-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_periskop

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.06.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 12




От Петербурга до Камчатки - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://periskop.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??71998000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Аэропорт Елизово. В рабочий полдень (видео)

Пятница, 24 Сентября 2021 г. 11:29 + в цитатник
Небольшое видео из аэропорта Елизово под условным названием "В рабочий полдень". В 3 минуты вошло 4 коротких сюжета с рулением на взлет Л-410 на Усть-Хайрюзово, Як-40 на Палану, Б-777 на Москву и А-321 на Новосиб.



Ютуб-канал periskopspb

https://periskop.su/2134045.html


Метки:  

Камчатка. Вход в царство Аида

Вторник, 21 Сентября 2021 г. 10:07 + в цитатник
Хотите посмотреть, как черти-кочегары стравливают лишний пар из котельной системы мрачного подземного царства Аида, где жарятся грешники-рецидивисты? Тогда вам - на Мутновское геотермальное поле, что в полутора километрах от геотермальной станции! Здесь можно насладиться и кипящей глиной, и горячими паровыми источниками, и скважинами с сероводородом, которые при этом ревут, как тяжелый бомбардировщик на взлете.

Велкам ту Аид Кингдом :)
Около 4 минут все удовольствие.



https://periskop.su/2133959.html


Метки:  

Лайнер "Советский Союз" и его биография (видео)

Понедельник, 20 Сентября 2021 г. 14:59 + в цитатник
Наконец-то дошли руки рассказать про лайнер "Советский Союз" (не про страну).
Помните, 11 лет назад я написал в ЖЖ пост в 4 частях, из которых две части были посвящены впечатлениям, а две - истории этого судна? После этого пассажиры-"союзовцы" в течение нескольких лет присылали мне личные фото; коллекция снимков и вырезок постепенно росла. И вот я предложил хотя бы в сокращенной форме сделать это в форме видеорассказа, и на "Тактик-медиа" мы это реализовали с ведущим Артемом Драбкиным.

Ролик начинается с лирики, потому что "Советский Союз" у меня - это не просто объект абстрактного удаленного изучения, а корабль моего детства (хотя я в ролике старался именовать его турбоходом или лайнером, а особо вьедливые знатоки придерутся еще и скажут, что это паротурбоход, но для меня он навсегда — корабль). В 1977-1979 годах я его облазил снизу доверху и как-то раз даже был пойман старпомом и отведен на мостик. Так что не удивляйтесь, что первые 12 минут в ролике — личные впечатления и почему он меня поразил когда-то; и только потом начинается удивительная и драматичная история этого лайнера.



https://periskop.su/2133516.html


Метки:  

Мутновская геотермальная электростанция

Понедельник, 20 Сентября 2021 г. 10:31 + в цитатник
Вчера впервые в жизни увидел живьем Мутновскую геотермальную электростанцию, которая находится у подножия Мутновского вулкана и дает примерно 30-35% энергии Камчатки. Там имеет место такая фишка: за станцией, примерно в полутора км, находится геотермальное поле с выходом псевдо-гейзеров в расщелине на склоне Мутновского массива, куда ходят туристы. Раньше пешеходов пускали прямо через станцию, а после теракта 2017 года прямой проход закрыли и сделали тропку в обход. Идти так дольше и труднее, но зато открываются хорошие виды, а дальше тропа все равно спускается на территорию станции, только с тыла.
Давайте посмотрим разные ракурсы.



2. Составляющих станции я не знаю, поэтому буду давать здания просто как ориентиры. Это - самое первое здание, которое видно на подъезде.


3. Проходить через станцию теперь нельзя.


4. Вот те корпуса, что за желтым зданием, воют, как самолеты на взлете.


5. Вид с холма повыше, тропка поднимается.


6. Скважина? (кто в курсе, что это за сооружение, пишите)


7. Тыловая часть станции.


8. Тут уже можно спуститься на территорию и идти по нормальной дороге.


9. На станции преимущественно импортная техника.


10. Система труб, подходящая к станции с северной стороны, где тундра.


11. Вот эти конусовидные хреновины, возможно, скважины.


12. Труба у недействующей старой скважины.


13. Вид на подножие Мутновского вулкана вдали.


14. А так выглядит ГеоЭС на подьезде к ней со стороны Вилючинского вулкана.


15. Станция и Мутновский вулкан (справа вдали). Виден столб фумарольного пара от вулкана.


16. Тундра близ станции и уходящая от нее ЛЭП, в сторону Елизово.


17. Очень живописно расположена гостиница геотермальной станции. Она находится дальше по территории, за станцией и на границе большой расщелины.


18. Гостиница вблизи...


19. ... и со стороны Дачных источников через расщелину.


https://periskop.su/2133258.html


Метки:  

Северокорейская БЖРК

Пятница, 17 Сентября 2021 г. 14:41 + в цитатник
Ну что, товарищи, железнодорожную обчественность можно поздравить: на планете появилась четвертая страна, экспериментирующая с боевыми железнодорожными ракетными комплексами и вторая (третья?), которая довела изделие до пусковых испытаний. С китайцами не очень ясно, запускали ли они реально свою DF-41 с ж/д носителя, но корейцы свой квази-Искандер, вроде, довели до ума. Тепловоз, кстати - М62, почти тот же самый, что водил когда-то и советские БЖРК (ДМ62).


В ТГ-канале "Инженерные технологии" появился ролик местного происхождения - как выглядит этот состав и, конкретнее, ракетный вагон. Понятно, что на ролике все может быть несколько упрощено и стерты некоторые визуальные нюансы. Но мы сейчас для простоты анализа будем считать, что корейцы основные моменты показали верно.




Итак, что же можно увидеть на ролике?
1. Используются 4-осные вагоны. Т.е. ракеты легкие и особых проблем с нагрузкой на ось не имеется. Тогда вся начинка с ракетой укладывается условно в 95 тонн максимум, включая вес тары (вагона). А скорей, менее 80 тонн.
2. Нет минометного старта, как в нашей системе Уткина со стотонной ракетой. И видимо, он не нужен. Ракета сразу стартует из вагона под основным маршевым двигателем, видны и газоотводные окна. Интересно, на сколько парных пусков рассчитан ресурс такого вагона? 2-3?
3. Контактная сеть на линии есть, и там ее (в КНДР) довольно много, но явно видимой системы отведения нет. В итоге не очень понятно, как они решили этот вопрос. На ролике она уже как-то отведена вбок.
4. При пуске используются "лапы", значит поставить вагон в пусковое положение можно не везде. Систем распределения нагрузки на соседние вагоны визуально не видно - ракеты легкие.
5. Более того: в вагоне сразу 2 ракеты "валетом"! Крыша вагона открывается тоже половинками. Значит, масса одной половинки (ПУ+ракета) не более 25 тонн, а самой ракеты - в 1,5 - 2 раза меньше. Если брать аналог-Искандер - то ракета 4 т, а две - 8 т. Это без ПУ и обеспечивающего оборудования. Дальше профессиональные ракетчики могут посчитать, что в такую ракету можно вложить. Дальность ракеты анонсирована в 800-1000 км.

https://periskop.su/2133230.html


Метки:  

Пермский инцидент с закрытием линии: позитивный финал

Четверг, 16 Сентября 2021 г. 14:43 + в цитатник
Ну что ж... Итог безумной затеи экс-губернатора Решетникова (а ныне министра экразва) с закрытием перегона магистральной линии Пермь-1 - Пермь-2 оказался позитивным. Популистские и непродуманные идеи о демонтаже линии, постройке там вместо ж/д скоростного трамвая и "приближении города к воде" (при том, что площадей для размещения рекреационных обьектов там и так хватает) потерпели крах, и 15 сентября 2021 Росжелдор издал приказ №427 об открытии линии для магистрального движения:

И это при том, что некоторое время в 2018-19 гг. решетниковский популистский план пользовался поддержкой президента РФ. Но затем, как я предполагаю по косвенным источникам, непубличные представления ряда ведомств (в основном МО РФ и РЖД) возымели влияние и убедили высшую власть во вредности плана по самым разным аспектам (экономическом, социальном, военном). Протесты активных жителей тоже имели место, но скорей всего не сильно повлияли на итог.

[...] Пассажирское движение возобновится уже в пятницу, 17 сентября — тогда проедет первый поезд по маршруту «Пермь II — Лёвшино». Об этом сообщил глава Пермского края Дмитрий Махонин в своём Instagram. Далее губернатор анонсировал возведение остановок на набережной и открытие направления «Пермь — Закамск» против которого ранее выступили местные жители.

PS. Для дополнительного чтения по теме: мое интервью пермской "Звезде" конца 2018 года с оценкой проекта.

https://periskop.su/2132875.html


Метки:  

Ж/д стройки и проекты постсоветской России (видео)

Понедельник, 06 Сентября 2021 г. 15:37 + в цитатник
Новый ролик про ж/д вышел на канале "Тактик-Медиа".
* * *
После падения СССР на целое десятилетие приостановились все значимые стройки железных дорог, а новые проекты были отложены. Однако ничто не бывает вечным – по мере восстановления российской экономики постепенно «ожили» и старые проекты, и возникли новые, диктуемые геополитикой.
О том, как обстоит дело с новыми проектами развития железных дорог России, мы расскажем вам в этом выпуске. Обский мост и реанимация Трансполярки, якутские магистрали и мост через Лену, БАМ и Транссиб, Крымский мост и обход Украины, сахалинские прожекты и ВСМ – короче, кратко обозрим весь спектр этих строек.



https://periskop.su/2132542.html


Метки:  

Роль железных дорог в обеспечении безопасности РФ (видео)

Пятница, 03 Сентября 2021 г. 14:29 + в цитатник
Дал интервью Молодежному клубу МГИМО на тему "Роль железных дорог в обеспечении безопасности РФ". Студенты там активные и интересующиеся, молодцы. Хронометраж: 67 минут.



Вопросы, которым посвящен ролик:

1) Как Вы оцениваете развитие сети железных дорог и ж/д транспорта в России? Насколько оно похоже и насколько отличается от общемировой практики?
2) Как специфика географического положения России сказывается на сети железных дорог и в каком направлении следует как улучшать существующую инфраструктуру, так и строить новую?
3) В рамках Вооруженных сил СССР, а теперь и РФ существует такой род специальных войск, как железнодорожные войска, что Вы можете сказать об их исторической роли и современном применении?
4) Какова Ваша точка зрения по инициативе министра обороны РФ С.К. Шойгу по развитию Сибири и Дальнего Востока?
5) Россия обладает значительным транзитным потенциалом. Каковы на Ваш взгляд его перспективы с точки зрения ж/д транспорта, а также как сопряжения ЕАЭС и инициативы “Пояс и путь”, так и императивов развития страны в целом? И в чем заключаются основные риски и вызовы?
6) В чем на Ваш взгляд заключается основное предназначение железных дорог с позиции обеспечения национальной безопасности России и каковы перспективы экспорта наших технологий в этой области для создания инфраструктуры в регионах мира?

https://periskop.su/2132324.html


Метки:  

7 сентября: лекция про историю турбохода "Советский Союз"

Пятница, 03 Сентября 2021 г. 12:28 + в цитатник
Так, товарищи камчатцы, камчадалы и гости Камчатки!
7 сентября 2021 г. (во вторник) состоится иллюстрированная лекция про историю легендарного турбохода "Советский Союз: немецкая и советская биографии". В 18-30, малый зал Краевой научной библиотеки им. Крашенинникова, которая на 7 км. Г. Петропавловск-Камчатский
Приходите :)


https://periskop.su/2132032.html


Метки:  

Несостоявшаяся трагедия на границе Удмуртии и Татарстана

Пятница, 20 Августа 2021 г. 23:15 + в цитатник
Вчера-сегодня меня буквально засыпали ссылками на потенциальное ЧП на границе Удмуртии и Татарстана. Дескать, "вот ты писал всё время, что лобовое столкновение на магистральной линии у нас невозможно, а смотри оно как вышло!". Случай поучительный, на грани - и я конечно же стал смотреть, а что это в реале там случилось? Текста служебной телеграммы РЖД у меня пока нет, но вот свести разные сообщения воедино всё равно можно, вынув оттуда зёрна с фактами. И в общем, этот случай - напротив! - как раз и показывает, почему вероятность банальной "лобовухи" на наших ж/д в десятки раз ниже, чем в Европе, где это происходит 2-3 раза в год, и часто с многочисленными жертвами.


Итак, что случилось в Удмуртии, по известным сейчас вводным? (описываю упрощенно, чтобы понятно было всем)


1. На перегоне встал пассажирский поезд (!) под неисправным тепловозом ТЭП70БС, замкнув блок-участок в автоблокировке.
(Это неэлектрифицированная второстепенная тепловозная линия, ответвление от Казанбургской магистрали на юг от Агрыза)

2. Диспетчер совершил грубейшую ошибку, отправив на занятый перегон грузовой состав НАВСТРЕЧУ пассажирскому по предупреждению в связи с "окном" по ремонтным работам (=человеческий фактор).

3. Однако, когда грузовой поезд проследовал свободный блок-участок и попал на занятый, вступила в действие автоматическая система безопасности в локомотиве (АЛСН). В этом случае кнопка бдительности срабатывает каждые 15 секунд (!!!) - и если машинист не увидел опасности в аварийном режиме движения и ничего не сделал, следует немедленное экстренное торможение (=защита от дурака, исключающая человеческий фактор).

4. Состав экстренно затормозил и встал в 700 м от встречного пассажирского.
Видите, в чем отличие от "прогрессивной" Европы? Система безопасности на магистралях РЖД многослойна и даже если человеческий фактор подвёл, в дело вступает бездушная автоматика, которая без рассуждений и переговоров механически выполняет свой алгоритм. Именно поэтому даже грубые ошибки неопытного диспетчера НЕ привели к трагедии.

PS. Кстати, вопрос, как бы сработала новомодная интервальная система движения, которую пробуют внедрять кое-где вместо автоблокировки, чтобы увеличить пропускную способность магистралей. Есть некоторые подозрения, что она бы не скомпенсировала ошибки диспетчера...

UPD. Прислали телеграмму РЖД, изучил. Случай ещё более эталонный: пассажирский поезд под локомотивом был исправен, и остановлен на перегоне экстренным торможением по срабатыванию автоматической АЛСН (переход сигнала КЖ на К). Грузовой остановлен машинистом после входа на занятый блок-участок и тоже экстренно. При этом диспетчер участка совершил аж 4 нарушения, не обладая опытом отправки поездов при частичном отключении стрелочных переводов и автоблокировки.
Т.е. "защита от дурака" сработала не с одной стороны, а с ОБЕИХ. Вот так и работает выстроенная система, компенсируя человеческий фактор.

https://periskop.su/2131824.html


Метки:  

Вечный Михаил Сергеевич

Пятница, 20 Августа 2021 г. 14:11 + в цитатник
Посмотрел тут по членам ГКЧП биографические справки - оказывается, за 30 лет все ушли из жизни. Последним умер Олег Бакланов, буквально 3 недели назад, который был министром общего машиностроения ("космическим").
Зато Михаил Сергеевич Горбачёв пережил всех своих тогдашних противников - не только членов ГКЧП, но и Ельцина, и Лукьянова, и Варенникова. Такое ощущение, что он вечен. Настоящий политический мафусаил. Трудно сейчас представить себе, что с нами до сих пор живёт реальный человек, который стоял в качестве полноправного члена Политбюро вместе с Брежневым на Мавзолее. Но это именно так.

Ниже небольшая подборка фото Михал Сергеича:


1 - Вот ему Леонид Ильич вручает орден в 1981 году (сейчас тем, кто родились тогда, уже 40 лет - !),


2 - Вот он стоит в качестве Генсека на Мавзолее, рядом с ветеранами пирамиды власти Тихоновым и Громыко,


3 - С Фиделем Кастро и Раисой Максимовной на Кубе, 1988


4 - С двумя президентами Соединенных Штатов (Рейган, Буш-ст.) за полгода до обрушения Берлинской стены и Восточной Европы, 1989


5 - Вот его на трибуне сессии ВС РСФСР публично унижает Борис Ельцин, 23 августа 1991,


6 - С президентом Дм. Медведевым в момент вручения ему высшего ордена России ("Первозванного"), 2011


7 - С "болотными" деятелями Кудриным и музыкантом А. Макаревичем, 2012


8 - Со светской львицей Боженой Рынской, в районе 2013-2014


9 - "Привет, ребята!" (с)


https://periskop.su/2131658.html


Метки:  

30 лет

Четверг, 19 Августа 2021 г. 11:49 + в цитатник

Плакат "19 августа" (1991)

https://periskop.su/2131453.html


Метки:  

К предыдущему

Среда, 18 Августа 2021 г. 17:01 + в цитатник
И ещё, общее замечание относительно российско-китайских взаимодействий вдоль границы.
Мне тут задают вопрос, а почему бы не построить прямой ж/д мост Благовещенск - Хэйхэ и не подключить РФ к системе китайских ВСМ напрямую? Там же плевое расстояние, 4-5 км, и веских причин не строить вроде бы и нет. Почему там строят мост сильно в стороне и только автомобильный, а не ж/д?

Так-то, есть, конечно и непосредственные причины строить в стороне: выше центра самого Благовещенска русло Амура сложнее и глубже, там экстремальные течения (кто стоял там на набережной - тот поймёт) и нужны дорогостоящие решения для опор. Плюс большая полоса отвода в Хэйхэ, который напротив уже весьма плотно застроен. Но истинная причина глубже. И речь тут не в дешевизне и не в дороговизне - конечно, дай китайцам карт-бланш, они сколь угодно сложный мост через Амур в любом месте забабахают за полтора года, со всеми рюшечками и усилениями.


Дело в том, что российская сторона (управленцы, губернаторы, производственники) довольно сильно побаивается китайцев, просто об этом никто публично не говорит. Мы, конечно, очень дружим и прочее - но инфраструктурно-производственно китайцы сильнее нас многократно, чуть ли не на два порядка. Если у нас с ними население соотносится как 1:9, а мощность экономики (ВВП по ППС) как 1:6 - 1:7, то по инфраструктурным мощностям соотношение 1:50 - 1:70, и это колоссальный разрыв. Они по этому показателю мощнее вообще любой страны мира, включая Штаты, с большим отрывом - раза в три. Если им дать доступ - они за 10 лет опутают дорогами весь Дальний Восток. И тогда китайский стандарт дорог простых и железных будет безраздельно господствовать во всей Евразии, с захватом Африки. Именно поэтому нет до сих пор ВСМ до Владивостока, хотя на Хуньчунь к границе они протянули высокоскоростную дорогу ещё 6 лет назад, и нет никакой даже наметки на строительство ВСМ Москва - Пекин, несмотря на словесный треск на высшем уровне. И, наверное, не будет и в реальности :)

Это ни хорошо и ни плохо. Просто вот такие сложились реалии, и вот такой "за речкой" мощный сосед. Так уж распорядилась новейшая история. И это надо учитывать - как среднесрочно, так и долгосрочно.

https://periskop.su/2130962.html


Метки:  

Шестой акт амурской мостостроительной пьесы

Среда, 18 Августа 2021 г. 14:17 + в цитатник
Меж тем, на многострадальном российско-китайском мосте через Амур состоялся Шестой акт инфраструктурной драмы.
На этот раз уже не системы "завтра-обещалкин", а реальной стыковки железнодорожного полотна, то есть оптимистический акт. Наконец-то.


[...] 17 августа завершилась укладка рельсов на первом железнодорожном мостовом переходе между Россией и Китаем. Мост через Амур расположен между населёнными пунктами Нижнеленинское в Еврейской автономной области (ЕАО) и китайским Тунцзяном.

Главная особенность моста заключается в его двухколейной конструкции, предназначенной для поочередного пропуска поездов с российской шириной колеи 1520 мм и китайской 1435 мм. Проектная скорость движения составов по мосту составляет 100 км/ч.

Железнодорожники развивают прилегающую инфраструктуру. На приграничных станциях Ленинск и Ленинск-2 укладываются новые пути, монтируются системы управления движением и связи. Первый этап строительства путей на станции Ленинск-2 стартовал 1 апреля. А 1 августа на российской стороне на станции Ленинск-2 началось строительство парка приёма поездов с китайской стороны.


Напоминаю предыдущий контекст проекта, за которым мы следили в этом журнале:


1) 2008 год: решили строить трансграничный мост. К 2011 году должны ввести в строй по плану!

2) 2014 год: "Строительство первого моста через Амур между Россией и Китаем начнется в ближайшие месяцы и завершится до 2016 года", сообщил журналистам генеральный директор УК Российский фонд прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

3) 2016 год: Китайцы свою долю в 1800 м построили: "от берега КНР возведено 17 опор, установлено 16 пролетов". С российской стороны надо достроить 3 пролёта в 309 м, но вместо этого - пустая говорильня со спихиванием ответственности. Мост стоит на 80% достроенным со стороны Китая, сиротливо светя ярким, зрелищным недостроем на российской стороне.

4) 2018 год: Мост так и стоит недостроенным, но через 2 года "УСК «Мост» представила уточненный план мероприятий и график производства работ с учетом отставания". Решили достраивать!

5) Конец 2018: возобновление стройки и соединение с достроенной китайской частью моста.

6) 2021 год: Но и после этого мост ещё 2 года простоял незавершенным, пока по всей его протяженности очень неспешно не доложили полотно. И вот, наконец, 17 августа торжественно уложили финальное звено. Ура! :)

Мост в готовом виде:


Вид сверху:

https://periskop.su/2130836.html


Метки:  

Повторение Сайгона-1975, но в XXI веке

Вторник, 17 Августа 2021 г. 14:11 + в цитатник
Третий день подряд в ленте один Афган с талибами (орг.з. в РФ). И понятно почему: прямо на наших глазах в реальном времени мы наблюдаем сверхбыстрое обрушение целого государства - а точней, абсолютно искусственного прозападного режима, сконструированного в "традиционном" восточном обществе коалицией Запада.

Ещё этой весной они уверяли доверчивую публику, что "Сайгон-1975 не повторится" - но он повторился, только ещё рельефней. С падающими телами со взлетающих самолётов, с брошенными прямо на взлётном поле младенцами, с морпехами, которые стреляют в прорывающихся в периметр аэропорта "бывших своих", коллаборантов. "Сайгонские" картинки были мигом извлечены из чулана - оказалось, что про них не забывали. А новые картинки теперь ещё зрелищнее, ещё страшнее. И это действительно редкость для стороннего зрителя из соцсетей - всего за 1-2 дня появляются эпические картинки, которые потом будут действовать на сознание многих людей несколько десятилетий.


Причём, что интересно, теперь советский уход в 1989 году заиграл новыми красками - ещё недавно его костерили "позорным уползанием", но в сравнении с нынешним обрушением он просто образец грамотной эвакуации. Советская Армия уходила "за речку" в полном порядке, с развернутыми знамёнами и тяжелой техникой - а "эти" посыпались ещё во время присутствия оккупационных войск. "Президент" в панике улетел неизвестно куда, ВВС дезертировали в соседние страны, 300-тысячная армия аннигилировалась... А ведь после ухода 40-й армии СССР местный режим Наджиба держался 3,5 года - и это при том, что с осени 1991-го он вообще не получал никакого оружия, а при первых месяцах Ельцина - Козырева и вообще был подвергнут блокаде! Так что "наш" уход был очень даже приличным.

* * *
Наблюдая за этой картиной, у комментаторов сразу же возникло два полярных мнения. Одни, как дети, радуются "унижению пиндосов" и чуть ли не писаются кипятком от возбуждения. Вторые - скептики - желчно ворчат, дескать, "чего вы радуетесь, дурачки" - ведь вумные американцы "высвободили свои силы и средства", и теперь "этот гнойник в Южной Азии ваша проблема, а не их".

Кто из них больше прав - однозначно и не скажешь, ведь тут важен баланс +/-, но всё же, как мне представляется, для России ситуация несет больше преимуществ, хотя и минусы есть, конечно. Почему?


Начнем с того, что для долгосрочных стратегических интересов России выгодно определенное ослабление Соединённых Штатов и уменьшение их влияния в мире: сейчас американский монстр намертво зажал в своих челюстях Восточную Европу, превратил её в свой плацдарм; натовцы придвинулись к Ивангороду и Пскову вплотную, контролируя в войсковом смысле Прибалтику. И самое неприятное, они активно лезут на Украину, создавая там в противовес России проамериканский и протонацистский режим, насыщая тамошнюю армию своими инструкторами и техникой, лезут и в воздушное пространство с разведкой и полётами бомберов. А вот если (бы) Америка относительно ослабла - в какой-то момент ей всё равно бы пришлось уйти хотя бы из Украины, обменяв её на что-то другое, более выгодное. Да, не сегодня и не завтра, но может быть, когда-то послезавтра. Потому что постсоветское пространство целиком отдавать враждебным силам нельзя, это критически важно для собственной безопасности. А в идеале - ещё и Прибалтика была бы хороша как нейтральная зона. Тогда бы и лимитрофные этнократии в Прибалтике поприжали свои слишком активные змеиные язычки и стали бы вести себя поприличнее.

А такой позорный исход 20-летней афганской кампании - это однозначно ослабление Штатов, пусть и не критическое: они при выводе получили не просто предельно негативные имиджевые картинки (минус №1), но ещё и насторожили множество сателлитов тем, как они цинично кинули "своих" коллаборантов-афганцев (минус №2). А второй минус крайне важен для устойчивости союзников в перспективе и их уверенности в силе гегемона. Можно вспомнить, как негативно был воспринят в мире "казус Хонеккера", когда поздний СССР его кинул. Так и тут. Кидалово своих сателлитов вообще, в принципе, запоминается очень надолго.

И будем честны: это отнюдь не "оптимизация издержек", а вынужденный уход. Как и во Вьетнаме-1973, только по другой сумме причин. Ведь здесь не работает примитивная методика задачки по учебнику арифметики 4-го класса про втекающие и вытекающие сосуды - дескать, вот они ушли и "теперь высвободили свои силы и ресурсы". Нет, это более сложная политическая алгебра: от прекращения контроля Афгана никакие значимые средства не "высвободятся" - просто сам гос. механизм будет работать помедленней и заодно возникнут внутриполитические осложнения внутри Америки. Вспомните - вот Америка ушла из Вьетнама, зализывая раны, в 1973-75... что, у них тогда прибавилось сил? Нет, конечно. Напротив, они на целое десятилетие, до Рейгана, обессилели и утратили активность, получив внутриполитические проблемы. И в СССР в 1989-91 после полного ухода из Афгана - никаких сил не прибавилось, а только напротив, все ухудшилось.

Также не будем забывать, что примерно половина средств (а то и больше половины) из тех триллионов, которые были закачены в этот искусственный прозападный Афганистан, вернулись обратно на "западную" родину: в виде зарплат и денежного довольствия войскам, в виде финансирования строительных компаний, в усиленной трате резервов и производстве новой дорогостоящей техники. Ну и конечно, в виде коррупционных откатов на месте. Так что Запад тоже активно пользовался теми деньгами, что вкачивал туда. Теперь эта волшебная финансовая колесница встала, только и всего.
Что касается талибов (орг. з. в РФ) - то, как мне представляется, они гораздо менее агрессивны, чем ИГ на Ближнем Востоке образца 2014-2015 гг. Любопытно, что ещё за полтора месяца до падения Кабула они приехали в Москву договариваться, будучи официально "запрещенными". О чём? После узнаем. И потом, ещё ельцинская слабая Россия сосуществовала с ними во второй половине 90-х (до 2001), и ничего критичного тогда не случилось.

И да - понятное дело, что в свете этих событий возникнут новые потенциальные вызовы для России. Поэтому ясно, что потребуется более интенсивная работа государственного организма и чиновничества в регионе. А постсоветским государствам в Центральной Азии, скорее всего, будет выгоднее и безопаснее держаться поближе к Москве, в свете существования жёсткого талибского халифата. Тоже, в общем-то, плюс.

Поэтому нынешний "Афган-2021" - сильнейшее репутационное поражение Штатов, причём предельно публичное и мирового значения. И это для долгосрочных интересов России не так уж плохо. Пора гегемону делиться влиянием в мире.

https://periskop.su/2130543.html


Метки:  

Магнитиковые пираты

Суббота, 14 Августа 2021 г. 15:53 + в цитатник
Коллеги в телеграм-чате прислали снимок магнитика из Ерофея Павловича. И на нём я узрел подозрительно знакомый логотип :)
В самом деле, магнитиковые пираты стали настолько ленивы, что ленятся даже стереть с исходного изображения изначальные копирайты.

https://periskop.su/2130205.html


Метки:  

Косая Гора - пригород Тулы

Пятница, 13 Августа 2021 г. 20:49 + в цитатник
С южной стороны городской черты Тулы есть любопытный индустриальный пригород, который обычно вблизи видят пассажиры проезжающих поездов по Курскому ходу - Косая Гора. Когда-то это был отдельный посёлок, но сейчас он влился в Тулу и стал просто микрорайоном. Интересен он промышленными пейзажами - там находится Косогорский металлургический завод. Сам по себе он относительно небольшой, но ввиду близости к ж/д и посёлку выглядит внушительно. Завод - с давней историей, его строили ещё бельгийцы в конце XIX века, а на открытии присутствовал лично писатель Лев Толстой. Тогда он назывался Судаковский. В 1934 году Косая Гора была связана с Тулой трамваем, и он ходил сюда аж 74 года, пока не был упразднён. Правда, я так и не понял, доходили ли досюда немцы в конце 1941-го, или нет, во время полуокружения Тулы (выяснил: доходили и занимали эту территорию около месяца).

Ну да ладно. Давайте посмотрим косогорские пейзажи. Они живописны :)

Проходная Косогорского завода


2. Вид с дороги на приближающийся металлургический завод.


3. А это вид на завод через пруд, если ехать в Ясную Поляну по касательной - по Щёкинскому шоссе.


4. Жилой соцгородок примыкает прямо вплотную к заводу, с юго-западной стороны. Центром посёлка является ДК Металлургов, за которым расположен обширный парк полукруглой формы.


5. И называется ДК колоритно - "Косогорец".


6. Напротив ДК - площадь и дальше широкий бульвар, упирающийся в поселковую транспортную ось - ул. М. Горького.


7. Сбоку от площади - конструктивистская школа начала 1930-х.


8. Дальше по бульвару - музей Косогорского завода, практически примыкающий к заводской территории.


9. И памятник Металлургу.


10. Теперь пойдём вдоль ограждения завода, найдём самые колоритные ракурсы.


11. Транспортная ось Косой Горы - Орловское шоссе. Оно узкое и идёт прямо под заводским ограждением. Поверху идёт заводская ж/д ветка от Курского хода.


12. Бывший заводской профилакторий (!) очень греческого вида.


13. А около заводоуправления хорошо видны остатки косогорского трамвая, который сюда бегал с 1934 по 2008 годы.


14. Главная проходная завода на Орловском шоссе очень колоритна!


15. Объявления о приеме на работу.


16. За трубопроводами ещё один шикарный ракурс на завод. Суровый индастриал "сталинского" стиля.


17. Орловское шоссе - путь в Тулу. До неё тут минут 20.


* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

https://periskop.su/2130167.html


Метки:  

Летний цикл "Русский Эллипс" завершен

Четверг, 12 Августа 2021 г. 18:08 + в цитатник
Итак, друзиа, цикл про июньскую поездку от Заполярья до Пензы и Сызрано-Вяземской линии завершен.
Я сегодня собрал все части в единое содержание и дал поездке название "Русский Эллипс": путь немного напоминал сплющенный эллипс и проходил в основном по русским областям, про которые пишут в Сети нечасто. В этот же цикл включены и заметки по Туле и пригородам, которые логически входят в эту тему, хотя поездка туда была совершена отдельно. Всего получилось 19 частей за июнь и 6 частей за май; не выложен только небольшой пост про Косую Гору под Тулой, его я в ближайшие дни поставлю (тогда перед второй поездкой просто не успел сделать).

В конце июля также состоялась поездка "Транс-Москва" через всю столицу только на трамваях - т.е. от самой северной трамвайной точки в Москве в Северном Медведково до самой южной в Южном Чертаново, без использования любого другого транспорта. Получилась очень интересная фотосессия непарадной рабочей, жилой и офисной столицы восточней центра. Её я тоже планирую выложить мини-серией в 3 частях, вскоре.


Вскоре также планируется ещё 2 ролика на канале "Тактик-Медиа" - один с обзором современных ж/д строек, в каком они состоянии, и второй - про историю т/х "Советский Союз", работавшего на Дальневосточной экспрессной линии в послевоенном СССР.
Для постоянных и приходящих читателей напоминаю, что вы можете поддержать этот журнал, чтобы он лучше наполнялся и у автора были возможности для поездок и публикаций. Чем больше будет откликов и транзакций - тем более привлекательным для меня будет создание тут, на платформе LJ, новых очерков и отчётов.

Реквизиты автора:
Карточка Сбера 5469 5500 3789 5866
Яндекс-Деньги (Ю-money): 4100 1132 7787 622
(а можно просто перейти по ссылке для перевода)

Авторские каналы в Телеграме:
"Креозот и титан" (про транспорт)
"Минутка транспортного искусства" (транспорт в изобразительном искусстве)
"Газетное ретро" (старые газетные вырезки)

https://periskop.su/2129732.html


Метки:  

Русский Эллипс

Четверг, 12 Августа 2021 г. 13:17 + в цитатник
Русский Эллипс [содержание]

15-19 мая и 15-25 июня 2021 г.
(Петербург - Кандалакша - Обозерская - Иваново - Ковров - Пенза - Заречный - Ряжск - Узловая - Тула - Москва - Петербург)

Общая схема поездки

Тульская прелюдия (май)

I. Московский вокзал СПб: открыли прямой проход на поезда
II. "Тульская загадка" Транссибирского экспресса
III. Тула. Музей оружия
IV. Ретро-станция Козлова Засека
V. Станция Щекино - Ясенки, откуда уехал Лев Толстой
VI. Тула: хорошие центральные сущности
VII. Косогорск: южный пригород Тулы

Основная часть (июнь)

I. Поезд 22 от Петербурга до Кандалакши
II. Вокзал и станция Кандалакша
III. Колорит и характер города Кандалакша
IV. Поезд 551 и "онежская перемычка"
V. Поезд №551: на архангельском ходе
VI. Поезд №551: пробираемся через срединную Россию
VII. Конец пути на 551-м поезде. Станция и вокзал Ртищево-1
VIII. Прогулка по городку Ртищево
IX. Две Пензы из четырёх: Четвёртая и Вторая
X. Третья Пенза, но Четвертой тоже бывать
XI. Пенза Первая и Арбеково
XII. Пенза: колорит и характер города
XIII. Пенза: город у реки и новые районы
XIV. Атомград Заречный (Пенза-19)
XV. По Сызрано-Вяземской дороге от Пензы до Ряжска
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй
XVII. Ряжск, унылый город на Засечной черте
XVIII. По Сызрано-Вяземской линии до Узловой
XIX. Десятый вокзал столицы


Цвета схемы:
- синий - мурманская 2-этажка №22 на север до Кандалакши
- красный - 551-й поезд от Кандалакши до Ртищево
- зеленый - тестирование Сызрано-Вяземской исторической линии
- фиолетовый - эвакуация на север на волгоградском поезде №90

https://periskop.su/2129647.html


Метки:  

XIX. Десятый вокзал столицы

Среда, 11 Августа 2021 г. 10:37 + в цитатник
Со станции Узловой волгоградским поездом мы эвакуировались на север, в Питер. Однако в этой типовой поездке был и новый элемент: впервые мы проезжали через Восточный вокзал в Москве, пожарно открытый в конце мая 2021 года. Открыт он был не просто так, а потому что Курский вокзал утратил транзитные функции в связи с генеральной реконструкцией под "диаметры" (а уж временно или нет - не знаю). Поэтому поезд приходил в черту Москвы по Павелецкому радиусу, но затем уходил на Московское Центральное кольцо - МЦК, где ночью "Ласточки" не ходят - и делал 15-минутную остановку на этом самом Восточном вокзале, глубокой ночью около 2.30 мск. Затем по станции Лихоборы, тоже на МЦК, менял направление (прямого сьезда с востока на север там нет) и шёл уже на Октябрьский ход. Такой вот необычно вычурный маршрут пересечения столицы.

Москва. Восточный вокзал (терминал)


2. Ну так вот. Около полуночи мы достигли ст. Ожерелье, где начиналась электрификация.


3. Здесь нашему волгоградскому поезду поменяли локомотив - с ТЭП70 на ЭП2К.


4. Едем дальше. На фото - ковид-памятка в тамбуре нашего вагона.


5. Потом я успел даже поспать часа два, и вот мы уже мчимся по МЦК! Мимо Измайлово. Вот-вот приедем.


6. Середина ночи, и вот он - Восточный вокзал! Поезд замедляет ход.


7. Честно говоря, я сильно хотел спать и смотреть его не пошёл, однако в окно увидел с изумлением, что почти в 3 часа ночи на наш поезд выстроились на посадку до Питера огромные очереди! В 15-20 человек в каждый вагон. Причем на 98% - только молодёжь. И в Москве заполнились и все верхние полки, и боковушки, на 100%.


8. Затем нас по МЦК оттянули на Лихоборы, где мы простояли минут 30. Уже начало ощутимо светать, когда мы наконец поехали.


9. И вот уже практически в четвертом часу утра, на рассвете, мы вышли на Октябрьский ход и покинули Москву.


10. Около 12 часов дня мы прибыли в Питер, и наша большая 12-дневная поездка через Заполярье и Пензу формально завершилась. Но не завершилось знакомство с Восточным вокзалом столицы: через три недели я снова туда поехал, на сьемки новых роликов. Так что дальше уже будем смотреть дневной вокзал.


11. Конец июля, и опять Лихоборы: теперь я взял билет на белгородский поезд, который удобно уходил - около полуночи, и приходил в Москву в 10 утра. Можно хотя бы нормально выспаться. Здесь мы простояли около 40 минут, пока ждали локомотива. Это уже Москва, но народ вовсю храпит в вагоне: ведь ехать ещё целый час, хотя мы уже давно в столице! Такой вот парадокс. А я уже встал, и пью утренний чай.


12. Проходим Владыкино и гостиницу "Восход", где я часто останавливался в 90-е в командировках из Камчатки.


13. Вдоль МЦК, как кольца притяжения, стали как грибы расти дороги и многоэтажки. А ныли-то, "там везде глушь" и "никто ездить не будет"! :)


14. Подъезжаем.


15. Ну вот и всё, выхожу на пассажирскую платформу дальних поездов. Приехали.


16. Рядом расположена (загорожена сеткой) станция МЦК "Локомотив", куда вход по "Тройке" или метрошному тарифу.


17. Если же посмотреть на другую сторону - то у Восточного вокзала есть ещё одна платформа, низкая - для "Стрижей". И всё. То есть, "вокзал" всё же громкое название - скорей, это транзитный пересадочный терминал. Там же и кубические строения терминала.


18. Над путями станции проходит путепровод Щелковского шоссе.


19. А если посмотреть в обратную сторону - то длинный конкорс, одним концом упирающийся в здание терминала, а другим - в переход на метро и МЦК.


20. Отсюда ходит и ночной автобус. А я-то гадал, как вся эта молодежь попадала на ночной волгоградский поезд? Не все же приехали на такси.


21. Из очевидных минусов: платформа однозначно узкая. Особенно если приходит сразу 2 дальних поезда. Это к недостаткам.


22. Поэтому к эскалатору и лифтам протискиваются плотной толпой, после высадки.


23. Вид на конкорс и вокзал после подьема на верхний уровень. Архитектурно, конечно, вокзал предельно унылый, просто функциональная говнобетонка. Но по сути, здесь реализована "немецкая" схема транзитной высадки в столице. Этакий Цоо или Александерплац.


24. План вокзала.


25. Однако транзитных поездов тут проходит много, так что трафик немаленький.


26. Переход к метро по конкорсу.


27. В промежутке - спуск на станцию МЦК.


28. А это уже выход на метро "Черкизовская" и на другую сторону путей, противоположную "вокзалу".


29. Предбанник вокзала и справочная.


Что сказать по итогу? Конечно, недостатки тут есть, и немалые. Это компактность и узость платформ, а также узость выхода на конкорс: как и на Ладожском вокзале Питера, при приходе поезда тут скапливается толпа высадившихся, пока всех не обработает эскалатор.

Но! В противоположность нытью внутримкадных москвичей в первом поколении (а они обычно ноют практически всегда) надо честно сказать, что иногороднему пассажиру тут по ряду параметров намного удобней, чем на любом тупиковом вокзале центра. Судите сами:

1) Исключительно удобная пересадка на МЦК и Ласточки по всему кольцу - просто перешёл по конкорсу 50 м и всё. А по МЦК уже много куда можно доехать, и быстро. И под землю лезть не надо.

2) Быстрая посадка и на метро. Здесь не надо шагать стометровые коридоры в огромной толпе, как с Ленинградского вокзала - тут пассажиров очень умеренно. К тому же "Черкизовская" не так далеко от центральных станций, по-моему, максимум минут 20.

3) И, что важно: нет традиционной "вокзальной фауны" (бомжи, бомбилы и проч.). Гораздо спокойнее в принципе, меньше напряжения.

В общем, как мне видится - как пересадочный контур можно его и оставить на будущее. Только вот надо восстановить сьезды с Кольца на магистральные ходы и где нужно, их электрифицировать. Что-то в этом концепте здравое есть, хотя сейчас его реализовали коряво и торопливо, в тесном варианте.

Ну вот, друзиа. На этой оптимистической ноте я и закончу этот цикл.
Спасибо всем за внимание!

* * *
Цикл "Русский Эллипс" - содержание

https://periskop.su/2129393.html


Метки:  

60 лет назад: встреча космонавта-2 Титова

Понедельник, 09 Августа 2021 г. 14:53 + в цитатник
60 лет назад Космонавт-2 Герман Титов прилетел в Москву на Ил-18, которым сам же и управлял большую часть пути (это тоже входило в программу послеполётного тестирования возможностей). Во Внуково его встречала партийно-правительственная элита СССР - по традиции, заведенной 14 апреля, когда встречали космонавта-1. Поскольку Гагарин был уже 4 месяца как публичным человеком, то он был главным коллегой Титова и на аэродроме. Однако кто же из руководителей Союза был на этой встрече космонавта? Давайте определим тех, кто уверенно опознаётся.


Итак, в нижнем ряду, понятно, самые главные - Никита Сергеич и Леонид Ильич. Брежнев, кстати, как "оборонный" секретарь ЦК курировал Космос 4 года подряд - после того, как скинули Молотова и "антипартийную группу", а сейчас он юридически глава государства (сталиниста Клима Ворошилова Никита пнул с насиженного поста ещё годом раньше). Между ними - улыбающийся идеолог Суслов. За ним - человек №4 в партии Фрол Козлов, который к моменту Карибского кризиса оттеснит Суслова и Брежнева и станет №2, а правее Фрола - непотопляемый Анастас Микоян. В центре кадра, выше их, хорошо различима "оборонная парочка" - Д.Ф. Устинов и Л.В. Смирнов (они как раз и занимаются ракетами и военным космосом и рулят всем советским ВПК). Чуть ниже Смирнова и выше Козлова - член Президиума ЦК Н.Г. Игнатов, "полетевший" с поста уже этой осенью. И, наконец, справа у обреза кадра виден Н.А. Тихонов - зампред Научно-экономического совета при СМ СССР. Остальных не опознал.


https://periskop.su/2129074.html


Метки:  

XVIII. По Сызрано-Вяземской линии до Узловой

Понедельник, 09 Августа 2021 г. 11:17 + в цитатник
Город и станцию Ряжск мы осмотрели, и теперь пора ехать дальше по Сызрано-Вяземской дороге - то есть наперерез главному Южному ходу, широтно. Дальше на запад идёт рельсобус РА2, так что нам на него. Выходит из Ряжска-1 он около 2 часов дня и приходит в Узловую ранним вечером, после 17-ти.



2. Вот этот красный и есть наш пепелац. Жара продолжает жечь нещадно, но ничего не поделать - надо ехать дальше. Рельсобус, наверное, сильно нагрелся.


3. В 14.00 стартовали. За северной горловиной Ряжска отклоняемся от главного южного хода влево, на тихую неэлектрифицированную однопутку. Эту линию построили довольно давно - в 1874 г. и тогда она была частью оживлённой магистрали от Вязьмы до самой Волги. Тут до войны ходил и ленинградский поезд на Иркутск, и несколько вяземских (на Челябинск и Новокузнецк), а до революции - и такой сейчас экзотический поезд, как Варшава - Ташкент! Но теперь - почти заповедная линия.


4. Проехали северные окраины Ряжска, и вот - зеркальная речка Ранова.


5. А дальше - тихие, практтически заповедные места. О/п Говорово. Раньше была станция с двумя путями - но один демонтировали.


6. Желтухино (была станция, теперь платформа).


7. Город Скопин на пути. Мы идём по высокой насыпи. Это самый дальний восточный пункт по Сызрано-Вяземской дороге, который на сутки 25 ноября 1941 г. заняли передовые отряды вермахта. И они в этот момент были всего в 21 км от Ряжска, узловой станции Рязано-Воронежского хода!


8. Вокзал Скопина (я не успел снять, поэтому снимок Flackelf с его центральным фасадом).


9. Кстати, есть и старые фото этого вокзала. Вот снимок 1901 г. И станция тогда была явно больше и оживлённей нынешней, а вокзал украшен гораздо богаче.


10. Западнее скопинского вокзала - исключительно живописная кривая с высокой насыпью, и если бы не дурацкие окна, где невозможно просунуть камеру - можно было бы снять чудесные видовые снимки. Но пока, хоть так.


11. Ст. Вослебово.


12. Такой же типовой послевоенный вокзал Павелец-2, давший название вокзалу и в Москве. Тут совсем рядом - пересечение с Павелецким ходом.


13. А вот и сам Павелецкий ход из Москвы на Раненбург - электрифицированный, но однопутный. Мы идём под ним.


14. Тут устроен очень оригинальный о/п Кремлёво, который построен сразу на две пересекающиеся линии. Вокзал - в угловой выемке, и чтобы попасть на Павелецкий ход - надо чуть подняться, а если на Сызрано-Вяземский - спуститься.


15. А вот фото Flackelf, он успел это Кремлёво щелкнуть на пару секунд раньше, и тут видно пересечение двух магистралей и верхняя платформа на Павелецком ходу.


16. Пейзажи тут очень красивые.


17. Ст. Миллионная.


18. Ст. Клекотки, 400-й км. Километраж тут идёт от Вязьмы.


19. Ст. и город Кимовск (фото Flackelf). Отсюда начинается густонаселенная зона Подмосковного угольного бассейна, целая россыпь городов и посёлков.


20. Причём зона эта весьма депрессивная, потерявшая экономическое значение - т.к. много станций демонтировано и даже в Кимовске добрая половина путей снята. Явно в 1930-е - 1970-е годы тут было оживленное грузовое движение.


21. На запад от Кимовска виднеется множество угольных терриконов.


22. У станции Бобрик-Донской (город Донской) к нашей линии с севера подходит один из отростков Новомосковского узла - удивительного маленького островного полигона электричек постоянного тока.


23. Кусок вокзала Бобрик-Донской. Увы, на этой однопутке рельсобус шёл максимально близко к вокзалам и снимать из закрытого окна очень неудобно.


24. Что же касаемо рельсобуса РА2, то после 3-часовой поездки в жару стало понятно, что это аппарат вчерашнего дня. Хотя по изготовлению он не такой уж и старый - 2008 года. Что в нём утомило?
1) оказался очень шумный внутри - мы сидели в головном вагоне,
2) некондиционированный (чуть не сдыхали от жары),
3) вентиляция так себе - дурацкое постановление Ростехнадзора уничтожило в "десятые" открытые окна и теперь везде вместо них чуть открывающиеся створки,
4) туалет был уже ушатанный и грязноватый (впрочем, это уже относится к уходу за ПС в депо).


25. Переход в соседний вагон.


26. Причём РА-шки тоже базируются в Новомосковске, где и "островные" электрички.


27. Короче, за 3 с лишним часа езды сильно устали и вышли в Узловой все липкие от пота.
Но зато тут оказался очень симпатичный вокзал, правда в процессе ремонта и реконструкции.


28. На первой платформе нечастый для памятника паровоз, их разве что пара десятков осталась - ФД ("Феликс Дзержинский"). Осколок мощнейшей когда-то "угольной" Московско-Донбасской дороги, где ходили эти сверхмощные монстры.


29. У "Феликса" было аж 5 ведущих колёс.


30. Памятник перед вокзалом Узловая.


31. Теперь подымемся на виадук и посмотрим на станцию сверху. Вид на вокзал.


32. Вид на "ефремовскую" сторону, на юг (оттуда и мы тоже приехали).


33. И на север: на Ожерелье - Москву. Дальше на Узловой-2 развилка на Москву и Тулу-Вяземскую. Электрификации тут нигде нет.


34. При беглом осмотре вокзала внезапно выяснилось, что Московская дорога тут, как и в Ряжске, "оптимизировала" всё что можно - камеры хранения нет, комнат отдыха нет. Дежурная нам равнодушно сказала - "у нас вокзала маленький, какая ещё камера хранения?". В общем, облом. Вещи девать некуда, поэтому план с осмотром города провалился. А так бы, может, ещё пост был... Пришлось осмотреть только ближайшие окрестности, а затем торчать на платформе два часа в ожидании нашего вечернего волгоградского поезда.


35. Зал ожидания на вокзале. Всё выпотрошено - нет не то что буфета, но даже торговых автоматов.


36. Ну что поделать - пришлось смотреть только привокзальности. Я, в частности, прошёлся по близлежащему Парку Железнодорожников.


37. Белый Медведь в парке. Близко снять не выходило - местные жители бухали с пивком прямо на композиции. Пришлось из-за кустов, как разведчику.


38. Знак в центре парка. Оказывается, он тут аж с 1924 года.


39. Затем, когда уже ощутимо вечерело, пришлось развлекаться только сьемкой поездов с платформы. Вот идёт владикавказский поезд.


40. Он же, под ТЭП70.


41. Вид на "московскую" горловину со светофорами.


42. А потом взошла совершенно крышесносная жёлтая Луна, и придала всей станции мистический оттенок. В 10 вечера показался и наш волгоградский поезд. Пора домой!


Но это ещё не самый конец цикла. Ночью мы впервые проследовали с остановкой на Восточном вокзале Москвы. А затем через 3 недели я до него доехал и днём, из Питера. Поэтому финальная часть будет про него - что это за новый вокзал такой?

Окончание следует.

https://periskop.su/2128656.html


Метки:  

60 лет полёту "Востока-2"

Суббота, 07 Августа 2021 г. 15:03 + в цитатник
60 лет назад состоялся полёт космического корабля "Восток-2" с космонавтом Германом Титовым на борту.
Любопытно, что рекорд Титова за все эти прошедшие 60 лет так и не был побит - он остался в истории самым молодым по возрасту космонавтом (25 лет и 10 месяцев на момент полёта). Написали где-то, что типа этот рекорд побил 18-летний студент на корабле американского миллиардера 2 недели назад - но это не считается, ибо полёт был неполноценным, просто "баллистическим прыжком в верхние слои атмосферы" (суборбитальным, как у американского Алана Шепарда).

Ниже - пара сканов исторических газет с этим событием, включая разговор Н.С. Хрущева с космонавтом.


Первая полоса "Известий" от 7.8.1961


Любопытный документ эпохи - опубликованный в "Известиях" 7.8.1961 "отеческий" разговор Хрущева с Титовым.


https://periskop.su/2128396.html


Метки:  

XVII. Ряжск, унылый город на Засечной черте

Суббота, 07 Августа 2021 г. 12:07 + в цитатник
Станцию Ряжск (точней, две станции - Ряжск-1 и Ряжск-2) мы рассмотрели, а теперь хотя бы пунктирно надо взглянуть на город.
Во времена Российской империи это был уездный город Рязанской губернии, а сейчас райцентр Рязанской области. По части населения он примерно 140 лет держится где-то на одном уровне: если в 1897 было ок. 15 тыс. чел., то сейчас - 21 тыс. Промышленность - в основном пищевая, но стабильной кормит город в основном транспорт. В прошлой части мы рассмотрели его ж/д составляющую.

Что же касается впечатления от города, то честно скажу, что он мне не понравился какой-то безликостью, унылостью. Я редко награждаю города такими эпитетами, но Ряжск - это дыра. Deephole. Продавщицы из эпохи Брежнева, сонная жизнь, пустующий огромный вокзал, рваная уездная застройка, перемешанная с бессодержательным кичем "нулевых". Можете меня критиковать, но таково получилось впечатление. Обычно я райцентры с интересом смотрю - даже в этом цикле у нас были вполне себе интересные Кандалакша и Ртищево.
Но тут - слабее. Впрочем, давайте посмотрим.



2. От станции до города - километров 5, так что пешком особо не походишь. Курсирует старенькая "Газель" примерно раз в 15 минут, её и надо ждать. Она доставляет к ул. Максима Горького, где торговый центр Ряжска. Оттуда уже можно пешочком. Ну вот, мы выгрузились: уродливый домяра соседствует с уездной застройкой эпохи Империи. Типовое соседство.


3. Или вот, тоже типовой ряжский пейзаж.


4. Магазин "Пролетарский" с серпом-молотом.


5. Так, ладно, пойдём в другую сторону - к Советской площади и ул. Карла Маркса, там застройка постарше. Сайдинг тут, как видите, тоже обожают.


6. Ага, вот уже гораздо лучше: крепкая уездная застройка царской эпохи. Это, вроде бы, местный почтамт.


7. Политическая реклама.


8. На ромбовидной Советской площади стоит скромненький серебряночный Ильич.


9. Щит с информацией про город.


10. Около кирпичного здания краеведческого музея - информационный стенд.


11. Ось М. Горького - К. Маркса - это бывшая Покровская, которая вела к старому храму 1629 г. По ней-то мы сейчас и идём.


12. "Муниципальный культурный центр", а ранее, видимо просто типовой районный ДК.


13. К парку впереди нас бодро шагают три ряжки. Или ряженки? Или ряжчанки?


14. Выходим к детскому парку. Судя по козырному месту на главной оси, здесь наверное и стоял Покровский храм начала XVII в. А сейчас парк.


15. Отсюда мы пошли перпендикулярно на юг, т.к. дальше уже была сугубо частная застройка.


16. Улица Окаёмова: в начале её устроен трогательный памятник про человека, давшего ей название. Доцент Московской консерватории, первый исполнитель песни "Орлёнок".


17. Царская кирпичная застройка.


18. Приятный деревянный домик с мезонином и даже колоннами.


19. Улица в итоге выводит на интересное место в Ряжске, называемое "Самолёт". Там сгруппирована сразу куча объектов интереса - памятник Самолёту, памятник блокадникам, стела советским воинам ВОВ, мемориальное воинское кладбище, часовня в память воинов Первой Мировой. Самолет - Л-39 «Альбатрос». На нём стоит номер 127 - это номер учебного авиационного полка, который базировался в Ряжске в 1971-1998 г.


20. Ну а несомненная доминанта всего этого места - мощная тюряга-крепость, СИЗО №2 Рязанского УФСИН. Причём тюрьма на этом месте существует... с 1825 года! Стаж, однако - скоро 200 лет. Когда шли мимо тюряги, часовые с вышек с любопытством нас разглядывали, сверкая биноклями. Впрочем, когда вышка совпадала со столбами на пути, я тюрягу тоже снимал, только на зеркалку.


21. За Самолётом - остальные мемориальные объекты.


22. И вот отдельно - памятник ленинградским блокадникам, весьма тут неожиданный. Я не совсем понял, как сюда они попадали - вот Череповец, Рыбинск, Котельнич и Киров логичны, они находятся на северном вологдо-вятском ходу. Но Ряжск, который находится на южном рязано-уральском ходу, рядом с линией фронта зимы 1941-го? Как из Ленинграда сюда попадали эшелоны?


23. Подпись на памятнике.


24. Мемориал Великой Отечественной.


25. И Братское кладбище за ним.


26. Вид поближе. Смотрите, с одной стороны авиапропеллер, с другой - якорь. Странно, да - где Ряжск, а где море? Но ничего странного: авиаторы прикрывали стратегически важный Ряжский узел, а моряки с экипажей кораблей, переформированные на суше, затыкали брешь в обороне в конце ноября 1941, когда немцы подошли к городу на 20 км и взяли ненадолго Скопин.


27. Вот как раз памятная доска в память командира морской стрелковой бригады.


28. ...А если посмотреть назад - там часовня, самолёт, тюрьма, памятники.


29. Ладно, уходим от тюряги по Красной ул. обратно, чтобы сесть на "домашнюю" маршрутку. Мимо цирка шапито.


30. Вот опять крепкая уездная застройка.


31. И красивое мощное здание средней школы №1, которую как раз на каникулах ремонтировали. На ней - несколько памятных досок.


32. Напротив неё - живописные руины Консервного завода, почившего в бозе, видимо, довольно давно.


33. В завершение стоит сказать о месте, где мы остановились, на полпути между станцией и городом. Это центр "Оазис", где помещается магазин, кафе, детский досуговый центр, хостел и гостиница разом.


34. В этом кафе особо отмечу невероятно крутой борщ, который стал светлым пятном во время пребывания в этом городе и доставил массу положительных эмоций, и я даже ходил сюда второй раз, откушать его специально. Он хотя бы частично скрасил общую унылость Ряжска :)


Дальше поедем до Узловой по Сызрано-Вяземской линии, продолжая путь на запад.

Продолжение следует.

https://periskop.su/2128261.html


Метки:  

XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

Пятница, 06 Августа 2021 г. 19:01 + в цитатник
Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая.
Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и принадлежал частной линии. А вот Ряжск-2 был построен на ответвлении от основной оси - на Моршанск, потом отросток продлили до Пензы. После объединения нескольких линий в Сызрано-Вяземскую её в 1888-90 выкупили в казну и она стала государственной. При этом, что интересно, фешенебельный "Сибирский Экспресс" из Москвы в начале XX века шёл на Харбин и Владивосток именно по казённым линиям - сперва через Тулу, а затем по Сызрано-Вяземской дороге. Он пересекал частный Ряжск-1, не останавливаясь там и делал остановку на казённом Ряжске-2. Потом уже, при СССР, когда все линии национализировали, Ряжск-2 захирел и всё пассажирское объединили на Ряжске-1, который был главной станцией. Там всегда стояли все южные поезда, и это прекратилось только лет 8-10 назад, когда плечи локомотивов удлинились и перестали совпадать с границами дорог. А тут - целых две границы: сразу за Ряжском Московская ж.д. заканчивается, и по главному ходу начинается Юго-Восточная ж.д. А по боковому на восток - Куйбышевская.

Так что давайте посмотрим оба Ряжска - и большой (I), и маленький (II).



Для начала - карта узла Ряжск. Видны пересекающиеся Главный Южный ход (Москва - Ростов) и перпендикулярный ему бывший Сызрано-Вяземский (Вязьма - Сызрань). И обе номерных станции, которые мы и смотрим ниже.


2. Прибывший в Ряжск "Дневной Экспресс" из Пензы под тепловозом, которым приехали и мы. Сейчас ему перецепят электровоз до Рязани и он пойдёт дальше.


3. Вокзал в Ряжске-1 оказался огромный по размеру, и мы было обрадовались, что тут всё есть. И комнаты отдыха, и камера хранения. Мне он немного напомнил "николаевские" вокзалы на Октябрьском ходу между столицами.


4. Стоит электричка на Рязань.


5. На стенах - несколько памятных досок. Во-первых, про Калинина, который был тут в разгар Гражданской войны.


6. Во-вторых, в критический момент немецкого наступления в ноябре 1941-го образовавшуюся брешь заткнули моряками, срочно переведенными в морскую пехоту, и таким образом, Гудериан дальше города Скопин не прошёл. А до Ряжска оставалось совсем немного, километров 20. Рязанский ход висел тогда буквально "на волоске"!


7. Ну и учёный-селекционер Мичурин здесь поработал конторщиком в молодости :)


8. С северной стороны к вокзалу пристроен открытый павильон ожидания с крышей. Уж не знаю, так было или это при реконструкции сделали.


9. От павильона с крышей - лесенка в пристанционный скверик.


10. А в скверике нет никаких скамеек - только станционный Ильич показывает рукой в сильно заросшую чащу деревьев. Типа, "что ж вы, шельмы, мне весь обзор загородили? Я теперь Моршанска не вижу!".


11. За вокзалом - облупленное здание бывшей почты, причём с сохранившейся старой вывеской. Почта закрыта, после захиревания остановки южных поездов, которых во времена оны было тут очень много.


12. С южной стороны вокзала поставили послевоенный паровоз Л.


13. Вид на вокзал с "моршанской" стороны станции. Видите, какой длинный?


14. Поднимемся на станционный виадук. Вид сверху на вокзал и южную привокзальную сторону. Вокзал, как видите, островной.


15. Вид в сторону Рязани и Москвы по главному южному ходу.


16. Зашли внутрь. Вокзал поразил как своими размерами, так и функциональной пустотой. Тут, при всем обилии площадей, не оказалось ни камер хранения ("оптимизировали"), ни комнат отдыха ("оптимизировали" - при том, что второй этаж пустует!), ни даже дежурной по вокзалу ("сократили, теперь не нужно"). Осталась только билетная кассирша, которая всё это нам и сказала.


17. А пространства огромные. Причём нет никаких ни рамок, ни зон "транспортной безопасности", все двери открыты. Как в раньшее старое ламповое время. Разве что в уголке притулилось мини-кафе - впрочем, закрытое большую часть времени, что мы тут были.


18. А вот чугунные опорные колонны впечатляют :)


19. В другом конце здания оказался музей ж/д транспорта, впрочем, наглухо закрытый.


20. Я предпринял не менее 5 попыток туда попасть - пытался узнать у кассира (дежурной по вокзалу нет), приходил 3 раза сюда в урочное время, писал на горячую линию РЖД - никакого толку. Музей оказался "вещью в себе" и стоял закрытым без посетителей всё время. Интересно, зачем же его тут создавали? Вот, только через стекло сфотал издалека.


21. В общем, в музей попасть никак не удавалось. Пришлось с позором вернуться в огромный зал ожидания.


22. Расписание дальних поездов стало совсем маленькое - почти все они теперь проходят Ряжск без остановок. А раньше это расписание было в пол-стены, лет 12-15 назад.


23. Вид с виадука на юг, в сторону Мичуринска - Воронежа.


24. А вот другой ракурс того же: здесь видно, как вбок уходит линия на Моршанск, по которой мы сюда и приехали.


25. Город от станции далеко в стороне - до него километра 4-5 на маршрутке. Так что тут глухая окраина.


26. Остановка маршрутки. А позади - магазин, который формально по табличке работал до 19, но когда мы попытались туда зайти в 18-15 (за 45 минут до), то получили головомойку от продавщицы, которая закрывала как раз в этот момент магазин, "чего мы ломимся". Холодную минералку в итоге она нам продала, но долго ворчала "Ходют тут всякие, издалека, жизни нет никакой!".


27. Теперь прогуляемся по "моршанской" стороне станции. Сразу обращают на себя внимание ностальгические советские ограждения.


28. Заброшенное станционное здание. Явно дореволюционка.


28а. (фото С. Филина) внутри - вот такая мозаика.


29. А если идти вперед по боковому пути, впереди виднеется интересный храм.


30. Старый путейский дом характерной архитектуры.


31. И точно - храм еще 1898 года, царский, расположенный вдоль путей! Красиво.


32. За храмом - довоенная водонапорная башня, а за ним - парк Железнодорожников (куда я уже не стал углубляться).


33. Если пройти назад, то есть и ещё одна водонапорка. Дальше в глуби - здание депо с цифрой 1935.


34. Ладно, вернемся на вокзал. Вот пришёл тепловозный пригород из Моршанска, с одним вагоном.


35. А это - сменный электровоз под пензенский экспресс, за которым стоит РА2 на Узловую (которой мы потом дальше поедем).


36. Так. А что же Ряжск-2, как с ним обстоят дела? А с ним - никак. Используется он теперь мало, часть путей зарастает. Уже не нужны "свои" пути, раздельные у частника и у казны.


37. На Викимапии ещё показан был старинный деревянный вокзал, где стоял легендарный "Сибирский экспресс" и кормил обедом своих пассажиров. Это фото, предполагаю, 10-15 летней давности.


38. Но сейчас он представляет уже просто кучу обломков бревен и щепы. Сик транзит глориа мунди. (фото flackelf)


39. А вот южнее по главному ходу есть и пересечение в другом уровне у казенной Сызрано-Вяземской линии над частной Рязано-Уральской дорогой. Когда-то оно было актуально, чтобы не платить частнику и не пересекать его пути. Но сейчас уже нет - дороги давно слиты. (фото flackelf)


40. Причём остались ещё шпалы и насыпь, но уже без рельс. (фото flackelf)


41. А это плавно поднимающаяся на перечение насыпь бывш. Сызрано-Вяземской линии. Вот по ней-то и ходил "Сибирский экспресс". Тут ехал адмирал Макаров на свою погибель в Порт-Артур, тут ехал и князь Хилков на ликвидацию "байкальской пробки" во время русско-японской войны... (фото flackelf)


Ну и на самый десерт - расписание 1914 года. Графой более светлого тона выделен "Сибирский экспресс" Москва - Владивосток (Чань-Чунь, Харбин). Видите, он не останавливался на большом Ряжске-1, а стоял на маленьком, но зато казённом Ряжске-2?


Дальше посмотрим и сам этот Ряжск.

Продолжение следует.

https://periskop.su/2127898.html


Метки:  

Буклет "Советского Союза" (1959)

Пятница, 06 Августа 2021 г. 14:07 + в цитатник
Через 2-3 недели на ютуб-канале "Тактик-Медиа" выйдет ролик про историю "Советского Союза" - "Альберта Баллина", флагмана сперва HAPAG, а потом и ДВМП ММФ СССР, который работал на линии Владивосток - Камчатка в 1957-1980 гг.
Разыскал для этой цели буклет легендарного турбохода от 1959 г.
Вот его лицевая страничка. По-моему, очень стильно исполнено!


https://periskop.su/2127654.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_periskop
Страницы: [193] 192 191 ..
.. 1 Календарь