-ћетки

2012 2012 год dongyang doodle handmade one stroke zentangle акварель артем драгунов африка бабочки блог блоги будущее в. либралато видео витраж витражна€ роспись волнова€ генетика втора€ жизнь вышивка в€зание в€зание крючком городецка€ роспись гороскоп май€ графика дневник домики драконы дудлы живопись зендудл зентангл идеи ирина винник кисти кисть китайска€ живопись книга комментарии крайон крючком ли с€омин лотос мазок кистью мандалы мехенди мк мои художества музыка обозначени€ организаци€ рабочего места орнамент орнаменты открытка пасха переход переход 2012 полезные ссылки почеркушки предсказани€ притча программа пророчества психологи€ рабоча€ тетрадь рамки раскраска раскраски резьба резьба по дереву рецепт рецепты рисование рисунки рисунок роспись роспись стекла росси€ сад своими руками сон спасибо сша танглы тест точечна€ роспись трафареты тыква узоры уроки фоны художник цветы чакры часть - 2 шаблоны шитьЄ юмор €понское в€зание

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в frogi

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.02.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 2089

≈Ћ≈Ќј Ѕј«јЌќ¬ј. —ќ¬≈“џ ¬ ќ—¬ќ≈Ќ»» “≈’Ќ» » ј ¬ј–≈Ћ»

ѕонедельник, 15 ќкт€бр€ 2012 г. 17:34 + в цитатник
÷итата сообщени€ ANDREI-STOLIAR

≈Ћ≈Ќј Ѕј«јЌќ¬ј. —ќ¬≈“џ ¬ ќ—¬ќ≈Ќ»» “≈’Ќ» » ј ¬ј–≈Ћ»
 


≈лена Ѕазанова

–одилась в 1968 в городе —ланцы Ћенинградской области.
«акончила —анкт-ѕетербургский јкадемический художественный лицей им. Ѕ.¬. »огансона и √осударственную јкадемию живописи, скульптуры и архитектуры им ».≈.–епина (мастерскую книжной графики).
— 1989 года активно работает с издательствами —анкт-ѕетербурга, c 1996-го иллюстрирует издани€ дл€ детей.
— 1995 года - член —оюза ’удожников –оссии.
— 2006 года - член ќбщества јкварелистов —анкт-ѕетербурга.

—тихи€ воды и краски

„то же нужно знать пытливому художнику в освоении техники акварели, чтобы избежать ложного пути? » есть ли какие-то особые секреты акварельного мастерства?

ћатериалы
ќчень важен правильный выбор материалов дл€ живописи акварелью.  роме основных материалов, художнику в работе могут понадобитьс€ еще некоторые. ¬от список материалов с небольшими комментари€ми.

  • јкварельна€ бумага профессионального качества, желательно, плотностью 300 г/кв.м.
  • јкварельные краски в кюветах и тубах, выпускаемые дл€ профессиональных художников различными известными производител€ми.
  •  исти разных размеров и форм, предпочтительно из беличьего волоса. ƒостоинства кистей в их м€гкости, пластичности, хорошей форме набора, благодар€ которому кисть способна нести много воды и который делает кисть, даже крупного размера, пригодной дл€ работы с тонкими элементами изображени€. ∆елательно иметь одну плоскую, тонкую, малого размера щетинную кисть с жестким, но стертым волосом, она пригодитс€ дл€ работы с контурами и детал€ми.
  • ѕалитра. Ћучше всего приобрести палитру из белого пластика, после обработки поверхности слабым абразивом вода на ее поверхности не скатываетс€ в капли, а высохшие краски на палитре легко развод€тс€ водой и продолжают быть пригодными дл€ работы. Ќе рекомендуетс€ использовать бумажные палитры, т.к. бумага впитывает воду, высохшие краски станов€тс€ непригодными дл€ работы, кисти испытывают дополнительную нагрузку, трутс€ о поверхность и быстрее изнашиваютс€, к тому же из некачественной бумаги вымываетс€ клей и попадает в живопись.
  • ѕланшет дл€ работы. ќчень удобно, если его рабоча€ плоскость покрыта водонепроницаемым материалом, а боковые кра€ дерев€нного подрамника, укрепл€ющего планшет, дают возможность закрепить бумагу на клей (хот€ дл€ нат€жки бумаги с помощью кле€ лучше использовать специальный планшет или лист фанеры толщиной около 1 см). ѕроверенным и очень удобным материалом дл€ укреплени€ мокрой и сухой бумаги €вл€етс€ пластиковое органическое стекло толщиной около 4 мм.
  •  лейка€ бумажна€ строительна€ лента шириной около 4см, клей ѕ¬ј (поливинилацетатный), металлические зажимы, кнопки - это материалы дл€ разных способов креплени€ бумаги и ее фиксировани€.
  • ћарл€ медицинска€ или тонка€ хлопчатобумажна€ ткань размером, превышающим размер акварельного листа по 1,5 см с каждой стороны.
  • √убка морска€ натуральна€ среднего или малого размера.
  •  арандаш дл€ нанесени€ рисунка м€гкостью Ќ¬ или 2¬; он должен быть тонко, аккуратно заточен и не должен царапать бумагу. ƒл€ тонкого линейного рисунка под акварель удобно использовать механический карандаш толщиной 0,5 мм.
  • Ћастик из двух частей: белого м€гкого кра€ и серого жесткого с примесью абразива. ƒл€ деликатной работы с бумагой лучше стирать карандашные линии м€гким краем ластика. ќн не портит и не пачкает бумагу. ∆есткой частью удобно аккуратно стирать следы карандаша, когда живопись завершена, т.к. графит имеет свойство после работы с водой оставл€ть более прочный след на поверхности бумаги.
  • Ѕелые бумажные полотенца. ќни очень удобны дл€ собирани€ лишней влаги с листа и дл€ отжима кисти.
  • Ћинейку и ножницы также нужно иметь в своем арсенале.
  • ‘ен.
  •  онтейнер с водой объемом не менее 1 литра. ¬оды должно быть всегда достаточно, чтобы чисто промыть кисть от краски. ¬оду надо регул€рно мен€ть и следить за тем, чтобы она сама не стала раствором краски. –азумно иметь дополнительный контейнер с чистой водой.

ќрганизаци€ рабочего места
»з-за технологических особенностей работы с акварелью необходимо организовать рабочее место по-особому. ћатериалы должны быть расположены доступно и удобно. ƒл€ этого используютс€ табурет, тумбочка или столик нужной высоты. „то касаетс€ мольберта, то трудно рекомендовать какую-то универсальную конструкцию, все известные мольберты только частично соответствуют профессиональным требовани€м. √лавное дл€ работы с акварелью - мобильность рабочей плоскости, потому что в процессе работы внезапно может понадобитьс€ различный наклон планшета с живописью. ѕри этом должен соблюдатьс€ максимальный обзор рабочей плоскости без лишних параллаксов (перспективных искажений). Ќаверное, можно изобрести какую-то особую конструкцию дл€ этих целей, но на практике оказываетс€ удобным обходитьс€ двум€ стуль€ми. Ќа одном стуле (табурете) можно сидеть, на втором, с помощью съемной коробки высотой примерно 15 см (чуть выше уровн€ колен), достаточно удобно расположить горизонтально планшет с живописью. ¬ажно, чтобы при работе рука с кистью была выт€нута, а спина пр€ма€. ѕри таком положении угол обзора будет максимальным, а видимые искажени€ - минимальными. „ем крупнее размер листа с живописью, тем чаще нужно отходить и смотреть на нее с рассто€ни€. ¬ этом случае, может быть, лучше работать сто€, тогда работа будет располагатьс€ на столе или специальном мольберте, но с об€зательным условием мобильности наклона и контролируемой устойчивости планшета.
ѕри нанесении рисунка и дл€ живописи по-сухому рабочую поверхность лучше установить на рассто€нии выт€нутой руки в наклонном положении, параллельном взгл€ду. –аботать можно сто€, установив планшет на мольберте, и сид€, в этом случае планшет устанавливаетс€ на стуле со спинкой или на мольберте подход€щей конструкции.
Ќа пленэре рабочее место может быть организовано еще проще: если нет удобного этюдника дл€ работы сто€, то можно работать сид€ на складном стульчике, планшет дл€ этюда держать на колен€х, материалы расположить пр€мо на земле, постелив вниз клеенку, чтобы ничего не растер€ть и не испачкать.
ѕеред началом работы художник должен позаботитьс€ о правильном освещении. ƒл€ живописи лучше всего подходит естественное дневное освещение, так как оно не дает искажений цветового воспри€ти€. ≈сли ситуаци€ заставл€ет работать при искусственном свете, то надо постаратьс€ приблизить его по спектру цветового излучени€ к дневному. —вет галогеновых ламп считаетс€ оптимальным в сочетании с отраженным от белого потолка мастерской светом ламп дневного освещени€. »сточник направленного света должен быть с левой стороны (если вы работаете правой рукой), тогда не будет тени, падающей от руки, мешающей видеть освещенную рабочую плоскость.

Ќачало работы.  омпозици€
ѕрежде чем приступить к работе, нужно €сно понимать, что вы хотите сделать и зачем. — этого начинаетс€ любой творческий процесс. Ќапример, в кино сначала рождаетс€ иде€, затем пишетс€ сценарий, создаетс€ материальна€ база, собираютс€ талантливые исполнители - только тогда режиссер начинает снимать фильм.
„то есть сценарий в акварели? ѕрежде всего, это композици€, оформление идеи в композиционном решении. “акое решение может быть спонтанным, как озарение, угаданным или подсказанным чем-то увиденным. Ќо все-таки это обычно результат творческого поиска и непрерывной интеллектуальной работы, это выражение мысли и чувства в ритме, пластике, напр€жени€х и ударах линий, цветовых и тональных п€тнах. —оздание композиции - это создание программы действий. ¬ этой работе участвуют логика, опыт, чувство и интуици€ художника.
»зображение может быть задумано в любом стиле или жанре. –абота может иметь реалистическое, декоративное или вообще лишенное вс€кой фигуративности решение. Ќо при этом надо помнить, что композици€ сама по себе достаточно абстрактное пон€тие. ќна €вл€етс€ первоосновой в искусстве. ¬ ее сути лежит представление о гармоничном устройстве мира. ƒревние художники и ученые даже пытались вычислить гармонию, и они оставили нам в наследство главный секрет всех идеальных пропорций - формулу золотого сечени€ .
√лаз человека с рождени€ воспринимает гармонические, пропорциональные отношени€, существующие в природе, как естественные, а в искусстве они €вл€ютс€ основой симметрии, ритма, соразмерности и красоты. ћожно проверить композицию логикой и математикой, что доказано в многочисленных ученых трактатах. Ќе углубл€€сь в подробности этого вопроса, заметим только, что в самых талантливых произведени€х изобразительного искусства, принадлежащих к различным направлени€м, подготовленный зритель всегда увидит гармонию внутреннего построени€. ’удожники обычно говор€т о своих творени€х, что они "сложились", когда нельз€ ничего ни убавить, ни прибавить, все стоит на своих местах и нет ничего случайного. Ќе об этом ли мы читали у ƒ.—удзуки: "¬ещи красивы там, где они неизбежны".
»стинный художник от природы одарен чувством гармонии и композиции, однако это качество в себе можно развивать и воспитывать.

–исунок и рисование цветом
»так, прежде чем начать рисунок, необходимо внимательно изучить объект рисовани€, проанализировать, как элементы изображени€ соотнос€тс€ друг с другом.
ѕосле того как вы полностью продумали и пон€ли, чего вы хотите достичь в будущей работе, и четко представили себе композиционное решение, можно сначала выполнить эскиз, а можно сразу приступить к рисунку. ѕри этом постарайтесь не забыть ограничить его мысленными или легко нарисованными лини€ми, наход€щимис€ на рассто€нии 1,5-2 см от кра€ листа. Ёти пол€ потребуютс€ дл€ нат€гивани€ бумаги и дл€ оформлени€ завершенной работы под паспарту, а если бумага уже нат€нута на планшет, то достаточно оставить поле около 1 см по периметру.
–исунок дл€ живописи акварелью наноситс€ легкими лини€ми, напоминающим паутинку, которые €вл€ютс€ только подсказкой, намеком на форму и фиксированием композиционных направл€ющих. Ќеобходимо хорошо чувствовать нажим карандаша, потому что твердым карандашом вы рискуете поцарапать бумагу, оставить вдавленный след, а м€гким карандашом можно перегрузить ее графитом, так что он будет размазыватьс€ рукой во врем€ работы и пачкать бумагу, к тому же грубые линии трудно стираютс€ ластиком. ѕоэтому надо избегать ошибок в рисунке и лишних коррекций, старатьс€ беречь поверхность акварельного листа. »ногда лучше делать предварительный рисунок, который переводитс€ на акварельный лист через стекло с подсветкой.
Ќередко возникает пугающа€ проблема: во врем€ живописи легкие линии рисунка тер€ютс€ под красочным слоем.  ак тогда ориентироватьс€ в работе?  ак писать сложные акварели, не сбива€сь и не наруша€ рисунка? ќтвет на этот вопрос один: надо хорошо чувствовать рисунок и композицию, помнить, что натура - это всего лишь подсказка, дающа€ эмоциональный импульс художнику. ѕрофессионалы всегда отличают "срисовывание" с натуры от насто€щего рисовани€, так же, как легко отличают фотографию, сделанную равнодушной техникой, от результата живого воспри€ти€ художника. "—рисовыванием" называют рисунок, сделанный без вс€кого отбора, фиксирующий объект изображени€ по принципу "похожести" путем передачи всех видимых внешних подробностей, это механический процесс копировани€ реальности без творческого поиска. “огда как насто€щий рисунок - это творческий процесс передачи сути изображени€, содержани€ его внутренней формы, отбор наиболее характерного и важного дл€ создани€ образа.
–исунок - это ваш сценарий ведени€ акварельной живописи: как и где поставить цветовые и тональные акценты, где использовать технические эффекты, как обыграть материальность того или иного предмета.
 огда рисунок выполнен, необходимо вновь сосредоточитьс€ и постаратьс€ зафиксировать его в пам€ти. ѕомните: процесс живописи - это не раскрашивание предварительного рисунка, а продолжение рисовани€ кистью и цветом. “огда во врем€ живописи акварелью удастс€ преодолеть главную трудность - робость перед непокорным материалом и страх потер€ть рисунок. “олько так по€витс€ возможность свободно, не допуска€ ошибок, "рисовать краской". ƒействительно, в акварели много случайности, но все же можно утверждать, что очень многое в удачах, "сложившихс€ случайно", предопредел€етс€ сформированным в сознании художника образом и его профессиональными навыками и опытом.

ѕодготовка бумаги к живописи
Ќемалую проблему во врем€ живописи водными красками создает мокра€ бумага. ¬питыва€ влагу, она сильно увеличиваетс€ в размере, образу€ при этом на рабочей поверхности "холмистый рельеф с реками и озерами", куда устремл€ютс€ бесформенные потоки живописной массы. »з этого положени€ видитс€ один выход: работать по сухой бумаге, нат€нутой на планшет, и держать рабочую поверхность в наклонном положении, приближенном к вертикальному. ѕри этом старатьс€ быстро делать цветовые заливки, не давать бумаге сильно намокать и контролировать течение воды с растворенной в ней краской, которое в этом случае непременно будет происходить по закону земного прит€жени€, т.е. краска будет медленно или быстро стекать вниз. ѕри такой методике, напоминающей архитектурные отмывки, бумага быстро снова становитс€ сухой, не образу€ ненужных "затеков". Ќо работать по-мокрому при сильном наклоне очень затруднительно, надо учитывать, что пока на листе есть заметна€ влажность, изображение будет "съезжать" вниз.
 ак правильно подготовить бумагу к живописи?
¬ случае, описанном выше, лучше всего нат€гивать бумагу на планшет следующим образом. —моченный с обеих сторон и слегка подсушенный лист акварельной бумаги укладываетс€ на планшет, на кра€ (под размер акварельного листа 1-1,5 см) или боковые дерев€нные стороны которого нанесен хорошего качества клей ѕ¬ј. јккуратно прижима€ бумагу к проклеенному планшету и слегка раст€гива€ ее к кра€м, следим за равномерной раст€жкой сторон и углов. Ќельз€ бумагу перет€гивать, прилагать чрезмерные усили€, потому что при высыхании она сильно ст€нетс€ и даже может лопнуть. „тобы клей быстрее скрепил бумагу с планшетом, можно слегка подсушить место склейки феном.
≈сть другой способ подготовки бумаги к работе. ¬ обращении к истории английской акварели XIX века уже рассказывалось о живописи по сырой бумаге с применением стиратора и мокрой ткани. »спользу€ опыт многолетней работы в технике акварели и современные материалы, € сумела найти оптимальное решение контрол€ над влажностью бумаги. Ѕлагодар€ этому бумага держит воду в течение длительного времени, что дает неограниченные технические возможности в живописи акварелью. ¬от этот способ: на горизонтально установленный пластик (органическое стекло) надо ровно постелить мокрую тонкую хлопчатобумажную ткань. ƒл€ этой цели очень хорошо подходит марлева€ ткань, благодар€ редкому плетению она удерживает воду в €чейках между нит€ми. «атем на эту рабочую поверхность положить смоченный с двух сторон лист бумаги, проверить, чтобы не было бугорков и пузырьков воздуха под бумагой. –абоча€ поверхность должна быть ровной.  ра€ листа лучше немного прикрыть тканью дл€ предотвращени€ их быстрого высыхани€. ѕосле этого сразу можно приступать к живописи по-мокрому. ≈сли требуетс€ выполнение иных задач, то надо подождать, когда поверхность бумаги равномерно подсохнет, этот процесс можно ускорить с помощью бумажных салфеток или бытового фена. Ћегко поглажива€ бумагу ладонью руки, провер€ем степень ее готовности к работе. “акой подготовкой достигаетс€ уникальное состо€ние бумаги: она становитс€ мокра€ и суха€ одновременно.
„то это дает дл€ живописи? ¬о-первых: живописна€ поверхность будет ровна€ в течение всего времени работы, независимо от используемой акварельной техники и от размера акварельного листа.
¬о-вторых: мокра€ бумага будет так долго мокрой, как это потребуетс€, нужно только регулировать влажность ткани под бумагой (быстрота высыхани€ бумаги зависит от влажности воздуха, поэтому дл€ стабильного состо€ни€ очень хорошо, если климат в мастерской не сухой и не слишком влажный). Ўирокой кистью или губкой всегда можно увлажнить лист с тыльной стороны и ткань под ним, если они начали высыхать. ¬-третьих: можно писать одновременно по-сухому и по-мокрому. Ёто не парадокс. ¬едь мы получаем бумагу мокрой внутри и сухой снаружи. » если сделать мазок акварелью, то он не будет растекатьс€, так как подсушенна€ поверхность бумаги будет вести себ€ так, как если бы бумага была действительно полностью сухой. ≈сли потребуетс€, можно дождатьс€ естественного высыхани€ мазка или же подсушить его феном, тогда можно будет писать поверх него, как в технике по-сухому, при этом ничего не нарушив. ќднако можно использовать уникальную возможность сохран€ть этот мазок влажным или даже очень мокрым долгое врем€. ¬нутри него можно писать по-мокрому и затем плавно списывать с другими част€ми живописи.

¬едение работы по-сухому и по-мокрому одновременно
 огда бумага подготовлена таким способом к живописи, становитс€ пон€тным секрет сочетани€ "мокрых" и "сухих" техник при одновременности процесса, а также секрет работы над светлыми детал€ми на темных фонах без кроющих белил и резерважа из кле€. “аким образом удаетс€ делать большие работы, сохран€€ при этом, где нужно, м€гкость акварели и акварельные эффекты и достига€ "сделанности" в детал€х и материальности объектов изображени€. ƒл€ иллюстрации сказанного воспользуюсь фотографи€ми и фрагментами описани€ процесса создани€ "Ќатюрморта с тыквами" (53х73см, бумага, акварель, 2005).

∆ивопись фона
»так, когда бумага сверху стала сухой, нат€нута ровно, без бугорков воздуха, и имеет хорошую степень увлажнени€ снизу, € перехожу к ответственному моменту. ”влажн€ю слегка тонированной водой поверхность темного фона. »спользую кисти разного размера, стараюсь не нарушить контуры зеленого побега тыквы, потому что фон должен быть контрастно-темным, а "выбирать" глубокий темный цвет, чтобы писать светлые детали, может быть очень сложно, не вс€ка€ бумага легко "отдает" тон и цвет.
“еперь, помн€ обо всем, что необходимо дл€ достижени€ нужного результата (о цвете, тоне, фактуре), пишу темный фон по-мокрому в пределах сделанной водной заливки.
—начала € вливаю нужный цвет, позвол€ю краске красиво растечьс€. ¬ажно при этом контролировать количество краски и воды, чтобы добитьс€ необходимого тона и насыщенности. ќчень важна€ задача: вз€ть в полную силу и в один прием тень р€дом с золотым боком тыквы, только тогда может по€витьс€ "дышаща€" глубина тени.
я "заложила" серый фон и теперь, чтобы ускорить процесс работы, подсушиваю живопись феном, но не до полного высыхани€.
≈ще раз провер€ю самые тонкие детали тонкой кистью, вы€вл€€ характерные линии и касани€.

—писывание границ
Ќеобходимый этап: когда серый фон еще немного влажен, € "списываю" касани€ в тен€х. Ўирокой кистью € увлажн€ю незакрытую цветом бумагу, позвол€€ краске из фона затечь, слитьс€ с соседним п€тном. “ак достигаетс€ м€гкость контуров, как в живописи по-мокрому. ѕри этом € начинаю живопись цветом, так краска смешиваетс€ уже на листе, а не на палитре. ¬текание фона в тень предмета - это хороша€ основа дл€ цветовых лессировок при дальнейшей живописи, когда достигаетс€ оптическое смешение цвета путем перекрывани€ одного живописного сло€ другим.
≈ще один эффект необходимо сделать по почти сухому фону. ћокрой тонкой кистью, практически без цвета, просто водой, наношу текстуру дерева. ¬ода, вытесн€€ краску, делает красивые м€гкие эффекты. “ак пишу свет и фактуры.

ѕервый сеанс живописи
ѕервый сеанс всегда очень напр€женный, он может длитьс€ восемь часов почти без перерыва и от его результата зависит дальнейша€ судьба работы. ќчень важно не сделать ничего лишнего, так как любые исправлени€ могут негативно повли€ть на качество работы (это зависит и от возможностей бумаги).
“акже очень важно вз€ть нужную силу тона сразу, т.к. работать по уже написанному фрагменту надо крайне осторожно, можно утратить качество живописи.
ѕока не произошло высыхание "живописного теста", его можно "месить", достига€ нужного результата по возможности в один прием.
—охран€€ естественность и непринужденность в касани€х, держим под контролем рисунок. Ёто непроста€ задача, даже при наличии достаточного терпени€ и такта: приходитс€ работать с некоторым напр€жением, чтобы движени€ кисти были точны.
Ќеобходимость работать над детал€ми в акварели создает дл€ художника много технических трудностей. «десь играет свою роль все: большой формат листа бумаги, горизонтальное положение рабочей поверхности, необходимость работать "на выт€нутой руке", сыра€ поверхность живописи, которую нельз€ потревожить, чтобы не нарушить результат работы.
„тобы решить некоторые из технических проблем, художники пользуютс€ муштабелем, длинной ровной тростью с зацепом на конце дл€ опоры на край работы, или постановкой руки на мизинец. “очечна€ опора на мизинец, по возможности, на сухую поверхность, дает устойчивость руке во врем€ работы, а кисть с длинным черенком дает возможность работать с детал€ми на большом рассто€нии.

¬торой сеанс - продолжение работы
—ледующий шаг, продолжение работы, может быть сложнее первого. » эта сложность заключаетс€ в том, что нужно сделать почти невозможное: "войти в реку во второй раз". Ќичего не испортить, не загубить очень сложно, нужно иметь €сное представление о том, как вести работу далее. Ѕо€знь испортить собственный "шедевр" не позвол€ет очень многим начинающим, и даже обучающимс€ в вузах студентам, довести удачное начало до логического завершени€. ќпыт, смелость или даже дерзость профессионала позвол€ют критически воспринимать свое творение и выстраивать стратегию работы над ним. ќчень важно, не утратив прелести акварели и ее очаровани€, сохранить эмоциональный зар€д в процессе многосеансовой работы, иначе ваша акварель получитс€ техничной, но при этом слишком "холодной".
»так, перед началом следующего сеанса необходимо снова подготовить бумагу к работе. „тобы увлажнить лист с живописью, нужно смочить водой с помощью губки или широкой кисти только его обратную сторону, намочить ткань на пластике и снова положить лист на мокрую ткань. «атем надо немного подождать, пока бумага равномерно напитаетс€ водой. ¬ это врем€, чтобы расширение бумаги не деформировало лист и не создавало бугристого рельефа, надо приподнимать и слегка отт€гивать кра€ бумаги, затем снова возвраща€ их на мокрую ткань. Ћегко поглажива€ рукой лист с живописью, стараемс€ "выгнать" из-под него пузырьки воздуха, обеспечива€ плотное прилегание бумаги к рабочей плоскости.
ќднако может понадобитьс€ полное увлажнение листа с живописью. “огда дл€ этого в буквальном смысле надо устроить душ, полив холодной водой сначала живописную сторону листа и, затем, тыльную сторону. ћожно также "искупать" лист, полностью опустив его в воду на несколько секунд. ”строить купание иным образом позвол€ет другой способ: сначала увлажн€етс€ тыльна€ сторона, и бумага укладываетс€ на планшет с мокрой тканью, а затем быстро и равномерно поливаетс€ водой из банки. ¬ажно делать любую из этих процедур быстро и как можно более равномерно. ѕосле этого снова по€вл€етс€ возможность вести живопись по-мокрому, объедин€€ те или иные фрагменты изображени€. «амечу, что при таком способе увлажнени€ листа с живописью некоторые детали см€гчаютс€ сами под действием воды. Ќе следует бо€тьс€, что во врем€ этих процедур ваша живопись "утечет" или "расплыветс€". ≈сли вы использовали рекомендованные материалы, то подобный риск минимален. “олько при этом надо учитывать один фактор: могут подн€тьс€ и расползтись густо положенные корпусные краски и некоторые красные, например, кармин. «а их поведением надо следить и отжатой кистью корректировать нежелательные выходы цвета.
ѕосле всех проведенных операций мы снова имеем различные возможности по органичному вхождению в живопись и комбинированию разных технических приемов работы по-мокрому и по-сухому. 
— помощью широких кистей можно увлажн€ть отдельные фрагменты живописи, но только в том случае, когда живописный слой полностью высох. Ёто делаетс€ легким, быстрым движением. » снова можно писать по-мокрому.

Ќат€гивание бумаги в конце работы по-мокрому
ѕосле решени€ основных задач живописи по-мокрому, фиксируем бумагу на пластике с помощью бумажной кле€щей ленты. Ќенадежные участки закрепл€ем зажимами. јккуратно фиксируем ленту теплым воздухом с помощью фена, контролиру€ равномерность высыхани€ и нат€жение листа бумаги.
¬ажно следить за нат€жением углов, чтобы лист не покоробилс€.
Ќо если нат€жка бумаги не получилась хорошо сразу, то можно еще раз попробовать это сделать, дл€ чего надо аккуратно удалить ленту, снова увлажнить тыльную сторону и нат€нуть лист. ѕри таком способе удаетс€ сохран€ть живой край листа, который бывает очень красивым в бумагах ручного лить€.
Ќекоторые виды бумаг срываютс€ с кле€щей ленты. Ќо всегда есть более надежный способ: лист с живописью можно приклеить на дерев€нный планшет с помощью кле€ ѕ¬ј (см. описание подготовки планшета к живописи по-сухому).

ќ некоторых секретах смешени€ красок

— незапам€тных времен художник в своей практике был вынужден примен€ть знани€ некоторых законов химии и физики, как это ни показалось бы странным на первый взгл€д. ¬ истории искусства достаточно тому свидетельств.
 раски - это, по сути, смеси химических веществ, которые раньше готовили сами художники.  аждый мастер знал секреты растирани€ пигментов и мог иметь свои оригинальные рецептуры получени€ красок определенного цвета и качества. —овременный художник уже не нуждаетс€ в изучении старых или изобретении новых рецептур, но на практике, получа€ от производител€ готовые краски, все-таки должен учитывать некоторые химические и физические особенности пигментов и приготовленных из них красок.  ак уже говорилось ранее, первое, очень важное условие - это качество красок, которое зависит от производител€. ¬торое - понимание художником структуры красок. Ќеобычайно тонкое измельчение пигмента, €вл€ющеес€ критерием качества акварельной краски, не может быть достигнуто в отдельных случа€х из-за особенностей химической природы некоторых веществ. “ак, общеизвестно, что кобальт синий спектральный и ультрамарин могут давать порошкообразный осадок, тогда как берлинска€ лазурь (прусска€ син€€) и кармин от природы коллоидно-растворимые, то есть, раствор€€сь, они ровно окрашивают воду.

–асслоение пигмента в растворе синих красок
Ќа иллюстрации видно, что в растворе разных синих красок произошло расслоение, и часть пигмента выпала в осадок. Ётот эффект может происходить и с некоторыми другими красками. ѕоэтому краски в зависимости от своих свойств дел€тс€ на корпусные и лессировочные.
ѕоведение красок изучаетс€ художниками на практике. ƒл€ этого можно делать тестовые смешени€ на бумаге. ∆елательно при этом помечать, из каких красок делалась смесь, чтобы неожиданно полученный интересный результат при необходимости можно было повторить.÷вет, воспринимаемый глазом человека, - это пон€тие, в основе которого лежит теори€ электромагнитного излучени€ оптического диапазона.
‘изика дает объ€снение оптического воспри€ти€ света и цвета. ќдним из первых это €вление попыталс€ изучить и объ€снить Ќьютон. —огласно многовековой традиции он насчитывал семь цветов в спектре радуги, образованной преломленным лучом света (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), белый - это чистый свет, который содержит в себе весь цветовой спектр, а черный - это темнота, отсутствие света. ¬ изобразительном искусстве эти знани€ отразились в теории цвета.
—мешением основных цветов (красного, желтого, синего) получают три дополнительных (оранжевый, зеленый, фиолетовый) - они образуют спектральный круг. ≈сли попробовать смешать в равной пропорции краски всего цветового спектра, то их цветность нейтрализуетс€, превратившись в серую гр€зь.   спектральным цветам в живописи прибавл€ютс€ белый (белила или белый цвет бумаги) и черный. Ёто основа цветовой гармонии. ѕоэтому живопись начинаетс€ с изучени€ правильного смешивани€ противоположных и соседствующих красок.
–анее традиционно считалось, что если механически смешать противоположные по спектру краски, то получитс€ гр€зь. ј черную и фиолетовую краски вообще требовалось убрать из палитры. Ќапример, мы читаем у ѕ.ѕ. –ев€кина: "«десь уместно сказать о черной краске как наименее интенсивной и наименее €ркой, поскольку в практике существуют разные, непримиримые точки зрени€ на применение этой краски; одни считают ее употребление недопустимым, другие ее превознос€т. „ерна€ краска, как €д в медицине, может вылечить и может убить; поэтому необходимо хорошо знать, когда и сколько ее нужно вз€ть" . ќчень справедливое утверждение.   сожалению, больша€ часть темных красок отечественного производства, включа€ черную, так и не были востребованы в моей палитре. »х использование в живописи делает картину безрадостной. —меси с этими красками зачастую при высыхании получаютс€ глухими, гр€зными и ненасыщенными. ¬ своей практике мне приходитс€ компенсировать недостаток этой палитры красками других производителей. Ќапример, краски "Lamp Black" и "Payne’s Grey" английской фирмы "Rowney Georgian" великолепно ведут себ€ в живописи, и в некоторых случа€х они стали дл€ мен€ незаменимыми. ќднако каждый художник формирует свою палитру из красок разных фирм на основе личной практики. »деального набора красок одной фирмы дл€ всех художников не существует.
¬опреки традиционным убеждени€м, надо заметить, что смешивание противоположных цветов может быть порой единственным грамотным решением при написании света и тени, не дающим при этом гр€зь. “ак, например, при живописи красных драпировок с использованием кармина только примесь изумрудно-зеленой может дать нужную насыщенность и цветоносность в тен€х. ¬ывод здесь напрашиваетс€ такой: теоретические правила смешени€ цветов могут быть хороши, но только личный опыт работы с разными красками высокого качества может дать исключительно интересные и неожиданные результаты.
¬ живописи акварелью важно помнить еще одну особенность: любой цвет пишетс€ через смешение двух, трех красок. ќткрытыми цветами пользоватьс€ надо крайне редко, но смешение более трех красок часто дает гр€зь. ƒанное правило работает при лессировках, зависит это, конечно, от насыщенности красок, и всегда есть риск потер€ть свежесть цвета при использовании более трех слоев.  роме этого, при перекрывании слоев надо учитывать, что гр€зь может образоватьс€ из-за неправильной последовательности применени€ корпусных и лессировочных красок, холодных и теплых цветов. ѕричина кроетс€ в том, что лессировочные краски поверх корпусных зачастую не дают нужного результата, особенно если поверх холодных цветов идут теплые. 
¬олнова€ теори€ света дает художнику представление о том, как про€вл€ют себ€ воспринимаемые глазом цветовые волны разной длины. –азные участки спектра отличаютс€ друг от друга длиной и частотой волны. ‘иолетовые волны - самые короткие и тонально слабые, а красные - самые длинные и интенсивные. ѕоэтому теплые цвета всегда будут перекрывать излучение холодных.
ќптическим смешением цветов увлекались импрессионисты, они достигали этого эффекта, работа€ мелкими разноцветными мазками, пуантел€ми (фр. pointiller - писать точками), которые, соседству€ на картине, суммировали действие цветовых волн и давали сложные цветовые вибрации, превращались в общий цветовой поток. Ќа этом принципе основаны все современные виды полиграфической печати. Ћюбое изображение при цветоделении раскладываетс€ на четыре цвета: пурпур, желтый, синий и черный. ѕри печати точки разных цветов складываютс€, образу€ богатую цветопередачу в печатных изображени€х.
√овор€ о физических и химических особенност€х смешивани€ акварельных красок, не лишним будет напомнить еще раз, что в живописи краски с одним и тем же наименованием, но изготовленные различными производител€ми, дают разные результаты при смешивании.
Ёто знание приходит с опытом и позвол€ет обогатить живопись различными эффектами и сложными, богатыми сочетани€ми цветов.

—ветотень и тепло-холодность
–ассказыва€ о цветовой гармонии, необходимо сказать о пон€тии тепло-холодности в живописи. ѕрежде всего надо уметь видеть тепло-холодность света и тени. ѕринцип в том, что если вы пишете свет холодным, то тени будут теплыми, и наоборот, если свет - теплый, то тени будут непременно холодными. Ќапример: когда объект освещен солнцем, то свет будет теплым, а тени - холодными; при лунном освещении эффект тот же, но приглушенность отраженного света сильно обедн€ет цветовую картину и свет приобретает тускло-зеленоватый цвет. ≈сли же мы имеем отраженный от неба свет, то он будет холодным, а тени теплыми. ¬ пасмурную погоду освещение м€гкое, рассе€нное, и при этом тер€етс€ значение рельефной светотени, цвет самого предмета начинает играть большую роль. ≈сли в начале работы грамотно проанализировать ситуацию освещенности, то это станет ключом к созданию богатой живописной гармонии в картине.
— помощью светотени мы не только пишем объем и форму объектов, но и решаем весьма трудную задачу создани€ свето-воздушной среды, в которой предметы рефлексируют друг с другом. ¬ большинстве случаев тени €вл€ютс€ обобщающим фактором дл€ всей картины, помога€ вписывать предметы в пространство.

ћатериальность изображаемых предметов
Ќемалую трудность в живописи акварелью составл€ет передача материальности изображаемых объектов, особенно если живописец пользуетс€ каким-либо одним заученным техническим приемом. ћеханичность применени€ одной манеры письма навевает сравнение с фильтром компьютерной программы, наложенным на фотографию. “акой подход ограничивает творческие возможности в трактовке формы и материальности.
» наоборот, если автор исходит из сути изображаемого объекта, то сама его природа и характер подсказывают оригинальное решение в поиске и применении различных технических приемов. Ќевозможно одним и тем же приемом передать материальность гладкого шелка и м€гкого бархата, блест€щего металла и старого дерева, прозрачного стекла и м€той бумаги. Ѕогатство фактур ос€заемого мира должно вдохновл€ть художника на творческие эксперименты.»ллюстриру€ вышесказанное, снова приведу пример из своей работы над "Ќатюрмортом с тыквами". „тобы написать стакан с водой, € должна была посто€нно комбинировать живопись по-мокрому (с помощью увлажнени€ фрагментов), лессировки и сухую кисть.  азалось бы, € использовала те же приемы, что и ранее, но все оказалось сложнее. «десь очень много взаимосв€зей, которые необходимо было учитывать:
- особенности формы стекл€нного стакана, наполненного водой, создающей оптическую игру света,
- в стакане видна горизонтальна€ поверхность воды, котора€ "живет" по своим физическим законам,
- стакан стоит на темной дерев€нной плоскости,
- стекло стакана отражает блики от окна,
- за стаканом воды видна тыква и плотна€ тень на ее боку,
- побег тыквы, который стоит в стакане и виден нам через линзу воды.
» только учитыва€ все вышеперечисленные факторы, можно было передать материальность стекла, воды и окружающих предметов.

ƒетализаци€ и обобщение
—тарый академический принцип "от целого к частному, от частного к целому" означает, что недопустимо увлекатьс€ разработкой отдельных деталей, забыва€ о всей работе в целом. Ќеобходимо избегать дробности, тогда ваша акварель не рассыплетс€ на мозаику из отдельных кусочков. 
¬ работе над материальностью и детал€ми про€вл€ютс€ наблюдательность, терпеливость мастера и его художественный вкус. Ќачало в акварельной живописи почти всегда бывает легким, красивым, интригующим. ¬ам кажетс€, что краска подчин€етс€ вашей воле, вы "держите п€тно", владеете формой, и все у вас получаетс€. Ќо наступает период работы над детал€ми. Ёто, пожалуй, самый увлекательный и в тоже врем€ сложный процесс, когда необходимо посто€нно контролировать себ€, чтобы не забывать о целостном воспри€тии всей работы. „увство меры - очень важное качество дл€ художника. „резмерное увлечение детал€ми может стать губительным на завершающем этапе. „тобы избежать излишней детализации, надо найти в себе достаточно смелости, жертву€, возможно, даже очень красивыми кусками, двигатьс€ по пути больших обобщений к завершению работы. ¬ажно всегда помнить, что вы пишете не объект, а его образ. Ётот заключительный момент в живописи должен быть не менее эмоциональным, чем начало работы. ѕопробую более подробно описать работу над одной деталью.
Ќа примере живописи тыквенного листа постараюсь показать, как можно "месить цвет", лепить объем с помощью различных эффектов и приемов.
8.1. ”влажн€ю п€тно зеленого листа и, насыща€ тон и цвет, начинаю моделировать форму листа.
8.2. "Ѕеру" зеленый цвет в "полную силу".
8.3. ѕодсушиваю феном. ¬ процессе высыхани€ краска продолжает движение и плавно растекаетс€ по мокрой плоскости бумаги.
8.4. ‘ормиру€ свет на тыквенном листе, "вливаю" слабый светлый оттенок зеленого, насыщенного водой, и вода с раствором краски начинает вытесн€ть темный цвет.
8.5. ќттенком желтого формирую плоть листа, где она видна на просвет.
8.6. “ут же моделирую темно-зеленые переходы, формиру€ тень собственную и падающую, акцентирую сломы формы и границы теней.
8.7. Ќе дава€ полностью высохнуть листу, "списываю" его с фоном, создава€ м€гкие касани€ форм.
8.8.  раска "живет" и "движетс€" на невысохшей плоскости. » € снова и снова усложн€ю форму новыми цветовыми решени€ми. “онкой кистью добиваюсь из€щества в контуре листа, подчеркива€ желтым цветом свечение листа против света.
8.9.  огда живописна€ поверхность почти подсохла, тонкой кистью € выполн€ю прожилки на тыквенном листе.
8.10. Ўирокой кистью обостр€ю свет. ƒл€ этого € снова пользуюсь эффектом вытеснени€ краски, буквально, "капаю" небольшое количество воды с добавлением кобальта, чтобы свет стал холодным.  онтролирую растекание краски и "подбираю" лишнюю влагу отжатой кистью.
8.11. ѕлоскость все более подсыхает, позвол€€ постепенно конкретизировать особенности фактур тыквенного листа. “онкой кистью, моделиру€ свет и тень, создаю сложную форму листа.
8.12. ѕосле высыхани€ живописи усложн€ю фактуры листа, "оттачиваю" тональные и цветовые переходы. 

ѕоследовательность ведени€ работы
Ќеопытный художник часто задаетс€ вопросом: с чего лучше начать писать акварель, с фона или изображени€ предметов, с первого плана или со второго? ≈сли в работе решаетс€ проблема пространства, то неизбежно придетс€ выстраивать изображение в свето-воздушной перспективе, использу€ изобразительные планы. Ќаиболее нагл€дный пример - это ландшафтна€ живопись. ќбычно в пейзаже работа начинаетс€ с живописи третьего, дальнего, плана, и тогда пишетс€ небо, плавно переход€щее через линию горизонта к земле, ко второму плану. «атем разрабатываетс€ тонально насыщенный первый план, и начинаетс€ работа над детал€ми.
¬ портрете работа обычно начинаетс€ с главного - с живописи головы. «атем постепенно переходит к разработке фона.
¬ натюрморте можно начать с темного фона, то есть третьего плана, затем вписывать в него предметы. ќднако вопрос первоочередности становитс€ решающим дл€ качества работы, если изображаютс€ объекты живой природы, жизнь которых быстротечна и изменчива. Ёто может быть бутон лилии, раскрывающийс€ на ваших глазах, цветы и листь€, которые быстро ув€дают, или свежа€ плоть разломленного персика, тер€юща€ свою сочность. ≈сли вы не успеете написать что-то важное с натуры, то потом даже фотографи€, сделанна€ в качестве шпаргалки, не сможет вернуть очаровани€ и свежести первого эмоционального воспри€ти€. “олько хороша€ зрительна€ пам€ть, знание объекта изображени€ и накопленный опыт смогут помочь художнику в такой ситуации.≈лена Ѕазанова.  Ќатюрморт с красной смородиной

ƒл€ примера приведу свою работу "Ќатюрморт с красной смородиной" (54х73,5см, 2007).
»гра света, увиденна€ в листь€х красной смородины, могла быть передана легко и свежо только с натуры. ѕоэтому листь€ пришлось писать в первую очередь, они зав€ли очень быстро, в течение трех часов. «атем € писала красные €годы смородины, которые уже на второй день начали тер€ть свечение живой плоти. “акже дл€ мен€ было очень важно сразу же вз€ть в полную силу глубину красного тона в тени. » уже в последнюю очередь € писала фон. Ќо невозможно дать универсальный «рецепт» живописи дл€ любой работы.  ажда€ нова€ работа преподносит художнику новые, часто неожиданные задачи.

“ак в чем же кроетс€ «тайна» акварели?
≈сть ли на самом деле «секреты», о которых часто спрашивают любители и поклонники этой дивной техники?
ѕредприн€в попытку короткого экскурса в историю акварельной живописи, € хотела показать, что теоретические знани€ техники сами по себе очень важны, но не €вл€ютс€ какими-то особыми секретами, известными только избранным профессионалам, совсем другое дело - умение комбинировать эти знани€ на основе личного опыта.
 ак удаетс€ виртуозно написать сложнейшую работу в короткое врем€?
ћожно часами сидеть перед завершенной работой, пыта€сь пон€ть, как родилась та или ина€ удача. ясно, что успех кроетс€ не в простом наборе технических достижений. »ногда бывает невозможно повторить собственные удачи.
я не случайно одухотвор€ю технику акварели, нахожусь в диалоге с ней и сравниваю ее со стихией, которую приходитс€ покор€ть. ƒл€ мен€ высшим наслаждением в работе €вл€етс€ достижение «единени€» с техникой.  огда начинаешь жить в ее пространстве, чувствовать ее, только тогда удаютс€ самые немыслимые затеи и все приходит, кажетс€, само собой - и неожиданные решени€, и необычные приемы. Ќачина€ сеанс живописи, € стремлюсь сознанием проникнуть в «живописное тесто», потому что в начале работы происходит самое сложное: закладываютс€ тональные, цветовые отношени€. »менно в этот момент необходимо особенно тонко чувствовать и контролировать влажность на всем пространстве рабочего листа, независимо от его размера. ¬се событи€ во врем€ работы переживаютс€ эмоционально: и удачно положенный мазок, и затек краски, и необычный акварельный эффект, полученный в результате непостижимого дл€ логики стечени€ обсто€тельств.
ћожно сказать, что все «случайности» возникают, когда мастер, двига€сь по намеченному сценарию, уверенно «лепит» пространство и творит живопись, не дума€ об эффектах как таковых. ѕри этом необходима больша€ концентраци€ внимани€. ”влека€сь восторженными переживани€ми акварельных эффектов, нельз€ тер€ть задуманный образ. ѕотерю образа или его отсутствие можно обозначить как «безобразность», что по сути есть «безобразность». —оздание образа - это смысл работы художника.  артина должна увлекать зрител€ так, чтобы ему хотелось долго рассматривать ее, думать, погружа€сь в ее внутреннее пространство, поддава€сь ее магии. ¬ажно не только то, что вы видите, но гораздо важнее то, что вы чувствуете. Ёто нека€ реальность в ощущени€х. » если это «послевкусие» от увиденной картины остаетс€ у зрител€ , значит, художник достиг результата, и работа состо€лась.
—амый главный «секрет» акварели - это страстное желание достичь результата. ’удожник, так же как и спортсмен, начавший забег на марафонскую дистанцию, должен думать о достижении цели, не страшась долгого пути.
»спуг, полученный от неудачного результата, надо превращать в полезный опыт ошибок, который в будущем будет компенсироватьс€ радостью владени€ техникой. Ќадо только много трудитьс€ и экспериментировать - дорогу осилит идущий.

»сточник

–аботы ≈лены :

—ери€ сообщений "ќбучалки":
„асть 1 - я хочу рисовать
„асть 2 - √де почитать и посмотреть уроки
...
„асть 28 -  ак перевести рисунок на не прозрачную поверхность
„асть 29 - ћ  росписи вазы
„асть 30 - ≈Ћ≈Ќј Ѕј«јЌќ¬ј. —ќ¬≈“џ ¬ ќ—¬ќ≈Ќ»» “≈’Ќ» » ј ¬ј–≈Ћ»
„асть 31 - ”чимс€ рисовать. ”роки
„асть 32 - ƒневник ”чител€ рисовани€ - очень, очень интересный
...
„асть 47 - –исуем цветы 1 в технике One Stroke
„асть 48 - –оспись декоративной тыквы-горл€нки
„асть 49 - Beautiful Brashstrokes by Maureen MeNaughton

ћетки:  
ѕонравилось: 3 пользовател€м



јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 јпрел€ 2016 г. 14:35 (ссылка)
Ѕольшое спасибо за интересную статью
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
verik19   обратитьс€ по имени —уббота, 23 јпрел€ 2016 г. 03:25 (ссылка)
Ѕольшое спасибо!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ƒашик_68   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 12 јвгуста 2016 г. 18:10 (ссылка)
тоже не люблю бумажную палитру- пластик удобней!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку