Журналист Андрей Норкин об Александре Захарченко
Бессмертный Полк на Лиру - Акция - (0)Бессмертный Полк на Лиру - Акция Прочитал сам - покажи другому! Кто забудет своё прошлое - у ...
Сода для пользы огорода - (5)Сода для пользы огорода Сода для пользы огорода Сода – один из помощников дачни...
Полностью согласна с автором - (0)ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК СТАЛИНА — ОН САЖАЛ ТЕХ, КОГО НАДО БЫЛО ВЕШАТЬ. Спасибо СССР за красный фла...
ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ! - (0)ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ! Оригинал взят у rusfront2012 в ВЫ ОБ ЭТОМ ТОЧНО НИЧЕГО ...
Цитаты из повести великого русского писателя-Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" |
Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами". Обретение прошлого достигается у Гоголя не скрупулезным показом исторической хроники, не археологической тщательностью деталей, а обобщением событий, романтической наполненностью образов, когда драматические судьбы героев приобретают эпический размах.
"Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал:
- Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей :
думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.
Перенимают черт знает какие бусуманские обычаи;
гнушаются языком своим;
свой с своим не хочет говорить;
свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке.
Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки,
каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве,
есть и у того,
братцы, крупица русского чувства.
И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову,
проклявши громко подлую жизнь свою,
готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!"
"Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру:
нет силы сильнее веры.
Непреоборима и грозна она,
как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря.
Из самой средины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного, сплошного камня.
Отвсюду видна она и глядит прямо в очи мимобегущим волнам.
И горе кораблю, который нанесется на нее!
В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух."
"– Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху.
– Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!
Что, взяли, чертовы ляхи?
Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак?
Постойте же, придет время, будет время,
узнаете вы, что такое православная русская вера!
Уже и теперь чуют дальние и близкие народы:
подымается из Русской земли свой царь,
и не будет в мире силы,
которая бы не покорилась ему!.."
"Это уже не была какая-нибудь малая часть или отряд,
выступивший на добычу или на угон за татарами.
Нет, поднялась вся нация,
ибо переполнилось терпение народа,
– поднялась отмстить за посмеянье прав своих,
за позорное унижение своих нравов,
за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей,
за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию,
за позорное владычество жидовства на христианской земле
– за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть козаков.""
"В то время, когда происходило описываемое событие, на пограничных местах не было еще никаких таможенных чиновников и объездчиков,
этой страшной грозы предприимчивых людей,
и потому всякий мог везти, что ему вздумалось.
Если же кто и производил обыск и ревизовку, то делал это большею частию для своего собственного удовольствия, особливо если на возу находились заманчивые для глаз предметы и если его собственная рука имела порядочный вес и тяжесть."
"Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища."
"Пожары охватывали деревни; скот и лошади, которые не угонялись войском, были избиваемы тут же на месте. Казалось, больше пировали они, чем совершали поход свой.
Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые принесли везде запорожцы.
Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу,- словом, крупною монетою оплачивали козаки прежние долги."
"Все знали, что трудно иметь дело с буйной и бранной толпой, известной под именем запорожского войска, которое в наружном своевольном неустройстве заключало устройство обдуманное для времени битвы."
"- Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба.
- Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли за веру Христову,
а не то- пусть лучше пропадут, чтобы их и духу их не было на свете!
Подойдите дети к матери:
молитва материнская и на воде и на земле спасает."
"Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек."
"Бульба был упрям страшно.
Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы,
когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников…
Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма."
"«Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком, подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот.
Безумно летают в нем вверх и вниз, черкая крыльями, птицы,
не распознавая в очи друг друга,
голубка - не видя ястреба,
ястреб - не видя голубки,
и никто не знает,
как далеко летает он от своей погибели.»"
Рубрики: | мудрость жизни |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |