-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 107910
Комментариев: 6801
Написано: 116380


24 марта родились...

Среда, 24 Марта 2010 г. 19:20 + в цитатник
 (532x698, 46Kb)
1892
Алексей Дмитриевич Попов
русский режиссер, теоретик театра, педагог. Народный артист СССР (1948). Творческий путь начал сотрудником Московского Художественного театра в 1912. С 1912 по 1918 сыграл в МХТ и в 1-й Студии Василия (Мысль Л.Н.Андреева), Аполлона (Провинциалка И.С.Тургенева), Дантье (Гибель «Надежды» Г.Хейерманса), Калеба (Сверчок на печи Ч.Диккенса) и другие. Роль Калеба Попов играл после М.А.Чехова и, несмотря на яркую индивидуальность последнего, сумел создать совершенно иной, выразительный и запоминающийся, по отзывам современников, характер. Первая режиссерская работа Попова – Незнакомка А.А.Блока в Мансуровской студии (Москва) осталась незавершенной. В 1918–1923 работал в Театре студийных постановок (Кострома) актером, режиссером, руководителем театра. По режиссерским экспликациям 1-й Студии МХТ поставил здесь Потоп Бергера и Сверчка на печи Диккенса. В этом же театре поставил такие произведения, как Ученик дьявола Б.Шоу, Вечер чеховских миниатюр, Женитьбу Фигаро П.Бомарше, Волки Р.Роллана, Невероятно, но возможно Плетнева. В 1923 вернулся в Москву и стал режиссером 3-й Студии МХТ (с 1926 – Театр имени Е.Б.Вахтангова). Первая постановка Попова в этой студии – Комедии П.Мериме (1924). В историю отечественного театра как большие социальные полотна вошли его спектакли Виринея Л.Сейфуллиной (1925) и Разлом Б.Лавренева (1927). Впоследствии много работавшая вместе с Поповым М.О.Кнебель писала о том, что в Виринее обозначились такие черты режиссерского почерка Попова, как «чувство простонародного юмора» и взыскательный вкус. О последующих спектаклях – Зойкина квартира М.Булгакова и Заговор чувств Ю.Олеши – Кнебель говорила как о произведениях «образцового режиссерского вкуса». Попов работал в Театре имени Е.Б.Вахтангова до 1930, оказав большое влияние на формирование художественно-эстетических позиций театра. Покинул театр в связи с недовольством части непосредственных учеников Вахтангова, которые обвиняли Попова в отдалении от сложившихся традиций. В 1930 Попов пришел в Театр Революции на постановку Поэмы о топоре Н.Погодина. В Моем друге заявили о себе яркие таланты М.Астангова и М.Бабановой. В 1931–1935 Попов был художественным руководителем Театра Революции. Здесь внимание режиссера привлек Вс.Э.Мейерхольд и как самобытный мастер, и как основатель театра, которым Попов стал руководить (с Мейерхольдом Попов встретился в Вахтанговской студии, где первый вел занятия по актерскому мастерству и репетировал Бориса Годунова. В те годы, когда Попов пришел в Театр Революции, Мейерхольд работал уже в театре своего имени). Попова привлекла мейерхольдовская «материализация действия» – непрестанные поиски выразительных подробностей сценического поведения. «Материализовать действие», обосновав его яркими красками, широкими обобщениями, стало задачей режиссера на этом периоде работы. В Театре Революции Попов поставил Поэму о топоре (1931), Мой друг (1932) и После бала (1934) – три пьесы Погодина о поэзии революции и народного подвига. Уже в этих спектаклях выявились черты, позволившие М.О.Кнебель писать после смерти Попова о том, что в 1930-е годы он был неутомимым пропагандистом интеллектуального начала в искусстве. В 1935 Попов поставил на сцене Театра Революции одну из лучших своих постановок – Ромео и Джульетту Шекспира с М.Бабановой и М.Астанговым. Нередко театроведы называют эту постановку одним из лучших шекспировских воплощений не только в русском, но и в мировом театре. Вскоре после этой премьеры Попов ушел из Театра Революции и возглавил Центральный театр Красной Армии (ныне – Центральный Академический театр Российской Армии). До Попова ЦТКА возглавлял Ю.А.Завадский, поставивший на маленькой сцене заметный в Москве спектакль Мстислав Удалой. В то время здание на площади Коммуны только строилось (архитектор К.Алабян), театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале ЦДКА, и, как признавался позже режиссер, приход его в армейский театр, скорее всего, надо объяснять жившей в Попове «особой страстью к организации, к собиранию новых людей и строительству сцены, преодолению трудностей в создании коллектива». Кроме того, режиссера захватила мысль о тесной связи со своим зрителем, какой не было ни у одного театра: ЦТКА ежегодно выезжал в воинские округа, от Мурманска до Средней Азии, от Белоруссии до Дальнего Востока. Лучшими спектаклями Попова на сцене ЦТКА считаются такие, как Год 19-й И.Прута (1936, критика единодушно отметила свежесть и искренность игры молодых исполнителей), Падь Серебряная Н.Погодина (1939), Полководец Суворов И. Бахтерева и А.Разумовского (1939), Степь широкая Н.Винникова (1949; Сталинская премия СССР, 1950), Флаг адмирала А.Штейна (1950; Сталинская премия СССР, 1951), Поднятая целина М.Шолохова (1957) и др. Попов был глубоко убежден, что театр должен не только освещать и углубленно познавать жизнь армии, но и поднимать культуру военных людей, поэтому в репертуар органично входили произведения отечественной и мировой классики, в частности, комедии Шекспира Укрощение строптивой и Сон в летнюю ночь. В 1937 театр выехал на длительные гастроли по Дальнему Востоку с 12 спектаклями и несколькими концертными программами. 1 июня 1938 театр вернулся в Москву, и, поскольку здание еще не было готово, премьеру Укрощения строптивой играли в помещении Камерного театра, репетируя здесь же Полководца Суворова. Летом 1941 театр выехал на гастроли на юго-западную границу СССР. Там труппу застала война, началось формирование фронтовых бригад, выступления перед бойцами – первое состоялось уже 22 июня 1941. Попов считал принципиально важной для себя работу над спектаклем Давным-давно по пьесе А.Гладкова (1942; Сталинская премия СССР, 1943) – в острый момент войны театр обратился к событиям 1812, к легендарной личности Н.Дуровой, «кавалерист-девицы», полной патриотических чувств и рвущейся на фронт. Роль Шуры Азаровой замечательно воплотила Л.И.Добржанская. Осенью 1943, когда МХАТ находился в Саратове, Вл.И.Немирович-Данченко решил пригласить Попова на постановку пьесы А.Н.Толстого Трудные годы. После кончины основоположника Художественного театра, выполняя его волю, Попова пригласил на постановку Н.П.Хмелев, который должен был сыграть главную роль (Иван Грозный). Над спектаклем вместе с Поповым работала Кнебель, это была первая встреча в работе будущих сотрудников и единомышленников. В день первой генеральной репетиции спектакля (1 ноября 1945) Хмелев скончался во время спектакля. Роль Грозного на премьере играл М.Болдуман. В 1944 в ЦТКА был поставлен спектакль Сталинградцы Ю.Чепурина. На протяжении всей жизни Попов уделял большое внимание развитию мастерства актера, его педагогическая деятельность началась еще в 1919 – по праву его учениками считаются такие артисты, как Б.Щукин, М.Астангов, М.Бабанова, Л.Добржанская, Л.Фетисова, А.Петров, В.Пестовский, А.Богданова, Р.Ракитин. При театре еще до его прихода была организована студия, из которой вышли впоследствии такие известные актеры-ученики Попова, как С.Кулагин, Т.Алексеева, А.Петров-мл., Н.Сазонова, А.Попов (сын режиссера). Позже в театр пришли и стали его подлинными учениками В.Зельдин, В.Ратомский, Б.Ситко, Л.Касаткина, Д.Сагал, Н.Колофидин, В.Капустина, В.Сошальский, Л.Фетисова, П.Вишняков, В.Попова и др. С 1940 Попов являлся профессором ГИТИСа, в 1961 стал художественным руководителем этого высшего учебного заведения. На протяжении долгого времени Попов вел курс режиссуры (совместно с Кнебель), и их ученики стали в последние десятилетия ведущими режиссерами в ряде стран мира. В 1960 Попов был вынужден уйти с поста главного режиссера Центрального театра Советской Армии на пенсию – к этому привел ряд разногласий с руководящими органами Главного политического управления, в подчинении которого находился театр. Последний год жизни режиссера прошел под знаком осмысления пройденного творческого и жизненного пути: его теоретические работы, педагогическая деятельность, работа над мемуарами позволили Попову точно и глубоко сформулировать «миссию актера и задачи режиссуры» на переломе столетия, вобравшего огромный опыт постижения театрального ремесла. Умер в Москве 18 августа 1961 года.

 (459x699, 100Kb)
1893
Уолтер (Вальтер) Бааде (немецкое имя - Walter Baade)
немецкий астроном. Родился в местечке Шрёттингхаузен (Вестфалия) в семье учителя. По окончании Гёттингенского университета (1918) по рекомендации математика Ф.Клейна, у которого он работал ассистентом, был принят на работу в обсерваторию Гамбургского университета. Одновременно преподавал там же. В 1931 переехал в США. Работал сначала в обсерватории Маунт-Вилсон, затем в обсерватории Маунт-Паломар. В 1958 вернулся в Германию, работал в Гёттингенском университете. Первые работы Бааде, выполненные им в Гамбурской обсерватории, были посвящены кометам, астероидам, переменным звездам. В 1923 он открыл новую комету, в 1920 – астероид Гидальго, с рекордным тогда удалением от Солнца. В 1949 открыл астероид Икар, орбита которого заходила внутрь орбиты Меркурия. Мировую известность принесла Бааде концепция существования двух основных типов звездного населения галактик. Проводя наблюдения ближайших галактик (в частности, галактики М31 в созвездии Андромеды) с помощью крупнейших тогда 100-дюймового, а затем 200-дюймового рефлекторов, он в 1944 разложил их на звезды и разбил звездное население на две группы в зависимости от возраста звезд, их химического состава и положения в галактической системе. К группе I Бааде отнес молодые (106–108 лет) горячие звезды, сформировавшиеся из межзвездного газа, который мог образоваться, например, при взрыве сверхновых. Эти звезды содержат железо, никель, углерод и некоторые более тяжелые элементы – примерно в такой же пропорции, как Солнце, и тоже состоят в основном из водорода (90%) и гелия (9%). К группе II принадлежат более старые звезды (1Ч109–15Ч109 лет). Они образовались из межзвездных газовых облаков, сформировавшихся после Большого Взрыва, в условиях чрезвычайно высоких температуры и плотности, и состоят почти исключительно из водорода и гелия. Содержание более тяжелых элементов в них в 10–100 раз меньше, чем в звездах группы I. Концепция Бааде сыграла важную роль в развитии теории эволюции звезд. Весьма ценными были также результаты Бааде, касавшиеся сверхновых. Он показал, что вспыхивающие звезды, которые наблюдали еще Тихо Браге (1572) и И.Кеплер (1604), были на самом деле вспышками сверхновых, и отождествил их с остатками вспышек – туманностями. Бааде впервые высказал предположение (совместно с Ф.Цвикки), что в результате вспышки сверхновой может образоваться нейтронная звезда (1934), отождествил (совместно с Р.Минковским) с остатками сверхновых несколько дискретных источников радиоизлучения. Фотографированием в монохроматическом свете выявил тонковолокнистую структуру Крабовидной туманности. Бааде был награжден Золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества (1954), медалью Тихоокеанского астрономического общества (1955). Умер в Гёттингене 25 июня 1960 года.

1893
Сергей Дмитриевич Балухатый
советский литературовед, библиограф, член-корреспондент Академии Наук СССР (1943). Родился в Феодосии. В 1919—1923 профессор Самарского, затем, до конца жизни — Ленинградского университетов. С 1930 руководил отделом русской литературы XX века в Институте русской литературы Академии Наук СССР (Пушкинский дом). Исследования С.Д.Балухатого посвящены, главным образом, творчеству М.Горького и А.П.Чехова. Умер в Ленинграде 2 апреля 1945 года. Сочинения: Критика о М.Горьком. Библиография статей и книг. 1893—1932, Москва, 1934; Литературная работа М.Горького. Список первопечатных текстов и авторизованных изданий 1892—1934, Москва-Ленинград, 1936; Чехов-драматург, Ленинград, 1936; Вопросы изучения драматургии М. Горького, Москва-Ленинград, 1938; Горьковский семинарий, Ленинград, 1946.

1894
Отто Корвин
венгерский революционер. По профессии банковский служащий. Во время Венгерской советской республики 1919 г. возглавлял политический отдел Народного комиссариата внутренних дел. После падения советской республики остался в Будапеште для налаживания нелегальной работы КПВ. В ноябре 1919 г. арестован, затем казнён.

1895
Александр Федорович Титов
российский композитор. Автор кантат, хоров, песен, романсов. Родился в Москве. В 1920 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано К.Н.Игумнова, по теории композиции занимался у А.А.Ильинского, С.Н.Василенко и M.M.Ипполитова-Иванова. До 1932 выступал как пианист. В 1916—1931 преподаватель фортепиано в музыкальных школах и техникумах. В 1918—1941 руководитель хоровых самодеятельных коллективов. Умер в Москве 13 июня 1967 года. Сочинения: массовая оратория "К фабрикам и заводам" (1919); для симфонического оркестра — кантаты: Полтава (по А. Пушкину, 1917), Океан (слова Струве, 1920), Тридцать (слова С.Есенина, 1932), Ветер (слова В.Лугового, 1934), Слава народу (слова М.Исаковского, 1948); для оркестра народных инструментов — пьесы (1953—1955); для хора — Все то, о чем в веках мечтали (слова А.Лугина, 1939), 8 лет (слова С.Болотина, 1931), Москва советская (слова С.Васильева, 1949), Ночной зефир, Буря мглою (слова А.Пушкина, 1950); для голоса и фортепиано — цикл "Медведица семиглазая", романсы на слова А.Белого, А.Блока, С.Есенина, Левый марш (слова В.Маяковского, 1947), Давно о ней воспоминанье, Я здесь, Инезилья (слова А.Пушкина, 1954), Песня дружбы (слова Н.Моршакова, 1954); для фортепиано — Соната (1946), Прелюдия и Листок из альбома (в сборнике: Студенчество жертвам войны, 1916); песни на слова И.Дремова, Я.Шведова, С.Смирнова, В.Семернина.

1896
Петр Николаевич Чаплыгин
актер Государственного русского театра драмы Республики Карелия. Родился в Москве. Театральное образование он получил в школе под руководством артистки Московского художественного театра С.В.Халютиной и в студии Е.Б.Вахтангова. Выступал в театрах Оренбурга, Смоленска, Самары и Нижнего Новгорода. В 1931 году П.Н.Чаплыгин пришел в труппу Петрозаводского театра русской драмы. За 17 лет работы актер сыграл более ста ведущих ролей, создал целую галерею запоминающихся художественных образов. Важными вехами в истории театрального искусства республики стали сценические работы П.Н.Чаплыгина в первых спектаклях на карельскую тематику. За заслуги в развитии театрального искусства в 1938 году он первым из карельских актеров был удостоен звания заслуженного артиста КАССР, в 1943 году ему было присвоено звание народного артиста Карело-Финской ССР. Избирался депутатом Верховного Совета Карело-Финской ССР. Умер в 1948 году. Похоронен на Зарецком кладбище. На могиле П.Н.Чаплыгина установлен мраморный обелиск с надписью. Принята на государственную охрану Постановлением Совета Министров КАССР от 20 апреля 1987 года № 149.

