-Цитатник

Кому грозит СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ - (0)

Кому грозит СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ Кому грозит СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ Акаде...

Как порядок в доме меняет жизнь - (0)

Как порядок в доме меняет жизнь Как порядок в доме меняет жизнь   ...

15 волшебных картин вместо тысячи психологов - (0)

15 волшебных картин вместо тысячи психологов 15 волшебных картин Ричард Савойя (...

ВОЗМОЖНО ЛИ БЫТЬ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫМ? - (0)

ВОЗМОЖНО ЛИ БЫТЬ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫМ? ВОЗМОЖНО ЛИ БЫТЬ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫМ? &nbs...

Советы 90-летней женщины. - (0)

Советы 90-летней женщины. Перечитывать минимум раз в ytltk.! Советы 90-летней женщины...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Мои собаки
Мои собаки
08:59 29.09.2013
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии Лица
Лица
14:45 19.08.2012
Фотографий: 1

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в irigelios

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

интересно очень многое какая-то я "всеядная"

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2010
Записей: 3564
Комментариев: 156
Написано: 3908


Фильм-балет "Красный Мак" Рейнгольда Глиэра. Первый советский балет.

Понедельник, 12 Января 2015 г. 07:46 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto Фильм-балет "Красный Мак" Рейнгольда Глиэра. Первый советский балет.

Рейнгольд Морицевич Глиэр (11 января 1875 - 23 июня 1956) русский композитор и дирижер.
В начале 1900-х был участником собраний Беляевского кружка в Петербурге. Как композитор Глиэр сформировался во многом благодаря общению с Глазуновым, Рахманиновым и Римским-Корсаковым. С 1900 работал педагогом, а с 1910 систематически выступал как дирижер. 1930 ознаменован началом авторских концертов в городах СССР, клубах и колхозах.
Рейнгольд Глиэр – доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награжденный и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России – премией имени М. И. Глинки, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.
Среди самых известных произведений Глиэра – симфония «Илья Муромец» (1910), балет «Красный мак» (1927) и опера «Шахсенем» (1925). Наиболее популярны его концерты для арфы с оркестром (1938) и колоратурного сопрано с оркестром (1943). Автор произведений для различных инструментов.
Рейнгольд Глиэр умер 23 июня 1956 г.


красный мак (700x466, 229Kb)

Первым многоактным балетом на современную тему стал балет Р.Глиэра «Красный мак» , премьера которого состоялась 14 июня 1927 года. Постановщиками его были балетмейстеры Л. Лащилин и В. Тихомиров. Уже подготовка спектакля проходила в ожесточенных спорах, а первый показ вызвал целую дискуссию, в которой участвовали не только знатоки, деятели литературы и искусства, но и массовый зритель, рабочие, безусловно принявшие этот балет



Сцена из спектакля «Красный мак» Р. М. Глиэра. Большой театр. Москва. 1927.


Поскольку по форме это был традиционный "большой балет" с дивертисментами, хореография которого строилась на классическом танце, «левую» публику это раздражало, она считала неправомерным втискивать современное содержание в старую форму, критики-формалисты расценивали это как шаг назад, обвиняя создателей «Красного мака» в консерватизме.



Сцена из балета Большого театра СССР «Красный мак» Р. М. Глиэра. Балетм. Л. А. Лащилин, В. Д. Тихомиров. 1927


Люди старшего поколения с удовольствием восприняли появление на сцене традиционного многоактного сюжетного спектакля. Мещанской публике нравились привычные балетные «красивости», экзотика, поставленные в 3-м акте модные тогда западные танцы. А рабочая аудитория приветствовала саму тему балета, искренне сочувствуя угнетенным кули, героине, аплодируя советским моряками/Таким образом, это был первый балет на современную тему, в целом принятый широкой публикой, и это было большим событием в культурной жизни молодого Советского государства.
Конечно, как все новое, непривычное, этот спектакль был далеко не совершенным. Критики относили к недостаткам слабость сценария, введение аллегорического «сна» Тао Хоа, наивность сюжета, традиционность дивертисментов и главное — неумение дать танцевальную реалистическую характеристику новому герою — советскому Капитану. Стремление придать ему революционно-героическое звучание осуществлялось схематично и плакатно вместо углубления психологической характеристики средствами танца. И однако балет этот- стал в определенном смысле вехой на пути развития советского хореографического искусства.



Сцена из спектакля «Красный мак» Р. М. Глиэра. Большой театр. Москва. 1927.


