-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Karl_M

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5076


Предсказание от 01.01.1912г...от станции Арысь к китайской Кульдже

Четверг, 31 Декабря 2015 г. 16:18 + в цитатник
Человеку свойствено желание фантазировать, создавать идеальные миры, стремясь выйти за рамки обыденного. Такая потребность стала основой творческого метода, присущего различным видам художественного творчества, в том числе литературе. Мы предлагаем вниманию читателей уникальный фантастический очерк «1 января 1932 года». Он напечатан в верненской газете «Семиреченские областные ведомости» в первом, новогоднем номере 1912 года. Автор очерка подписал своё сочинение монограммой К.Ж.Д. и пока остаётся неизвестным.
Вадим КРАВЦОВ
Необычность очерка «1 января 1932 года» состоит в смелой попытке автора заглянуть вперёд на два десятилетия, представив достаточно отдалённое будущее родного края. Герой фантастического путешествия совершает поездку в железнодорожном вагоне в первый день нового 1932 года. Поезд едет с запада на восток по южной части Казахстана от станции Арысь к китайской Кульдже. Любопытно, что никакой железной дороги через описываемые автором очерка города и селения в 1912 году не проходило. Единственной действующей железнодорожной станцией (из описанных в очерке) в то время была Арысь. Она находилась на построенной в 1906 году железнодорожной ветке Оренбург-Ташкент. А путешествует наш герой по еще не построенной Семиреченской железной дороге. Позже она получила наименование Туркестано-Сибирская магистраль, или Турксиб. Несомненно, автору «1 января 1932 года» была достаточно хорошо известна трасса будущей магистрали. На момент написания очерка были завершены все предварительные инженерные и организационные работы по предстоящему строительству Семиреченской железной дороги.
Первое упоминание в художественной литературе о будущем Турксибе появилось в романе великого романтика Жюль Верна «Клодиус Бомбарнак». Это произведение, изданное в 1892 году, написано в виде путевых заметок репортера французской газеты «ХХ век». Он, подобно путешественнику из «1 января 1932 года», совершает воображаемую поездку по Великой трансазиатской магистрали Узун-ада — Пекин. Она связала столицу Китая и юго-восточный берег Каспия через высокогорное Памирское плато. По пути репортер размышляет о будущем транспортной сети Центрально-Азиатского региона: «Сейчас уже прокладывается новая ветка, которая вскоре соединит Ташкент с Семипалатинском, и таким образом железные дороги Средней Азии примкнут к дорогам Северной Азии, образуя единую сеть».
Необходимость в постройке железной дороги, связавшей Семиречье с центральными районами России, остро ощущалась с середины XIX века, времени присоединения этой территории к Российской империи. Поворотным пунктом в этом вопросе считается 15 октября 1896 года. В этот день городская дума Верного (будущего Алматы) приняла решение собрать все данные о необходимости строительства трассы, связывающей Ново-Николаевск (Новосибирск) с Туркестаном через Верный. Говоря современным языком, создавалось технико-экономическое обоснование будущей грандиозной стройки. Предполагалось, что новая магистраль будет способствовать военному присутствию России в пограничных с Китаем районах и решит проблему вывоза хлопка, зерна и других ценных продуктов из Туркестана.
Непосредственное строительство Семиреченской железной дороги начато в 1913 году, но было замедлено, а потом и прервано Первой мировой войной и революцией 1917 года. К началу 1918 года новая железная дорога на севере была доведена от Ново-Николаевска до Семипалатинска, а на юге от Арыси до станции Бурное, немного не добравшись до Аулие-Ата (Тараза). Уже при советской власти, в 1924 году, сдан в эксплуатацию участок Бурное-Луговая-Пишпек (Бишкек). Окончательно трасса Турксиба была завершена 28 апреля1930 года. На станции Айна-Булак состоялась смычка северного и южного участков Турксиба. Это событие вошло и в художественную литературу. Именно на станции. Айна-Булак состоялась встреча «сына бывшего турецко-подданного» Остапа Ибрагимовича Бендера и подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, двух ловких жуликов и центральных персонажей романа «Золотой теленок». Его знаменитые авторы Илья Ильф и Евгений Петров вместе с десятками других журналистов прибыли освещать для московской прессы досрочное окончание одной из великих строек первой советской пятилетки1928-32гг. Ее официальными итогами стали выдающиеся успехи советского народа: СССР превратился в индустриальную державу, а в результате первого этапа сплошной коллективизации в деревне установились социалистические производственные отношения. Но побочным результатом таких впечатляющих успехов стал массовый голод в некоторых районах СССР. Картина была настолько вопиющей, что сталинское руководство засекретило результаты всесоюзной переписи населения 1939 года. Особенно тяжелое положение с убылью населения сложилось в Казахстане. По данным историка Манаша Козыбаева в тридцатые годы «уменьшение численности наличного казахского населения составило около 2 млн человек, или 49% его численности. Эта беспрецедентная трагедия в жизни казахского народа сравнима лишь с «Годами Великого бедствия», самым тяжелым периодом казахско-джунгарских войн XVIII века. Такое невероятное бедствие, случившееся в мирное время, автор «1 января 1932 года» вряд ли мог предвидеть. Но его замечание, что «лет 20 назад администрация плохо верила в возможность киргиз приспособиться к оседлой жизни» наводит на размышления.
Герой очерка «сам видел киргиз-купцов, киргиз-чиновников», но реальность превзошла эти ожидания. Представители коренного населения уже в 20-е годы занимали видное положение в Казахстане, в том числе на строящемся Турксибе. Правительством РСФСР, в состав которой в те годы входила Казахская АССР, был образован специальный курирующий орган — «Комитет содействия строительству Турксиба». Возглавлял его Турар Рыскулов, зам. предсовнаркома РСФСР, т.е. российского правительства. А видный политический деятель, инженер Мухамеджан Тынышпаев входил в состав технического руководства знаменитой стойки. Он еще в 1907 году работал в изыскательской партии А. Голембиовского, обследовавшей южный участок будущей Семиреченской железной дороги.
Конечным пунктом путешествия героя«1 января 1932 года» был китайский город Кульджа. Но попасть в Кульджу(Инин) по железной дороге стало возможным только в 2012 году, после введения в строй ветки Жетыген-Хоргос. Это случилось спустя 100 лет(!) после появления очерка в газете«Семиреченские областные ведомости». Хотя железнодорожную ветку на Кульджу планировалось проложить еще в начале ХХ века. Вот что в 1912 году писала газета «Окраины России» о планах железнодорожного строительства империи: «От Верно-Семипалатинской линии внутрь Монголии необходимо выдвинуть ж.-дор. ветки: 1) Верный-Джаркент-Кульджа, 2) Сергиополь-Бахты-Чугучак, 3) Семипалатинск-Зайсан-Кобдо»…
Закончив свое фантастическое повествование «1 января 1932 года» монограммой К.Ж.Д., автор, подобно Нострадамусу, шлет послание читателям ХХI века. В загадочной подписи К.Ж.Д. можно увидеть официальное название оператора магистральной железнодорожной сети РК, Национальной компании «Казахстанские Железные Дороги».
Рубрики:  История
юмор
Разное
Арысь
Метки:  

svet_ot_dalekoi_zvezdy   обратиться по имени Пятница, 01 Января 2016 г. 16:27 (ссылка)
Милый, Карл!
С первым днем нового года!
Пусть этот год будет добрым и щедрым!
Счастья и Любви!
sng6 (600x337, 370Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Karl_M   обратиться по имени Понедельник, 04 Января 2016 г. 19:04 (ссылка)
Спасибо! Вас тоже с Новым годом! Пусть у Вас будет все хорошо, а здоровье не задавало лишних вопросов! Пусть Удача будет рядом с Вами!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку