-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108571
Комментариев: 6801
Написано: 117042


17 августа родились...

Суббота, 17 Августа 2013 г. 08:38 + в цитатник
 (522x699, 74Kb)
1601
Пьер де Ферма (французское имя - Pierre de Fermat)
великий французский математик, один из создателей аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и теории чисел. По профессии юрист, с 1631 года — советник парламента в Тулузе. Блестящий полиглот. Наиболее известен формулировкой Великой теоремы Ферма. Пьер Ферма родился в гасконском городке Бомон-де-Ломань (Beaumont-de-Lomagne, Франция). Его отец, Доминик Ферма, был зажиточным торговцем, вторым городским консулом; мать, Клер де Лонг — преподавательница математики. В семье, кроме Пьера, были ещё один сын и две дочери. Ферма получил юридическое образование — сначала в Тулузе, а затем в Бордо и Орлеане. В 1631 году, успешно закончив обучение, Ферма выкупил должность королевского советника парламента (другими словами, члена высшего суда) в Тулузе. В этом же году он женился на дальней родственнице матери, Луизе де Лонг. У них было пятеро детей. Быстрый служебный рост позволил Ферма стать членом Палаты эдиктов в городе Кастр (1648). Именно этой должности он обязан добавлением к своему имени признака знатности — частицы de; с этого времени он становится Пьером де Ферма. Около 1652 года Ферма пришлось опровергать сообщение о своей кончине во время эпидемии чумы; он действительно заразился, но выжил. В 1660 году планировалась его встреча с Паскалем, но из-за плохого здоровья обоих учёных встреча не состоялась. Пьер де Ферма умер 12 января 1665 года в городе Кастр, во время выездной сессии суда. Первоначально его похоронили там же, в Кастре, но вскоре (1675) прах перенесли в семейную усыпальницу Ферма, в церкви августинцев (Тулуза). Старший сын, Клеман-Самуэль, издал посмертное собрание его трудов, из которого современники и узнали о замечательных открытиях Пьера Ферма. Современники характеризуют Ферма как честного, аккуратного, уравновешенного и приветливого человека, блестяще эрудированного как в математике, так и в гуманитарных науках, знатока многих древних и живых языков, на которых он писал неплохие стихи.
France_Toulouse_Capitole_Fermat_072007 (700x683, 57Kb)
Бюст Ферма установлен в тулузском Капитолии.
Работа советника в парламенте города Тулузы не мешала Ферма заниматься математикой. Постепенно он приобрёл славу одного из первых математиков Франции, хотя и не писал книг (научных журналов ещё не было), ограничиваясь лишь письмами к коллегам. Среди его корреспондентов были Р.Декарт, Ж.Дезарг, Ж.Роберваль и другие. Открытия Ферма дошли до нас благодаря сборнику его обширной переписки (в основном через Мерсенна), изданной посмертно сыном Ферма. В отличие от Галилея, Декарта и Ньютона, Ферма был чистым математиком — первым великим математиком новой Европы. Независимо от Декарта он создал аналитическую геометрию. Раньше Ньютона умел использовать дифференциальные методы для проведения касательных, нахождения максимумов и вычисления площадей. Правда, Ферма, в отличие от Ньютона, не свёл эти методы в систему, однако Ньютон позже признавался, что именно работы Ферма подтолкнули его к созданию анализа. Математики Древней Греции со времён Пифагора собирали и доказывали разнообразные утверждения, относящиеся к натуральным числам (например, методы построения всех пифагоровых троек, метод построения совершенных чисел и т. п.). Диофант Александрийский (III век н. э.) в своей «Арифметике» рассматривал многочисленные задачи о решении в рациональных числах алгебраических уравнений с несколькими неизвестными (ныне диофантовыми принято называть уравнения, которые требуется решить в целых числах). Эта книга (не полностью) стала известна в Европе в XVI веке, а в 1621 году она была издана во Франции и стала настольной книгой Ферма. Ферма постоянно интересовался арифметическими задачами, обменивался сложными задачами с современниками. Например, в своём письме, получившем название «Второго вызова математикам» (февраль 1657), он предложил найти общее правило решения уравнения Пелля ax2 + 1 = y2 в целых числах. В письме он предлагал найти решения при a=149, 109, 433. Полное решение задачи Ферма было найдено лишь в 1759 году Эйлером. Начал Ферма с задач про магические квадраты и кубы, но постепенно переключился на закономерности натуральных чисел — арифметические теоремы. Несомненно влияние Диофанта на Ферма, и символично, что он записывает свои удивительные открытия на полях «Арифметики». Ферма обнаружил, что если a не делится на простое число p, то число ap 1 1 всегда делится на p (Малая теорема Ферма). Позднее Эйлер дал доказательство и обобщение этого важного результата: см. Теорема Эйлера. Обнаружив, что число простое при k 4, Ферма решил, что эти числа простые при всех k, но Эйлер впоследствии показал, что при k=5 имеется делитель 641. До сих пор неизвестно, конечно или бесконечно множество простых чисел Ферма. Эйлер доказал (1749) ещё одну гипотезу Ферма (сам Ферма редко приводил доказательства своих утверждений): простые числа вида 4k+1 представляются в виде суммы квадратов (5=4+1; 13=9+4), причём единственным способом, а для чисел, содержащих в своём разложении на простые множители простые числа вида 4k+3 в нечётной степени, такое представление невозможно. Эйлеру это доказательство стоило 7 лет трудов; сам Ферма доказывал эту теорему косвенно, изобретённым им индуктивным «методом бесконечного спуска». Этот метод был опубликован только в 1879 году; впрочем, Эйлер восстановил суть метода по нескольким замечаниям в письмах Ферма и неоднократно успешно его применял. Позже усовершенствованную версию метода применяли Пуанкаре и Андре Вейль. Ферма разработал способ систематического нахождения всех делителей числа, сформулировал теорему о возможности представления произвольного числа суммой не более четырёх квадратов (теорема Лагранжа о сумме четырёх квадратов). Самое знаменитое его утверждение — «Великая теорема Ферма». Многие арифметические открытия Ферма опередили время и были забыты на 70 лет, пока ими не заинтересовался Эйлер, опубликовавший систематическую теорию чисел. Одна из причин этого — интересы большинства математиков переключились на математический анализ. Ферма практически по современным правилам находил касательные к алгебраическим кривым. Именно эти работы подтолкнули Ньютона к созданию анализа. В учебниках по математическому анализу можно найти важную лемму Ферма, или необходимый признак экстремума: в точках экстремума производная функции равна нулю. Ферма сформулировал общий закон дифференцирования дробных степеней и распространил формулу интегрирования степени на случаи дробных и отрицательных показателей. Наряду с Декартом, Ферма считается основателем аналитической геометрии. В работе «Введение к теории плоских и пространственных мест», ставшей известной в 1636 году, он первый провёл классификацию кривых в зависимости от порядка их уравнения, установил, что уравнение первого порядка определяет прямую, а уравнение второго порядка — коническое сечение. Развивая эти идеи, Ферма пошёл дальше Декарта и применил аналитическую геометрию к пространству. Независимо от Паскаля Ферма разработал основы теории вероятностей. Именно с переписки Ферма и Паскаля (1654), в которой они, в частности, пришли к понятию математического ожидания и теоремам сложения и умножения вероятностей, отсчитывает свою историю эта замечательная наука. Результаты Ферма и Паскаля были приведены в книге Гюйгенса «О расчётах в азартной игре» (1657), первом руководстве по теории вероятностей. Имя Ферма носит основной принцип геометрической оптики, в силу которого свет в неоднородной среде выбирает путь, занимающий наименьшее время (впрочем, Ферма считал, что скорость света бесконечна, и формулировал принцип более туманно). С этого тезиса начинается история главного закона физики — принципа наименьшего действия. Ферма перенёс на трёхмерный случай (внутреннего касания сфер) алгоритм Виета для задачи Аполлония (касания окружностей). Ферма широко известен благодаря т. н. великой (или последней) теореме Ферма. Теорема была сформулирована им в 1637 году, на полях книги «Арифметика» Диофанта с припиской, что найденное им остроумное доказательство этой теоремы слишком длинно, чтобы привести его на полях. Вероятнее всего, его доказательство не было верным, так как позднее он опубликовал доказательство только для случая n = 4. Доказательство, найденное в 1994 году Эндрю Уайлсом, содержит 129 страниц и опубликовано в журнале «Annals of Mathematics» в 1995 году. Простота формулировки этой теоремы привлекла много математиков-любителей, так называемых ферматистов. Даже и после решения Уайлса во все академии наук идут письма с «доказательствами» великой теоремы Ферма. Старейший и самый престижный лицей Тулузы носит имя Ферма (Lycйe Pierre de Fermat). Труды в русском переводе: Ферма П. Исследования по теории чисел и диофантову анализу. Москва: Наука, 1992. Литература: Башмакова И.Г. Диофант и Ферма (к истории метода касательных и экстремумов). Историко-математические исследования, 17, 1966, страницы 185—207; Башмакова И.Г., Славутин Е.И. История диофантова анализа от Диофанта до Ферма. Москва: Наука, 1984; Белл Э.Т. Творцы математики. Москва: Просвещение, 1979. Глава 4: Ферма; Ван дер Варден Б.Л. Переписка между Паскалем и Ферма по вопросам теории вероятностей. ИМИ, 21, 1976, страницы 228—232; История математики под редакцией А.П.Юшкевича в трёх томах, Москва: Наука, 1970. Том 2: Математика XVII столетия; Ферма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 тома и 4 дополнения). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Фрейман Л.С. Ферма, Торричелли, Роберваль. В книге: У истоков классической науки. Москва: Наука, 1968, страницы 173—254; Шаль. Исторический обзор происхождения и развития геометрических методов. Глава 2, § 10-14. Москва, 1883.

 (551x699, 231Kb)
1603
Леннарт Торстенсон (шведское имя - Lennart Torstenson)
шведский полководец времён Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., фельдмаршал (с 1641), граф. Главный помощник Густава II Адольфа в реорганизации шведской артиллерии. Родился в замке Торстена, Вестерйётланд. С 1630 г. командовал полевой артиллерией шведской армии в Германии, в 1641-1645 гг. - шведской армией в Германии. Выиграл битвы при Брейтенфельде (1642), Янкове (1645) и др. Походом в Ютландию в 1643-1644 гг. способствовал победе Швеции над Данией. Умер в Стокгольме 7 апреля 1651 года.

 (519x699, 135Kb)
1629
Ян III Собеский (Jan III Sobieski)
польский полководец, с 1666 — польный гетман коронный, с 1668 — великий гетман коронный, с 1674 — король польский и великий князь литовский. При Яне Собеском Речь Посполитая в последний раз пережила взлёт как европейская держава. Выходец из среднешляхетской семьи, представители которой достигали, однако, высших постов в государстве (как, например, отец Собеского Яков, кастеллан Кракова), Собеский родился в замке Олесно недалеко от Львова. Его отец Якуб Собеский был краковским каштеляном. По матери приходится правнуком коронного гетмана Станислава Жолкевского. Учился в Краковском университете, в 1646–1647 путешествовал по Европе, затем вступил вместе с братом Марком в польскую армию, воевавшую с украинскими казаками. Когда в Польшу вторглись русские войска, присоединился к шведской армии. В следующем году вернулся в польскую армию, чтобы помочь изгнать шведов из Польши. В 1665 польский король Ян Казимир назначил прекрасно себя зарекомендовавшего Собеского фактическим главнокомандующим польскими армиями, и в этом качестве о Собеский отразил вторжение татар. В 1672 на Польшу напали турки и вынудили ее к подписанию 17 октября 1672 Бучачского мирного договора, по которому Польша лишалась Подолии, а правобережная Украина переходила под власть гетмана Дорошенко, признававшего зависимость от султана. Однако сейм не признал этого договора, возобновилась война, Собеский возглавил сопротивление и 11 ноября 1673 при Хотине нанес туркам сокрушительное поражение. В обстановке войны и интриг умер преемник Яна Казимира Михаил Вишневецкий, и 21 мая 1674 на престол был избран Собеский. Он находился на Украине и не мог оставить армию, продолжавшую воевать с турками, поэтому коронация состоялась лишь 14 февраля 1676. После коронации он вновь покинул Краков, чтобы возобновить кампанию против турок. Журавинский мир, заключенный 17 октября 1676, в основном повторил условия Бучачского, за исключением уплаты Польшей ежегодной дани султану. Собеский помышлял о превращении Польши в страну с сильной королевской, однако в этом ему противодействовали Франция и Австрия. Энергичная попытка Турции вторгнуться в Центральную Европу принудила основные европейские государства к некоему подобию единства. В июле-августе 1683 турецкие армии осаждали Вену, но Собеский, возглавивший силы, пришедшие на выручку городу (в том числе 25 000 поляков), 12 сентября напал на осаждавших и их разгромил, а затем попытался (правда, не столь успешно) освободить Венгрию от власти Османской империи. Эти его действия остановили продвижение турок в Европу. Остаток жизни Собеского был омрачен тяжелой болезнью, придворными интригами, а также политическим и социальным хаосом в стране. Умер в своем замке Вилянув близ Варшавы 17 июля 1696 года. В честь Яна Собеского польский астроном Ян Гевелий назвал созвездие («Щит Собеского») .

 (547x699, 152Kb)
1669
Бернар Жюссье (Bernard de Jussieu)
французский ботаник, член Парижской Академии Наук (с 1739 г.). Дядя А.Л. Жюссье. Родился в Лионе. Основные научные работы посвящены систематике растений. Заложил (1758 г.) в Версале Трианонский ботанический сад, сгруппировав в нем растения по намеченной им естественной системе. Собрал 800 родов растений, объединив их в 65 "естественных порядков", более или менее соответствовавших тем естественным порядкам, которые были намечены К. Линнеем. Эта классификация была развита и завершена А. Жюссье. Его публичные лекции имели большое значение для пропаганды ботанических знаний. Одним из его слушателей был Ж.Ж. Руссо, изложивших взгляды Б. Жюссье в своих ботанических заметках. Умер в Париже 6 ноября 1777 года.

 (553x699, 83Kb)
1686
Никола Порпора (Никола Антонио Джанчито Порпора; Nikola Antonio Janchito Porpora)
итальянский композитор, педагог. Главный представитель 2-го поколения неаполитанской оперной школы. Родился в Неаполе. С десяти лет он стал учиться музыке в неаполитанской Conservatorio del Poveri di Gesu Cristo. Первая песнь Порпоры - "Agrippina" - была поставлена в Неаполе в 1708 году. С 1711 по 1725 год Порпора был придворным капельмейстером принца Гессен-Дармштадского, а также преподавал неаполитанской Conservatorio di S.Onofrio (1715 - 1721). между его учеников - знаменитые певцы Фаринелли, Кафарелли, Уберти ("Порпорино"), автор Гассе. В разных городах Европы ставятся оперы Порпоры: "Flavio Anicio Olibrio", "Basilio re d'oriente", "Arianna e Teseo", "Temistocle", "Eumene", "Adelaide" и другие. С 1725 года Порпора живет в Вене, кроме в Дрездене, а в 1729 году уезжает Лондон, где становится дирижером оперного театра. Там же разворачивается его творческое борьба с Г.Ф.Генделем. С 1736 года Порпора живет в Венеции и Неаполе, продолжая активную творческую и педагогическую деятельность. В 1747 году он переезжает в Дрезден, а в 1751 году - в Вену, где знакомится с Й.Гайдном, кто берет у Порпоры уроки композиции. С 1758 года Порпора живет в Неаполе, являясь директором В последние годы жизни (с 1760 г. в Неаполе) был капельмейстером кафедрального собора и возглавлял консерваторию «Сант-Онофрио» (Conservatorio di S.Onofrio). Скончался Николо Порпора в Неаполе 3 марта 1768 года. В творческом наследии композитора свыше 50 опер, оратории, кантаты, мессы и другие духовные произведения, 6 камерных симфоний, 12 сонат для скрипки, пьесы для клавира. В коллекции Гостелерадиофонда можно найти пьесы Н.Порпора для скрипки и виолы да гамба с фортепьяно, скрипичные сонаты и фрагменты из оперы «Полифем».

1720
Шарль Доминик Жозеф Эйзен (Charles Dominique-Joseph Eisen)
знаменитый французский рисовальщик книжных картинок, живописец и гравер. Родился в Valenciennes. Сын живописца Франсуа Эйзена, переселившегося из Валансьена в Париж, был обязан образованием единственно своему отцу, который после того, как он усвоил себе начальные приемы рисовки, заставлял его срисовывать по памяти картины, виденные им перед тем и нарочно для того изученные, причем там, где рисующему изменяла память, должна была являться ему на помощь фантазия. Таким образом Эйзен приучился компоновать легко и свободно. Лишь только он начал работать для издателей иллюстрированных книг, как тотчас же сделался любимцем публики. Каждой своей композиции, даже самой ничтожной виньетке, он умел придавать столько ума и грации, что нередко сочинения, каков ни был бы их текст, быстро раскупались только потому, что были украшены гравюрами с рисунков этого художника. Благодаря покровительству маркизы Помпадур, которой Эйзен давал уроки, он был принят при королевском дворе, получил титул придворного рисовальщика и живописца и занял членское кресло в Парижской академии худ., но вел крайне беспорядочную жизнь и постоянно был по уши в долгах, хотя и зарабатывал большие деньги. Неотступность кредиторов и немилость, в которую он впал при дворе вследствие одной бестактной выходки, побудили его за год до смерти покинуть Париж и поселиться в Брюсселе. Картины Эйзена, писанные масляными красками, каковы, напр., "Пастух и пастушка", "Птицелов", "Крестьянская пляска" и "Крестьянский отдых" (все четыре — в бордоском музее), не лишены достоинств, но громкое имя составили ему, как замечено выше, его многочисленные рисунки, большинство которых мастерски воспроизведено лучшими граверами его времени — Лонгейлем, Маскелье, Шоффаром, Фике, Гендтом и др. Одним из первых трудов Эйзена в этом роде были портреты художников, приложенные к сочинению Декана "La Vie des peintres flamands". Затем были им исполнены виньетки к поэме Томсона "Времена года" (1759), к стихотворениям Грекура (1761) и к "Эмилю" Руссо, иллюстрации к "Сказкам" Лафонтена в издании так назыв. des Fermiers g йnй raux, к "Превращениям" Овидия, к сочинениям бездарного поэта Дора, к "Temple de Guide" Монтескье и к некот. др. книгам. Во всех этих рисунках, за исключением сопровождающих сочинение Декана, Эйзен является одним из даровитейших представителей жеманного искусства своего времени и его легких нравов, одним из самых изящных, "галантных" художников конца XVIII столетия. Особенно замечательны и высоко ценятся его картинки, заставки и виньетки, помещенные в упомянутом издании "Сказок" Лафонтена и в одном из томиков сочинений Дора, в "Les Baisers". Из гравюр, исполненных самим Эйзеном, известны офорты: "Мадонна", "Святой Иероним", "Проповедь святого Элигия" и "Вид галереи польского короля ". Умер в Брюселле 4 января 1778 года.

1737
Аникита Сергеевич Ярцов (Аникита Сергеевич Ярцев)
русский деятель горнозаводской промышленности. Родился в Екатеринбурге. Окончил Екатеринбургскую горную школу, Московский университет. Под руководством Ярцова построены горные заводы Шермеитский и Климковский (1762), Холуницкий (1764) в Казанской губернии и крупнейший по тому времени Александровский завод Олонецкого края. В 1797-1802 начальник канцелярии правления заводами в Екатеринбурге. В 1807-1819 написал 8-томную «Российскую горную историю» (сохранившуюся в рукописи). С именем Ярцова связано введение на горных заводах технических новшеств (рельсовый колейный путь, вагранки - «малые доменки», поршневые воздуходувные мехи и др.). Умер в селе Новоселье, Тверской губернии 14 августа 1819 года. Литература: Козлов А.Г., Выдающийся горный деятель и металлург А.С.Ярцов, «Металлург», 1963, № 2.

 (500x698, 67Kb)
1746
Василий Алексеевич Левшин
русский писатель-фантаст. Родился в Смоленске. Тульский помещик, член Вольного экономического общества, Королевского Саксонского экономического общества, Филантропического общества, Итальянской Академии наук в Неаполе, Общества испытателей природы при Московском университете, Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. С 1779 четыре срока был в Белеве судьей. С 1803 служил чиновником в Санкт-Петербурге, с 1818 в отставке. Жил в большой нужде, очень много переводил. Примыкал к просветительскому кружку Н.И.Новикова. Им напечатано свыше восьмидесяти сочинений и ста девяноста томов, в том числе: «Торжество любви», драма (Москва, 1787); «Словарь ручной натуральной истории» (Москва, 1788); «Всеобщее и полное домоводство» (Москва, 1795); «Полная хозяйственная книга» (Москва, 1813—1815). Драматические произведения Левшина вошли в его «Труды» (Москва, 1796). Автор утопической повести «Новейшее путешествие» (1784), в которой впервые в русской литературе описан полет на Луну. Большим успехом пользовался сборник Левшина «Русские сказки». Умер в селе Темрянь около города Белева Белевского уезда Тульской губернии 10 августа 1826 года.

 (535x699, 53Kb)
1751
Матвей Иванович Платов
атаман Войска Донского, генерал от кавалерии, сподвижник А.В.Суворова. Родился в городе Черкасске в семье войскового старшины. В 19 лет отправился участвовать в войне с Турцией 1768-1774 годов, за доблесть был замечен командующим В.Долгоруковым, произведен в есаулы, командовал казачьей сотней. В июне 1771 года участвовал в штурме и взятии Перекопа, отважно проявил себя в сражении под Кинбурном. В 20-летнем возрасте произведен в войсковые старшины, стал командиром полка. С 1773 года действовал на Кубани. В 1774 году при сопровождении транспорта был окружен у реки Калалах войсками крымского хана Девлет-Гирея. Построив укрепленный лагерь, отбил восемь атак противника и продержался до подхода подкреплений. После этого подвига стал известен в русской армии, был награжден специальной золотой медалью. В 1775 году Платов во главе полка был направлен в Воронежскую и Казанскую губернии, где усмирял последние вооруженные отряды сторонников Пугачева. С 1778 по 1784 год участвовал в многочисленных походах и боях на Кавказе против чеченцев, лезгин и других горских народов. Здесь в 1782 году познакомился с А.В.Суворовым, который командовал Кубанским корпусом. За отличия получил чины майора, подполковника и полковника. С началом русско-турецкой войны 1787-1791 годов Матвей Платов в Екатеринославской армии Григория Потемкина возглавлял казачий полк, с которым мужественно действовал при осаде и взятии Очакова. Был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени. Вскоре отличился при взятии Бендер и был произведен в бригадиры и походные атаманы. В декабре 1790 года на военном совете у Суворова при решении вопроса о взятии Измаила Платов первым высказался за штурм этой мощной крепости, при штурме командовал колонной, затем всем левым крылом, подавал личный пример отваги. За героизм награжден орденом Святого Георгия 3-й степени и произведен в генерал- майоры. В 1796 году Екатерина II поручила Платову с казаками участвовать в Персидском походе под начальством В.Зубова. За отличия в боях с персами и горцами он получил золотую саблю с алмазами и надписью: «За храбрость» и орден святого Владимира 2-й степени. В начале царствования Павла I Платов стал жертвой обвинений в злоупотреблениях и неуважении к престолу, был сослан в Кострому, затем заточен в Петропавловскую крепость, но Платова оправдал сенатский суд. При Александре I Матвей Иванович был произведен в генерал-лейтенанты и назначен атаманом Войска Донского. Платов оставался на этой должности до своей смерти, покидая Дон лишь для участия в войнах. В 1805 году он перенес столицу Войска из Старочеркасска в основанный им Новочеркасск. Занимался боевой подготовкой казачьих войск, развитием их вооружения, основал первую на Дону гимназию. В период русско-прусско-французской войны 1806-1807 годов Платов командовал казачьим корпусом. С этой войны началась международная военная известность Платова и донских казаков. За отличия в войне Матвей Платов награжден орденами Святого Александра Невского и Святого Георгия 2-й степени, а Войску Донскому пожаловано памятное знамя. С началом Отечественной войны 1812 года Платов возглавил казачий корпус, который входил в 1-ю армию Барклая-де-Толли. Корпус Платова разгромил девять полков наступающего противника, принеся русской армии первую победу в войне 1812 года. Казаки успешно действовали против авангардных французских отрядов у Романовки, Салтановки, под Смоленском. В Бородинском сражении десять казачьих полков Платова сражались на правом фланге. В один из критических моментов битвы они участвовали в кавалерийском рейде в тыл противника, расстроив его ряды. По ходатайству Кутузова указом царя от 29 октября 1812 года предводитель казаков был произведен в графы. После победного сражения за польский город Данциг Кутузов писал Платову: «Услуги, оказанные Вами отечеству в продолжении нынешней кампании, не имеют примеров! Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона». Матвей Иванович всегда сохранял природные качества своего донского характера, имел острый ум и живое воображение, любил пошутить, простым словом умел воодушевить казаков и поддержать их боевую энергию, пользовался среди них большим авторитетом. В 1813-1814 годах Платов состоял при императорской главной квартире, выполняя важные задания по разгрому отдельных группировок противника. Снискал уважение в Западной Европе не только своими военными успехами, но и гуманным отношением к побежденным. Скончался знаменитый Донской атаман 15 января 1818 года в своей родовой слободе Еланчике, похоронен в Новочеркасске. В известном стихотворении 1812 года «Певец во стане русских воинов», принадлежащем перу Василия Жуковского, есть строки:
«Хвала, наш Вихорь - атаман,
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По воле волком рыщешь.
Летаешь страхом в тыл к врагам,
Бедой им в уши свищешь;
Они лишь к лесу - ожил лес,
Деревья сыплют стрелы;
Они лишь к мосту - мост исчез;
Лишь к селам - пышут селы...».
1000_Platov (396x700, 234Kb)
М.И.Платов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
С 8 сентября 1904 года имя Платова (как вечного шефа) стал носить 4-й Донской казачий полк. Именем Матвея Платова назван железнодорожный фирменный поезд «Ростов—Москва». В Москве в 1976 году в честь атамана названа Платовская улица. Название перенесено с застроенного Платовского проезда, названного так ещё в 1912 году. Станица Будённовская (Пролетарский район Ростовской области) раньше называлась Платовской. В 1853 году в Новочеркасске, на собранные по подписке народные деньги был поставлен памятник атаману Платову (автор П.К.Клодт, А.Иванов, Н.Токарев). В 1923 году памятник убрали и передали в Донской музей, на тот же постамент в 1925 году поставили памятник Ленину. Памятник находился в Донском музее, но в 1933 году был переплавлен на подшипники. В 1993 году Ленина с постамента убрали и опять поставили восстановленный памятник Платову. Памятник Платову на коне в Новочеркасске. Скульптор А.А.Скнарин, 2003 год. Возведён к 250-летию со дня рождения атамана Платова. 1 сентября 2008 года в «Московском кадетском казачьем корпусе имени Шолохова» установлен бюст М.И.Платову в рамках проекта «Аллея Российской славы». До первой половины 1920-х годов в Новочеркасске была Платовская улица, переименованная в Подтёлковский проспект. Сейчас называется Платовский проспект.
Kamensk-Platov-Memo (537x700, 78Kb)
Площадь в городе Каменске-Шахтинском, ранее носившая имя Щаденко, с сентября 2010 года называется именем Платова, по указанию которого архитектором Де Воланом была выполнена первоначальная планировка станицы Каменской. На площади ней установлена памятная стела и бронзовый бюст атамана.
Platov-Starocherkassk-Memo (456x700, 182Kb)
Бюст Платова установлен в Старочеркасске.

 (573x699, 80Kb)
1753
Йозеф Добровский (Josef Dobrovskэ)
чешский филолог (лингвист, литературовед, фольклорист), историк и просветитель, одна из важнейших фигур Чешского национального возрождения. Обычно считается основателем славянского языкознания как науки, ещё при жизни его называли «отцом», «патриархом» славистики. Внёс основополагающий вклад в изучение старославянского и кодификацию чешского литературного языка. Родился близ Рааба (Дьёра) в Венгрии, где служил его отец, вахмистр драгунского полка австрийской армии Якуб Доубравский; родным языком Йосефа (получившего фамилию Добровский из-за ошибки в документах) был немецкий. Семья часто в связи с новыми назначениями отца переезжала из города в город. Учился в немецкой школе в Бишофтейнице (Горшовском Тыне), где познакомился с чешским языком. Научился свободно на нём говорить с 10-летнего возраста (1763) в августинской гимназии в городе Дойчброд (Немецкий Брод, ныне Гавличкув Брод), затем учился у иезуитов в Клаттау (Клятовы) в 1767—1769 и на философском факультете Пражского университета с 1769. В университете привлёк внимание преподавателей успехами в богословских дисциплинах и умением участвовать в дискуссиях. В 1772 в Брюнне вступил в новициат ордена иезуитов, готовясь отправиться миссионером в Индию, но уже в 1773 буллой Климента XIV орден был распущен, и Добровский вернулся в Прагу, где продолжил обучение уже на богословском факультете. Окончив университет, долгое время (1776—1786) был учителем математики и философии у детей пражского мецената и сторонника идей Просвещения, президента чешского губернаториума графа Бедржиха Яна Ностица. В этот период (с 1779) под влиянием другого частого гостя Ностица, Франца Пельцля, также учившего его детей, Добровский (начинавший научную деятельность как библеист) занялся исследованием чешских древностей и литературы. Затем назначен вице-ректором семинарии в Градище (ныне часть Оломоуца), Моравия; в 1786 принял священный сан, а в 1789 стал ректором. Добровский участвовал в спорах о положении духовенства, о целибате и был сторонником церковно-правовых реформ Иосифа II. Кроме того, он с рационалистической точки зрения критиковал культ святого Яна Непомуцкого — с его точки зрения, личность этого святого полностью легендарна, а представления о нём созданы во время Контрреформации. Но вновь его духовная карьера быстро прервалась из-за внешних причин: в 1790 во всей монархии Габсбургов указом Леопольда II семинарии были закрыты, и отец Йосеф Добровский вернулся в пражский дом Ностица, занимаясь частным преподаванием и научно-общественной работой. В 1792 пражское Королевское общество науки отправило его для сбора и изучения славянских рукописей, похищенных из Праги шведами во время Тридцатилетней войны, в Стокгольм, Або, Санкт-Петербург и Москву; учёный посетил на обратном пути также Варшаву и Краков. За короткий период пребывания в России Добровский смог ознакомиться примерно с 1000 древних рукописей. Работал в библиотеках Санкт-Петербургской академии наук, Александро-Невского монастыря, в собрании Святейшего Синода (куда по указу Екатерины II в 1791 были собраны древние рукописи из монастырей по всей России) и в частных коллекциях, в том числе в московском собрании графа А.И.Мусина-Пушкина. В 1793 совершил также научное путешествие по Венгрии, Австрии и Италии; постоянно бывал в рабочих поездках по Чехии и Моравии. Опубликовал отчёт о шведско-русской командировке: «Litterarische Nachrichten von einer Reise nach Schweden und Russland» (1795). В том же 1795 году психическое здоровье Добровского пошатнулось, во время помрачения рассудка он сжёг несколько рукописей, в том числе свой словарь лужицких языков. Граф Ностиц поселил своего друга в небольшом особняке у Лихтенштейнского дворца — так называемом доме Добровского (в 1947 перед зданием поставлен памятник учёному). К 1803 Добровский полностью выздоровел. В дальнейшем он жил в Праге или в замках Ностица и другого приятеля, аристократа Чернина, продолжая активную научную деятельность. В 1828 поехал в Брюнн (современный Брно) изучать тамошнюю библиотеку, заболел там и умер 6 января 1829 года. Кроме историко-филологических изысканий, занимался также ботаникой (Entwurf eines Pflanzensystems nach Zahlen und Verhдltnissen, 1802). В область научных интересов Добровского как историка входили кирилло-мефодиевистика, вопрос прародины славян, средневековая чешская историография. Он обнаружил и опубликовал значительное количество древних исторических и филологических источников, разработал методику их описания и исследования. Как историк Добровский одним из первых в славянских странах последовательно применял критический метод по отношению к содержащейся в источнике информации, разделял легендарные и собственно исторические сведения; имел репутацию «резкого и беспощадного» критика. Классическим образцом этого метода послужили его «Критические опыты очищения чешской истории от позднейших вымыслов» (цикл статей, 1803—1819). В национальной истории важнейшим периодом считал гуситский, хотя к деятельности таборитов относился отрицательно. Занимался изучением Библии и гебраистикой (опубликовал несколько еврейских рукописей Торы и греческих — Евангелия, исследовал их датировки; с библеистических штудий началась его научная деятельность). Написал исторические очерки чешского языка и литературы; историю литературы довёл до 1526. В 1780-е издавал сборники «Богемская <и моравская> литература». Добровский внёс большой вклад в выявление по рукописям древнейшей формы письменного языка славян — старославянского языка; выпускал общеславистические сборники «Славин» (1806—1808) и «Слованка» (1814—1815), в 1813 издал один из первых опытов этимологического словаря славянских языков, а в 1822 опубликовал на латинском языке Institutiones — старославянскую грамматику. Занимался исследованием глаголицы и глаголических рукописей. Предложил первую классификацию современных славянских языков. Подготовил большое количество учеников, работавших в Чехии и Германии, с поздним кругом Добровского (конец 1810-х) был связан выдающийся славист словацкого происхождения Павел Шафарик. Добровский считался также самым авторитетным знатоком славянского фольклора и этнографии среди своих современников. Не сумев распознать фальсификацию Йозефа Линды «Песнь под Вышеградом» и первую из подделок своего ученика Вацлава Ганки — Краледворскую рукопись, он сразу же отнёсся скептически ко второму изделию Ганки — Зеленогорской рукописи и после её публикации выступил с рядом резко критических статей. Твёрдая позиция учёного, расценившего манускрипт как «очевидный подлог», отрицательно повлияла на репутацию Добровского среди чешских патриотов (Юнгманн даже назвал его, в знаменитом письме к Антонину Мареку от февраля 1823 г., «славянствующий немец»), однако исследования второй половины XIX века подтвердили его правоту. Добровский участвовал в основании в 1784 Королевского (чешского) общества наук (возникшего на базе кружка просветителей, собиравшихся в особняке графа Ностица на Малой Стране), а в 1818 Национального музея в Праге. Вёл педагогическую деятельность, читал бесплатные курсы славистики кружку молодёжи, с 1792 несколько лет преподавал лужицкие языки. Его деятельность способствовала росту чешского национального самосознания, и он пользовался огромным авторитетом среди деятелей национального возрождения («будителей»), в большинстве своём его непосредственных учеников, однако лично в политической составляющей этого процесса он участия почти не принимал (исключением можно считать речь в честь коронации Леопольда II в 1791, где Добровский подчеркнул роль славянских народов как неотъемлемой составляющей австрийской державы, косвенно выступив против политики интегризма и германизации, преобладавшей при Иосифе II). Трудно переоценить вклад Добровского в судьбу современных ему чешского языка и литературы. Он опубликовал грамматику и несколько учебников чешского, а также составил большой чешско-немецкий словарь. В 1795 он предложил ввести в чешский язык вместо традиционной силлабики силлабо-тоническое стихосложение, то есть провести реформу, аналогичную реформе М.В.Ломоносова. Сподвижники Добровского (Пухмайер, Юнгманн), а затем поэты первой половины XIX века пытались (некоторые не без успеха) воплотить эту идею в жизнь, но в целом силлабо-тоника в чешской литературе не прижилась. Добровский выдвинул концепцию, согласно которой литературный чешский язык должен ориентироваться на язык XVI века — «золотой эпохи» Чехии; изменения времён австрийского владычества он считал «порчей языка» (сама общепринятая периодизация истории чешского языка принадлежит опять же ему). Этот взгляд возобладал у чешских просветителей и впоследствии привёл к появлению двух параллельных регистров языка — литературного, более архаизированного, и «общего чешского», близкого к разговорной речи и в некоторых отношениях сильнее отражающего немецкое влияние. В отличие от своих учеников, Ганки и Юнгманна, Добровский не занимался активной пропагандой чешского языка, предпочитая сам писать по-немецки и на латыни (лишь в последние годы он написал несколько статей по-чешски). Распространённое мнение, что он знал чешский язык плохо, ошибочно; он лишь скептически относился к его будущему как языку всей науки и культуры (ему приписывают фразу «Оставьте мёртвых в покое»), а писать по-немецки было полезнее для международного престижа нарождавшейся славистики. Добровский активно поддерживал международные контакты, в том числе с Россией. В 1800-е-1810-е переписывался с А.Х.Востоковым, А.С.Шишковым и Н.М.Карамзиным (последний включил классификацию славянских «наречий» по Добровскому в «Историю государства Российского»), был избран иностранным членом Санкт-Петербургской Академии Наук и Вольного общества любителей русской словесности в 1820. Добровский был одним из первых исследователей «Слова о полку Игореве» в зарубежной Европе. Он чрезвычайно высоко ценил это сочинение («Поэма об Игоре, рядом с которой ничего нельзя поставить!») и считал, что русские публикаторы «совершенно не поняли» «Слово», предлагал филологические исправления к ряду первых русских изданий. Ряд исследователей предполагает, что Добровский видел погибшую в 1812 рукопись «Слова», так как в 1792 работал в Москве с собранием А.И.Мусина-Пушкина. Он руководил работой над первыми переводами «Слова» на чешский (своих учеников Й.Юнгмана, В.Ганки, Й.Мюллера, С.Рожная), сообщая им сведения о погибшей рукописи, об ошибках писцов, о её датировке. В 2003 американский историк Эдвард Кинан выдвинул гипотезу, согласно которой Добровский сочинил «Слово» около 1793 (допускается как сознательная мистификация, так и стилизация без цели обмана), ознакомившись во время пребывания в России с Задонщиной, Ипатьевской летописью и Псковским апостолом 1307 г. (основными древнерусскими памятниками, демонстрирующими сюжетную и текстуальную связь со «Словом»). Затем текст был якобы переслан Добровским в Россию и по его указаниям получил распространение (никаких фактических доказательств этой передачи не приводится). Во время последовавшей психической болезни Добровский мог, согласно Кинану, забыть своё авторство (якобы поэтому он делал из «Слова» выписки в своих записных книжках, ссылался на него как на подлинный текст и т. п., а также добивался разоблачения подлога Ганки). Данная гипотеза сама по себе выглядит во многом предпочтительнее выдвигавшихся скептиками ранее: Добровский, в отличие от иеромонаха Иоиля и А.И.Мусина-Пушкина, кандидатуры которых предлались А.Мазоном и А.А.Зиминым в качестве возможных авторов «Слова», был филологом-славистом, причём первоклассной по тому времени квалификации, был профессионально знаком с древними рукописями и фольклором. Тем не менее эта версия, по-видимому, должна быть отвергнута. Один из главных доводов, приводимых критиками Кинана (А.А.Зализняком, О.Б.Страховой, В.М.Живовым) заключается в том, что «Слово» соответствует языковым нормам XII века в гораздо большей степени, чем лингвистические работы Добровского, ещё содержавшие, по понятным причинам, некоторое количество неточностей. С другой стороны, поздние орфографические и диалектные особенности, присутствующие в «Слове» и в ряде других славянских рукописей, вообще никак не упоминаются в работах Добровского, ориентирующихся прежде всего на старшие памятники; множество грамматических явлений трактуются в «Слове» иначе, чем в основополагающих «Institutiones» чешского лингвиста (изданных через двадцать с лишним лет после появления рукописи «Слова»). Таким образом, если считать поэму об Игоре произведением Добровского, то придётся предполагать, что он в период, когда историческая лингвистика только делала первые шаги, самостоятельно открыл несколько десятков сложнейших языковых явлений, до которых наука дошла лишь на протяжении двух последующих веков, и при этом никак не отразил это в своих последующих печатных работах и даже сохранившихся рукописях (а часто и указал там вещи заведомо неверные). Существуют также серьёзные доказательства первичности «Слова» по отношению к «Задонщине». Ссылки на якобы обнаруженные в «Слове» богемизмы, гебраизмы и другие слова позднего происхождения, приводимые Кинаном, как показывают его критики, несостоятельны. Важнейшие работы: Fragmentum Pragense evangelii S. Marci, vulgo autographi (1778); Scriptores rerum Bohemicarum (2 tt., 1783); Ьber die Begrдbnissart der alten Slaven ьberhaupt und der Bцhmen insbensondere (1786); Geschichte der bцmischen Sprache und (altern) Literatur (1792, 2. Aufg., 1818); Die Bildsamkeit der slaw. Sprache (1799); Deutsch-bцhmisches Wцrterbuch (B. 1., 1802, B. 2., 1821); Glagolitica (1807); Ausfьhrliches Lehrgebдude der bцhmischen Sprache (1809); Institutiones linguae slavicae dialecti veteris (1822); русский перевод — Грамматика языка славянского по древнему наречию, части 1-3, Санкт-Петербург, 1833-1834; Entwurf zu einem allgemeinen Etymologikon der slawischen Sprachen (1813); Slowanka zur Kenntniss der slaw. Literatur (1814); критическое издание труда Иордана, De rebus Geticis, для серии Monumenta Germaniae Historica, издаваемой Г.Г.Перцем. Сборники под его редакцией: Bцhemische Litteratur auf das Jahr 1779 — 4 выпуска; Bцhmen und Mдhren Litteratur auf das Jahr 1780 — 3 выпуска; Magazin von Bцhmen und Mдhren, 1786/1787. Посмертные публикации и собрания сочинений: «Письма Добровского и Копитара в повременном порядке» (изданы И.В.Ягичем на русском языке, 1885); Spisy a projevy, sv. 5-23, Praha, 1936—1963 (издание не закончено); Vэbor z dila, Praha, 1953. Литература о нём: von Rittersberg Johann. Abbй Joseph Dobrowsky. Biographische Skizze. Prag: Enders, 1829; Palacky F.. J. Dobrowskys Leben und gelehrtes Wirken, 1833. (Палацкий Ф., Биография Йосефа Добровского, перевод с немецкого, Москва, 1838); Glьckselig August-Anton. Biographie des Abbй Joseph Dobrowsky. Prag: Medau, 1837; Brandl. ivot Josefa Dobrovskeho. Bonn, 1883; Снегирёв И. Иосиф Добровский. Казань, 1884 (включает библиографию; рецензия: «Журнал министерства народного просвещения», 1884, № 8); Josef Dobrovskэ. 1753—1953. Sbornik studii k dvoustйmu vэroн narozenн, Praha, 1953; Vlek J. Djiny eskй literatury III, Praha, 1960; Machovec M. Josef Dobrovskэ, Praha, 1964; Kutnar F. Pehlednй djiny eskйho a slovenskйho djepisectvн I, Praha, 1973; Моисеева Г.Н. Чешский славист Йозеф Добровский и «Слово о полку Игореве» // Альм. библиофила. Москва, 1986. Выпуск 21. Страницы 98—106; Моисеева Г.Н., Крбец М.М. Йозеф Добровский и Россия: (Памятники русской культуры XI—XVIII веков в изучении чешского слависта). Ленинград, 1990; Slovnнk eskэch spisovatel, Libri, Praha, 2000; Keenan Edward L. Josef Dobrovsky and the Origins of the Igor' Tale (Harvard Series in Ukrainian Studies), 2003. (Рец.: Живов В. М. Улики подлинности и улики поддельности // Русский язык в научном освещении, 2004, № 2 (8), страницы 240—267); Зализняк А.А. Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста. Москва, 2004 (2-е издание, 2007).

 (530x698, 178Kb)
1763
Дмитрий Николаевич Сенявин
русский флотоводец. Родился в деревне Комлево Боровского уезда Калужской губернии. Принадлежал к дворянскому роду Сенявиных, чья судьба была тесно связана с историей русского флота с самого момента его основания. Отец, вице-адмирал Н.И.Сенявин, в 1773–1775 занимал должность военного губернатора Кронштадского порта. В 1773 записан в Морской кадетский корпус (Санкт-Петербург). В 1777 получил чин гардемарина; совершил два учебных плавания по Балтийскому морю. Блестяще сдав экзамены на офицерское звание, 1 мая 1780 произведен в мичманы и назначен на корабль «Князь Владимир». В 1780–1781 участвовал в экспедиции русской эскадры, отправленной к берегам Португалии для поддержания вооруженного нейтралитета во время Войны за независимость США. В 1782 переведен на Азовскую флотилию; служил на корвете «Хотин». В 1783 произведен в лейтенанты и назначен флаг-офицером при контр-адмирале Ф.Ф.Мекензи, руководившем строительством Севастопольского порта. В 1786 – командир пакетбота «Карабут», курсировавшего между Севастополем и Стамбулом. К началу русско-турецкой войны 1787–1791 дослужился до чина капитана 2-го ранге. В первый период войны занимал должность флаг-капитана при командующем Черноморским флотом адмирале М.И.Войновиче. Во время осады русскими войсками Очакова (вторая половина 1788) осуществил успешную диверсию у берегов Малой Азии: уничтожил около десятка турецких торговых судов и сумел отвлечь внимание турецкого флота от района боевых действий; в декабре 1788 награжден орденом Святого Георгия 4-степени. Затем последовательно командовал боевыми кораблями «Леонтий Мученик», «Святой Владимир», «Навархия». Отличился при разгроме турецкого флота в битве у м. Калиакрия 11 августа 1791. В 1798–1800, во время войны Второй коалиции с Францией, в чине капитана 1-го ранга командовал линейным кораблем «Святой Петр» и участвовал в походе эскадры Ф.Ф.Ушакова в Средиземное море. В ходе операции по овладению Ионическими о-вами руководил захватом 2 (13) ноября 1798 крепости Святого Мавра и принимал участие в штурме Корфу 20 февраля (3 марта) 1799. По окончании похода в 1800 назначен командиром Херсонского порта. В 1803 стал командиром Севастопольского порта. В 1804–1805 служил флотским начальником в Ревеле (совр. Таллинн). В 1805 произведен в вице-адмиралы. 22 сентября 1805 возглавил русскую эскадру из шести кораблей, посланную из Кронштадта в Средиземное море для борьбы с французами. По прибытии на Корфу 30 января вступил в командование всеми русскими морскими и сухопутными силами в Средиземноморье.
1000_Senyavin (361x700, 79Kb)
Д.Н.Сенявин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Стремясь предотвратить захват Наполеоном I Греции и сохранить Ионические о-ва в качестве главной базы русского флота, осуществил ряд наступательных операций на Адриатике (Вторая Архипелагская экспедиция), прежде всего в Далмации и Черногории: при поддержке черногорцев захватил 14 марта крепость Бокка-ди-Каттаро (современный Котор), в начале июня вынудил французов очистить Брено, в конце лета неудачно пытался овладеть Рагузой (современный Дубровник), а 1 октября взял Кастель-Нуово. После разрыва отношений между Россией и Османской империей (русско-турецкая война 1806–1812) и началом военных действий, оставив часть сил для защиты Корфу, в феврале 1807 повел эскадру из восьми линейных кораблей и одного фрегата в Эгейское море и в марте блокировал Дарданеллы. 22–23 мая 1807 нанес поражение турецкому флоту в Дарданелльском, а 1 июля 1807 в Афонском сражениях, несмотря на численный перевес противника; успешно применил новый прием боя – сосредоточение двойного превосходства сил (два своих корабля против одного вражеского) на решающем участке боя, в данном случае против турецких флагманов. Попытки турок прорвать блокаду Стамбула были сорваны, и русский флот установил контроль над Эгейском море. Это заставило Порту пойти на заключение Слободзейского перемирия с Россией 24 августа 1807. Согласно условиям Тильзитского мира 7 июля 1807 Д.Н.Сенявин передал Франции Ионические острова и в сентябре отплыл на родину. Однако после объявления Россией войны Великобритании его корабли в конце октября были блокированы в Лиссабоне английским флотом.
Soviet_Union_stamp_1987_CPA_5899 (700x501, 84Kb)
Почтовая марка СССР, 1987 год.
В августе 1808 заключил с англичанами соглашение об интернировании эскадры в британских портах на время войны. В сентябре 1808 – августе 1809 находился с кораблями на Портсмутском рейде. В августе 1809 получил разрешение отвести эскадру в Ригу. По возвращении на родину в сентябре 1809 попал в немилость к Александру I. В 1811 переведен на должность командира Ревельского порта. Во время Отечественной войны 1812 получил отказ на свою просьбу о зачислении в действующую армию. В апреле 1813 уволен в отставку. Возвращен на службу в 1825 в связи с угрозой новой войны с Османской империей назначен командующим Балтийским флотом; получил звание генерал-адъютанта. В 1826 произведен в адмиралы. В том же году избран почетным членом Санкт-Петербургской академии наук. В 1830 тяжело заболел и 17 апреля 1831 года скончался. Похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Именем Д.Н.Сенявина названы архипелаг в восточной части Каролинских острово в Тихом океане, мыс в Бристольском заливе Берингова моря, мыс на островеСахалин, полуостров и мыс на Камчатке.
Admiral_Senyavin_in_1901 (700x526, 62Kb)
Его имя также носил броненосец береговой обороны русского флота (спущен на воду в 1892).

 (700x697, 93Kb)
1768
Луи Шарль Антуан Дезе де Вуату (Louis-Charles-Antoine Desaix de Veygoux)
дивизионный генерал (20 октября 1793). Родился в Риом, Пюи-де-Дом. Происходил из старинного дворянского рода. Обучался в королевской военной школе. Службу начал 20 октября 1783 сублейтенантом пехотного полка Бретони (с 1791 46-й пехотный). Восторженно приветствовал революцию и в чине капитана был назначен адъютантом ген. Виктора де Брольи в Рейнской армии. Выступил против лишения Людовика XVI престола, был арестован и 2 месяца провел в тюрьме. В апреле 1791 изменил свою дворянскую фамилию на Дезе. 20 декабря 1791 назначен военным комиссаром Клермон-Ферре и 13 мая 1792 принят лейтенантом в 46-й линейный полк. В 1792—1797 сражался в рядах Рейнской армии. 12 августа 1792 за отступление от Ландау был арестован, но в конце октября освобожден. Благодаря своей беззаветной храбрости сделал стремительную карьеру: за отличия в армии генерала Пишегрю при Лаутербурге прямо на поле боя 20 августа 1793 произведен в бригадные генералы. Неоднократно резко высказывался против якобинского террора и Конвент отдал приказ о его аресте, однако солдаты, любившие Дезе, не пустили комиссаров Конвента в лагерь. В 1795 сражался под знаменами генерала Журдана, а в 1796 — генерала Моро, с мая 1796 командовал центром его армии. С 19 апреля 1797 командующий центром Рейнской армии. С 14 октября 1797 командовал левым крылом Армии Германии. 26 октября назначен временным командующим Армии Англии. Зимой 1797 успешно действовал против австрийских войск эрцгерцога Карла. В мае 1798 отбыл вместе с Наполеоном Бонапартом в Египет, командир дивизии. 7 августа 1798 назначен командующим войсками в провинции Каир. Приобрел симпатии местного населения своей мягкостью и справедливостью. 3 сентября 1798 разгромил арабские отряды Мурад-бея у Бенекея, а затем добился победы в бою у Седимаша; захватил большую часть Верхнего Египта. 13 мая 1800 вернулся во Францию и сразу же был вызван Бонапартом в Италию, где получил в командование отряд, в который вошли дивизии генералов Боде и Моньера. Услышав артиллерийскую канонаду, Дезе произвел марш-бросок и привел дивизию на поле сражения при Маренго (14 июня 1800 года), чем спас уже практически проигранную Наполеоном битву. Лично вел полки в атаку под шквальным артиллерийским огнем и был насмерть сражен ядром. Но его неожиданное появление сломило австрийскую армию, а кавалерийская атака генерала Келлермана довершила разгром. Наполеон, всегда выделявший Дезе среди своих сподвижников, оценивал его как одного из лучших и самых перспективных полководцев Франции.

1779
Франц де Паула Розер фон Райтер (Franz de Paula Roser von Reiter)
Австрийский композитор. Родился в Нарне. Написал для Пешта и Вены до 1828 более 50 опер, опереток, водевилей, пантомим и т.п. Умер в Будапеште 12 августа 1830 года.

 (544x699, 62Kb)
1787
Максим Никифорович Воробьёв
русский живописец; занимает значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов. Родился в Пскове. Сын вахтёра академии художеств, в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию, и показал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Тома де Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф.Я.Алексеев и, вероятно, пейзажист М.М.Иванов. Род живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины. В 1809 г. Ф.Я.Алексеев, пейзажист декорационного направления, участник экспедиции для изучения исторических местностей Средней России, получил в помощники, для писания видов городов, молодого Воробьёва. Для оживления этих видов человеческими фигурами Алексеев решил изобразить эпизоды посещения городов государем. Эта официальная задача была выполнена им и Воробьёвым с успехом. В 1813—1814 гг. Воробьёв присутствовал при главной квартире в Германии и Франции, а в 1820 г. совершил по поручению правительства путешествие в Палестину, где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки надо было делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Кроме храмов, Воробьёв нарисовал несколько пейзажных видов Иерусалима и Мёртвого моря, а по пути в Палестину — виды Константинополя, острова Родоса, Смирны, Яффы и др. Все эти материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков частью эскизных, частью весьма оконченных. Путешествие Воробьёва к Святым Местам было устроено Николаем Павловичем, тогда ещё великим князем, который желал привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме, в окрестностях Москвы. По возвращении в Санкт-Петербург Воробьёв написал «Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме» (1823) и в том же году — «Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении». Позднее — «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения» (фигуры выражают момент призыва к причащению). В 1827 г. написал: «Восход солнца над Невой», «Мёртвое море», «Вечер у Абу-Гоша арабского шейха» (почти жанровая картинка), «Вид Смирны». Во время турецкой войны в 1828 г. В. состоял при свите государя для рисования и писания этюдов по указаниям его величества. Плодом этого времени были, между прочим: «Вид осады Варны», «Взрыв Варны», «Вид Одессы», «Корабль во время бури, на котором находился государь». Глубоко сохранившиеся воспоминания об Иерусалиме были вызваны к жизни через 16 лет после палестинского путешествия («Общий вид Иерусалима», а также «Вид Константинополя с азиатского берега»). С 1840 г. начинается печальный период жизни Воробьёва; потеряв нежно любимую жену, он стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нём болезнь, от которой он скончался в 1855 г.; в тот же период понизилась и художественная его деятельность. Последние годы своей жизни он занимался преимущественно итальянскими видами, по этюдам, сделанным им в окрестностях Рима и Палермо, во время путешествия 1844—1846 гг. Современники ставили Воробьёва очень высоко. Н.В.Кукольник, издатель журнала «Изящных Искусств», отзывался о «Виде Константинополя», действительно одной из лучших картин Воробьёва, так: «это не картина, а ода из воды, земли и воздуха». К лучшим же картинам рода открытого пейзажа с далёким горизонтом принадлежат: «Мёртвое море» и некоторые виды Невы. «Ночной вид Невы», о котором было упомянуто выше, по стилю напоминает французского художника Жозефа Берне. Впрочем, изображение воды в движении, в особенности большие волны, слабо удавались нашему художнику, которого главная сила заключалась в линейной и воздушной перспективе и в разумном понимании отношения между силами красок. Если в числе произведений В. было немного чисто художественных, то это следует приписать не недостатку таланта в нём, а тому обстоятельству, что много лет он, относительно выбора сюжетов и отчасти способов их обработки, был в зависимости от посторонних указаний. Таковы, например, его картины, относящиеся к войне 1828 г., большая часть его перспективных картин святынь Иерусалима, изображения парадов, торжественных въездов и т. п. работы, в которых безусловная верность с действительностью была господствующим требованием. Большая часть деятельности Воробьёва была служебно-художественная и только в редких случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению, причём он передавал не только общие впечатления от широких пространств, но занимался и мирной жизнью природы, как это видно в некоторых видах Парголова. Самая оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем успешная, это — «Гроза» (удар молнии в дерево), с человеческой фигурой, скрывающейся от страшного явления, оптическая задача, почти невозможная для живописи. Техника картин Воробьёва полна знания, обдумана и закончена, но при всем том свободна. Артистическая натура В. выказалась ещё в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой. Материально Воробьёв был поддерживаем заказами Государя и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А.X.Бенкендорфа, князя М.С.Воронцова, причём он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин. Однако под конец многие из его произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха. Главные картины Воробьёва находятся во дворцах, в имении Фалль графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже находится «Придел Голгофы». В настоящее время они не могут служить руководством и образцом, но в своё время Воробьёв научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов. Он, как никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Г.Г. и Н.Г.Чернецовы), чем талантов; тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев, Л.Лагорио и М.К.Клодт; А.П.Боголюбов, И.И.Шишкин вначале были учениками Воробьёва, также как и братья Горавские и Гине, Дорогов. Подробное жизнеописание Воробьёва в «Вестник Изящных Искусств» 1890 г., статья Петрова. Умер в Санкт-Петербурге 11 сентября 1855 года.

1796
Пимен Николаевич Арапов
драматург и историк русского театра. Родился в Пензенской губернии. Литературную деятельность начал в Благородном пансионе Московского университета в 1810, переводя с немецкого повести, стихи. В 1814—1817 учился на словесном отделении Московского университета. В 1817 определен юнкером в Преображенский полк, где близко сошелся с Катениным, также любившим театр. Служа в кавалерийском полку в Москве и Санкт-Петербурге, писал статьи. В начале 1820-х перешел в канцелярию московского генерал-губернатора, где состоял его секретарем по управлению театрами. В это время писал водевили и переводил комедии, написал и перевел более 20 пьес. Некоторые из них: «Лизанька», «Демьянова уха», «Волшебное стекло» и др. – с успехом игрались на сцене. Арапов много потрудился, отбирая ценные материалы по истории театра в России. Так, в 1830 он издал литературно-музыкальный альбом «Радуга», в 1850 — «Драматический альбом» с 20 биографиями и портретами русских артистов, снимками со старинных афиш и редких рукописей, со своим очерком о русском театре и пьесой «Квартира в московской гостинице». В Париже Арапов издал «Драматический букет» — собрание портретов русских актрис и танцовщиц и два больших листа актеров Александринского театра. Будучи вице-губернатором в Саратове, Арапов работал над своим главным трудом «Летописью русского театра», которая вышла в год смерти автора — 1861. Умер 4 апреля 1861 года.

Аноним   обратиться по имени Суббота, 17 Августа 2013 г. 10:06 (ссылка)
Ферма, почему-то, и в начале и в конце страницы, хотя в конце в усечённом виде.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
kakula   обратиться по имени Суббота, 17 Августа 2013 г. 12:41 (ссылка)
Cпасибо, уже исправил. Примите мои извинения.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку