Поиск сообщений в marabu10

Создан: 03.09.2006

АПСНЫ-2009

Четверг, 04 Июня 2009 г. 15:40 + в цитатник

Абхазия – страна души, тот, кто побывал здесь хоть однажды, непременно захочет вернуться снова. Я не исключение. Организация поездки носила спонтанный характер, хотя были и вполне объяснимые причины для визита: я давно обещал своему приятелю Гие, что обязательно приеду в гости, время на длительное и далекое путешествие не было, т.к. работа не отпускает, а Абхазия – вот она, в 2 часах лёта.

Да и соскучился я безусловно по этому удивительному месту нашей планеты. В итоге собралась компания из трех человек: я и две очаровательные девушки, Женя и Лена. Культурную программу организовала Лариса, открывшая для нас год назад «другую Абхазию». И программа эта обещала быть увлекательной и чуточку экстремальной. По началу даже были сомнения – смогут ли две дамы выдержать такой темп отдыха и предполагаемые нагрузки. Но они не из робкого десятка и всегда готовы к приключениям. В нашем распоряжении были всего одни выходные.

Пятница. День первый.
Все как обычно. Домодедово, контроль, посадка в самолет. Поехали. Я одел наушники и почти уснул. Не знаю сколько прошло времени, но явно достаточно для того чтобы взлететь, но нет.

Самолет долго маневрировал по взлетным полосам, после чего было объявлено о неисправности борта. Мы вернулись в аэропорт. Прибытие в Адлер откладывалось минимум на 2 часа. Борт заменили, достаточно быстро. Взлет, сон, посадка. 15-10 мы в Сочи. Созвонившись с водителем, погрузили вещи в машину и немедля двинулись к границе. Людей было немного, границу преодолели за полчаса. На той стороне нас встречал наш первый гид Денис. Фото,  присланное Ларисой накануне вполне соответствовало натуре.

Молодой черноволосый парень с традиционной щетиной встречал нас на УАЗе. Познакомились, в дороге разговорились. Обсудили планы на остаток дня. Не смотря на задержку с прибытием, решено было не менять планов и отправиться на р. Гегу, явившую миру два чудных водопада: Большой и Малый Гегские. Заехав к Гие, мы быстро переоделись, оставили вещи, полчаса посвятили наслаждению местным гостеприимством: вино, кофе, легкие закуски и задушевная беседа. Но время не ждет, вечер близок, нужно торопиться. Загрузились в УАЗ. Дорога на Рицу, где-то за Голубым озером поворот налево и дальше УАЗ раскрыл свои способности на всю катушку (это нам тогда так казалось).

По дороге к Большому Гегскому водопаду заехали посмотреть старенький домик, принадлежавший человеку по фамилии Калашников, который жил в нем с самого окончания войны и умер в этом местечке в возрасте около 90 лет. Домик представлял собой деревянной сооружение, с покосившимися контурами, даже не ручаюсь за наличие в нем окон и дверей. На территории участка было еще пару полуразрушенных сараюшек, все это было некогда обнесено забором, от которого теперь остались лишь призрачные напоминания в виде отдельных замшелых штакетин. На встречу к нам вышла женщина. Поздоровавшись, мы спросили разрешения сфотографировать дом и местность, поговорили о том, о сем, она вручила девочкам охапку зеленого цвета, состоящую из местного неувядающего растения, используемого для декора букетов.

Денис отошел метров за пятьдесят и вернулся с какой-то железкой в руках: нашел тут недавно деталь от машины, спрятал под камнем, вот теперь решил забрать. Преодолевая горные ухабы, мы доехали до места, после которого в данное время года проезд был весьма затруднителен даже на УАЗе. Дальше пешком. Идти оказалось недалеко, около километра.

И вот перед нами чудо природы, как и было сказано на указателе – Большой Гегский водопад. У подножья лежит огромная шапка снега, в которой поток водяной пыли проделал замысловатый тоннель. Молча мы наслаждаемся видом.

