-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108092
Комментариев: 6801
Написано: 116562


19 января родились...

Четверг, 19 Января 2012 г. 01:01 + в цитатник
 (442x699, 89Kb)
1832
Фердинанд Лауб (Laub)
чешский скрипач, педагог и композитор. Родился в Праге. Первым учителем Фердинанда стал отец - профессионал-музыкант Эразм Лауб. Окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки М.Мильднера (1846). Был одним из крупнейших музыкантов-исполнителей своего времени. Гастролировал в разных странах, в том числе в России (впервые в 1859). В 1866-1874 профессор консерватории в Москве, где подружился с В.Ф.Одоевским, Н.Г.Рубинштейном, П.И.Чайковским. Возглавляя квартет Русского музыкального общества, участвовал в первом исполнении 1-го и 2-го струнных квартетов Чайковского, который посвятил памяти Лауба 3-й струнный квартет. Лауб считался одним из самых выдающихся скрипачей 19 века. Прославился как интерпретатор произведений И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф.Мендельсона. Исполнение Лауба отличалось глубиной и выразительностью интерпретации, романтической взволнованностью, красотой звука и совершенной техникой. Автор пьес для скрипки с фортепьяно и песен на чешские народные тексты. Умер в Грисе, Тироль, 18 марта 1875 года.Литература: Гинзбург Л., Ф.Лауб, Москва - Ленинград, 1951.

 (549x699, 61Kb)
1833
Рудольф Фридрих Альфред Клебш (немецкое имя - Rudolf Friedrich Alfred Clebsch)
немецкий математик и механик. Родился в Кенигсберге (Пруссия, ныне Калининград Россия). Окончил Кёнигсбергский университет (1854). Ученик Гессе и Неймана..Преподавал в Кёнигсбергском и Берлинском университетах. В 1858-1862 гг. — профессор Политехникума в Карлсруэ, в 1863-1868 гг. — Гисенского университета, с 1868 г. — профессор Гёттингенского университета (с 1872 г. — ректор). Основные исследования посвящены теории упругости, вариационному исчислению, геометрии. В работе «Теория упругости твердых тел» (1862) уделил значительное внимание построению математических методов решения задач, рассмотрел двухмерные задачи, теорию деформации тонких стержней и тонких пластинок. Установил необходимое условие оптимальности в задаче вариационного исчисления на условный экстремум, являющееся следствием условия Вейерштрасса. Исследовал геометрические конфигурации с элементами (точка, прямая) па плоскости, в частности такие, которые задаются одним или двумя уравнениями между координатами этих элементов. Для однородной формулировки дифференциальных уравнений ввел (1871) понятие коннекса. Применил (1870-1872) теорию коннексов для составления новой системы инвариантов билинейной тернарной формы. Исследовал также иные задачи проективной геометрии. Совместно с П.А.Горданом издал (1866) монографию «Теория абелевых функций». В 1868 г. совместно с К.Г.Нейманом основал журнал «Маthемаtisсhе Аnnаlеn». В 1854 г. окончил Кенигсбергский университет. Преподавал в Кенигсбергском, Берлинском, Гисенском университетах, политехникуме в Карлсруэ. С 1868 г. — профессор, а с 1872 г. — ректор Геттингенского университета. Умер в Гёттингене 7 ноября 1872 года. Кроме множества мемуаров, Клебш написал несколько отдельно изданных трудов, из которых известны: Theorie der Elastizitдt fester Kцrper (1863); Theorie der Abelschen Functionen (1866, с Паулем Горданом); Theorie der binдren algebraischen Formen (1871); Thйorie de lґЙlasticitй des Corps Solides. Traduite par Barrй de Saint-Venant et Flamant, avec des notes йtendues de Saint-Venant. Dunod, Paris (1883, посмертно). Труды в Интернете: Vorlesungen ьber geometrie (Teubner, Leipzig, 1876-1891), редактор: Фердинанд фон Линдеман; Thйorie der binдren algebraischen Formen. Teubner, 1872; Theorie der Abelschen Functionen, совместно с Паулем Горданом (P.Gordan), B.G.Teubner, 1866; Theorie der Elasticitдt fester Kцrper. B.G.Teubner, 1862.

1839
Иван Платонович Киселевский
известный драматический актер, воспитывался в морском кадетском корпусе; служил мичманом во флоте, затем был мировым посредником в Петергофском уезде и старшим нотариусом в Курске. Любовь к театру и успешные выступления в любительских спектаклях увлекли Киселевского на сцену, где он явился типичным изобразителем таких фигур, как Скалозуб, Опольев ("Старый барин"), Диковской (комедия "Блуждающие огни"), Несчастливцев ("Лес"), Телятев ("Бешеные деньги"), Кречинский и многие другие. На профессиональной сцене с 1871 г. Играл в провинции. В 1879-1882, 1888-1891 гг. в Александрийском театре. В 1882-1888 гг. в московском Театре Корша. С 1894 г. и до конца жизни работал в театре Н.Н.Соловцова в Киеве. Барин в жизни, он оставался им и в театре, прельщая зрителей голосом, благородством манер и тонким вкусом. Нетвердое знание ролей вызывало паузы во время исполнения, но у находчивого артиста даже они были своеобразно колоритны. Умер в 1898 году.

 (480x699, 95Kb)
1839
Поль Сезанн (Paul Cйzanne)
французский живописец постимпрессионистического периода. Большая часть жизни Сезанна, который родился и умер в Экс-ан-Провансе, приходится на 19 в., однако его творчество остается практически не замеченным до 90-х., когда к нему начинают проявлять интерес вначале молодые художники, затем наиболее компетентные коллекционеры и любители искусства. После 1900 к нему быстро приходит мировая известность; он становится самым влиятельным художником в истории искусства, давшим, по словам одного из французских искусствоведов, «направление всей живописи первой половины 20 в.» «Его творчество, – замечает М.К.Жалард, – не ассоциируется ни с одним из течений 19 в. Его настоящее место – в истории искусства 20 в.» Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872); следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). После 1879 отходит от импрессионизма. В последующие годы его картины систематически отвергаются самым представительным художественным форумом Парижа – Осенним салоном. Его особый дар проявляется в тот момент, когда, не находя удовлетворения в импрессионизме, он находит свой собственный метод. Становление происходит в 80-е, когда Сезанн окончательно преодолевает самый плодотворный для его творческого созревания – переходный период. В это время его внимание привлекают те, кого можно назвать реалистами: Пуссен, Домье, Курбе. При этом определяющим для его становления было мощное влияние Писарро, о преподавательском таланте которого один из его учеников сказал: «Он был таким учителем, который смог бы и камень научить точному рисунку». После Понтуаза, где Сезанн работает в 1872–1873 вместе с Писарро, его живопись преображается. На картине 1873 Дом повешенного предметы, освещенные косыми лучами солнца, как бы окутаны легкой дымкой. Здесь еще отсутствуют характерные сезанновские удлиненные мазки, но уже появляются означенные цветовыми пятнами вертикали, строящие перспективу, создающие глубину картины. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Внимательное изучение техники Писарро, его особой манеры наложения краски небольшими плоскостями дает Сезанну толчок к открытию его собственного способа моделировать форму при помощи цвета. В конце 1873 Сезанн поселяется недалеко от Понтуаза, в Овере, в доме доктора Гаше – офортиста, друга Писарро и других художников, в частности Ван Гога, сделавшего его портрет. Гаше становится одним из первых покупателей работ Сезанна. Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз!». Строя композицию находящегося перед ним пейзажа, он реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добиваясь весомости, объемности, глубины и гармонии целого. Его не смущают диспропорции и асимметрия, которых требует общий строй композиции; пластика изображаемой фигуры или предмета всегда точно вылеплены. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством. Пейзаж Тополя, написанный около 1879–1882 в Провансе, позволяет видеть, как Сезанн обретает свою собственную манеру письма. Вместо пятна, мягко обрисовывающего объем и организующего композицию, здесь появляются четкие, почти рельефные вертикальные, косые и горизонтальные мазки, моделирующие пространство картины и форму предметов. Суть нового метода в изображении пластического богатства натуры через ее колористическое богатство, которое нужно не только увидеть, но и понять. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Чем оно разнообразнее и богаче, тем сильнее, точнее и приятнее для глаза передаваемые ощущения… Контрасты и связи между ними – вот весь секрет рисунка и модели», – говорит он. Отходя от импрессионизма, который делает мир эфемерным, растворяя предметы в атмосфере, в изменчивой игре света и тени, Сезанн считает необходимым вернуться к классическим основам живописи, он призывает создавать «искусство основательное, как то, которое мы видим в музеях». Он предлагает использовать достигнутое, не разрушая классическую изобразительную систему, говорит о необходимости примирения мимолетного и постоянного, капризов светотени и структуры предметов, пространства и объема с богатством цветовой гаммы. Внимание к структуре, к объемной «скульптурной» лепке предметов – гор и скал, домов и стволов деревьев – будет доведено до логического завершения кубизмом с его уже даже не скульптурным, но «архитектурным» принципом моделирования. В становлении новой манеры – собственно сезанновского стиля – известную роль сыграло его пребывание на юге, куда он возвращается в 1878 и где остается до конца своей жизни. Сухой прозрачный воздух, резкие границы света и тени здесь выявляют пластику предметов, делают ясными их очертания. Яркое солнце четко обрисовывает форму, выделяет существенное, уничтожая все эфемерное, неустойчивое. Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. В своем стремлении к монументальности, стабильности он придает устойчивую весомую форму даже таким изменчивым вещам, как море, травы, кроны деревьев. То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Окраска предметов в его картинах всегда подчинена некоему общему колориту и вместе с тем по-своему точна, исходит из знания вещей – будь то человеческое лицо, плоды, цветы или элементы пейзажа. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Особенность его метода в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита, композиции, рисунка в картине остается нечто дразнящее незавершенное. Эта мнимая незавершенность обнаруживает глубину открытого им метода, о котором он говорит, что находится только на самой начальной его ступени. Возможность развития и совершенствования этого метода в найденном им пути преодоления противоречия между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным порядком. Производное этих отношений – специфическая деформация натуры – и есть то, что принято называть стилем. Сезанн в этом отношении уникален. До последних дней он продолжал свои поиски и, даже признавая свое собственное открытие, говоря о том, что нашел некий новый путь в живописи, повторял: «Я первобытный дикарь в отношении найденного мной метода», «Я только веха на этом пути – придут другие». Он остается в первую очередь художником для художников по той причине, что при всем великолепии его живописи цель, которую он себе ставил, осталась за пределами достигнутого. Его открытие видится как универсальный метод, как общее достояние, а его живопись выглядит как приглашение к продолжению начатого. В начале 1900-х раньше других его признали молодые художники, для которых всегда жива и актуальна проблема синтеза внутреннего субъективного состояния и внешнего мира – объективной реальности. В период становления художника особенно остро ощущается коллизия между свежим непосредственным восприятием мира и стремлением его структурировать, упорядочить, исходя из теоретических предпосылок. Иногда кажется, что в поздние годы у Сезанна теория берет верх над непосредственным видением натуры. Естественно, что именно этот крен в сторону отвлеченного конструирования: геометризация формы, построение композиции, превращение колорита картины в самостоятельную ценность – прежде всего становится предметом внимания художников разных направлений – от наби и фовистов до импрессионистов и кубистов. И все же представляется несправедливым, по существу неверным считать, что Сезанн в своем увлечении проблемами цвета и объема уходит в чистое формотворчество, что он различает в изображаемых предметах «только богатство тонов, чистоту формы и ее полноту, превращающие предметы натюрморта в захватывающе убедительные пластические символы». Обращая внимание на то, что натюрморт, занимающий большое место в творчестве Сезанна, в принципе, самый удобный объект для формальных экспериментов, автор статьи о Сезанне – Ж.Э.Мюллер задается вопросом, нельзя ли сказать, что Сезанн трактует все свои сюжеты, кроме пейзажа, в духе натюрморта. Возможно, характеристика портретируемого не была целью художника, но живопись Сезанна, не пренебрегавшая ни одной мелочью, преобразует натуру в художественный образ в процессе именно ее, натуры, скрупулезного изучения. Результатом такой установки становится проникновение в глубинную суть изображаемого объекта. В сопоставлении портрета с натюрмортом верно только то, что и в том, и в другом случае результат достигается тем же методом «прочтения» и интерпретации модели через проникновение в самые сложные отношения тонов, цветовых сочетаний – не копируемых механически, но и не подменяющих порядок реальности искусственным порядком. (Такие «подмены», включая придуманные психологические характеристики, типичны для современной натуралистической живописи.) Его портреты как бы очищены от несущественного, изменчивого, тех поверхностных назойливых характеристик, которые обычно нам навязывают салонные портретисты. Эта тенденция к проникновению в структурные основы изображаемого и пренебрежение к изменчивому – сколь бы эффектным оно ни было – обостряется в последние годы его жизни. Его знаменитая серия картин и этюдов Гора Сент-Виктуар – это художественное исследование избранного сюжета – почти анатомия естественной гармонии: сочетания масс и планов, пространства и света – исключительно средствами живописи. После смерти отца – местного банкира (1886) художник живет в Экс-ан-Провансе, целиком посвятив себя живописи, лишь ненадолго выезжая в Швейцарию (1841), Живерни (1894), где он остается на некоторое время с Моне. Между 1882-м и 1895 г. Сезанн пишет ряд портретов: Мадам Сезанн, Гюстав Жеффруа, Молодой человек и др. Особенно плодотворным для него оказался 1892, когда были написаны пять версий знаменитых Игроков в карты, многочисленные варианты Горы Сент-Виктуар и ряд картин на тему Купальщицы. Быстро растущая известность Сезанна начинается после его первой персональной выставки, организованной в 1895 Амбруазом Волларом. С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. В 1900 Морис Дени создает в честь Сезанна большую картину, изображающую группу известных французских художников. В центре картины, которая называется Похвала Сезанну, на мольберте натюрморт Сезанна; вокруг него кроме самого Дени и его супруги О.Редон, Э.Вюйар, П.Серюзье, а также Воллар и др. В том же году на проходящей в Париже Выставке века три картины Сезанна помещены на почетном месте. В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. В это время парижская пресса пишет: «Сезанн, униженный и презираемый на протяжении всей своей жизни, забрасываемый камнями уличными мальчишками в своем родном городе, пожинает запоздалые лавры на Выставке осеннего салона… Все молодые живописцы во главе с Пикассо сбежались в Гран-Пале… Тем временем старый мэтр из Экса не жалует энтузиастов, которые являются к нему в мастерскую. Он долго терпел насмешки и теперь считает, что они подосланы недоброжелателями, чтобы посмеяться над ним». «Может быть, я пришел слишком рано, – говорил он своим молодым почитателям. – Я художник в большей степени вашего, чем своего поколения». В сентябре 1906 Сезанн написал своему другу Э.Бернару: «Я стар, болен и решил умереть за мольбертом». Его желание исполнилось месяц спустя – 22 октября. Последний его этюд – Садовник написан так же свежо и энергично, как и остальные его работы зрелого периода. После смерти Сезанна его влияние на мировое искусство достигает ни с чем не сравнимых масштабов. Он становится неким абсолютным эталоном живописи, с которым сверяются такие различные художественные течения, как неоклассицизм и абстракционизм. Его живопись вдохновляет Брака на фовистские штудии, и под его же влиянием он переходит к кубизму. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь». Умер в Экс-ан-Провансе, простудившись, работая над очередной картиной 22 октября 1906 года. Галерея: «Девушка у пианино» (Увертюра к «Тангейзеру»), около 1868 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Гора Сент-Виктуар», 1882-1885 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Берега Марны», 1888 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Пьеро и Арлекин» («Масленица»), 1888 год, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва; «Натюрморт с драпировкой», 1889 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мужчина с трубкой», 1890 г.; «Картежники», 1893 год, Частное собрание; «Молодая итальянка», 1896 г.; «Гора Сен-Виктуар и Черный замок», 1904 - 1906 г.; «Купальщицы», 1906 год. Литература: Яворская Н.В. Сезанн — Москва, 1936; Перрюшо А. Сезанн. Перевод с французского — Москва,1966; Составитель Яворская Н.В. Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников — Москва,1972; Составитель Барская А.Л. Поль Сезанн: Альбом — 1975; Линдсей Дж. Поль Сезанн. Перевод с английского - J.Lindsay. Cezanne: His Life and Art. - L.: Evelyn, Adams and Mackay, 1969 — Москва: Искусство, 1989. — С. 416 страниц. — ISBN 5-210-00021-4; Venturi L. V. 1—2 // Cezanne, son art, son oeuvre — Paris, 1936;
Rewald J. The ordeal of Paul Cezanne — London, 1950; Novotny F. Cezanne und das Ende wissenschftlicher Perspektive — Wien, 1938; Badt K. Die Kunst Cezannes — Munchen, 1956.

 (346x699, 38Kb)
1842
Джордж Лэд (George Trumbull Ladd)
американский психолог. Преподаватель Андоверской богословской семинарии (1876). Профессор философии Колледжа Боужена (1879). Профессор ментальной и моральной философии Йельского университета (1881-1901). Учредитель Американской психологической ассоциации (АПА) (1892). Второй президент АПА (1893). Получил Японский Орден Восходящего Солнца 3-й степени (1899), 2-й степени (19070. Профессор Йельского университета (1901-1905). Получил золотую медаль Императорского педагогического общества Японии. Его интересы распространялись прежде всего на теоретические и философские аспекты проблемы, его никогда не занимала практическая эффективность функционализма. Рассматривал психологию как продолжение ментальной и моральной философии. Умер 8 августа 1921 года.

Cognetti (510x700, 67Kb)
1844
Сальватор Коньетти де Мартиис (итальянское имя - Salvatore Cognetti de Martiis)
итальянский политэконом. Профессор Туринского университета. Напечатал «Della attinenza tra l’economia sociale е la storia» (Флор., 1866); «L’economia sociale е la famiglia» (Милан, 1869); «La circolazione dela ricchezza negli Stati Uniti d’America» (Typ., 1875); «Forme e leggi delle perturbazioni economiche» (Typин, 1878); «Le forme primitive nell’evoluzione economica» (Турин, 1881); «L’economia come scienza autonoma» (Typ., 1886); «Il socialismo negli Stati Uniti d’America» (Typин, 1887) и др. Умер 8 июня 1901 года.

HermannKretzschmar (514x700, 51Kb)
1848
Август Фердинанд Германн Кречмар (немецкое имя - August Ferdinand Hermann Kretzschmar)
немецкий музыковед и композитор. Родился в Цвиккау. Сын местного органиста. Учился в Дрездене, затем в Лейпцигском университете как филолог и одновременно в Лейпцигской консерватории как музыковед. С 1871 г. преподавал в Лейпцигской консерватории теорию музыки и другие дисциплины. В 1876 г. короткое время возглавлял театральный оркестр в Меце, предпринял поездки в Англию и Италию для музыковедческих разысканий, а затем на целое десятилетие (1877—1887) обосновался в Ростоке, где руководил городским оркестром. В 1887—1904 гг. Кречмар вновь работал в Лейпциге на должности университетского музикдиректора, с 1890 г. экстраординарный профессор; одновременно в 1888—1898 гг. он возглавлял один из городских хоров, а в 1890—1895 гг. и один из городских оркестров. В 1904 г. Кречмар перешёл в Университет Фридриха Вильгельма как полный профессор; в 1907—1922 гг. он возглавлял Институт церковной музыки. Одновременно в 1909—1920 гг. Кречмар был директором Берлинской Высшей школы музыки, сменив на этом посту Йозефа Иоахима; на этом посту он, в частности, пригласил Ванду Ландовскую открыть в школе класс клавесина и старинной музыки, что и было сделано в 1913 г. Тремя основными музыковедческими сочинениями Кречмара являются «История оперы» (немецкое название - Geschichte der Oper; 1919, русский перевод — Ленинград: Academia, 1925), «Введение в историю музыки» (немецкое название - Einfьhrung in die Musikgeschichte; 1920) и первый том «Истории новой немецкой песни» (немецкое название - Geschichte des neuen deutschen Liedes; 1911) с подзаголовком «От Альберта до Цельтера», который не был продолжен, но отчасти дополняется более ранними работами «Немецкая песня после Шумана» (немецкое название - Das deutsche Lied seit Schumann) и «Немецкая песня после смерти Рихарда Вагнера» (немецкое название - Das deutsche Lied seit dem Tode Rich. Wagners). До сегодняшнего дня Кречмар пользуется авторитетом «патриарха немецкого музыковедения», «знаменитого историка оперы», чей афоризм «Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной» требует внимания сегодняшних музыкантов. Помимо многих других книг и статей, Кречмару принадлежат оригинальные музыкальные произведения для органа, хоры и песни. Высказывалось мнение, что Кречмар до некоторой степени послужил прототипом музыкального педагога Венделя Кречмара в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус». Умер в Берлине 10 мая 1924 года.

 (480x699, 114Kb)
1849
Владимир Николаевич Давыдов (настощее имя - Иван Николаевич Горелов)
русский актёр, народный артист республики (1922). Родился в Новомиргороде,.в небогатой дворянской семье. Брал уроки драматического искусства у известного актёра Малого театра И.В.Самарина. В 1867-1880 играл в провинции (Орёл, Воронеж, Тамбов и др.). В 1880-1924 артист Санкт-Петербург. Александрийского театра. Давыдов виртуозно владел всеми средствами внешней выразительности. Блестящая техника перевоплощения в сочетании с органическим чувством жизненной правды позволяли Давыдов выступать в комедийных, трагедийных, водевильных ролях (играл даже женские роли). Крупнейшие достижения артиста связаны с русской классикой. Среди его лучших ролей: Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова), Хлынов, Бальзаминов, Подхалюзин, Каркунов ("Горячее сердце", "Праздничный сон до обеда", "Свои люди - сочтёмся" и "Сердце не камень" Островского), Расплюев ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина), Аким и Митрич ("Власть тьмы" Толстого), Мошкин, Кузовкин ("Холостяк" и "Нахлебник" Тургенева). Проникновенно раскрывая внутренний мир персонажа, сложные изменения человеческой психологии, Д. стал талантливым интерпретатором драматургии А.П.Чехова (играл роли Иванова - "Иванов", Фирса - "Вишнёвый сад", Чебутыкина - "Три сестры"). Человек большой культуры, Д. изучал при подготовке ролей литературу, живопись. Был выдающимся театральным педагогом, учителем и творческим наставником многих крупных актёров. Педагогическая деятельность начал в 1883. Преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище. Среди его учеников - В.Ф.Комиссаржевская, Н.Н.Ходотов, Л.С.Вивьен, К.А.Зубов и др. Скончался в Москве 23 июня 1925 года.

JORDAN (491x700, 101Kb)
1851
Дэвид Старр Джордан (David Starr Jordan)
известный американский натуралист, ихтиолог, зоолог, педагог и пацифист. Был президентом двух университетов — Индианского и Стэнфордского. Джордан родился в Гейнсвилле на севере штата Нью-Йорк, в юности интересовался ботаникой и систематикой растений. В 1869 году поступил в Корнелл и в 1872 году получил степень магистра. Преподавал и занимался наукой в различных высших учебных заведениях Среднего Запада США. В 1874 году Джордан посетил лабораторию Комитета рыбного хозяйства США, где попал под влияние ихтиолога Спенсера Фуллертона Бэйрда. До середины 1880-х годов Джордан, при финансовой поддержке Бэрда, ежегодно устраивал ихтиологические экспедиции, сначала по Индиане и Висконсину, а после 1876 года преимущественно по югу США, рыбы которого были мало известны; собранные образцы отправлялись в Смитсоновский институт, главой которого в те годы был Бэрд. В 1876 году, будучи профессором в Батлеровском университете, опубликовал одну из своих основных работ — «Справочник по позвоночным севера Соединённых Штатов, включая территорию к востоку от реки Миссисипи и к северу от Северной Каролины и Теннесси, и не включая морские виды» (англ. A Manual of Vertebrates of the Northern United States Including the District East of the Mississippi River and North of North Carolina and Tennessee, Exclusive of Marine Species). В 1878 году стал доктором философии. В 1879 году получил позицию профессора зоологии в Индианском университете. В 1880 году в связи с проверкой рыбных хозяйств страны, организованной Бэрдом, Джордан организовал экспедицию по изучению рыб всего тихоокеанского побережья США, от мексиканской и до канадской границы. В 1884 году профессору зоологии было предложено стать президентом Индианского университета. Хотя Джордан продолжал заниматься наукой, он был эффективным администратором и улучшил финансовое положение университета. В 1891 году Джордану было предложено стать первым президентом Стэнфордского университета. Он согласился; вместе с ним, в Калифорнию переехал ряд профессоров и студентов Индианского университета. Джордан был президентом до 1913 года и канцлером (номинальным главой университета) до 1916 года. В 1896—1900 гг. вместе с Эверманном опубликовал классический четырехтомный справочник «Рыбы Северной и Средней Америки» (Fishes of North and Middle America). В XX веке занялся публицистикой; придерживался пацифистских взглядов, опубликовал ряд работ по евгенике. Считал войну противоестественной деятельностью, которая уничтожает сильнейших особей человека. Дэвид Старр Джордан умер в Пало-Альто 19 сентября 1931 года. В 1986 году в честь этого ученого была учреждена Джордановская премия (англ. David Starr Jordan Prize) — международная премия, которая вручается примерно раз в три года молодому ученому за инновационный вклад в области эволюции, экологии, популяционной биологии или биологии организмов. В честь Дэвида Джордана названы три рода рыб — Davidjordania (ликоды-джордании или ликоды Джордана), Jordania (джордании или бычки Джордана) и Jordanella (джорданеллы) — и несколько десятков видов, в том числе: Caulophryne jordani (каулофрина Джордана, мохнатый удильщик Джордана); Cyclopteropsis jordani (круглопёрик Джордана); Eopsetta jordani (камбала Джордана, калифорнийская эопсетта); Lampanyctus jordani (лампаникт Джордана); Lutjanus jordani (рыжий парго, луциан Джордана); Lycenchelys jordani (лиценхел Джордана); Malthopsis jordani (острорылая рыба-лопата Джордана); Patagonotothen jordani (патагонская нототения Джордана); Ptychidio jordani (птихидий Джордана); Ronquilus jordani (ронкила Джордана). Научные работы Джордана: Manual of the Vertebrates of the Northern United States (1876); Science sketches (1887); Fishes of North and Middle America (4 тома, 1896—1900); Animal Life: A First Book of Zoцlogy (1900), с В.Л.Келлогом; Food and Game Fishes of North America (1902), с Б.У.Эверманном; Shore Fishes of Hawaii (1903); Guide to the Study of Fishes (1905); The Fish Fauna of the Tortugas Archipelago (1905), с Дж.Ч.Томпсоном. Прочие работы: Imperial Democracy (1899); The Philosophy of Despair (1901); Life’s Enthusiasms (1906); The Blood of the Nation (1901 и 1910);California and the Californians (1911); War and Waste (1913); War’s Aftermath (1914), c X.Э.Джорданом; Ways of Lasting Peace (1916); Democracy and World Relations (1920); Days of a Man (1922) — автобиография.

Kapteyn2 (534x700, 119Kb)
1851
Корнелис Якобус Каптейн (нидерландское имя - Jacobus Cornelius Kapteyn; 19 января 1851, г. Барневелд, Нидерланды — 18 июня 1922)
нидерландский астроном. Одним из первых применил в астрономии фотографию и статистические методы для изучения движения и распределения в пространстве звезд. Положил начало широкому применению статистического метода изучения строения Галактики. Родился в городке Барневелде (Нидерланды), в многодетной семье школьного учителя. В 1868 поступил в Утрехтский университет, где изучал математику и физику, защитив в 1875 дипломную работу по колебаниям мембраны. В 1875 принят на работу астрономом-наблюдателем в Лейденскую обсерваторию, а через три года (1877), благодаря новому закону о высшем образовании, стал первым профессором астрономии и теоретической механики Гронингенского университета. В 1879 женился на Катарине Элизабет Калсховен; в их семье родились две дочери и сын. Не имея средств на строительство обсерватории и приобретение телескопа, Якобус посвятил несколько лет теоретическим исследованиям вместе со своим братом Виллемом Каптейном – профессором математики. Желая продолжить занятия астрономией, Каптейн предложил свою помощью шотландскому астроному Дэйвиду Гиллу (1843–1914), директору Кейптаунской обсерватории на мысе Доброй Надежды (Южная Африка), который в то время проводил систематическое фотографирование всего южного неба. Помощь была принята, фотопластинки стали пересылаться в Гронинген, где Каптейн занялся их изучением, измеряя положение и яркость звезд. В результате этой работы он опубликовал (1896–1900) обзорный каталог 454 875 звезд Южного полушария, полный до 9,5-й звездной величины и содержащий звезды до 12-й величины. За это «Капское фотографическое обозрение» («Cape Photographic Durchmusterung») он был удостоен Золотой медали Лондонского Королевского астрономического общества. В 1902 Каптейн впервые количественно оценил изменение пространственной плотности звезд с расстоянием в зависимости от их истинной светимостии и таким образом получил функцию светимости звезд. В 1904 выдвинул теорию, согласно которой движения звезд друг относительно друга («пекулярные движения») не являются беспорядочными, а обусловлены наличием двух противоположно направленных потоков звезд. Впоследствии выяснилось, что это представление было ошибочным. В действительности эти движения – проявление вращения нашей Галактики (предположение о существовании такого вращения было высказано М.А.Ковальским в 1859 и окончательно установлено Б.Линбладом и Я.Х.Оортом в 1926–1927). Хотя сам Каптейн не смог правильно объяснить обнаруженные им особенности звездных движений, их открытие стимулировало развитие современной звездной астрономии. В 1906 Каптейн разработал план фотографирования звезд в 206 избранных площадках, равномерно распределенных по всему небу («план избранных площадок Каптейна»). В этом крупном международном проекте приняло участие более 40 обсерваторий. Проведенные по этому плану исследования сыграли большую роль в изучении строения и динамики нашей Галактики. Уйдя в отставку в 1921 в возрасте 70 лет, Каптейн по приглашению своего бывшего студента, директора Лейденской обсерватории Виллема де Ситтера вернулся в Лейден. Опубликовал работу Первый опыт теории строения и движения звездной системы (1922), в которой предложил модель Галактики в виде сплюснутого эллипсоида вращения диаметром 40 тыс. световых лет, с плотностью звезд, убывающей к периферии и с Солнцем почти в середине эллипсоида, на расстоянии всего 2000 световых лет от его центра («Вселенная Каптейна»). К сожалению, Каптейн, как и его коллеги, недооценивал роль межзвездного поглощения света. В 1930 Р.Дж.Трюмплер (1886–1956) доказал, что межзвездное поглощение настолько велико, что полностью скрывает от нас далекие части галактического диска. В действительности Солнце оказалось удалено на 25 тысяч световых лет от центра Галактики, а сама она имеет диаметр около 100 тысяч световых лет. Умер в Амстердаме 18 июня 1922 года. Литература: Hertzsprung М.Н., J.С.Kapteyn, zijn leven en werken, Groningen, 1928.

1852
Эрнест Егорович Лейст
русский геофизик, профессор физической географии и метеорологии Московского государственного университета. Родился в городе Ревель (ныне Таллин, Эстония) Эстляндской губернии, в семье ремесленника. В 1874, сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости, поступил на физико-математический факультет Юрьевского университета и окончил его с золотой медалью по специальности «чистая математика» (1879). В 1880 – 1894 служил в Главной физической обсерватории, сначала физиком, а с 1886 — директором магнитно-метеорологической обсерватории в Павловске, где занимался температурными и геомагнитными наблюдениями. За эту работу получил от Лейпцигского университета степень доктора философии, а в 1893 звание приват-доцента Санкт-Петербургского университета. В июне 1894 по рекомендации профессора Н.А.Умова был приглашен администрацией Московского университета на должность приват-доцента по кафедре физики, где он занимался работой по оборудованию метеорологической обсерватории. В короткий срок Лейст наладил в Москве регулярные метеорологические наблюдения. Кроме того, он установил в обсерватории сейсмографы, положив начало сейсмическим наблюдениям в Московском университете, организовал регистрацию компонентов магнитного поля Земли. С этого момента геомагнитное поле становится предметом его постоянного научного интереса. Уже в 1897 он защитил на тему «О влиянии планет на наблюдаемые явления земного магнетизма» магистерскую диссертацию, а через два года и докторскую «Географическое распределение нормального и аномального геомагнетизма» (1899), выполненную под руководством Н.А.Умова. В эти годы усилился интерес к исследованию Курской магнитной аномалии после ее второго открытия в 1880-х геофизиками Казанского университета. Аномалия была настолько «аномальна», что даже специалисты не могли предложить удовлетворительного объяснения причин ее происхождения. Геологи категорически отрицали возможность залегания в Курской губернии железных руд, которые могли бы вызвать наблюдаемую аномалию. В 1898 из Парижа в Россию на две недели был приглашен для участия в исследовании КМА директор геомагнитной обсерватории профессор Муро. Лейст, сопровождавший Муро, проанализировал данные съемок, пришёл к твердому убеждению, что КМА связана с громадными залежами железной руды. Курское земство выделило Лейсту деньги на покупку приборов для магнитных измерений и необходимого оборудования для бурения скважин, которое было закуплено в Германии. По указаниям Лейста было начато бурение скважины. По его расчётам руда должна была залегать на глубине не более, чем 200 м от поверхности Земли. Однако, когда бур достиг этой глубины, руды не было обнаружено. Сторонники Лейста отвернулись от него, земство отобрало у него приборы и бурильное оборудование. Однако, Лейст, будучи твердо уверенным, что аномалия связана с залежами железных руд, несмотря на препятствия и трудности, решил за свой счёт во время летних отпусков продолжать съёмку. Он хотел оконтурить и понять структуру рудных тел. Съемку КМА он проводил из года в год в течение 14 лет в июле-августе, когда остальные преподаватели отдыхали. Отдельные этапы этой работы докладывались им регулярно, и более всего в Московском Обществе Испытателей Природы, действительным членом которого он был с первого года работы в Московском университете (секретарь общества с 1899, почётный член с 1913). В трудах Общества была напечатана добрая половина его разнообразных геофизических трудов, среди которых работы по наблюдениям магнитных бурь, магнитных вариаций, по характеристике циклонов и многое другое. В 1910 Лейст закончил свою наиболее крупную работу по анализу данных магнитной съёмки районов Курской магнитной аномалии на основании выполненных им лично 4500 «абсолютных» определений элементов земного магнетизма. Лейст, производя магнитные измерения, определял и координаты соответствующих точек, что было необходимым для составления магнитных карт КМА. Работа была им доложена в Московском институте физики и биофизики. По существу, исследования физической природы Курской магнитной аномалии — первый научный опыт геомагнитной разведки железорудных залежей в России. В том же 1916 он возглавил организованную по его почину Геофизическую комиссию. Весной 1918 он вместе с профессором Михельсоном учреждает Московское Метеорологическое Общество и принимает предложение отдела науки Наркомпроса стать консультантом по геофизике. Но многолетняя напряженная работа без отпусков подорвала здоровье Лейста. Летом 1918 Советское Правительство направило его в Германию для лечения на курорте в Наугейме. Однако, он не успел до своего отъезда в Германию построить единую магнитную карту КМА и предполагал выполнить эту работу в Наугейме. Поэтому, отправляясь на лечение, Лейст захватил с собой все материалы своих исследований по КМА. К сожалению, смерть прервала его работу. Умер в Бад-Наугейме 13 сентября 1918 года. Немцы захватили материалы покойного Лейста и предложили их советскому правительству за огромную денежную сумму. От приобретения документации Лейста Советское правительство отказалось, приняв решение повторить работы Лейста самостоятельно. В местах, где Лейст проводил бурение, на глубине 220 м действительно была найдена железная руда. Таким образом Лейст «недобурил» до железной руды всего лишь 20 м. Сочинения: Обзор состояния атмосферы в Санкт-Петербурге в течение октября, ноября и декабря 1880 г., «Отголоски», 1881, 5; Общий очерк климата Европейской России, в книге: Всеобщая география, том 5, выпуск 2, Санкт-Петербург, 1884; О магнетизме планет, Известия Русского географического общества?, 1893, т. 29, в. 6; Курская магнитная аномалия, М., 1921 (расширенное изложение доклада Лейста в Физическом институте в марте 1918). Литература: Бастамов С.Л., Профессор Эрнест Егорович Лейсти его школа, «Метеорологический вестник», 1918; его же, Эрнест Егорович Лейст. Физика в Московском университете 1755-1940 гг., «Ученые записки МГУ». Физика. Юбилейная серия, 1940, выпуск 52; Курская магнитная аномалия. История открытия, исследования и промышленного освоения железорудных месторождений. Сборник документов и материалов, Белгород, 1961, том 1; Бусыгин И.А., Э.Е.Лейст - исследователь Курской магнитной аномалии, «Вопросы истории естествознания и техники», 1968, выпуск 24; его же, Эрнст Егорович Лейст, Москва, 1969; Краснопольский А.В., Отечественные географы (1917-1992). Библиографический справочник. Том 3, Санкт-Петербург, 1995, страницы 163-164.