«Красный мак» знаменовал собой появление на балетной сцене спектаклей социальной тематики, впервые в балете были выведены наравне с главными действующими лицами народные массы: создан обобщенный образ советских людей в танцах моряков и особенно в танце «яблочко», который временами приобретал символический характер, и образ угнетенного, но постепенно поднимающегося на борьбу за свое освобождение китайского народа в сценах работы и танцах кули, в сценах народного восстания. Следует сказать также и о некоторой психологизации характеров главных персонажей, раскрытии средствами танца их внутреннего мира, прежде всего танцовщицы Тао Хоа, образ которой создала замечательная советская балерина Е. В. Гельцер, продолжая реалистические традиции русского балетного театра.

Из истории создания балета




Музыкальная партитура «Красного мака» отличалась правдивостью характеристик героев. В ней в полной мере проявились реалистические традиции великих русских композиторов И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова.
Очень зрелищный, богатый танцами спектакль был поставлен не только в Москве, он успешно шел на сценах многих городов страны. В 1929 году, например, премьера «Красного мака» состоялась в Театре оперы и балета им. С М. Кирова. В Москве же в течении двух лет он выдержал 200 представлений. А затем возобновлялся в 1949 и в 1957 годах.



Репетиция балета Красный мак. Режиссер Л. Лавровский и исполнительница роли Тао Хоа - О. В. Лепешинская. 1950 г.


Многие достоинства этого балета нашли продолжение в советском хореографическом искусстве последующих десятилетий.

источник-http://oballet.ru/page/balet-krasnyj-mak
 

* * *

Фильм-балет "Красный Мак"




Фильм-балет чехословацкого телевидения 1955 года "Красный мак" на музыку русского, советского композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра (1875-1956), на сюжет художника Михаила Ивановича Курилко. Режиссёр-постановщик Павел Блюменфельд. В главных ролях: Тао-Хоа - Ярмила Мансингрова, Капитан - Мартин Тарак, Ма Ли-чен - Мирослав Кура, Ли Шан-фу - Йозеф Зайко.

 

* * *
Либретто балета "Красный мак".




Балет "Красный мак" в трех действиях с апофеозом. Композитор Р. М. Глиэр. Либретто М. Курилко.

Действующие лица: Тао Хоа, актриса. Ли Шан-фу, ее жених. Главный надсмотрщик, ее отец. Хипс, англичанин, начальник порта. Капитан советского корабля. Хозяин ресторана и курильни опиума. Два китайца, заговорщики. Старик, фокусник. Помощник фокусника. Мальчик-глашатай при театре. Кули. Полицейские, надсмотрщики. Китаянки. Английские офицеры. Кокотки, малайские танцовщицы. Советские и иностранные матросы, бои. Фениксы, боги, богини. Цветы, бабочки, кузнечики. Европейские дамы, лакеи.

В китайский порт пришел советский корабль. Идет разгрузка. Китайские кули носят тяжелые тюки с товарами. За их работой наблюдают надсмотрщики.

Рядом с портом - ресторан, излюбленное место европейцев. Сейчас развлекать гостей явится Тао Хоа - знаменитая актриса, любимица города.

Действительно, показывается паланкин, который несут кули, и в нем Тао Хоа. Она выходит из паланкина и танцует приветственный танец с веером. Какой-то молодой моряк приглашает Тао Хоа танцевать фокстрот. К ресторану подходит молодой китаец Ли Шан-фу. Он побывал в Европе и воспринял там лишь отрицательные стороны буржуазной цивилизации. Под его взглядом Тао Хоа смущается. Гости ресторана развлекаются. Изнемогающие от работы кули двигаются с трудом. Один из кули, выбившись из сил, падает. Надсмотрщик бьет его, но он не поднимается. Товарищи пытаются вступиться за кули. На помощь надсмотрщикам приходит полиция.

Кули бегут на советский корабль и просят моряков вступиться за них. На шум приходит начальник порта Хипс. Он предлагает Капитану советского корабля свое содействие. По его мнению, здесь нужно действовать силой. Но Капитан придерживается другого взгляда.

Переговорив с матросами, Капитан решает помочь кули. По свистку Капитана матросы выстраиваются, образуя на сходнях корабля две живые цепи, и передают тюки из рук в руки.

Благородный поступок советских моряков произвел впечатление не только на кули, но поразил и Тао Хоа. Ей хочется чем-нибудь выразить Капитану свой восторг, и она осыпает его цветами. Ли Шан-фу грубо вмешивается в эту сцену: Тао Хоа не должна кокетничать с "большевиком". Он бьет ее. Капитан вступается за обиженную женщину. Как она благодарна Капитану! Надев на пальцы длинные золоченые наконечники, Тао Хоа исполняет Сиамский танец, подражая позам изваяний старых буддийских божеств.

Вечер, темнеет. Отдохнувшие кули тоже танцуют. К ним присоединяются малайки и матросы с каботажного корабля. Среди них японцы, негры, норвежцы, американцы, матросы с Малайских островов. Советские матросы не выдерживают. Они съезжают по канатам с корабля и пускаются в пляс под музыку лихой матросской песни "Яблочко".

Курильня опиума. Ловкие бои суетятся перед приемом посетителей. Появляется Хипс. Опасаясь "дурного влияния" большевиков, он намерен отделаться от советского Капитана. Все обдумано: его нужно заманить в притон, откуда живым он не выйдет. Это приведет в исполнение Ли Шан-фу, а заманить его должна Тао Хоа. Условившись обо всем, Хипс уходит в ресторан дожидаться развязки.

Между тем советский Капитан, ничего не подозревая, гуляет по набережной со своими матросами. Тао Хоа, не зная цели заговорщиков, приглашает его войти в курильню. Ей поручено увлечь молодого русского моряка. Это совпадает с ее собственным желанием.

Заговорщики делают вид, будто они случайные посетители курильни. Но у Ли Шан-фу нет предлога, чтобы первому напасть на Капитана, и он рассчитывает, что, ударив Тао Хоа, заставит советского моряка заступиться за нее. Расчет оказывается правильным. Капитан отшвыривает Ли Шан-фу от Тао Хоа. Тогда заговорщики, как будто заступаясь за товарища, бросаются на Капитана с ножами Тао Хоа загораживает собой моряка, и тот успевает свистком вызвать гуляющих поблизости матросов.

Капитан спасен. Появляется Хипс. Он ничем не обнаруживает своей досады - покушение не удалось, но еще есть время привести его в исполнение. Заметив фигуру европейца, заговорщики опять хватаются за ножи. Но Хипс намекает, что у него есть другой способ отправить Капитана на тот свет. Заговорщики расходятся. Старый актер-китаец успокаивает плачущую и испуганную Тао Хоа. Он приказывает хозяину курильни принести трубку с опиумом. Тао Хоа и старик курят опиум и засыпают.

Сон Тао Хоа. Ее первые видения смутны. Ей кажется, что она погружается в воду, далее она видит старинный храм с колоссальным изображением Будды, по бокам - статуи богинь. Они сходят с пьедесталов и танцуют. Проходит шествие мужчин и женщин. Они несут на плечах изображение гигантского дракона. Тао Хоа видит и себя. Ее несут на носилках. Все быстрее и быстрее становятся шаги участников шествия. Мужчины начинают воинственную пляску с мечами. Но постепенно все темнеет, сливается, и Тао Хоа видит другую картину. Ей грезится край, где люди счастливы. Там живут феи в "лунных чертогах" у "яшмовых озер". Она уже недалеко от царства счастья. Одна за другой перед ней проносятся легендарные птицы древних сказаний - фениксы. Они преграждают путь Тао Хоа к счастью. И все же девушке удается пройти в заветное царство. Она попадает в волшебный сад, в котором боги и богини окружены цветами разных оттенков, бабочками, кузнечиками. Из земли вырастают маки и лотосы и, оживая, превращаются в девушек. Тао Хоа и здесь не находит покоя. Сюда за ней прилетают фениксы и угрожают ей. Ей сочувствуют лишь красные маки, все остальные цветы на стороне фениксов. Фантастические видения окружают Тао Хоа. Ей кажется, что она летит в бездонную пропасть.

Вечер во дворце начальника порта. Нарядные дамы танцуют с офицерами чарльстон. Для увеселения гостей приглашены европейские и китайские артисты. На огромном блюде слуги вносят танцовщицу. Она исполняет танец, который всех приводит в восторг. Бал в полном разгаре. Гости танцуют теперь вальс-бостон. Постепенно они расходятся по другим комнатам. Хипс уславливается с Ли Шан-фу отравить во время угощения приглашенного на бал советского Капитана. Все это слышит Тао Хоа. Она приходит в ужас. Когда же отец ее и жених говорят, что отравленный чай должна поднести капитану Тао Хоа, силы почти покидают ее. В ней происходит мучительная борьба между привычкой повиноваться и чувством к человеку, которого она успела полюбить. Хипс по-своему объясняет ее колебания. Он показывает ей драгоценный перстень, который она получит за оказанную "услугу". Он надевает драгоценное кольцо на палец ничего не понимающей Тао Хоа. Девушка машинально принимает подарок. Заговорщики убеждены, что им удалось переманить ее на свою сторону.

Появляются советские моряки во главе с Капитаном. Узнав Тао Хоа, Капитан дружески с ней здоровается и хочет пройти в другую залу, но Тао Хоа умоляет его покинуть вечер. Она говорит Капитану о своей любви, становится перед ним на колени, молит, чтобы он увез ее с собой из Китая. Моряку жаль ее как ребенка.

Между тем начинаются приготовления к чайной церемонии. Капитану, как почетному гостю, должна поднести чай знаменитая танцовщица. В Китае, говорит Хипс, это очень сложная процедура.

Капитан, ничего не подозревая, с любопытством следит за движениями Тао Хоа. Она кокетливо танцует перед Капитаном, то протягивая ему чашку, то отдергивая ее, как только Капитан пытается взять ее в руки. Девушка старается отсрочить решительную минуту. Заговорщики довольны, улыбаются, хотя видят, что церемония явно затянулась. Наконец. Тао Хоа передает чашку Капитану, и когда он подносит ее к губам, выбивает чашку из его рук. Ли Шан-фу, видя, что покушение не удалось, стреляет в Капитана, но промахивается.

Среди гостей переполох. Все разбегаются. Во дворец между тем проникают "Красные пики", представители китайской бедноты - китайские партизаны. Тао Хоа, поднявшись на балюстраду, смотрит на море. Она видит, как на рейде советский корабль снимается с якоря и уходит в открытое море.

Тао Хоа счастлива, что Капитан избежал гибели и спасен. В этот момент ее замечает Ли Шан-фу. Вне себя от ярости, считая ее виновницей того, что покушение на Капитана не удалось, он стреляет в нее и смертельно ранит.

Заговорщики бегут. Один лишь отец Тао Хоа остается с ней. Дворец Хипса в руках китайской бедноты. "Красные пики" поднимают тело Тао Хоа и кладут на носилки, прикрытые красным знаменем. Дети окружают носилки. Очнувшись, Тао Хоа передает детям алый цветок мака, подаренный ей Капитаном.

Апофеоз. В небе загорается огромный красный цветок. К нему идет беднота, освобожденная от власти европейцев. На носилки с мертвой Тао Хоа сыплются бесчисленные лепестки красного мака.

Л. Энтeлиc


* * *


Постановка 1949 года, приурочена к революции в Китае, в ней главную роль исполняла Галина Уланова.
 

Репетиция.Г. Уланова и А. Лапаури в балете "Красный мак(цветок)"




В образе Тао Хоа Уланова передает особую грацию китайской женщины. Тао Хоа Улановой существо утонченного изящества, непостижимой, невероятной нежности, женственности, она похожа на какой-то сказочный хрупкий, живой цветок, то и дело колеблемый ветром. В ней живут покорность и пугливость, которые сквозят в ее взгляде, жестах, в легкой, бесшумной походке. Движения ее тонких, гибких рук тревожны. Хрупкие, изящные кисти и пальцы кажутся воплощением чуткости и трогательной беспомощности, они выражают робкую мольбу о защите, трепещут и вздрагивают, каждую минуту готовы сложиться в покорно молящем жесте.. .
 

Сюита из музыки балета "Красный мак" , соч. 70



I. Heroic Coolie Dance
II. Scene and Dance
III Chinese Dance
IV. Phoenix
V. Valse
VI. Russian Sailor's Dance


* * *


В 1950 году композитору довелось присутствовать на просмотре этого балета группой китайских руководителей во главе с известным идеологом Чэнь Бода. После спектакля товарищ Чэнь заявил: "Само название "Красный мак" нас обескураживает. Растение макканами китайцами воспринимается как олицетворение опиума. Опиум - наш злейший враг, он веками губил наш народ! " А балет Глиэра после этого переименовали в "Красный цветок", оставив содержание без изменения.

12e4f8b2300d8cec4579a4c1f1fbd38b_145x145 (145x145, 20Kb)

Серия сообщений "балет":
Часть 1 - Рудольф Нуреев
Часть 2 - Рудольф Нуреев
...
Часть 24 - Всемирно известная и одинокая
Часть 25 - Великая Галина Уланова
Часть 26 - Фильм-балет "Красный Мак" Рейнгольда Глиэра. Первый советский балет.
Часть 27 - Балет "Красный мак" Р. Глиэра. Ко дню рождения композитора
Часть 28 - Diana Vishneva: Beauty in motion - F.L.O.W part III
...
Часть 43 - «Люблю тебя, Петра творенье…»
Часть 44 - «Баядерка» в Мариинском.
Часть 45 - Выпускной спектакль Академии русского балета им. А.Я.Вагановой. 274-й выпуск.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку