Как уже говорилось ранее конкуренция среди писателей-фантастов за место в издательском портфеле велика. Бал правят старики, поднявшиеся на мелководье фантастики, имевшее место быть в 90-х годах прошлого века. Втиснуться в президиум (Лукьяненко, Перумов, Дьяченко, Олди и т.п.) молодому автору весьма и весьма трудно. Конечно, если ваш талант виден редактору невооруженным взглядом или у вас нет спонсора, у котрого зеленого лавандоса немеряно и есть карманное рекламное агентство. Если вы пытаетесь пробиться в "большую литературу" теми же стандартными путями, что и другие молодые таланты, то будьте готовы к тому, что ваша утонет в самотеке, с которым издательства едва справляются. Даже если вожделенная мечта издаться в "твердом" виде сбудется - при существующей системе информирования о новинках ваш читатель сможет узнать о вас разве что случайно.
Что делать, чтобы остаться в памяти потомков и еще при жизни вкусить славу?
Лет пять-шесть назад пишущий народ всколыхнулся от осознания того, что публиковаться можно в сети, причем за несколько минут и совершенно бесплатно. На этой волне возник не один десяток сайтов, куда сбрасывали свои нетленки все, кому было не лень. Возник даже феномен получивший название "сетературы". Под этим термином скрывались гигабайты графоманских текстов, среди которых стоящие вещи просто терялись. На сегодняшний день ситуация там все также плачевна. Тысячи авторов, десятки тысяч текстов, практически полное отсутствие нормальной навигации. Конечно, некоторым удалось использовать этот метод продвижения, но их не так много.
В чем блогосфера может помочь неизвестному автору, который хочет найти своего читателя?
На первый взгляд идея литературного блога выглядит многообещающей. Число постоянных читателей у топ-блогеров достигает 3000-5000 единиц. Это сопоставимо со стартовым тиражом книги неизвестного писателя. Регаем блог, пиаримся в блогосфере и смотришь через год-два набираешь аудиторию.
Но у этого предприятия есть ряд критческих минусов.
Во-первых, аудитория имеет свои вполне конкретные характеристики. В основном это продвинутая в сетевых делах молодежь, вкусы которой тоже весьма специфичны. Вряд ли тяжеловесный роман с длинными философскими отступлениями вызовет бурный интерес у этих ребят.
Во-вторых, чтение "с экрана" занятие утомительное (сам не люблю). Возможность перекачать текст на карманный компьютер или мобильник с большим экраном выглядит как решение проблемы, но игрушки это дорогие и доступны не каждому.
В-третьих, Книга пережила уже не одну технологическую революцию. Покупая книгу человек покупает не просто информацию. Он покупает вещь, которой владеет. Никакая электронная версия не заменит тяжести бумаги и переплета, приятного на ощупь.
В-четвертых, после того как вы вдоволь начешите свое тщеславие, когда-нибудь за труды захочется получить материальное вознаграждение и тут встает большой вопрос. Сколько из ваших "постоянных читателей" захочет платить деньги за контент? И где гарантия, что через пару дней этот текст не зальют на сетевые библиотеки, где его можно будет взять совершенно бесплатно?
В-пятых, с перспективой публикации произведения в "твердом" виде вам придется распрощаться. Издатели очень не любят текстов, которые уже успели полежать в сети.
Последнее. Не всякий текст, опубликованный в вебе, ляжет на бумагу. Фрагментарность блогов противоречит линейности книги, размещенной на бумажном носителе. Звучные фрагменты, вызвавшие массу положительных комментов, войдут в структуру текста и станут его частью. Восприниматься они будут уже по-другому.
Так что не все так легко и просто.
В чем же плюсы литературного блога и как его можно использовать себе во благо?
Однозначно, что как рекламная площадка блог эффективный инструмент. Издатели, я думаю, рано или поздно созреют до осознания факта того статистика посещений - свидетельство наличия у автора аудитории будет улучшать продажи. Те, кому вы интересны узнают о том, что ваша книга вышла и купить ее можно в магазинах по следующим адресам.
Второй очень немаловажный плюс - возможность отработки текста с будущим читателем. Публикуя фрагменты и отслеживая реакцию на них можно формировать более читабельный материал. Конечно, тут требуется способность воспринимать критику и понимать, что это главный залог успеха. Плюс неплохая практика, отработки чисто технических навыков написания текста.
Неплохое поле для литературных экспериментов представляет сам хтмл и блог, как один и методов, на нем реализованный. Живой текст, который можно редактировать и менять в зависимости от того, как идет разговор с читателем, добавлять ссылки на другие тексты, как свои, так и чужие, по сути делать новые смыслы текста.
Так что быть тут стоит. Хотя бы потому что эта раскрутка делается своими руками и по сути задаром.