ИванНиколаевичСмирнов (569x700, 38Kb)
1856
Иван Николаевич Смирнов
русский историк и этнограф, ординарный профессор Казанского университета по кафедре всеобщей истории. Родился в селе Арино, ныне Моркинского района Марийской АР. Важнейшее его сочинение: «Восточные финны, историко-этнографический очерк. Том I. Приволжская, или Булгарская, группа. Часть I. Черемисы, часть II. Мордва Том II. Прикамская, или Пермская, группа. Часть I. Вотяки, часть II. Пермяки» (печаталось в «Трудах казанского общества истории, археологии и этнографии»; удостоено Уваровской премии в 1896 году). Это сочинение Смирнова основано как на изучении печатного материала о финно-уграх, так и на непосредственных наблюдениях автора: он предпринял экспедицию для собирания лингвистического и мифологического материала, а также для исследования истории финнов по архивам нижегородской и тамбовской архивных комиссий. Смирнов излагает постепенный ход расселения отдельных народностей приволжских финнов, дает картину первоначальной их культуры и влияния на них русских, а также современной их духовной и религиозной жизни, семьи, общины, религиозного их миросозерцания и т. д.; между прочим, Смирнов связывает почитание божества черемисов «кереметя» с культом умерших. Этот труд Смирнова, заключая в себе подробное научное исследование финских народностей среднего Поволжья и Прикамья, является важнейшим историко-этнографическим трудом в этой области за последние годы. Кроме того, Смирнов написал: «Этнография на казанской научно-промышленной выставке» (Казань, 1890), «Юбилей Императорского Московского археологического общества и VIII археологический съезд» (Казань, 1890), «Задачи и значение местной этнографии» (Каз., 1891), «Воспоминания об эпохе каннибализма в народной поэзии вотяков» (в «Занятиях VIII археологического съезда», Москва, 1890), «Бесермяне Вятской губернии» (ibid.) и ряд статей в «Этнографическом Обозрении». Умер в Казани 28 мая 1904 года. Труды: Очерк истории Хорватского государства, Казань, 1879.

1857
Александр Андреевич Филиппов
революционер-народник. По специальности он был пиротехником, снабжал взрывчатыми веществами и запалами Н.И.Кибальчича и М.Ф.Грачевского, был связан с С.Г.Нечаевым. В 1883–1886 был на Карийской каторге (Нерчинский округ), в 1886–1893 в ссылке в Якутии, а в 1893–1902 жил в Иркутске. Умер в 1937 году.

Georg Anton Hugo von Below (478x700, 28Kb)
1858
Георг фон Белов (Georg Anton Hugo von Below)
немецкий историк. Родился в Кёнигсберге. Профессор в Мюнстере (с 1891), Марбурге (с 1897), Тюбингене (с 1901), Фрейбурге (1905-1924). Активно участвовал в деятельности Пангерманского союза; был сторонником сохранения руководящей роли прусского юнкерства в политической жизни Германии. В работах 1880-1890-х гг. подверг критике вотчинную теорию происхождения и развития средневекового города (связывая его происхождение с сельской общиной), а также представления о полном господстве натурального хозяйства в средние века. Однако эти и другие правильные наблюдения получили научно несостоятельное истолкование в его общей системе взглядов. Он стремился доказать отсутствие переворота в социально-экономических отношениях раннего средневековья, мнимую устойчивость социальных позиций свободного крестьянства. Был одним из первых крупных немецких историков, сознательно воспринявших методологию неокантианства и считавших необходимым в борьбе с марксизмом отказаться от идей закономерности и прогресса в истории. В книге «Немецкое государство в средние века» (1914) развивал мысль о том, что на всем протяжении средних веков существовало неизменное германское публично-правовое начало, обусловливавшее основное содержание истории Германии. В статьях, посвященных истории хозяйства, он модернизировал экономику средневековых городов, приукрашивал историческую роль юнкерства в Восточной Германии. Считал Реформацию чисто религиозным движением, вызвавшим к жизни идею «великой германской державы», претворение в жизнь которой стало, по его утверждению, смыслом всей истории Германии в новое и новейшее время. Таким образом, Белов исторически обосновывал и оправдывал захватническую политику германского империализма 20 в. Умер в Баденвейлере 21 октября 1927 года. Сочинения: Territorium und Stadt, Mьnch. — Lpz., 1900, 2 Aufl., Mьnch. — В., 1923; Die deutsche Geschichtsschreibung von den Befreiungskriegen bis zu unseren Tagen, 2 Aufl., Mьnch. — B., 1924; Probleme der Wirtschaftsgeschichte, Tьbingen, 1920, 2 Aufl., Tьbingen, 1926; Городской строй и городская жизнь средневековой Германии, перевод с немецкого, Москва, 1912.

1859
Шарль Мишель Диль (французское имя - Charles Diehl)
известный французский византинист, автор многих работ по истории Византии и византийского искусства. Родился в Страсбурге. В 1899-1934 профессор Сорбонны. С 1910 член французской Академии надписей, с 1925 иностранный член-корреспондент Академии Наук СССР. Занимался византийской археологией и историей искусства, историей административного аппарата и политической историей. Диль отказался от характерной для византиноведения 19 в. негативной оценки византийской культуры, пытался выявить позитивное значение византийской цивилизации. Впадая в противоположную крайность, Диль подчас идеализировал искусство, право, государственный строй Византии. Умер в Париже 1 ноября 1944 года. Библиография: Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке (1901 год); Византийские портреты (1906-1908 годы); История Византийской империи (1919 год); Основные проблемы византийской истории (1943 год). Работы: Диль Ш., История византийской империи, 1934 год, 89 страниц; Диль Ш., Основные проблемы византийской истории, 1947 год, 180 страниц.

Kulagin_Nikolaj_Mihajlovich (682x700, 52Kb)
1860
Николай Михайлович Кулагин
доктор зоологии, профессор Московского сельскохозяйственного института (Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева). Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (с 1913), член-корреспондент Росийской Академии Наук (с 1917), член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1925). Действительный член Академии Наук Белорусской ССР (1934) и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1935). Руководитель Комитета по охране памятников природы при Наркомпросе РСФСР (1919—1923). Родился в деревне Шиловичи Духовщинского уезда Смоленской губернии (ныне Духовщинский район Смоленской области) в семье священника. Начальное образование он получил в духовном училище, а среднее — в Смоленской духовной семинарии. В 1880 году окончил Смоленскую духовную семинарию и одновременно, сдав экзамен на аттестат зрелости при Смоленской классической гимназии, в августе того же года поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета. В 1884 году был назначен по предложению профессора А.П.Богданова ассистентом при зоологическом музее Московского университета (с 1889 года по 1894 год был хранителем музея). В 1886 году он получил первую заграничную командировку, побывав в Константинополе. Н.М.Кулагин работал на берегах Крыма и Босфора, собирая материал по морской фауне. В 1890 году был назначен директором Московского зоологического сада; в этом же году защитил магистерскую диссертацию — «Материалы по естественной истории дождевых червей», что позволило ему стать приват-доцентом Московского университета. В 1894 году он стал адъюнкт-профессором Московского сельскохозяйственного института (ныне Тимирязевская академия), а также помощником директора института — К.А.Рачинского. В следующем, 1895 году H.М.Кулагин защитил докторскую диссертацию «Материалы по естественной истории паразитических перепончатокрылых (Platygaster, Mesochrus, Microgaster)» в Московском университете, после чего был назначен штатным профессором по кафедре зоологии сельскохозяйственного института, заведовал которой до своей смерти. Профессорскую кафедру H.М.Кулагин занимал ещё и в Moсковском коммерческом институте. Преподавал мироведение в Медведниковской гимназии. Как помощник директора Московского сельскохозяйственного института, он отстаивал самостоятельность вуза; в 1911 году, в знак протеста против приказа министра просвещения Л.А.Кассо, в числе 120 профессоров и приват-доцентов МГУ, ушёл из университета. C 1912 года по 1922 год — профессор и декан естественно-исторического цикла Народного университета имени А.Л.Шанявского. С 1906 года начал заниматься активной природоохранной деятельностью, возглавлял специальную экспедицию в Беловежскую Пущу с целью изучения причин сокращения численности беловежских зубров. В настоящее время Беловежская Пуща Гродненской губернии входит вновь в состав Российской Федеративной Республики. Для охраны этого выдающегося памятника природы необходимо принять самые энергичные меры. Я, как один из бывших работников по изучению биологии зубров, населяющих Беловежскую пущу, беру на себя смелость просить Комиссариат народного просвещения, не найдет ли он возможным сделать распоряжение собрать данные о состоянии Пущи после войны. Эти данные лучше всего могли бы быть получены командировкой в Пущу комиссии Комиссариата народного просвещения. Затем может быть Комиссариат народного просвещения найдет возможным обсудить вопрос о сохранении Беловежской Пущи на будущие времена. — Письмо в Наркомпрос РСФСР от 26 декабря 1918 г. ЦГА России, фанд 2307, опись 2, дело 2, лист 39. С 1918 по 1931 год — заведующий отделом прикладной зоологии Политехнического музея. В 1919 году вернулся в Московский университет уже профессором и преподавал в нём до самой смерти; с 1925 по 1940 год — заведующий кафедрой энтомологии биологического факультета университета. Основные труды по пчеловодству и методам борьбы с насекомыми — вредителями сельскохозяйственных культур. Ряд работ по эволюции животного мира, размножению и наследственности животных. Автор первой русской монографии по дождевым червям и ряда работ о млекопитающих (зубр, лось). Занимался: анатомией и гистологией паразитических червей, комаров, репродуктивных органов позвоночных животных, эмбриологией саранчовых, фауной соленых озёр, изучением влияния температуры и влажности на организмы, явлениями зимней спячки, проблемой физиологии старения и смерти, вопросами наследственности, теорией эволюции, теорией происхождения домашних животных, теорией охраны и вымирания видов. Важнейшие работы Кулагина: «Материалы по естественной истории дождевых червей, встречающихся в России (семейство Lumbricidae)» («Известия Общества любителей естествознания etc.», том LVIII, выпуск 2 — магистерская диссертация); «Материалы по естественной истории паразитических перепончатокрылых» («Известия Императорского общества любителей естествознания», том LXXXV). Уже в 1885 году в «Известиях Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» Н.М.Кулагин опубликовал сразу три статьи: «О развитии рационального пчеловодства в Смоленской губернии», «Об улье галлицких пчеловодов» и «О статье Гравенгорста, касающейся вопроса применения электричества к целям пчеловодства». Уже в них довольно отчётливо обозначилась принципиальная позиция автора на пчеловодство и пути его развития. В январе 1886 года организаторами Первой передвижной плавучей выставки пчеловодства был создан организационный комитет, в который вошёл и Н.М.Кулагин. Он вместе с профессором И.А.Каблуковым разработал программу лекций, докладов и учебных занятий, принял в её работе самое активное участие, за что был отмечен Малым жетоном Общества акклиматизации. В начале июля 1896 года в Московском зоологическом саду состоялось открытие Третьей передвижной выставки пчеловодства, которую возглавил профессор Н.М.Кулагин. Когда Кулагин стал заведовать кафедрой в Московском сельскохозяйственном институте, своей учёной и экспериментальной базой он сделал институтскую учебно-опытную пасеку. Ульи разных систем — от колоды до лангстротов и даданов, стояло на ней и жили в них пчёлы разных пород, в том числе специально для Кулагина присланные из США А.Е.Титовым, изучавшим там промышленное пчеловодство. Пасека способствовала и распространению пчеловодных знаний среди населения, чему Н.М.Кулагин придавал особое значение. Она, как и Измайловская пасека, всегда была открыта для посетителей, которые получали здесь квалифицированную консультацию. С 1902 года Кулагин стал главным редактором «Русского пчеловодного листка», основанного А.М.Бутлеровым. В 1905 году был одним из организаторов и председателем Всероссийского съезда пчеловодов в Москве, в 1909 году — председатель Киевского съезда. В 1910 году участвовал в первом Всеславянском съезде пчеловодов в Софии. В то же время был избран главным председателем Всеславянского союза пчеловодов. В 1911 году в Белграде участвовал во втором Всеславянском съезде пчеловодов. В 1912 году руководил работами третьего Всеславянского съезда пчеловодов в Москве. Позднее он непрерывно вел работу по пчеловодству как литературную, так и научно-исследовательскую, написав более 30 статей и книг по пчеловодству. Умер 1 марта 1940 года. Среди них: монография «Современное положение вопроса о русском воске»; «Кормление пчел»; «Роение пчел» и другие. Жена: Анна Юльевна (урождённая Губер), до 1917 года преподавала в женской гимназии, с 1920 года — преподаватель немецкого языка Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Дети: Михаил (1896) и Сергей (1898—1962). Сочинения: Вредные насекомые и меры борьбы с ними, 4-е издание, тома 1-2, Москва- Ленинград, 1927-1930; Зоология, 2-е издание, Москва, 1938. Литература: Смирнов Е., Н.М.Кулагин, "Зоологический журнал", 1940, выпуск 4.

1862
Огай Мори (настоящее имя - Ринтаро Мори)
японский писатель, критик, переводчик. Родился в префектуре Симане, остров Хонсю. Учился в Германии (1884-1888). По профессии военный врач. Первый познакомил японцев с немецкой литературой. Печатался с 1889 г. (сборник переводных стихов «Образы прошлого»). В прозе выступил как романтик (роман «Танцовщица», 1890). В дальнейшем в его творчестве преобладают натуралистические элементы: повести «Vitа sехuаlis» (1909), «Юность» (1910), «Дикий гусь» (1913). Автор исторических повестей «Предсмертное письмо Окицу Ягоэмона» (1912), «Семейство Абэ» (1913) и др. Умер 9 июля 1922 года. Сочинения в русском переводе: Однажды в лодке, "Восточный альманах", 1961, выпуск 4. Литература: История современной японской литературы, Москва, 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, Москва,1964; Конрад Н., Очерки японской литературы, Москва, 1973.

1863
Александр Александрович Заборовский
издатель, краевед. Родился в семье бедного, беспоместного дворянина в городе Верро, Лифляндская губернии. Его отец сдал экзамены на землемера в Псковской губернской чертёжной и уехал в Лифляндию. После его ранней смерти вдова с детьми вернулась в Псков. Александр в 1882 году окончил Псковскую мужскую гимназию. С естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета его отчислили за участие в студенческой сходке. С декабря 1883 года работал в канцелярии Псковской уездной земской управы, а с марта 1892 года ещё и преподавал рисование в приходском училище. С июня 1895 года служил в канцелярии губернатора секретарём губернского по городским и земским делам присутствия. Имел много общественных обязанностей: санитарного попечителя одного из городских участков, почётного блюстителя Черёхинского сельского училища, секретаря правления общества садоводства и общины сестёр милосердия. 13 марта 1896 года его приняли в действительные члены Псковского археологического общества (ПАО), а в январе следующего года избрали хранителем музея. На заседании ПАО 15 июня 1896 года он сделал обзор царствования Николая I, особенно распоряжений, касавшихся Псковской губернии. С 1898 года несколько сезонов вёл на свои средства раскопки древних могильников и читал доклады о их результатах. После передачи обществу Поганкиных палат разместил в четырёх комнатах экспозиции музея, составил каталоги библиотеки и музея, упорядочил в нём отдел "Нумизматика и сфрагистика". В 1903 году подарил обществу часть своей коллекции монет. Совмещая просветительную и коммерческую работу, супруги Заборовские к началу 1900 года создали товарищество "Труд и Знание" с книжным магазином и типографией. В ней, в частности, печатались Труды ПАО и другая краеведческая литература. В том числе брошюра под редакцией Заборовского "Псков и его окрестности. Очерк истории Пскова. Путеводитель и справочная книга". Её второе, исправленное издание вышло в 1907 году. Там же под его редакцией в 1902 году печатался журнал "Коллекционер" - один из первых русских иллюстрированных журналов для собирателей всякого рода коллекций". В разделе "По музеям" он поместил заметки о коллекциях Ф.М.Плюшкина (в N 1) и о музее ПАО (в N 2), а в библиографии - рецензию на Сборный план Пскова, составленный секретарем ПАО Ф.А.Ушаковым (в N 2). Чтобы сосредоточиться на делах товарищества, Заборовский в марте 1901 года ушёл со службы. Однако вскоре материальные трудности заставили его закрыть книжный магазин и перевести типографию в более дешёвое помещение, а в 1903 году поступить на службу помощником секретаря Губернского акцизного управления. Его социалистические убеждения проявились в годы первой русской революции. За это был трижды арестован. 11 июня 1905 года при обыске на квартире нашлась корзина с нелегальной литературой, оставленная скрывшейся эсеркой. Тогда он отговорился незнанием содержимого корзины. Из 11 псковских социалистов, арестованных 12 декабря, суду предали четырех, но 18 апреля 1906 года троих, в том числе Заборовского суд оправдал. Сразу после освобождения он согласился печатать в типографии газету Псковского комитета РСДРП "Пчела". Её первый номер вышел уже 26 апреля, а с шестого номера газета подвергалась конфискации. Но ему удавалось до прихода полиции тайком вывозить из типографии часть тиража. 12-й и 13-й номера газеты вышли после разгона Государственной думы с призывами к восстанию, и 1 августа 1906 года супругов Заборовских арестовали. Вскоре Клавдию Иосифовну освободили. Из-за поисков скрывшегося редактора (И.Рябкова) следствие затянулось, так что в конце года под денежный залог выпустили и мужа. В августе 1907 года, когда следствие возобновилось, он уехал по заграничному паспорту псковича Николая Соколовского. В марте 1911 года Императорская миссия в Бухаресте, сообщая губернатору о смерти в Бухаресте 29 января 1911 года потомственного дворянина Заборовского, отметила, что он жил там под фамилией Равич-Заборовского и умер в крайней бедности (ГАПО, фонд 20, опись 1, дело 2901, листы 101-102). Клавдия Иосифовна продолжала до революции вести дела типографии "Труд и Знание".

1863
Вернер Зомбарт (Сомбарт; Sombart)
немецкий экономист, социолог, философ. Родился в Эрмслебене (Пруссия). Профессор экономики в Бреслау и Берлине. Один из первых немецких социологов, вместе с М.Вебером руководил журналом «Архив социальной науки и социальной политики», в 1920-е годы был первым президентом Немецкого социологического общества. Развивая идеи «исторической школы» в политэкономии, Зомбарт испытывает влияние марксизма, примыкает к «катедер-социализму». Работа Современный капитализм (1902) приносит Зомбарту широкую известность. Как в ней, так и в последующих работах о возникновении капитализма, Зомбарт показывает связь экономики с многообразными социальными институтами и историческими обстоятельствами. Полемизировал с М.Вебером, полагая неверным выведение капитализма из протестантской этики и связывая его генезис с множеством различных социальных и психологических факторов (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства, СПб, 1910; Буржуа, М., 1924; Luxus und Kapitalismus, Berlin, 1907; Krieg und Kapitalismus, Berlin, 1911). В годы первой мировой войны переходит на позиции немецкого национализма, в книге Торгаши и герои (1915) противопоставляет «героизм» немцев утилитаризму англичан. В 20-е годы окончательно порывает с марксизмом, разрабатывает один из первых вариантов «понимающей социологии», применяя его затем к политэкономии (Die drei Nationlokonomien, Munich, 1930). Будучи одним из ведущих представителей «консервативной революции», в начале 1930-х развивает идеи особого «немецкого социализма», преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. В 1938 публикует свой главный философский труд О человеке, в котором развивает идеи В. фон Гумбольдта, В.Дильтея и всей «исторической школы» на человека, как творца и творения культуры. Публикация этой книги, в которой Зомбарт возвращается от национализма к идеалам гуманизма приводит к конфликту с идеологами национал-социализма. Данная работа близка кругу идей «культурной антропологии» Э.Ротхакера и М.Ландмана. Умер в Берлине 18 мая 1941 года. Сочинения: Noo-Soziologie, В., 1956: Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus, Bd -2, Mьnch. - Lpz., 1913; Die Zukunft des Kapitalismus, ., 1932; Deutscher Sozialismus, ., 1934; в русском переводе - Социализм и социальное движение в 19 столетии, Санкт-Петербург, 1902; Художественная промышленность и культура, Санкт-Петербург, (б. г; Идеалы социальной политики, Санкт-Петербург, 1906; Современный капитализм, тома 1-2, М., 1903-1905; том 3, Москва -Ленинград, 1930 (том 1, 2-е издание, Москва -Ленинград, 1931); Буржуа, Москва, 1924; Народное хозяйство в в 19 и в начальник 20 в., Москва, 1924. Литература: Луначарский А.В., Зомбарт о душе буржуа, в его книге: Мещанство и индивидуализм, Москва - Петроград, 1923, страницы 202-223.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку