-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NETTO_TO

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 4353


Без заголовка

Четверг, 17 Апреля 2008 г. 13:31 + в цитатник
Цитата сообщения Jess_L Эшер, Морис Корнелис (1898-1972)

Незнакомцам он иногда казался наивным и неловким. Он не был создан для пустой болтовни. Он был слишком самокритичен, и безжалостно видел насквозь других. Он отрицал фамильярность и с теми людьми, что не были близки ему, обращался вежливо, но на расстоянии.
Эшер расстался с архитектурой, чтобы быть графиком. Он пытался в своих гравюрах показать, что мы живем в прекрасном и упорядоченном мире, а не в бесформенном хаосе, как иногда кажется. Его работы – мост между наукой и искусством. При этом они всегда игривы. Он получал удовольствие, смешивая двух- и трехмерность, плоскость и пространство, смеясь над гравитацией. Вы уверены, что пол не может быть одновременно потолком? Вы уверены, что окажетесь на верхнем этаже, поднимаясь по лестнице?
Первые в ряду его работ – иллюстрации к законам симметрии. Изучая дворцы в Альгамбре, Эшер заинтересовался тем, как мавры заполняли плоскости подобными фигурами, переходившими друг в друга без пробелов. Так же подобные узоры встретились ему в работах японских художников. Но работы самого Эшера отличают две особенности – он всегда использует узнаваемые изображения, взятые из живой природы, и цветовые контрасты. Он выработал 3 принципа регулярного заполнения плоскости: переноса, осей и скользящего отражения.
 (698x215, 111Kb)

Функция и значение фона. Идея гравюры «День и Ночь» логически родилась из ассоциации: свет это день, а тьма это ночь. Прямоугольники полей между двумя маленькими, типично голландскими городками, развиваясь вверх, превращаются в силуэты птиц, летящих в разные стороны. Слева, белые силуэты растворяются, образуя дневное небо; справа, черные сливаются воедино и образуют ночной фон. Оба пейзажа зеркально отражают друг друга и их ровные поля перетекают друг в друга, вновь превращаясь в птиц.
Идея безграничности. Плоскость может быть заполнена подобными друг другу фигурами бесконечно, но она ограничена размерами листа. Если взять шар вместо листа бумаги, то заполнить его можно лишь ограниченным числом фигур, но при вращении шара, сменять друг друга они могут бесконечно.
«Резной буковый шар с рыбами»
Если последовательно уменьшать размер каждой фигуры, теоретически можно достичь бесконечно малой величины – символ бесконечного множества.
«Круговой предел IV»
 (699x184, 57Kb)

Переход от плоскости к пространству.
«Цикл». Человечек выходит из дома и бежит по лестнице. По дороге он теряет трехмерность и становится плоским и серым среди своих черно-белых собратьев. Каждый из них, упрощаясь, становится ромбом. Три ромба становятся кубом, кубы обрамляют дом, из которого снова появляется человечек. Бесконечное круговое движение.
«Рептилии». На странице открытого альбома – рисунок рептилий. Одна из них, оживая, протягивает лапу через край листа, и начинает свой жизненный цикл – взбирается на книгу, затем карабкается по наклонной поверхности на верхушку додекаэдра, там останавливается выпустить дымок, усталая и довольная, а затем спускается обратно на плоскость и снова становится симметричной фигурой. Один из почитателей таланта Эшера высказал мысль, что это иллюстрация к доктрине реинкарнации.
 (700x404, 129Kb)

«Три мира» - пример отражения. Листья плавают по поверхности воды, уменьшаясь к горизонту, вдали отражения трех деревьев, а на переднем плане рыба под водой. Другой пример отражения – «Рука с зеркальным шаром». В шаре отражается вся комната, и художник в самом центре. Не важно, как он повернется или согнется, ему никуда не деться из этой центральной точки. Человек всегда центр своего мира. «Капля росы» - капелька воды не только служит зеркалом, но и линзой, позволяющей разглядеть строение листа с блестящими частичками воздуха между листом и росой.
 (699x268, 69Kb)

Ещё одна тема гравюр Эшера – ленты. Изогнутые ленты или полосы прекрасно подходят для иллюстрации трехмерности.
«Скрепление союза». Две спирали очерчивают женскую и мужскую головы, соединены в одну бесконечную ленту. Со своими сцепленными лбами они образуют нерасторжимый союз. Сферы, плывущие спереди, между и сзади складок полых изнутри голов, показывают бесконечность пространства и времени.
 (499x374, 57Kb)


Конфликт между двух- и трехмерностью.
«Дорические колонны». Нижняя часть левой колонны создает впечатление сплошного тяжелого трехмерного каменного блока. Но на самом деле это плоская гравюра, двухмерная проекция. Колонна также может быть полоской бумаги, которую можно сгибать снова и снова. То же и с правой колонной – верхняя её часть кажется трехмерной, но на самом деле это плоская полоска. Согнутая снова и снова, она оканчивается, будто придавленная весом левой колонны.
«Рисующие руки». Лист бумаги прикноплен к фону. На нем правая рука, держа карандаш, рисует манжету. Это просто грубый набросок, но правее из рукава появляется детализированный рисунок левой руки, поднимается с плоскости и обретает жизнь. И теперь уже левая рука рисует манжету правой.
«Галерея гравюр». На стенах и столах галереи выставлены гравюры. В ней два посетителя. Один из них, юноша на первом плане, рассматривает последнюю висящую в ряду гравюру с изображенным на ней кораблем, морем и городом позади. В одном из домов города из открытого окна выглядывает женщина. Она также деталь гравюры, рассматриваемой юношей, как и скатная крыша под её окном, где и размещена галерея. И сам юноша тоже – деталь гравюры. Он видит на картине сам себя, реальность и изображение – в одном.
 (698x234, 64Kb)


Интерес к правильным многогранникам.
«Тетраэдральный планетоид». Планетоид населен людьми и по форме напоминает тетраэдр. Две его плоскости видятся треугольниками, вместе образующими квадрат. Окружает его сферическая атмосфера, только углы его торчат наружу. Но людям это очевидно не мешает. В гравюре нет верха и низа, все вертикальные линии сходятся в центре тяжести планеты, а все горизонтальные – фрагменты шарообразной оболочки. Люди построили на склонах дома, соорудили террасы с огородами и садами, выкопали каналы и пруды, в которых ловят рыбу. двигаясь по каналам под мостами, они могут перемещаться от одного пруда к другому, и возможно могут достичь обратной стороны своего мира, остающейся невидимой.
 (363x359, 58Kb)

Относительность функции плоскости.
«Другой мир». Кубическое здание показано изнутри. Сквозь его арочные окна видны три разных пейзажа: в верхних двух видна земля внизу, центральные показывают линию горизонта, а сквозь нижнюю пару окон видны звезды. И как ни абсурдно, все это составляет единое целое. Относительна каждая функция, которую можно приписать любой плоскости этого здания. Например, плоскость в центре картины имеет три значения: по отношению к горизонту за ней это стена, это пол для верхней части рисунка и потолок для нижнего звездного вида.
«Относительность». На этой картине присутствуют три перпендикулярные друг другу силы гравитации. Люди двигаются крест-накрест по полу и по лестницам. Они двигаются близко друг от друга, но, находясь в разных мирах, не подозревают о существовании друг друга. Парень с мешком за плечами в центре картины выходит из погреба. Но пол, на который он ставит свою правую ногу, является стеной для сидящего слева от него мужчины, а мужчина справа спускается по лестнице и принадлежит уже третьему миру. А на верхней лестнице два человека идут бок о бок и оба слева направо. При этом один из них спускается, а второй – поднимается.
 (698x366, 111Kb)


Невозможные предметы.
«Восхождение и спуск». Комплекс зданий наподобие монастыря, с четырехугольным внутренним двором. Вместо крыши – замкнутый контур ступенек, позволяющий обитателям ходить по кругу по верху своего жилища. Может, это монахи, члены неизвестной секты, и такова часть их ежедневного ритуала – в определенные часы подниматься по лестнице по часовой стрелке. Когда они устают, то меняют направление и спускаются. Но оба эти понятия здесь равно бесполезны. Темой этой гравюры послужилаЛестница профессора Л.С. Пенроза. Красным показан уровень предполагаемого горизонта, что объясняет фокус.
 (698x359, 66Kb)

«Бельведер». Трехэтажный бельведер на фоне гор. На скамейке спереди сидит мальчик с кубообразным паззлом, чьи верх и низ находятся во взаимном противоречии, и мальчик не верит своим глазам. Может быть, он не знает, что находящееся за ним здание демонстрирует ту же невозможность. Например, приставная лестница нарисована согласно всем правилам перспективы, но её основание находится в доме, а верх – снаружи.
«Водопад». Вода потока, приводящего в движение мельничное колесо, зигзагообразно струится вниз по каналу меж двух башен, пока не достигает точки, с которой вновь обрушивается водопадом. Башни равновысокие, но в левой на один этаж больше. Сюжет этой гравюры основан на треугольнике Роджера Пенроза, сына создателя бесконечной лестницы. Каждая из сторон треугольника представляет собой правильную трехмерную структуру, но соединены между собой они совершенно невозможным образом.
 (700x269, 65Kb)
по материалам книги "Escher on Escher. Exploring the infinite"

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку