-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107937
Комментариев: 6801
Написано: 116407


11 ноября родились...

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 01:28 + в цитатник
Василий Иванович Калашников (485x700, 129Kb)
1849
Василий Иванович Калашников
российский конструктор. Родился в Угличе. Василий Калашников окончил 3 класса угличского уездного училища (1860). С 1865 года работал чертёжником на механическом заводе в городе Рыбинске, а с 1872 — на заводах (главным образом судостроительных) в Нижнем Новгороде, конструктором и главным механиком. Создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, впервые применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара, ему принадлежат и др. изобретения: форсунка для распыливания мазута, пароперегреватели, воздуходувные машины и т. п. В 1879 году издан его труд "Записки конструктора и атлас пароходных машин Волжского бассейна". Он сконструировал наливные баржи для перевозки по Волге керосина. В 1886 году основал журнал «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». В 1897 году был избран председателем Нижегородского отделения Русского технического общества. На Всероссийской промышленной выставке в 1882 в Москве был награждён медалями за малогабаритную судовую паровую машину и паровой котёл с четырёхкратным расширением пара. Его высоко оценивали писатели В.Г.Короленко и М.Горький. Скончался в Нижнем Новгороде 26 февраля 1908 года. В его память было названо профессиональное речное училище в городе Рыбинске (ныне филиал МГАВТ). Сочинения: Избранные труды, Москва- Ленинград, 1952. Литература: Данилевский В.В., Жизнь и деятельность В. И.Калашникова, в книге: Труды по истории техники, выпуск 1, Москва, 1952; Калашников В.В., Шехтер М.Е., Выдающийся русский механик-судостроитель В.И.Калашников, Москва, 1950.

Maresuke_Nogi_2 (538x700, 134Kb)
1849
Ноги Маресукэ
японский военный деятель, генерал (1904). Ноги родился в Эдо, в семье самурая из древнего самурайского рода. В 1869 г. он поступил на службу в армию, в 1871 году получил звание майора. Сражался против повстанцев, возглавляемых Сайго Такамори, был произведён в подполковники. В одном из тяжелых боёв Ноги потерял знамя 14-го пехотного полка. Этот позор преследовал его всю жизнь, и в дальнейшем он назвал его одной из причин своего последующего самоубийства. 27 августа 1876 года Ноги женился на Сидзуко, дочери самурая Юдзи Садано, которой тогда было 20 лет. 28 августа 1877 родился их первый сын Кацунори, и Ноги купил дом в Токио. В 1878 г. году он был повышен до полковника. В 1879 году родился его второй сын. В 1879 г. Ноги вместе с Сороку Каваками посетил Германию для изучения европейской стратегии и тактики. Во время первой Японо-китайской войны Ноги в звании генерал-майора командовал первой пехотной бригадой, которая в один день взяла Порт-Артур. На следующий год он получил звание генерал-лейтенанта и командовал второй пехотной бригадой, которая должна была захватить Тайвань. Ноги оставался с оккупационными силами на Тайване до 1898 г. В 1899 г. он был отозван в Японию и назначен командующим недавно сформированной 11-й пехотной бригадой. После войны Ноги был пожалован титул дансяку (барона) и он был награждён орденом Золотого сокола 1-й степени. Ноги был назначен генерал-губернатором Тайваня и занимал этот пост с 14 октября 1896 г. до февраля 1898 г. На Тайвань он приехал со всей семьёй и там от малярии умерла его мать. После этого Ноги принял меры по улучшению здравоохранения на острове. В 1900 г. Ноги вышел в отставку. В 1904 с началом Русско-японской войны, Ноги вернулся на военную службу. Он был назначен командующим 3-й армией, численностью 90 тысяч человек, сформированной японцами для осады Порт-Артура. Ещё до прибытия Ноги в Маньчжурию в первых сражениях войны погиб его старший сын, служивший в японской 2-й армии. Штурм Порт-Артура провалился и началась знаменитая осада Порт-Артура, продолжавшаяся до 2 января 1905 г. и стоившая японской армии больших потерь, в числе которых был и второй сын Ноги. Из-за того, что Ноги не смог быстро взять Порт-Артур и растущих потерь Ноги хотели отстранить от командования. Однако Ноги спасло личное вмешательство Императора Мэйдзи. После падения Порт-Артура Ноги стал национальным героем Японии. Он командовал 3-й армией в Мукденском сражении. После окончания войны, Ноги доложил о своих действиях лично Императору. Во время объяснения деталей осады Порт-Артура он сорвался и заплакал, прося прощения за 56 000 жизней, потерянных им во время осады, и попросил разрешения совершить самоубийство, чтобы искупить вину. Император ответил ему, что тот действовал согласно императорским приказам и не должен совершать самоубийство, по крайней мере, пока жив сам император. После войны Ноги был пожалован графский титул и Орден Восходящего солнца 1-й степени. В 1908—1912 гг. Ноги руководил элитарной школой для детей высшей аристократии и был воспитателем будущего Императора Хирохито. Ноги потратил большую часть своего личного состояния на больницы для раненых на войне и памятники павшим солдатам. Также он был одним из основателей скаутского движения в Японии. После смерти Императора Мэйдзи Ноги в Токио совершил сэппуку вместе с женой 13 сентября 1912 года. Это стало символом верности самурайским традициям. Ноги почитался как святой государственной синтоистской церкви, существует синтоистский храм в его честь.

1851
Жак Бертильон (французское имя - Jacques Bertillon)
известный французский демограф, в течение длительного времени (1883-1913 гг.) возглавлявший Статистическое бюро Парижа, один из инициаторов организации Международного статистического института. Родился в Париже. Он принадлежал к известной семье, оставившей заметный след во французской и мировой науке. Его дед по материнской линии, Ашиль Гийяр, прославился как человек, который придумал и впервые употребил в своей книге в 1855 году слово «демография». Отец Жака Бертильона Луи-Адольф Бертильон, известный демограф, статистик, доктор медицины, возглавлявший в 1876-1883 годах Статистическое бюро Парижа, один из основателей и вице-президент французского Антропологического общества, был в числе первых ученых, признавших существование демографии как самостоятельной науки. Младший брат Жака, Альфонс Бертильон, стал видным ученым-криминологом, основателем антропометрического метода идентификации преступников, из которого выросла современная дактилоскопия. Жак Бертильон, врач по образованию, вошел в историю науки, как статистик и демограф. Он внес очень большой вклад в развитие демографической науки, которую он определял как науку, которая «занимается изучением коллективной жизни. Цель ее состоит в изучении причин, в силу которых общества развиваются, восстанавливаются, и, в конце концов, приходят в упадок и погибают. Она рассматривает как физический, так и нравственный склад каждого народа; рассматривает, какие занятия доставляют ему средства к жизни; она исследует, как и почему люди вступают в брак, в каком количестве они размножаются и как воспитывают детей и пр. Она указывает, наконец, при каких обстоятельствах, в каком возрасте и в силу каких причин люди умирают». О широте интересов Бертильона говорят уже названия его работ: «Введение в курс антропологии» (1877), «Статистика заикающихся во Франции» (1880), «Влияние брака на склонность к самоубийству» (1880), «Карлики и великаны» (1880). «Демографические исследования развода и разделения в разных странах Европы» (1883). В 1880 году Ж.Бертильон опубликовал большую работу по естественному движению населения Франции под названием «La Statistique humaine en France», в 1889 году она была издана в России под названием «Статистика движения населения во Франции». В 1896 году появляется его новая книга посвященная совершенствованию методов сбора статистических данных французскими правительственными учреждениями «Cours йlйmentaire de Statistique administrative» (русский перевод: Курс административной статистики, Москва, 1897). В 1882 году Бертильон становится редактором журнала «Annales de dйmographie internationale», а в 1883 году, после смерти отца Луи-Адольфа Бертильона, Жак сменил его на посту директора Статистического бюро Парижа, и занимал этот пост в течение последующих тридцати лет - до 1913 года. С 1879 года он - член статистического общества в Париже, в 1897 году избирается его президентом. Жак Бертильон в течение более десяти лет преподавал статистику и демографию в основанном в 1895 году Collиge libre des sciences sociales, он был также профессором демографии в Йcole d'Anthropologie. Во время Первой мировой войны Бертильон был начальником статистической медико-хирургической службы французской армии, собирая и изучая статистику заболеваемости среди французских солдат. На основе обобщения собранного материала им был установлен перечень травм и заболеваний у солдат, находившихся в больницах. Жак Бертильон сыграл исключительно важную роль в создании Международной классификации болезней (МКБ). Хотя ее проект был предложен в двух вариантах английским статистиком Уильямом Фарром и швейцарским статистиком Марком д'Эспином еще в 1850-е годы, широкого практического применения тогда они не получили. Спустя 40 лет именно Жак Бертильон на сессии Международного статистического института (Вена, 1891) снова поднял вопрос о международной номенклатуре причин смерти, а на следующей сессии Международного статистического института (Чикаго, 1893) представил свой проект, который был одобрен и разослан для обсуждения в административные статистические бюро отдельных государств. Инициатива Бертильона была поддержана сначала американской ассоциацией врачей и гигиенистов, а затем постепенно получила и более широкое признание в разных странах и, в конце концов, в 1900 году, на организованной французским правительством специальной международной конференции с участием 26 государств Европы и Америки предложенная Бертильоном номенклатура была признана международной и с тех пор, совершенствуясь и подвергаясь регулярным пересмотрам, широко используется мировым сообществом. Как отмечал много позднее один из биографов Бертильона, он «был глубоко патриотически настроенным французом с сильными социальными убеждениями. Благодаря своей статистической работе, он был достаточно полно осведомлен о важности для Франции разработки двух наиболее серьезных социальных проблем, таких как депопуляция и алкоголизм. Он предпринял попытку развивать более глубокое понимание каждого из этих явлений, провел тщательный анализ статистических данных о них». В связи с проблемой депопуляции Бертильон пытался понять причины снижения рождаемости. Он изучал рождаемость в округах Парижа, Берлина и Вены и обнаружил значительные различия в уровне рождаемости в зависимости от благосостояния, причем оказалось, что у более обеспеченных рождаемость ниже. Исследования Бертильона подтолкнули французского социолога Арсена Дюмона к формулированию теории социальной капиллярности, изложенной в его книге «Депопуляция и цивилизация»3. Слово «депопуляция» впервые появилось именно в названии книги Дюмона, но через некоторое время оно перекочевывает и в работы Бертильона «Le problиme de la dйpopulation» (1897); «La dйpopulation de la France, ses consйquences, ses causes» (1911). Низкая рождаемость во Франции и грозящая ей депопуляция сильно беспокоили Бертильона. В 1896 году он основал «Alliance nationale pour l'accroissement de la population franзaise», с которым связывают появление французского пронатализма (в Альянс входили многие известные люди, например, Эмиль Золя), в 1918 году - выходивший раз в две недели журнал «La femme et l'enfant». Попытки Бертильона бороться с депопуляцией представлены во многих его публикациях. Он полагал, что высокие налоги и маленькие квартиры являются факторами ограничивающих число детей в семье, вносил различные предложения по борьбе со снижением числа детей, например считал, что родители должны получать денежный бонус на своего четвертого ребенка. Бертильон выдвигал предложения для поощрения мужчин и женщин вступать в брак, подкрепленные статистическими исследованиями. Он писал: «Женитесь, если вы хотите долго жить. Женатый мужчина или женщина, имеет в три раза больше шансов иметь хорошую и высокую продолжительность жизни по сравнению с никогда не вступавшими в брак.... Смертность среди вдов несомненно намного выше, чем среди замужних женщин того же возраста. Смертность вдов 20 - 25 лет, вдвое больше, чем замужних женщин этого же возраста… Женатые люди ведут более нормальный образ жизни… Их физическая жизнь, как и их нравственная жизнь, здоровее, спокойнее, и более естественна. Другие объяснения также могут быть, но, на мой взгляд, они не стоят этого»4. Аргументы, которые Бертильон высказывал французскому правительству, в основном через Conseil Supйrieur de la Natalitй (Высший совет по рождаемости), привели к принятию закона, который в 1920 году запретил давать информацию о методах контроля над рождаемостью. Сейчас во Франции отношение к пронатализму того типа, какой проповедовал Бертильон, далеко не однозначное, но это был этап, через который прошла французская демографическая мысль. Бертильон написал несколько работ, направленных на борьбу с алкоголизмом, наиболее значительная из них, «L'Alcoolisme et les moyens de le combattre jugйs par l'expйrience», вышла в 1904 году. Еще один важный вклад был сделан Жаком Бертильоном в сотрудничестве со своим младшим братом Альфонсом, который успешно занимался криминалистикой. Вместе они разработали принципы и методы антропометрии, основанной на физических измерениях, которые в дальнейшем использовались полицией для выявления преступников. Незадолго до смерти Жака Бертильона Отдел статистики естественного движения населения Американской ассоциации общественного здравоохранения единогласно принял на своем заседании в Нью-Йорке следующее обращение. «Доктору Жаку Бертильону, Париж, Франция. Принимая во внимание, что доктор Жак Бертильон проработал более двадцати лет в качестве генерального секретаря Международной комиссии по пересмотру перечня болезней, которая недавно подготовила третий пересмотр Международной классификации болезней и причин смерти, доктор Жак Бертильон признается во всем мире как отец международной нозологической номенклатуры, выражаем признательность за его неустанные усилия по обеспечению сопоставимости международной статистики заболеваемости и смертности, выражаем ему добрые пожелания от Ассоциации и желаем быстрого и полного выздоровления».Умер Жак Бертильон в Вальмондуа, близ Парижа 7 июля 1922 года.

Hoetzendorf_Franz_Graf_conrad (502x700, 233Kb)
1852
Франц Конрад фон Хётцендорф (также Гётцендорф; немецкое имя - Franz Conrad von Hцtzendorf)
австро-венгерский генерал-фельдмаршал (25 ноября 1916) и начальник генерального штаба австро-венгерских войск накануне и во время Первой мировой войны), военный теоретик. Родился в Пенцинге, пригороде Вены, в семье отставного гусарского полковника и известной венской актрисы, дочери известного художника Кюблера. Гётцендорф принадлежал к южно-моравскому аристократическому роду, его прадед был в 1816 году возведен в потомственное дворянство с прибавлением к своей фамилии — Конрад — девичьей фамилии своей жены, происходившей из палатинатской семьи фон Хётцендорф. В 1871 году окончил элитную Терезианскую военную академию. Начал свою офицерскую службу в 11 егерском батальоне. В период с 1874 по 1876 год Конрад проходит курс Военной академии генерального штаба (немецкое название - k.u.k. Kriegsschule) и в 1878 году в чине обер-лейтенанта проделывает поход во время оккупации Боснии и Герцеговины. Продолжая служить на южной границе, Конрад в 1882 году командируется в секретную поездку по Сербии, в которой близко знакомится с жизнью этой страны. В 1882 году Конрад ротным командиром принимает участие в подавлении инсургентского движения в южной Далмации. С 1883 года по 1887 год Конрад находится в должности начальника штаба 11 пехотной дивизии в Львове (немецкое название - Lemberg), а с 1888 года в стенах Военной академии в качестве лектора тактики, в каковой должности он пребывает до 1892 года. В 1886 году Хётцендорф женился на Вильме Ле Бью (немецкое имя - Verlobte Vilma Le Beau) (1860—1905), от которой у них родились четверо сыновей. После смерти жены в 1905 году Хётцендорф женится повторно 19 октября 1915 году на уже разведенной в тот момент Виргинии фон Рейхнаус (немецкое имя - Virginia von Reininghaus), которая стала матерью еще шести его детей. Вторая женитьба вызвала скандал в обществе, так как супруга отказалась перейти из кальвинизма в католичество, а также поссорила его с детьми от первого брака, так как брак состоялся против их воли. В 1892 году Конрад возвращается в строй для цензового командования батальоном (в 93 пехотном полку) и затем назначается командиром пехотного полка. Осенью 1903 года Конрад уже в должности начальника 8 пехотной дивизии (в Инсбруке — в Тироле), постепенно продвигаясь на пост командира корпуса. В 1906 году при поддержке наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда назначен начальником Генерального штаба. На этом посту отличался энергичной деятельностью по реорганизации и перевооружению армии, усилению артиллерии. Как глава т. н."военной партии" выступал за проведение Австро-Венгрией агрессивной внешней политики: превентивной войны с Сербией и Черногорией, установлению гегемонии в Албании. Не доверяя союзу с Италией, призывал к укреплению австро-итальянской границы. В связи с этим Конрад фон Хётцендорф находился в конфликте с парламентами обеих частей империи, а также министром иностранных дел Алоизом фон Эренталем и в 1911—1912 гг. , был отстранен от должности начальника Генерального штаба. 26 декабря 1912 назначен вновь начальником Генштаба австро-венгерской армии. Конрад фон Хётцендорф с невероятной энергичностью после Сараевского убийства повёл дело к объявлению войны Сербии. Он сильно переоценивал силу австро-венгерской армии, думая, что она сможет на равных противостоять русской армии, и полагал, что более слабую империю Габсбургов всегда и во всем поддержит Германия. Наконец он считал, что если древней империи Габсбургов суждено погибнуть, то погибнуть надо с честью, не уронив воинскую честь Австрии. С объявлением мобилизации он стал начальником полевого Генштаба при главнокомандующем эрцгерцоге Фридрихе, фактически руководя всеми действиями австрийской армии в первую очередь на карпатском(русском) фронте. Под его руководством армия двуединой монархии сразу перешла в наступление в самом слабом месте русского фронта — в районе Люблин-Холм. Наступающая 1-я Армия генерала Виктора Данкля под Красником 7-12 августа нанесла поражение 4-й русской армии генерала барона А.Е.Зальца. Но русские перегруппировали свои войска, подвезли резервы и нападение австро-венгров было отбито. В то же время 3-я и 8-я русские Армии генерала Н.В.Рузского и А.А.Брусилова в ходе Галицийской битвы нанесли тяжелейшее поражение войскам Австро-Венгрии,21 августа русские войска вошли в столицу Галиции — Лемберг (Львов), всего астро-венгерские войска потеряли 400 тысяч человек, их которых — пленными — 100 тысяч. Потери русских армий были вдвое меньше. Ответственность за разгром в Галиции несет Конрад фон Хётцендорф. Германский союзник, увлеченный всецело маршем на Париж, почти ничем не поддержал Австро-Венгрию и Хётцендорф по праву назвал это предательством. Ему принадлежит и спасительная для гибнущей Австро-Венгрии идея Горлицкой операции, в которой используя переброшенные с Западного фронта отборные немецкие дивизии и в особенности тяжелую и сверхтяжелую артиллерию был достигнут реванш за разгром в Галиции. Новым сокрушающем ударом с Востока для ослабленной Австро-Венгрии стал русское наступление летом 1916 г.(Брусиловский прорыв), вновь от полного уничтожения австро-венгров спасли переброшенные с Западного фронта немецкие войска. После вступления на престол нового императора Карла Конрад был с понижением назначен командующим 11-й армией, стоявшей на итальянском фронте в Тироле. 15 июля 1918 года он был отстранен и от этого поста и назначен на декоративную должность в лейб-гвардии. После окончания войны был председателем союза выпускников Терезианской академии, занимался изучением философии и религии. Умер на курорте Бад-Мергентхайм, земля Баден-Вюртемберг, Германия от болезни желчного пузыря 25 августа 1925 года. Был с воинскими почестями похоронен в Вене. Сочинения: К изучению тактики. немецкое название - "Zum Studium der Taktik", Wien 1891; Сборник «Тактических задач», немецкое название - "Taktik Aufgaben", Heft 1-3 Wien 1892—1896; Введение в изучение тактического устава. немецкое название - "Vorgang beim Studium unserer taktischen Reglements", Wien 1895; Боевая подготовка пехоты, немецкое название - "Die Gefechtsausbildung der Infanterie", Wien 1900; Пехотные вопросы и опыт Бурской войны, немецкое название - "Infanteristische Fragen und die Erscheinungen des Boerenkrieges", Wien 1903. Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-06895-1;Шапошников Б.М.:Мозг армии (в 3 книгах). 1927—1929.

matto-de-tunner1 (494x700, 175Kb)
1854
Клоринда Мато де Турнер (Clorinda Matto de Turner)
перуанская писательница. Редактор ряда газет и журналов. Внесла значительный вклад в формирование так называемого индеанистского романа: «Птицы без гнезда» (1889) – социальная драма угнетенного коренного населения страны. Автор антологии индейского фольклора, публицистических работ. Умерла в Буэнос-Айресе 25 октября 1909 года.

1855
Степан Сремац
сербский писатель. Родился в городе Соко-Баня, Воеводина. Окончил историческое отделение Высшей школы в Белграде (1878). Участвовал добровольцем в русско-турецкой войне (1877-1878). Выступил в конце 1880-х гг. с циклом романтических рассказов: собраны в книге "Из старинных книг" (1903-1909). Юмористические и сатирические произведения, характеризующие быт и нравы про-винциальной среды (повести "Ивкова слава", 1896, "Зона Замфирова", 1907, роман "Поп Чира и поп Спира", 1898, русский перевод, 1957), обличающие монархо-бюрократич. режим Сербии (роман "Вукадин", 1903, русский перевод, 1961, и др.), поставили Сремаца в ряд видных реалистов-сатириков. Однако поиски идеала связывал с утопическим образом патриархарного уклада, в политической сатире критиковал распространение социал-демократических идей ("Иллюминация в деревне", 1893). Реализм Сремаца близок традиции H.В.Гоголя. Умер 12 июля 1906 года. Сочинения: Одабрана дела, кн:. 1 - 4, Нови Сад, 1948 - 1849; в русском переводе. - Праздники. Зона Замфирова, Mосква, 1974. Литература: Доронина P.Ф., Стеван Сремац, в книге: Зарубежные славянские литературы. XX в., Mосква, 1970; СкерлиЬ У., Стеван Сремац, Сабрана дела, к". 3, Београд, 1964; Г л и г о ? и h В., Стеван Сремац, в его кн.: Српски реалисти, 4 изд., Београд, 1965.

Александр Дмитриевич Городцов (505x700, 118Kb)
1857
Александр Дмитриевич Городцов
русский оперный певец (бас) и общественный деятель, сделавший значительный вклад в организацию народных хоров в Пермской губернии. Александр Дмитриевич Городцов родился 30 октября 1857 года в селе Поздное Михайловского уезда Рязанской губернии. В 1875 году он окончил Рязанскую духовную семинарию. Поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, потом перевёлся на медицинский факультет Московского университета, а в 1878 году — на юридический факультет. Одновременно с учёбой в университете он занимался пением — в церковных хорах, хоре университета, хоровом обществе, хорах Нешумова, Васильева и других. В 1883 году, окончив университет, Городцов поступил на работу в Московскую судебную палату в качестве помощника присяжного поверенного. 7 ноября того же года он начал артистическую деятельность, успешно выступив на сцене Немецкого клуба в партии Мефистофеля. В 1888 году он уволился со службы и поступил в Казанский оперный театр А.А.Орлова-Соколовского. В течение 7 лет выступал в Казани, Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Киеве, Воронеже, Нижнем Новгороде, Царицыне, Астрахани, Симбирске, получал положительные отзывы в прессе. За это время он спел 61 партию в 41 опере. В 1895 году Городцов поступил на работу в Пермский оперный театр. Несмотря на то, что его выступления имели успех и положительно оценивались критиками, он перешёл на службу в попечительство о народной трезвости, хотя и продолжал совмещать службу с выступлениями в опере. В 1896 году, когда Пермскому театру грозило закрытие, Городцов использовал свой авторитет и служебное положение, выступив инициатором создания Пермской городской театральной дирекции, которая взяла на себя управление театром. Режиссёр театра Н.Н.Боголюбов написал в своих воспоминаниях: «Первый год существования в Перми городской театральной дирекции дал прекрасные результаты: опера кончила свой сезон не только без дефицита, но и принесла небольшой доход…» В том же 1896 году Городцов организовал курсы руководителей народных хоров и учителей пения, бесплатные народно-певческие классы. В результате к 1897 году количество хоров в Губернии возросло с 40 до 191. В 1913 году в Пермской губернии было 290 хоров, из них 205 сельских, 48 заводских, 24 деревенских и 14 городских. Также Городцов основал в Перми нотную библиотеку, занимался изданием специальной литературы. Его работы «Каталог Пермской музыкальной библиотеки» и «Отчёт о курсах и бесплатном певческом классе» были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1909 году. Александр Дмитриевич Городцов умер 12 октября 1918 года. Литература: Д.О.Локшин. Выдающиеся русские хоры и их дирижёры: Краткие очерки. — Москва, 1953; В.С. Верхоланцев. Город Пермь, его прошлое и настоящее. — Пермь, 1913; Е.В. Майбурова. Народно-певческое дело. // Из музыкального прошлого. — Москва,, 1960; Н.Н. Боголюбов. Шестьдесят лет в оперном театре. — Москва, 1969; И.Ефремов. Провинции деятель масштаба российского. // Звезда, 29 сентября 1976 г.; И.Ефремов. Подвижник народной культуры А.Д.Городцов. — Пермь, 1983; Т.И. Быстрых. Трагедия семьи Городцовых. // Пермские новости. 3 сентября 1993 г.; Краеведы и краеведческие организации Перми: Биобиблиографический справочник. — Пермь, 2000; Случай Городцова: Дело национальной культуры. // Пермские новости, 17 августа 2001 г.

 (429x699, 66Kb)
1858
Мария Константиновна Башкирцева (французское имя - Marie Bashkirtseff)
французская художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника. Мария Башкирцева родилась в имении Гавронцы (Гайворонцы) недалеко от Полтавы, в семье местного предводителя дворянства Константина Башкирцева и Марии Бабаниной. Детство Марии прошло в селе Черняковка (владения полковника Черняка), по современному административному делению — Чутовского района Полтавской области. Ежегодно, на День молодёжи, происходит международная ярмарка в Марииной долине, названой в честь Башкирцевой. После развода мать забирает Марию, которой на тот момент было 12 лет в Европу: Вену, Баден-Баден, Женеву. Там девушка влюбилась в герцога Гамильтона, а позднее в Ницце в аристократа Бореля. Вскоре увелечение Борелем проходит и в 1873 году гувернантка девочки сообщает ей страшную новость: герцог Гамильтон женится, но, увы, не на ней. «Точно нож вонзается в грудь» - пишет Мария в своем дневнике. Ей уже неполных 17, и на ее любовном пути оказываются граф де Лардерель, Поль Гранье де Кассаньяк, Антонелли, Одифре и др. Увлекшись де Кассаньяком, депутатом и оратором, Мария всерьез обращается к политике. Существуют свидетельства о том, что Башкирцева пишет под псевдонимом, ибо даже в Академии Жюлиана, где девушка изучает живопись, идеи феминизма вызывали смех. В возрасти 16 лет Мария узнает, что у нее туберкулёз. Теперь она приводит много времени на курортах и чувствует приближение скорой смерти. Тем не менее, девушка задумывается и о судьбе своего дневника, который решает издать. К этому же периоду (1884) относится её известная переписка с Ги де Мопассаном, который впервые получив письмо от некоего скромного учителя Жозефа Савантена, от этой "писанины" отмахивается. В ответном письме, уже от имени девушки, а не учителя, Башкирцева отказывается от предложенного самим писателем. Последние страницы дневника драматичны - умирает от рака учитель Марии, знаменитый французский художник Бастьен-Лепаж. Муся, как ласково называли девушку, ухаживает за своим учителем и... умирает первой. Последняя ее запись в дневнике: "...Горе нам! И пусть только здравствуют консьержки!.. Уже два дня койка моя стоит в салоне, но он так велик, что его разгородили ширмами, и мне не видны рояль и диван. Мне уже трудно подняться по лестнице". Мария Башкирцева умерла в Париже от туберкулёза 31 октября 1884 года, в возрасте 25 лет. Похоронена в Париже, на кладбище Пасси. Мавзолей Марии Башкирцевой, построенный Эмилем Бастьен-Лепажем является также местом захоронения многих других членов семьи Башкирцевых-Бабаниных. Над входом в него строчка из Андре Терье, а внутри хранятся некоторые картины Башкирцевой, в том числе одна из ее последних работ «Святые жены», её мольберт, мебель, скульптура. Мопассан, посетив её могилу, сказал: "Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!" С 14 лет и до смерти Мария ведёт на французском языке дневник (105 тетрадей), ставший впоследствии знаменитым и неоднократно переведённый на многие языки, в том числе и на русский. Дневник проникнут тонким психологизмом, романтической «жаждой славы» и вместе с тем трагическим чувством обречённости. В начале XX века эта книга была очень популярна в России, а самой известной поклонницей творчества и личности Башкирцевой была Марина Цветаева, в молодости переписывавшаяся с матерью Башкирцевой (умершей в 1920-х годах) и посвятившая памяти Башкирцевой свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Валерий Брюсов писал в своем дневнике: «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она — это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами». Её дневник нередко сравнивают с Дневником Елизаветы Дьяконовой. Сравнивая дневники, критики нередко отдавали предпочтение нерехтской провинциалке. «Покойная Елизавета Дьяконова задалась тою же целью, что и Мария Башкирцева, написать „дневник“, который послужил бы „фотографиею женщины“, — отмечал в „Петербургской газете“ некто под псевдонимом Одиссей, — но у Башкирцевой получились негативы, несколько драматизированных, театральных поз, тогда как Дьяконова верна правде и реальна до последнего штриха». В том же смысле высказался В. В. Розанов. Ещё до завершения первого издания, в 1904-м, он выступил на страницах «Нового времени» с горячим призывом: «Прочитайте два тома интереснейшего „Дневника“ г-жи Дьяконовой! Во-первых, до чего всё это русское, „Русью пахнет“, если сравнить этот непритязательный „Дневник“ с гениально-порочным „Дневником“ полуфранцуженки Башкирцевой. Сколько здесь разлито души, дела, задумчивости, какие прекрасные страницы посвящены размышлениям о смерти. Сколько заботы о народе, детях, семье, — заботе не фактической (по бессилью), но, по крайней мере, в душе». А двенадцать лет спустя, после того, как вышло уже четвёртое издание дьяконовского «Дневника», Розанов обозначил своё пристрастие к нему ещё отчетливей, заявив, что «это одна из прелестнейших книг русской литературы за весь XIX век». Сама Дьяконова писала о дневнике Башкирцевой: «Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична. Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге! „Я“ — переливается на всех страницах тысячами оттенков, от мрачного до светлого — и наоборот. Не понимаю, как могли заинтересоваться этим дневником за границей: Гладстон отозвался о нём как об одном из величайших произведений конца этого века. Другие превозносят эту книгу до небес, потому что в ней будто бы „весь отразился век, век нынешний, блестящий, но ничтожный“, и Мария Б. была его самой типичной представительницей. Бедное XIX столетие! Оно отразилось в самолюбивом, слабом и безнравственном человеке! Неужели оно, подходя уже к концу, не заслужило лучшего сравнения?.. М. Б-ва, конечно, искренна в дневнике, она рисует себя такой, какая она есть. Её нельзя назвать талантливой, даровитость — вот её блеск. Но чудовищен этот ужасный эгоизм под блестящей прекрасной внешностью. Если дать прочесть эту книгу монаху, он скажет: „Заблудшая, несчастная душа“ — и, пожалуй, будет прав. Горько видеть, как увлекаются в наше время подобными книгами… Вы не подумайте, что я пишу это от женской зависти. Мало ли на свете людей, более стоящих зависти!» Имение Башкирцевых было продано в 1900 году графу С.Д.Шереметеву. В 1917—1919 гг. имение было разрушено, а в годы войны от него не осталось и следа. В 1908 году Мать Башкирцевой передала в музей Александра III большую коллекцию работ Марии (141 работу: среди них — рисунки, эскизы, полотна, пастели, скульптурные этюды). В 1930 г. из Русского музея (с 1917 г. так назывался музей Александра III) Ленинграда в Днепропетровский музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса УССР Русский музей передал на Украину 127 работ Башкирцевой. Несколько работ было передано в 1929 году в Красноярск. В Русском музее осталось восемь живописных полотен и 13 рисунков Марии Башкирцевой. Во время эвакуации Харьковской картинной галереи бесследно пропали 66 полотен Башкирцевой. Сегодня в музеях Украины есть только три её картины: в музее Харькова, Днепропетровска и Сум. В 1980-х годах в Национальной библиотеке был обнаружен оригинальный текст дневника, ранее считавшийся утраченным. При его изучении обнаружилось, что большая часть дневника Башкирцевой неизвестна публике, а уже опубликованная содержит ряд лакун и явных искажений (в том числе и год рождения художницы), внесённых семьёй, не желавшей оглашения своих семейных тайн. Ныне идёт публикация полного текста дневника на французском языке, а также его английского перевода (доступна первая часть под названием «I Am the Most Interesting Book of All». Ожидается также выход второй части английского перевода под рабочим названием «Gloria Cupiditas»). Полное издание по-новому раскрывает личность Башкирцевой, а также освещает жизнь эпохи. Оригинальные работы Башкирцевой ныне являются редкостью, ввиду того, что большая их часть погибла во время Второй мировой войны при бомбёжке Гавронцев. Украинский литературовед Михаил Слабошпицкий издал роман «Мария Башкирцева», переведённый на русский и французский языки. Большое исследование личности Башкирцевой проделал писатель Александр Александров. Итогом его работы стала книга «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой». Александров частично использовал книгу Коснье.

1861
Владимир Сергеевич Алексеев
русский советский театральный режиссёр. Заслуженный артист РСФСР (1935). Брат К.С.Станиславского. Творческую деятельность начал в 1877 в любительском кружке, руководимом Станиславским (Алексеевский кружок). Был музыкальным руководителем кружка; осуществил здесь постановку оперы "Микадо" Салливена. Ставил спектакли в Московской частной опере С.И.Мамонтова ("Филимон и Бавкида" Гуно и др.). В 1918-1939 Алексеев - режиссёр и педагог Оперной студии, затем Оперного театра имени Станиславского. Участвовал в постановке (совместно с К.С.Станиславским) спектаклей: "Царская невеста" (1926), "Майская ночь" (1928) и "Золотой Петушок" (1932) Римского-Корсакова, "Богема" Пуччини (1927). Умер 8 февраля 1939 года.

1862
Адольф Бартельс
профессор, историк литературы, приверженец национал-социализма

1862
Николай Николаевич Мариуца
русский химик. Родился в Новомосковске (ныне Днепропетровской области). Окончил Санкт-Петербургский университет (1887). В 1890—1893 — ассистент Новоалександрийского сельско-хозяйственного института; с 1893 преподавал в Варшавском университете. Основная область научных исследований - синтетическая органическая химия. Впервые получил (1889) диизопропенил (диметилбутадиен) и изучил его хлорирование. Впервые наблюдал (1896) полимеризацию диизопропенила под действием разбавленных кислот. Результаты этих работ были использованы в Германии при организации (1916) производства синтетического каучука. Исследовал (1894) окисление органических соединений, в частности пинена. Умер 4 октября 1896 года. Сочинения: О действии хлора на тетраметилэтилен и о диметилизопропенилкарбиноле, "Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая", 1889, том 21, выпуск 6, отдел 1 (совместно с А.Хупотским); О действии кислот на диметилизопропенилкарбинол и о новом углеводороде диизопропениле, там же. Литература: Вагнер Е.Е., Памяти Н.Н.Мариуцы, "Журнал Русского физико-химического общества. Часть химическая", 1897. том 29, выпуск 1.

1863
Поль Синьяк (Paul Signac)
французский художник и график, один из виднейших представителей неоимпрессионизма. Родился в Париже. Учился в Париже в свободной мастерской Бинга. В начале своей художественной деятельности испытал влияние импрессионистов, особенно Клода Моне. После знакомства с Жоржем Сера Поль Синьяк с увлечением изучает научные работы химика Эжена Шеврейля, физика Германа Гельмгольца, посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода - дивизионизма, или пуантилизма. Значительная часть его произведений, написанных строго упорядоченными небольшими квадратными мазками, напоминающими мозаику - это виды французских портов и знаменитых приморских городов, таких, как Венеция, Константинополь. В 1886 году оба художника принимали участие в последней выставке импрессионистов. Когда их картины появились на этой выставке в Париже, обескураженная публика, а вслед за ней и критики окрестили их «разукрашенными конфетти» и «художественной оспой». Тогда впервые официально прозвучало название нового направления в живописи, отталкивающегося от опыта импрессионистов и пришедшего им на смену - неоимпрессионизм. В своей книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899) Синьяк настаивает именно на таком названии. С 1912 года и до смерти 15 августа 1935 года Синьяк был президентом Салона независимых, созданных им и Сера в 1884 году. В 1930-е гг. посетил СССР. В течение всего этого времени он ревностно хранил его традиции, основывавшиеся на принципах либерализма и поддержки молодых талантливых художников.
Умер в Париже 15 августа 1935 года. Сочинения: От Эж. Делакруа к неоимпрессионизму, перевод с французского, Москва, 1913. Литература: Besson G., P. Signac. 1863—1935, P., [1950].

1864
Джордж Гриль
американский хирург. Известен работами по изучению хирургического шока.

 (495x699, 137Kb)
1864
Джордж Крайл (George Washington Crile)
американский хирург, известный своим вкладом в изучение хирургического шока. Интерес к этой проблеме возник в результате несчастного случая произошедшего с его близким другом, который умер от шока после того как трамвай отрезал ему ноги. Крайл стал экспериментировать на животных и вывел соотношение между развитием шока, величиной артериального давления и началом агонии. Он понял, что борьба с шоком чрезвычайно важна для спасения жизни. Пропагандировал необходимость измерения артериального давления у хирургических больных и популяризировал использование сфигмоманометра. В 1906 году он выполнил первое удачное переливание крови в больнице Святого Алекса в Кливленде. Умер Джордж Крайл 7 января 1943 года.

 (522x698, 171Kb)
1864
Альфред Герман Фрид (Alfred Hermann Fried)
австрийский журналист и пацифист, лауреат Нобелевской премии мира 1911 совместно с Тобиасом Ассером за масштабную журналистскую деятельность на благо мира. Родился в Вене, однако большую часть своей сознательной жизни провел в Германии. Закончив школу в возрасте 15 лет, работал поначалу продавцом книг в Вене, затем перебрался в Берлин, где открыл собственное издательство в 1887. Под влиянием Берты фон Зутнер, Фрид включился в пацифистское движение. В 1892, по примеру фон Зутнер, которая основала Австрийское общество мира, Фрид создал Немецкое общество мира (Deutsche Friedensgesellschaft) и стал редактировать его ежемесячное печатное издание (с 1894 по 1899). Взяв в качестве названия нового журнала заголовок книги Берты фон Зутнер Долой Оружие, он добился ее согласия возглавить это новое издание. В 1899 журнал был переименован в «Страж мира» (Die Friedenswarte) и Фрид сам возглавил его редактирование. Известный пацифист Норман Энджелл охарактеризовал «Страж мира» как «самый действенный печатный орган пацифистского движения во всем мире». Этот интеллектуальный журнал, посвященный проблемам мира и международных пацифистских организаций, издается в Берлине и поныне. Фрид был его редактором вплоть до последних дней своей жизни. В 1905 он параллельно основал еще один журнал – «Ежегодник международной жизни» («Annuaire de la vie internationale»), который стал реакцией на успехи международного сотрудничества, ознаменованные панамериканским движением и работой Гаагской мирной конференции. Помимо чисто издательской и журналистской работы, Фрид входил в число основателей Общества международного понимания, состоял также в Бернском бюро мира, Международном институте мира, был секретарем Общества умиротворения Центральной Европы и и генеральным секретарем «Международного союза прессы за мир»(«Union internationale de la presse pour la paix»). Он также был страстным приверженцем идей универсального международного языка эсперанто и даже издал в 1903 учебник. В 1913 Лейденский университет (Нидерланды) присвоил ему почетную докторскую степень. Гаагский мирный конгресс 1899 сыграл поворотную роль в становлении пацифистских взглядов Фрида. После него в своих воззваниях к немецкому интеллектуальному сообществу он делал основной акцент на экономическом и политическом сотрудничестве государств как основе для мирного развития, и в меньшей степени – на идеях ограничения вооружений и системы международного правосудия. Войну он считал проявлением ситуации международной анархии, борьба с которой необходима и возможна путем установления четкого международного порядка. Фрид был причастен к основанию Общества международного взаимопонимания (Verband für internationale Verständigung) в 1911. Его теория интернационализма не устраняла полностью национализм. В панамериканском движении он видел модель сохранения национальной компоненты в рамках международной организации. С этой позиции Фрид защищал Германию перед Первой мировой войной, пропагандируя положительное отношение Вильгельма II к идее всеобщего мира (книга Германский император и всеобщий мир, 1912), а во время войны доказывал несостоятельность того, что он считал необоснованной критикой Германии со стороны французской, британской и американской прессы. Начало военных действий застигло Фрида в Вене. Поскольку пацифистская деятельность оказалась затруднена из-за введения военной цензуры и националистически настроенного общественного мнения, Фрид переместил свою журналистскую и организационную работу в Швейцарию. Он активно участвовал в борьбе за улучшение условий содержания военнопленных и продолжал издавать «Страж мира», превратившийся в центральный печатный орган борцов за мир. Обвиненный за свою деятельность австрийским правительством в государственной измене, он не мог вернуться в Вену вплоть до окончания войны. После войны опубликовал Мой военный дневник (Mein Kriegstagebuch), в котором описал свои чувства и поступки, а также деятельность своих коллег по пацифистскому движению. Он выразил свое несогласие с условиями мирного завершения войны и организовал журналистскую кампанию против Версальского договора. В своей пропаганде идей мира он неустанно повторял мысль о том, что война стала доказательством верности пацифистского подхода к международным отношениям. Потеряв все свое состояние в результате распада Австро-Венгерской империи, Фрид умер 5 мая 1921 года в нищете и забвении в Вене от болезни легких в возрасте 57 лет. Труды: Fried, Alfred Hermann, Das Abrüstungs-Problem: Eine Untersuchung. Berlin, Gutman, 1904; The German Emperor and the Peace of the World, with a Preface by Norman Angell. London, Hodder & Stoughton, 1912. Fried, Alfred Hermann, International Cooperation. Newcastle-on-Tyne, Richardson [1918]. Fried, Alfred Hermann, Mein Kriegstagebuch. 4 Bde. Zürich, Rascher, 1918–1920. Fried, Alfred Hermann, ed., Der Weltprotest gegen den versailler Frieden. Leipzig, Verlag der Neue Geist, 1920.

1865
Карл Августович Кипп
русский советский пианист, педагог. Родился в Санкт-Петербурге. Ученик у П.А.Пабста. С 1892 преподаватель Московской консерватории (с 1909 профессор). Среди учеников: В.Н.Аргамаков, Ю.В.Брюшков. Умер в Москве 26 марта 1925 года.

1866
Антуан Мейе (Antoine Меillеt)
французский лингвист. Родился в Мулене. Учился в Клермон-Ферране, затем в Париже; с 1885 был студентом Сорбонны, посещал курсы М.Бреаля в Коллеж де Франс и Ф. де Соссюра в Практической школе высших исследований. В 1891 был на Кавказе, где изучал армянский язык и древние армянские манускрипты. По возвращении занял место переехавшего в Женеву Соссюра. С 1906 Мейе получил кафедру сравнительно-исторического и общего языкознания в Коллеж де Франс, ранее возглавлявшуюся Бреалем. В этих двух учебных заведениях Мейе преподавал до 1932; кроме сравнительно-исторического языкознания читал также курсы древнеперсидского и армянского языков. С 1906 – непременный секретарь Парижского лингвистического общества. В 1906 был избран иностранным членом-корреспондентом Российской Академии наук. Умер Мейе в Шатомейане 21 сентября 1936. Мейе – во многом завершитель лингвистики 19 в. Мейе сохранил понимание лингвистики как исторической науки и общее для науки 19 в. понимание языкового родства. В ряде отношений позитивистский подход, свойственный младограмматикам, был проведен у Мейе еще более последовательно. Не отказываясь от представления о том, что индоевропейский праязык когда-то реально существовал, он в то же время предпочитал называть праязыком совокупность «соответствий между различными индоевропейскими языками, отражающих древние общие формы». Отказался Мейе и от широкого понимания языкового закона, еще сохранявшегося у младограмматиков, условно называя «законом» формулу регулярных соответствий между языками. Принимая большинство положений младограмматиков, Мейе под влиянием Э.Дюркгейма разошелся с ними по вопросу об индивидуальном и социальном в языке. Если для младограмматиков единственная реальность – это индивидуальная психика, а язык как общественное достояние – лишь некая абстракция, то для Мейе язык – «социальная реальность», не существующая вне общества. Присущий Мейе интерес к социолингвистическим проблемам проявился в его книге Языки современной Европы (Les langues dans l'Europe nouvelle, 1918). Наличие во взглядах Мейе значительной социологической составляющей в сочетании с тем очень значительным влиянием, которым пользовался ученый, дало основание рассматривать его как основоположника французской «социологической школы в лингвистике». Большую часть многочисленных работ Мейе составляют труды по индоевропеистике и отдельным языкам и группам индоевропейской языковой семьи: славянским, германским, иранским, хеттским, греческому, армянскому и др. Совместно с А.Эрну ученый издал Этимологический словарь латинского языка (Dictionnaire étymologique de la langue latine, 1932). Наиболее известна его книга Введение в сравнительно-историческое изучение индоевропейских языков (Introduction а l'étude comparative des langues indo-européenes), вышедшая первым изданием в 1903 и выдержавшая семь прижизненных изданий. Вместе со своим учеником Марселем Коэном (1884–1975) Мейе был редактором коллективного двухтомника Языки мира (Les langues de monde, 1924), представлявшего собой первую в мировой науке попытку дать унифицированное описание языков. Сочинения: Les dialectes indo-europйens, 2 йd., ., 1922; mйthode comparative en linguistique historique. Oslo - (e. a.), 1925; Linguistique historique et linguistique gйnйrale, 2 йd., t. 1-2, ., 1926-36; в русском переводе - Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, Москва - Ленинград, 1938; Общеславянский язык, Москва, 1951; Основные особенности германской группы языков, Москва, 1952. Литература: Щерба Л.В., Памяти A. Meillet, "Вопросы языкознания", 1966, № 3; Sommerfelt A., Antoine Meillet, the scholar and the man, в книге: Portraits of linguists, v. 2, Bloomington - L., 1966.

1868
Эдуар Жан Вюйяр (Jean Édouard Vuillard)
французский художник, представитель символизма и модерна. Родился в Кюизо (департамент Сона и Луара). С 1886 учился в Школе изящных искусств и академии Р.Жюльена в Париже. Совместно с М.Дени и К.Русселем основал группу «Наби» (1892), сотрудничал в символистском журнале «Ревю бланш». Подолгу жил в Нормандии и Бретани. Сперва писал в манере, близкой к голландцам 17 в. и Ж.Б.С.Шардену (Стакан воды и лимон, 1888–1890, частное собрание, Париж), со временем включая в картины все больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека и японской гравюры. Наиболее типичные его символистские вещи (1890-х годов) решены в духе «интимизма»: это интерьерные сцены с фигурами, составляющими нерасторжимое красочное единство с фоном; нарочитая смутность персонажей усиливает таинственное обаяние этих образов. Предпочитал мягкие приглушенные тональности, часто вводя драматические вкрапления более темных и черного цветов. Охотно обращался к пастели. Излюбленной его темой, помимо интерьера, были сады. Увлеченно работал также в сфере настенной живописи, высветляя колорит и превращая композиции в «ковровые» красочные арабески (Сад Тюильри, панно для дома А.Натансона, 1894, ныне в музее Орсе, Париж; панно в фойе театра Елисейских полей, 1913; росписи в Пале-Шайо, 1937, а вне Парижа – в женевском здании Лиги наций, 1939). Выступал как сценограф (в частности, сотрудничал в конце 1910 – начале 1920-х годов с антрепризой С.П.Дягилева). Среди его характерных станковых произведений – В постели (1891, Национальный музей современного искусства, Париж), В комнате (1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург), цикл Сады Парижа (1894, Национальный музей современного искусства, Париж, и другие собрания), Супружеская жизнь (ок. 1900, частное собрание, Париж), Дамы Натансон за вышиванием на веранде (1913, музей Орсе, Париж). В поздний период писал светские портреты. Умер Вюйар в Ла-Боле (департамент Луара) 21 июня 1940 года.

 (428x699, 62Kb)
1869
Виктор Эммануил III (Vittorio Emanuele III)
последний король Италии из Савойской династии в 1900-46. Родился в Неаполе. Единственный сын короля Умберто I и королевы Маргариты, представителей Савойской династии; наследный принц Неапольский. В 1887 поступил на армейскую службу, в 1896 женился на Елене Черногорской. После убийства отца 29 июля 1900 Виктор Эммануил наследовал трон. В ходе майского кризиса 1915 поддержал кабинет Саландры, санкционировав вступление страны в Первую мировую войну. В октябре 1922 под угрозами и давлением фашистов Виктор Эммануил поручил формирование кабинета Б.Муссолини. Король пошел на нарушение регламента смены кабинета, надеясь избежать гражданской войны, не предпринял активных действий и в 1924, когда по приказу Муссолини был убит видный социалист Джакомо Маттеотти. Латеранские соглашения 1929 примирили Савойскую династию с Ватиканом. Правление Виктора Эммануила отмечено войнами с Турцией (1911–1912), с Эфиопией (1935–1936), интервенцией в Испанию (1936–1939), войной с Албанией (1939), наконец, участием в первой и второй мировых войнах. 11 июня 1940 король объявил войну Франции и Великобритании, а 13 октября 1943 – Германии. В 1942, когда давление союзников усилилось, Виктор Эммануил выработал план свержения правительства, но не отдавал приказа об аресте Муссолини, пока 25 июля 1943 Большой фашистский совет не сместил Муссолини с поста партийного лидера. Король назначил главой правительства маршала Пьетро Бадольо, обещал вернуть страну к конституционному правлению. Попытка побудить армию перейти на сторону союзников не удалась. Вместе с Бадольо и другими генералами король покинул Рим после начавшейся гитлеровской оккупации Италии. В ноябре 1943 Виктор Эммануил отказался отречься от власти, однако 5 июня 1944 передал свои полномочия наследному принцу Умберто. 9 мая 1946 король отрекся от престола и уехал в Египет. Умер Виктор Эммануил III в Александрии 28 декабря 1947 года.

1870
Александр Иванович Слепушкин
российский арфист и педагог. Родился в Санкт-Петербурге. Ученик В.Поссе (Германия). Основоположник русской школы игры на арфе. С 1908 г. солист оркестра Большого театра. Профессор Московской консерватории (с 1908). Умер в Москве 30 марта 1918 года.

1870
Эдмунд Горас Феллоуз (Edmund Horace Fellowes)
английский музыковед, священник англиканской церкви. Родился в Лондоне. Получил образование в Винчестере и Оксфордском университете, в 1894 был назначен викарием церкви святой Анны в Уондсуэрте и вскоре принял сан священника (1895). После 1900 стал младшим каноником и хормейстером часовни святого Георгия (1924–1927). Умер 21 декабря 1951 в Виндзоре. Главным достижением Феллоуза в сфере музыки являются два труда: 36-томное издание мадригалов эпохи королевы Елизаветы Школа английского мадригала (The English Madrigal School, 1912–1924) и Школа английской песни с аккомпанементом лютни в 32-х томах (The English School of Lutenist Song-Writers, 1930–1932). Ученый опубликовал также биографии композиторов елизаветинской эпохи У.Бёрда и О.Гиббонса и писал музыку для Англиканской церкви.

1871
Леопольд Куншак
австрийский государственный деятель, в 1945 году был председателем Австрийской народной партии, с 12 декабря 1945 до своей кончины 13 марта 1953 года - Председатель национального совета.

1871
Николай Феофилактович Лесков
российский этнограф, фольклорист, писатель, кандидат богословия. За исследования этнографии и фольклора карел Олонецкой губернии награжден серебряной медалью Императорского Географического общества. Умер в 1915 году.

1872
Адамс (Adams)
американская актриса.

1873
Анна Мария Тальшова
чешская писательница

1875
Весто Мелвин Слайфер
американский астроном. Труды по спектроскопии планет, звезд и туманностей. Первым начал определять лучевые скорости шаровых звездных скоплений и спиральных туманностей, т. е. галактик (1912), обнаружил красное смещение в спектрах галактик (1912-1914).

1876
Евгений Андреевич Беренс
военно-морской деятель. Участник Русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Штурманом на крейсере «Варяг» сражался в Чемульпском бою. В 1910-1917 гг. морской атташе в ряде стран. После Великой Октябрьской революции перешел на сторону советской власти. С ноября 1917 г. начальник морского Генерального штаба. На собрании в штабе заявил следующее: «Надо помнить о России. И работать, господа, работать». С апреля 1919 г. командующий Морскими Силами Республики. В 1924-1926 гг. военно-морской атташе. Умер 7 апреля 1928 года.

1879
Абрам Павлович Комлев
деятель революционного движения России. Член Коммунистической партии с 1903. Родился в деревне Петропавловка, ныне Валковского района Харьковской области, в крестьянской семье. Портной. Вел партийную работу на станции Лозовой, в Севастополе, Ярославле, Одессе. Во время Революции 1905—07 на партийной работе в Донбассе. С 1906 член Казанского комитета РСДРП, участвовал в создании профсоюза портных в Казани. Неоднократно подвергался репрессиям. Участник Февральской революции 1917. Делегат Седьмой (Апрельской) конференции РСДРП (б). Один из организаторов борьбы за установление Советской власти в Татарии. В августе 1918, когда белочехи и белогвардейцы захватили Казань, был арестован и после пыток расстрелян в Казани в августе 1918 года. Литература: Лебедева А.И., А.П.Комлев, в книге: Борцы за счастье народное, Казань, 1967.

1880
Густав Коллийн (Gustaf Collijn)
шведский шахматист. Умер 6 ноября 1968 года.

1882
Пауль Беккер
немецкий историк музыки. Автор книг о Бетховене, немецких композиторах 20 века и др. В 1933 г. покинул Германию и с 1934 г. жил в Нью-Йорке.

1882
Густав VI Адольф (Gustav VI)
король Швеции. Родился в Стокгольме, старший сын короля Густава V. Получил образование в университетах Упсалы и Осло, в 1902 вступил в армию; служил в шведских и норвежских войсках, в 1932 получил звание генерала. В последние годы правления отца Густав брал на себя исполнение все большей части королевских обязанностей, часто в качестве регента. Занял трон 29 октября 1950 после смерти Густава V. Увлекался археологией, собрал всемирно известную коллекцию восточной керамики. Умер Густав VI в Хельсингборге 15 сентября 1973 года.

 (699x696, 171Kb)
1883
Эрнест Ансерме (Ernest Ansermet)
швейцарский дирижёр. Учился в Лозанне, Париже и Женеве. С 1912 дирижёр в Монтрё, в 1915-1918 в Женеве, где организовал оркестр Романской Швейцарии - один из лучших европейских оркестров. Ансерме известен как пропагандист современной музыки, особенно произведений И.Ф.Стравинского. В 1915-1923 был музыкальным руководителем труппы "Русский балет С.Дягилева". Ансерме гастролировал в странах Европы, Америки и в СССР (впервые в 1928). Автор симфонических и камерных произведений, а также литературных сочинений о музыке. "Между музыкой и математикой существует безусловный паралеллизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни". (Эрнест Ансерме). "Если мы воспринимаем музыку одним лишь ухом, но не ощущаем ее всем телом и душой, не содрогаемся от ее могущества, мы слышим лишь слабое эхо ее истинного существа" (Эрнест Ансерме, "Беседы о музыке"). Интереснейшая личность. Профессиональный математик, проработавший 4 года профессором в университете г.Лозанна, заинтересовался музыкой и ... после частных уроков (у Эрнеста Блоха...), профессиональной помощи Артура Никиша и Феликса Вайнгартнера, через год с небольшим встал за дирижёрский пульт. А через пять лет (1915), по рекомендации Стравинского, стал главным дирижёром Русского балета (Ballets Russes) Дягилева. В репертуаре Ансерме были представлены композиции от авторов-классиков до современников. Он дирижировал премьерами "Треуголки" (Фалья), "Сказа про шута..." (Прокофьева), "Парада" (Сати), сочинений Стравинского ("Истории солдата", "Пульчинеллы", "Соловья", Мессы и др.). Под его руководством прозвучали премьеры и некоторых сочинений Онеггера ("Rugby", "Pacific 231" и др.), В.Бриттена("Поругание Лукреции" и др.). Ансерме (как и Ш.Мюнш) был одним из первых пропагандистов симфонических произведений Равеля. Основал и на протяжении почти пятидесяти лет (1918-1967) руководил Оркестром Романской Швейцарии (Orchestre Romand, O.R.) - удивительная верность коллективу (в других оркестрах был лишь приглашённым дирижёром, например, в Национальном оркестре Аргентины). Мало того, Ансерме является автором собственных музыкальных сочинений. Кстати, Ансерме положительно относился к джазу и видел в нём перспективный источник новых идей для современной академической музыки и посильно пропагандировал его. В 1918 г., вернувшись из гастрольного турне по Америке, Эрнест Ансерме привез мне связку нот регтаймов в виде фортепианных аранжировок и инструментальных партий, которые я свел в партитуру. С этими пьесами перед глазами я сочинил регтайм для «Истории солдата» и, по окончании «Истории солдата», «Регтайм» для одиннадцати инструментов. Интересны также музыковедческие работы Ансерме. Он интересовался музыкальной эстетикой, теорией и историей и высказывался за музыку, которая способна захватить массы слушателей. Его "Беседы о музыке" издавались в руском переводе уже в 1976 г. (Л.Музыка).

Sonya_kot   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 17:27 (ссылка)
Большое спасибо! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
kakula   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 23:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Sonya_kot

На здоровье!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку