-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108424
Комментариев: 6801
Написано: 116895


24 марта родились...

Среда, 24 Марта 2010 г. 19:19 + в цитатник
 (700x678, 77Kb)
1858
Николай Николаевич Ланге
русский психолог, один из основоположников российской и видных представителей мировой экспериментальной психологии своего времени. Родился в Санкт-Петербурге. После окончания Санкт-Петербургской второй гимназии и университета слушал философские курсы за границей и работал в психологическом институте Вильгельма Вундта. Интересные результаты этой работы, касающиеся внимания, были опубликованы сначала в «Philosophische Studien» Вундта (том IV), а затем, в переработанном виде, в книге: «Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания» (Одесса, 1893). Выступив в качестве приват-доцента по философии в Санкт-Петербургском университете, Ланге вскоре был назначен в Одессу, на кафедру философии, которую занимал продолжительное время. С 1888 приват-доцент, затем профессор Новороссийского университета (Одесса), где в 1896 организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам. Сформулировал закон перцепции, согласно которому восприятие имеет стадиальный характер от обобщенного к дифференцированному образу. Автор моторной теории внимания, в соответствии с которой, колебания внимания при так называемых двойственных изображениях определяются движениями глаз, обегающих изображенный контур. Учеником Н.Н.Ланге был один из видных украинских психологов Д.Г.Элькин. Умер в Одессе 15 февраля 1921 года. Другие сочинения: «История нравственных идей XIX века» (часть I, Санкт-Петербург, 1888); «Душа ребёнка» (Санкт-Петербург, 1892, по Прейеру); «Письма Элоизы к Абеляру» // «Южный сборник в пользу пострадавших от неурожая» (Одесса, 1892); «Перевод с примечаниями первой Аналитики Аристотеля» (Санкт-Петербург, 1894); «Учебник логики» (Одесса, 1898); "Великие мыслители XIX века. Лекция I. Кант и «Критика чистого разума» (Одесса, 1901); «Теория В.Вундта о начале мифа» (Одесса, 1912).

1865
Ганс Лоренц
немецкий механик. Окончил Высшую техническую школу в Дрездене (1889). Ученик Г.А.Цейнера. Работал инженером в Аугсбурге и Цюрихе. Профессор университета в Галле (с 1896), профессор технической физики и директор института технической физики в Геттингене (с 1900), профессор механики (1904-1934) и ректор (1915-1917) Высшей технической школы в Данциге. Работы относятся к динамике машин, теории рабочих процессов, гидродинамике (теория турбулентности). Известны его исследования по динамике кривошипно-шатунного механизма (1901). Занимался также вопросами высшего технического образования.

1870
Котаро Хонда
японский физик. Окончил Токийский университет (1897), где с 1901 г. был лектором (в 1907-1911 гг. совершенствовал знания в Геттингене и Берлине). В 1911-1933 гг. – профессор и в 1934-1940 гг. – президент университета в Тохоку, в 1919-1933 гг. и 1944-1947 гг. – также директор Института стали. Основные исследования в области магнетизма, физики металлов и сплавов. Изобрел ряд марок сталей, в часности сталь КС и дал (1917) метод ее получения.

1872
Мамед Саид Ордубады (настоящее имя - Мамед Гаджи-ага оглы)
азербайджанский советский писатель, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1938). Член КПСС с 1918. Печатался с 1903. Уже в первых сборниках стихов "Беспечность" (1906) и "Родина и свобода" (1907) определяются такие черты его поэзии, как призыв к свободе, критика невежества и фанатизма. Революция 1905-1907, сотрудничество в журнале "Молла Насреддин" способствовали формированию революционного миропонимания писателя. В романах "Путешествие двух мальчиков в Европу" (1908), "Несчастный миллионер" (1914) высказаны просветительские идеи, дана критика деспотического режима в феодальном Иране. После установления Советской власти в Азербайджане Ордубады вёл общественно-политическую и журналистскую работу. Основное содержание романов "Тавриз Туманный" (1933-1948), "Борющийся город" (1938), "Подпольный Баку" (1940) - освободительное движение в Азербайджане, революционная борьба бакинского пролетариата. Роман "Меч и перо" (части 1-2, 1946-1948), действие которого происходит в средневековом Азербайджане, посвящен поэту Низами. Написал также ряд драматургических произведений, либретто опер и оперетт; перевёл на азербайджанский язык произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Акопяна и др. Награжден орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями. Скончался 1 мая 1950 года.

1873
Эдуард Клапаред
швейцарский психолог и педагог. Родился в Женеве. Получил степень бакалавра в 1892 и доктора медицины в 1897 в Женеве. В течение года занимался клинической и экспериментальной работой в госпитале Сальпетриер в Париже. В 1901 Клапаред и Теодор Флюрнуа основали журнал «Психологический архив» («Archives de Psychologie»), редактором которого Клапаред оставался до конца жизни. В 1904 стал руководителем основанной Флюрнуа психологической лаборатории, в 1915 унаследовал от него должность профессора. Клапаред занимался проблемами экспериментальной психологии (особенно проблемами сна), клинической неврологией, зоопсихологией. Впоследствии интересы Клапареда все больше сосредоточивались на проблемах психического развития ребенка. Наиболее известная работа Клапареда, Психология ребенка и экспериментальная педагогика (Psychologie de l'enfant et pйdagogie experimentale, 1905), была переведена на десять языков. В 1912 Клапаред основал Институт Руссо для исследований в области образования. На протяжении многих лет был секретарем международных психологических конгрессов. Умер в Женеве 29 сентября 1940 года.

1874
Гарри Гудини (настояшее имя - Эрик Вейс)
американский артист оригинального жанра, непревзойденный мастер избавляться от оков любого вида. Он увлекся фокусами с шести лет и о своих первых шагах в этом деле вспоминал всю жизнь: мать держала в закрытом шкафу пирожки, пирожки исчезали, а замок оставался закрытым... Директор заезжего цирка удивился способностям мальчишки и взял его на работу. Гарри, обвязанный веревками, проворно освобождался от пут; подвешенный за ноги вниз головой, собирал с пола иголки... веками. Когда его заставляли играть роль человека, пойманного в джунглях, он рычал и ел сырое мясо на глазах у публики, проходившей мимо клетки... Так начинался великий маг. Всю жизнь Гарри Гудини стремился усложнять свои трюки. Так, освобождение от наручников в цирке часто не производило впечатление на публику. Она считала, что наручники поддельные. Поэтому, разъезжая по городам и странам, он старался освобождаться от наручников в местной тюрьме, в присутствии журналистов. Но однажды он не смог открыть наручники. Сыщик, давший их, заклинил механизм фольгой от шоколада. Это - подлый трюк, но он преподал Гудини неплохой урок. После этого, прежде, чем надеть наручники, он требовал открыть и закрыть их. И это было оправдано, ведь порой ему предлагали заведомо ржавые изделия, поскольку им была выгодна антиреклама Гудини. Однажды в гримерную артиста зашел студент, слышавший, что Гудини может вынести любые удары в живот. Это было правдой, но он должен был предварительно сосредоточиться, собраться. Студент без предупреждения ударил Гудини в живот. И Гудини... умер. Случилось это 31 октября 1926 года. В Нью-Йорк его тело было доставлено в гробу, который он использовал в своих экспериментах под водой.

