Начало темы см. рубрика "Музеи мира-1/2", Эрмитаж на марках разных стран. Части 1-11.
36
37
38
39
40
41
На марках:
36. Лоран де Ла Гир (1583-1643) - французский художник.
Меркурий передаёт Вакха нимфам на воспитание. 1638.
Вакх, бог виноградарства и виноделия, был сыном громовержца Зевса и фиванской царицы Семелы. Семела пожелала увидеть Зевса в его истинном обличье, и когда он явился ей в сверкании молний, она сгорела в их пламени, преждевременно произведя на свет сына. Зевс зашил младенца себе в бедро и через некоторое время Вакх родился вторично. Тогда Зевс велел Меркурию, посланнику богов, отнести ребенка в убежище нимф, которые вскормили и воспитали его. Именно этот момент и запечатлен художником (Овидий, Метаморфозы, III, 314-315).
37. Ангелика Кауфман (1741-1807) - немецкая художница.
Прощание Абеляра и Элоизы. Ок. 1780.
Тема композиции навеяна знаменитой "Историей моих бедствий" Абеляра (1079-1142). Изображён момент расставания великого философа с его ученицей и возлюбленной Элоизой. Такой сюжет не мог не трогать зрителя. Хотя в картине нет подлинного эмоционального переживания, это не смущало публику, видевшую предназначение искусства лишь в удовлетворении чувства прекрасного. Сцена напоминает разыгранное на театральных подмостках действие, где красиво страдающие герои сохраняют условность движений и поз. Кауфман основывается на античных канонах, но создает образы рафинированные, овеянные легкой сентиментальной грустью. В одежде персонажей есть элементы моды XVIII века, ибо буквальное следование изображаемой эпохе не признавалось обязательным.
38. Франсуа Буше (1703–1770) - французский художник.
Пастушеская сцена. 1730-е.
Картина даёт представление о пасторалях Буше, занимательных и игривых, исполненных иронии.
39. Никола Пуссен (1594-1665) - французский художник.
Сатир и вакханка. Ок. 1630.
Сатиры — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Вакханки («безумствующие») — в древнегреческой мифологии спутницы и почитательницы Диониса - бога растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.
40. Хендрик ван Бален (1575-1632), Ян Брейгель Младший (1601-1678) - нидерландские (фламандские) художники.
Аллегория добродетельной жизни. (, 1625—1626, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Картина характерна для этой эпохи. Каждая фигура имеет свое значение. Жанр аллегорий любили в эту эпоху. Мужская фигура – справедливость, взвешивает на весах деяния человека – на одной чаше весов головы волка, лисы, кабана и павлина – символы зависти, жадности, гордыни. На другой – узда, уровень, линейка – говорит о мере. Рядом с человеком – аллегория изобилия, аллегория правосудия с мечом – все имеет аллегорическое значение. Кисти Брейгеля, как установлено специалистами, принадлежит на этой картине пейзажный фон и изображение цветов, плодов, животных и птиц.
41. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - крупнейший южнонидерландский (фламандский) живописец.
Статуя Цереры. Ок. 1615.
Главным мотивом картины является античный памятник - эллинистическая статуя Цереры, богини растительности и земного плодородия. В Эрмитаже находится первый вариант картины. Она была написана Рубенсом совместно с Франсом Снейдерсом, автором гирлянды фруктов. Эта небольшая «кабинетная» картина относится к периоду так называемого «классицизма» в творчестве знаменитого фламандца, когда его произведения отличают ясная композиционная структура и необыкновенная пластичность фигур, чистые, сияющие краски. Сделав центральным образом картины конкретный исторический памятник, Рубенс ищет в нем живую модель, послужившую прообразом, немного меняет очертания и позу мраморной богини, наполняя статичную форму движением. В этом плане еще дальше он идет в изображении фигурок маленьких шаловливых путти на переднем плане картины. Оттолкнувшись от образов мальчиков в эллинистической декоративной фонтанной пластике, он показывает реальное детское тело со всеми его неповторимо-индивидуальными особенностями. Созданная Снейдерсом гирлянда сорванных плодов, украшающая нишу со статуей античной богини, становится выражением пышного цветения самой природы. Воплощение здоровой, цветущей и полнокровной жизни - главная цель искусства Рубенса - в полной мере выражена в картине.
Серия сообщений "Музеи мира-2":
Часть 1 - Рейксмузеум (Амстердам) на марках разных стран (Часть 10)
Часть 2 - Рейксмузеум (Амстердам) на марках разных стран (Часть 11)
...
Часть 26 - Музей д'Орсэ на марках разных стран (Часть 4)
Часть 27 - Дом-музей В. М. Васнецова в Москве
Часть 28 - Эрмитаж на марках разных стран. Часть 12.
Часть 29 - Эрмитаж на марках разных стран. Часть 13.
Часть 30 - Эрмитаж на марках разных стран. Часть 14.
...
Часть 33 - Эрмитаж на марках разных стран. Часть 17.
Часть 34 - Эрмитаж на марках разных стран. Часть 18.
Часть 35 - Эрмитаж на марках разных стран. Часть 19.