1897
Василий Павлович Ильенков
Русский советский писатель. Родился в селе Шилово-Успенское Дорогобужского уезда Смоленской губернии, в семье сельского священника. Учился в Юрьевском (Тартуском) университете, который не закончил, так как в 1917 был призван в армию. После демобилизации вернулся на Смоленщину, работал в Успенском волисполкоме, член Смоленского губернского исполкома, заведовал губернским отделом народного образования (1921-1924). Редактировал газеты «Наша деревня», «Брянский рабочий» (1928-1930). В 1930 переезжает в Москву и сразу же оказывается в центре литературной жизни 30-х гг. - его избирают оргсекретарем РАППа (1930-1932). Литературную известность принес Ильенкову роман «Ведущая ось». Автор романа «Соляной город», цикла очерков и рассказов, вошедших в сборники «Личность», «Родной дом» и другие. Ильенков - участник Великой Отечественной войны. Венные впечатления составили содержание книг «Глаза» (1942), «Жизнь» (1942), «Сила жизни» (1942), «Второе дыхание» (1943), «На тот берег» (1945). Смоленскому сражению посвящена книга «Большая дорога», за которую Ильенков удостоен Сталинской премии (1950). Последние годы жизни Ильенков работал над романом «Чужая боль».Умер в Москве 23 января 1967 года.

1897
Вильгельм Райх
австрийский врач и психолог, основоположник теории космической жизненной энергии (учения об "оргоне"). Марксист, фрейдист. В своем труде "Массовая психология фашизма", Райх сделал попытку объяснить факт превращения личности в личность авторитарную путем подавления её сексуальности. Ввёл термин "оргон" - заряженная космическая энергия, единица оргазма по Райху, которую можно аккумулировать в особом хранилище. Эта работа затмила предыдущие работы Райха. Эмигрировал в США, но в 1950 г. попал в тюрьму, где и умер.

1898
Григорий Иванович Антошенков
русский советский актёр и режиссер Приморского краевого драматического театра имени М.Горького (с 1939 г.), народный артист РСФСР (1954). Умер в 1970 году.

1899
Гавриил Васильевич Жуков
советский военачальник, вице-адмирал (1944). Член КПСС с 1919. В ВМФ с 1918. Родился в селе Березовый Гай, ныне Волжского района Куйбышевской области. Участвовал в Гражданской войне 1918—1920 на Восточном фронте. Окончил училище комсостава флота (1925) и артиллерийский класс курсов усовершенствования комсостава (1927). В 1937—1939 командовал крейсером «Максим Горький», в 1939—1940 командир отряда учебных кораблей Балтийского флота и комендант Северо-Западного укрепрайона Черноморского флота. С марта 1940 командир Одесской военно-морской базы. В этой должности в период Великой Отечественной войны 1941—1945 участвовал в обороне Одессы (1941). С декабря 1941 заместитель командующего Черноморским флотом по сухопутной обороне главный базы — Севастополя, один из руководителей его героической обороны. С апреля 1942 командир Туапсинской военно-морской базы. В 1945 командир Одесской военно-морской базы. В 1946—1948 на командных должностях Тихоокеанского флота. С сентября 1948 начальник Черноморского высшего военно-морского училища. С 1951 в отставке по болезни. Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 1-й степени и медалями. Умер в Одессе 8 января 1957 года.

 (516x698, 56Kb)
1900
Иван Семёнович Козловский
выдающийся советский российский певец (лирический тенор), народный артист СССР. Родился в селе Марьяновка ныне Киевской области (Украина) в крестьянской семье. Член КПСС с 1960 года. В детские годы пел в церковном хоре. Обладал чистым, красивым тембром – высокий альт. Учился в учительской семинарии в городе Киев. Посещал спектакли в Народном доме и со временем стал участником концертов, время от времени выступая солистом в хоре. В 1920 году окончил Киевский музыкально-драматический институт имени Н.В.Лысенко (класс Е.А.Муравьёвой). В 1920-1923 годах в городе Полтава вступил в ряды Красной Армии (инженерные войска), руководил в части музыкальной самодеятельностью и иногда участвовал в спектаклях Украинского музыкально-драматического театра, где спел Ионтека в «Гальке» С.Монюшко и Левко в опере Н.В.Лысенко «Майская ночь». С 1922 года солист Полтавского оперного театра, где исполнял ведущий теноровый репертуар: Пётр в «Наталке Полтавке» Н.В.Лысенко, Андрей в «Запорожце за Дунаем» С.С.Гулак-Артемовского, Альфред в «Травиате» и Герцог в «Риголетто» Дж.Верди. Участник вокального квартета под руководством А.В.Свешникова. В 1924 году перешёл в труппу Харьковского оперного театра, где дебютировал в заглавной партии в опере Ш.Гуно «Фауст». В 1925-1926 годах солист Свердловского оперного театра, где исполнял не только ведущий лирический репертуар, но и лирико-драматические партии (например, Хозе в «Кармен» Ж.Бизе). В 1926 году дебютировал на сцене Большого театра (партия Альфреда в «Травиате»), солистом которого являлся до 1956 года. В течение многих лет блистательно исполнял партии: Юродивого («Борис Годунов» М.П.Мусоргского), Ленского («Евгений Онегин» П.И.Чайковского), Берендея («Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова), Альфреда («Травиата» Дж.Верди) и Герцога («Риголетто» Дж.Верди). В 1938 году по инициативе Козловского был создан Государственный ансамбль оперы СССР, художественным руководителем которого был назначен сам певец. Выступал как оперный режиссёр. В репертуаре ансамбля (1938-1941): концертное исполнение опер «Орфей» К.Глюка, «Вертер» Ж.Массне, «Паяцы» Р.Леонкавалло. Выдающийся представитель русской вокальной школы. Певец божьей милостью. Артист-легенда в истории русского музыкального театра. Лёгкий, светлый, чарующий тембр его голоса обладал магнетической силой воздействия на слушателей. Исполнительской манере певца были присущи тончайшая нюансировка, безупречная музыкальность, художественный вкус, тонкий психологизм. В полной мере певец был наделён даром перевоплощения. Вокальные произведения в его исполнении всегда превращались в яркие драматические образы. Хрестоматийно классическими стали его трактовки партий Юродивого, Фауста, Ленского. Козловский – пример уникального творческого долголетия. В 1940 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР». Большое место в творчестве Козловского занимала концертная деятельность. Первый свой концерт он дал в 1919 году в Полтаве перед красноармейцами. Став профессиональным певцом, объездил с концертами всю страну. Огромной популярностью у слушателей пользовалась подготовленная певцом тематическая программа «Любовь поэта» (1938), включающая цикл песен Р.Шумана. Концертный репертуар Козловского включал программы из произведений М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова. Был тонким интерпретатором русских романсов. Обширен список западноевропейских композиторов, сочинения которых исполнял Козловский: В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Лист, Ш.Гуно. Великолепно звучали в его исполнении народные песни, особенно украинские, которым Козловский отдавал дань в течение всего своего творческого пути. Осуществил большое количество грамзаписей оперной и камерной музыки (особенно, в цикле «Русская вокальная школа»). Вел большую общественную работу. Много выступал с шефскими концертами. В годы Великой Отечественной войны работал в городе Куйбышев (ныне Самара), куда был эвакуирован Большой театр, неоднократно выезжал в составе концертных бригад в действующую армию (1942, Западный фронт; 1943, Степной фронт). Давал многочисленные концерты в Фонд обороны страны, выступал в госпиталях. В 1960-е годы добился строительства на собственные деньги на своей родине, в селе Марьяновка, Детской музыкальной школы, которой помогал до конца своих дней. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1980 года Козловскому Ивану Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1958 году снялся в художественном фильме «Поэма о море» (режиссер Ю.И.Солнцева). По документальным материалам биографии Козловского был снят фильм «Певец Иван Семёнович Козловский» (1960). В 1992 году увидела свет книга автобиографических материалов Козловского «Музыка – радость и боль моя», включившая статьи певца, рецензии на его выступления. Жил в городе-герое Москве. Скончался 21 декабря 1993 года, 94-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награждён пятью орденами Ленина (28 июля 1939, 27 мая 1951, 24 марта 1970, 25 мая 1976, 21 мариа 1980), орденом «Знак Почёта» (2 мбня 1937), медалями. Лауреат Сталинской премии (1941, 1949).

 (436x699, 47Kb)
1900
Иван Иванович Лободин
командир 179-го кавалерийского полка 66-й кавалерийской Армавирской дивизии, подполковник. Родился в селе Старая Порубежка Пугачевского района Саратовской области. Русский. Член КПСС с 1919 года. В Красной Армии служил с 1918 года до дня гибели - 20 октября 1941 года. В годы гражданской войны участвовал в боях в качестве рядового бойца, командира взвода и кавалерийского эскадрона в составе 25-й Чапаевской дивизии. Затем воевал с белополяками, соединениями Махно и Тютюнника на Украине, с басмачами Ибрагим-бека в Средней Азии. За отвагу и доблесть в боях с басмачами, был награжден двумя орденами: Красного Знамени (1926, 1929) и орденом Трудового Красного Знамени Таджикской республики. Тяжело ранен в 1919 поду под Лбищенском. Окончил высшие военно-политические курсы в городе Киеве. Накануне войны работал начальником военно-конного завода на Северном Кавказе. Осенью 1941 года сражался на Южном фронте. Звание Героя Советского Союза Ивану Ивановичу Лободину присвоено посмертно 5 мая 1942 года за личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в районе Ростова-на-Дону и умелое командование полком. Герой Советского Союза И.И.Лободин похоронен на хуторе Садки Неклиновокого района Ростовской области.

1901
Аб Айверкс
американский аниматор и мастер спецэффектов, работал с Уолтом Диснеем над созданием Микки Мауса.

 (463x699, 71Kb)
1902
Пётр Наликович (Налыкович) Кцоев
командир 1319-го стрелкового полка (185-я стрелковая дивизия, 47-я армия, 1-й Белорусский фронт), подполковник. Родился в ауле Гулиа Куртатинского ущелья ныне Алагирского района Республики Северная Осетия в семье крестьянина. Осетин. Здесь он провел свои детские и юношеские годы. Учился в начальной школе селения Хаталдон. В Красной Армии с 1923 года. Был курсантом окружной военно-политической школы в Ростове-на-Дону, служил в частях Особого назначения. В 1925 году вступил в ряды ВКП(б). В 1927 году был демобилизован. В 1930 году, закончив рабфак в городе Симферополе, стал партийным работником. Вскоре его направили для продолжения образования в Ленинград. После окончания комвуза работал на заводе имени Лепсе в Ленинграде. С 1932 года вновь в армии. В 1936 году окончил по первому разряду Военно-политическую академию имени В.И.Ленина, был военным комиссаром кавалерийского полка. С ноября 1938 года — преподаватель истории партии и секретарь партийной комиссии в Орджоникидзевском Краснознаменном пехотном училище. Избирался депутатом городского совета. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Боевой путь начал комиссаром кавалерийского полка 53-й кавалерийской дивизии. В составе кавалерийской группы Доватора участвовал в тяжелых оборонительных боях под Смоленском, в битве под Москвой. Был награжден орденом Красной Звезды, а его полк одним из первых получил почетное звание гвардейского. В июне 1942 года Кцоев был назначен начальником политотдела 20-й Краснознаменной ордена Ленина кавалерийской дивизии. По общему признанию, Кцоев был не только хорошим воспитателем и политработником, но и грамотным в тактическом отношении командиром. Командование кавалерийского корпуса решило, что после непродолжительной теоретической подготовки он сможет командовать частями. Его направили в Военную академию имени М.В.Фрунзе, сокращенную программу которой он успешно окончил в августе 1944 года. С ноября 1944 года подполковник Кцоев - командир 1319-го стрелкового полка 185-й стрелковой дивизии. Полк под его командованием участвовал в боях за освобождение Польши, особо отличился при прорыве обороны противника севернее Варшавы в январе 1945 года. 15–18 января, прорвав оборону противника в районе города Легьоново (Польша), полк с ходу форсировал Вислу, захватил и расширил плацдарм, освободил город Сохачев (Польша). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, подполковнику Кцоеву Петру Наликовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5716). Когда части дивизии и корпуса перешли в преследование, полк Кцоева был выделен в авангард корпуса и прокладывал путь к берегам Балтийского моря в район Гдыни. В марте месяце, успешно громя врага, полк захватил в плен более трех тысяч солдат и офицеров противника. В Берлинской наступательной операции полк под командованием Кцоева успешно прорвал линию укрепления врага на Зееловских высотах за Кюстрином. Во взаимодействии с нашими танковыми частями обошел Берлин с севера, участвовал в штурме Берлина. 7 мая 1945 года подполковник Кцоев получил тяжелое ранение в живот. Через два дня, 9 мая, скончался от полученных ран в госпитале. Был похоронен на военном кладбище города Пиритц (ныне Пыжице, Польша). Позднее перезахоронен на воинском кладбище в городе Старград Шецинского воеводства. Награждён орденами Ленина (24 марта 1945), Отечественной войны 1-й степени (18 мая 1945[посмертно]), тремя орденами Красной Звезды (3 ноября 1941; 23 июня 1942; 3 ноября 1944), медалями. Именем Героя названа улица в городе Владикавказ.

1902
Джордже Лесня
румынский поэт. В 1931 г. опубликовал первый сборник стихов "Молодой век", затем сборники "Полная песня" (1934), "Стихотворения" (1938), "Серебро" (1939), "Часослов" (1940), "Древо жизни" (1943). После освобождения страны от фашизма (1944) стихи поэта наполнились гражданским пафосом. Итоговый характер имеют сборники "Ступени лет" (1962) и "Стихи" (1964). Известный переводчик русской поэзии. За переиздание "Евгения Онегина" А.С.Пушкина на румынский язык удостоен Государственной премии СССР.

1903
Адольф Фридрих Иоганн Бутенандт
немецкий биохимик. Родился в Бремерхафен-Леэ. Учился в Марбурге и Гёттингене (1924–1927). Работал в Гёттингенском университете (1931–1933), Высшей технической школе в Данциге (ныне Гданьск, Польша) (1933–1936). Возглавлял Институты биохимии в Берлине (1936–1944), Тюбингене (1944–1956) и Мюнхене (с 1956). В 1931 впервые получил в кристаллическом виде (незаивимо от Л.Ружички) мужской половой гормон андростерон, изучил его химическое строение, позже синтезировал второй мужской половой гормон – тестостерон (1939). В том же году из так называемого «желтого тела» в яичниках выделил в кристаллическом виде новое вещество; в 1934 синтезировал его и назвал прогестероном. В 1961 выделил половой гормон насекомых феромон, разработал метод получения кортизона. За исследование половых гормонов Бутенантдту (совместно с Ружичкой) в 1939 была присуждена Нобелевская премия по химии. Руководство нацистской Германии запретило ему получать премию, и лишь 10 лет спустя он смог приехать в Стокгольм, где ему были вручены золотая медаль и диплом лауреата. Бутенантдт был президентом Общества Макса Планка в Мюнхене (1960–1972). Умер в Мюнхене 18 января 1995 года.

1903
Malcolm Muggeridge
английский писатель и диктор.

1903
Игорь Неверли (настоящая фамилия - Абрамов)
польский писатель. Юность провёл в России; в 1921-1923 гг. учился на юридическом факультете Киевского университета. С 1926 г. работал вместе с Я.Корчаком (написал о нём повесть "Живые связи", 1966). В 1943-1945 гг. узник концлагерей Майданек, Освенцим и др. Первая книга - повесть "Парень из Сальских степей" (1947). Широкую известность получил роман "Под фригийской звездой" (1952; Государственная премия ПНР, 1952). Автор повести "Архипелаг возвращённых людей" (1950; Государственная премия ПНР, 1950), романа "Лесное море" (1960) и других произведений.

1903
Анатолий Сергеевич Пестюхин (Ольхон)
русский поэт. Родился в Вологде. В 30-е – 40-е годы работавший в Восточной Сибири, Бурятии, Якутии, Заполярье. Он много писал о жизни ненцев, якутов, эвенков, чукчей, бурят, о русских землепроходцах, а также переводил якутских и бурятских писателей. Умер 13 ноября 1950 года.

1904
Василий Васильевич Меркурьев
русский советский актёр и педагог. Родился в городн Остров Псковской области. Театральную деятельность начал в 1920 году в театре города Острова Псковской губернии. В 1926 году окончил Ленинградский институт сценического искусства. С 1926 по 1937 год в театре Актёрского мастерства под руководством Л.С.Вивьена. С 1937 года и до конца жизни — актёр Ленинградского академического театра драмы имени А.С.Пушкина. В кино дебютировал в 1935 году, исполнив роль Стаса в фильме «Инженер Гоф» («Земля впереди»). Наибольшую известность получил благодаря комедийным ролям: лейтенант Туча в фильме «Небесный тихоход», лесничий в фильме «Золушка», Мальволио в экранизации «Двенадцатой ночи» Шекспира и др. Также снимался в фильмах «Летят журавли», «Обыкновенный человек», «На подмостках сцены (фильм, 1954)», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Москва — Кассиопея» (всего более сорока картин). С 1932 года — преподаватель (с 1960 года — профессор) Ленинградского театрального института (впоследствии ЛГИТМиК; ныне СПГАТИ), где вместе со своей женой Ириной Всеволодовной Мейерхольд руководил актёрской мастерской. Среди учеников М.Неелова, И.Владимиров, Е.Леонов-Гладышев. Награды и достижения: Лауреат Сталинских премий СССР, 1947 — за роль Ульяныча в фильме «Глинка»., 1949 — за роль Степана Ивановича в фильме «Повесть о настоящем человеке», 1952 — за роль Горового в фильме «Донецкие шахтеры». Народный артист СССР (1960). Скончался в Ленинграде 12 мая 1978 года. В 1979 году посмертно удостоен Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского.

 (510x699, 49Kb)
1905
Василий Прокофьевич Шабанов
командир 383-го стрелкового полка 121-й стрелковой дивизии 60-й армии Центрального фронта, подполковник. Родился в деревне Великая Буромка ныне Чернобаевского района Черкасской области Украины в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1924 года. Окончил 7 классов, Киевскую совпартшколу. Работал агрономом в Житомирской и Киевской областях Украинской ССР. В Красной Армии в 1927-1930 годах и с 1936 года. Призван Уманским райвоенкоматом Киевской области Украинской ССР. Проходил военную службу на территории Башкирской АССР. Окончил курсы "Выстрел". Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронте в Великую Отечественную войну с 22 июня 1941 года. Командир 383-го стрелкового полка (121-я стрелковая дивизия, 60-я армия, Центральный фронт) подполковник Шабанов В.П. отличился в августе-сентябре 1943 года в битве за Днепр. 31 августа 1943 года его полк форсировал реку Сейм и, прорвав сильно укреплённую оборону противника, принял участие в освобождении города Рыльска Курской области. 21 сентября 1943 года на подручных средствах полк подполковника Шабанова форсировал реку Десна в районе в районе села Сваромье, а затем реку Днепр у села Глебовка Вышгородского района Киевской области Украины. В течение 20 дней воины полка вели упорные бои по удержанию и расширению плацдарма, успешно отразив все контратаки противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество подполковнику Шабанову Василию Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1099). С 1946 года полковник Шабанов В.П. - в запасе. Жил и работал в городе Харькове, в селе Рокини Волынской области Украины, в городе Хабаровске. Скончался 20 января 1963 года, похоронен в Хабаровске. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, медалями.

 (495x699, 64Kb)
1906
Алексей Васильевич Лапик
автоматчик, Герой Советского Союза. Родился в селе Антоновка Суражского района Брянской области. Проходил действительную воинскую службу в частях Дальневосточного военного округа. До войны работал плотником в Улахинском (Чугуевском) леспромхозе Чугуевского района. Призван на фронт 22 февраля 1942 года Чугуевским РВК. Служил автоматчиком 32-го Гвардейского стрелкового полка 12-й Гвардейской дивизии. В ночь с 28 на 29 сентября 1943г. при форсировании реки Днепр одним из первых, на подручных средствах переправился на другой берег, ворвался в траншею противника и гранатами уничтожил вражескую боевую точку. Из наградного листа: "Товарищ Лапик в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Днепр действовал исключительно мужественно и смело. В ночь с 28 на 29 сентября 1943 года он первым на подручных средствах, несмотря на ураганный огонь противника, переправился на правый берег и ринулся на врага, увлекая своим личным примером мужества и храбрости остальных бойцов своей роты. Алексей Васильевич Лапик в этом бою уничтожил тридцать немецких солдат и офицеров и две огневые точки". За форсирование Днепра 15 января 1944 г. автоматчику А.В.Лапику присвоено звание Героя Советского Союза. Погиб Алексей Васильевич Лапик под населенным пунктом Рудня Берецкая (Польша) в ноябре 1943 г. Именем А.В.Лапика названа одна из улиц в селе Чугуевка.

 (700x435, 67Kb)
1906
Клавдия Ивановна Шульженко
эстрадная певица, актриса театра и кино. Родилась в Харькове. Брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории Н.Л.Чемизова. В 1923 году начала работать в Харьковском драматическом театре и в том же году дебютировала как певица, исполнив романс "Звезды на небе" в спектакле «Казнь». Принимала участие во всех дивертисментах, даваемых в театре, параллельно выступая в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполняемые в этот период "Шахта №3"" и Песня о кирпичном заводе" считаются первыми образцами современной бытовой песни. В 1927 композитор Юлий Мейтус специально для Шульженко написал несколько новых произведений ("Красный мак", "Красная армия", "Гренада"), которые вскоре стали популярными. Весной 1928 года Шульженко отправляется в Ленинград, где 5 мая, в День печати, принимает участие в концерте для журналистов в Мариинском театре. После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера» в январе 1929 года, дирекция Ленинградского мюзик-холла приглашает Клавдию Шульженко вступить в труппу театра. В репертуаре певицы появляются песни "Никогда", "Негритянская колыбельная", "Физ-культ-ура!". В 1929 Шульженко гастролирует в Киеве и Нижнем Новгороде. Вместе со многими известными артистами принимает участие в программе «Аттракционы в действии». После резкой критики со стороны РАПМа и Репертуарного комитета решает испытать себя в новом жанре. С помощью этнографа Э.Паперной отбирает несколько народных песен для новой программы: украинские "И шуме, и гуде", а также "Распрягайте, хлопцы, коней", русскую "Две кукушечки", немецкую "Левый марш" (на стихи В.В.Маяковского) и др. Участвует в театральных постановках. 2 октября 1931 года на сцене мюзик-холла состоялась премьера спектакля «Условно убитый», главные роли в котором исполняли К.Шульженко и Л.Утесов. Для героини Шульженко Маши Фунтиковой Д.Д.Шостакович написал две песни — "Ах, как приятно вечерком" и "Милый, видишь там и тут…". Режиссер М.Авербах приглашает Шульженко на роль комсомолки Веры в кинофильме «Кто твой друг?». В комедии Э.Иогансона «На отдыхе» певица исполняет лирическую песню за героиню фильма Тоню. Пластинка с записью "Песни Тони" стала фонографическим дебютом Шульженко. В этом же году в студии Заикина были записаны песни "Распрягайте, хлопцы, коней", "До свиданья, тихий Дон", а также написанная Полем Марселем (П.А.Русаковым) специально для Шульженко "Дружба" (Когда простым и нежным взором…). В 1937 году Клавдия Ивановна Шульженко становится солисткой джаз-оркестра под руководством Я.Б.Скоморовского. В первой песенной программе были представлены: "От края и до края" И. Дзержинского, "Если Волга разольется" И. Дунаевского, джазовая интерпретация "Тачанки" К. Листова и др. Большое внимание уделялось новым лирическим произведениям, пришедшим на смену «цыганским» романсам. В 1938 году в репертуаре певицы появились песни "Руки" И. Жака, "Записка" Н. Бродского, "Челита" Фернандеса. В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В январе 1940 года был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и В.Коралли. Выступление нового коллектива решено было сделать театрализованным. В первой программе «Скорая помощь» обыгрывались эпизоды, связанные с организациями, призванными оказывать «скорую помощь» в быту. Вторая целиком строилась на «радиоконферансе». Появилось много шуточных песен: "Курносый", "О любви не говори", "Упрямый медведь", "Нюра". Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов. В конце 1941 года в репертуаре певицы появилась песня "Синий платочек", ставшая одной из самых популярных песен военного времени. Участвовала в съемках фильма «Концерт фронту», в 1943 году представила программу «Города-герои». В 1945 году Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки республики. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. Сотрудничала с известными аккомпаниаторами: Л.Фишманом, Б.Мандрусом, Д.Ашкенази. Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко в 1947 году обращается к сюите В.Соловьева-Седова "Возвращение солдата" и "Симфоническому вальсу" А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». С 1950 году сотрудничает с И.Дунаевским, который пишет для певицы "Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни для фильма с участием Шульженко «Веселые звезды». В 60-х годах Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. На концерте, посвященном 25-летию битвы под Москвой, исполняла "Давай закурим", "Синий платочек", "Моя тень". В 1965 году выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. В 1971 году Клавдии Ивановне Шульженко было присвоено почетное звание народной артистки СССР. С конца 70-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня "Вальс о вальсе" Э.Колмановского на стихи Е.Евтушенко. Умерла в Москве 17 июня 1984 года, похоронена на Новодевичьем кладбище.

1907
Лидия Корнеевна Чуковская
русская советская писательница, поэт, критик. Родилась в Петербурге. Дочь К.И.Чуковского В воспитании Чуковской большую роль сыграла творческая атмосфера родительского дома в Петербурге и в дачном поселке Куоккала (ныне Репино), широкий круг знакомств отца, включавший в себя многих выдающихся деятелей культуры и искусства. Впоследствии Чуковская рассказала об этом в воспоминаниях Памяти детства (1983). Училась в лучших учебных заведениях Петрограда – в гимназии Таганцева и Тенишевском училище. В 1924–1925 слушала лекции Ю.Тынянова, Б.Эйхенбаума, В.Жирмунского и др. выдающихся ученых на литературоведческом отделении ленинградского Института искусств. За противостояние произволу в деятельности комсомольской организации была арестована и в 1926 выслана в Саратов. Благодаря усилиям К.И.Чуковского ей удалось спустя 11 месяцев вернуться в Ленинград. В 1928 Чуковская окончила филологический факультет Ленинградского университета и начала работать редактором детской литературы в Госиздате под непосредственным руководством поэта и переводчика С.Маршака. На всю жизнь сохранила благодарность Маршаку за помощь в ее творческом становлении. О своем редакторском опыте впоследствии рассказала в книге В лаборатории редактора (1960). В годы работы в Госиздате Чуковская писала литературно-критические очерки. В эти же годы написала несколько детских книг, опубликовав их под псевдонимом Алексей Углов (Ленинград – Одесса, 1928, На Волге, 1931, Повесть о Тарасе Шевченко, 1930). В 1940 опубликовала под своим именем детскую историческую повесть История одного восстания, посвященную крестьянскому восстанию 18 в. на Украине. В течение всей жизни Чуковская писала стихи, которые объединила в книгу По эту сторону смерти (1978). Муж Чуковской, физик М.Бронштейн, репрессирован и погиб в 1937. Сама она постоянно находилась под наблюдением карательных органов. Несмотря на это, Чуковская работала над повестью Софья Петровна (1939–1940, опубликован 1965 в Париже под названием Опустелый дом), в которой рассказала о том, как массовый террор постепенно осознается простым, не занимающимся политикой человеком. Сталинским репрессиям в писательской среде посвящена написанная в форме дневника книга Спуск под воду (1972). В 1938–1941 и 1952–1962 Чуковская вела подробные записи своих бесед с А.А.Ахматовой, издав их затем со своими комментариями в виде книги Записки об Анне Ахматовой (1976–1980). Эта книга стала не только ярким свидетельством о жизни великого поэта, но и правдивой характеристикой лжи и бесчеловечности советской эпохи. Чуковская оказывала постоянную помощь тем, кто преследовался властями. Благодаря ее усилиям в 1940-е годы был спасен от уничтожения экземпляр запрещенной книги Б.Житкова Виктор Вавич. Во время процесса Синявского – Даниэля (1966) она обратилась с открытым письмом к участвовавшему в травле писателей М.Шолохову, написав: «Идеям следует противопоставлять идеи, а не тюрьмы и лагеря». За неоднократные выступления в защиту прав человека (в частности, А.Солженицына и А.Сахарова) в 1974 была исключена из Союза писателей. Рассказала об этом в книге Процесс исключения (1979). Умерла Москва 7 февраля 1996 года.

1907
Иларион Иларионович Шафрановский (1907-1994)
российский кристаллограф, доктор геолого-минералогических наук (1943), профессор (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1973). Родился в Петербурге. Окончил Ленинградский университет в 1930 г. С 1931 г. работал в Ленинградском горном институте (заведующий кафедрой кристаллографии с 1946); в 1934-1948 гг. преподавал также в Ленинградском университете. Основные труды по кристалломорфологии, минералогической кристаллографии, истории минералогии и кристаллографии. Связал морфологию кристаллов с условиями их образования и влиянием симметрии среды; развил учение об искажённых кристаллических формах. Создал гониометрический метод описания округлых алмазов. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умер в 1994 года. Сочинения: Кристаллы минералов, части 1-2, Ленинград-Москва, 1957-1961; История кристаллографии в России, Москва-Ленинград, 1962; Кристаллография, 5 издание, Москва, 1972 (совместно с Г.М.Поповым); Очерки по минералогической кристаллографии, Ленинград, 1974.

1908
Андрей Мартынович Балодис
латышский советский поэт, заслуженный деятель культуры Латвийской ССР (1958). Член КПСС с 1940. Родился в Вецумниекской волости Бауского уезда. Участник подпольного революционного движения. Провёл около 10 лет в тюрьмах буржуазной Латвии (до 1939). Печататься начал в 1924. Революционные стихи Балодиса ранних лет собраны в книге «Ветры в окне» (1955). В начале Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. В 1943 в Кирове издан сборник стихов Балодиса на русском языке «Ты любишь Родину». В 1948—1963 Балодис — редактор журнала «Карогс» («Знамя»). Опубликовал сборники «В лучах борьбы и побед» (1945), «Сеятели жизни» (1948), «От всего сердца» (1950), «Пусть пушки молчат» (1951), «Крылатые годы» (1958; Государственная премия Латвийской ССР, 1959, русский перевод 1960), «Зрелость» (1963), «Река времени» (1968). Стихи Балодиса проникнуты патриотизмом, идеями борьбы за мир. Награжден 2 орденами и медалями. Умер в 1987 году. Литература: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957.

 (500x698, 69Kb)
1908
Леонид Афанасьевич Бердичевский
заместитель командира 64-го гвардейского отдельного танкового полка по политической части (9-я гвардейская механизированная бригада, 3-й гвардейский механизированный корпус, 1-й Прибалтийский фронт), гвардии подполковник. Родился в городе Умань Черкасской области (Украина) в семье служащего. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года. Жил в Днепропетровске. Окончил юридический рабфак. Работал уполномоченным райколхозсоюза в Шепетовском районе ныне Хмельницкой области. В Красную Армию призван в 1930 году. Окончил Харьковское бронетанковое училище в 1933 году. Участвовал в освободительном походе в Западную Украину 1939 года и в советско-финляндской войне 1939—1940 годов. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, 1-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на Украине, под Москвой и Сталинградом. Четырежды ранен. Заместитель командира 64-го гвардейского отдельного танкового полка по политической части (9-я гвардейская механизированная бригада, 3-й гвардейский механизированный корпус, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии подполковник Бердичевский отличился 27—31 июля 1944 года при освобождении города Митава (ныне - Елгава, Латвия). Следуя в атаку на своем танке во главе подразделения полка, умело руководил им. В ходе боя были уничтожены танк, пятнадцать зенитных и семь полевых орудий. Дважды его танк попадал под прицельный огонь пушек противника и загорался. Оба раза Бердичевский, рискуя жизнью, организовывал тушение пожара. Все члены экипажа получили сильные ожоги, однако продолжали бой. Когда снаряд противника в третий раз поджёг танк, раненный осколками, подполковник приказал экипажу покинуть горящий танк, а сам, прикрывая отход танкистов, занял место механика-водителя и направил боевую машину на зенитную пушку и уничтожил её. От взрыва в танке подполковник Бердичевский героически погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии подполковнику Бердичевскому Леониду Афанасьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен в Елгаве, где его имя носит улица.
1908
Алексей Константинович Глебов
советский скульптор, народный художник Белорусской ССР (1955). Родился в белорусском селе Зверовичи, (ныне в Смоленской области, Россия). Учился в Витебском художественном техникуме (1926-1930) у М.А.Керзина. Преподавал в Белорусском театрально-художественном институте (1955-1968). Работал в области портретной, сюжетно-композиционной и монументальной пластики. Произведения: группа «Гражданская война в Белоруссии» (глина, 1937-1940, не сохранилась), конная статуя Л.М.Доватора (гипс, 1945, Областной краеведческий музей, Витебск); портрет В.И.Владомирского (бронза, 1949), «Георгий Скорина» (дерево, 1954), группа «Встреча В.И.Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917 года» (гипс, 1957-1958) - все в Художественном музее Белорусской ССР, Минск; рельеф «Партизаны Белоруссии» (бронза, 1954) для памятника воинам Советской Армии и партизанам в Минске. Награждён Орденом Ленина. Умер 2 октября 1968 года. Произведения: Группа «Гражданская война в Белоруссии» (глина, 1937—1940, не сохранилась); Конная статуя Л.М. Доватора (гипс, 1945, Областной краеведческий музей, Витебск); Портрет В.И. Владомирского (бронза, 1949); «Георгий Скорина» (дерево, 1954); группа «Встреча В.И.Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917 года» (гипс, 1957—1958) — все в Художественном музее Белорусской ССР, Минск; Рельеф «Партизаны Белоруссии» (бронза, 1954) для памятника воинам Советской Армии и партизанам в Минске.

1908
Фердинанд Метценауер (Ferdinand Metzenauer)
немецкий шахматный композитор

1908
Александр Степанович Хоментовский
российский ученый, член-корреспондент Академии Наук СССР (1960). Окончил Сибирский технологический институт (ныне Томский политехнический институт) в 1930 г. Работал начальником геологической партии в Сибири (1930-1937), в Красноярском педагогическом институте (1938-1941), в тресте "Южуралуглеразведка" (Оренбург, 1943-1954). Профессор (с 1955), заведующий кафедрой Саратовского университета (1955-1957), Пермского (1958-1960, 1971-1972) и Оренбургского политехнического институтов (с 1973). Основные труды по вопросам классификации, тектонике и закономерностям образования угольных месторождений Сибири и Урала. Сталинская премия СССР (1950) за выявление и разведку новых месторождений бурого угля на Южном Урале. С 70-х гг. работал над проблемами подземного захоронения неочищаемых промышленных стоков и переброски части стока рек Сибири в бассейн реки Урала. Умер в 1986 году.

1909
Клайд Бэрроу (Клайд Барроу)
американский гангстер. Его партнершей по грабежам банков Была Бонни Паркер. Они оба постужили прототипами для кинофильма "Бонни и Клайд".

1909
Гавриил Данилович Луганский
Лётчик-испытатель. Родился в городе Азов ныне Ростовской области. В армии с декабря 1927. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 – Качинскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС. С декабря 1931 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (2 АЭ, тактический отряд). Провёл ряд испытательных работ на самолётах И-5, Р-5 и других. Погиб 2 марта 1933 года на самолёте Р-6 при перелёте с Центрального аэродрома на Щёлковский аэродром

 (568x699, 148Kb)
1909
Георгий Вениаминович Старков
командир танковой роты 112-го танкового батальона 35-й танковой бригады 7-й армии Северо-Западного фронта, старший лейтенант. Родился в селе Мариинское ныне Брединского района Челябинской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1929 года. Окончил 4 класса. Работал токарем на заводе в городе Троицке Челябинской области. В Красной Армии с 1931 года. В 1932 году окончил Орловское бронетанковое училище. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Командир танковой роты 112-го танкового батальона (35-я танковая бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Георгий Старков отличился в боях на выборгском направлении. 21-22 февраля 1940 года вверенная ему танковая рота во взаимодействии со стрелковыми подразделениями штурмом овладела важной в тактическом отношении высотой и закрепилась на ней. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» старшему лейтенанту Старкову Георгию Вениаминовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 432). На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Капитан Г.В.Старков командовал отдельным танковым батальоном в 13-й отдельной танковой бригаде. 29 сентября 1941 года был тяжело ранен в бою в голову. Лечился в госпитале в городе Челябинске, где скончался от полученных ран 8 апреля 1943 года. Похоронен в Челябинске на Митрофановском кладбище. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени.

1910
Ричард Конте
американский актер.

1910
Жан Лаффит
французский политический деятель и писатель. Коммунист.

 (475x699, 45Kb)
1910
Игнат Дорофеевич Луценко
механик-водитель танка Т-34 50-й гвардейской танковой бригады 9-го гвардейского танкового корпуса 2-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, гвардии старший сержант. Родился в селе Чмыровка Белоцерковского района Киевской области в крестьянской семье. Украинец. Беспартийный. Окончил начальную школу. Работал в сельском хозяйстве. В 1930 году призван в ряды Красной Армии. Принимал участие в боях у озера Хасан и на реке Халкин-Гол. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1942 года. Воевал на Сталинградском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Сотни километров прошёл механик-водитель старший сержант И.Д.Луценко на своём танке Т-34. Во многих сражениях принимал участие. И когда завязались бои на берегах Вислы, командир не случайно поставил в голову ударной группы машину отважного танкиста. 18 января 1945 года в районе города Плоцк в условиях сильно пересечённой местности, ночью, по бездорожью, проявив исключительное мастерство и геройство, следуя головным танком, И.Д.Луценко вывел танковую колонну батальона через оборону противника, не потеряв ни одной машины. За время наступательных боёв с 15 по 20 января 1945 года И.Д.Луценко уничтожил 5 противотанковых орудий, 8 пулемётов, 2 миномётные батареи, 50 повозок, 5 автомашин и около сотни гитлеровцев. Принял участие в освобождении более 300 населенных пунктов. 8 февраля 1945 года Игнат Дорофеевич Луценко погиб смертью храбрых в бою у польского города Старгард-Щециньски. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за исключительное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему сержанту Игнату Дорофеевичу Луценко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

1910
Рауль Схранил
чешский актёр

1910
Жак Шайе
французский музыковед и композитор. С 1953 г. профессор истории музыки в Сорбонне и директор Института музыкознания Парижского университета, с 1962 г. директор «Схола канторум». Автор многих статей, книг по истории и теории музыки, в том числе исторического трактата по музыкальному анализу (1951), «4000 лет музыки» (1961). Ему принадлежат 2 оперы, балет, театральная музыка, оркестровые и хоровые произведения, песни и др.

1911
Эдгар Александрович Арро
эстонский композитор и органист, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1955). Народный артист ЭССР (1967). Родился в Ревеле (Таллин). В 1935 окончил Таллинскую консерваторию по классу органа А.Топмана, в 1939 по классу композиции А.Каппа. В 1941—1943 принимал участие в работе Государственных художественных ансамблей Эстонской ССР в Ярославле. В 1944—1952 преподавал теорию музыки в музыкальном училище в Таллине. С 1944 преподаватель теоретических предметов Таллинской консерватории (с 1972 профессор). В 1948—1953 руководитель семинара начинающих композиторов при Союзе композиторов ЭССР. Лауреат Государственных премий Эстонской ССР (1948, 1949). Сочинения: оперетты — Юри Румм (Румму Юри, первая советская эстонская оперетта, совместно с Л.Норметом, Тарту, 1954), Огни родной гавани (совместно с Л.Норметом, Тарту, 1958), Девушка у руля (музыка к комедии X.Лумета, Таллин, 1957), На лоне лесов (водевиль, Рапла, 1963) и др.; кантаты — Канун победы (для смешанного хора, солиста и оркестра, слова М.Барбаруса, 1943), Борющаяся Родина (для солиста, смешанного хора и фортепиано, слова П.Руммо, 1944); для оркестра — Симфоническая увертюра ( 1939), Марш 917-го полка (1943), Эстонский вальс (1944); для струнного квартета — Контрасты (1966); для скрипки и фортепиано — пьесы (10, в том числе Легенда — 1936), Каприс (1943), Маленький вальс (1943), Песня без слов (1946), В народном духе (1967); для скрипки и органа — Три медитации (1966); для виолончелло и фортепиано — Мелодия (1943), Ларго (1948) и др.; для органа — соната (1938), 7 прелюдий (1935—1938), Маэстозо (1943), Размышление (1963), 5 контрастов (1963), Токката (1964), Бассо остинато (1964), 4 миниатюры (1967), Эстонские народные мелодии (тетради 1—3, 1968, 1969, 1970); для квинтета духовых инструментов — 4 пьесы (1968); для фортепиано — Простые вариации на эстонскую тему (1955), цикл пьес для молодежи и другое; хоры а капелла (более 100, в том числе Пюхаярвеские картинки (слова А.Суумана, 1965), 7 песен-вокализов (для женского хора, 1967); для смешанного мужского и детского хора с фортепиано — Песня мира (слова Е. Долматовского, 1950), Дружба народов (слова К.Кангур, 1952), Вьетнамцу (баллада, слова Л.Тийтсар, 1965) и другое; для мужского камерного хора с органом — Воображение (слова Р. Риммеля, 1969); для голоса и фортепиано — романсы (10), в том числе Песня матери (слова М.Рауда, 1943), Иду на заре (слова Э.Эйнасто, 1955); для голоса и фортепиано — песни (свыше 50, сольные, массовые и эстрадные), цикл Песни о труде (слова Р.Парве, К.Мерилаасе и Л.Промет, 1948), цикл Песни о партизанах (слова М.Рауда и М.Семпера, 1943), Родной город Таллин (слова О.Роотса, 1944), На качелях (слова Л.Промет, 1949), На заливе Пярну (слова Н.Колле, 1951); музыка для театра и кино.

1911
Джозеф Барбера
американский аниматор.

1911
Джейн Дрю (Джейн Беверли Дрю)
английский архитектор. Выпускница школы Архитектурной ассоциации в Лондоне, выполняла специальные работы по изучению планирования кухонь для Британской коммерческой газовой корпорации (1941-1943). Вышла замуж за Максвелла Фрая в 1942 г. С 1944 по 1946 гг. была вспомогательным консультантом по градостроительству у дипломатического представителя Британских колоний в Западной Африке. В 1946 г. основала в Лондоне фирму «Фрай, Дрю и партнеры», специализировавшуюся на крупномасштабном проектировании для тропических стран. Среди много численных спроектированных ими для тропического климата зданий - университет в Ибадане (Нигерия, 1953-1959). Их книги «Строительство деревень в тропиках» (1947, в сотрудничестве с Гарри Л.Фордом) и «Тропическая архитектура во влажных районах» (1956) считаются классическими работами. Среди наиболее известных работ: Институт современного искусства в Лондоне (1964); школа для глухих Хэрн Хил (Лондон, 1968), и Открытый университет Милтон-Кейнс (1969-1977).

1911
Бернард Кац
английский физиолог, член Лондонского королевского общества (с 1952) и его вице-президент (с 1965). Окончил Лейпцигский университет (1934). В 1935 г. переехал в Великобританию, преподавал в университете, колледже в Лондоне (1935-1939 и 1946-1950); с 1952 г. - профессор и заведующий кафедрой биофизики там же. Основные работы по нервно-мышечной физиологии и биофизике, главным образом по изучению механизма генерации биоэлектрических потенциалов, синоптической передачи от клетки к клетке и физико-химических свойств клеточных мембран. Нобелевская премия (1970, совместно с Дж.Аксельродом и У.Эйлером).

 (525x699, 130Kb)
1911
Алексей Семенович Крахмаль
командир батареи 713-го Уманского самоходно-артиллерийского полка 29-го стрелкового корпуса 48-й армии 1-го Белорусского фронта, лейтенант. Родился в селе Алексеевка Маркакольского района Восточно-Казахстанской области в семье крестьянина. Украинец. Окончил неполную среднюю школу. В 1939 году окончил курсы кредитных инспекторов. Работал кредитным инспектором Восточно-Казахстанской областной конторы Госбанка. В Красной Армии служил в 1933-35 годах на должности командира 76-миллиметрового орудия в составе 6-го стрелкового полка Дальневосточной Краснознамённой армии. В августе 1941 года Зайсанским РВК вторично призван в Красную Армию и с этого времени служил командиром орудия в 44-м запасном артиллерийском полку. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1942 года. Был командиром орудия, самоходной установки, батареи самоходных установок. Воевал на Брянском, Центральном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. В декабре 1943 года окончил 2-е Ростовское артиллерийское училище в городе Молотов (Пермь). Член КПСС с 1943 года. В боях 5 раз ранен. Участвовал: в боях в районе города Ливны, в оборонительных боях на реках Тим, Кшень и в районе посёлка Тербуны – в 1942 году; в Воронежско-Касторненской операции, в освобождении посёлка Колпны и города Малоархангельск – в 1943; в Корсунь-Шевченковской операции, в боях за город Умань, в Белорусской операции, в том числе в освобождении городов Жлобин, Волковыск, в освобождении Мазовецкого воеводства в Польше, в форсировании реки Нарев – в 1944. Командир батареи 76-миллиметровых самоходных установок 713-го самоходно-артиллерийского полка лейтенант Крахмаль 24-26 июня 1944 года умело руководил боевыми действиями в ожесточённой схватке с врагом у деревни Поболово (Рогачёвский район Гомельской области). Воины батареи овладели переправой через Днепр, уничтожив при этом 8 орудий, 10 пулемётов и до 60 гитлеровцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Крахмалю Алексею Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4367). С января 1945 года служил адъютантом, с апреля 1945 года - дежурным помощником Военного коменданта Молотовского района города Москвы. С 4 ноября 1945 года старший лейтенант А.С.Крахмаль – в запасе. Жил в Москве. Работал директором киносъёмочной группы, затем начальником хозяйственного отдела Центрального бюро технической информации Всесоюзного объединения Совэкспортфильм министерства кинематографии СССР. Умер 12 января 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Награждён орденами Ленина (23 августа 1944), Отечественной войны 1-й (6 апреля 1985) и 2-й (28 февраля 1944) степени, медалью «За отвагу» (10 августа 1942), другими медалями.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку