Запаривание готового изделия.
Автор: Шашкина Ирина (Shiva)
Запаривание готового изделия.
Во время обсуждения во многих темах , касающихся батика, часто возникают вопросы о том, как запарить расписанный шелк. Многие избегают использование красок, закрепляемых паром, именно из-за боязни испортить готовое изделие при запаривании. Поэтому сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом .
Запаривание - это способ закрепления красок на ткани с помощью влажного пара. Существуют специальные установки для этого процесса, но вполне возможно успешно использовать этот способ и в домашних условиях . Предупрежу сразу, что процесс запаривания довольно капризная вещь, и зависит от многих факторов - от вида плиты (электрическая, газовая), мощности , вида посуды, в которой запаривается ткань, даже от размеров Вашей кухни и пр. Поэтому каждый, кто хочет освоить этот способ закрепления красителей, должен найти свой режим. Никакого другого рецепта кроме метода проб и ошибок , предложить , к сожалению, не могу. Сама искала довольно долго, испортив немало вещей. Вот то, что в конечном итоге получила, и представлю сегодня. Надеюсь, что кому-то пригодится мой опыт.
Прежде всего обращаю внимание, что подвергать запариванию можно только натуральный шелк, который является настолько прочным материалом, что выдерживает очень высокие температуры. Синтетика такого не выдерживает, и рискнув запарить ткань, в состав которой входит синтетика, Вы можете получить испорченную вещь и загубленное настроение. Изделия из хлопка обычно не запаривают.
Что нужно:
1, Высокий бак ( можно ведро), или очень большую кастрюлю. Но бак - самое удобное.
2. Источник тепла (электрическая или газовая плита, плитка)
3. Шнур или веревка, желательно не синтетическая.
4. Одеяло, полотенце, подушка или любой другой материал, который пропускает пар.
Для того, чтобы готовое изделие поместить в бак , его нужно запаковать так, чтобы изделие 1) не намокало и 2) равномерно пропаривалось. Для этого используются разные способы. Я сначала запаривала шелк в газетах (только газеты должны быть черно-белыми и старыми, иначе можно запачкать шелк типографской краской). Давыдов в своей книге предлагает оберточную бумагу. Но в эпоху полиэтиленовых пакетов и вакуумных упаковок оберточную бумагу еще поискать надо, поэтому газеты- более доступный материал. Но этот способ меня не очень устраивал, так как газеты "ломают" нежный шелк , на нем образуются неразглаживаемые заломы и морщины. Какое-то время я была связана с одной студией, занимающейся батиком, так они предлагали привязывать к баку или ведру "гамачок" из ткани, само изделие заворачивать в хлопчатобумажную ткань, класть в этот "гамачок", свернув "бубликом". Но попробовав, я отвергла это сразу , така как ткнь гамачка намокала, изделие тоже, в результате все испорчено. В конечном итоге я нашла нечто среднее.
.
Расписанный шелк я заворачиваю в ткань (подойдут старые простыни, пододеяльники) рулончиком. Затем рулончик из ткани заворачиваю в газеты (тут все равно, цветные или черно-белые) , закрепляю скотчем и сворачиваю рулончик "бубликом" :
"Бублик" закрепляю в двух местах шнуром, а еще один шнурком оборачиваю "бублик" крест-накрест, так, чтобы его можно было подвесить:
Поперек бака (ведра) нужно закрепить шнур. Кроме того на дно бака нужно положить блюдечко вверх донышком. Это нужно для того, чтобы не открывая крышки, можно было определить, не выкипела ли вода . Пока вода есть, блюдечко будет дребезжать, подавая сигнал, что все в порядке. Воду нужно наливать так, чтобы блюдечко было почти покрыто.
Затем на шнуре, натянутом поперек бака , закрепляем "бублик" с изделием, так, чтобы он не касался стенок бака, а также свисающих концов шнура (на них может конденсироваться пар и промочит запариваемое изделие).
И, наконец , накрываем бак полотенцем и одеялом (или подушкой). Накрывать все это крышкой не советую, так как крышка препятствует свободному прохождению пара, вода конденсируется на крышке и может попасть в виде капель на изделие, промочить обертки и испортить нашу работу.
Включаем газ, доводим до кипения ( блюдечко начинает дребезжать), после чего уменьшаем огонь до минимума и замечаем время. Я обычно запариваю 1,5 - 2 часа. Время запаривания опять же каждый должен определить сам методом проб и ошибок. У меня, например, зеленый и оранжеый краситель запаривается плохо, поэтому , если в изделии много зеленой или оранжевой краски, я обычно держу подольше ( 2 и более часа). Кроме того, время кипения зависит и от размеров запариваемого изделия (чем размер больше, тем дольше нужно его запаривать), и от вида шелка (более плотный, типа атласа, требует больше времени). В ходе запаривания не забываем время от времени контролировать процесс, бывает что огонь гаснет, или вода выкипает , поэтому пускать дело на самотек не стоит.
После того, как время вышло, выключаем огонь, снимаем полотенца и одеяла и освобождаем изделие. Теперь его можно стирать. После того, как излишки краски окончательно вымоются, изделие можно вешать , чтобы стекла вода и влажную ткань просушить утюгом.
Процесс завершен.
Источник: http://www.livemaster.ru