-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107971
Комментариев: 6801
Написано: 116441


17 августа родились...

Суббота, 17 Августа 2013 г. 08:41 + в цитатник
 (582x699, 86Kb)
1798
Антон Антонович Дельвиг
поэт, критик, журналист. Родился в Москве. Из обрусевших лифляндских баронов. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Москве. В 1811 был принят в Царскосельский лицей. Учился без энтузиазма, отмечалось лишь его увлечение отечественной словесностью. Особенно близок был с А.С.Пушкиным и В.К.Кюхельбекером – друзьями на всю жизнь. Ранние литературные опыты Дельвига были удачны: он первым из лицеистов начал публиковаться, он же впервые отдал в печать стихи Пушкина. Написанная Дельвигом Прощальная песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея (1817) стала лицейским гимном. Служил в Департаменте горных и соляных дел, в канцелярии Министерства финансов. Служба по финансовой части не увлекала его, но и добившись в 1821 перевода в Публичную библиотеку, Дельвиг своей нерасторопностью и ленью вызвал неудовольствие начальства и в 1825 был отправлен в отставку. Затем служил еще в разных ведомствах, но не с большим усердием. К 1819 Пушкин, Кюхельбекер, Дельвиг и проживавший с ним в одной квартире Е.А.Боратынский составили дружеское сообщество, именуемое «союзом поэтов» (позднее в него вошел П.А.Плетнев). Противники называли их «вакхическими поэтами» за пристрастие к теме беззаботного наслаждения радостями жизни. В стихотворных посланиях, которыми они постоянно обменивались, господствовал культ дружбы и дух поэтической независимости. Дельвиг – излюбленный их адресат и сам автор многих посланий. В конце 1810 – начале 1820-х посещал литературные и масонские собрания, связанные с будущими декабристами, но в тайные общества не входил и радикальных убеждений не разделял, вообще чуждаясь активной политической деятельности. Однако аресты и ссылки, последовавшие за восстанием 14 декабря, воспринял как личную драму и был одним из немногих, кто присутствовал на казни пятерых заговорщиков. В начале 1820-х пережил недолгое увлечение С.Д.Пономаревой, хозяйкой литературного салона, покорительницей сердец многих литераторов; адресовал ей ряд стихотворений (С.Д.П<ономарев>ой, К Софии и др.), в том числе двустишную Эпитафию на ее безвременную кончину в 1824: Жизнью земною играла она, как младенец игрушкой. / Скоро разбила ее: верно утешилась там. В 1825 женился на С.М.Салтыковой. В их доме часто бывали гости, устраивались литературно-музыкальные вечера, но желанного семейного счастья из-за увлекающегося характера супруги не было. Единственное посвященное жене стихотворение – За что, за что ты отравила… (около1830). Поэтическое наследие Дельвига невелико. Он славился как автор лирических жанров (элегий, романсов, посланий), был мастером изысканной литературной формы (сонет, антологическое стихотворение и др.). Подлинным новатором он явился в идиллии, традиционно связанной с античным образом счастливой Аркадии – страны пастухов и пастушек. В идиллиях Дельвига (Купальницы, Изобретение ваяния и др.) воссоздан этот гармоничный мир, где человеческие отношения естественны и чужды лицемерия и страстей. Пушкин считал их образцом «роскоши» и «неги» древней поэзии. Однако в лучшей идиллии Дельвига Конец золотого века (1828) – трагическое крушение этого мира. Постоянные темы его «русских песен», созданных на основе устного народного творчества, – несчастная любовь, разлука, измена (Соловей мой, соловей, Не осенний частый дождичек и др.). Одни идиллии и «русские песни» обеспечили бы ему место среди крупнейших поэтов пушкинского времени. «Лентяй» Дельвиг не был таковым в литературных делах. В 1825–1831 он издает альманах «Северные цветы», проявляет незаурядные организаторские способности, привлекает Санкт-Петербургских и московских, известных и начинающих авторов для участия в альманахе, публикует и пишет сам критические статьи и рецензии. В 1829 он выпустил альманах «Подснежник», сборник своих стихотворений, стал редактором и издателем «Литературной газеты» – полемического органа писателей пушкинского круга, которых бранили «литературными аристократами». По делам газеты имел ряд неприятных столкновений с начальником III отделения А.Х.Бенкендорфом, приведших к ее закрытию в 1830. В том же году издание удалось возобновить под редакцией О.М.Сомова, но все это наряду с семейными неурядицами тяжело сказалось на его здоровье. В несколько дней он скончался в Санкт-Петербурге, как говорили тогда, от «гнилой горячки» 26 января 1831 года. Его внезапная смерть потрясла друзей. Пушкин написал в письме: «…никто на свете не был мне ближе Дельвига… Без него мы точно осиротели». Издания: Дельвиг А.А. Полное собрание стихотворений. Ленинград, 1959; Дельвиг А.А. Сочинения. Ленинград, 1986.
Ха-ха-ха, хи-хи-хи!
Дельвиг пишет стихи.
Говорят, этими непритязательными строчками Александр Сергеевич Пушкин отреагировал на известие о том, что его лицейский приятель, редкий ленивец и увалень Дельвиг, оказывается, тоже «балуется рифмой». Что ж, до Пушкина ему было далеко, но по окончании учёбы Дельвига признавали уже вторым в лицее поэтом после его гениального насмешливого друга. Впоследствии многие «романсы» и «русские песни» Антона Антоновича были положены на музыку и зажили самостоятельной жизнью, как, например, знаменитейший алябьевский «Соловей».

 (538x698, 127Kb)
1798
Павел Николаевич Демидов
русский фабрикант, известный ревнитель просвещения, основатель Демидовского лицея в Ярославле. Один из представителей рода Демидовых, русских заводчиков и землевладельцев. Родился в Москве. Он не был первым ребенком в семье. Старшая его сестра Александра умерла в четырехлетнем возрасте, а младший брат Никита скончался, не дожив и до года. Жил Павел с отцом, сначала в Вене при российском посольстве, а затем в Париже, где учился в престижном Наполеоновском лицее. В 1812 году он вместе с отцом возвратился в Россию и в составе сформированного Николаем Никитичем полка принял участие в Бородинском сражении. Дальнейшие пятнадцать лет его жизни были связаны с армией. В декабре 1826 года он оставил воинскую службу. Николай Никитич был очень болен и спешил приобщить старшего сына к решению хозяйственных проблем, связанных с заводами. После смерти отца (1828) Павлу пришлось не только взять на себя ответственность за состояние и развитие многообразного демидовского хозяйства, но и заняться имущественными делами своего младшего брата Анатолия, которому в то время едва исполнилось пятнадцать лет. Покровительствуя процветанию научных знаний в России и владея громадными богатствами, Демидов с 1830 года по смерть свою ежегодно, в день рождения покойного государя Александра Николаевича 17 апреля, вносил в Академию наук по 20 000 рублей "на награды за лучшие по разным частям сочинения в России" и по 5 000 рублей "на издание увенчанных Академией рукописных творений". За свое пожертвование Павел Николаевич Высочайшим указом был пожалован в кавалеры ордена Святого Владимира 3-й степени, а научная общественность избрала его почетным членом Санкт-Петербургской Императорской и Российской Академий наук, а также почетным членом Московского и Харьковского университетов и Вольного экономического общества. Кроме того, по указу Николая I он получил чин статского советника и назначение в Курск на должность губернатора. Между тем все сильнее давала о себе знать развивавшаяся болезнь - ревматизм суставов, что заставило Павла Николаевича обратиться с прошением об отставке. 2 апреля 1834 года он был уволен с должности губернатора и причислен к Министерству внутренних дел, получив за усердие по службе орден Святого Станислава 1-й степени. По возвращении в Санкт-Петербург Павел Николаевич именным указом был "всемилостивейше пожалован в должность егермейстера Высочайшего двора". Однако в этой должности он пробыл недолго. Болезнь прогрессировала, и в январе 1836 года он вынужден был подать прошение об отставке с дозволением поехать за границу. В мае такое разрешение было получено. Осенью 1836 года весь Санкт-Петербург был взбудоражен сенсационной новостью: богатейший жених России - 38-летний Павел Демидов решил расстаться с холостой жизнью. Избранницей его стала фрейлина императорского двора, дочь выборгского губернатора, красавица Аврора Шернваль, воспетая Е.А.Баратынским, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским, Ф.И.Тютчевым. Свадьба состоялась в Гельсингфорсе, который П.Н.Демидов отблагодарил щедрыми пожертвованиями. Утром в день свадьбы он подарил Авроре Карловне шкатулку из благородных металлов, украшенную драгоценными камнями, в которой лежало четырехрядное жемчужное ожерелье и исторический алмаз "Санси", некогда украшавший французскую корону и приобретенный Павлом Демидовым во Франции за 500 тысяч франков. Уехать сразу после свадьбы за границу супругам Демидовым не удалось. После Гельсингфорса они перебрались в Санкт-Петербург и только летом 1837 года покинули Россию, сначала обосновавшись в Германии, а затем перебравшись во Флоренцию в фамильное имение Демидовых Сан-Донато. Умер Павел Николаевич Демидов 6 апреля 1840 года по дороге из Брюсселя во Франкфурт, не дожив и до 42-х лет. После себя он оставил единственного сына Павла, который вместе с матерью унаследовал не только состояние отца, но позже и состояние своего бездетного дяди Анатолия. В июле 1840 года тело Павла Николаевича было привезено в Санкт-Петербург и похоронено в Александро-Невской лавре. В 1875 году сын его Павел перевез прах отца в Нижний Тагил и перезахоронил его в родовой усыпальнице Демидовых, где ранее было погребено привезенное из Флоренции тело Николая Никитича Демидова.

 (499x698, 93Kb)
1798
Томас Ходжкин (Thomas Hodgkin)
английский врач, который первым описал в 1832 году злокачественное заболевание лимфоидной ткани, носящее сейчас его имя (лимфома Ходжкина). Он был самым видным британским патологом своего времени и пионером в области профилактической медицины. В Guy's Hospital, он был ответственен за систематический сбор патологических и анатомических препаратов для целей обучения студентов и ординаторов. Просто удивительно, громадная популярность Ходжкина, прежде всего в Лондоне, и полное отсутствие карьерного профессионального продвижения. Все более и более разочаровываясь в медицине Ходжкин становиться путешественником по Востоку, занимаясь благотворительностью. Большую часть оставшейся жизни он посвятил филантропии, типа помощи страждущим в слаборазвитых странах и выкупа из рабства. Умер 5 апреля 1866 года

Fredrika_Bremer (529x700, 162Kb)
1801
Фредрика Бремер (шведское имя - Fredrika Bremer)
шведская писательница, путешественница, влиятельная феминистка, педагог-просветитель. Родилась в Турку, в тогдашней шведской провинции. Дочь богатого купца, в трёхлетнем возрасте вместе с семьей переехала в Стокгольм. Получила превосходное для своего времени образование. Вопреки давлению семьи, так и не вступила в брак и отдала жизнь литературе. В литературе выступила в 1828 г., выпустив анонимно сборник рассказов «Зарисовки повседневного быта». В 1820—1830-х анонимно опубликовала сборник рассказов Картины повседневной жизни, семейные романы Соседи, Родной дом. В 1840-х годах выступала с поддержкой рабочего движения в Великобритании. В 1849—1851 посетила Кубу и США, встречалась с Р.У.Эмерсоном, Г.У.Лонгфелло, Н.Готорном. Позднее путешествовала по Швейцарии, Италии, Палестине, Греции, оставила путевые записки о посещении этих стран. Наиболее значительный отклик получил её феминистский роман Герта, или История одной души (1856). Публикация в России ее романа "Семейство" была замечена В.Г.Белинским Умерла в фамильном замкн Эрста, под Стокгольмом 31 декабря 1865 года.
Fredrika_Bremers_staty_-_Humlan_(gabbe) (525x700, 75Kb)
Памятник Фредрике Бремер установлен в Стокгольме.
В знаменитом в своё время романе Олкотт «Маленькие женщины» героини читают прозу Фредрики Бремер. Биографический роман о кубинском путешествии Фредрики Бремер Фредрика в раю (1999) написал живущий в Швеции кубинский писатель Рене Васкес Диас. Литература: Kärnborg U. Fredrika Bremer. Stockholm: Natgur och kultur, 2001; Widén A. Fredrika Bremer, föregångare och förebild. Stockholm: Gidlund, 2005.

JosefCasperMertz (587x700, 54Kb)
1806
Йозеф Каспер Мерц (Josef Casper Mertz)
австрийский гитарист и композитор, виртуоз 10-струнной гитары, один из последних видных представителей немецкой гитарной школы.Родился в Пресбурге, ныне Братислава, Словакия. В детстве учился игре на гитаре и флейте. С 1840 жил в Вене, выступал в концертах, преподавал. Гастролировал в Германии и Польше. Мерц - последний видный представитель немецкой гитарной школы. Автор многих произведений для гитары, оставшихся в большинстве неизданными. «Концертино» Мерца было удостоено 1-й премии. на Международном конкурсе гитаристов (исполнителей, композиторов и мастеров, изготовляющих гитары), организованном русским гитаристом Н.П.Макаровым в Брюсселе в 1856. Умер в Вене 14 октября 1856 года. Литература: Buеk F., Die Gitarre und ihre Meister. W., 1926, B., 1952.

BilseMusikdirektor_01 (408x700, 295Kb)
1816
Иоганн Эрнст Беньямин Бильзе (немецкое имя - Johann Ernst Benjamin Bilse)
немецкий скрипач, дирижёр и композитор. Родился в Лигнице, Силезия. Учился в Вене у Йозефа Бёма, играл в оркестре Иоганна Штрауса (отца). С 1842 г. руководил оркестром в своём родном городе, добившись с ним значительных успехов (в частности, в 1867 г. оркестр Бильзе играл на Всемирной выставке в Париже под руководством Иоганна Штрауса-сына). В 1867—1882 гг. Бильзе руководил собственным оркестром в Берлине. Одновременно с 1857 г. Бильзе регулярно выезжал на лето со своим оркестром в Варшаву, где давал концерты в летнем театре парка, называвшегося Швейцарская долина; в ходе своих польских выступлений Бильзе сблизился со Станиславом Монюшко, исполнял его произведения, а в июне 1872 г. оркестр Бильзе играл на похоронах Монюшко. В оркестре Бильзе выступали первоклассные музыканты: в частности, в 1876—1879 гг. концертмейстером был Карл Халир, в 1879 г. — Сезар Томсон, в 1880 г. — Эжен Изаи. В 1882 г. 54 музыканта из оркестра Бильзе ушли из его коллектива в знак протеста против того, что Бильзе предложил им отправиться в варшавскую поездку в вагоне 4-го класса; составленный этими музыкантами «Бывший оркестр Бильзе» (нем. Frühere Bilsesche Kapelle) был в дальнейшем преобразован в Берлинский филармонический оркестр. Сам же Бильзе набрал других музыкантов и отправился с ними на гастроли в Россию, где с успехом выступал в Павловске. В 1885 г. Бильзе отошёл от музыкальной деятельности и уехал в свой родной город. Умер в в Лигнице, Силезия, 13 июля 1902 года. Композиторское наследие Бильзе включает вальсы, марши и другую лёгкую музыку, часто написанную на случай, — например, «Галоп паровозного дыма Лигницко-бреславской железной дороги» (нем. Liegnitz-Breslauer-Eisenbahn-Dampfgalopp; 1844), сочинённый по случаю открытия железнодорожной ветки Бреслау — Лигниц.

 (628x698, 60Kb)
1828
Василий Павлович Энгельгардт
русский астроном, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1890). Получил юридическое образование в Санкт-Петербурге, астрономические знания получил самостоятельно. С 1875 г. жил в Дрездене, где построил хорошо оснащенную астрономическими инструментами «Большую обсерваторию», в которой проработал один почти 20 лет. Вел наблюдения комет и малых планет, туманностей и звездных скоплений. Составил каталог свыше 600 туманностей. Издал «Наблюдения» (тома 1-3, 1886, 1890, 1895). За свои труды был удостоен степени почетного доктора астрономии Казанского университета (1889). В конце 90-х гг. ХIХ в. передал все оборудование своей обсерватории в дар Казанскому университету, где в 1901 г. была открыта новая обсерватория, оснащенная его инструментами и названная Энгельгардтовской. Известен как пропагандист музыки М.И.Глинки.

Benoit-door-vBeers-jr (477x700, 109Kb)
1834
Петер Леопольд Леонард Бенуа (Petrus Leonardus Leopoldus "Peter" Benoit)
бельгийский композитор, историк музыки и музыкальный деятель. Член Бельгийской академии (с 1882). Родился в Харелбеке, Западная Фландрия. В 1855 окончил Брюссельскую консерваторию по классу композиции Ф.Ж.Фетиса. В 1858-1859 посетил Германию, Францию. Работал дирижёром Фламандского театра в Брюсселе и театра «Пти Паризьен» в Париже. Бенуа - глава фламандского направления в бельгийской музыке (т.н. антверпенской школы, Бельгийская музыка), опиравшегося в творч. практике на национальный фламандский фольклор и тяготевшего к немецкой музыке. В 1867 основал фламандскую муыкальную школу в Антверпене (в 1898 преобразована в Королевскую фламандскую консерваторию), в 1867-1901 её директор; провёл реформу музыкального образования. Как композитор Бенуа работал в различных жанрах. Наибольшее значение имеет его ораториально-кантатная музыка. Глубокое, мощное чувство, эмоциональный порыв и вместе с тем простота выразительных средств нашли воплощение в его ораториях «Люцифер», «Шельда» и в особенности в кантате «Рубенс», предназначенной к исполнению на «открытом воздухе». Музыкант-просветитель, Бенуа стремился создавать музыку, доступную широкому слушателю. Бенуа - автор книг по истории бельгийской музыки и статей о совреиенной ему музыкальной жизни Бельгии. В 1901 в Антверпене основан фонд имени Бенуа. Умер в Антверпене 8 марта 1901 года. Сочинения: оперы - Деревня в горах («Het dorp in't gebergte», 1856), Иза (1867), Усмирение Гента («De pacificatie van Ghent», 1876); для голосов хора и симфонического оркестра - Реквием (1863), оратории - Люцифер (1866), Шельда (1868), Война (De Oorlog, 1873) и другое, кантаты - Убиение Авеля (Le Meurtre d'Abel, Римская премия 1856), Рубенс (1877), Хукбальд (1880, в честь фламандского срелневекового музыкального теоретика); с оркестром - симфоничнские поэмы - для фортепиано (1864), для флейты (1866); для фортепиано - Саги и баллады (1861); вокальные сочинения - квадрилогия, месса и другие церковные произведения, хоры, песни (на французские и фламанские тексты); музыка к спектаклям драматических театров. Литературные сочинения: De vlaamsche muziekschool van Antwerpen, Antw., 1873; Verhandeling over de nationale toonkonde, v. 1-2, Antw., 1875-1877; De oorsprong van het cosmopolitisme in de muziek, Anw., 1876; Geschriften, Antw., 1942.

Анна Павловна Философова  (557x700, 92Kb)
1837
Анна Павловна Философова
деятельница женского движения в России. Родилась в Санкт-Петербурге. Из богатой дворянской семьи. Образование получила домашнее. Известна как общественная деятельница к. XIX – н. XX вв., сторонница женской эмансипации и просвещения, с 1874 года почётный член Международной женской лиги, жена главного военного прокурора России Владимира Дмитриевича Философова. А.П.Философова – основательница женского движения в России, организовала «Высшие женские курсы», медицинские курсы. Анна Павловна владела имением Богдановское (Красное солнце) Новоржевского уезда. Ранее оно принадлежало Д.Н.Философову, отцу мужа А.П.Философовой, которое посещал во время ссылки А.С.Пушкин. В имении Анна Павловна на свои средства построила первую крестьянскую детскую школу в Новоржевском уезде .Первая организовала для местных крестьян медицинскую помощь с бесплатной раздачей лекарств, больницу. В 1897 году – избу-читальню. Более 40 лет она занималась общественной и благотворительной деятельностью и никогда не забывала о Богдановском. Основной период жизни её проходил в Санкт-Петербурге, в имение была заездами и принимала гостей. Так у неё побывали художники К.Коровин и В.Серов. В 1868 году А.П.Философова вместе с Е.И.Конради, Н.В.Стасовой и др.,стояла во главе кружка женщин, представивших на имя ректора Санкт-Петербургского университета прошение об устройстве лекций или курсов для женщин. Благодаря энергии этих деятельниц, в Санкт-Петербурге открылись в 1870 г. публичные лекции для мужчин и женщин, получивших впоследствии название «владимирских курсов», а затем высшие женские курсы, как упоминалось выше. Со времени основания последних А.П.Философова явилась одной из учредительниц «Общества для доставления средств высшим женским курсам»,с 1861 г. также одной из учредительниц «Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга», в качестве председательницы. В 1873-1874 гг., во время самарского голода Анна Павловна состояла председательницей комитета для сбора пожертвований и помощи голодающему населению. В Санкт-Петербурге А.П.Философова постоянно устраивала литературные вечера, в которых участвовали А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, Я.П.Полонский, Ф.М.Достоевский и др. В конце 1890-х годов и в имении Богдановском часто собирались будущие организаторы объединения «Мир искуссства» А.Н.Бенуа, Д.В.Философов, племянник Анны Павловны С.П.Дягилев, организатор «русских сезонов» за рубежом. А.П.Философова за последние годы состояла в числе учредительниц ряда обществ, имевших целью поднятия образовательного и нравственного уровня женщин: «Русского взаимно-благотворительного общества», «Общества защиты женщин», «Общества пособия слушательницам врачебных и педагогических курсов» и др. В 1901 году была учреждена стипендия имени А.П.Философовой на «Высших женских курсах». В 1908 г. участвовала в Международном женском Конгрессе в Женеве, в том же году организовала женский съезд в зале Петроградской думы… В апреле 1911 г. отмечали Юбилей полувековой деятельности Анны Павловны, в её адрес поступало масса приветствий ,например: от « Дома милосердия, состоящего под покровительством её Императорского Высочества Евгении Максим ильяновны принцессы Ольденбургской», «Общества охранения прав женщин» и др. Также коллективное поздравление от крестьян Бежаницкой волости, которые «благодарят свою добрую барыню за всё для них сделанное, молят бога о её здоровье» в лице волостного старшины Герасимова. Была также учреждена стипендия имени А.П.Философовой в Псковской учительской семинарии… Анна Павловна скончалась в Санкт-Петербурге 17 марта 1912 года. В память А.П.Философовой с 2001 года в первое восресенье августа празднуется «День посёлка Бежаницы». Литература: Сборник памяти А.П.Философовой, тома 1–2, Петроград, 1915.

 (491x699, 64Kb)
1840
Уильям Норвуд Поттер (William Norwood Potter)
английский шахматист и автор. Умер 13 марта 1895 года.

vodovozova1 (518x700, 62Kb)
1844
Елизавета Николаевна Вoдовозова (урождённая - Цевловская, по второму мужу - Семевская)
русская детская писательница, педагог, мемуаристка; в первом браке жена педагога В.И.Водовозова. Родилась в Поречье, Смоленской губернии. Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у К.Д.Ушинского и В.И.Водовозова. В том же 1862 вышла замуж за Водовозова. В доме Водовозовых на «вторниках» бывали В.А.Слепцов, П.И.Якушкин, В.С.Курочкин и Н.С.Курочкин, П.А.Гайдебуров. В конце 1860-х изучала в Германии и Швейцарии детские сады, работавшие по системе Ф.Фребеля. С 1863 участвовала в печати. Овдовев в 1886, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В.И.Семевского. Последние годы жизни провела в крайней нужде, одиночестве, болезнях, доводивших до отчаяния и мыслей о самоубийстве. Умерла в Петрограде 23 марта 1923 года. Литературная деятельность. Дебютировала в печати статьёй «Что мешает женщине быть самостоятельной?», написанной по поводу романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», в журнале «Библиотека для чтения» (1863; подпись Е. Цевловская). В книге «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (Санкт-Петербург, 1871; 7-е издание 1913) основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. В качестве пособия для воспитания по такой программе издала книгу «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями» (Санкт-Петербург, 1876). В 1870-е годы сотрудничала в педагогических изданиях «Детское чтение», «Народная школа», «Голос учителя».Издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы» (части 1—2, Санкт-Петербург, 1871—1872; несколько раз переиздавалась), выпустила книгу «Батрачка. Рассказ из народного быта» (Санкт-Петербург, 1871; под псевдонимом И.Бельский) и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880). Главной работой Водовозовой считается книга «Жизнь европейских народов. Географические рассказы» (тома 1—3, Санкт-Петербург, 1875—1883), в которой рассказывается о народах различных стран, их обычаях, народных увеселениях, занятиях, характере политической жизни. Переработанный и сокращённый вариант книги вышел под названием «Как люди на белом свете живут» (тома 1—10, Санкт-Петербург, 1894—1901). Опубликовала множество произведений мемуарного характера: «К.Д.Ушинский и В.И.Водовозов. Из воспоминаний институтки» («Русское слово», 1887; подпись Н.Титова), «Дореформенный институт и преобразования К.Д.Ушинского» (Русское богатство, 1908), «Среди Санкт-Петербургской молодежи шестидесятых годов» («Современник», 1911), «Из давнопрошедшего» («Голос минувшего», 1915), очерк «В.А.Слепцов» («Голос минувшего», 1915), «В.И.Семевский» («Голос минувшего», 1917); эти и другие мемуарные очерки и воспоминания составили книги «На заре жизни» (Санкт-Петербург, 1911), «Грёзы и действительность» (Москва, 1918). Издания: Жизнь европейских народов. том 1 - «Жители Юга», Санкт-Петербург, 1881; Жизнь европейских народов. том 2 - «Жители Севера», Санкт-Петербург, 1899; Жизнь европейских народов. том 3 - «Жители Средней Европы», Санкт-Петербург, 1883; На заре жизни и другие воспоминания. Тома 1—2. Москва — Ленинград, 1934; История одного детства. Москва — Ленинград, 1939; На заре жизни. Тома 1—2. Москва, 1964. Литература: Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Тома 1: А — Г. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. Страницы 455—456.

 (561x699, 93Kb)
1844
Менелик II
император Эфиопии с 1889 г. Родился в Анкобере, провинция Шоа. Менелик завершил начатую Федором Ни Иоанном IV политику централизации государства, подавил феодальный сепаратизм в Годжаме, Амхаре, Тигре, воссоздав единое эфиопское государство. Умело использовал наличие острых англо-итало-французских противоречий для сохранения независимости Эфиопии. Правительство Менелика содействовало строительству дорог, развитию торговли; при нем была создана регулярная армия, введена национальная валюта, построен госпиталь, основана первая государственная школа. Вместе с тем Менелик стремился укрепить помещичье землевладение. С 1909 г. ввиду болезни фактически отошел от управления государством. Умер в Аддис-Абебе 22 декабря 1913 года.

mjaell (544x700, 96Kb)
1846
Мари Жаэль (Jaëll; урождённая – Траутман, Trautmann)
французская пианистка и музыкальный педагог. Родилась в Штайнзельце, Эльзас. Умерла вПариже 4 февраля 1925 года.

Selivanov_Andrey_Nikolaevich (487x700, 112Kb)
1847
Андрей Николаевич Селиванов
русский генерал от инфантерии (19 декабря 1907), иркутский губернатор (1906-1910). Из дворян. Образование получил в Михайловском артиллерийском училище (1866) и Николаевской академии Генштаба (1878). Выпущен в 14-ю артиллерийскую бригаду. В 1867 вышел в отставку. 27 марта 1870 вновь поступил на службу в полевую пешую артиллерию. Участник русско-турецкой войны 1877-1878. С 1878 старший адъютант штаба 12-й кавалерийской дивизии. 2 декабря 1881-7 декабря 1882 командовал батальоном 131-го пехотного Тираспольского полка. С 1880 состоял для особых поручений при штабе XII Артиллерийского Корпуса, с 1884 состоял для поручений при штабе Киевского ВО, затем состоял при Главном штабе в числе положенных по штату штаб-офицеров Генштаба, с 1887 делопроизводитель канцелярии Мобилизационного комитета Главного штаба, с 1889 начальник штаба 8-й кавалерийской дивизии, с 1893 командир 111-го пехотного Донского полка. С 12 июля 1895 окружной генерал-квартирмейстер штаба Виленского ВО, с 10.3.1899 начальник штаба Приамурского ВО. С 17 июля 1901 начальник 16-й, с 6 января 1904 - 13-й, с 5 ноября 1904 - 37-й пехотной дивизии. Участник русско-японской войны 1904-1905, за боевые отличия награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и золотым оружием. С 31 августа 1905 командующий 2-м сводным стрелковым корпусом. С 8 мая 1906 по 3 августа 1910 Иркутский генерал-губернатор, командующий войсками Иркутского ВО и войсковой наказной атаман Забайкальского казацкого войска. С 3 августа 1910 член Государственного совета, примыкал к группе правых. 3 ноября 1914 назначен командующим Блокадной армией (в ноябре 1914 преобразована в 11-ю армию), на которую возложена осада крепости Перемышль. В армию вошли XXVIII и XXIX Артиллерийские Корпуса и в разное время она включала 4-6 пехотных и 1 кавалерийскую дивизию. 5 ноября обложил крепость. В середине декабре, когда австро-венгерские войска вели наступление в Карпатах, гарнизон предпринял массированную вылазку, в ходе 3-дневных боев австро-венгерские войска понесли большие потери и оборона крепости была значительно ослаблена. В феврале 1915 ночной атакой захватил часть опорных пунктов крепости и австро-венгерские части были вынуждены отступить на новую оборонительную линию. В марте продовольственные запасы крепости подошли к концу, и командующий гарнизоном генерала Г.Кусманек 18 марта 1915 предпринял попытку прорыва на Львов для соединения с армией генерала К.Пфланцер-Балтина. Войска Селиванова отразили вылазку гарнизона и разбили полевые войска крепости, взяв в плен около 4 тысяч человек. После того как 8-я армия генерала А.А.Брусилова сорвала попытку австро-германской армии деблокировать крепость, положение гарнизона стало безнадежным. Кусманек взорвал верки и мосты через реку Сан, ликвидировав запасы военного снаряжения и 22 марта капитулировал. По капитуляции сдались 9 генералов, 93 штаб-офицера, 2204 обер-офицера, 113 890 нижних чинов, русскин войска захватили свыше 900 орудий. За успешное взятие крепости награжден 22 марта 1915 орденом Святого Георгия 3-й степени. После падения Перемышля осадная армия была расформирована, а на Юго-Западном фронте создана полевая 11-я армия. Ее командование планировалось поручить Селиванову, однако из-за болезни он был вынужден 18 апреля 1915 покинуть пост командующего армией, оставшись только членом Государственного совета. Умер 28 июля 1917 года.

Адриан Федорович Михайлов 2 (521x700, 48Kb)
1853
Адриан Федорович Михайлов
революционер, народник. Родился в станице Полтавской (Кубанской области). Сын титулярного советника. Учился в Георгиевском училище. Поступив в Ставропольскую гимназию, сблизился с С.Голоушевым, руководившим его чтением. В 1873 г. окончил Ставропольскую гимназию и поступил в Московский университет на медицинский факультет; исключен с 3-го курса за невзнос платы. В 1875 г. жил на ферме вблизи Анапы; вел пропаганду. Вступив в близкие отношения с Юр.Богдановичем, поселился в 1876 г. в селе Воронине (Торопецк. уезд, Псковской губернии). Работал в кузнице Н.Н.Богдановича и вел пропаганду; сблизился с А.К.Соловьевым. В январе 1877 г. выехал из села Воронина после того, как жившие там обратили на себя внимание полиции. В мае того же года, под фамилией Андрея Степанова, вместе с Мар.Богданович и Масютиным устраивал кузницу и землевольческое поселение в селе Ершове (Хвалынский уезд, Саратовской губернии); через месяц кузница была закрыта и они сами скрылись. Входил в основной кружок "Земли и Воли"; был составителем второй землевольческой программы. Осенью 1877 г. приехал в Москву с целью освобождения из тюрьмы А.А.Крестовоздвиженского ("Петро"); для этой цели им был приобретен рысак "Варвар". Освобождение не состоялось в виду смерти Крестовоздвиженского. Уехав в Петербург, жил под фамилией Поплавского вместе с Баранниковым и вместе с ним принимал участие в организации покушения на Трепова. Автор второй землевольческой прокламации по делу В.Засулич. Принимал участие в попытке освобождения летом 1878 г. Войнаральского на Змиевском тракте и других осужденных по процессу 193-х при отправлении их в Харьковский централ. В качестве кучера принимал 4 августа 1878 г. участие в убийстве шефа жандармов Мезенцова. Входил в редакцион. комитет "Земли и Воли". Арестован 12 октября 1878 г. в Петербурге вместе с Л.Булановым, попав в засаду. При аресте назвался Тугариновым. По дороге в участок пытался бежать, но неудачно. Помещен 25 октября 1878 г. в Петропавловскую крепость; принимал участие в коллективном протесте заключенных 5 февраля 1880 г. Переведен в Дом предварительного заключения 4 мая 1880 г. Преданный суду, Петербургск. военно-окружным судом (дело Веймара и других). признан виновным в принадлежности к противозаконному сообществу, в участии в убийстве Мезенцова, в имении запрещенных сочинений, в проживании по подложному виду. Приговорен 14 мая 1880 г. к лишению всех прав и к смертной казни через повешение и в тот же день переведен в Трубецкий бастион Петропавловск. крепости, где содержался как смертник. При посещении его Лорис-Меликовым указал на участников убийства Мезенцова и подал прошение, в котором просил исходатайствовать ему высочайшее помилование. По высочайшему повелению 16 мая 1880 г. смертная казнь заменена каторжными работами в рудниках на 20 лет. В качестве "ссыльнокаторжного преступника" оставался в Петропавловск. крепости до 20 августа 1881 г., после чего переведен в Дом предварительного заключения для отправки на Кару, куда прибыл 16 апреля 1882 г. На Каре принял яд 12 ноября 1889 г. в знак протеста против истязания Сигиды. Выпущен в вольную команду 11 сентября 1890 г., а затем Особым совещанием 10 марта 1895 г., согласно манифесту 14 ноября 1894 г., срок наказания сокращен на треть. В июне 1895 г. отправлен в Читу (Забайкальская область). Жил в Баргузине. В 1900 г. перечислен в крестьяне; в 1901 г. разрешено жить в Чите. В 1904 г. служил в конторе Забайкальской железной дороги, а затем — в Забайкальской казенной палате. По манифесту 11 августа 1904 г. разрешено в 1905 г. проживание в избранном для жительства месте, кроме столиц и столичных губерний, с подчинением надзору полиции на пять лет. В 1905 г. сотрудничал в читинских газетах. Был негласным редактором газеты "Забайкалье". Арестован в январе 1906 г. карательною экспедициею генерала Ренненкампфа; в мае 1905 г. Иркутск. суд. палатою приговорен к годичному тюремному заключению. Выйдя из тюрьмы в 1907 г., редактировал крестьянскую газету "Земля", закрытую на десятом номере. В 1907 г. возвратился в Европейскую Россию; жил в Одессе. После революции жил в Ростове-на-Дону, где работал в кооперативных организациях. Умер в Ростове-на-Дону 8 июля 1929 года. Литература: Справки (Адр.Михайлов, Л.Бердников, А.Жданов, Эр.Жеребцов, А.Ивановская, Л.Лимонова, А.Масютин, Александр Михайлов, М.Михайлова, Т.Михайлова, П.Мозговой, П.Петерсон, Сергеевич, В.Стрекалов). — Доклады 1880, II, 674—692. — Справочный листок. — Дела министерства юстиции, II уголовного отделения, №№ 7779—7781, 7691 (1879). — Список 1879—1884 г.г., л.л. 8, 10, 12, 29-а об., 31 об. — Свод указаний (Указатель) ("Былое" 1907, VIII, 115). — Дело Департамента полиции, V, № 4782, ч. 6 (1882). — Список псевдонимов. — Бурцев, За сто лет, II, 93, 95, 104; Хроника, 22, 54, 126; Большая энциклопедия, XXII; Б.Глинский, Революционный период, II, 160; С.Венгеров, Список. — В. Бурцев, Календарь (Указатель); Участники русского революционного движения, 162; Политическая каторга и ссылка, 357—358. Энциклопедический словарь издательства Граната, том 40 (Автобиография). — Адр.Михайлов, "Каторга и Ссылка" VII (1923), страницы 123—126 (К портрету С.Н.Богомолец). — А.Попов, "Каторга и Ссылка" 1929, X (59) (Адр.Фед.Михайлов). Я. Стефанович, Дневник карийца, 54 сл. — В.Богучарский, Активное народничество (Указатель). — Н.Морозов, Повести моей жизни, IV, 85, 92 сл., 171 сл. — В. Богучарский, Из истории политич. борьбы (Указатель). — В.Фигнер, Запечатленный труд, 90 сл. — С.Кравчинский, Смерть за смерть, 4 сл. — Н.Тютчев, Революц. движение 70—80-х г.г., I, 60 сл. (Разгром "Земли и Воли" в 1878 г.). — О.Аптекман, Земля и Воля (Указатель). — Черный передел, 33, 66. — Л.Дейч, 16 лет в Сибири (Указатель). — В.Короленко, История моего современника, II, 120 сл. — А.Прибылева-Корба и В.Фигнер, Народоволец А.Д.Михайлов (Указатель). — В.Перовский, Воспоминания, 108. — Н.Русанов, Из моих воспоминаний, 147 сл. — А.Прибылева-Корба, "Народная Воля". Воспоминания, 70 сл. — М.Фроленко, Записки семидесятника (Указатель). — Л. Тихомиров, Воспоминания (Указатель). — С.Ковалик, Революционное движение 70-х г.г. (Указатель). "Земля и Воля" I (1878) (Разные известия) (Революционная журналистика 70-х г.г., 167) — "Вольное Слово" № 51 (1882), 5 (Вести о политических ссыльных). — "С родины на родину" IV (1894), 223 (Хроника). — "Былое" (заграница) II (1902), 98 сл. (Процесс 20-ти). — "Был." 1906, I, 235, 241, 242 (Процесс 20-ти народовольцев). — О.Любатович, "Былое" 1906, V, 215, 224 (Далекое и недавнее). — "Былое" 1906, X, 227 (Процесс 17-ти народовольцев). — М.Фроленко, "Былое" 1906, XII, 23, 24 (Комментарии к статье Н.А.Морозова "Возникновение "Народной Воли"). — М.Попов, "Былое" 1906 VII, 269, 275 (Из моего революционного прошлого). — О.Аптекман, "Минулые Годы" 1903, V—VI, 299, 304 (Из воспоминаний землевольца) — Г.Осмоловский, "Минулые Годы" 1908, VII, 118, 124, 126, 138, 140 (Карийцы). — "Былое" II (1917), 176 сл. (Из автобиографии В.Н.Фигнер). — "Былое" VIII (1918), 98 (Покушение А.К.Соловьева 2 апреля 1879 г.). — Н.Тютчев, "Былое" VIII (1918), 160 сл. (Разгром "Земли и Воли" в 1878 г.). — "Былое" X—XI (1918), 25 (К делу 1 марта 1881 г. Неизданные доклады). — Ф.Кон, "Каторга и Ссылка" III (1922), 27, 31, 34, 38—40 (На Каре). — О.Буланова-Трубникова, "Былое" XXIV (1924), 60 сл. (Странички воспоминаний). — А.Прибылев, "Каторга и Ссылка", 1924, I (8), 135—138, 141 (Еще о Карийской трагедии). — Викторова-Вальтер, , "Каторга и Ссылка", 1924, IV (11), 62, 68, 69 (Из жизни революц. молодежи втор. пол. 1870-х г.г.). — С.Ковалик, , "Каторга и Ссылка", 1924, IV (11), 140 (Революционеры-народники в каторге и ссылке). — Е.Реброва-Харизоменова, , "Каторга и Ссылка", 1924, IV (11), 265 (С.А.Харизоменов). — Евт.Карпов, , "Каторга и Ссылка", 1924, VI (13), 33—41 (Воспоминания о А.К.Соловьеве). — "Красный Архив" VI (1924), 133 сл. (Из архива Л.Тихомирова). — "Группа Освобождение Труда". Сборник III (1925), 52 (Л.Дейч, Г.В.Плеханов в "Земле и Воле"). — С.Мартыновский, "Кандальный Звон" I (1925), 106 сл. (Давно минувшее). — Е.Ковальская, ""Каторга и Ссылка", 1925, III (16), 257 (Как не надо писать примечаний). — "Пути Революции" II (1925), 224 (Письмо Ф.Кона). — "Историко-Революционный Сборник" III (1926) (Указатель) (Э.Корольчук, Из истории пропаганды среди рабочих Петербурга). — М.Фроленко, "Каторга и Ссылка", 1928, IV (41), 82 сл. (Попытка освобождения П.Войнаральского). — "Красный Архив" XXX (1928), 172, 183 ("Исповедь" Гр.Гольденберга). — О.Буланова, "Каторга и Ссылка", 1929, V (54), 159, 161 сл. (Л.П.Буланов). — Е. Ковальская, "Каторга и Ссылка", 1929, V (54), 128 (Побег).

Eusebius_Mandyczewski (468x700, 19Kb)
1857
Ойзебиус (Эузебиуш, Евсевий) Мандычевский (польское имя - Euzebiusz Mandyczewski; румынское имя - Eusebie Mandicevschi)
австрийский музыковед, композитор, дирижёр, педагог. По национальности украинец. Родился в селе Молодия, Буковина, Австрийская империя, ныне Черновицкой области. Сын православного священника. Музыкальное образование получил у И.И.Воробкевича, А.Гржимали в Черновцах, затем у Э.Ганслика, Р.Фукса и М.Г.Ноттебома в Вене, где жил с 1875, однако не порывал связей с родиной (неоднократно посещал Черновцы). Руководил хоровыми и оркестровыми коллективами Вены (с 1880 хормейстер Венской хоровой академии). С 1887 архивариус Общества друзей музыки, в 1896-1921 профессор Академии музыки и сценического искусства (классы инструментовки, истории музыки, композиции). Его ученики - X.Галь, К.Бём, Дж.Селл, Л.Синигалья, К.Прохазка, М.Негря и др. Как теоретик-педагог Мандычевский был наследником классико-романтических традиций. Он, в известной мере, недооценивал роль фольклора для композиторского творчества. Однако использовал при гармонизации народных мелодий натуральные, переменные лады. Автор биографич. очерков о И.Брамсе (был его другом), А.Брукнере, И.Штраусе, К.Черни, исследований о Ф.Шуберте, о русской народной песне. Значительны его заслуги в издании собраний сочинений Й.Гайдна (впервые составил список 104 симфоний), Брамса (тома 1-26, 1926-1928), Шуберта, редакции "Второй бетховенианы" ("Zweite Beethoveniana") Ноттебома. Мандычевскому принадлежат 12 месс (4 изданы в Черновцах), кантаты ("Могущество гармонии" и др.), хоры (в том числе на тексты украинских поэтов Т.Г.Шевченко, О.Ю.А.Федьковича), песни (в т.ч. на слова румынского поэта М.Эминеску), фортепианные вариации, множество обработок украинских, русских, румынских, молдавских, немецких, венгерских народных песен и др. Умер в местечке Зульц, близ Вены 13 августа 1929 года. Литература: Демочко К., Мистецька Буковина, Kипв, 1968; Сорокер Я. и Яцкив О., Достойный изучения и популяризации, "СМ", 1974, No 6; Geiringer К., Johannes Brahms im Briefwechsel mit Eusebius Mandyczewski, "ZfMw", 1933, (Jahrg.) 15; Rusu L., Un veac de la nasterea lui Eusebie Mandicevschi, "Muzica" (Bucurcsti), 1957, No 4.

 (522x699, 44Kb)
1858
Владимир Федорович Тимофеев
советский химик. Ученик Н.Н.Бекетова. Окончил Харьковский университет (1881). Работал там же (с 1894 г. – профессор), одновременно с 1888 г. – в Харьковском технологическом институте. С 1900 г. – профессор Киевского, с 1908 г. – Харьковского университетов. Организатор и первый директор (с 1922) Украинского института прикладной химии. Основные научные работы связаны с изучением природы неводных растворов. Экспериментально исследовал растворимость органических и неорганических веществ в неводных растворах при различных температурах. Исследовал (1904) тепловые эффекты при образовании неводных растворов. Его работы способствовали подтверждению химической теории растворов. Умер 14 декабря 1923 года. Сочинения: Исследования над растворимостью веществ в органических растворителях, Харьков. 1894; О теплоте образования неводных растворов, Киев. 1904. Литература: Комарь Н.П., Жизнь и деятельность профессора В.Ф.Тимофеева, в книге: Из истории отечественной химии, Харьков. 1952.

huseyin-rahmi-gurpinar-resimleri-8469 (462x700, 281Kb)
1864
Хюсейн Рахми Гюрпынар (Hüseyin Rahmi Gürpinar)
турецкий писатель и журналист. Родился в Стамбуле. Печатался с 1887 г. Находился в гуще социально-политических событий в Стамбуле в конце XIX и 1-й половине XX вв. Избирался депутатом меджлиса (1936-1943). Был сторонником течения «литература для народа». Главная тема творчества – критика феодальных устоев в семейных отношениях и пороков буржуазного общества. Создал яркие сатирические образы в романах «Элегантный» (1888), «Гувернантка» (1897-1898), «Ведьма» (1912), «Талисман любви» (1928), «Человек без стыда» (1934) и др. Многие его произведения написаны под влиянием натурализма Э.Золя. Умер в Стамбуле 8 марта 1944 года. Сочинения: Külliyat, cilt 1—15, Ist., 1945—1960; в русском переводе — Неслыханное дело, Москва, 1959. Литература: Sevengil R. A., Hüseyin Rahmi Gürpınar, Ist., 1944; Yücebaş H., Bütün cepheleriyle H. R. Gürpınar, Ist., 1961; Levend A. S.. Hüseyin Rahmi Gürpınar, Ankara, 1964; Gökman М., Hüseyin Rahmi Gürpınar. Açiklamali bibliyografya, Ist., 1966; Necatigil B., Edebiyatimizda isimler sözlüu, Ist., 1968; Kabakli A., Turk edebiyatı, cilt 3, Ist., 1969.

 (510x699, 244Kb)
1864
Чарлз Хортон Кули (Charles Horton Cooley)
американский социолог. Родился в Анн-Арборе (штат Мичиган). Учился в Мичиганском университете, преподавал в этом учебном заведении с 1894 (профессор с 1907) и до конца жизни. В 1918 президент Американского социологического общества. Испытал влияние О.Конта ( Г.Спенсера (Великобритания), А.Шеффле, а также Ч.Дарвина (Великобритания). По Кули, общество есть развивающееся органическое целое; при этом он отвергал биологический детерминизм и поверхностные аналогии общества с организмом. Рассматривая сознание как общественное, коллективное, Кули ошибочно отождествлял общество и сознание. Из этого следовала психологизация общественных отношений. Главные проблемы, исследуемые Кули, — малые группы и формирование личности. Кули ввел различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются, по Кули, основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малым размером. Здесь происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. Кули характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей (т. н. теория "зеркального Я"). Таким остров, правильно отмечая некоторые существенные черты социализации и формирования самосознания личности, К. вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные общественные институты (классы, нации, партии), по Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения, в которые сформировавшийся индивид вовлечен лишь частично как носитель определенной функции. Связывая существование классов с экономическими факторами, Кули недооценивал глубокие противоречия между ними. Сторонник буржуазной демократии и либеральный критик капитализма, Кули отвергал идеи революционного преобразования общества. Работы Кули оказали влияние на развитие буржуазной социальной психологии. Умер Кули в Анн-Арборе (штат Мичиган) 8 мая 1929 года. Сочинения: Human nature and the social order, N.Y., 1902; Social organization, N.Y., 1909; Social process, N.Y., 1918; Sociological theory and social research, N.Y., 1930. Литература: Jandy E. C., C.H.Cooley, his life and his social theory, N.Y., 1942; Cooley and sociological analysis, Ann Arbor, [1968].

 (557x699, 84Kb)
1870
Фредерик Фуллер Руссель (Frederick Fuller Russell)
американский ученый, который создал первую эффективную американскую вакцину против брюшного тифа. В 1908 году лейтенанта Русселя посылают в Европу для изучения опыта противотифозных прививок в британской и немецкой армиях. В 1909 году майор Руссель переоборудовал лабораторию Военного медицинского музея для производства вакцины, которую он апробировал на добровольцах из музея и военно-медицинской школы. К концу 1910 года было привито 10841 доброволец. Со следующего года вакцинация стала обязательной для военного персонала, что привело к резкому снижению случаев заболевания. Умер 29 декабря 1960 года.

1870
Либерато Марсиаль Рохас
парагвайский государственный и политический деятель, президент Парагвая (1912-1912).

1875
Александр Николаевич Джавахишвили
советский антрополог и географ, академик Академии Наук Грузинской ССР (1944). Родился в Гори. Профессор Тбилисского университета (с 1920); в 1945-1962 директор Института географии имени Вахушти Академии Наук Грузинской ССР. Основные работы: "Антропология Грузии" (тома 1-2, 1908-1914); "География Грузии" (том 1, 1926); "Геоморфологические районы Грузинской ССР" (1947). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Литература: Джаошвили В., Кверенчхиладзе., А.Н.Джавахишвили (к 90-летию со дня рождения), "Известия Всесоюзного географического общества", 1965, том 97, выпуск 6.

1876
Теодор Дейблер (Теодор Дойблер)
австрийский (немецкий) писатель и теоретик искусства. Сын коммерсанта. В Париже был близок к поэтам-символистам. В 1914-1918 гг. примкнул к экспрессионизму. В космогонической поэме "Северное сияние" (1910) проповедует религиозные идеи. Автор сборников стихов "Оды и песни" (1913), "Гимны Италии" (1915), "Аттические сонеты" (1924), книги ритмической прозы "Звёздный ребёнок" (1917), "Священная гора Афон" (1923). Ему принадлежат также новеллы и развлекательные романы.

1878
Франсиско Неужарк (Francisco Novejarque)
испанский шахматный композитор. Умер 15 июня 1950 года.

 (493x699, 140Kb)
1879
Александр Ильич Дутов
российский военный деятель, генерал-лейтенант (1919 г.), атаман Оренбургского казачьего Войска (1917 г.). Родился в станице Оренбургская, ныне Оренбургской области. Из дворян Оренбургского казачьего Войска. Воспитывался в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, затем учился в казачьей сотне Николаевского кавалерийского училища. В 1908 г. окончил Академию Генерального штаба, после чего преподавал в Оренбургском казачьем училище тактику, топографию и конно-саперное дело. Первая мировая война застала его в должности командира сотни 1-го Оренбургского казачьего полка, после участия в боях в 1916 г. был назначен командиром этого полка. После Февральской революции в марте 1917 г. на общеказачьем съезде был избран председателем совета Союза казачьих Войск и в этом качестве в июне 1917 г. возглавлял работу Всероссийского казачьего съезда. В сентябре 1917 г. войсковой круг Оренбургского Войска избрал его войсковым атаманом и присвоил ему чин полковника. Вытесненный красногвардейцами в январе 1918 г. в Тургайскую степь, он к концу года имел под своей командой Отдельную Оренбургскую армию, был произведен в генерал-майоры и назначен походным атаманом всех сибирских казачьих Войск. В 1919 г. получил чин генерал-лейтенанта. После развала фронта Колчака осенью 1919 г. с частью казаков отступил на восток через Семиречье в Китай. Его отряд после тяжелейшего перехода в марте 1920 г. был интернирован в Суйдун. Атаман стал собирать вокруг себя ушедших в Китай людей, что представляло потенциальную угрозу для Советской власти. Под видом курьера из России в дутовский штаб прибыл чекист, который смертельно ранил атамана Дутова. Умер в Суйдуне, Китай, 7 марта 1921 года.

1880
Пауль Каммерер (Paul Kammerer)
австрийский зоолог. Родился в Вене. Окончил Венский университет в1904 году и там же читал курс экспериментальной морфологии. В 1902-23 гг. сотрудник организованного при его участии института экспериментальной биологии Австрийской Академии Наук. Пауль Каммерер объявил научному сообществу о том, что им получены неопровержимые экспериментальные доказательства наследования благоприобретенных признаков. Объектами его экспериментов были саламандры и прочие земноводные, среди потомства которых, он, якобы, обнаруживал свойства генетически им неприсущие – пятна яйцекладущей сухопутной саламандры у детенышей живородящей альпийской саламандры, помещенной в среду обитания первого вида, и наоборот. «Открытия» Каммерера, от которых со времен Жана-Батиста Ламарка наука успела отвыкнуть, вызвали шквал критики. В 1926 году эксперты обнаружили на коже одной из подопытных жаб Каммерера пятна искусственного происхождения, то есть просто напросто нарисованные чернилами. Каммерер яростно отрицал факт фальсификации. По приезде из Москвы, где он принял предложение занять должность профессора биологии Московского Университета, он, не выдержав крушения своей репутации, 23 сентября 1926 года застрелился в Вене. Сочинения: Neuvererbung oder Vererbung erworbener Eigenschaften, Stuttg., 1925; в русском переводе - Общая биология, Москва - Ленинград, 1925; Пол, размножение и плодовитость. Биология воспроизведения, Ленинград, 1927; Загадка наследственности. Основы общей теории наследственности, Ленинград, 1927. Литература: Гайсинович А.Е., У истоков советской генетики. . Борьба с ламаркизмом (1922-1927), "Генетика", 1968, № 6; Бляхер Л.Я., Проблема наследования приобретенных признаков, Москва, 1971, глава 12.

 (453x699, 27Kb)
1882
Владимир Францевич Эрн
русский философ. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 – один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством «Путь» и в 1912 выпустил труд Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. Обе его диссертации: магистерская – Розмини и его теория знания (1914), докторская (не успел ее защитить) – Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая часть его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона. Умер Эрн в Москве 12 мая 1917 года. Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал рано, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 1905–1907. В отличие от многих представителей русской религиозно-философской мысли он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, достаточно критически относился к самой идее «нового религиозного сознания» и к любым попыткам модернизации православия. Собственная метафизическая позиция Эрна отчетливо определилась в ходе его полемики с журналом «Логос» (1910). В цикле статей (вошедших впоследствии в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особо подчеркивая значение творчества таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, который в философии 20 в. представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.). Как и на Западе, поворот к онтологии в России (позиция Эрна – один из наиболее ярких примеров) начинался с критики «гносеологизма» предшествующей рационалистической философии. Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой «меонизма» рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается эпоха господства меонической (у Эрна – без-бытийной, без-жизненной) философии. «Кардинальной, конституирующей» чертой этого направления оказывается «отрицание природы как Сущего». Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ действительности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования природа, – не более чем миф. «Новое время, вообще говоря, очень мифологично... В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых заключается только в перемене знака положительного на отрицательный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны». Устремленная к идеалу строго научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф – отнюдь не научный и не логичный – об отвлеченном, «мертвом» познании и столь же безжизненной природе. Подлинную альтернативу «меонизму», по Эрну, представляет «логизм», философия Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (прежде всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике. Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин «частичных» и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией. Излагая свою концепцию «логизма», Эрн не провозглашал нового направления в философии. С его точки зрения, в историческом плане «логизм» уже состоялся. Сама человеческая культура как «солидарная преемственность творчества» есть результат верности духу «логизма» ее творцов. Культура и Логос нераздельны, как нераздельны Логос и природа, Логос и жизнь. Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом. Эрн верил, что ситуация не фатальна и многое зависит от того, произойдет или нет «метафизический поворот». Философия, по его убеждению, должна ответить на вызов рационализма и вернуть человека в мир бытия (по Хайдеггеру, в «дом бытия»), где нет «искусственных преград, воздвигнутых рационализмом» между человеческой мыслью и Сущим, и сама мысль осознается в «метафизической глубине», в изначальной коренной связи с живым Логосом.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку