Рисунки Михаила Врубеля |
Алексей Петрович Иванов.
«Изумительная обрисованность, кристаллообразность его техники... Какой другой художник, совершенно отвергая помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?»
Николай Николаевич Ге.
Дворик зимой. 1903-1904 г.г.
Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская "демоническая пристальность" (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение - род слепоты к посюстороннему, третируемому как 'мелочи будничного'. В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение. Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. Вывод этот таков: "Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть - прежде всего - ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе".
Глова Демона. 1890-1891 г.г. Золотая акварель.
Голова Демона. Золотая акварель.
Русалка плыла по реке голубой. Черная акварель.
Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани...). 1890-1891 г.г.
Демон летящий. Черная акварель
Демон у стены монастыря. Черная акварель.
Подлинная стихия произведений Врубеля - молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение. Мгновения замершего действия, времени, остановленного на том пределе, когда слова не нужны и бессильны.
Тамара и Демон. Золотая акварель.
Танец Тамары. 1890-1891. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова 'Демон'.
Тамара в гробу. Черная акварель.
Журналист, читатель и писатель
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Лермонтова "Герой нашего времени".
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача.
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта.
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904 г.г.
Свидание Анны Карениной с сыном. 1887 г.
Дерево у забора. 1903-1904 г.г.
Левая рука художника. 1882-1883 г.г.
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905 г.
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905 г.
Белая азалия с листьями. 1886-1887 г.г.
Обручение Марии с Иосифом. 1881 г.
Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы)
Портрет молодого человека. 1903-1904 г.г.
В продолжении темы о Михаиле Врубеле.
До этого его произведения были здесь
Рубрики: | Жизнь замечательных людей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |