АМС. Серия "Из личного архива". Анатолий Брум |
Так-с, продолжим мартышкин сканерный труд :)
То ли у меня руки кривые то ли в самом деле найти фотографии Анатолия Брума очень сложно, но в поиске почти ничего. Так что наверно материалы из журнала "Автомотоспорт" будут интересны. Жаль только поисковики никак не хотят индексировать записи в блогах...
ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АНАТОЛИЯ БРУМА
В автомобильном ралли таких людей не так уж много. Обычно кто-то находит свое призвание в профессии механика, другой не видит себя иначе, как за рулем спортивной машины, третий с упорством стремится к вершинам штурманской науки. И очень редки случаи, когда сплав всех этих специальностей рождает авторитетного тренера. Таков Анатолий Брум, инженер по двигателям внутреннего сгорания, мастер спорта
международного класса как штурман и как пилот, заслуженный тренер России.
Раллисты, как известно, имеют охоту к перемене мест. К этому принуждает их календарь соревнований. В детстве и юности Толя Брум тоже много путешествовал, хотя тогда и не помышлял ни о каком спорте. Сначала был Сахалин, где он родился в местечке, издавно считавшимся классическим приютом для каторжан, затем учеба в средней школе Костромы и технологическом институте Ярославля. Получил направление на одно из оборонных предприятий Тулы. Другие бы радовались — Москва под боком. А Брум неожиданно для себя решает податься в дальние края. Пошел в Минобо-ронпром и добился перераспределения на Ижевский машиностроительный завод. Единственный, из почти 70 молодых специалистов, приехавший туда, попал в бюро дорожных испытаний.
Своим крестным отцом в спорте Анатолий Брум считает Владимира Абрамяна, бывшего тогда заместителем главного конструктора. Именно он решил наладить на Ижмаше в конце 60-х годов мелкосерийное производство спортивных машин.
Для нового дела своих специалистов не хватало. И из разных мест СССР в Ижевск приглашаются наиболее известные по тем временам раллисты с инженерной закваской — литовцы Стасис Брундза, Каститис Гирдаускас, одессит Сергей Вукович, эстонцы Гуннар Хольм, Тойво Сепп, латыш Виктор Спрукт и многие другие. Ижевские "мо-сквичи-412" вскоре стали доминировать в чемпионатах Советского Союза, выступали на этапах чемпионатов Европы и мира. Одновременно создавалась знаменитая ижевская школа автоспортсменов: в разные годы ее представляли Лев Морозов, Анатолий Козырчиков, Александр Окулич, Владимир Гольцов, Константин Антропов, Александр Грайф, Владислав Штыков, Виктор Школьный, Ренас Муха-метзянов, а ныне Сергей Балдыков.
Одним из первых воспитанников этой школы был Анатолий Брум. Попав в Бюро испытаний автомобилей в условиях соревнований сначала механиком, он проходил затем штурманскую выучку у Стасиса Брундзы. Как правило, перед соревнованиями они недели две утюжили скоростные участки по десять часов в сутки. Стасис добивался от своего напарника мгновенной реакции, внимания к любым мелочам, безупречной дикции при чтении стенограммы — всего того, из чего рождается полная совместимость экипажа. Брум один из первых в совершенстве освоил составление новой по тем временам легенды, основанную на цифровых обозначениях сложности поворотов. Он был напарником многих пилотов, но наиболее успешным было его содружество с Брундзой. Вместе с ним дважды становился чемпионом СССР.
Брум и сам выступал за рулем спортивных машин. И здесь удивлял всех своими способностями.
В 1981 году Анатолий Георгиевич был приглашен в Москву на тренерскую работу со сборной СССР в ЦАМК. Семь побед в Кубках дружбы наших раллистов в споре с заводской профессиональной командой "Шкода" — в них есть и доля труда Брума.
Снимки из архива Анатолия БРУМА комментирует Б. ЛОГИНОВ
Кострома, 1960-й год, Толе лишь 15 лет, но он уже за рулем отцовской "Волги-ГАЗ-21". Видимо, из-за чрезмерного, по мнению родной сестры, пристрастия к технике она не называла его иначе, как "Шурупом". Водительские права будущий чемпион страны получил в семнадцать с половиной лет и тут же на автомобиле отправился в дальнее путешествие до Одессы — возил на отдых мать и сестру.
Первое в жизни Анатолия Брума ралли — чемпионат России 1969 года в Ярославле и сразу же победа на "Москвиче-412Иж". Он даже расстроился: как же так, у него только третий разряд и такой успех. Впрочем, чему удивляться — ведь рядом с Анатолием не кто иной, как его напарник Стасис Брундза, выдающийся литовский гонщик, впоследствии десятикратный чемпион СССР. Стасис прославился и организаторскими способностями: на Вильнюсском авторемонтном заводе он создал экспериментальный участок, переросший затем в цех, где долгое время готовились раллийные и кольцевые машины "Лада-ВФТС". За рубежом их называли советскими "фиатами-абартами".
Вот так долгое время ижевская команда вынуждена была добираться до места соревнований. Между столицей Удмуртии и Казанью на участке в 250 километров дороги как таковой практически не было. Обратите внимание, в салоне застрявшего автомобиля не видно каркаса безопасности. Но он есть и установлен внутри обшивки салона. Дуги тогда делались из...стволов автоматов. Крайний слева — Владимир Умняшкин, ныне главный инженер "Ижмаша", справа — Анатолий Брум (1971 год).
В 1970 году два ижевских экипажа впервые выступили за рубежом — на этапе чемпионата Европы "Рейд польский" в Кракове. Машина имела двигатель объемом 1500 см3, форсированный до 85 л.с, и усиленную подвеску. Почти всю трассу соревнований экипаж в составе Льва Морозова и Анатолия Брума шел на пятом месте в абсолютном зачете, но за 100 километров до финиша вынужден был сойти из-за поломки коробки передач.
В 1972 году в Ижевске подготовили автомобили для всех экипажей сборной команды СССР, собиравшейся на рояли в Польшу и ГДР. Карбюраторы установили от "Чайки". В Польше, где разыгрывался этап чемпионата Европы, дуэт Брундза—Брум занял первое место в классе и третье в абсолютном зачете. Впереди оказались лишь итальянец Р. Пинто на "ФИАТе-Абарт" и немец Вальтер Рерль ("Форд-Капри"), ставший вскоре первым двукратным чемпионом мира. Второй слева — Л. Морозов, далее — А. Козырчиков, Э. Лайдо, А. Брум, В. Снрукт, А. Тыкке (тренер) и Т.Сепп.
Карл Владимирович Сочнов около десяти лет фактиче возглавлял сборную команду СССР, хотя и не был штатным работником ЦАМКа или каких-нибудь других спортивных организаций. Кандидат технических наук, преподаватель Московского авиационо-технологического института внес много нового в подготовку водителей и штурманов, в частности существующую поныне запись стенограмм скоростных участков, использовав финский аналог.
Ипподромные автогонки начали проводиться в Ижевске с 1971 года. В них сразу не без успеха стал выступать Анатолий Брум. Эпизод дополнительного заезда за первое место в 1975 году между А. Окуличем (слева) и А. Бру-мом. Ставка в споре — впервые учрежденный по-настоящему ценный приз — цветной телевизор. Победил в довольно жесткой борьбе Брум, которому достался главный трофей.
Еще один выдающийся литовский раллист Кас-титис Гирдаускас, десятикратный чемпион СССР. В начале своей спортивной карьеры он три года выступал на ижевских "москвичах". У него было много штурманов и Брум в их числе, но чаще всего в напарники Каститис выбирал родного брата Арвидаса. О таких, как Гирдаускас, говорят: раллист от Бога. Он почти без тренировок показывал на скоростных участках результаты, недоступные другим спортсменам сборной команды страны.
Экипаж А.Брум—С.Штин на трассе ралли "Татры" в Чехословакии в 1976 году. Скоростные участки на узких улицах городов тогда были обычным делом. В этом соревновании ижевчане заняли третье место в классе машин с двигателем 1600 см3, а Брум второй раз выполнил норматив мастера спорта международного класса. Уже как пилот.
Анатолий Брум и пилот Сергей Вукович (справа) на финише этапа чемпионата мира ралли "Акрополис" 1979 года. Они десятые в абсолютном зачете и вторые в классе на ВАЗ-21011 с двигателем 1600 см3.
из интернета: "Анатолий Брум рассказывал, как он имел несчастье выехать с полусумасшедшим водителем на тягаче с полуприцепом, на котором стояли раллийные машины. Он как-то очень странно проходил повороты, жалуясь, что тягач, а это был МАЗ не слушается руля. Когда настала очередь Анатолия. он сел за руль и помчался, так как они опаздывали на куда-то в Чехословакию или Польшу. Перед поворотом он понял о чём шла речь, МАЗ, действительно не хотел поворачивать. "Сбрось газ и сразу педаль в пол! Ставь его, ломай прицеп"! - закричал водитель Анатолию Каким-то чудомполучилось. "Никогда бы не поверил, что на такой махине действуют спортивные приёмы вождения!" - удивлялся после Брум."
Рубрики: | Автогонки Фотоотчёты Сканер |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |