вовсе не
считал, что язычник - это просто заблуждающийся дикарь. Сковорода очень
тонко понимал, что вера - это отзвук истинного Бога в человеческом сердце.
Отзвук не всегда точный, но все таки отзвук. Он говорит: <<Как теперь мало
кто разумеет Бога, так не удивительно, что и у древних часто публичною
ошибкою почитали вещество за бога и затем все свое богопочитание отдали в
посмеяние>>. Он имеет в виду идолов (вещество). Текст довольно трудный, это
своеобразный язык Сковороды: это и не церковнославянский, и не украинский,
это особый язык. <<Однако же в то все века и народы всегда согласно верили,
что есть тайная некая по всему разлившаяся и всем владеющая сила. По сей
причине для чести и памяти его по всему шару земному общенародно были
всегда посвящаемы дома, да и теперь везде все то же>>. И дальше немножко
ироническое сравнение: <<И хотя, например, подданный может ошибкою почесть
камердинера вместо господина, однако ж в том никогда не спорят, что есть
над ним владелец, которого он, может статься, в лицо не видывал. Подданный
его есть всякий народ, и равно каждый признает пред ним рабство свое.
Такова вера есть общая и простая>>.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9B%D0%BE%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98119429_Esli-takogo-avtora-perevesti-na-kakoj_to-mezdunarodnyj-azyk-on-vsuedu-byl-by-ctim-i-ponimaem-potomu-cto-problemy-kotorye-on-stavil---socialnye-nravstvennye-filosofskie-literaturnye---vo (400x209, 6Kb)

Имей свою в терпеньи часть.

Понедельник, 25 Апреля 2016 г. 21:12 + в цитатник


Далее идет парафраз картин природы и кончается все моралью,
которой нет в Книге Иова, она принадлежит только самому Ломоносову:


Сие, о смертный, рассуждая,

Представь зиждителеву власть,

Святую волю почитая,

Имей свою в терпеньи часть.

Он все на пользу нашу строит,

Казнит кого или покоит.

В надежде тяготу сноси

И без роптания проси.


Этого, повторяю, Бог не говорит в книге. А почему так написал
Михаил Васильевич? Да потому что для него самого зрелище природы как
откровение Божией мудрости очищало душу, возвышало, и человек на лоне
природы, перед звездным небом и перед чудесами мироздания, забывал о своем
горе, о своем малом горе земном. Он ощущал величие Вселенной, и на этом
фоне ему дышалось легче и просторнее. Вечность звучала здесь. Это особый
опыт ученого, это опыт многих других ученых, которые черпали религиозный
энтузиазм из созерцания природы.

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BC%...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98107999_Dalee-idet-parafraz-kartin-prirody-i-koncaetsa-vse-moralue-kotoroj-net-v-Knige-Iova-ona-prinadlezit-tolko-samomu-Lomonosovu_------Sie-o-smertnyj-rassuzdaa---Predstav-zizditelevu-vlast-- (400x209, 7Kb)

Он следует речи Бога в Книге Иова, но основная мелодия у него немного иная: она проще, она не столь мистична,

Понедельник, 25 Апреля 2016 г. 16:32 + в цитатник

Ломоносов эту тему перефразирует по своему. Он
следует речи Бога в Книге Иова, но основная мелодия у него немного иная:
она проще, она не столь мистична, как в Книге Иова. Я думаю, всякий
любитель природы может это легко понять. В детстве я читал эти стихи и мне
казалось, что Ломоносов уловил что то очень важное. Называется эта ода
<<Выбранное из Иова>>.


О ты, что в горести напрасно

На Бога ропщешь, человек,

Внимай, коль в ревности ужасно

Он к Иову из тучи рек!

Сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град блистая

И гласом громы прерывая,

Словами небо колебал

И так его на распрю звал:

Сбери свои все силы ныне,

Мужайся, стой и дай ответ.

Где был ты, как Я в стройном чине

Прекрасный сей устроил свет;

Когда Я твердь земли поставил

И сонм небесных сил прославил

Величество и власть Мою?

Книга:Прот. Александр Мень

Найти книгу (клик или правая кнопка мыши и открыть ссылку):
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9E%D0%BD-...rstr=&zone=all&wordforms=exact


mail_98106346_Skvoz-dozd-skvoz-vihr-skvoz-grad-blistaa---I-glasom-gromy-preryvaa---Slovami-nebo-kolebal---I-tak-ego-na-rasprue-zval_---Sberi-svoi-vse-sily-nyne---Muzajsa-stoj-i-daj-otvet. (400x209, 5Kb)


Поиск сообщений в septitajs
Страницы: 160 ... 102 101 [100] 99 98 ..
.. 1 Календарь