ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
Всегда под рукойаналогов нет ^_^
Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
«Симфонические танцы» – последнее произведение Сергея Васильевича Рахманинова(1873 - 1943), созданное за 3 года до смерти, которое подытоживает весь творческий путь композитора.
Создание этого сочинения относится к лету 1940 года, которое композитор провел в Лонг-Айленде, на берегу морского залива. Будучи на природе, мысли Рахманинова были направлены назад, к родине и царившим за океаном ужасам войны.
По воспоминаниям Наталии Рахманиновой, жены композитора, партитура писалась «на берегу моря, на даче недалеко от Нью-Йорка. В 8 часов утра Сергей Васильевич пил кофе, в 8 1/2 садился за сочинение. С 10 часов он играл два часа на фортепиано, готовясь к предстоящему концертному сезону. С 12 часов до часа опять работал над „Танцами“. В час дня завтракал и ложился отдыхать, а затем с 3 часов дня с перерывом на обед работал над сочинением до 10 часов вечера. Он непременно хотел кончить „танцы“ к началу концертного сезона. Намерение свое Сергей Васильевич выполнил...»
Именно в этот переполненный противоречивыми чувствами период рождается произведение глубоко философское и автобиографичное.
Начав «Симфонические танцы» в середине лета, композитор при очень интенсивной работе закончил его к 10 августа. Премьера состоялась 3 января 1941 года в Чикаго. Первыми исполнителями произведения стал высоко почитаемый Рахманиновым Филадельфийский оркестр под руководством Юджина Орманди, которому и был посвящен данный опус.
В Советском Союзе «Симфонические танцы» впервые прозвучали 25 ноября 1943 года. Дирижер Н.С. Голованов отмечал блестящее мастерство композитора, значительную усложненность его оркестрового письма, а так же необычайную трудность произведения для исполнения.
Симфонические танцы представляют собой цикл, состоящий из трех симфонических картин, объединенных одним драматургическим смыслом. Подтверждением служит изначальный замысел автора дать программные названия частям: «День», «Сумерки» и «Полночь». Несмотря на то, что в последствии композитор отказался от каких-либо пояснений, в этих названиях можно прочитать общефилософский смысл, связанный с этапами человеческой жизни. Вероятнее всего, замысел несет в себе и автобиографический элемент.
I. Non allegro 0:00
II. Andante con moto. Tempo di valse 11:09
III. Lento assai - Allegro vivace 21:02
Московский Филармонический Симфонический Оркестр.
Дирижер-Кирилл Кондрашин.(1963)
Первая часть – Non allegro – тема в характере токкаты, вся сотканная из коротких попевок. Легкая и грациозная тема у деревянных духовых звучит на прозрачном фоне струнных. Зловещие аккорды медных духовых вносят яркий тематический контраст, который служит драматургической основой всего произведения. В среднем раздел первой части – на фоне пасторального наигрыша появляется мягкая, задушевная мелодия саксофона в духе русских протяжных песен (Lento). В заключительном разделе в партии струнных появляется новая для этой части мелодия, напоминающая древнерусский напев из Первой симфонии Рахманинова. Он звучит как воспоминание о далекой юности.
Вторая часть – Andante con motto. Tempo di valse – изящный вальс, полный поэтического очарования. Но все музыкальные средства, использованные автором служат для передачи томления, знойной истомы, обреченности. Мрачные аккорды меди заставляют вспомнить фанфары первой части, но здесь это уже не внешняя роковая сила, а, скорее, внутреннее содрогание души. Основная мелодия вальса начинается у английского рожка, затем подхватывается гобоем, а при повторном проведении исполняется скрипками. Средний раздел вальса развивает основную тему, а в конце замирающие интонации еще раз противопоставляются неумолимым аккордам.
Третья часть – Lento assai. Allegro vivace – финал представляет собой воплощение ужаса, отчаянья, автор с глубочайшей силой передает оцепенелую скованность перед страшным призраком смерти. После резкого акцента всех инструментов оркестра ниспадающая стонущая интонация – мелодия, построенная на начальных интонациях мотива «Dies irae» (день гнева).
Вырастающая на мрачном и зыбком фоне тема в ритме жиги – механистична и безжизненна. В стремительном движении она теряет свои контуры и все яснее становится мотив «Dies irae», пронизывающий весь финал. Оглушительным натиском грозной лавины заканчивается финал, воплощающий тоску, отчаянье и душевную усталость композитора, уставшему от одиночества и тоски по Родине.
По материалам книги Ольги Соколовой
"Симфонические произведения Рахманинова"
***************
«Симфонические танцы» исполняли и записывали многие замечательные дирижеры: Николай Голованов, Кирилл Кондрашин, Андре Превин, Евгений Светланов, Неэме Ярви, Владимир Ашкенази, Юрий Темирканов...
Существуют записи «Симфонических танцев» в исполнении фортепианных дуэтов Марты Аргерих и Александра Рабиновича, Дмитрия Алексеева и Николая Демиденко и других.
«Симфонические танцы» соч. 45
( в авторской версии для двух фортепиано)
исп.Владимир Ашкенази и Андре Превен
(переложение для двух органов)
«Симфонические танцы» стали последним крупным оркестровым сочинением Рахманинова, по масштабу и значимости продолжающим ряд его симфоний.