1874
Алексей Дмитриевич Некрасов
советский зоолог, эмбриолог и историк биологии. Родился в москве. В 1900 окончил Московский университет; с 1905 преподавал там же (с 1919 профессор). С 1928 заведующий кафедрой зоологии Нижегородского (ныне Горьковского) университета. Работал на пресноводных и морских биостанциях (в Неаполе, Сен-Ва в Нормандии, Виллафранке на Средиземном море, Севастополе). Организовал Пустынскую биостанцию при Горьковском университете (1934). Основные работы по размножению и зародышевому развитию беспозвоночных (главным образом моллюсков), истории эволюционного учения и эмбриологии. Перевёл на русский язык очерки теории естественного отбора, написанные Ч.Дарвином в 1842 и 1844. Редактор и автор вступительных статей, комментариев к собранию сочинений Ч.Дарвина, А.О.Ковалевского и И.И.Мечникова, а также статей о научной деятельности Ковалевского и Мечникова. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью. Умер в Москве 22 августа 1960 года. Сочинения: Половой отбор и вторичные половые признаки, Москва — Ленинград, 1927; Оплодотворение в животном царстве, Москва — Ленинград, 1930; Борьба за дарвинизм, 2 издание, Москва — Ленинград, 1937. Литература: Алексей Дмитриевич Некрасов (К восьмидесятилетию со дня рождения), «Труды института истории естествознания и техники», 1955, том 4.

1874
Сидней (Джордж) Рейли (настоящее имя - Зигмунд Георгиевич Розенблюм)
шпион, авантюрист, организатор заговоров против Советской власти. Родился под Одессой. В юности жажда приключений привела его в Южную Америку, где он познакомился с майором английской секретной службы Фочергилом и стал работать на британскую разведку. В русско-японскую войну сотрудничал с японскими спецслужбами. Вернувшись позже в Россию, предложил свои услуги царской разведке, продолжая работать на англичан. В первую мировую войну устраивается на немецкую судовую верфь, где крадет секретные чертежи подводных лодок и продает их англичанам и русским. Вскоре среди его клиентов оказываются и американцы. После революции Рейли вновь появляется в России, готовит вместе с Савинковым военный переворот, а в 1922 году покушение на наркома иностранных дел Чичерина. Эти попытки оказываются сорваны. Все последние операции Рейли оказываются под контролем чекистов. В 1924 году схвачен при нелегальном переходе границы Савинков, которому помогал Рейли, а на следующий год в Москве арестован и он сам. По приговору Революционного трибунала, вынесенному еще в 1918 году за участие в «заговоре послов», Рейли был расстрелян в 1925 году.

1874
Луиджи Эйнауди
политический и государственный деятель Италии, видный экономист. Окончил Туринский университет. Издавал ряд экономических журналов, преподавал в Миланском и Туринском университетах. С 1943 до 1945 в эмиграции, в Швейцарии. В 1945-48 управляющий Банком Италии. В 1945 стал член Консультативной ассамблеи, в 1946 избран в Учредительное собрание по спискам Либеральной партии. В 1947-48 заместитель председатель Совета Министров и министр бюджета. В 1948-55 президент Италии. В 1955 назначен пожизненно сенатором. Автор работ по вопросам экономики и финансов. Действительный и почётный член многих академий и научных обществ (итальянских и зарубежных). Скончался 30 октября 1961 года.

1875
Петр Федорович Рябиков
Разведчик. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. начал службу в органах российской военной разведки. Один из ее руководителей в период Первой мировой войны. Генерал-майор Генерального штаба. Крупнейший специалист в области теоретических разработок по организации агентурной разведки в мирное и военное время. Умер в эмиграции в Чехословакии 27 августа 1932 г.

 (477x699, 281Kb)
1877
Алексей Силыч Новиков-Прибой (настоящая фамилия - Новиков, настоящее отчество - Силантьевич)
русский прозаик. Родился в селе Матвеевское Спасского уезда Тамбовской губернии. Отец – крестьянин, с военной службы в Варшаве привез жену-польку. Новиков-Прибой окончил церковно-приходскую школу первым учеником, рано стал трудиться на земле, много читал, главным образом религиозную литературу (мать хотела, чтобы сын стал монахом). Случайная встреча с матросом заронила в душу мальчика мечту о море (этому посвящен рассказ Судьба, 1920), которая осуществилась в 1899, когда призванный на военную службу юноша вызвался идти добровольцем на флот. Упорно занимался самообразованием, в 1900–1903 посещал в Кронштадте воскресную школу, где воодушевился революционными идеями. Хотя его первые пробы пера относятся к детскому возрасту (рассказ Живой мертвец, где сплетены социально-критические, библейские и толстовские мотивы), его дебют в печати состоялся в 1901 – статья без подписи Начало занятий в воскресной школе. Позднее он вспоминал: «На литературный путь меня натолкнуло знакомство с биографиями таких писателей-самоучек, как М.Горький, А.Кольцов, Суриков, Решетников и другие». В 1903 за революционную пропаганду подвергался аресту (в специальном донесении отмечалось, что «Ал.Новиков... представляется заметно развитым человеком среди своих товарищей и настолько начитанным, что в беседах толково рассуждает о философии Канта»). Во время русско-японской войны 1904–1905 при разгроме 2-й Тихоокеанской эскадры близ острова Цусима попал в плен, где записывал не только личные впечатления, но и рассказы матросов с других кораблей; печатал заметки в журнале для военнопленных «Япония и Россия». В 1906, приехав в родное село, продолжал заниматься литературой и революционной пропагандой; от преследований властей бежал в Петербург, где опубликовал очерки Гибель эскадренного броненосца «Бородино» 14 мая 1905 г. (рассказ матроса), О гибели эскадренного броненосца «Ослябя» и его экипажа 14 мая 1905 года (оба 1906) и, под псевдонимом А.Затертый (бывший матрос), брошюры Безумцы и бесплодные жертвы и За чужие грехи. (Два очерка из Цусимского боя) (обе 1907), обвинившие высшие флотские чины (в том числе царственных особ) в цусимском поражении (о нем Новиков-Прибой рассказал также в статьях Встреча Пасхи, 1909, за подписью Матрос Кожуколка; В объятиях смерти, 1910, и др., запрещенных правительством и вынудивших их автора бежать в Англию (об этом рассказ По-темному, 1922). Там писатель работал молотобойцем, конторщиком, матросом, продолжал революционную агитацию. В 1912–1913 по приглашению Горького жил на Капри; публиковал рассказы об унижающих человека условиях флотской службы (Словесность, Порченый, оба 1912; Пошутили, 1913) и моряцкой повседневности (В запас, 1914), о доброте матросов (Попался, Подарок, оба 1914), их тяге к знаниям (Рассказ боцманмата, 1914), о судьбах людей, искалеченных войной (Лишний, 1913; Живая история, 1914). Большинство этих произведений вошли в книге Морские рассказы (изъята в наборе в 1914, издана в 1917). В 1913 полулегально вернулся в Москву, работал заведующим хозяйством в «Книгоиздательстве писателей в Москве», в 1915–1918 служил вместе с женой на санитарных поездах Земского союза. В годы Первой мировой войны выступил с рассказами и очерками На вахте (1914), Погрузка раненых (1916), Шалый (1917) и др. В 1918 был командирован в Барнаул для обмена мануфактуры на хлеб; задержанный «белыми», симулировал сумасшествие и был отпущен; после занятия города Красной Армией организовал издательство «Сибирский рассвет» и одноименный журнал, опубликовал романтическую повесть Море зовет (1919). Осенью 1923 побывал в Англии и Германии (отражено в очерке «Коммунист» в походе, 1924). Входил в объединение писателей «Кузница», дружил с А.С.Неверовым, Н.Н.Ляшко и др. Ряд произведений Новикова-Прибоя посвящен революционным процессам в деревне (рассказы Вековая тяжба, 1918; Зуб за зуб, 1922), но в центре его творчества по-прежнему морские темы (роман Соленая купель, 1929, основанный на впечатлениях от плавания на иностранных торговых судах; повести Подводники, 1923; Ералашный рейс, 1925; Женщина в море, 1926; рассказы, в том числе В бухте «Отрада», 1924, экранизирован под названием Бухта смерти, 1926, режиссёр А.М.Роом). Вершина творчества Новикова-Прибоя – эпический роман в жанре строгой военно-исторической хроники Цусима (часть 1 – Поход; часть 2 – Бой, 1932–1935; 4-я редакция 1940; Сталинская премия, 1941), материалы для которого писатель, по его словам, собирал около 30 лет. Яркие сцены героического сражения русских моряков впечатляют на фоне маскируемой бессмысленной муштрой картины дезорганизации царского флота, алчности и бездарности командиров. Одно из «рекордно-читаемых» в 1930-е годы, это произведение может рассматриваться и как предвестие той волны военно-документальной прозы, которую породила в отечественной (и мировой) литературе Вторая мировая война, и, шире, той документально-очерковой «литературы факта» из разных областей настоящего и прошлого, которая по-своему модифицирует физиологический очерк второй половины 19 – начала 20 вв. В годы Великой Отечественной войны Новиков-Прибой выступал с очерками и статьями в газете «Красный флот», журналах «Краснофлотец», «Красноармеец» и др.; в 1942–1944 публиковал незавершенный роман Капитан 1-го ранга (одноимённая пьеса поставлена в 1958; экранизирован в 1959), отмеченный некоторой сюжетной надуманностью, но, как всегда у Новикова-Прибоя, проникнутый духом морского товарищества, демократизма и неопросветительской веры в изначальное добро человеческой природы. Писатель был членом редколлегии журнала «Знамя», по его инициативе создан Дом творчества писателей в Малеевке под Москвой. Умер в Москве 29 апреля 1944 года.

1878
Франц Шрекер
австрийский композитор и дирижер. Музыкальное образование получил в Венской консерватории под руководством А.Розе (скрипка), Р.Фукса и Х.Греденера (теория). В 1908 г. организовал и возглавил Венский филармонический хор, ставший под его управлением первым исполнителем многих произведений современных композиторов. Наибольшую популярность ему принесли его сценические произведения (написанные, как правило, на собственные либретто). В 20-е гг. его оперы «Дальний звон» (1912), «Кладоискатель» (1920), «Блуждающий огонь» (1924) ставились на многих сценах. В 1912-1920 гг. вел класс композиции в Венской музыкальной академии, с 1920 г. был директором Высшей школы музыки в Берлине, а в 1932-1933 гг. – профессором класса высшего композиторского мастерства в Прусской академии искусств.

1879
Алексей Еремеевич Карев
художник-педагог Родился в селе Шиловка, Саратовская губерния. Годы его учебы (1895-98) прошли в Саратове, который в то время переживал необычайный подъем художественной жизни. В Боголюбовском рисовальном училище Карев вошел в круг одаренной молодежи, где встретил П.В.Кузнецова, А.Т.Матвеева, П.С.Уткина. Для саратовцев очень значительным было влияние старшего, мудрого художника В.Э.Борисова-Мусатова, которому Карев обязан пониманием основ живописи и живописной культуры. После дальнейшей учебы в Пензе (1898- 1901) у К.А.Савицкого и в частной художественной школе в Киеве (1901-02) Карев в 1903 г. приезжает в Петербург, где в течение следующих четырех лет работает в Свободной товарищеской мастерской совместно с А.Т.Матвеевым, С.В.Чехониным, П.Ф.Смогрицким. Он участвует в выставках "Венок", Салона "Золотого руна", "Мира искусства" (1911). Ранние творческие поиски Карева связаны с импрессионизмом, символизмом Борисова-Мусатова, деятельностью объединений "Голубая роза", "Мир искусства". Членом последнего он стал в 1917 г. Много времени он уделял музейным занятиям, осмыслению классики. В натюрмортах 1910-х гг. все эти искания отразились в сложном сочетании. Карев-импрессионист понимает цвет как свет. У Карева-символиста предметы натюрмортов полны тайного смысла и имеют объективное бытие, но при этом их композиция остается классической. Отзвуки творческих находок "Голубой розы" можно найти во всем творческом наследии Карева. С середины 1910-х гг. художник обращается к пейзажу. Большая часть его пейзажных работ посвящена городу на Неве. В жанре городского пейзажа Карев обрел свое особое творческое "я", с которым он и вошел в историю живописи. Любовь к Петербургу сближает его с мастерами "Мира искусства", но если тех прежде всего занимала история города, психологическая драма, скрытая за его величественными строениями, улицами, площадями, то для Карева, шедшего по пути выявления сути изображаемых предметов как в натюрморте, так и в пейзаже, прошлое, настоящее и будущее собраны в целостном картинном образе того или иного городского мотива. Карев создал поэтически-монументальный образ города, причем достиг этого не за счет великолепных видовых сюжетов или схематического упрощения формы, а благодаря внутреннему лирическому осмыслению сурового городского пространства. Часто художник выбирал возвышенную точку зрения на объекты изображения, использовал только чистые цвета, не смешивая их на палитре. Он обычно долго работал над произведением, добиваясь максимально точного взаимодействия цветовых пятен, верного колористического звучания. Среди лучших пейзажей, созданных Каревым, - "Городской пейзаж. Васильевский остров", "Демонстрация у завода" (оба 1926), "Городской пейзаж. Андреевский рынок" (1927), "Нева" (1934). В 1920-х гг. Карев был членом художественного объединения "Четыре искусства". Последнее двадцатилетие своей жизни он много сил отдавал преподаванию: в Саратове (1920-21), затем в Петрограде - в Художественно-технических мастерских (бывших ЦУТР), а с 1922 г. во Вхутемасе - ИЖСА, а также в средней художественной школе при нем (1936-37). Умер в Ленинграде в 1942 году.

1881
Роско Арбэкль (прозвище – Фатти)
американский актер. В кино с 1909 г. (короткометражная комедия «Сторонник санитарных реформ»). В 1912 г. стал одним из ведущих актеров студии М.Сеннета, где его партнером был Чарли Чаплин, а учениками - Б.Китон и М.Бэнкс. Снимаясь в многочисленных комических фильмах, он создал маску комика-толстяка (отсюда прозвище артиста – Фатти, то есть толстый, жирный), принесшую ему большую популярность. Обладал отличной актерской техникой и акробатическим мастерством. Лучшие роли – в полнометражных комедиях «Жизнь партии» (1920), «Человек, получающий один доллар в год» (1921) и др. Снимался в кино до 1922 г. В результате скандального процесса по обвинению в убийстве (хотя его невиновность была доказана в суде) фильмы стали бойкотироваться публикой. Он тщетно пытался найти работу за границей. В последующие годы выступал в качестве режиссера главным образом короткометражных фильмов.

1881
Лидия Павловна Карташова
Актриса. Родилась в Москве. Народная артистка Украинской ССР (1948). В 1894 г. поступила в провинциальную труппу антрепренера И.С.Томского. Работала в крупных городах России (Вологда, Томск, Иркутск, Саратов). Исполняла роли героинь. Скончалась в Киеве 27 января 1972 года.

1881
Василий Николаевич Платов
шахматный композитор; последователь А.Троицкого. Родился в Риге. Редактор отделов этюдов журналов «Шахматное обозрение» (1909—1910), «Шахматы» (1922—1929) и «64» (1925—1932). Кандидат медицинских наук. Эпидемиолог по профессии. С 1903 опубликовал свыше 200 этюдов, преимущественно в соавторстве с братом Михаилом (1883—1942). На конкурсах выступал редко; все удостоен около 30 отличий, в том числе 4 первых приза. После 1928 отошёл от активной творческой деятельности: составил несколько этюдов, продолжал судить конкурсы шахматных композиторов. Творчество Платова сыграло важную роль в развитии отечественной школы в этюде, показало самобытные пути развития русской этюдной композиции. «Этюд, как и всякое произведение искусства, должен удовлетворять требованиям как со стороны содержания, так и формы. Содержанием является та или иная идея, находящая своё выражение в комбинации или в позиционной игре; законченность формы заключается в простоте построения, соединённой с максимальной экономией средств: чем проще начальное положение, тем сильнее эффект, вызываемый при выявлении скрытой в позиции идеи. В комбинационно-позиционном направлении видится дальнейший прогресс этюдной композиции…» Большое внимание Платов уделял противоборству двух фигур в различных сочетаниях против ферзя (опубликовал свыше 40 этюдов), борьбе фигур друг против друга (55 этюдов), этюдам на тему пата (44 этюда). Памяти Платова посвящены международные конкурсы Спорткомитета РСФСР (1954—1955) и журнала «Шахматы в СССР» (1982—1983). Этюд, составленный Платовыми в 1909 году, высоко оценил В.И.Ленин. Умер в Москве 17 июля 1952 года.

1881
Дмитрий Николаевич Ревуцкий
музыковед, фольклорист и литературовед. Один и основоположников украинского музыковедения. Родился в селе Иржавец Полтавской губернии.Брат Л.Н.Ревуцкого. В 1906 окончил историко-филологический факультет Киевского университета. В 1907—1913 преподаватель гимназий в Ревеле и Киеве. В 1918—1933 преподаватель Киевского музыкально-драматического института имени Н.В.Лысенко. В 1923—1934 научный сотрудник Этнографической комиссии Академии Наук Украинской ССР. С 1938 старший научный сотрудник Института украинского фольклора Академии Наук Украинской ССР. Автор статей и публикаций по истории украинской музыки и фольклористики, в том числе "Андрашиада" — опера Н.Лысенко на текст И.Драгоманова и М.Старицкого" (в книге: Музей деятелей науки и искусства Украины, том 1. Киев, 1930, на украинском языке), "Меланья Авде-евна Загорская — музыкальная сотрудница Лысенко" (там же), "С.С.Артемовский-Гулак и его комическая опера "Запорожец за Дунаем" (в сборнике: Запорожец за Дунаем. Киев, 1936), "Н.В.Лысенко — дирижер хора" (на украинском языке, "Радянська музика", 1937, № 4; также в сборнике: Хоровые произведения Н.В.Лысенко. Киев, 1937), "Т.Г.Шевченко и украинская народная песня" ("СМ", 1939, № 3), "Автобиография Н.В.Лысенко" (в книге: Украинська музикальна спадщина. Киев, 1940, на украинском языке), "Музыкальное образование Н.В.Лысенко" (там же). Автор предисловий к сборникам украинских народных песен "Золоти ключи", выпуски 1—3 (Киев, 1926—1929, на украинском языке). Литературные сочинения (на украинском языке): Украинские думы и исторические песни. Киев, 1919, 2-е издание Харьков, 1930; Шевченко и народная песня. Харьков, 1939. Умер в Киеве 29 декабря 1941 года.

 (502x698, 64Kb)
1882
Владимир Никитич Виноградов
советский учёный-терапевт, академик Академии Медицинских Наук СССР, заведующий кафедрой факультетской терапии 1-го Московского медицинского института, заслуженный деятель науки РСФСР. Родился в городе Елец ныне Липецкой области в семье железнодорожного служащего. После окончания государственного училища и гимназии поступил учиться на медицинский факультет Московского университета. Будучи студентом 3-го курса, добровольцем отправился на русско-японскую войну в качестве фельдшера. За проявленную храбрость был награждён Георгиевским крестом 4-й степени. Вернувшись в Москву, В.Н.Виноградов в 1907 году окончил медицинский факультет с отличием. Первые годы работал сверхштатным ординатором, с 1910 года – штатным ординатором факультетской терапевтической клиники, затем ассистентом пропедевтической терапевтической клиники врачебных женских курсов. В 1921 году вернулся в университет, с 1924 года работал старшим ассистентом и по совместительству заведовал клиникой профессиональных болезней. С 1929 по 1942 год заведовал кафедрами пропедевтической терапии (с 1929) и факультетской терапии (с 1935) 2-го Московского медицинского института. С 1943 года и до конца жизни В.Н.Виноградов заведовал кафедрой факультетской терапии 1-го Московского медицинского института. Первый этап научной деятельности В.Н.Виноградова был посвящён ранней диагностике рака, туберкулезу лёгких и почек, этиологии диффузного нефрита, катаральной желтухи, проблеме сепсиса. Наиболее крупным исследованием этого периода была докторская диссертация «Изменения почек при туберкулёзе лёгких» (1925). Несколько работ посвящены проблеме лечения острого гломерулонефрита. Из ранних работ следует отметить также работу «Клиника эпидемии желтухи в Москве в 1920-1921 гг.». В клинике факультетской терапии, одной из первых в Москве, стали проводить гастроскопию с целью ранней диагностики хронического гастрита и язвенной болезни желудка. Эти работы проводили Н.С.Смотров, И.М.Фунт и И.И.Сивков. В.Н.Виноградов применял также метод бронхоскопии с диагностической и лечебной целью (введение в бронхи с помощью бронхоскопа лекарственных средств – тетрациклина, стрептомицина, мономицина – при бронхоэктатической болезни). В 1937 году В.Н.Виноградов впервые в стране получил экспериментальный гломерулонефрит у кроликов. В 1944 году был избран действительным членом (академиком) Академии Медицинских Наук ССР. Заметный вклад В.Н.Виноградов и его ученики внесли также в кардиологию. Значительная часть его работ посвящена изучению атеросклероза, который является частой причиной инфаркта миокарда. На основе многолетнего опыта учёный пришёл к заключению о необходимости немедленной госпитализации больных инфарктом миокарда, а не через 10 дней от начала заболевания (согласно действовавшей инструкции), так как эти больные нередко погибают от шока и коллапса, грозных осложнений, которые можно предотвратить только в условиях стационара. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1957 года в связи с пятидесятилетием врачебной, научно-педагогической и общественной деятельности и отмечая заслуги в развитии медицинской науки, подготовке врачебных и научных кадров, Виноградову Владимиру Никитичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». По инициативе В.Н.Виноградова с разрешения Министерства здравоохранения РСФСР в клинике изучался вопрос о врачебной тактике при тяжёлых формах инфаркта миокарда. В 1959 году было принято решение о возможно более ранней госпитализации таких больных. В связи с этим в 1960-1961 годах в клинике В.Н.Виноградова было открыто первое в Москве инфарктное (кардиологическое) отделение. Для транспортировки больных были оборудованы автобусы со всеми необходимыми средствами для экстренной помощи. В клинике было разработано эффективное лечение больных инфарктом миокарда в состоянии кардиогенного шока с использованием прессорных аминов, гепарина, симпатола, строфантина. В 1969 году за эффективную диагностику и организацию лечения больных инфарктом миокарда В.Н.Виноградову была присуждена посмертно Государственная премия СССР (совместно с П.Е.Лукомским, Е.И.Чазовым, З.И.Янушкевичусом и Б.П.Кушелевским). Начиная с 1955 года, в клинике В.Н.Виноградова изучались показания и противопоказания к митральной комиссуротомии, впервые в стране в условиях клиники применялись новые диагностические методы: катетеризация сердца, векторкардиография, использовались радиоактивные изотопы. В.Н.Виноградов был известен как талантливый педагог, блестящий лектор, организатор учебного процесса, воспитавший целую плеяду клиницистов. В течение многих лет он был председателем Всесоюзного (1949-1964) и Московского (1945-1953, 1957-1964) научных терапевтических обществ, главным редактором журнала «Терапевтический архив» (1943-1964). Многие годы В.Н.Виноградов работал главным терапевтом лечебно-санитарного управления Кремля. Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 29 июля 1964 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награждён пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, Георгиевским крестом 4-й степени, медалями. Заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1969, посмертно).

1882
Джино Маринуцци
итальянский композитор, дирижер "Ла Скала" (1934-1945).

 (699x617, 155Kb)
1884
Петер Йозеф Вильгельм Дебай (Peter Debye)
нидерландско-американский физик. Нобелевская премия по химии, 1936. Родился в Маастрихте в Нидерландах в семье Вильгельмуса Дебьо, контролера фирмы по производству проволоки, и Марии Рёмкенс. По окончании школы в 1901 он поступил в Аахенский технический университет в Германии по специальности инженер-электрик. В Аахене Дебай (так он стал писать свою фамилию) проявил интерес к химии и физике. Один из его преподавателей разрешил ему проводить эксперименты в институтской физической лаборатории, когда она была свободна. Будучи студентом последнего курса, он стал ассистентом Арнольда Зоммерфельда, будущего профессора технической механики. В 1906, после получения диплома инженера-электрика, Дебай вслед за Зоммерфельдом перешел в Мюнхенский университет, где в течение пяти лет работал его помощником. В 1908 Дебай завершил диссертацию о давлении света на шары, обладающие электрическими свойствами, и получил степень доктора по физике. Через два года начал работать лектором Мюнхенского университета, но покинул его в 1911, направившись в Цюрихский университет в Швейцарию к А.Эйнштейну, где стал профессором теоретической физики. В Цюрихе Дебай начал свои классические структурные исследования. В 1912 Дебай перешел в Утрехтский университет в Нидерландах, а уже через два года был профессором теоретической физики Гёттингенского университета, где оставался следующие шесть лет. В 1920 вернулся в Швейцарию, где стал директором Физического института при Федеральном технологическом институте, являясь одновременно профессором Цюрихского университета. В 1927–1934-х Дебай в Лейпцигском университете изучал дифракцию рентгеновского излучения в газах и продолжал исследования теории дипольных молекул и электролитов, затем перешел в Берлинский университет, где под его контролем создавался Институт физики кайзера Вильгельма (ныне Институт Макса Планка). Здесь он продолжил работы с дифракцией в газах. В 1936 Дебай получил Нобелевскую премию «за вклад в знание о структуре молекул своими исследованиями дипольных моментов, а также дифракции рентгеновских лучей и электронов в газах». Дебай развил представления о структуре конденсированного состояния: предложил модель твердого тела, согласно которой его внутренняя энергия определяется не колебаниями отдельных атомов, а стоячими волнами (фононами), которые имеют конечный диапазон частот, соответствующий числу степеней свободы; пересмотрел квантовую теорию Эйнштейна об удельной теплоемкости и вывел формулу для вычисления ассоциативной температуры, которую называют температурой Дебая, а также показал, что при низких температурах теплоемкость кристаллической решетки пропорциональна кубу абсолютной температуры; разработал теорию теплопроводности кристаллических диэлектриков, а также дипольную теорию диэлектриков, основанную на представлениях о молекулах как о жестких диполях; основываясь на открытии Макса фон Лауэ (Нобелевский лауреат по физике, 1914), что рентгеновские лучи, проходя через кристаллы, дифрагируют или отклоняются в зависимости от природы исследуемого образца, продемонстрировал взаимосвязь между дифрагированными пучками и тепловым движением атомов в кристаллах; предложил (1916) совместно с Паулем Шеррером (Paul Scherrer, 1890–1969) метод наблюдения дифракции рентгеновских лучей в кристаллических порошках (и жидкостях), нашедший применение в исследовании структуры молекул; в 1923 создал теорию комптоновского эффекта, (названного в честь Нобелевского лауреата по физике (1927) Артура Xолли Комптона), давшую дополнительное подтверждение корпускулярно-волновой природы света. Дебай установил особенности структуры веществ в растворах: исследовал (с 1912) дипольные моменты молекул в растворах полярных и неполярных растворителей и создал теорию дипольных моментов; совместно с Эрихом Армандом Артуром Йозефом Хюккелем (Erich Armand Arthur Joseph Hückel, 1896–1980) разработал (1923) теорию сильных электролитов (теория Дебая – Хюккеля). Дебай внес новые представления о структуре вещества в газовой фазе, измеряя межатомные расстояния с помощью дифракции рентгеновских лучей, используя электролиты. К теоретической значимости его открытий позднее добавились работы, с помощью которых были улучшены методы производства взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, красителей и др. В 1939 Дебай был уволен из лаборатории из-за отсутствия немецкого гражданства. Он отправился читать Бейкеровские лекции в Корнелльский университет в Итаку (штат Нью-Йорк), где, наконец, закончились его скитания. Он остался там, став деканом химического факультета, и в 1946 получил американское гражданство. В 1952 он подал в отставку в Корнелльском университете, где ему присудили звание почетного профессора. В результате его работ в Корнелльском университете и лабораториях компании «Белл» были разработаны новые способы расчета размеров молекул сложных полимеров. Кроме чтения лекций (а Дебай был прекрасным лектором), он уделял много времени организации Научно-технологического института при Мичиганском университете (1960). Умер от сердечного приступа в Итаке (штат Нью-Йорк) 2 ноября 1966 года. Работы: Полярные молекулы / Перевод с немецкого Москва – Ленинград, 1931; Строение материи / Перевод с немецкого Харьков, 1936; Теория электрических свойств молекул / Перевод с немецкого Москва – Ленинград, 1936 (с Г.Закком); Избранные труды: Статьи, 1909–1965. Ленинград, 1987 (Классики науки).

1885
Владимир Георгиевич Гельфрейх
советский архитектор, Герой Социалистического Труда (1965). Родился в Петербурге.Учился в петербургской Академии Художеств (1906-1914) у Л.Н.Бенуа. Будучи студентом, начал работать с В.А.Щуко, а с 1918 до 1939 они выступают как соавторы ряда общественных сооружений в Ленинграде (пропилеи у Смольного, 1923-1925), Москве (новое здание Библиотеки СССР имени В.И.Ленина, 1928-1940), Ростове-на-Дону (Драматический театр имени А.М.Горького, 1930-1935). С 1935 Гельфрейх активно участвует в реконструкции столицы - строительстве мостов (Большой Каменный, 1936-1938, с В.А.Щуко, М.А.Минкусом), ВСХВ (1939), метрополитена (наземный вестибюль станции "Новокузнецкая", 1943-1944, с И.Е.Рожиным; станция "Электрозаводская", 1944, - Сталинская премия СССР, 1946), высотных зданий (Министерство иностранных дел на Смоленской площади, 1948-1952, с М.А.Минкусом; Сталинская премия СССР, 1949). В 1950-1960-х гг. Г. руководил созданием ансамблей Смоленской площади и Кутузовского проспекта, строительством жилых массивов Кунцево, Фили - Мазилово, Рублёво. Был профессором ленинградской Академии Художеств (1918-1935), Московского высшего художественно-промышленного училища (1959-1967). Награжден 2 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями. Умер в Москве 7 августа 1967 года. Литература: Пекарева Н., Владимир Георгиевич Гельфрейх, "Архитектура СССР", 1960, Ї 6, страницы 51-54.

1885
Чарлз Дэниелс
американский спортсмен — лучший пловец начала ХХ в. (4 золотые олимпийские медали). Придумал современный стиль плавания - кроль.

1885
Робер Малле-Стевенс (Роб Малле-Стевенс)
французский архитектор. Обучался архитектуре в архитектурной школе в Париже (1905-1910). С 1912 г. участвовал в выставках «Осеннего салона», формируя французское направление «Ар Деко». Здесь познакомился с Ф.Журдэном, П.Шаро и В.Буржуа, с которыми работал впоследствии. Основал Объединение современных художников во Франции. В своем творчестве испытал сильное влияние Ч.Макинтоша и И.Гофмана. В 1922 г. издал альбом проектов зданий различного функционального назначения по теме «Современный Город». К 1922-1924 гг. относится начало функционалистского периода в творчестве архитектора. Единственный из архитекторов, именем которого названа улица в Париже, застроенная его виллами (6 городских вилл и дом садовника). Его последняя крупная работа — пять павильонов Парижской выставки 1937 г.

1885
Дуилиу Марку
румынский архитектор. Окончил Школу изящных искусств в Париже (1912) и Институт архитектуры в Бухаресте (преподавал там же в 1928-1955). Почетный президент Союза архитекторов СРР (1952-1966). В своем творчестве эволюционировал от национальной романтики к модернизованной классике и функционализму. Основные постройки: национальные павильоны на Всемирных выставках в Барселоне (1929) и Париже (1937); административное здание на проспекте Победы (1937), Президиум Совета Министров СРР (1937-1952), Министерство железных дорог (1934-1950), планировка площадей Победы и Академии СРР (1957-1959) - все в Бухаресте; Институт физики и химии в Клуже (1939).

1887
Олег (Осип) Николаевич Фрелих
российский актер и режиссер. Заслуженный артист РСФСР (1947). Родился в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета и драматическое отделение Московского филармонического общества (1911). До революции — актер театра и кино. В 1935—1939 — актер театра Красной Армии, в 1939—1941 и в 1943—1951 — театра имени Ленинского комсомола в Москве. В период 1915—1950 сыграл более 50-ти ролей в кино ( в основном в немом кино). Главным образом играл роли молодых героев, элегантных и ловких авантюристов. Ушел из жизни 6 сентября 1953 года.

1888
Виктор Эдуардович Кингисепп
деятель революционного движения России и Эстонии. Член Коммунистической партии с 1906. Окончил Петербургский университет в 1917. В революционном движении с 1905. В 1907-1914 вёл партийную работу в Петербурге, Таллине; участвовал в издании газеты "Кийр" ("Луч") в 1913-1914, поддерживал связь с Русским бюро ЦК РСДРП, с большевистской фракцией 4-й Государственной думы и с "Правдой". Подвергался репрессиям. После Февральской революции 1917 вернулся в Петроград; с начала июня в Таллине, один из руководителей большевистской организации Эстонии. С 4 ноября 1917 заместитель председателя ВРК Эстляндского края, организовывал Красную Гвардию. С 8 ноября 1917 член Исполкома Советов Эстляндского края. С марта 1918 работал в Москве в Верховном ревтрибунале и в ВЧК; член Особой следственной комиссии по делу о мятеже левых эсеров, следователь по делу о шпионской организации Локкарта. В марте 1918 на 4-м Всероссийском съезде Советов был избран членом ВЦИК. С ноября 1918 руководил Коммунистической партией Эстонии. На 1-м (1920) и 2-м (1921) съездах КП Эстонии избирался членом ЦК и членом Политбюро ЦК, создавал подпольные типографии, выпускал газету "Коммунист". Арестован полицией Эстонского буржуазного правительства 3 мая 1922 и по приговору военно-полевого суда расстрелян в ночь на 4 мая 1922 года.

1888
Юрий Степанович Кипоренко-Доманский
артист оперы (драматический тенор), оперетты, драмы, камерный певец и педагог. Народный артист Украинской ССР (1936). Заслуженный артист ГССР (1943). Муж драматической актрисы П.А.Доманской. Родился в Харькове, в многодетной семье сапожника. Работал сапожником. Окончив три класса церковно-приходской школы, в 1905—1906 обучался в Харьковской музыкальной школе и из-за неуплаты за обучение был отчислен. С 1906 пел в хоре Харьковской труппы А.Суходольского, затем в этой же труппе дебютировал в партиях Андрея ("Запорожец за Дунаем") и Петра ("Наталка Полтавка"). Позднее выступал в труппах Косинкина, Ярошенко, с 1908 — в антрепризе И.Шостковского, в составе которой гастролировал по Волге, Сибири и Дальнему Востоку. В 1909—1910 пел в Харьковской труппе П.Саксаганского, в 1910 — в Одессе (театр А.Сибирякова, антреприза Т.Колесниченко; здесь также выступал в драматических спектаклях, где был партнером М.Кропивницкого) и Киеве; в 1910—1912 работал в труппе Д.Гайдамаки, с которой гастролировал в Варшаве (1910; здесь в "Гальке" его услышал и высоко оценил А.Мишуга) и в Москве (1911 и 1912). С 1911 брал бесплатные уроки пения у С.Лапинского (позднее занимался у него до 1916). В 1912—1917 выступал в московской Опере С.Зимина (дебютировал в партии Собинина), в 1917—1919 солист театра Московского Совета Рабочих Депутатов (бывшая Опера С.Зимина), затем выступал на оперных сценах Саратова (1919—1921), Ростова-на-Дону (сезон 1921/ 1922), Харькова (сезон 1922/23, гастроли 1924, 1925), Киева (1923—1924), Свердловска (1924—1925), Тифлиса (1925—1926), Ленинграда, Москвы (Большой театр, 1926), Баку (1926), Одессы (1925, 1926— 1927), Астрахани (в 1927 гастролировал по приглашению М.Максакова). В 1927 был послан на стажировку в Милан. где занимался у Э.Танаро под его руководством совершенствовал парии Хозе ("Кармен"), Манрико ("Трубадур"), Каварадосси и Канио, затем выступал в оперных театрах Италии и Испании. В 1928—1930 пел в Одессе, в 1931—1939 — в Харькове и Тбилиси, в 1939—1941 и 1944—1949 солист Киевского театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко (позднее выступал здесь эпизодически), в 1941 — 1944 — Тбилисского оперного театра, в 1944 — Харьковского оперного театра. В 1933 гастролировал с группой украинских актеров на Дальнем Востоке, в 1936 — в Москве (Большой театр, 1-я декада украинской литературы и искусства), в 1945 — в Югославии, Австрии и Германии (выступал в частях советских войск). В 1949—1955 гастролировал во Львове, Одессе, Харькове, Свердловске. Неоднократно выступал по радио и телевидению. Обладал ровным, звонким, сильным голосом широкого диапазона (блестящий верхний регистр позволял певцу свободно брать верхнее ре). Критики сравнивали его голос с голосами А.Мазини, Ф.Таманьо, И.Ершова. Репертуар певца включал 116 партий. 1-й исполнитель партий: Кудеяра ("Кудеяр"), Максима Беркута ("Золотой обруч"), Годуна ("Разлом"), Зиновия ("Яблуневий полон"), Кучеренко ("Шевченко"), Тимоши ("Честь"), Филимона ("Мельник — колдун, обманщик и сват", оркестровка Е.Букке); в Москве — Жнеца ("Руфь"); в Харькове — Годуна ("Разлом") и Зиновия ("Яблуневий полон"); в Свердловске — Вяземского ("Князь Серебряный" П. Триодина). Лучшие партии: Собинин (Сталинская премия СССР, 1949), Самозванец, Садко, Левко ("Майская ночь"), Герман ("Пиковая дама"), Григорий ("Тихий Дон"), Ленька, Элеазар, Рауль, Каварадосси, Канио, Радамес (исполнил около 600 раз), Отелло ("Отелло" Джузеппе Верди), Фауст ("Фауст"), Хозе ("Кармен"). "Мне хорошо помнится Кипоренко в "Паяцах" в роли Канио; с каким удивительным драматизмом, огневым темпераментом и накалом проводил он сцену обезумевшего от ревности обманутого мужа! Внешнее сценическое поведение у Кипоренко было вообще сравнительно спокойным и сдержанным. Его беспокойная темпераментная душа выражала себя обычно в пении, в голосовой экспрессии" - Бату Кравейшвили. Другие партии: Князь ("Русалка" А.Даргомыжского), Голицын и Андрей Хованский ("Хованщина"), Грицько, Вагоа, Ахиор, Михайло Туча, Лыков, Вакула ("Ночь перед Рождеством" и "Черевички"), Ленский, Водемон, Андрей ("Мазепа" П.Чайковского); Манрико ("Трубадур"), Рудольф ("Богема"), Калаф, Васко да Гама, Самсон, Энцо, Иоанн Лейденский, Турриду, Вертер, Йонтек, Лоэнгрин, Тангейзер, Парсифаль, Тристан; Хлопуша, Мелехов, Матюшенко, Давыдов, Андрий ("Катерина" Н.Аркаса и "Тарас Бульба" Н.Лысенко), Марко ("Батрачка" М.Вериковского). Партнеры: З.Гайдай, М.Гукова, М.Гришко, В.Дамаев, Н.Кошиц, М.Литвиненко-Вольгемут, М.Максакова, В.Петров, В.Петрова-Званцева, Г.Пирогов, М.Рейзен, Н.Сперанский, П.Цесевич, Ф.Шаляпин. Пел под управлением Э.Купера, А.Лазовского, И.Палицына, К.Сараджева, С.Столермана, В.Сука. Сотрудничал с режиссерами Ф.Ф.Комиссаржевским, П.Олениным, А.Саниным. Выступал также в опереттах. В концертах исполнял украинские народные песни. Талант Кипоренко-Доманского высоко ценили Н.Боголюбов, С.Зимин, А.Мишуга, М.Рейзен, Ю.Сахновский. С 1947 вёл педагогическую деятельность в Киевской консерватории (с 1952 доцент). Среди его учеников — народный артист РСФСР Г.Станиславова. Записывался на грампластинки. Некоторые записи включены в антологию "Золоті голоси України" (1970); часть записей — в ГЦММК. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1948, 1951). Умер в Киеве 6 августа 1955 года. Сочинения: Автобиография (незаконченная рукопись, 1954); Спогади про творчий шлях // Музика (Київ). 1971. № 5. Страницы 26—27. Литература: Чаговец В.Ю. С.Кипоренко-Даманский // Советская Украина (Киев). 1941. № 80. Страница 3; Из музыкального прошлого. Сборник очерков / Редактор-составитель Б.С.Штейнпресс. — Москва, 1965. Том 2. Страницы 197—198; Боголюбов H.H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — Москва, 1967. Страница 248; Кравейшвили Бату Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. Страницы 126—128; Гужова В.М. Спогади. — Київ, 1971. Страницы 55—57; Квалиашвили М. Воспоминания оперного режиссера. — Тбилиси, 1975. Страницы 34—35; Давыдов И. Украинский певец в Грузии / Вечерний Тбилиси. 1978. 8 апреля; Козак С. Життя корифея // Вечерний Київ. 1978. 8 квітня; Миркотан В. Памяти видатного співака // Культура і життя (Київ). 1978. 6 квітня; Кипоренків голос. [Із спогадів народного артиста УРСР В.Тольби. Оперний співак Ю.С.Кипоренко-Доманский // Там же. 1985. 22 грудня; Рейзен М. Автобиографические записки. Воспоминания, — Mосква, 1980. Страница 50; Тольба В. Украинский Таманьо // Тольба В.С. Воспоминания / Составитель В.С.Тольба. — Киев. 1986. Страницы 102—108; Лисенко Г.Героічний тенор // Вітчизна (Київ). 1988. № 4. Страницы 190, 196; Пружанский А. 100 лет со дня рождения Юрия Степановича Кипоренко-Даманского // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1988. Справочное пособие. — Москва, 1987. Страницы 32— 33; Архив певца. — в Государственном музее театрального, музыкального и киноискусства Украинской ССР.

1890
Джон Рок
американский врач, создавший в 1944 году противозачаточные пилюли.

1890
Леопольд Яковлевич Теплицкий
советский композитор и дирижер, организатор симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, популяризатор джаза в России, заслуженный деятель искусств КАССР..Родился в Екатеринославе. Окончил музыкальное училище в Харькове и Петроградскую консерваторию. В 1918 г. дирижировал концертами в петроградском саду «Эрмитаж», затем работал в Государственном академическом театре оперы и балета. В 1926 г. по направлению Народного комиссариата просвещения работал в Нью-Йорке и Филадельфии, изучая традиции американской музыки, в особенности джаза. Вернувшись в СССР, организовал в Ленинграде «Первый концертный джаз-банд», давший первое выступление 28 апреля 1927 года в Академической капелле. В ансамбле Теплицкого пела, в частности, Коретти Арле-Тиц. Ориентируясь на творческий метод Пола Уайтмена, также пришедшего в джаз из академической музыки, Теплицкий составил свой джаз-банд из преподавателей консерватории и музыкального техникума, а концертную программу — преимущественно из джазовых обработок классической музыки (Джузеппе Верди, Шарль Гуно и др.) и известных американских пьес (Джордж Гершвин, Винсент Юманс, Ирвинг Берлин, Джером Керн). В 1930 г. был осуждён по политическому обвинению и отправлен на строительство Беломоро-Балтийского канала. В 1933 г. был освобождён как «ударник по строительству» и поселился в Петрозаводске, где стал первым руководителем симфонического оркестра. В 1936 г. поддержал создание первого в Карелии ансамбля исполнителей на народном инструменте кантеле, написал для секстета кантеле «Карельскую прелюдию». Среди других произведений Теплицкого — сюита на карельские темы для симфонического оркестра, «Четыре финских танца» для симфонического оркестра, «Поморская рапсодия» для симфонического оркестра. Умер в Петрозаводске 16 ноября 1965 года. В 1989 г. реабилитирован посмертно В 2002 г. имя Теплицкого было присвоено проводящемуся в Петрозаводске с 1986 г. Фестивалю джазовой музыки «Звёзды и мы».

 (552x698, 166Kb)
1891
Сергей Иванович Вавилов
русский физик. Родился в Москве в семье торгового служащего. Младший брат Н.И.Вавилова. В возрасте 10 лет был отдан в лучшее в Москве коммерческое училище на Остоженке, в котором особое внимание уделялось естественным наукам, а также преподаванию языков (немецкого, французского и английского). В дополнение к этому изучал дома итальянский и латинский. Знание латинского языка впоследствии дало ему возможность изучить в оригинале и перевести на русский язык написанные по-латыни работы М.В.Ломоносова, И.Ньютона и др. Уже в школьные годы Вавилов проявил интерес к естествознанию и истории науки. Постоянно посещал лекции в Политехническом музее, читаемые выдающимися учеными того времени, проводил дома опыты по физике и химии. В коммерческом училище был сделан и первый его научный доклад, посвященный радиоактивности. В 1909 Вавилов поступил на физико-математическое отделение МГУ, со 2-го курса начал заниматься исследовательской работой. В 1910–1911, когда значительная часть либеральной профессуры покинула университет в знак протеста против политики министра просвещения, перенес работу в частную лабораторию П.Н.Лебедева. Школа Лебедева сыграла решающую роль в становлении ученого. Здесь читались специальные курсы, посвященные изложению новейших работ по физике, проводились коллоквиумы с обсуждением работ учеников, которые не только самостоятельно проводили эксперименты, но и изготавливали необходимое оборудование. Из этой лаборатории в 1913 и 1914 вышли первые печатные работы Вавилова, посвященные фотометрии (его руководителем в это время стал П.П.Лазарев, принявший на себя руководство лабораторией Лебедева после смерти последнего в 1912). По окончании университета Вавилов в знак протеста отказался остаться на кафедре для подготовки к профессорской деятельности и по существовавшим тогда законам поступил на военную службу. В 1914 попал на фронт, где пробыл по февраль 1918 (в саперном батальоне, дорожном отряде, радиодивизионе). На фронте сумел закончить экспериментально-теоретическую работу, посвященную определению частоты колебаний нагруженной антенны. Вернувшись в Москву, получил приглашение в лабораторию Лазарева, который в это время уже заведовал физическими лабораториями Народного комиссариата здравоохранения. В 1920 эти лаборатории были преобразованы в Институт физики и биофизики Наркомздрава. Первые научные работы Вавилова в этом институте были посвящены исследованию природы света. Желая обнаружить квантовые свойства света, он занялся исследованием коэффициента поглощения света при очень сильном изменении яркости (до 1020 раз), а в 1921 начал эксперименты в новой области физической оптики – люминесценции, которая стала основным предметом его научных интересов. Первая его работа (1922) была посвящена определению зависимости интенсивности люминесценции от длины волны возбуждающего света. В своей докторской диссертации он показал, что выход фотохимической реакции не зависит от длины волны возбуждающего света; продолжением этой работы стало новое направление в области люминесценции – определение ее квантового выхода. Вавилов исследовал зависимость этого параметра от длины волны, в 1923–1924 выполнил фундаментальную работу по определению абсолютной величины выхода люминесценции, в 1924–1925 исследовал тушение свечения при повышении концентрации раствора, в 1928–1931 – тушение посторонними примесями. В 1926 Вавилов побывал в Берлинском университете, где работал известный специалист в области люминесценции П.Прингсхейм. Здесь он принимал участие в коллоквиумах, проводимых Лауэ с участием крупнейших немецких физиков, где обсуждались работы по квантовой механике, выполнил ряд работ по исследованию поляризационных свойств длительного свечения молекул. Вернувшись в 1927 в Москву, вновь обратился к определению выхода люминесценции, намереваясь выявить применимость квантовых представлений к этому процессу. Результатом этих работ стало установление известного закона, согласно которому квантовый выход остается постоянным в широком диапазоне длин волн возбуждающего света и резко падает при антистоксовом возбуждении, когда длина волны возбуждающего света превышает длину волны максимума спектра люминесценции (закон Вавилова). Этот закон – одно из проявлений квантовых свойств света. Несколько работ Вавилова, выполненных им совместно с В.Л.Лёвшиным, посвящены изучению поляризации люминесценции, что позволило подойти к решению вопроса о природе элементарного излучателя. В 1929 Вавилов возглавил кафедру общей физики МГУ (с 1918 он вел здесь практические занятия, с 1920 читал специальные курсы). В 1932 был назначен заместителем директора по научной части Государственного оптического института (ГОИ), в этой должности работал там до 1945, а потом имел лабораторию. С 1945 и до своей кончины был президентом Академии Наук СССР. В 1932 был избран директором Физического института Академии Наук СССР (ФИАНа). Здесь в 1934 под его руководством было сделано крупное открытие: аспирант Вавилова П.А.Черенков наблюдал свечение жидкостей, вызываемое движением электронов в них со скоростью, превосходящей фазовую скорость света в данной среде (эффект Вавилова – Черенкова). Теория этого явления была развита другим учеником Вавилова – И.М.Франком, а также И.Е.Таммом. В предвоенные годы Вавилов участвовал в создании новых люминесцентных источников света. Совместно с учениками им были разработаны методы люминесцентного анализа, заложены основы УФ- и люминесцентной микроскопии. В годы войны ученый, руководя одновременно ГОИ и ФИАНом, проводил теоретические исследования. Он обобщил экспериментальные результаты, полученные в предыдущие годы, и завершил построение теории миграции энергии люминесценции в растворах. Широко известна деятельность Вавилова как историка и популяризатора науки. Он перевел на русский язык Оптику И.Ньютона, написал комментарии к этому труду. В 1934 основал серию «Классики науки». Образцом научно-популярной литературы являются его книги Глаз и Солнце, О теплом и холодном свете. Вавилов – один из организаторов общества «Знание» и первый его председатель; с 1949 – главный редактор 2-го издания «Большой Советской энциклопедии». Многочисленные физики, прошедшие школу Вавилова, стали учеными с мировым именем. Среди них – И.М.Франк, П.А.Черенков, В.А.Фабрикант, А.М.Бонч-Бруевич, В.С.Фурсов и др. В 1951 Президиумом Академии Наук СССР учреждена золотая медаль имени С.И.Вавилова. Имя ученого присвоено Институту физических проблем Российской Академии Наук и Государственному оптическому институту. Умер в Москве 25 января 1951 года.

1891
Чарли Тороп (Анни Каролин Понтифекс)
голландский живописец. Училась в основном у своего отца Яна Торопа. Центральное место в творчестве Чарли занимают монументальные реалистические жанровые полотна и портреты-картины, со сдержанным пафосом утверждающие достоинство людей труда и творческой мысли ("Три поколения").

1891
Алексей Александрович Уткин
российский художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950). В 1912 г. окончил Московское Строгановское училище по классу декоративных искусств. По приглашению художника Е.Бауэра начал работать как художник кино на фабрике «Пате», а затем у А.Ханжонкова. Участвовал в оформлении первых русских фильмов. С 1920 г. работал в «Пролеткино», в 1923 г. – в ВУФКУ, с 1924 г. – на Ленинградской фабрике «Севзапкино» и с 1926 г. – на Московской фабрике «Совкино». Среди его лучших работ: «Аэроград» (1935), «Последняя ночь» (1937), «Минин и Пожарский» (1939), «Встреча на Эльбе» (1949; Сталинская премия СССР, 1950), «Композитор Глинка» (1952). Был тонким знатоком исторических стилей, воссоздавал атмосферу эпохи в архитектуре, обстановке, костюмах, отдельных деталях. Скончался 30 января 1965 года.

1892
Гаролд Мерстон Морс
американский математик, член Национальной Академии Наук США (с 1932). Окончил колледж Кольби (1914). В 1920-1925 гг. преподавал в Корнеллском университете, в 1925-1926 гг. – в университете Дж.Брауна, в 1926-1931 гг. – в Гарвардском университете, с 1935 г. – профессор Принстонского института перспективных исследований. Основные работы относятся к механике, математическому анализу, вариационному исчислению и топологии. Исследовал проблему трех тел. В этой проблеме периодические орбиты имеют свои конечные аналоги в точках равновесия в поле сил, обусловленных наличием электрического, магнитного или гравитационного потенциала. Получил первые результаты для этого случая. Развил новое направление в вариационном исчислении. Применил методы топологии к решению ряда задач математического анализа. Его результаты получили применение и географии, физике, биологии и экономике, а также в квантовой механике.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку