-Метки

love ёлка Валентин ЖЗЛ америка антиквариат артисты библия булгаков весна война голливуд город дамские штучки день победы деревня детки дождь женщина животные зверушки зима игрушки иллюстрации интересно история вещей история россии история славян камни карнавал картинки кино китай книги кошки куклы лето литературные герои личное лошади люди маковский масленица мастер и маргарита мода модерн мои работы море москва мужчины натюрморты новый год и рождество ням-ням окна осень открытки пасха пейзаж пин-ап письмо подснежники портрет поэты праздники природа про музыку птицы путешествия пушкин ретро рецепты рождественская рождество романовы россия русь санки санта сказки сказоч-ник собаки сочи ссср старинные открытки старинные фото стекло стихи фарфор фото фотопрофи фразы франция художники цветы чёрно-белое шишкин ювелиры юмор ягоды япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в A-delina

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Gallery_Modern_Art ЛиРу Geo_club Сама_овца Арт_Калейдоскоп
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 51595


Вечера на хуторе близ Диканьки.

Суббота, 25 Декабря 2010 г. 18:05 + в цитатник

Не могу я в канун Рождественских и новогодних праздников не вспомнить об этом фильме.
Для меня этот фильм - воспоминания о детстве.



Экранизацию классика русской литературы Николая Гоголя осуществил классик отечественной киносказки Александр Роу. Без музыки, плясок и прочего мракобесия, зато близко к тексту, со смешными ужасами, спецэффектами и замечательно сыгранными персонажами.

В ролях-


Л. Мызникова
Оксана- дочь Чуба


Юрий Тавров
Вакула- кузнец


Александр Хвыля
казак Чуб- кум


Л. Хитяева
Солоха


Сергей Мартинсон
Осип Никиф., дьяк


А. Кубацкий
кум Панас


Вера Алтайская
жена Панаса


Дмитрий Капка
Шапуваленкоткач


Н. Яковченко
Пацюк- знахарь


М. Сидорчук
Одарка


А. Радунский
Голова


Г. Милляр
Черт


А. Смирнов
посол


Зоя Василькова
Екатерина II


Эта история о любви, в которой смешалось все, что может привидеться в ночь перед Рождеством. На тихом украинском хуторе Диканька в рождественскую ночь происходит масса удивительных событий. Девушке захотелось туфли, да не какие-нибудь, а чтоб как у самой царицы!



Кузнец Вакула, добиваясь благосклонности от гордой панночки, оседлал самого черта и отправился в Петербург, чтобы там выпросить у самой царицы черевички для своей любимой. В то же время в селе коварная кокетка Солоха (мать Вакулы) с трудом справляется с потоком ухажеров, зачастивших к ней в гости. У черта тоже свои виды: когда-то Вакула нарисовал черта так, что даже в аду над ним смеялись, и теперь нечистый мечтает заполучить бессмертную душу кузнеца. Много чудес и невероятных историй ждет жителей Диканьки в ночь перед Рождеством. Впрочем пересказывать Гоголя, может либо сам Гоголь, либо Александр Роу.



«Вечера…» — несомненная удача. «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой.» Так писал Пушкин о первой книге Гоголя, и мы отважимся утверждать, что фильм произвел бы на великого поэта столь же благоприятное впечатление — в первую очередь, благодаря точному попаданию актеров в образы.



Кузнец Вакула (Юрий Тавров) — серьезный и основательный, но влюбленный до робости. Первая, дипломная, роль Юрия стала чинным, можно сказать, триумфальным шествием справного, воистину гоголевского парубка по экранам и сердцам миллионов. Ведь и полвека спустя другого Вакулу как-то и представлять не желается. Равно как и прочих отождествленных с гоголевскими героями актеров из плеяды А. Роу.



Красавица Оксана (Людмила Мызникова) – кокетливая и веселая. Александр Артурович Роу увидел Мызникову, 19-летнюю студийку, в коридоре киевской киностудии (ее позвали представители «Беларусь-фильма» на пробы) и тут же пригласил на роль Оксаны в фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки". Между Роу и Людмилой на съемках сложились очень теплые отношения, режиссер по-отечески опекал молодую актрису.



Чуб, отец Оксаны (Александр Хвыля) — солидный и важный, настоящий почтенный отец. Солоха, мать Вакулы (Людмила Хитяева) – эффектная деревенская ведьма, любящая мужиков и горилку, на месте «доброй бабы» Солохи никого, кроме Людмилы Хитяевой, невозможно и представить.



И, конечно же, главный персонаж — черт в исполнении Георгия Милляра. Нос пятачком, хвостик крючком, ужасно обаятельный и проказливый. «Самый обыкновенный черт» — одна из лучших ролей Георгия Милляра.



Сьёмки происходили на Кольском полуостров в марте 1961 года. До этого в Мурманской области снимали другие северные регионы страны, снимали Сибирь, Дальний Восток. Но Украину!!! На это надо было отважиться.



Вчитаемся в дивные, почти поэтические строки классика: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».



Где найти похожую натуру? Роу обнаружил ее под Кировском. В поселке «13-й километр» за несколько дней возвели «настоящую» малоросскую деревушку. Белые хаты и плетни тонули в сугробах пушистого снега, поодаль прогуливались, перешучиваясь меж собой, парубки и гарные дивчины, среди которых находились и участвовавшие в массовке кировские рабочие, студенты, самодеятельные артисты. Вот разве что дым не шел из труб, а в остальном - все было натурально.



И в повести, и в процессе создания кинокартины больше всех досталось черту. В него перевоплотился Георгий Милляр, к тому времени уже прочно известный всему населению страны как «народная Баба-яга Советского Союза». По Гоголю его и бьют, и используют в качестве гужевого транспорта, и окунают в прорубь. Милляр был «любимчиком» Роу, его близким другом, и режиссер хотел, насколько возможно, пожалеть актера.



Сцену с прорубью планировали делать в павильоне, но Георгий Францевич запротестовал. Поэтому снимали вживую, на взаправдашнем заполярном водоеме. Выдержавшему несколько дублей в ледяной воде Милляру впору было присваивать звание «моржа». Кроме того, костюм черта ему поначалу сшили меховой, чтобы не простудился. Но он стеснял движения, и Милляр попросил изготовить другой костюм - холодный, но легкий и обтягивающий. В нем и работал. И, как всегда в этом фильме - сложнейший грим. Снова гумоза, пластикаты. И при этом живое, подвижное лицо. За артистом водился еще один грешок - страсть к словесному хулиганству, за что он сам себя называл "Стариком Похабычем". Например, актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в "Вечерах на хуторе близ Диканьки", прозвал Поносом, он то декламировал фривольные стишки, то придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской.



В декабре 1961 года в большом зале Дворца культуры комбината «Апатит» состоялся общественный просмотр нового фильма. Кировчане стали первыми его зрителями. Оказывается, что спецэффекты и театрализованные премьерные показы созданы совсем не в нашем 21 веке. Очевидцы рассказывают, что в далеком 1961 году на премьере «Вечеров на хуторе близ Диканьки» устроили такую чертовщину, что сегодняшним креативщикам и не снилось! По фойе Дома кино бегали настоящие черти и забрасывали зрителей настоящими бутафорскими снежками.



Картину представляли специально приехавшие на премьеру второй режиссер В. Д. Лосев и Чуб - он же Александр Хвыля. Отзывы о картине жителей горняцкого города, многие из которых к тому же увидели на экране себя, были восторженными. Единственным, кто решился добавить ложку дегтя в бочку меда, стал врач В. Яновский, отметивший, что «на общем хорошем фоне фильма проскальзывают мелочи, которых могло и не быть.



Например, в мешках у кузнеца Вакулы хранился древесный уголь, но вылезший из одного из них казак Чуб оказался чистым, а Голова после пребывания в мешке стряхивает с себя что-то серое, удивительно похожее на пыль апатитового концентрата. А о черевичках можно сказать, что размеры и форма их все-таки не соответствуют сказочным - выглядят они слишком большими». Но в целом лента была принята чрезвычайно тепло, о чем свидетельствует и отзыв газеты «Кировский рабочий», поместившей подборку материалов о картине под общим заголовком «Очень хороший фильм!».



С названием фильма у Роу возникли проблемы. В СССР даже само слово «Рождество» не только писалось с маленькой буквы, но и как бы не одобрялось для употребления. Поэтому забавно, что именно в разгар хрущевской антирелигиозной кампании начала 60-х годов при экранизации «Ночи перед Рождеством» режиссёром-сказочником Александром Роу было выбрано общее заглавие ранних гоголевских повестей.



По всей видимости, постановщик был вынужден усилить в трактовке рождественской язвительной фантасмагории Гоголя, прежде всего, образы дьяка, сыгранного Сергеем Мартинсоном и явно эксцентрического чёрта в исполнении Георгия Милляра. Теперь уже трудно сказать, что подверглось новой редакции в 1970 году, поскольку мы уже имеем дело с исправленной копией, которую, кстати, ныне любят показывать на телевидении именно на Рождество.



Но достаточно подробное воспроизведение в фильме давних рождественских ритуалов, включая обряд колядования и народного веселья, поданных с юмором, как раз удивляет, если принять во внимание, что в 1961 году показ сцен празднования всё-таки религиозного торжества, пусть и в национальном преломлении, вполне мог быть воспринят властями в качестве любования и прославления якобы отживших традиций.



Фильм был восстановлен в 1970 году и представлен в цвете.

Крылатые фразы-
*"Повесился!
-Утопился!
-Нет, повесился!"

*"Мы, брат, будем с царицею толковать про свое!"



Интересный факт-
В процессе изучения гоголевского текста, режиссер-постановщик спектакля «Ночь перед Рождеством» в Пермском ТЮЗе Владимир Гурфинкель обнаружил некоторые неточности, которые использовал Александр Роу.
«Когда Вакуле в руки попались черевички, он воскликнул: «Боже мой, да в таких черевичках, неужели вы ходите на лед ковзаться?» (скользить, значит)», — говорит Владимир Гурфинкель. — «Получается, если проанализировать текст Гоголя, то наша дорогая царица подарила ему коньки».

Вся метка КИНО.
Рубрики:  Кино
НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО
Метки:  

Процитировано 50 раз
Понравилось: 8 пользователям

Наталья_Пономарёва   обратиться по имени Суббота, 25 Декабря 2010 г. 23:59 (ссылка)
A-delina, Хороший , любимый фильм . Только сегодня вспоминала , метель мела , как в фильме .
Ответить С цитатой В цитатник
рашида   обратиться по имени Воскресенье, 26 Декабря 2010 г. 00:15 (ссылка)
это тоже фильм из детства! очень его люблю!спасибочки!
Ответить С цитатой В цитатник
santa3   обратиться по имени Воскресенье, 26 Декабря 2010 г. 11:32 (ссылка)
Замечательный фильм и артисты супер Всегда на новогодние праздники с удовольствием его смотрю
Ответить С цитатой В цитатник
Прекрасная_Светлана   обратиться по имени Воскресенье, 26 Декабря 2010 г. 17:41 (ссылка)
великолепный пост!!! огромное спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 05 Января 2011 г. 23:27 (ссылка)
а мне нрава персонаж Оксана
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
АРИНБЕРД   обратиться по имени Вторник, 08 Января 2013 г. 04:00 (ссылка)
Есть неувядающие шедевры !
В детстве этот фильм произвёл на меня
сильнейшее впечатление и полюбился навсегда !
Его можно смотреть множество раз и наслаждаться талантами звёзд, начиная от Гоголя
( мною любимого ), создателями фильма и актёрами.
Спасибо за интересный пост !
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку