-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Psyhology

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 27





Злость и психологические защитные механизмы

Суббота, 16 Августа 2014 г. 17:19 + в цитатник
Исходные условия: Я злюсь на человека и хочу послать его...
Здоровая реакция: Я посылаю человека...
Интроекция: Хорошие люди никого не посылают... Я - хороший, мне нельзя.
Проекция: Э, да он явно хочет послать меня...! И сейчас пошлёт!
Конфлюэнция: Он должен сам всё понять и уйти. Без моих подсказок.
Ретрофлексия: Я молча иду туда сам.
Дефлексия: Понимаешь, брат, тут такое дело, в общем, если рассмотреть сложившуюся ситуацию объективно и беспристрастно, одним из аспектов актуальной тенденции может являться взаимная инконгруэнтность субъектов взаимодействия... Да, кстати, Шопенгауэр по этому поводу говорил, что...
Рефлексия: А действительно ли я хочу послать его ? Или я должен прощать всех и сам идти? А есть ли смысл посылать его, когда можно пойти самому?
Интроспекция: Какое любопытное чувство я испытываю! А вот так оно отражается в напряжении мышц... В связи с этим у меня всплывают вот такие ассоциации... и вот эти детские воспоминания... О, точно! В точности такой же случай был со мной в возрасте четырёх лет! Я тогда послал нах@й папу, и папа отлупил меня ремнём.
Отрицание: Нет никакого ... Не бывает такого слова.
Обесценивание: Да кто он такой, чтобы я посылал его? И кто я такой, чтобы посылать его ? И что толку посылать ...
Нарциссическое расстройство: Или я его, или он меня! Третьего не дано.
Посттравматическое расстройство: Что, ...? Опять ...?! Ааааа!
 
5696912_XjXlD50Zxcs (604x340, 43Kb)
Рубрики:  ЮМОР


Понравилось: 6 пользователям

Значение продуктивного диалога для разрешения конфликтов

Суббота, 16 Августа 2014 г. 17:15 + в цитатник

Автор - Долгополова Мария - источник

 

Я уже размещала на сайте статью, посвященную конфликтам. И писала там, что конфликт, как следствие различия интересов, потребностей и точек зрения, есть неизбежная данность. Как только различия проявляются в контакте людей, вместе с этим возникает и конфликт.

Но в то же время не любой конфликт, есть нечто фатально разрушительное. Более того, умение людей разрешать конфликты в своих значимых контактах напрямую определяет их способность строить долгосрочные доверительные отношения.

Тактика, к которой люди прибегают довольно часто – стараются не обращать внимания на конфликты в отношениях. И так до последнего, пока не станет совсем плохо. Недостаток подобной тактики в том, что конфликт, на который хотя бы одна сторона старается не обращать внимания, невозможно разрешить. При этом замалчиваемые чувства продолжают влиять на эмоциональную атмосферу в отношениях.

Для тех же, кто собрался разрешать конфликт, встает вопрос, как это лучше сделать. Для обсуждения этой темы, я бы хотела привлечь теоретические представления гештальт-подхода, применяемые, в том числе, для психотерапии пар. Гештальт-терапевтическая школа рассматривает человека, как находящегося в постоянном контакте с окружающей средой – людьми и событиями. Перлз, основатель гештальт-направления психотерапии придумал молитву, которая звучала следующим образом и легла в основу его практики:

  • "Я – это Я, а ты – это ТЫ.
  • Я делаю свое дело, а ты – свое.
  • Я живу в этом мире не для того,
  • чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
  • А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим.
  • И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.
  • Если нет, этому нельзя помочь"

Для меня это молитва про свободу, принятие ограничение и ответственность.

Итак, представляю вам выделенные мной составляющие продуктивного диалога:

1. Уважение к партнеру

Интуитивно понятно, что неуважительное отношение в большинстве случаев вызывает встречное неуважение, неготовность сотрудничать или даже желание сделать наперекор

Признание права партнера быть другим, различаться, иметь другое представление о ситуации и действовать соответствующим образом. До тех пор, пока этого признания нет, любое ваше намерение есть попытка контроля и навязывания своего мнения.  Люди чаще всего реагируют на это противодействием. Например, чем более активно-безапелляционно вы заставляете ребенка надевать шапку, тем более быстро он ее снимет, как только окажется вне поля вашего зрения просто в рамках борьбы за независимость и автономию.

2.  Принятие своих ограничений

Осознание зоны своей ответственности и зоны ответственности  другого человека (читать статью: Границы между собой и другими). Как говорилось в библии (цитата недословная): «Господь, сделай так, чтобы мы смогли направить все усилия на то, что мы вольны изменить, и не потратили сил и времени на то, что нам не подвластно».

3. «Я-послания»

Интуитивно, опять же таки понятно, что если сказать человеку, что он козел. То он либо пошлет, либо выдаст какую-либо защитную реакцию. Например, подведет много фактов в пользу того, почему козел – это вы, а не он. А  до тех пор, пока будет продолжаться противоборство взаимных обвинений, какое-либо продуктивное решение проблемы не может быть найдено.

Поэтому если в первую очередь хочется выразить эмоции, независимо от дальнейшей судьбы взаимоотношений, то «ты козел» вполне подойдет. Но если есть желание не навредить отношениям, быть бережным к партнеру и найти возможный выход из неприятной ситуации, то я-послания предпочтительнее.

Я-послание – это высказывание о своих переживаниях и мыслях по поводу ситуации, без оценки действий партнера.

Например, можно сказать:

«Ты никогда ко мне не прислушиваешься и не учитываешь меня!» И получить в ответ: «Нет, неправда, я только тебя и слушаю постоянно. И вообще вчера я сделал(а) все исключительно по-твоему!»

Я-послание: «Когда ты сегодня мне не позвонил(а), я почувствовала обиду, потому что мне пришлось переделывать все свои планы - это было очень неудобно, а еще я почувствовал(а) себя не нужной тебе и сильно расстроилась».

Второе высказывание требует гораздо больше мужества, потому что требует отказа от позиции всевластия и признания своей потенциальной уязвимости и нужды в Другом. Но и результат от такой формулировки может оказаться интереснее, чем в первом варианте.

4. Искренность

Люди не склонны к сотрудничеству, если чувствуют неискренность. Например, если вы на самом деле злитесь, потому что другой человек заставляет вас нервничать, и соответственно, пусть даже неосознанно, привносите это в контакт, но при этом говорите другому человеку, что «беспокоитесь О НЕМ». То он, скорее всего, вполне справедливо решит, что вами движут ваши собственные эмоции, нежели желание ему помочь или уберечь от чего-либо.

Самый надежный способ договориться - честность по отношению к себе и другому.

5. Укрепляйте отношения

Делайте для любимых то, что было бы и не обязательно делать, но что будет им приятно. Почаще делайте что-то для Другого беспричинно - то, что готовы сделать, не ожидая чего-либо взамен. Отношения, построенные исключительно на взаимных выгодах (ты мне – я тебе) наиболее подвержены частым трудноразрешимым конфликтам.

Рубрики:  СТАТЬИ

В чем заключается помощь психолога - как оценить эффект?

Суббота, 16 Августа 2014 г. 17:12 + в цитатник

Автор - Долгополова Мария - источник

Как написано на сайте одного психолога в качестве девиза - «если вам плохо, то это достаточная причина и повод для того, чтобы обратиться к психологу»...

В психологии имеется, кажется, бесконечное множество точек зрения, исследований и способов оценки эффективности психотерапевтической работы. Начиная с внешних формальных критериев и заканчивая самыми неосязаемыми материями. И еще многочисленные диспуты о том, какие процессы имеют место в психотерапии, что именно приводит к изменениям, что считать изменениями в клиенте и прочее-прочее.

Смотреть с клиентской позиции в этом смысле несопоставимо проще. Если чувствуется ценность происходящего для себя, оставаться. Если нет, уходить. С другой стороны, понятен и интерес к тому, чтобы как-то оценить своего специалиста, эффективность его работы.

Мне периодически рассказывающие пугающие истории про «плохих» психологов. Про них много пишут, что это такой специалист, который дает советы,  делится своей мудростью, теряет эмоционально непредвзятое отношение к самому клиенту, его жизни и поступкам, обладает низким уровнем осознания своих скрытых мотивов и реакций в ходе психотерапии и прочее.

Если у вас есть опасения по поводу того, чтобы попасть к неправильному психологу рекомендую к прочтению статьи: об ошибках профессиональных психологов и квалифиции психолога.

В то же время «плохой» психолог, он как «плохая мать». Никто не хочет ей быть, но при этом «идеальная» мать - персонаж заведомо не существующий. В каждом психологе есть хотя бы немножко «плохого» психолога. Д.В.Винникот в своих работах даже начал использовать термин «достаточно хорошая мать» подчеркивая принципиальную невозможность полного совершенства.

Так вот, если вы-таки попали к «достаточно хорошему психологу», как оценивать эффект?

Множество не сложившихся психотерапий случается из-за неадекватности взаимных ожиданий.  В какой-то книге о растениях было написано, что по-настоящему полезные для человека травы имеют едва различимый эффект. В то время как имеющие более ощутимое первичное влияние при длительном употреблении оказываются обычно вредны.

Я постараюсь здесь описать несколько возможных пунктов, что может и чего не может дать психолог, и обозначить к чему стремлюсь в своей работе:

1) Психолог, который решает проблемы

К психологу люди приходят с чем-то, что считают своей проблемой. Но парадокс заключается в том, что психолог не может решить проблему клиента. Более того, если он попытается, чего ему наверняка захочется, он потратит оплаченное клиентом время на то, чтобы зайти во все те интеллектуальные тупики, в которых уже сейчас находится обратившийся. Но что тогда под силу психологу?!

Гештальт-подход и теория парадоксальных изменений утверждают, что психологу следует «дать место» всем тем чувствам и реакциям, которые есть на сложившуюся ситуацию. Интеллектуально-интуитивно совершенно не понятно, что это может дать. Но психотерапевтическая практика говорит об обратном.

Приведу один пример. Женщина не могла годами забыть травмировавшую ее ситуацию, когда умер ее родственник. Она возвращалась к ней мыслями снова и снова. Ее жизнь остановилась и стала закрыта для всего нового. Женщина много плакала и горевала. Первое облегчение случилось лишь после того, как в терапии, помимо уже знакомых ей чувств, она обнаружила свое чувство гнева на умершего, ведь он был частично виноват в своей смерти. Лишь только после этого открытия она смогла потихоньку возвращаться к своей настоящей жизни и разрешать накопившиеся за это время проблемы.

Читать статью: Работа с эмоциями  в гештальт-подходе

2) Психолог - эксперт

Я не практикую в жанре экспертных психотерапевтических методов, отличительной чертой которых является некоторая заранее известная часто даже пошаговая программа, которая адаптируется под каждый индивидуальный случай, но при этом имеет ясную цель (конечный результат) и основной инструмент которой - тренинг навыков или директивное влияние на клиента. 

Психолог любой психотерапевтической школы имеет некоторую идею-представление о здоровом функционировании человека и вредных «отклонениях». Но подобные теоретические познания не делают психолога экспертом. Что бы психолог ни «знал» или предполагал про клиента, методы, которые он использует в реальной работе, должны быть направлены на то, чтобы клиент увидел, узнал, обнаружил больше о себе и устройстве своей жизни, прошел дальше в своем психическом развитии, независимо от того, какие конкретные жизненные задачи он сейчас перед собой ставит. Это означает  - что именно для себя поймет и «возьмет с собой» из встреч клиент, находится вне контроля со стороны психолога. Обратный процесс имеет место при воспитании, которое является планомерным формированием личности в соответствии с определенной системой ценностей.

3) Психолог - помощник

Психолог не учитель, не наставник и не помощник. Психолог не является частью жизни клиента. Рассмотрим простой гипотетический пример. К вам приходит, допустим, подруга, и говорит, что хочет устроить личную жизнь  или еще более прямо – просит познакомить с кем-либо. Дружеская помощь, которая может повлиять на объективную ситуацию, действительно познакомить ее с кем-то. Но если с тем же намерением приходят к психологу, то это другая ситуация. Лучшее, что он может - это помочь выяснить, почему определенная потребность или желание у клиента есть, а ее удовлетворения или реализации нет. Какие внутренние факторы влияют на это. Например, само желание неискреннее, недостаточно личностно присвоенное, но социально одобряемое, или желание искреннее, но, сразу озвучив его, человек делает несколько шагов назад, пытаясь оправдать свое «отступление» объективной невозможностью «в его-то ситуации» или недостаточной важностью желания.

Резюме:

  • Психолог не решает проблемы, но помогает исследовать то, что удерживает, препятствует дальнейшему движению, развитию и гармоничному существованию в настоящем моменте. Помогает завершить незавершенное и тянущее назад.
  • Психолог, «не знает», но предоставляет пространство для изучения.
  • Психолог не помогает, но способствует обнаружению причин и движущих сил актуального поведения  человека, поддерживающего состояние неудовлетворенности.
Рубрики:  СТАТЬИ

Фильм "Звездочки на земле"

Суббота, 16 Августа 2014 г. 17:05 + в цитатник
Потрясающий фильм о воспитании детей! О талантливом ребенке с трудностями обучения.
5696912_2007tzp12ak (700x525, 492Kb)
Рубрики:  ПСИХОЛОГИЯ В КИНО

Надеюсь, заболел

Суббота, 16 Августа 2014 г. 17:03 + в цитатник
Разговаривают два приятеля: 
- Я завтра пойду к врачу. 
- К врачу? Ты что, заболел? 
- Надеюсь, что заболел. 
- Это почему? 
- Потому что я не верю, что мне может быть так плохо, когда я здоров…
Рубрики:  ЮМОР

Психоаналитический юмор

Суббота, 16 Августа 2014 г. 17:02 + в цитатник

5696912_zPUchVqpBHw (403x604, 23Kb)

Рубрики:  ЮМОР

Личностный выбор

Суббота, 16 Августа 2014 г. 17:01 + в цитатник
Илья Муромец добрался до перекрестка трех дорог.
На камне, стоящем на этом перекрестке, надпись: 
"направо поедешь - по башке получишь ( в оригинале - несколько грубо-физиологичнее),
налево поедешь - по башке получишь,
прямо поедешь - по башке получишь.
Стоит Илюша, репу чешет...
...Голос сверху: "Илюша, решайся! А то, прям здесь по башке получишь!"
Рубрики:  ЮМОР

Гештальт vs Психоанализ

Суббота, 16 Августа 2014 г. 16:59 + в цитатник

Кабинет психоаналитика, за дверью тихо, на двери надпись: не беспокойте, идет сеанс.
Кабинет гештальт-терапевта, из-за двери вопли, брань, удары, на двери надпись: не беспокойтесь, идет сеанс.

Рубрики:  ЮМОР

In treatment - сериал о психологах и психотерапии

Суббота, 16 Августа 2014 г. 16:57 + в цитатник

In treatment (пациенты) 2008-2011, США


Отличный сериал о психологах и психотерапии... К главному герою Полу Вестону в течение недели приходят 4 пациента, и один день в неделю он ходит к своему супервизору. Сериал состоит из 3 сезонов, на протяжении которых Пол помогает 11 пациентам и одной паре, а также разбирается в своих личных проблемах. In treatment будет наиболее интересен психологам и увлекающимся практической психологией, так как в нем процесс терапии отображен с максимальной реалистичностью.
Превосходный ремейк израильского сериала «Бетипуль». Был снят также российский аналог - "Без свидетелей", где терапевтом является уже женщина (Ксения Кутепова)

5696912_In_Treatment_Season_2 (700x448, 66Kb)5696912_jakeandamyweekseven1920 (700x393, 144Kb)

Рубрики:  ПСИХОЛОГИЯ В КИНО

Можно ли доверять частному психологу?

Суббота, 16 Августа 2014 г. 16:46 + в цитатник

Частный психолог или психологический центр

Автор - Мария Долгополова - источник

Психологический центр

Существуют самые разные психологические центры, предлагающие свои услуги. Можно сказать, что психологический центр, в отличие от независимого психолога, предоставляет некоторые гарантии качества. С частными психологами сложнее – они могут оказаться как хорошим профессионалами, которые могут себе позволить или предпочли устраивать свою психологическую практику независимо от центров, которые за них выполняют работу по поиску и привлечению клиентов, так и людьми-обладателями однодневных сайтов, обычно соответствующего качества, решившими, что «будут психологами» и получившими несколько случайных сертификатов. Кроме того, реальную ценность того или иного выкладываемого сертификата могут оценить как раз те, кто сами являются психологами.

Однако, не всегда титул психологического центра является залогом гарантии качества.

При выборе психолога, имеет значение, является ли этот центр «реальным», то есть это помещение, принадлежащее определенной компании, которая зарегистрирована как психологический центр и т.д.

Почему подобная официальность имеет значение в отношении качества предоставляемых услуг?

Потому что психологический центр – это отнюдь не благодатная ниша для бизнеса (по крайней мере, в Москве). Обычно те центры, которые «выживают», формируются вокруг харизматичных лидеров и успешных практиков, имеющих популярность среди клиентов сильно превышающую их временные возможности. Они «обрастают» талантливыми учениками, которым тоже доверяют и перенаправляют к ним клиентов.

Если психологический центр существует исключительно в интернете. То здесь меньше гарантий, как и при выборе независимого психолога. Это может быть содружество высококвалифицированных профессионалов, которые объединились, сделали себе свой сайт и через интернет успешно налаживают свою практику. Так и все что угодно. На днях прочитала на сайте какого-то психологического центра, причем не в разделе статьи, а на одной из главных страниц, самоотчет о восстановлении недостающих частей тела психологическими средствами.

Также существуют крупные психологические интернет порталы, которые обычно находятся в топе по ключевым запросам потенциальных клиентов, которые на взаимовыгодных условиях регистрируют специалистов, проверяя дипломы об образовании. К сожалению, дипломы тоже не всегда являются безусловной гарантией адекватности специалиста

Читать статью: Ошибки профессиональных психологов. Какие бывают, и как себя обезопасить?

С другой стороны, такие порталы предоставляют возможность прочитать статьи психолога, обращение к потенциальному клиенту и многое другое. Еще один плюс таких аккумуляторов заключается в том, что цены на таких сайтах указаны без завышения для отчислений центру, чего нельзя сказать про первый вариант, предлагающий максимальные гарантии качества.

Частный психолог

Некоторые мои коллеги, особенно работающие в психологических центрах, не устают мне сообщать о том, что никогда не стали бы выбирать себе свободного психолога, без личных рекомендаций. Я полностью согласна, что в таком вопросе личные рекомендации это наиболее важно. Но если таковых не имеется – что делать тогда?

Является ли психолог, который числится за официальным психологическим центром или крупной организацией, лучше, того который работает независимо?

Очевидно, что деление на частного психолога и не частного психолога условное. Обычно те психологи, которые работают в психологических центрах, коммерческих или государственных организациях также ведут свою частную практику. Часто такое бывает, что сначала начинающий психолог работает где-то, а затем переходит исключительно на частную практику. Иногда психолог, приобретя некоторую известность, которая делает его практику независимой от необходимости «обеспечения» со стороны, все равно принимает решение оставаться в центре или организации из своей любви к коллективной работе, месту, в которое он встроен, и любых других причин. И, наоборот, «частные психологи» могут являться партнерами нескольких официальных центров, но не быть у них в штабе на постоянной зарплате.

Наиболее внимательным нужно быть в тех случаях, когда по предоставляемой специалистом информации видно, что, возможно, он в профессии недавно – у него не выложены дипломы или среди дипломов нет свидетельствующего о базовом психологическом образовании. Или есть описание того, как он активно развивался в совсем другом направлении (например, в сфере продаж), а затем «понял, что психология – это его призвание». Среди людей, которые пришли в психологию поздно, также есть много талантливых и даже тех, кто получил мировую известность, (например, очень уважаемая мной Клариса Пинкола Эстес, филолог по базовому образованию), но внимательность в данном случае не будет лишней.

Читать также: Квалифицированный психолог – как определить уровень образования?

Еще одна проблема заключается в том, что чем более независимый психолог, тем более он волен в назначении цены своих услуг. Я лично знаю людей, которые решив податься психологию, будучи до этого состоявшимися где-то еще, назначали 5.000 за свою консультацию на первом году практики.

Моя ясная недвусмысленная профессиональная позиция заключается в том, что цена часа напрямую зависит от позиции психолога в мировых сообществах, что непосредственно коррелирует с полученным дополнительным образованием, и количества лет практики. За вышеуказанную сумму можно получить услуги, большого количества уже признанных на мировом уровне психологов, имеющих международные сертификаты, и занимающихся преподаванием и обучением психотерапии. Последнее, следует отметить, является свидетельством высокого профессионализма психолога, говорит о хорошем качестве предоставляемых им услуг и длительной практике работы с клиентами.

В связи с этим, в отдельном разделе сайта, я также выложила список профессиональных сообществ, которые общепризнаны и имеют непосредственную связь с мировыми в том направлении, на котором специализируются (гештальт-терапия, психоаналитическая психотерапия, аналитическая терапия и др.). Следует с грустью отметить, что сайты таких сообществ часто выглядят не внушительно, например сайт Московского психоаналитического Общества, но в любом научном психологическом журнале, можно быстро убедиться в серьезности данной организации.

Надеюсь, мне удалось осветить тему достаточно полно. Желаю всем удачи в выборе психолога!

Рубрики:  СТАТЬИ

САМОПОДДЕРЖКА

Суббота, 16 Августа 2014 г. 16:23 + в цитатник

Автор - Мария Долгополова - источник

Данная статья посвящена теме самоподдержки. Это понятие широко используется не только в повседневном языке, но также психологами в нашей и зарубежной литературе в качестве специального термина.

Разумно предположить, что самоподдержка (selfsupport)  - это умение поддерживать себя в сложной ситуации. Но, на самом деле, это лишь одна небольшая часть процесса самоподдержки - когда мы говорим себе что-то подбадривающе-успокаивающее («вперед, у тебя получится!») вместо уничижающей самокритики («ну, у тебя-то точно ничего не выйдет»), усугубляя неприятность внешних обстоятельств.

Большая же часть этого процесса связана с умением осознавать свою нужду в том, что есть во внешнем мире, значимо, но пока недоступно, а также в том, чтобы поддерживать себя на пути к этому, при необходимости обращаясь к различной помощи извне (моральной, финансовой…). И все это несмотря на возможность или уже имеющийся опыт неудачи/отказа.

Поскольку возможности самоподдержки закладываются, начиная с самого раннего возраста в межличностном контакте с другим человеком, гораздо проще тем людям, которые в родительской семье имели опыт того, что можно обратиться к родителю и получить необходимую помощь.

Но эта способность также может развиваться в большей или меньшей степени в течение жизни. Поэтому даже при отсутствии соответствующего опыта в детстве можно значительно увеличить ресурсы самоподдержки во взрослом возрасте. Хотя сложно поверить в то, что вокруг есть люди, которые могут помочь, когда весь прошлый опыт утверждает обратное – «нельзя ни на кого и ни на что положиться»!

Для наглядности приведу пример поведения родителя, способствующего и не способствующего самоподдержке. 

Дочь собирается поступать в ВУЗ, следуя своему интересу. Родители волнуются и уверены, что «ТАКИМ невозможно заработать жизнь». В разговорах они озвучивают множество прогнозов непоправимо несчастного будущего.  Ребенок с одной стороны и считает, что как минимум добрая половина родительских страхов не оправдана, но тем не менее либо отказывается от первоначальной задумки, как нереалистичной мечты, либо идет вперед, но очень робкой поступью окружаемый веером уже собственных тревог, стараясь доказать себе и окружающим, что его способ тоже может сработать.

Второй случай. Родители озвучивают свою позицию, что ребенок должен сам найти, что ему интересно и чем он готов заниматься в дальнейшей жизни. Ребенок рассматривает разные для себя варианты и присматривается к ним поближе. Ходит на курсы, смотрит, что подойдет. Некоторые предварительные «выборы» вызывают массу удивления и небезосновательных страхов у окружающих взрослых. На любые предположения мать реагирует спокойно, исследует и предлагает конкретные идеи, как можно было бы развиться в этой сфере, на основе своего опыта взрослости. И это вплоть до того, что на один из «вариантов» она объявляет: «Ну, что ж, в этой стране с этой профессией могут возникнуть проблемы, но ничего, тогда можно будет на какое-то время переехать в другую».

В данном случае я привела эти примеры не для того, чтобы разграничить «плохого» и «хорошего» родителя. Потому что практически все родители реализуют первый паттерн поведения со своими детьми.  А для того, чтобы показать, как самоподдержка проявляется в контакте с другим человеком до того, как она стала внутриличностным процессом.

Страшно не то, что Другой может быть требовательным, критикующим, не проявляющим доверия-уважения к порывам «детской души», к естественному интересу и дающим мало пространства для самостоятельности (предопределенная жизнь). Страшно то, что со временем не родитель, а уже бывший «ребенок» начинает это делать с собой сам - не доверяет (читать также: доверие к себе) своим импульсам и желаниям, не верит в результативность возможных усилий.

Самоподдержка нужна для того, чтобы делать новый шаг, что-то улучшать или изменять в своей жизни (читать также: Возможно ли изменить свою жизнь?, чтобы развиваться. Самоподдержкой может стать многое – просьба, которую сложно озвучить, чтобы не показаться слабым; искренний пугающий разговор о том, что волнует с нужным человеком; разрешение себе быть неидеальным, несовершенным, «плохим»; разрешение испытывать те чувства, которые появляются, даже «неправильные»; разрешение пробовать и ошибаться.

Рубрики:  СТАТЬИ

Психическая травма

Суббота, 16 Августа 2014 г. 16:17 + в цитатник

Предубеждения психологов при работе с психической травмой

Автор - Нифонт Долгополов - источник

Обсудим кратко десять  распространенных психотерапевтических мифов про психическую травму, которые произвольно или невольно вползли в сознание гештальт-терапевтов и у многих благодатно прижились:

1. Травма есть необычное, «ненормальное явление» в психическом мире

Если понимать под травмой «разрушение внутренних психологических границ» человека, временно нарушающее целостность личности и работу систем психической саморегуляции, то понятно, что «ненормальным» надо считать человека, у которого нет «психических травм».

Установка на «ненормальность», зачастую является ятрогенной, провоцирующей пассивность, ригидность, пессимизм и «тормозящие чувства» - вину, стыд - при взаимодействии клиента с «травматическим материалом».

Первоначальная смутность, размытость психологических границ является характерологической особенностью личности, но она не есть собственно травма, однако является предпосылкой для развития травмы в стрессовой жизненной ситуации. 

2. Травма есть следствие  «катастрофических»,  «насильственных» и других стрессогенных ситуаций во внешнем мире

Действительно, катастрофические или насильственные (внешние по отношению к человеку) обстоятельства - частое явление. Но они не являются  достаточным, или даже необходимым условием для травмы.  Поскольку понятно, что не все люди, прошедшие войну, пережившие землетрясения, пожары, наводнения и потерю близких, являются «травматиками. А кто-то, кто не встречался в своей жизни с катастрофическими и разрушительными внешними событиями, может иметь определенные травмы (к примеру, «нарциссическая травма»).

Отсюда логически следует, что травма – событие внутреннего мира (хотя внешние события могут сильно «помогать» внутренним травматическим процессам).

3. Травматический «негативный материал»  как явление психического мира может быть полностью нейтрализован, забыт, вытеснен

«Негативный материал», если он по-прежнему относится к ценностно-значимой зоне переживаний человека, с течением времени  не исчезает, и его «интенсивность» может даже не ослабевать. При гештальт-терапии происходит восстановление или создание эффективной границы контакта человека с этим материалом, позволяющей соприкасаться с ним в том темпе, объеме и таким способом, который не был бы деструктивным для личности в целом или для процессов психической саморегуляции.

4. «Травматик» требует более бережного к себе отношения со стороны психолога/психотерапевта

В определенном смысле любая  «психологическая проблема», с которой приходит  клиент на прием к психологу или психотерапевту, организует во внутреннем мире «ситуативную психологическую травму». 

Поэтому не только не вижу полезности в «особой бережности» к «травматику», по сравнению с другими клиентами, но и часто наблюдаю вредность данной установки, поскольку она блокирует  уровень возбуждения терапевта, его естественность, правдивость, диалогичность и другие свойства безопасных эффективных клиент-терапевтических отношений.

5. Лечение психической травмы требует поиска специальных внутренних «позитивных ресурсов»

Если «главным ресурсом» в гештальт-терапии является  произвольное видение  клиентом собственных разрушительных  психических механизмов и процессов (например, осознавание способов прерывания значимых потребностных процессов), то специальные поиски «позитивного материала», наоборот, ослабляют этот ресурс.

Как гештальт-терапевт я верю, что при соблюдении «позитивных» условий психотерапии:

  • для меня это, прежде всего, интенсивные клиент-терапевтические отношения; важные свойства этих отношений - уважительность, отзывчивость, надежность, правдивость, доверие, прозрачность, отсутствие насильственного давления на клиента, диалогичность
  • доброжелательной установке терапевта к личности клиента и к любым его переживаниям
  • безопасных пространственных и временных характеристиках терапевтического процесса

будет возможно восстановление или создание «внутренних границ». Это ведет к восстановлению целостности личности и не требует опоры на специальный «содержательно-позитивный материал».

6. Следует избегать «психологической встречи» с «внешним разрушителем» (например, с физическим или сексуальным насильником) в целях уменьшения опасности «ретравматизации»

На мой взгляд, данный тезис-предубеждение может быть полезен только для специалистов первичного уровня обученности в психологии и психотерапии.

Идеология гештальт- метода противоречит данному тезису, поскольку без достаточно «полной встречи» с «разрушителем» невозможен и «полный контакт» с «носителем страха», а значит - полная проработка «фигуры страха» или других необходимых «эмоциональных фигур».

В психодраматическом методе аналогично: при драматизации, постановке сцен с насилием, отсутствие «обмена ролями» с «насильником» может приводить к увеличению проекционных страхов, мистификации «негативного субъекта», превращению конкретного «насильника» во «всемогущего монстра».

Грамотный «обмен ролями» с насильником, наоборот, приводит к увеличению переживания своего права отстаивать собственные границы и увеличению возможности выражения чувств при нарушении физических и психологических границ клиента.

7. Сглаживание  переживания,  десенсибилизация («обесчувствливание») полезны для работы с травмой

Как и в любой гештальт-работе, различение и осознавание границ является базовым инструментом  психотерапевтического взаимодействия с клиентом. И, соответственно, сглаживание переживаний не полезно для любой гештальт-работы.

Если клиент естественным образом защищает себя конфлюенцией (размытостью границ) или дефлексией (избеганием чувств и других переживаний), или десентизацией (понижением уровня переживания), то с ним (независимо от того, является ли он «травматиком» или нет) работают с помощью осознавания способа защиты и целесообразности этого вида защиты в данный момент (а не насильственным разрушением «защиты»), а также помогают найти новые, более эффективные способы  взаимодействия с «негативным материалом».

Другим немаловажным аспектом работы с острыми переживаниями является баланс «контакта» (который всегда является в определенном смысле фрустрацией) и «поддержки», который любила обсуждать Лора Перлз.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, что для поддержки развития «фигуры», необходимым является достаточное исследование «фона», в частности на стадии «преконтакта». Поэтому осознавание «деталей травматической ситуации» не является «уходом» от  фигуры переживания, а наоборот, «основанием» для ее интенсивного проживания.  

Таким образом, можно сказать, что как «искусственное увеличение» (амплификация переживания), так и искусственное сглаживание (десенсибилизация и избегание переживания) часто неполезны и даже небезопасны при работе с травмой.

8. Главное при травме – ассимилировать опыт, полученный в ходе травмирующей  внешней ситуации

Главным травмирующим процессом, на мой взгляд, можно считать не влияние катастрофических или насильственных событий на психику человека, и не сложность ассимиляции «травмирующего материала», а разрушительное отношение к себе со стороны собственного Я, как в процессе непосредственного воздействия «травмирующих обстоятельств», так и после окончания «травмирующей внешней ситуации».

Травмирующая внешняя ситуация является всего лишь триггером («спусковым крючком»), запускающим внутренний процесс саморазрушения - например, у человека гипертрофированы внутренние структуры, которые можно условно назвать ролями «беспощадного критика» и «безжалостного прокурора».

Не случайно, что  намного более сильную психологическую травму, как правило, вызывает не первичная травмирующая ситуация, а вторичная. Например, когда жертва обстоятельств подвергается обвинению, стыжению, игнорированию со стороны значимых близких. Которые вместо необходимой поддержки организуют вольно или невольно «травлю», чем  еще более «разжигают» внутренние разрушительные процессы травмированного.

Таким образом, главным акцентом в работе с «травматиком» является восстановление позитивного отношения к самому себе в процессе клиент-терапевтических отношений, и только  вторым фокусом внимания терапевта является проживание конкретного «травмирующего содержания».

Завершением работы с травматическим опытом будет «завершение» значимых для клиента фигур и продуктивное («не интроективное») присвоение этого опыта, включающего

  • первично прожитую травму,
  • вторичные травматизации от социума,
  • и опыт терапевтической реконструкции.

9. Некоторые виды травмы требуют при психотерапевтической работе специальных телесных движений или физического отреагирования

Все виды эмоционального переживания  сопровождаются определенными физическими движениями (мимикой лица, движениями рук и других частей тела) разной степени интенсивности.

В гештальт-методе феноменологическое наблюдение микроактивности частей тела или наоборот, обездвиженности  конкретного клиента достаточно для  соответствующих терапевтических действий-предложений  в процессе гештальт-терапии.

Использование «знаний» (о телесных особенностях при различных видах травматизации) из экспертных методов для терапевтических интервенций автоматически ослабляет эффективность гештальт-метода  в работе с клиентом в целом (хотя  эти интервенции, безусловно, могут быть полезны сами по себе или в рамках экспертного метода).

10. Для того, чтобы успешно работать с травмой, важно различать «свежую», «острую» и «старую» травму; «травму детства», «шоковую травму» и множество других видов травмы…

Нисколько не дискредитируя «экспертные» направления в психотерапии и, глубоко уважая, признавая терапевтический опыт клиентов, выбирающих данные психотерапевтические подходы, напоминаю, что современная  гештальт-терапия относится к противоположному полюсу психотерапий. А именно феноменологическим, клиент-ориентированным, «гуманистическим» (последнее название не очень удачное, поскольку имеет в языке позитивную-этическую окраску – что не соответствует смыслу понятия, которое обозначает, что ответственность за психические процессы и поведение несет  во всех случаях сам клиент!).

Из последнего уточнения в скобках понятно, что многие среди клиентов-«травматиков» предпочитают «экспертные» методы, а не гештальт-терапию, а многие гештальт- пытаются «прихватить» из «экспертных»  методов «знания», которые, на первый взгляд, укрепляют их терапевтические позиции и методы работы.

Но, гремучая смесь «экспертных» и «антиэкспертных» психотерапевтических установок, как правило, только путает самого терапевта, разрушает его гештальт-способы работы и дезориентирует клиентов.

Резюме

Гештальт-терапия травмы базируется:

  • На исследовании самим клиентом (разумеется, при поддержке гештальт-терапевта) комплекса актуальных посттравматических переживаний;
  • На последовательной реконструкции патологически разрушенных «фигур сознания», «незавершенных гештальтов» - прерванных эмоциональных переживаний и потребностных процессов;
  • На продуктивном завершении этих «фигур сознания», эмоциональных переживаний и потребностных состояний.
  • На восстановлении позитивного самоотношения клиента (самоуважения, самопринятия и т.п.)

«Выгодность» такой гештальт-работы для клиента относится, по моему мнению, в основном к «зоне будущего».

По данным Т.Бэрли, после прекращения психотерапии, такие клиенты не уменьшают «свои достижения», а наоборот, даже увеличивают их (именно за счет в значительной степени самостоятельного осознанного восстановления собственных потребностных процессов, понимания собственных прерываний потребностей, осознавания способов восстановления саморегуляции и целостности личности).

А также, по данным исследователей,  клиенты-«травматики», прошедшие гештальт-терапию (как, впрочем, и роджерианскую терапию)  меньше разрушаются при последующих встречах с травмирующими внешними ситуациями (по сравнению с клиентами, прошедшими «экспертную» психотерапию).

Рубрики:  СТАТЬИ

Метки:  

Оценить квалификацию профессионального психолога

Суббота, 16 Августа 2014 г. 16:12 + в цитатник

Квалифицированный психолог – как определить уровень образования?

Автор - Долгополова Мария - источник

Поиск квалифицированного психолога через интернет - задача нелегкая, тем более, что по достоинству оценить активно предъявляемые специалистами сертификаты не-психологам затруднительно в связи с бесконечным многообразием последних.

Итак:

Базовое образование

Первое на что нужно обратить внимание – базовое образование.

Оно должно быть психологическим или медицинским. МГУ, МГППУ – самые известные для Москвы из психологических. Предпочтительнее всего, чтобы в дипломе в качестве специализации были указаны «Клиническая психология» (для МГУ) и «Консультативная и клиническая психология» (для МГППУ).

Но иногда такое бывает, что люди приходят в психологию не сразу. Или, имея непрестижное или просто неудачное базовое образование, прошли серьезную подготовку по психологическому консультированию и являются успешными профессионалами. А наоборот те, кто начинал с поступления в первоклассный ВУЗ, не стали такими уж хорошими практиками. Особенно это вероятно в контексте того, что даже самые прекрасные ВУЗы НЕ обучают психологическому консультированию и психотерапии. Все те практические навыки, которые есть у психолога, получены вне стандартной образовательной программы.

Высшее образование в первую очередь дает теоретическое понимание существующих в психологической науке и практике проблем. Это надежный фундамент для последующего обучения, но, само по себе, теоретическое видение и систематизированные знания, никак не определяют способность психолога помочь в решении проблем реально обратившегося человека.

Дополнительное образование.

Данный раздел я бы хотела представить в виде списка того, какие формы дополнительного образования существуют, насколько и почему они важны для успешной практики. Понятное дело, что если ваш предполагаемый психолог соответствует всем нижеупомянутым требованиям – это самый идеальный вариант. Но в то же время следует понимать, что и цена будет соответствующей. Это может быть около 10.000 за 50 минут времени.

1. Психолог имеет сертификаты подтверждающие прохождение долгосрочных образовательных программ повышения квалификации

Самые короткие из таких программ – 100 часов и посвящены какой-либо узкой теме (например, «Применение методов песочной терапии для работы с детьми»). Чем более широкая тема заявлена, тем большее количество часов должен занимать обучающий курс (например, «основы психоанализа» – 100 часов; «Психоаналитическое консультирование – 680 часов)

Посмотрите, какую именно образовательную программу прошел специалист (то есть на чем он специализируется) и от какого института. Если это институт, который сотрудничает с другими организациями и имеет членство в мировых сообществах, это гарантия качества подготовки специалистов – поскольку сертификат выдается не по факту оплаты курса, а по факту прохождения специалистам сертификации. Если институт, выдавший диплом не ведет подобного сотрудничества и не является членом более крупных ассоциаций – тот тут все на ваш страх и риск.

2. Психолог активно участвует в жизни профессионального сообщества: участвует в интенсивах, конференциях, ведет мастер классы на психологических школах, публикуется в научных журналах…

У психологов с большим стажем и опытом (более 10 лет) вы, скорее всего, не увидите на сайте сертификаты участия в конференциях или интенсивах (поскольку их было уже столько, что он их не выделяет как события) . Зато вы сможете увидеть интервью для крупных журналов, выступления по телевидению, научные публикации или другие признаки, свидетельствующие о признанности и общеизвестности психолога.

3. Членство психолога в различных ассоциациях

Для того, чтобы оценить значение этого членства (потому что специалист может написать все, что угодно и состоять в самых разных содружествах, вопрос в том, прибавляет ли это ему ценности как профессионалу) нужно обратить внимание на все те же самые детали, как и при оценке института. А именно, включена ли организация, членом которой он является, в более крупные сообщества. Приведу пример линии профессионального развития в сообществе. Есть кандидаты московского психоаналитического общества, которые по мере своего развития в сообществе станут членами МПО, получив членство, они могут претендовать на то, чтобы со временем стать членами Международной Психоаналитической Ассоциации и т.д. Для подобного профессионального развития психологи проходят образовательные программы и сдают аттестационные экзамены, на которых показывают свою работу. Чем больший статус имеет специалист, тем более признанным является его профессионализм.

4. Стаж практики

Чем больше стаж реальной практики работы с клиентами, тем лучше. Однако, этот самый стаж лучше мерить не количеством лет, а количеством проведенных консультаций. К сожалению, в этом вопросе специалисту можно верить только на слово, ни на каких бумагах это не запротоколировано. Если психолог числится в психологических центрах, особенно в штабе, это дает определенную гарантию того, что регулярная практика у него имеется. Если психолог пишет статьи, проводит мастер-классы или еще как-то себя проявляет и при этом производит на вас впечатление разбирающегося в своей теме человека, то этого вполне достаточно, чтобы присмотреться к нему.

По этой теме выскажу еще свое субъективное мнение, что испытываю некоторое опасение по отношению к специалистам, заявляющих о более чем 10-летнем стаже работы, но при этом не имеющих обсуждаемых здесь «регалий» и предлагающих низкую стоимость за свои услуги. Часто это бывает своеобразным проявлением неуверенности в себе (что может и не влиять резко на качество услуг), но может быть свидетельством откровенного непрофессионализма, когда пройдя пару семинаров, люди открывают в себе таланты врачевания души и другие уникальные способности.

5. Большой опыт личной терапии и супервизии

Специалист может сам акцентировать внимание на том, у кого и в каком объеме прошел супервизию или личную терапию. Поскольку в это, в любом случае, было вложено много сил и финансов. Но если про психолога известно, что он получил дополнительное образование в признанном институте (см. 1 пункт), то тут можно не беспокоиться, что с количеством часов личной терапии и супервизии у него все в порядке, даже если это нигде им не упоминается.

6. Преподавательский стаж в программах повышения квалификации по психотерапии

Если психолог, ведет терапевтические и образовательные группы (см. требования к институтам), дает супервизию молодым обучающимся или начавшим практику специалистам , то это говорит о признанности его мастерства среди коллег. Более того, плотная конкуренция позволяет далеко не всем желающим - талантливым молодым специалистам - закрепиться и начать преподавательскую деятельность под крылом крупных институтов.

7. Научная деятельность

Это моя больная тема, поскольку я приняла горькое решение не развиваться в этом направлении. Если ваш психолог ведет научную деятельность и имеет научные степени, звания - это говорит о том, что психология и психотерапия дело его жизни. Это означает, что к своей работе специалист подходит самым тщательным образом, чувствует большую ответственность за ее результаты и имеет большое количество поддерживающих его профессиональных связей. Но если вы найдете такого специалиста уже после того, как он обрастет определенным количеством титулов и его признанность получит официальную огласку, стоить это будет дорого.

Рубрики:  СТАТЬИ

Доверие к себе

Суббота, 16 Августа 2014 г. 16:00 + в цитатник

Автор - Мария Долгополова - источник

Проявление доверя-недоверия к себе можно отчетливее всего обнаружить, если обратить внимание на то, как человек делает значимые выборы в своей жизни и принимает важные решения. Выбор, это главный инструмент личности для проявления себя и реализации своей свободы и потенциала. Там где нет выбора, есть предопределенность и фатализм.

О выборах

В сложных непонятных ситуациях обычно хочется сделать "правильный выбор", тот о котором не пожалеешь. Но существует ли этот самый "правильный" выбор? Все зависит от того, чем мерить степень правильности. Можно ориентироваться на нормы и стандарты «принятого», можно - на моральные устои, а можно измерять адекватность выбора тем, насколько он делает вас счастливыми.

К психологам приходят или интересуются психологией обычно те люди, для которых выбор – это, в первую очередь, путь к возможному счастью.
Так можно ли сделать выбор так, чтобы потом об этом не пожалеть?

Выбирать, доверяя себе

Одну потрясающую мысль для себя выделила из книги К.Пинколы Эстес – «Бегущая с волками». По мнению автора, большая часть людей, которые находятся в поверхностном контакте со своим естеством, то есть не в гармонии с собой, обычно совершают выборы следующим образом. Они видят то, что лежит перед ними, выбирают то, что сильнее блестит, пока не удовлетворят свой «первичный голод».

Но такой способ выбора обычно не позволяет «насытиться», удовлетвориться. Поскольку:

1. Если брать, «что дают», а не то, чего хотелось, чего не хватало, через очень небольшое время смутное ощущение нужды вернется.

Есть два различных способа кормить детей. Можно давать им то, что считаешь нужным и настаивать, даже если они этого не хотят. То есть не доверять природным желаниям-нежеланиям ребенка. А можно, наоборот, спрашивать – «что ты хочешь на ужин»? Я знаю мам, у которых несколько детей и они вполне готовы давать разную еду каждому ребенку, если в этом есть необходимость (один из детей не хочет рыбу).

Если ребенка кормить (и не только) не зависимо от его предпочтений, то в его опыте откладывается, что не нужно прислушиваться к своим желаниям. Все равно все будет так, как будет. Такой фатализм судьбы. Русская классика, кстати, тоже почти вся про необратимость судьбы (Евгений Онегин, Ответ Маши Дубровскому и т.д.)

Можно провести достаточно простой эксперимент над собой. Посмотрите, в каком случае вы быстрее проголодаетесь – если вас сытно накормят в столовой тем, что вы не выбрали. Или если вы придете туда, где сможете заказать себе именно то, чего вам больше всего на данный момент хотелось. Обычно в первом случае, голод возвращается быстрее, удовольствия от процесса еды меньше, а тяжесть в животе ощущается сильнее.

2. Представьте, что вам нужен новый более удобный компьютер для работы. Но вместо этого, вы не едете в магазин за новым компьютером, а ставите на свой стол ближайшие, попавшиеся под руку предметы – микроволновку, утюг, чайник, книги… А ведь многие так обращаются со своей жизнью. Кто хочет завести ребенка, пытается заводить животных. Кто хочет завести семью, строит карьеру и т.д.

До тех пор, пока человек реализует замещающую активность, вместо удовлетворения своей реальной нужды, он будет чувствовать нехватку и неудовлетворенность.

 

Самый лучший способ принимать "правильные решения" - знать свои нужды и личностные потребности.

 

Альтернативный способ выбора – с опорой на себя, на свои ощущения.

Не хватая то, что просто попалось под руку, обратиться внутрь себя и посмотреть, в чем действительно нуждаешься и, если понадобится, отправиться на поиски этого самого нужного.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА, СУЩЕСТВУЮЩАЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, МОЖЕТ ДОСТАВЛЯТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ.

Тот, кто не умеет чувствовать в чем нуждается, и делать соответствующие выборы, будет обречен на бесконечные метания и ощущение, что только в том, что еще недоступно/не достигнуто можно обрести все необходимое для счастливой и полноценной жизни…

Кто-то сознательно или неосознанно закрывается от необходимости выбора и просто берет то, что будет лежать рядом. Я часто сталкиваюсь с тем, что люди, например, выбирают образование или работу из «территориальных соображений».

Обилие выбора

Маркетологи исследовали, что люди могут выбирать логически адекватно только в том случае, если представлено не более четырех вариантов. И что мы видим в любом супермаркете в отношении любого товара?! Поэтому реклама имеет большое значение. При переизбытке информации человек начинает выбирать по ассоциативному принципу (когда-то смутно что-то слышал... почему бы и нет).

В отношении жизни никак не проще. Теперь никто никого насильно не женит, не распределяет после окончания ВУЗа, как в СССРовское время. Нормы за пределами образовательной системы тоже нигде не прописаны. Какая зарплата нормальная, как организовывать свою жизнь, какие чувства – любовь, какие отношения семья, а какие формальность?

Две девушки обсуждали работу. Обе сошлись на том, что платят мало, а условия труда ужасные. Вдруг первая перешла на конкретику и сказала что-то вроде: "30 тысяч, да за такой квалифицированный труд". Вторая быстро "отсоединилась": "Нет, ну я-то меньше чем за 100 тысяч вообще не планирую из дома выходить".

Господство неопределенности

Мне понравилось описание К.Маркса. Оно здесь приведено не дословно, но содержательно точно, на мой взгляд.

Законы экономики-рынка объективны в том смысле, что они не подчиняются человеческой воле. Люди стремятся познать их из личных интересов и теоретических соображений. Но каждый видит свою ограниченную картинку функционирования рынка.

Финансово проявляясь, каждый человек сталкивается с одним из аспектов рынка. Мы можем пытаться изучать законы экономики, но никогда не будет существовать человек, который сможет увидеть всю картинку целиком.

Финансисты говорят, что наиболее удачливым станет именно тот, кто по каким-то причинам на мгновение раньше остальных увидит больше - до того, как определенность не наступит для всех - и предпримет соответствующие действия.

Мне кажется, это отличная метафора жизни. Каждый видит свой маленький кусок от огромного необъятного мира. И, совершая выборы, может опираться лишь на то, что уже познал, и что уже доступно его сознанию.

Если так мыслить, то выбор - это что-то такое, о чем нет смысла сожалеть. Потому что, выбирая, мы стараемся сделать как лучше на основе того, что нам уже известно. Неудивительно, что оглядываясь назад, мы понимаем гораздо больше и наши прежние поступки могут казаться наивными. Но тогда все было "серьезно", вряд ли кто-то принимает жизненно важные решения, не стараясь поступить наилучшим образом.

И тогда лучшее, что мы можем сделать перед значимым выбором – расширить наше представление о ситуации и дать время важному решению «созреть». Последнее важно именно для того, чтобы принять свой выбор и не винить себя в будущем за то, что он был поспешен или неудачен.

 

Господство случайности

Степень случайности судьбы человека сложно недооценить. Самые первые важные выборы за нас совершают родители – дают воспитание, в соответствии со своими взглядами и представлениями, определяют нашу школу (кому то ближе к дому, кому-то для образования «на будущее», кому бесплатную, кому-то частную, кому-то с творческим подходом к детям, кому-то со строгой дисциплиной). Отношения мы строим с совершенно случайными людьми – а именно теми, которые, опять же, по случайному стечению обстоятельств, оказались с нами в одно время и в одном месте.

Личностный выбор – главная сила человека по управлению случайностью, позволяющая ему определять и направлять свою жизнь, организовывать порядок и структуру там, где был бы хаос. И для того, чтобы в полной мере пользоваться этой силой необходимо с одной стороны знание и интерес к себе, а с другой смелость довериться своим ощущениям, взглядам и интуиции.

Рубрики:  СТАТЬИ

Первая консультация у психолога

Суббота, 16 Августа 2014 г. 15:53 + в цитатник

На что стоит обратить внимание...

Автор - Долгополова Мария - источник

1. Чрезмерная «психологизация» в восприятии действительности самим психологом и бессознательная или преднамеренная трансляция своих взглядов клиенту, при неучете или игнорировании объективных внешних контекстов

Например, всем известная в интернете рубрика «Вопрос-Ответ». Психолог хорошо квалифицированная девушка, достаточно молодая. Вопрос содержательно о том, что «хочу построить отношения», но по таким-то причинам – они перечисляются - не нравлюсь противоположному полу, среди причин есть вполне весомые «непсихологические» (для наглядности предположим – нет обеих ног). «Что делать?». Ответ был бы достаточно уместен, если бы внешних - независящих от человека и его внутреннего психического устройства - причин усугубляющих ситуацию не существовало. В итоге ответ «звучал» в духе – «ничего страшного, пробуйте снова и все получится».

Тезис таков, что объективную непсихологическую реальность никто не отменял, и если она начинает заметно влиять на жизнь клиента (а так обычно и бывает), то это нужно включать в психологическую работу, а не делать вид, что этого не существует или это не так важно, или, если прилагать усилия, все-равно все получиться. В данном случае, ценно признать, что с учетом всех имеющихся обстоятельств «построить отношения» будет действительно сложно и пережить все чувства с этим связанные.

Признать факт наличия внешних препятствий важно, поскольку это позволит уменьшить чувство вины, связанное с собственной неполноценностью – «не могу построить отношения, значит слабый, никчемный» - и освободить силы, которые можно будет впоследствии направить на самоподдержку или конструктивные действия. Принятие ограничений позволяет делать более осознанный и взвешенный выбор – если при данных обстоятельствах этого действительно так сложно добиться, то стоит ли это требуемого количества усилий, или я не готов вложиться настолько и предпочту отступить?

2. «Я знаю лучше». Психолог допускает в своей работе оценочные суждения, старается влиять на реальное поведение клиента

Если «психологизация» реальности и представление о том, что если захотеть и постараться, то «все получится - преграды только внутри» свойственны скорее молодым психологам, то этим предубеждением грешат именно именитые, титулованные, имеющие за плечами опыт психологи.

Они повидали много случаев. Видели много схожих судеб других людей, в том числе своих клиентов. С одной стороны, они выдвигают свои предположения небезосновательно. Но! Тем не менее, статистика, не обязательно имеет отношение к судьбе конкретного человека. И чем больше психолог включен в свое уже имеющееся знание (практическое или теоретическое), тем меньше он контактирует с вами – его клиентами, и тем меньше соответственно имеет дело с уникальностью именно вашей жизни.

Таким образом, не поддаться соблазну нерефлексируемого перенесения предыдущего опыта в актуальную работу с новым клиентом, предмет особых усилий психотерапевта. Но некоторые психологи перестают видеть ценность подобных усилий, а наоборот, решают, что теперь с высоты своего опыта должны ясно транслировать свои субъективные личные убеждения. Иногда, искренне веря в свою правду, то есть «во имя благого дела», такие психологи начинают совершенствовать свои навыки убеждения и разрабатывать все новые и новые способы воздействия на клиента. Чтоб он уж точно получил «непоправимую пользу».

Реальный пример, высокоуважаемый психолог, доктор наук, профессор и т.д. проводит с молодой девушкой публичную работу с привлечением различных техник и экспериментов, которые ориентированы на то, чтобы помочь ей лучше понять себя и свою ситуацию. Со стороны чувствуется мастерство терапевта, его способность увидеть тонкие нюансы переживаний клиентки. Но после окончания времени сессии «постфактум» терапевт безапелляционно заявляет, что девушке «необходимо начать проходить курс психотерапии, в противном случае она точно потеряет эти отношения, и в дальнейшем вообще останется одна», а еще она (клиентка) должна… допустим, помириться со своей родственницей, иначе та с ней работать не будет.

Каждому психологу свой клиент. Возможно, кто-то как раз и ищет такую руководящую руку, которая говорила бы, в какой момент, что делать, и еще бы следила за тем, чтобы все необходимые заявленные действия совершались. Но вообще подобные практики, на мой взгляд, являются «авторскими» и не имеют отношения к жанру - психотерапия.

3. Психолог чрезмерно ориентирован на "решение поставленной перед ним задачи". И при этом не дает место и внимания тому, что естественным образом происходит с клиентом, то есть, по сути, перестает быть психологом

Читать также: "Психолог, который решает проблемы"

А именно, к тем нюансам, которые не имеют прямого отношения к заявленной теме, но способствуют углублению проделываемой работы, личностному росту клиента, а главное являются необходимым звеном для решения той самой "проблемы", по поводу которой он изначально обратился. Кроме того, выяснить механизмы появления и "хронификации" проблемы иногда важнее, чем найти частное решение по ее устранению. А вышеупомянутые, казалось бы незначительные, нюансы как раз и позволяют психологу и обратившемуся увидеть целостную картину во всей ее многогранности.

Бывают клиенты, которые сами настаивают на максимальной ориентированности психолога исключительно на «заявленную цель» и сообщают о своем нежелании разбираться с чем-либо, не имеющим непосредственного отношения к основной теме. Если вам важно исключительно решение конкретной проблемы, тогда то, что будет предлагать такой психолог, совпадет с тем, что вы ожидаете и в чем, возможно, и нуждаетесь. И наоборот, если вам не близок задачно-ориентированный подход к жизни, а важны тонкости вашего душевного устройства, такого психолога лучше не выбирать.

4. «Что ты чувствуешь?» Психолог неотступно ригидно придерживается своего метода, даже в том случае если это препятствует установлению контакта и продуктивного диалога с клиентом.

Под методом здесь имеется в виду способ взаимодействия между психологом и клиентом, который специально организуется и поддерживается психологом, и который бы не сложился естественным образом. Начинающих психологов поджидают две опасности – они либо недостаточно образованы (действуют интуитивно-стихийно, что низко результативно), либо за своим образованием пока еще не видят человека.

Теперь пояснения. Ф.Перлз в соответствии со своим пониманием человеческой души часто говорил своим клиентам, что они говорят «полную чушь» и настоятельно рекомендовал прекратить. Для различение того, что именно есть чушь, а что нет, он разработал целое учение. Можно сказать, что его метод, в том числе, заключался в том, чтобы проявляя себя во время сессии, люди учились не действовать дезадаптивным, привычным для себя способом. И в этой точке Ф.Перлз жестко настаивал, чтобы контакт, про что бы он ни был содержательно, велся определенным образом – и придерживался этого своего «метода» весьма строго. Что ни коем образом не уменьшало его профессиональность.

В контексте возможных ошибок психологов, скорее имеется в виду та ситуация, когда начинающий, «хороший», то есть прекрасно образованный, но еще малопрактиковавший с клиентами-непсихологами, специалист старается соответствовать стандартам своего метода.

Например, он знает о том, что чувства-переживания человека - это очень важно, и начинает смотреть на человека через призму этого знания. В результате обычно получается очень странная ситуация – к психологу приходит клиент, не связанный с миром психологии, и что-то говорит о своих сложностях. А психолог ему на все лады про чувства - "что ты по этому поводу чувствуешь, а что по этому?". Клиент же, не будучи введен в контекст, вообще может решить, что психолог больной или просто не понять, что же от него требуется.

Или есть еще такая идея у психологов, что важно работать с тем, что происходит между психологом и клиентом, чтобы понять первоистоки трудностей последнего. Очень эффективное направление работы. Но, представьте себе, приходит клиент, не отягощенный психологическими веяниями, рассказывает про то, что хочет наладить отношения со своими близкими, и тут ему психолог предлагает лучше заняться «отношениями» с ним.

5. Психолог занимает на сессии «больше места», чем клиент. То есть недостаток инициативы клиента, психолог компенсирует своей инициативой

Вот она, база созависимых отношений. К сожалению, продуктивное взаимодействие между психологом и клиентом, возможно ТОЛЬКО при условии наличия достаточного количества инициативы у последнего. То есть, если клиент хочет помощи, но к активности в этом направлении не готов (например, не готов даже вести диалог), психолог не сможет ему помочь, и терапия будет обречена на неудачу. И лучшее что психолог может сделать – это честно сообщить клиенту об этом. В противном случае психолог будет подогревать ложные ожидания, а клиент будет платить и ждать пока произойдет неосуществимое.

Читать статью: «Женщина, у которой в будущем ничего не меняется».

6. Подмена контекста

Клиент приходит к психологу и рассказывает какую-то душераздирающую историю про свою работу, супруга и пр. Человекческие чувства психолога никто не отменял, но уровень его профессионализма состоит как раз в том, как он умеет с ними обращаться. Часто собственный субъективный опыт может кричать ему что-то вроде - "Да валить с этой работы надо! Да не оглядываясь!". Но до тех пор пока клиент работает про то как существовать на ЭТОЙ работе, в ЭТИХ отношениях (пусть даже, где его бьют, эксплуатируют и что-нибудь еще) психологу необходимо оставаться в том же контексте и заниматься исследованием того, как устроена психическая жизнь обратившегося в ЭТИХ условиях. Может после более подробного исследования актуальной ситуации и себя в ней клиент решит что-либо поменять, но это будет уже следующая история.

Итоги.

Данный список не претендует на полноту и может быть дополнен. Большинство из вышеперечисленных ошибок, кроме второй, просто снижают эффективность работы психолога, но не представляют угрозы или опасности для клиента. Второй пункт требует особого внимания. Если бы психолог не внушал никакого доверия, он бы не удержался в профессии – значит, вы имеете дело с человеком, обладающим определенной харизмой. Речь идет о вашей жизни, если вы чувствуете, что вас подталкивают в определенном направлении – не предпринимайте поспешных действий, остановитесь, дайте себе время и проанализируйте ситуацию. Вообще никакие, особенно важные, решения не стоит принимать на сильных эмоциях.

Если один человек дает совет другому – это навязывание своих ценностей. А жить с последствиями решений и обманутыми ожиданиями вам, а не психологу. Если вы чувствуете, что на вас оказывают планомерное, нерегулируемое вами воздействие – спросите себя, надо ли это вам?

Если это терапия пары и психолог встает на сторону одного из вас – значит, он утратил профессиональную непредвзятость. Такая выборочная поддержка одной из сторон способна лишь обострить семейный конфликт.

Рубрики:  СТАТЬИ

ТЕМЫ, С КОТОРЫМИ Я РАБОТАЮ

Суббота, 16 Августа 2014 г. 15:40 + в цитатник

Примерная формулировка тем, с которыми я работаю

1. Отношения в паре

  • Не складывается личная жизнь, отношения с противоположным полом
  • Как пережить развод/расставание?
  • Как улучшить и укрепить отношения? (обсуждение типичных конфликтов, прояснение зон ответственности партнеров, что такое продуктивный диалог)
  • Как наладить отношения? (в формате парной терапии)
  • Как пережить измену?
  • Ревность в отношениях
  • Измены и «Любовный треугольник»
  • Стоит ли продолжать отношения?
  • Любовная зависимость
  • Сексуальные вопросы

2. Семья

  • Отношения мужа и жены (см. отношения в паре)
  • Конфликты с ребенком (в формате парной терапии/с подростком индивидуально)
  • Принятие важных семейных решений (в формате парной терапии)
  • Беременность, психологическая подготовка к рождению ребенка
  • Отношения с родителями во взрослом возрасте (конфликты, обиды, ссоры)
  • Отношения с родителями жены/мужа
  • Отношения с бывшей женой
  • Исследование «прошлое в настоящем» - о том, как влияет на нашу нынешнюю жизнь прошлый семейный опыт

3. Сложный жизненный выбор

4. Как изменить свою жизнь?

  • Исследование психологических «препятствий» к изменениям
  • Научиться радоваться

5. Отношение к себе

  • Уверенность в себе
  • Низкая самооценка
  • Как полюбить себя?
  • Как почувствовать и обрести женственность; как найти себя?

6. Экзистенциальная психология

  • Кризис «среднего возраста», поиск новых смыслов и ценностей, адаптация к сильным переменам в жизни, определение приоритетов
  • Улучшение качества жизни, саморазвитие и самопознание
  • Работа с характером;  «Если у Боба проблемы со всеми, то видимо главной проблемой является сам Боб»

7. Работа с эмоциональными состояниями

  • Горе. Переживание утраты
  • Обида
  • Зависть
  • Страхи
  • Как справиться со стрессом, волнением
  • Вина
  • Депрессия, апатия, усталость, плохое настроение

8. Психологическое сопровождение в трудных жизненных ситуациях

  • Смерть близкого
  • Резкое изменение условий жизни
  • Первая беременность
  • Развод
  • Физическое и психологическое насилие
  • Предательство
  • Психологическая подготовка к важному событию
Рубрики:  О МОЕЙ РАБОТЕ

Границы компетенции: психолог или психотерапевт

Суббота, 16 Августа 2014 г. 15:37 + в цитатник

Психотерапия

Психотерапия в узком смысле слова - область практики, юридически закрепленная в нашей стране по нынешним законам за врачами-психиатрами. В широком смысле слова психотерапия - "дисциплина, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию". Принято условно разделять психологическое консультирование, как менее глубокий и краткосрочный процесс, ориентированый на решение конкретной проблемы. И психотерапию, направленную, в первую очередь, на изменения личности в целом. На данном сайте я использую понятие "психотерапия" в широком смысле слова и не имею квалификации врача. Это означает, что юридически я занимаюсь психологическим консультированием и не имею возможность прописывать и рекомендовать лекарства.
Рубрики:  О МОЕЙ РАБОТЕ

Возможно ли изменить свою жизнь?

Суббота, 16 Августа 2014 г. 15:24 + в цитатник

Изменения в жизни, которым не суждено случиться

Автор - Мария Долгополова - источник
 
У каждого могут случится сложные периоды в жизни, когда разочарование в старом уже произошло, а новое пока не найдено. С одной стороны это естественный ход жизни. Например, развитие ребенка можно разделить на возрастные этапы, разделенные кризисами. В кризисы субъективная удовлетворенность не чувствуется и так до тех пор, пока не произойдет некоторая перестройка организации жизни. Но если в детском возрасте содержание кризисов довольно понятно и преодолевать их помогают с одной стороны родители, с другой структурирующая социальная среда (детский сад, школа и т.д.), то во взрослом возрасте ни время, ни длительность, ни содержание кризисов предугадать совершенно невозможно.
 
Обычно именно во взрослом возрасте, когда жизнь обрастает некоторой стабильностью, начинает отчаянно хотеться определенных, но непонятно как достижимых, изменений. И это крайне распространенный запрос в психотерапии. Здесь я бы хотела привести пример того, как несмотря на наличие сильного желания и нужды, иногда даже возможностей, долгожданные изменения могут не происходить. А также описать, какие внутриличностные процессы могут влиять на это.
 
Это размышление зародилось на основе идей изложенных в книге К.Хорни «Невроз и развитие личности» и практической работы с клиентами. В данной книге автор пишет об основных особенностях невротической личности и том, как они могут проявляться в реальных характерах. Понятие «невротическая личность» можно трактовать для практической психологии следующим образом – это тот самый человек, который систематически делает сам себя несчастным и чувствует себя отвратительно, независимо от внешних обстоятельств.
 
Я предлагаю читателю воспринимать «невротическую личность» - не как человека, с которым что-то не так, а как собирательное название для целого ряда психологических механизмов, которые низкоэффективны как в плане решения жизненно важных задач, так и в плане моральной самоподдержки. Это значит, что любой человек может в определенный момент времени начать проявлять свойства, описанные К.Хорни как атрибуты невротической личности.
 
Итак, одна из характерных особенностей невротической личности, по мнению автора, - НЕВРОТИЧЕСКИЕ ПРЕТЕНЗИИ.
 
Желания и потребности (читать также: сказка о вреде психотерапии) сами по себе вполне понятные могут превращаться в претензии. Неудовлетворение желания тогда переживается как несправедливая фрустрация, относительно которой мы вправе испытывать негодование.
 
Претензии предполагают наличие привилегии, которой в действительности не существует. Тогда у человека возникает представление, что он имеет право на все, что для него действительно важно. Претензия может иметь и более негативную сторону – она накладывает ограничение на желания, чтобы не рисковать «потерпеть неудачу».
 

Важно следующее:

  • человек не учитывает, возможно ли удовлетворение его претензий
  • претензия эгоцентрична
  • ожидание, что нечто положено априори (альтернативное представление, что определенное усилие может дать определенный результат, а сам результат служит мерилом адекватности приложенных усилий).
  • природная мстительность, человек чувствует себя обиженным и настаивает на возмездии.
 
Человек может осознавать свои претензии, но он никогда не осознает, что они неоправданны. Для оправдания претензий, как правило, раздуваются и преувеличиваются свои достоинства «женщина должна мыть посуду, а я нет, потому что я кормилец», хотя объективно нет закона гласящего, что женщина должна мыть посуду. Основанием для претензии служит представление о справедливости. Претензии переживаются как честные и справедливые, а фрустрации, как нечестные и несправедливые. В ответ на «несправедливую» фрустрацию возникает враждебность в виде острой реакция гнева:
 
  • гнев может быть выражен или подавлен (например, проявляться в соматических симптомах)
  • намеренно формулируются логически непротиворечивые аргументы против обидчика
  • погружение в страдание и жалость к себе.
 
Функция претензий – увековечивать иллюзии относительно себя и перекладывать ответственность на факторы, лежащие вовне, когда терпится «неудача» в соответствии своему идеализированному Я.
 
ЦЕНА, КОТОРУЮ МОЖНО ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРЕТЕНЗИИ:
 
1. Чрезмерный контроль за своими ощущениями. Когда человек склонен к порождению претензий, он часто пребывает в состоянии праведного раздражения, которое является довольно энергоемким и продолжается до удовлетворения потребности. А ведь, бывают в силу различных причин, нереализуемые желания, которые могут создавать напряжение долгие годы. Соответственно осознавание своих желаний тесно связано с предвкушением дискомфорта. А это может приводить к неосознаваемому устремлению не замечать - не видеть одних своих желаний и яростно настаивать на других, опять же часто именно нереализуемых.
 
2. Претензии и эмоции связанные с ними не способствуют никак разрешению ситуации, их провоцирующей. Они позволяют сохранять относительно положительное отношение к себе, но отнимают много энергии и не способствуют реальным изменениям в жизни.
 
3. Гнев и раздражение постоянные спутники претензий. Они могут выражаться, что будет более «безопасно» для психологического здоровья самого человека, но одновременно делать его довольно непереносимым в близком длительном общении. Или подавляться и проявляться в виде телесных симптомов.
 
4. Время. Мысли и фантазии «о должном» могут занимать действительно большую часть времени. Не оказывая существенного влияния на внешнюю реальность.
 
САМОВОСПРОИЗВОДЯЩАЯСЯ ДИНАМИКА:
 
- Осознавание несоответствия желаемого действительному
- Страх потерпеть неудачу при попытке соответствовать своим мечтам
- Сворачивание осознавания, отвлечение
- Формирование претензий к другому человеку/миру
- Гнев, ярость, злость
- Подавленность, угрюмость
- Далее прямая закольцовывается – осознавание несоответствия…
 
Теоретически, узел развязывается во втором звене. Но на практике люди решаются далеко не всегда. Что не случайно…
 
Характерно для описанного цикла то, что человек видит несоответствие. Но, с одной стороны не решается «сделать», а с другой - не готов «простить себе», что он не собирается что-либо делать для изменения (по крайней мере, пока). Это один из вариантов внутреннего конфликта, который связан с большим внутренним напряжением. Его суть такова, что находишься на распутье между «страшно и трудно» и необходимостью расстаться с частью своих амбиций. Где первое предполагает необходимость выхода из зоны комфорта (иногда НЕОПРАВДАННОГО выхода), но второе еще даже более неприятное - это прощание с мечтой.
Рубрики:  СТАТЬИ

Метки:  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОЛОГА

Суббота, 16 Августа 2014 г. 15:03 + в цитатник
 
Я живу и работаю в Москве. Провожу очные и скайп-консультации. Работаю с взрослыми, подростками и парами (семейное консультирование)
 
Думаю, многим хочется жить полной жизнью, радоваться каждому дню и мгновению, быть включенным во что-то ценное, значимое, иметь множество наполняющих энергией контактов с миром и близкими людьми. 
 
Но иногда этому мешает невозможность разобраться с самим собой. Я верю, что крайне сложно установить полноценный контакт с чем-то внешним, когда внутри беспорядок, спутанность и смятение. Именно в тех ситуациях, когда (даже независимо от внешних обстоятельств) сам себе являешься главной "преградой", психотерапия может быть крайне эффективна и дать очень положительный результат. 
 
Помимо этого, очень часто психологическая помощь "магическим" образом влияет и на внешние обстоятельства. Но суть здесь, как раз, вовсе не в магии, а в изменениях, которые происходят внутри человека. И когда они случаются, то неизбежно тянут за собой внешние изменения. 
 
Рубрики:  О МОЕЙ РАБОТЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Суббота, 16 Августа 2014 г. 14:56 + в цитатник

FAQ - часто задаваемые вопросы

Суббота, 16 Августа 2014 г. 14:52 + в цитатник

ПУБЛИКАЦИИ

Суббота, 16 Августа 2014 г. 14:52 + в цитатник

УСЛУГИ И ЦЕНЫ

Суббота, 16 Августа 2014 г. 14:51 + в цитатник

Мой сайт

Суббота, 16 Августа 2014 г. 14:12 + в цитатник
mariadolgopolova.ru/

Вы можете здесь узнать больше о моей профессиональной деятельности, а также почитать статьи о психологии и психологическом консультировании


Дневник Psyhology

Среда, 13 Августа 2014 г. 00:43 + в цитатник
Меня зовут Мария, я психолог.
Пишу статьи для интересующихся психологией и психотерапией. Буду рада новым читателям и подписчикам


Поиск сообщений в Psyhology
Страницы: [1] Календарь