Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
Русалии – одна из самых популярных и привлекательных тем для изучающих народные традиции, фольклор, для этнографов и лингвистов.
Начало русалий приходится на середину пасхального периода - праздник Преполовение, который будет отмечаться в 2013 году завтра, 29 мая.
Русалии длятся всю вторую половину постпасхального периода, начиная от Преполовения, включая Троицу и заканчивая днем Петра и Павла.
Это довольно длительный период, который охватывает примерно два месяца и известен как троице-купально-петровский цикл.
Любой переход, будь-то от лета к осени, или от зимы к весне, а тем более переход от одной половины года к другой, в народной традиции обыгрывается различными поверьями, ритуалами и обрядами как особое время.
В славянском календаре Русалии являются таким же отличительным признаком середины года, как и Рождественские колядки начала. Это целый комплекс мифов, гаданий, сказаний и легенд, который освящает конец весны и приход лета, период всходов и бурного цветения природы, раскрепощения ее энергии и неудержимого танца.
Русальские обряды полны природного разгула естества и подобны масленичным карнавалам. Здесь снимаются ограничители и выпускаются на свободу природные инстинкты, в обычное время регулируемые социальными нормами.
Русалии – праздник плодородия земли, праздник, связанный, прежде всего, с женским началом, его двойственной священно-колдовской природой. Поэтому Русалии называются еще женским волхвованием.
Само слово «русалии» имеет несколько значений и разное происхождение. Одни исследователи считают, что оно берет начало в латинской традиции поминания усопших розами, когда в дни цветения роз принято вить венки и приносить их на могилы предков.
Отсюда традиция поминания предков и посещение кладбищ в седьмую – Троицкую - неделю пасхального периода. В Троицкую субботу во всех православных храмах служится чин вселенской родительской субботы, а народные русальские обряды и сказания имеют оттенок поминания и смерти.
Второе значение слова связано с колдовскими языческими обрядами, которые носили непристойный эротический характер, сопровождались купальскими игрищами, экстатическими танцами, гаданиями, мистикой и наркотическим опьянением. По этой причине они всегда запрещались церковью.
Но все-таки колдовское женское начало, мотив плодородия и природного буйства в русалиях берут верх и оказываются значительно сильнее похоронно-поминального мотива, который находит свое место в Духов день, когда в стилизованном обряде проводов русалий, которые покидают землю, обыгрывается церковный обряд отпевания и похорон.
Русалки появляются во время самого напряженного, самого энергетически заряженного периода года и связываются с духами воды и растительности. В это время года принято украшать жилища зеленью, цветами, веточками деревьев.
У меня в доме в это время всегда стоит сирень, цветущая веточка яблони или просто веточка березы. Делаю это инстинктивно, поддаваясь общему обаянию природы этого времени года.
Ритуальным деревом русального периода считается береза.
Не случайно в Троицу церкви украшаются березками, полы постилаются свежескошенной травой, иконки украшаются веточками берез, а на службу приходят с цветами и зеленью.
Однажды, рассказывают, один иезуит посетил Россию в это время и, увидев, как празднуется Троица, с удивлением сказал: «Православие – это вера, в которой христианство смешано с язычеством. Настолько смешано, что не поймёшь, где начинается одно и кончается другое». Думаю, он был прав. Не зря существует понятие «народно-церковные праздники».
Считается также, что существует связь русалок с цветущим житом. Отсюда запрет во время цветения полей и огородов ходить туда во избежание встречи с русалками, духами растений и для сохранности будущего урожая.
Но наиболее известными обрядами и запретами Русалий являются водные. Водная среда является, так же, как и лесная, местом временного или постоянного пребывания русалок. Это особенно характерно для праздника Преполовения, связанного с водой.
Существует известная народная легенда о Богородице, объясняющая название праздника. Однажды за Девой Марией погнались разбойники. А у Нее на руках был Младенец. Бежала Она, бежала и вдруг – река.
Бросилась Она в реку, но, поскольку на руках у Нее был Младенец, то Она не могла быстро плыть. И тогда Богородица взмолилась к Нему, чтобы Он помог Ей переплыть реку и дал третью руку. По молитве Она обрела третью руку быстро переплыла на тот берег.
Отсюда народное название праздника «Преплавление» от слова «переплыть». И даже, как некоторые утверждают, название иконы Божьей Матери «Троеручица».
С водой Преполовения связывается обряд освящения водой: после водосвятного молебна и освящения воды в источниках набиралась освященная вода, которая считалась целебной. При водосвятии этой водой было принято обливать друг друга. Ее пили больные, а когда заболевала скотина, над ней тоже совершали особый обряд: поливали скотину этой водой и она вставала.
Преполовение в народе почитается как женский праздник. Женщинам было принято наряжаться, ходить в лес, петь и танцевать.
В Преполовение советовали сажать лук, тогда считалось, что он не будет слишком горьким. Говорили также, что дикие птицы стерегут свои гнёзда, и поэтому их легко можно поймать в этот день. Существовало поверье, что если просушить одежду в Преполовение, то исчезнет моль.
В народе верили, что в Преполовение Русалки собирались в дорогу, а на Вознесение они приходили на землю, в Молдавии считалось, что они приходят как раз в Преполовение, поэтому запрещалось шить, прясть и ткать.
Встреча русалок в Преполовение, которые воспринимались как дорогие гости с другой планеты, сопровождалась общими танцами и особым обрядом, в котором участвовали только женщины. Бабы ходили в церковь с полынью, которую освящали. Потом они встречали дома русалий постной трапезой и вином, в которое клали эту полынь.
Приглашение русалий в дом и их встреча считалась хорошей приметой, т.к. они приносили в дом добро и плодородие. На рассвете Преполовения старшая по дому обязательно выходила на крыльцо и выливала на него кружку воды, приговаривая
"Добро пожаловать, русалии, с плодородием!"
Год записи: 1971-1972. Русская народная песня «Ой, кумушки, кумитеся» в исполнении Ольги Сергеевой была использована А.Тарковским в заключительной сцене фильма «Ностальгия».
Одна из самых старых лирических песен, связанная с летним праздником Тройцы. Троицкую неделю называют Духовской, потому что это календарное время поминовения усопших - духов предков. На Троицу также покланяются свадебному дереву - берёзе. Девушки и молодые женщины кумятся с берёзой: наряжают берёзку лентами, бусами, цветами, водят вокруг неё хороводы, обнимают и целуют священное дерево. Покумившись, т.е. породнившись в обряде, с берёзой, участницы традиционной игры кумятся потом друг с другом, целуясь сквозь берёзовый венок. Завершаются летние обрядовые игры гаданием на венках. Венки, берёзовые или цветочные, пускають по воды. По поведению венка в воде судят о своём будущем. Дунай-река - сакральная река в славянском фольклоре. Все судьбоносные события (в том числе и в свадебном обряде) совершаются на берегах Дуная. Потонувший венок - знак неисполненного желания, несчастья, разлуки и даже смерти.
Ой, кумушки, кумитеся.
Кумитеся, ай любитеся.
Кумитеся, любитеся
Любите и мене.
Вы пойдети в зялёный сад
Возьмите и мене.
Вы будети цвяты рвать
Сорвите и вы мне.
Вы будети вяночки вить
Ой звейте вы мне.
Вы пойдити к реке Дунай
Возьмите мене.
Вы будети вянки в воду пускать
Пустите и вы мне.
Ваши вянки по верьху плыли,
А мой на дно пошёл.
Ваши дружки c войны пришли,
О мой не пришёл.
Он сам ня йдёт, письма ня шлёт
Забыл про мене. http://www.perunica.ru