Закрытие XIII зимнего фестиваля «Площадь искусств».
Оратория «Кармина Бурана» Карла Орфа.
Carl Orff и Дмитрий Шостакович - великие современники,
долгое время о творчестве друг друга
ничего не ведавшие
и о существовании друг друга не подозревавшие.
Оба - наследники школы немецкого романтизма,
посмертные выученики и последыши
наследия Густава Малера.
Карлу Орфу выпал судьбоносный жребий
творить в прославившей его
Гитлеровской Германии,
Дмитрию Шостаковичу угораздило с талантом -
жить и сочинять в Сталинской России.
Оба - Эоловы арфы двадцатого веку,
оба (по житейской судьбине) -
конформисты и гуттаперчавые хамелеоны,
однако Карл Орф в своей музыке
восславил "крушение гуманизма",
сминаемого "колесом Фортуны",
тогда как Дмитрий Шостакович
(в нотном борении
меж идеоложной махиной
и махоньким человечиком)
всегда оставался защитником человека.
"Carmina Burana" может и созидалась в 1935-1936-м
"совсем случайно",
но произросшая изрядливо зернушком,
упала на сдобную почву национал-социализма,
став формообразующим кирпичиком
этого самого массового психоза
в мировой истории.
Германский фашизм - изначально явление
тоже ведь чисто литературно-музыкальное,
у коего копытца да рожки растут все из того же
немецкого романтизма
с его инфернальным демонизмом,
презрением к обыдености и филистерству,
пафосом языческой героики
и фаустианством "белокурой бестии".
Русская литература девятнацатого века
тоже много чему училась
у немецких романтиков,
но из многовитийного Deutschland ковра
предызбрала "милость к падшим",
а в Гоголевской "Шинели" -
зачарованность судьбой маленького человека...