Еще немного пешеходных упражнений и мы упираемся в реку, преграждающую дорогу. Вверх по течению нашему взору открывается Малый Гегский водопад, пройти к которому явно нам не удастся.

Решено выбрать место для импровизированного пикника прямо тут, на берегу реки, у дальнего подножья водопада.

Девушки извлекают из рюкзака нехитрую снедь, а мы с Денисом (после слов «какой же пикник без костра») идем за дровами, благо недостатка в них в этом месте нет. Костер пылает уже через несколько минут. Колбаса и сыр на веточках, купленный в Домодедово армянский коньяк и бутылка абхазского вина. Беседа завязалась сама собой, потекли негромкие разговоры обо всем. Денис оказался очень приветливым общительным человеком, с хорошим чувством юмора.

Незаметно стемнело. Мы вернулись к машине и отправились в обратный путь. Нам предстояло заселение и вечернее застолье, на котором Денис любезно согласился присутствовать. Поселились мы у бабушки Фроси. Чистенько, аккуратненько, в центре Гагр. Тут же нас обеспечили домашним вином, мы выложили на стол остатки провианта и поняли, что смысла искать заведение общепита в этот вечер нет, нам всего хватит. Три литра вина закончились достаточно быстро насколько я помню. Около трех по полуночи разошлись по комнатам, завтра в 6-00 нам предстояло главное путешествие этого викенда.

Суббота. День второй.
Я уже не помню, чей голос меня разбудил, оно и понятно. Меня будили все. Очень уж сладко и крепко спится в этих местах. Проспали назначенное время мы не на много, всего минут на 20. Но наш второй гид Дима сильно волновался. Как потом оказалось он сам по этому маршруту идет фактически в первый раз. Мы устроились в белых жигулях и отправились в Сухум. По дороге я решил продегустировать местное пиво, которое и приобрел в придорожном магазине. Так, заткнув пальцем початую бутылку я и проспал всю дорогу до села Амктел (или на абхазский манер Амктял).

Оставив машину у домика местного жителя, мы, захватив с собой шлепки, пошли на встречу с Шакуранским водопадом. Потом мне рассказывали что дорога туда, особенно если она влажная достаточно опасна, крутые склоны, скользко, в общем нужно быть осторожным, но честно говоря мне путь туда дался почему-то легко.

Помимо духа романтики и авантюризма кругом весьма зримо ощущался дух эротизма...

Итак, горный склон, потом в шлепках по руслу горной реки, потом по деревянной лесенке наверх, потом по замшелым камням и… Слов конечно сразу не нашлось. Это нужно видеть, к этому нужно идти самому, этим нужно дышать и это нужно слышать! Вот он – Шакуранский водопад, шелестящий внутри каменной гонной чаши, закрытый со всех сторон.

Полазили, попадали, и даже искупались! Кайф! На обратном пути завернули в пещеру, по дну которой вытекала небольшая речушка, прямо из глубин скалы. Девушки не рискнули, а мы втроем (я, Денис, Дима) все-таки протиснулись вглубь метров на 150-200. Но поскольку фонаря не оказалось, да и габариты тоннеля не позволяли далее комфортно продвигаться, мы быстро закончили осмотр.

Мы вернулись в село, отмыли обувь, перевели дух.

Далее нам предстояли переговоры с местным жителем, который смог бы отвести нас по короткой горной дороге к озеру Амктел. Но переговоры эти не увенчались успехом, старик сослался на занятость или еще на что, и дал лишь ценные указания, как нам на машине туда проще добраться. Хе-хе, проще… Доехав до деревни Цыбельда, мы продвинулись по горной дороге еще километров 12-15 и вынуждены  были оставить машину. По словам Димы, идти нужно было часа полтора-два. Другими словами нас ожидали 6-7 км пути по горной дороге. Денис наотрез отказался идти снами, сказав, что представляет, где это и Димины прогнозы по расстоянию и времени сильно занижены. Он остался в машине. После часа ходьбы мы вспомнили его слова. Едва ли приблизились к цели за этот час хотя бы на треть. На встречу ехал УАЗик с тремя людьми. Остановившись водитель поинтересовался куда мы держим путь и услышав о уели нашего путешествия чуть ли не покрутил у виска пальцем. Он предсказал нам еще часа четыре пути, и это самым оптимистическим прогнозам. Видя, что нас эта новость не сильно обрадовала, он посоветовал зайти в село, что располагалось в километре и найти человека по имени Дато. Найти его не составило труда, т.к. из всего села дворов в 80, обитаемых было только два. Жилище Дато выдавали два УАЗика, стоящих у ворот. В огороде хлопотала пожилая женщина. На вопрос о местонахождении хозяина она зычно окликнула его, как потом оказалось по-мегрельски. Вскоре появился и он сам, невысокого роста, черноволосый, небритый, но опрятный. Мы объяснили ситуацию и попросили помощи, если он располагает временем. Тут как раз хотел упомянуть уже известную особенность абхазских народностей формулировать некоторые фразы: «Время имеешь?», «Аджику имеете?», «Сигареты имеешь?». Увидев полуизможденных моих попутчиц, он не смог отказать. Да, и кстати еще об одной, замеченной мною особенности изъясняться: вместо привычно русско-еврейского «я тебя умоляю» абхазы говорят «Я тебя очень прошу». Разговор выглядит примерно так:
- А почему так мало людей на улице, не сезон или все на работе?
- Ой, я тебя очень прошу, какая работа!
Тем временем, минуту назад удалившийся Дато, вернулся в камуфляжной куртке, неся в одной руке пластиковую канистру, в другой АКМ. Девочки переглянулись, и Женя прошептала мне на ухо «А зачем ему ружье?». Последовал тихий же ответ: мы же в горы едем.
Мы уселись в УАЗ и тронулись в путь.

Наш проводник тихо извинился «Вы уж меня простите, но может немножко потрясти». Описывать дорогу мне сложно. Скажу честно, я такие ощущения испытал впервые в жизни. Машина преодолевала заполенные водой колеи глубиной до 70 см, взбиралась и спускалась по склонам крутизной никак не меньше 70 градусов, через каменные глыбы по полтора метра в диаметре мы аккуратно переваливались на этом монстре русского автомобилестроения. Все мы подпрыгивали на своих местах на полметра, едва не ударяясь головами, плечами, руками о дуги. Ближе к озеру дорога приобрела иной характер, склон с глубоким обрывом был покрыт лесом, под колесами оказалась сырая почва, мокрые листья, при этом крутизна только нарастала, мы лезли уже практически вертикально, при этом задние колеса так и норовили сползти в направлении обрыва. Лицо Дато, методично переключавшего мосты, оставалось невозмутимым.  Мне в этот миг подумалось, что в одном месте собрались вместе три самые надежные субстанции на Земле: абхазский воин, УАЗ, АКМ. Не смотря на бурю эмоций, замирание сердца, неимоверную тряску, не покидало ощущения спокойствия за то, что все будет хорошо. И вот мы на небольшой площадке, представляющей собой пятак намешанной колесами внедорожников грязи, дальше к берегу пешком, метров 100.

Мы живо пошлепали к воде, нашим взорам предстала цель нашего трофи – озеро Амктел. Оно было в низкой воде, метров на 15 ниже максимума. По берегу всюду лежали огромные обломки деревьев, целые бревна, серые и сухие, будто вымоченные в каком-то растворе и высушенные на палящем солнце. Не меньше их плавало и в воде. Мы вымыли ноги и руки, немного перекусили хлебом, сыром и аджикой.

На берегу располодилась компания из пяти человек, молодых ребят в основном, приехавших сюда с ночевкой на рыбалку, озеро богато рыбой, в том числе и форелью. Они приехали на двух машинах: УАЗ и старенький Range Rover. Они пригласили нас за свой стол, мы познакомились, выпили по паре бокалов вина. Задерживать человека, оказавшего нам любезность, не хотелось и через минут 40 мы собрались в обратный путь. Он показался нам немного короче. Дато по дороге перестал быть молчаливым, и размеренно общался с нами на разные темы, говорил очень правильно, спокойно и интересно. Его рассказы в совокупности с его образом, голосом звучали как завораживающие притчи, местами страшные, местами ироничные, местами глубоко-философскими. Вот уже мы увидели нашу белую семерку со спящим внутри Денисом. Не обращая внимания на мои уговоры и искренние порывы благодарности, больше 500 руб на бензин Дато взять отказался. Зато согласился сфотографироваться на память (правда, попросив не размещать его фото в Интернете, поэтому я его просьбу выполняю, фото не будет). Мы поблагодарили нашего проводника, обменялись лучшими пожеланиями и, усевшись машину, тронулись в Гагры.
Путь наш пролегал по Военно-Сухумской (Абхазской) дороге, мимо живописных мест, в которых встречались напоминания о совсем недавних событиях.

Вечером договорились с Денисом об очередном приходе в гости. Пока Денис добрался до дома, переоделся и приехал к нам на своем УАЗе мы купили у хозяина бутылочку вина, порезали сыр. Денис, оставаясь верным себе, поразил нас внеочередным пунком культурной программы. Утром мы должны были подняться на г. Мамзышху, но то, сказал он, утром. А вот ночью – совсем другое дело – собирайтесь – поехали! Мы взяли вино и сыр и прыгнули в машину. Добравшись до первой смотровой площадки, мы расположились на бетонном парапете. Любовались небом, ночным видом Гагры, наслаждались вкусным домашним вином и разговаривали, разговаривали, разговаривали.

Вернувшись назад мы быстро отошли ко сну, сказался насыщенный день.

Воскресенье. День третий

Утром, умывшись, мы решили первый раз полноценно поесть и отправились на поиски подходящего заведения. Прямо у выхода с жд вокзала расположилось кафе с оригинальным названием «Кавказская кухня». За 500 рублей нас четверых там накормили салатами, яичницей с помидорами и беконом, лавашем, напоили кофе, чаем, вином. Оставив 1000 руб. (сдачи не было, мы были в то утро одними из первых посетителей), мы пообещали вернуться на обед и попросили на прокат одну рюмку, т.к. Денис купил бутылку чачи нам в подарок, и нам предстояло ее выпить. Путь наш лежал по знакомой с вечера дороге на Мамзышху. Первая смотровая площадка, вторая, потом выше, потом уже и охотники перестали попадаться, лишь змеи, греющиеся на асфальте, ящерицы, шуршащие в прошлогодней листве, да тишина гор. Рассказывать тут особо нечего, как вы понимаете, на это нужно смотреть, этим нужно дышать, это нужно слушать.

Вернувшись вниз часам к трем, мы пообедали в том же кафе, вернули рюмку. Заехав домой быстро собрали вещи, и отправились на пляж. Пару часов мы посвятили купанию, вода, кстати, была вполне приемлемой температуры. Позагорали, побегали по горячей гальке, побросали «лягушек».

Нам оставалось попрощаться с Гией и Ингой. Гию мы дома не застали, Инга напоследок наугощала нас тремя сортами вина, мы поблагодарили ее и Гию (заочно) за оказанный прием, и, пообещав непременно вернуться, выехали к границе…

Три дня, две ночи, 5000 км, другой мир, маленькая «жизнь в жизни».

ЗЫ: За все фото с моей натурой огромное спасибо моему другу и попутчику Боре (она же Лена).

2009 (с) Marabu10
Рубрики:  Фото
Забугорье

mamexa   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2009 г. 19:22 (ссылка)
блеск! завидую от всей души!
Кока_Коков   обратиться по имени Четверг, 04 Июня 2009 г. 21:55 (ссылка)
Еще!
Аноним   обратиться по имени Пятница, 05 Июня 2009 г. 09:27 (ссылка)
Очень впечатлило! Спасибо. Надо посетить этот чудесный мир)))
Алелька27   обратиться по имени Среда, 17 Июня 2009 г. 00:16 (ссылка)
Супер!!! С таким рассказом и такими фотками прям побывала там!