Радужный цветок |
На Востоке древние поклонялись растениям и цветам, как живым существам. С растениями вели доверительные беседы, как с близкими друзьями. Их боготворили. Любимым растениям, когда неожиданно обрывалась их жизнь, ставили памятники. К цветам и травам обращались с заклинаниями и мольбой. Просили ветер и дождь не ломать деревья. В древних песнопениях молили не только о хорошем урожае, но и о продлении мига цветения, сколь мимолетным он бы не был.
Растения на Востоке воспринимаются как существа, стоящие в одном ряду с человеком, и им свойственно испытывать те же чувства. Цветок же - единственное существо на свете, сколь прекрасное, столь и беззащитное, дающее человеку радость и берущее на себя боль.
Буддийская идея о том, что все имеет душу, и все может перевоплотиться во что угодно, к чему притянется душа, способствует такому миропониманию. С растениями и цветами человек связан родственными узами - и все это явления единой сущности, как об этом рассказывает Дзэнтику в пьесе «Басе» (Банановое дерево):
Чувств лишены и травы, и деревья,
но в них сокрыта истинная сущность,
что недоступна взору. И в пылинке
заключена Вселенная, вода
себя являет в облике дождя,
росы непрочной, инея и снега.
И точно так же травы и деревья
Обличья могут разные принять.
«И травы, и деревья, и земля - и чувствующее, и чувств лишенное - все без исключения являет истинную сущность» - так Великое Учение гласит» (раздел сутры Лотоса «Притчи о целебных травах»).
В природе деревья и травы расцветают каждый в свое время, и это привлекает к ним взоры. Расцветая, какие из цветов не опадают? Но, опадая, они расцветают вновь, и в этом их прелесть, необычность.
Пусть говорят, что травы и деревья
Ни сердца не имеют, ни души,
Но не пропустят времени цветенья,
Плоды приносят в свой урочный срок.
Всегда на ветках, обращенных к югу,
Торопится раскрыться ранний цвет
Навстречу солнечным лучам.
Японская классическая драма XIY - XY в. в.
«Все растения в природе, соперничающие по красоте и радости, которые они дарят сердцу и глазу, разнообразны. Обычно говорят, что обильно цветущие растения - воплощение пышного великолепия, многие травы - нежной и мягкой красоты. Пышное великолепие - атрибут царственных особ, нежность и мягкость свойственны прекрасным женщинам», - так торжественно начинается «Книга о цветах и травах» в древнем китайском трактате «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно». С этим нельзя не согласиться.
Азалия
Азалия отождествляется с ослепительной красотой, дурманящей прелестью и вместе с тем ядовитым коварством прекрасной половины человечества. Ее называют "одурманивающей похотью цветок". По знаку Зодиака азалия - Овен.
Она поддерживает в доме энергетику бодрости. Эта способность объясняется ее связью с Солнцем, заключенным в великолепных цветках и блестящих листьях, а так же - с Сатурном, который проявляется в ее одревесневших побегах. Очень силен в листьях азалии и Меркурий, но листья у азалии мелкие, поэтому заключенный в них управитель речи и мыслительного процесса Меркурий дал азалии способность очищать атмосферу от энергий сплетен и мелочных мыслей. Так что, если в вашем доме клубятся сплетни, пусть даже в форме телефонных звонков, либо вам свойственно придавать большое значение мелочам, - без азалии не обойтись.
При упоминании об азалии обычно возникают лишь превосходные степени сравнения: ослепительная, феерическая, восхитительная, фантастическая. Это объясняется тем, что слишком сильно в этом растении Солнце - вот азалия вся и светится радужным светом.
Известный японский поэт Басе подтверждает это, сравнивая азалию с разноцветной радугой:
Пригорок у самой дороги.
На смену погасшей радуге -
Азалии в свете заката.
Азалия полезна тем, кто боится браться за ответственную работу, либо пытается оттянуть начало каких-либо дел. Нередко, такое поведение свойственно людям творческим, художникам, музыкантам, для которых процесс воплощения уже ощущаемого образа в материю, бывает очень мучительным. Своим тонким влиянием азалия запрещает человеку отлынивать от работы, и способствует гениальным произведениям быстрее увидеть свет.
В переводе с греческого языка слово «азалия» означает «сухой» и, действительно, до того, как распустятся цветки, растение представляет собой кустарник с суховатыми побегам и мелкими шершавыми листьями.
Именно с этим растением связана одна из легенд, которая передается из уст в уста с 401 года до нашей эры. В ней говорится о том, что греческие войска в течение двух недель двигались по горным дорогам Колхиды в поисках золотого руна. Воинственные местные племена разрозненными группами нападали на когорты завоевателей, но быстро рассеивались перед хорошо организованными, закованными в доспехи шеренгами воинов.
Греки радовались победам. Но, вдруг, в главном афинском войске, случилась беда. Солдаты нашли в горах большую пасеку и поделили между собой наполненные тяжелым медом соты. Отведав его, они вскоре все попадали без чувств.
Полководец Ксенофонт, описывая это событие, отмечал: «...вообще тут ничего не было, что могло бы вызвать подозрение. Было только много ульев, и все те солдаты, которые отведали меда из сот мгновенно лишились сознания. Было очень много больных, как после поражения. На следующий день никто не умер, все начали приходить в сознание, а на третий и четвертый дни солдаты уже вставали, но как после принятия сильного лекарства. Через триста лет Римская армия погибла почти в том же месте, сраженная медом из того же источника.
Оказалось, что греческие воины наелись меда с цветков дикого рододендрона желтого - Rhododendron luteum Sweet синонимы: Rh. flavum G.Don, Rh. ponticum Schreb., Azalea pontica L. - ветвистого листопадного кустарника, высотой до 4 метров и сильно разрастающегося в ширину (до 5-6 м), с очень душистыми распускающимися раньше листьев или одновременно с ними желтыми или оранжевыми цветками. Это чрезвычайно полиморфный вид как по характеру опушения и форме листьев, так и по величине, окраске, форме цветков и срокам цветения. Все части растения ядовиты.
В культуре - с 1792 года. В садоводстве его называют «понтийская азалия». Именно этому виду посвящены строки:
Золотисто- желтым заревом
Над мерцанием озер
Озарила мир азалия
У подножья синих гор.
Азалии впервые упоминаются в древней книге стихов «Манъесю» в 759 году . В 1692 году известный японский садовод Ито Ихеи издал богато иллюстрированную монографию, в которой описывается 332 садовых формы рододендрона тупого - Rhododendron obtusum (Lindl.) Planch. Монография состояла из пяти томов и имела поэтическое название "Парчовая подушка".
Японские азалии стали культивироваться в Китае и других регионах Азии в результате паломничеств буддийских монахов. Благодаря их деятельности в Японию были также завезены такие растения, как гинкго, чай, хризантемы, бамбуки, пион, нандина. В Китай же из Японии попали криптомерия, азалия, камелия, черная сосна и многие другие растения в результате возвращения назад этих буддийских пилигримов.
В Россию азалия попала в начале XX века, когда ее привезли в подарок царю. Долгое время это растение процветало лишь в императорском ботаническом саду и в императорских оранжереях.
http://www.bonsai.ru/index.html
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |