-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108452
Комментариев: 6801
Написано: 116923


11 ноября родились...

Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 01:27 + в цитатник
Dostoevsky (527x699, 94Kb)
1821
Федор Михайлович Достоевский
русский писатель. Родился в Москве в семье сына священника, врача московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получившего звание потомственного дворянина. Мать – из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возившая детей на богомолье. В доме устраивали устные чтения: Историю Государства Российского Н.М.Карамзина, произведения Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Библией: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства». Ярким детским впечатлением стала также ветхозаветная Книга Иова: мотивы «осанны», прошедшей через «горнило» страшных сомнений, и чувство богооставленности окажутся особенно важны для автора Бесов и Братьев Карамазовых. С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (например, в рассказе Мужик Марей из Дневника писателя за 1876). С 1833 Достоевский и его старший брат Михаил начали обучение в пансионе Н.И.Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л.И.Чермака. Казенная атмосфера этих учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию, что во многом отозвалось в автобиографических чертах героя романа Подросток, переживающего глубокие нравственные потрясения в «пансионе Тушара». Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать, и вскоре отец отвез Федора с Михаилом в Санкт-Петербург для продолжения образования. Больше писателю так и не довелось встретиться с отцом, скончавшемся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям – был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было очень сложным. Черты сладострастника Федора Карамазова сложились в сознании романиста, вероятно, не без воздействия впечатлений от личности главы его семьи. С января 1838 Достоевский учился в Санкт-Петербургском Главном инженерном училище (впоследствии считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его товарищ по училищу художник К.А.Трутовский, держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям – Мария Стюарт и Борис Годунов. Эти сочинения навеяны чтением Ф.Шиллера и А.С.Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского, который также ценил Н.В.Гоголя, Э.Гофмана, В.Скотта, Жорж Санд, В.Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Санкт-Петербургской инженерной команде, летом 1844 уволился в чине поручика, решив полностью посвятить себя литературному творчеству. Среди литературных пристрастий Достоевского той поры одно из центральных мест занимал Бальзак – переводом его повести Евгения Гранде (1844, без указания имени переводчика) он вступил на литературное поприще. Одновременно работал над переводом романов Эжена Сю и Жорж Санд (в печати не появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя: ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. Зимой 1844 задумал роман Бедные люди, работу над которым начал, по его словам, «вдруг», неожиданно, но отдался ей безраздельно. Д.В.Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н.А.Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет его читали. Под утро пришли к Достоевскому, чтобы выразить восхищение. Со словами «Новый Гоголь явился!» Некрасов передал рукопись В.Г.Белинскому, который сказал П.В.Анненкову: «Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в «Петербургском сборнике» Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь Бедных людей с гоголевской Шинелью, имея в виду и образ главного героя, полунищего чиновника Макара Девушкина, очередного «маленького человека», и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. В изображении обитателей «петербургских углов», в портретировании целой галереи социальных типов Достоевский опирался на традиции «натуральной школы» с ее обличительным пафосом, однако сам подчеркивал, что в романе сказалось и влияние пушкинского Станционного смотрителя. Тема «маленького человека» и его трагедии обрела новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма «романа в письмах»), система двойников, «сопутствующих» главным героям, «фантастический» образ города, «мечтательность» персонажей. Войдя в кружок Белинского (где появилась возможность встреч с И.С.Тургеневым, В.Ф.Одоевским, И.И.Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, «страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести Двойник (1846), в которой впервые дал глубокий анализ расколотого сознания, психологического «подполья» человека, предвещавшие его великие романы. Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность писателя. Угнетающе действовала на постоянно нуждавшегося Достоевского необходимость соглашаться почти на любую литературную поденщину. Он стал «страдать раздражением всей нервной системы», появились первые симптомы эпилепсии, мучившей его всю жизнь. В 1846 сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди его участников – А.Н.Плещеев, А.Н. и В.Н.Майковы, Д.В.Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 начал посещать «пятницы» М.В.Петрашевского, зимой 1848–1849 – кружок поэта С.Ф.Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А.И.Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н.А.Спешневым, имевшим значительное влияние на писателя. Это общество легкомысленных романтиков, склонных к неуемным социальным грезам, ставило своей целью «произвести переворот в России». Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А.П.Милюкова, он «читал социальных писателей, но относился к ним критически». И тем не менее под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев он был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После восьми месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держался мужественно и даже написал рассказ Маленький герой (напечатан в 1857), он был признан виновным «в умысле на ниспровержение... государственного порядка» и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после «ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», четырьмя годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников («это было страдание невыразимое, бесконечное... всякая минута тяготела как камень у меня на душе»). Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, религиозно-нравственный переворот в сознании, вызванный постоянным чтением Евангелия, – весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой Записок из Мертвого дома (1860–1862), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа автора. Отдельной темой Записок оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простонародьем. Аполлон Григорьев – не без некоторого, правда, преувеличения – утверждал: Достоевский «достиг страдательным психологическим процессом до того, что в «Мертвом доме» слился совсем с народом». В любом случае шаг к такому сближению – через сознание общности судьбы – был сделан. Сразу после освобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири «народных типах» и знании «черного, горемычного быта» – опыте, которого «на целые томы достанет». В Записках отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал, их несостоятельность перед лицом христианской истины. С января 1854 служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 – в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М.Д.Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В Сибири написал повести Дядюшкин сон и Село Степанчиково и его обитатели (обе напечатаны в 1859). Центральный герой Села Степенчикова, Фома Фомич Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа, углубленный – русский – вариант Тартюфа, маниакальный себялюбец и утонченный садист, гений игры на психологической подноготной людей, как психологический тип стал важным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях намечены и основные черты знаменитых «романов-трагедий» Достоевского (термин Вяч. Иванова): театрализация действия, скандальное и одновременно трагическое развитие событий (Д.С.Мережковский позже назвал романы писателя «чередой пятых актов трагедий»), усложненный психологический рисунок. Современники остались равнодушными к Селу Степанчикову, интерес к повести возник значительно позднее, когда критик Н.М.Михайловский в статье Жестокий талант дал глубокий анализ образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, однако, с самим писателем. Много споров вокруг повести связано с предположением Ю.Н.Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются Выбранные места из переписки с друзьями Н.В.Гоголя. Идея Тынянова спровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературного подтекста в этом сочинении, в том числе аллюзий, связанных с литературными произведениями 1850-х, за которыми Достоевский жадно следил, будучи в Сибири. В 1859 вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года переехал в Санкт-Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», позже – журнал «Эпоха», сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем участии Н.Н.Страхова и А.А.Григорьева в ходе полемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались «почвеннические» идеи, генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения с западниками, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал «цивилизации» и народности. Речь шла о синтезе, выраставшем из «всеотзывчивости», «всечеловечности» русского народа, его способности к «примирительному взгляду на чужое». Статьи Достоевского, в особенности Зимние заметки о летних впечатлениях (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия), представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в возможность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: «русская идея... будет синтезом всех тех идей, которые... развивает Европа в отдельных своих национальностях». На страницах журнала «Время», стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман Униженные и оскорбленные, само название которого воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и даже шире – как символ «истинно гуманистического» пафоса русской литературы (Н.А.Добролюбов в статье Забитые люди). Насыщенный автобиографическими аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х, роман написан в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспект трагедии «униженных» и углублен психологический анализ. Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетание таинственности, хаотичность композиции обусловили сравнительно невысокую оценку романа критиками разных поколений. Однако в следующих произведениях Достоевскому удалось те же черты поэтики поднять на трагедийную высоту: внешняя неудача подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в «Эпохе» повесть Записки из подполья, которую В.В.Розанов считал «краеугольным камнем в литературной деятельности» Достоевского. Исповедь подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, предтечи героев экзистенциалистской прозы 20 в., его споры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная победа героини, противостоящей болезненному индивидуализму «антигероя», – все это нашло развитие в последующих романах, лишь после появления которых повесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике. В 1863 Достоевский совершил вторую поездку за границу, где познакомился с А.П.Сусловой и страстно увлекся этой женщиной (ею, несомненно, инспирирован тип «терзающих» героинь будущих романов – Настасьи Филипповны из Идиота, Грушеньки из Братьев Карамазовых); их сложные, мучительные отношения, а также азартная игра в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа Игрок (1866). В 1864 умерла жена Достоевского, и хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала «Эпоха», однако вскоре прекратил его издание из-за падения подписки и заключил невыгодный договор на публикацию своего собрания сочинений, обязавшись к определенному сроку написать новый роман. Он еще раз побывал за границей и все лето 1866 напряженно работал над романом Преступление и наказание, предназначенным для журнала «Русский вестник» М.Н.Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его сочинения печатались именно здесь). Параллельно пришлось работать над вторым романом – Игрок, – который он диктовал стенографистке А.Г.Сниткиной. Эта девушка не только помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа (зима 1867) Достоевский вступил с ней в брак, и, по воспоминаниям Н.Н.Страхова, «новая женитьба скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал». Круг основных идей Преступления и наказания Достоевский вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, – еще с каторги. Работа шла с увлечением, несмотря на материальную нужду. Генетически связанное с неосуществленным замыслом Пьяненькие, новое сочинение подводило итог творчеству 1840–1850-х, продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», который, по словам писателя, «кончает тем, что принужден сам на себя донести... чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». Крах индивидуалистической искусительной идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных – философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х. Сделав «убийцу и блудницу» главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Санкт-Петербурга, Достоевский поместил обыденную жизнь в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Санкт-Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие «голосов» (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) – все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная, так называемая демократическая критика истолковала Преступление и наказание как произведение тенденциозное, оно имело огромный успех. В 1867–1868 написан роман Идиот, задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос» русского извода, «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом, водоворотом навязчивых страстей – и погружается в безумие. Его гибель – приговор миру. Однако, по замечанию Достоевского, «где только он ни прикоснулся – везде он оставил неисследимую черту». Следующий роман – Бесы (1871–1872) – создан под впечатлением от террористической деятельности С.Г.Нечаева и организованного им тайного общества «Народная расправа», но идеологическое пространство сочинения много шире. Достоевский сквозь призму евангельских притч осмыслял феномены и декабристов, и деятельности П.Я.Чаадаева, и либерального движения 1840-х, и шестидесятничества, интерпретируя революционное «бесовство» в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа – развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, «брошенным» на события. Современники прочитали Бесов как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла.
Dost_pamyatnik1 (580x700, 369Kb)
Памятник Достоевскому в усадьбе Даровое, скульптор Ю.Ф.Иванов.
В 1875 напечатан роман Подросток, написанный в форме исповеди юноши, сознание которого формируется в «безобразном» мире, в обстановке «всеобщего разложения» и «случайного семейства». Тема распада семейных связей в сопряжении с философским осмыслением детективной фабулы нашла продолжение в итоговом романе Достоевского – Братья Карамазовы (1879–1880), – задуманном как изображение «нашей интеллигентской России» и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова.
Dostoevsky-Library_Moscow_Russia2 (525x700, 221Kb)
Памятник Достоевскому в Москве, рядом с Российской Государственной Библиотекой.
Проблема «отцов и детей» («детская» тема получила здесь обостренно-трагедийное звучание, особенно в книге Мальчики), а также конфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей через «горнило сомнений», достигли в Братьях Карамазовых своего апогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и «мире Божьем» (эти мотивы достигают кульминации в «поэме» Ивана Карамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Достоевского – это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, «придавленные» идеей и оторванные от «почвы», при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в 20 в., стали восприниматься как символы кризисного состояния мировой обезбоженной цивилизации. В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин», где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы.
Pamyatnik_Dostoevsky_spb4 (525x700, 223Kb)
Памятник Достоевскому недалеко от станции метро «Достоевская», Санкт-Петербург. Эта пестрота «искупалась» единством интонации и взглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться Дневник писателя, которому Достоевский посвятил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои основополагающие политические, религиозные, эстетические взгляды. По сути, Дневник, имевший огромный успех и побудивший десятки людей вступить в переписку с его автором, стал играть роль публицистического комментария к содержанию основных художественных произведений, которые, в свою очередь, создавались исключительно на самые злободневные темы. В 1874 Достоевский отказался от редактирования журнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья, а в конце 1875 возобновил работу над Дневником.
Stamp_of_USSR_1943 (502x700, 331Kb)
Почтовая марка СССР, 1956 год.
С перерывами вел Дневник до конца своих дней. В обществе к началу 1880-х Достоевский приобрел высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о «всечеловечности» как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный резонанс, была воспринята русским обществом как «завещание» ее автора. Полный творческих планов, собираясь начать работу над второй частью Братьев Карамазовых и издавать Дневник писателя, Достоевский внезапно скончался в Санкт-Петербурге 9 февраля 1881 года. Похоронен в Александро-Невской лавре. Сочинения: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Ленинград, 1972–1990. С именем Ф.М.Достоевского связано возникшее на рубеже 19-20 веков понятие достоевщина, имеющее два значения: а) психологический анализ в манере Достоевского, б) «душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания», присущие героям произведений писателя. Фильмы о Достоевском: Мёртвый дом (1932) В роли Достоевского Николай Хмелев; «Достоевский». Документальный фильм. ЦСДФ (РЦСДФ). 27 минут. — документальный фильм Самуила Бубрика и Ильи Копалина (Россия, 1956) о жизни и деятельности Достоевского к 75-летию со дня его смерти; Писатель и его город: Достоевский и Санкт-Петербург — фильм Генриха Бёлля (ФРГ, 1969); Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — художественный фильм Александра Зархи (СССР, 1980). В главной роли Анатолий Солоницын; Достоевский и Питер Устинов — из документального фильма «Россия» (Канада, 1986); Возвращение пророка — документальный фильм В.Е.Рыжко (Россия, 1994); Жизнь и смерть Достоевского — документальный фильм (12 серий) Александра Клюшкина (Россия, 2004); Демоны Санкт-Петербурга — художественный фильм Джулиано Монтальдо (Италия, 2008). В роли — Мики Манойлович;
Три женщины Достоевского — фильм Евгения Ташкова (Россия, 2010). В роли Андрей Ташков; Достоевский — сериал Владимира Хотиненко (Россия, 2011). В главной роли Евгений Миронов. Образ Достоевского также использован в биографических фильмах «Софья Ковалевская» (Александр Филиппенко), «Чокан Валиханов» (Юрий Орлов), 1985 и сериале «Господа присяжные» (Олег Власов), 2005. В Омске в честь Достоевского названа улица, библиотека, музей, Омский государственный университет и др.
Памятник_Достоевскому3 (525x700, 247Kb)
Памятник Достоевскому в Дрездене на набережной Эльбы у здания Конгресс-центра. 10 октября 2006 года президент РФ Владимир Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому работы народного художника России Александра Рукавишникова.
В честь Достоевского назван кратер на Меркурии. 12 ноября 2001 года в Омске ко дню 180-летия рождения писателя, открыт памятник Ф.М.Достоевскому. С 1997 года музыкальный критик и радиоведущий Артемий Троицкий ведёт авторскую радиопередачу под названием «FM Достоевский». Писателем Борисом Акуниным было написано произведение «Ф.М.», посвящённое Достоевскому. Лауреат Нобелевской премии по литературе Джон Максвелл Кутзее написал в 1994 году роман о Достоевском «Осень в Санкт-Петербурге» (The Master of Petersburg; 1994, русский перевод, 1999). В 2010 году режиссёр Владимир Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который вышел на экраны в 2011 году к 190-летию со дня рождения Достоевского. 19 июня 2010 года открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезнёвскую улицу и улицу Дурова. Оформление станции: на стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»). 29 октября 2010 года открыт памятник Достоевскому в Тобольске.
Тут_Достоевский_написал_Игрок_(Баден-Баден) (700x525, 46Kb)
Барельеф на балконе квартиры, в которой Достоевский написал роман «Игрок» (Баден-Баден).
Dostojewski_Wilno (539x700, 285Kb) Мемориальная таблица (Вильнюс, улица Диджёйи, 20)
DostoevskiyDeskGVA (700x525, 70Kb)
Женева, мемориальная доска на доме, в котором жил Достоевский в 1868 году.
Мемориальная доска писателю есть на доме и во Флоренции (Италия), где он закончил роман «Идиот» в 1868. «Зона Достоевского» — так неформально именуется район подле Сенной площади в Санкт-Петербурге, который тесно связан с творчеством Ф.М.Достоевского. Он жил здесь: Казначейская улица, дома № 1 и № 7 (установлена памятная доска), № 9. Здесь на улицах, переулках, проспектах, на самой площади, на Екатерининском канале разворачивается действие целого ряда произведений писателя («Идиот», «Преступление и наказание», «Игрок» и других). В домах этих улиц Достоевский поселил своих литературных персонажей — Родиона Романовича Раскольникова, Соню Мармеладову, Свидригайлова, генерала Епанчина, Рогожина и других. На Гражданской улице (бывшей Мещанской) в доме № 19/5 (угол Столярного переулка), согласно разысканиям краеведов, «жил» Родион Раскольников. Здание значится во многих путеводителях по Санкт-Петербургу как «Дом Раскольникова» и отмечено памятным знаком литературному герою. «Зона Достоевского» создана в 1980—1990-х годах по требованию общественности, заставившей городские власти привести в порядок памятные места, здесь расположенные, которые связаны с именем писателя. Литературные издания: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 томах. — Ленинград: Наука, 1972–1990; Достоевский Ф.М. Cобрание сочинений в пятнадцати томах. — Ленинград: Наука, 1988–1996; Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: канонические тексты. В 15 томах. Тома 1-9 / Продолжается. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1995–2011. Биография: Гроссман Л.П. Достоевский. — Москва: Молодая гвардия, 1962. — 543 страницы. — (Жизнь замечательных людей); Труайя А. Фёдор Достоевский. — Москва: Эксмо, 2005. — 480 страниц. — («Русские биографии»). — ISBN 5-699-03260-6. Литературные исследования: Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. — Ленинград: Прибой, 1929. — 244 страницы; Ф.М.Достоевский в русской критике. Сборник статей / сост. А. А. Белкин.. — Москва: ГИХЛ, 1956. — 471 страницы; Бердяев Н.А. Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo. — Pгaha: YMCA-PRESS, 1923. — 238 страниц; Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. Размышлнения читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». — Москва: Академия Наук СССР («Постскриптум»), 1963. — 102 страницы; Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского — 2-е издание, дополненное. — Москва: МГУ, 1991. — 400 страниц. — 20 000 экземпляров. — ISBN 5-211-01121-X; Набоков В.В. Федор Достоевский // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. — Москва, 2001. — Страницы 175-220; Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — Москва: Алгоритм, 2003. — 800 страниц. — (Русские писатели); Луначарский о Достоевском — Подборка статей А.В.Луначарского; Слоним М.Л. Три любви Достоевского. — Москва: Эксмо, 2011. — Страница 416. — (Жизнеописания знаменитых людей). — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-699-52376-4; З. Фрейд. Достоевский и отцеубийство // Классический психоанализ и художественная литература / составитель В.М.Лейбин. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — Страницы 70—88; Оскар фон Шульц. Светлый, жизнерадостный Достоевский. Курс лекций в Хельсинкском университете (1931, 1932). — Петрозаводск: ПетрГУ, 1999. — 368 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-8021-0051-6; Соколов Л.А. Поиски жизненного смысла в романе «Братья Карамазовы». Публичная лекция, произнесенная в 15 аудитории Императорского Университета святого Владимира и в Киево-Подольской гимназии. — Киев: Типография АО «Петр Барский в Киеве», 1912. — 62 страницы.

1821
Леопольдина Тучек-Герренберг (Margarethe Leopoldine Tuczek-Ehrenburg)
австрийская певица (колоратурное сопрано). Родилась в Вене. В 1841-1861 гг. была популярным членом берлинской придворной оперы; училась у Жозефины Фрёлих и сделалась отличной колоратурной певицей, но с не меньшим успехом исполняла драматические и наивные партии. Умерла в Бадене, около Вены 20 октября 1883 года.

 (568x699, 86Kb)
1823
Николай Христианович Бунге
русский финансист 19 в., либеральный бюрократ, основоположник Киевской школы в российской экономической науке, академик Санкт-Петербургской Академии наук (1890). Считается одним из крупнейших реформаторов эпохи Александра III, непосредственным предшественником С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. Родился в Киеве в семье практикующего врача, отец был лютеранином. После окончания юридического факультета Киевского университета в 1845 Бунге получил должность лицейского преподавателя в Нежине (Черниговская губ.) В 1847 защитил магистерскую диссертацию по теме Исследование начал торгового законодательства Петра Великого, после чего возглавил лицей, где проработал до 1850, когда был приглашен на работу в Киевский университет. В 1852 защитил докторскую диссертацию по теме Теория кредита. С 1854 – ординарный профессор на кафедре политической экономии и статистики. Как ученый, сформировался под влиянием школ западной политэкономии, обосновывавших право частной собственности и свободы предпринимательства, резко критикующих теории социализма и коммунизма. Именовал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность». Упрекал К.Маркса в слабости аргументации и догматизме, «тяжеловесности», «малодоступности» изложения, «туманности» терминологии. Причину популярности идей марксизма видел в том, что их автор «обращается к хищническим инстинктам обездоленного человечества». Став профессором политической экономии и статистики, Бунге быстро выдвинулся в число видных либеральных деятелей 1860-х, был известным публицистом, отзывавшимся на острые проблемы современности. В экономических взглядах вначале ориентировался на Адама Смита и английскую политэкономию, затем увлекся немецкой экономической школой и стал приверженцем Б.Гильдебрандта, К.Книса и Л.Штеша, а из англичан – Дж.С.Милля. Бунге понимал экономику как «народное (государственное) хозяйство» с жесткой структурой и крепким социальным фундаментом. Считал самодержавие самой «приемлемой формой» государственного правления для России. Как член редакционных комиссий по подготовке отмены крепостного права (1859–1860), Бунге оказался причастен поколению реформаторов 1860-х в. Предложил план выкупа крестьянами земли с использованием кредита при содействии правительства. Его рекомендации были учтены в итоговом документе Положение о выкупе. Туда же он внес ряд предложений об учреждении Государственного банка и преодолении финансового кризиса после Крымской войны (1855–1856). В 1862 был вызван в Санкт-Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава 1863. Но вскоре вновь вернулся в Киев, где работал по совместительству в органах городского самоуправления, управлял Киевской конторой Государственного банка (третьей по значимости в стране), основал несколько частных кредитных учреждений, в том числе Киевское городское общество взаимного кредита и первый в России провинциальный акционерный Киевский промышленный банк. С 1863 приглашался для преподавания «науки о финансах» наследникам престола вел. кн. Николаю и Александру Александровичам (последний стал в 1881 императором Александром III). В 1869 – профессор полицейского права, считал эту научную дисциплину важной прикладной частью политической экономии и государственного права, связанного с учением о благосостоянии государства. В 1859–1862, 1871–1875 и в 1878 Бунге назначался ректором Киевского университета. Старался улучшить материальный уровень учащихся, выступал против репрессий в отношении студентов. Ушел с должности после принятия нового реакционного университетского устава министра просвещения Д.А.Толстого. Тем не менее, за 20 лет со времени отмены крепостного права эволюционировал во взглядах от последовательно либеральных идей (фритредерство или свобода предпринимательства) к протекционизму. С 1876 – заслуженный профессор. Когда в феврале 1880 власть в правительстве перешла к группировке «либеральных бюрократов» во главе с председателем Верховной распорядительной комиссии графом М.Т.Лорис-Меликовым, Бунге был приглашен на должность товарища министра финансов. После отставки многих либеральных бюрократов со своих постов в связи с изменением правительственного курса после убийства Александра II, не только не был смещен, но и повышен (по личному представлению нового императора, когда-то у него учившегося) до должности министра финансов; в мае 1881 занял этот пост. Одновременно был избран почетным действительным членом Санкт-Петербургской Академии наук. Бунге выступал за переход к рыночной экономике, но при обеспечении социальной защиты жизненного уровня и укрепления правового статуса «низших классов» – это отличало его от многих предшественников и последователей, возглавлявших финансовое ведомство. Занимал должность министра финансов в 1881–1886. При нем были отменены подушная подать и налог на соль. Проведенная в жизнь налоговая реформа 1885 и связанный с ней обязательный выкуп для всех бывших помещичьих крестьян основательно пополнили государственную казну. Создание в 1885 крестьянского банка укрепило положение зажиточных крестьян. Оброчную подать с государственных крестьян заменили в буржуазном духе выкупными платежами. Некоторому социальному «выравниванию» призваны были служить налоги на доходы с процентных бумаг и с имущества, переходящего безмездными способами (дарение, наследование). Еще одним шагом к становлению промышленного законодательства можно считать установление процентного и раскладочного сбора с промышленных предприятий. 1 июня 1882 по распоряжению Бунге была учреждена фабричная инспекция для разрешения конфликтов между заводчиками в рабочими. Учреждение крестьянского и дворянского земельного банков вкупе с постепенным сокращением счетов ликвидируемых кредитных установлений способствовали укреплению финансовой системы. Значительно возросли кассовая наличность Государственного банка и принадлежащий ему пакет ценных (процентных) бумаг. Это, в свою очередь, способствовало качественному увеличению коммерческих операций главного банка страны. В1887–1895 Бунге был избран председателем главой кабинета министров. Пытаясь найти «золотую середину» между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в социально-экономическую жизнь, считал необходимым разработку и введение отсутствовавшего тогда в России фабричного законодательства. Предвидел нарастание социальной угрозы со стороны бесправного «фабричного люда» и считал, что устранение этой потенциальной опасности возможно путем своевременного введения законов об охране труда и использования и конституирования рабочих ассоциаций. В 1890 избран действительным членом Санкт-Петербургской Академии наук. В конце жизни составил политическое завещание, адресованное царю Николаю II («Загробные заметки»), в котором проповедовал умеренное реформаторство, допущение большей самостоятельности для общественных сил, отказ от крайностей великодержавной политики. Ратовал за колонизацию окраин как способ (со ссылками на опыт США и Германии) стирания «племенных различий»: «Ослабление расовых особенностей окраин может быть достигнуто только привлечением в окраину коренного русского населения, но и это средство может быть надежным только в том случае, если это привлеченное коренное население не усвоит себе языка, обычаев окраин, место того, чтобы туда принести свое». Реформатор, министр, премьер, академик был в жизни скромным человеком и запомнился современникам «маленьким, на тонких ножках»: «…худой немчик, которому вы, наверное, открыли бы ваш рояль для настройки, если б не знали, что он министр финансов, а не настройщик» (П.М.Ковлевский). По словам М.И.Туган-Барановского, вклад Бунге в российскую финансово-экономическую политику состоит в том, что он «был теоретиком и пришел на пост министра финансов как добросовестный ученый», который «был хорошо знаком с экономической и финансовой политикой Запада». Сочинения: Бунге Н.Х. Курс статистики. Киев, 1865; Полицейское право. Киев, 1869; Очерки политико-экономической литературы. Санкт-Петербург, 1895.

 (458x699, 82Kb)
1831
Дэниель Уиллард Фиске (Daniel Willard Fiske)
американский шахматный издатель, писатель и библиофил.
 (699x452, 71Kb)
Умер 17 сентября 1904 года.

1832
Герман Кинкелин (Hermann Kinkelin)
швейцарский математик. Родился в Берне, Швейцария. Окончил Цюрихский университет (1854). С 1865 г. - профессор Базельского университета. Основные исследования относятся к геометрии, теории бесконечных рядов, теории вероятностей математической статистике, аксонометрическому проектированию. Ряд работ в области теории страхования. Основатель и президент Швейцарского статистического общества.Умер 13 августа 1913 года.

Thomas_Bailey_Aldrich_5 (472x700, 66Kb)
1836
Томас Бейли Олдрич (Thomas Bailey Aldrich)
американский издатель, поэт, новеллист, драматург и эссеист, автор сборников фэнтезийных рассказов "Марджори До и другие люди", "Марджори До и другие сказки", "Марджори До и другие рассказы". Томас Бейли Олдрич родился в Портсмуте, в штате Нью-Гэмпшир, США. После смерти отца должен был оставить свои литературные занятия и поступить в на работу в банк. В девятнадцатилетнем возрасте он издал «The ballad of Babie Bell» (позднее оно издавалось под названием «Baby Bell»), которое имело большой успех. В промежутке между 1855 и 1862 годом появилось несколько томиков его стихотворений, прелестный рассказ для юношеского возраста и романс «Out of his head».В 1865 году Т. Б. Олдрич издал он собрание своих стихотворений, которое в 1875 году вышло 2-м изданием под заглавием «Cloth of gold» и в 1876 году под заглавием «Flower and Thorn».Т.Б.Олдрич скончался в Бостоне 19 марта 1907 года. Многочисленные лирические стихи Олдрича полны мелодичности, а немногие сонеты принадлежат к лучшим произведениям североамериканской литературы. Из его коротеньких рассказов для молодежи, отличающихся живым юмором, заслуживает особого внимания «The story of a bad boy» (1869). Из более крупных юмористических новелл можно назвать: «Prudence Palfrey» (1874), «The queen of Scheba» (1877) и «The Stillwater tragedy» (1880). Если бы у литературных персонажей могли быть предки, Том Белли непременно считался бы предшественником и предтечей Тома Сойера, хотя «разница в возрасте» у них всего шесть лет: книга Т.Б.Олдрича «The Story of a Bad Boy» («История плохого мальчика») вышла в свет в 1870 году, а бессмертный шедевр Марка Твена — в 1876-м. Сюжетные точки отсчёта трогательно совпадают. Том Белли тоже попадает в маленький провинциальный городок Ривермут, где по улицам медленно едут коляски, запряжённые лошадьми, дома мирных жителей переполнены салфеточками, вазочками, куколками, микстурами от усталости, а дедушкина служанка называет хозяйского внука «мастер Том». Герои этой откровенно ностальгической истории читают «Дон Кихота», ставят самодеятельный спектакль про Вильгельма Телля, а за вход берут одну конфету или пять грецких орехов. Вершиной мальчишеского своеволия и протеста становится создание «Общества Ривермутских Сороконожек», цель которого — «приводить в трепет весь город и дразнить пастора Гаукинса и полицейского Снолли». При всём при этом история Тома Белли похожа на историю Тома Сойера, как сладкий лимонад на крепкий виски. И дело тут не только в масштабах литературного таланта авторов. Исследователи вообще упрекают американского поэта и прозаика Томаса Бейли Олдрича в том, что он старательно избегал мрачных сторон жизни, ориентировал свои произведения на «избранного» читателя и принципиально выступал против всяческого реализма за всяческий романтизм. Не будем слишком строги. Читать незатейливую маленькую книжку старомодного Олдрича вполне приятно и вполне «улыбчиво». На русский язык она была переведена ещё до революции, последний раз (насколько нам известно) переиздана в 1991-м, и в русском варианте скромно называется «Воспоминания американского школьника». Других сочинений данного автора в обиходе русскоязычного читателя не имеется.

GrottgerArtur.Autoportret.1867 (538x700, 97Kb)
1837
Артур Гротгер (польское имя - Artur Grottger)
польский график и живописец. Представитель романтизма. Родился в Оттыневице, ныне Отыневичи Жидачовского района Львовской области. Учился во Львове (1848-1852) у Я.Машковского и Ю.Коссака, в Школе изящных искусств в Кракове (1852-1854) и в Венской Академии Художеств (1855-1858). Создал циклы картонов (итальянский карандаш, мел), посвящённые драматическим событиям национально-освободительной борьбы и Польского восстания 1863-1864 гг. Писал исторические композиции, портреты, батальные и жанровые сцены. Реализм и патриотическая героика уживаются у него с элементами академизма и мистической символики. Умер в Амели-ле-Бен 13 декабря 1867 года.

Дмитрий Константинович Бобылев  (575x700, 81Kb)
1842
Дмитрий Константинович Бобылев
русский физик и механик, педагог и профессор механики в Санкт-Петербургском университете, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1896). Дмитрий Константинович Бобылев родился в селе Печенегах Харьковской губернии Российской империи. Его отец, генерал-майор, отдал девятнадцатилетнего сына в 1-й кадетский корпус, где он и кончил курс в 1860 году и был выпущен в Павловский лейб-гвардии полк прапорщиком, с прикомандированием к Михайловской артиллерийской академии. По окончании академического курса в 1862 году поступил на службу в гвардейскую конную артиллерию, где и состоял до 1864 году. Любовь к занятиям математическими науками привела Д.К.Бобылёва в аудиторию Санкт-Петербургского университета, где он в качестве постороннего слушателя посещал лекции математики и физики в 1866 и 1867 годах. Желая приобрести право держать экзамен на степень кандидата, Бобылёв в 1866 году подвергался предварительно, для получения установленного аттестата, испытанию из полного курса среднего учебного заведения в бывшей 7-й Санкт-Петербургской гимназии (позднее 1-е реальное училище). В университете Д.К.Бобылёв отдал наибольшее предпочтение физике и механике и после сдачи экзамена на степень кандидата в 1867 году был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию, а в 1870 году защитил pro venia legendi первое из самостоятельных сочинений — «Поляризующие призмы» (напеч. в 1870), вследствие чего был допущен в 1871 году к преподаванию в качестве приват-доцента курса учения о теплоте студентам IV курса разряда естественных наук. В том же году он был приглашен преподавать физику в институте инженеров путей сообщения, а в 1872—1873 учебном году Бобылёв читал лекции физики слушательницам женского курса для образования ученых акушерок (при медико-хирургической академии). Образовавшееся при Санкт-Петербургском университете физическое общество, которого членом был и Д.К.Бобылев, избрало его своим делопроизводителем; он исправлял эту должность в продолжение 5 лет, отказавшись от нее в 1877 году вследствие множества других занятий. В 1873 году Дмитрий Константинович Бобылев получил ученую степень магистра физики защитив диссертацию «О рассеянии электричества в газах» и «О распределении электричества на двух шарах». Как физик, Бобылёв занимался не только теоретической, но и экспериментальной частью науки, как математик, он чувствовал стремление к занятиям теоретической механикой. Факультет, отдавая справедливость его обширным познаниям по этой науке, избрал его в 1876 году доцентом по механике, кафедру которой оставил по болезни И.И.Сомов. От достойного учителя кафедра перешла к достойному его ученику. Тем не менее тему докторской диссертации Д.К.Бобылёв избрал по математической физике, написав «Исследование о распределении статического электричества по поверхности проводников, состоящих из разнородных частей». В Институте путей сообщения освободившаяся после смерти Е.И.Золотарева кафедра теоретической механики была предложена в 1878 году Д.К.Бобылёву. В том же году он был избран в экстраординарные профессора университета, а в 1886 году утвержден ординарным профессором. Д.К.Бобылев состоял членом Русского физико-химического общества, действительным членом Московского математического общества, членом-корреспондентом Харьковского математического общества и членом Sociйtй Franзaise de Physique в Париже. Критические разборы специальных ученых сочинений пишутся у нас не часто; главнейшие из них, как отзывы о диссертациях, хранятся в архивах наших университетов. Несмотря на это, ученые заслуги Д.К.Бобылёва были признаны в печати и в России и в Германии (отзывы профессора Жуковского, Герлаха, Гикса (Hieks) и др.). Его работа («Einige Betrachtungen», № 2 приведенного списка) по гидродинамике содержит в себе вклад в науку: дифференциальные уравнения гидродинамики преобразованы им к криволинейным координатам, чем была удовлетворена действительная научная надобность. Следует отметить две заслуги Д.К.Бобылёва, указанные критиками: он получил дифференциальное уравнение второго порядка, которому должно удовлетворять давление жидкости (то же сделал Липшиц, но в 1874, следовательно, позже Бобылёва), и показал, что в жидкости, обладающей трением, потеря живой силы равна произведению из коэффициента внутреннего трения на сумму угловых скоростей всех элементов жидкости. В заметке № 14 приведенного ниже списка автор в своем исследовании давления потока на клин применил метод, данный Кирхгофом, но сделал добавление, которое дало возможность решить сказанный вопрос. Кроме различных специальных вопросов из области механики, предметом занятий Д.К.Бобылёва было изложение теоретической механики как на лекциях, так и в напечатанных сочинениях, на пользу его слушателям в университете и в Институте путей сообщения. Из бывших слушателей его двое читали лекции в университете в качестве приват-доцентов: А.М.Ляпунов в Харькове и И.В.Мещерский — в Санкт-Петербурге. Умер 20 февраля 1917 года. Некоторые труды Бобылёва переведены на иностранные языки. Библиография: «Поляризующие призмы» (брошюра, Санкт-Петербург, 1870, 4°);«Einige Betrachtungen ьber die Gleichungen der Hydrodynamik» (Mathemat. Annalen, том VI, 1873); «О рассеянии электричества в газах» («Журнал Русского физико-химического общества», том V. На английский язык переведено и напечатано в «The American Journal of Science and Arts by Dana and Silliman», 3 Ser. vol., VII, 1874); «Электростатическая задача о распределении электричества на двух шарах» (брошюра, Санкт-Петербург, 1873, 8°; на немецкий язык переведена и напечатана в «Mathem. Ann.», том VII); «О взаимнодействии между двумя наэлектризованными шарами» («Журнал Русского химического и физического общества», том VII, 1874); «Об электрической разности и о распределении статического электричества на проводниках, состоящих из разнородных частей» («Журнал Русского химического и физического общества», том VI, 1874); «О виде и положении полос интерференции, наблюдаемой в приборе Жамена» («Журнал Русского химического и физического общества », том VI, 1874; на немецкий язык напечатана в «Carl’s Repertorium der Physik», том XI; на французском в «Journal de Physique, par d’Almeida», том V); «Заметка о некоторых изотермических поверхностях вращения» («Журнал Русского химического и физического общества», том VII, 1875); «О распределении электричества на проводниках, находящихся в диэлектрической среде» (помещено в том же томе); «О силах, действующих между двумя наэлектризованными проводниками, находящимися в диэлектрической жидкости» (там же); «О теореме Лиувиля в электродинамике» (там же); «Теоретическое исследование о распределении электричества на поверхностях проводников, состоящих из разнородных частей» («Журнал Русского химического и физического общества», 1876, т. VIII и IХ; на немецком языке — в «Mathem. ann.», том XIII); «Относительно диэлектрического влияния изоляторов» («Журнал Русского химического и физического общества», том Х, 1878); «Курс Аналитической механики» (четыре выпуска, I часть кинематическая, II часть кинетическая, Санкт-Петербург, 1880—1883, 8°);«Заметка о давлении, производимом потоком неограниченной ширины на две плоские стенки, сходящиеся под каким бы то ни было углом» («Журнал Русского химического и физического общества», том XIII, 1881); «Воспроизведение пяти типов кривых линий, вычерчиваемых точками оси симметрии вращающегося маятника» («Журнал Русского химического и физического общества», том XVI, 1884; на француз. в: «Sйances de la Sociйtй Franзaise de Physique», 1884); «Ueber die relative Bewegung eines Punktes in einem in continuirlicher Deformation begriffenen Medium» (в «Zeitschrift der Mathem. und Physik. Von Schlцmlikh», том XXX); «Руководство к курсу теоретической механики для Института инженеров путей сообщения» (Санкт-Петербург, 1886, 8°); «Гидростатика и теория упругости» (Санкт-Петербург, 1886 г., 8°); «Об успехах теории движения жидкостей» (в «Сборнике Института путей сообщения», выпуск 13, Санкт-Петербург, 1887, 8°); «О движении поверхности, прикасающейся к другой поверхности, неподвижной» («Записки Императорской Академии наук», том LV, 1887); «О перемене координат в дифференциальных уравнениях динамики» (приложение к LVIII тому «Записок Императорской Академии наук», 1888); «Одна задача механики системы материальных точек» («Сообщения Харькьковского математического общества», 2-я серия, том I, 1889); «О начале Гамильтона или Остроградского и о начале наименьшего действия» (Приложение к тому LXI «Записок Императорсквой Академии Наук», 1889); «Руководство к курсу введения в теоретическую механику» (для Института инженеров путей сообщения, 1890, Санкт-Петербург, 8°).

1845
Жюль Гед
один из основателей французской Рабочей партии, деятель 2-го Интернационала, пропагандист марксизма. Один из авторов Гаврской программы. Один из лидеров СФИО (Французской социалистической партии, основана 1905), в предвоенные годы центрист. В августе 1914 - октябре 1915 гг. государственный министр.

 (520x699, 72Kb)
1848
Ханс Готлиб Леопольд Дельбрюк (Hans Delbrьck)
немецкий военный историк и политический деятель. Родился в Бергене на острове Рюген. Получил образование в Гейдельберге, Грайфсвальде и Бонне. В 1885-1921 профессор новой истории Берлинского университета, был наставником принца Вальдемара Прусского. В 1882-1885 член прусской палаты, в 1884-1890 член рейхстага от партии свободных консерваторов. В 1883–1919 (до 1889 совместно с Г.Трейчке) Дельбрюк издавал «Прусский ежегодник» («Preussische Jahrbücher») и предлагал в качестве альтернативы германской экспансии в Европе образование Африканской империи. Во время 1-й мировой войны пришел к выводу о неизбежности поражения и стоял за заключение мира, после войны выступил с резкой критикой стратегии и политики Э.Людендорфа. Вместе с тем был воинствующим националистом, проводил идеи "расового превосходства" немцев и их "исторической миссии". Крупнейший труд Дельбрюка - "История военного искусства в рамках политической истории" (тома 1-7, 1900-1936; русский перевод 1936-1939), последние 3 тома которого изданы в изложении его ученика Д.Э.Даниельса, охватывает период от античного мира до 1870 и содержит огромный фактический материал. Во время Первой мировой войны и сразу после нее Дельбрюк опубликовал три тома своих трудов Война и политика (Krieg und Politik, 1914–1919, 1918–1919); на Парижской мирной конференции был экспертом по вопросу об ответственности Германии за развязывание войны. Идеалист-эклектик, Дельбрюк отрицал закономерности общественного развития и военного искусства, рассматривал войну в отрыве от политики, затушевывал классовую сущность войн и сводил военную историю к совокупности эмпирических фактов; подчинял стратегию тактике, а последнюю выводил из организации армии. Выдвинул метафизическую схему деления стратегии на 2 вида: "измора" и "сокрушения", но рассматривал их изолированно и, не учитывая условий исторического развития, считал стратегию "сокрушения" высшей и совершенной формой; классическими представителями этих видов стратегии считал Фридриха и Наполеона l. Оказал значительное влияние на формирование реакционной немецкой военной доктрины. Труд Дельбрюка сохраняет практический интерес (в частности, Дельбрюк успешно применил принцип численного соотношения сил), но требует строго критического подхода. Умер Дельбрюк в Берлине 14 июля 1929 года.

 (500x699, 131Kb)
1848
Зиновий Петрович Рожественский
российский флотоводец, вице-адмирал (1904), генерал-адъютант (1904). Родился в семье военного врача. В 1864 поступил в Морской кадетский корпус, который закончил в 1868. В 1873 году закончил Санкт-Петербургскую Михайловскую артиллерийскую академию по специальности морского артиллериста и был выпущен по первому разряду лейтенантом. Некоторое время служил командиром роты Учебного отряда Балтийского флота, участвовал в работе Комиссии морских артиллерийских опытов. Начальник штаба эскадры броненосных кораблей Балтийского флота вице-адмирал Бутаков отзывался о лейтенанте Рожественском следующим образом: «Ужасно нервный человек, а бравый и очень хороший моряк». В 1876 году участвовал в подготовке артиллерии Черноморского флота к надвигающейся русско-турецкой войне, после чего был назначен начальником артиллерии Черноморского флота. Во время боевых действий неоднократно участвовал в крейсерских рейдах. В июле 1877 года, находясь на пароходе «Веста», принял командование артиллерией взамен убитого капитана второго ранга Чернова и нанес турецкому броненосцу «Фетхи-Буленд» повреждения, заставившие тот выйти из боя. За этот бой Рожественский был произведен в капитан-лейтенанты и награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Святого Георгия 4-й степени. После окончания войны Рожественский опубликовал в газете «Биржевые ведомости» статью «Броненосцы и купцы-крейсера», где выступил с критикой технической отсталости отечественного флота и призывом переориентироваться на строительство броненосцев. Подвиг «Весты» был назван в статье «постыдным бегством». Статья вызвала всеобщее негодование и привела к возбуждению судебного процесса по делу «Весты». Управляющий Морским министерством адмирал С. С. Лесовский обещал «стереть в порошок» строптивого офицера. После создания независимой Болгарии был прикомандирован к создававшемуся болгарскому военному флоту и в период 1883—1885 годов исполнял обязанности «начальника Флотилии и морской части Княжества и командира княжеско-болгарской яхты „Александр I“». При нём были созданы первые болгарские военно-морские регламенты, основаны военно-морской музей и библиотека. В 1886—1891 гг. проходил службу флагманским офицером, старшим офицером, капитаном корабля на Балтийском и Тихоокеанском флотах. Старший офицер броненосной батареи «Кремль» (1887), фрегата «Герцог Эдинбургский». Командир клипера «Наездник» (1890), канонерской лодки «Грозящий» (1891). В 1891—1893 гг. капитан первого ранга Рожественский был российским военно-морским атташе в Лондоне. С 1894 года — командир крейсера «Владимир Мономах», входившего в Средиземноморскую эскадру контр-адмирала Степана Осиповича Макарова. Совершил вместе с эскадрой переход на Дальний Восток. Адмирал Макаров отзывался о Рожественском как о надёжном морском командире. В 1896—1898 гг. — командир броненосца береговой обороны «Первенец». С 1898 года — контр-адмирал, командир Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. В 1900 году получил всероссийскую известность благодаря исключительно чёткой организации работ по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», вылетевшего на камни около о. Гогланд. Примечательно, что когда после трёх месяцев работ броненосец своим ходом вернулся в Кронштадт, Рожественский настоял на поощрении и награждении отличившихся в операции офицеров в точном соответствии с представленным им списком. В марте 1903 года, за десять месяцев до начала русско-японской войны, Рожественский становится вице-адмиралом и получает назначение на должность начальника Главного морского штаба. Он приступил к выполнению плана перевооружения и усиления Тихоокеанского флота, но результатов достичь не удалось. В деятельности Рожественского на этом посту были заметны его предпочтения к тяжёлому броненосному флоту в ущерб другим классам кораблей и упор на генеральное морское сражение как основное средство достижения победы. В апреле 1904 года Рожественскому поручают подготовку и командование Второй тихоокеанской эскадрой, состоявшей из 7 броненосцев, 8 крейсеров, 9 миноносцев и ряда вспомогательных судов. В задачи эскадры входил переход из Балтики в Тихий океан, помощь осаждённому Порт-Артуру и сражение с японским флотом. В октябре 1904 эскадра вышла в поход и почти через полгода добралась до цели путешествия. За время похода, проходившего в условиях отсутствия надёжных баз снабжения, противодействия британского королевского флота, плохой выучки экипажей — не было потеряно ни одного корабля. Рожественский считал поставленную задачу практически невыполнимой, во время перехода обращался в Санкт-Петербург с рапортом об отставке и намёками на необходимость вернуть эскадру. Уже после войны он писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры». 14 мая 1905 г. японский флот атаковал эскадру Рожественского в Цусимском проливе (Цусимское сражение). В ходе сражения был выведен из строя и потоплен флагманский корабль «Князь Суворов», сам вице-адмирал получил тяжелое ранение в голову. Управление флотом было потеряно. К утру 15 мая Вторая тихоокеанская эскадра перестала существовать. Миноносец «Бедовый», на котором находился раненый Рожественский, сдался в плен. Рожественский, показавший себя отличным флотоводцем оказался совершенно бездарным боевым адмиралом — до и во время сражения им были допущены серьёзные ошибки, приведшие к катастрофическому результату: полному разгрому руководимой им 2-ой Тихоокеанской эскадры и гибели более 5 тысяч российских моряков. Кроме того, факт сдачи российского адмирала в плен — достаточно уникальное явление. После подписания Портсмутского мира адмирал вернулся в Россию, где подвергся достаточно обоснованной общественной критике. Первоначально Рожественский пытался оправдываться. Затем, в феврале 1906 года, он подал в отставку с поста начальника Главного морского штаба. Но волна критики не утихала, и адмирал настоял на привлечении себя к суду. На суде Рожественский изо всех сил оправдывал своих подчинённых, в особенности матросов, и просил для себя смертной казни. Однако был оправдан военно-морским судом как человек, получивший в сражении тяжкое ранение. После окончания процесса жил затворником, практически не выходил из своей квартиры и умер в Санкт-Петербурге от болезни лёгких 14 января 1909 года. Погребён на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Могила не сохранилась.

S-emiramidus-11   обратиться по имени Спасибо! Очень интересно! Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 06:59 (ссылка)
Юнна Мориц

* * *

Вот здесь мой дом, он - в русской речи,
Иных уж нет, а те - далече,
Над головою - облака,
Ни потолка, ни стен, ни окон,
В просторе я живу глубоком,
Питаясь высью, как река
Дождём питается, снегами,
Моя строка идёт кругами,
Идёт слогами речь реки,
Рекою речи воздух пахнет,
Вот здесь - мой дом, он весь распахнут,
Но тайны плещут плавники.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 11 Ноября 2012 г. 11:21 (ссылка)
о Ф.М. Достоевском, в его честь названы село Достоевка в центре Приморского края(С у Арсеньева) и пик на Ю-З Киргизии(Ю-З от Воруха)Валерий
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку