-Я - фотограф

Победительница конкурса "Коронация слова" М.Малина

Запорожская молодежь на презентации книги Марианны Малиной "Фиолетовые дети" ("Фіолетові діти")Слушают с интересом. Крупным планом - пресса...)Раздаем автографіФото на памятьТянемся к светуОбразовалась очередь

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Galadriel999

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.12.2008
Записей: 1264
Комментариев: 8193
Написано: 17838


Потянуло на лирику

Четверг, 09 Апреля 2009 г. 19:20 + в цитатник

После всех сотрясений задумалась о смысле жизни.(см. предыдущий пост)

А потом случайно наткнулась на досели неизвестного мне Фруга С.Г. Почитала и отвлеклась. Решила выложить несколько его стихов.

В начале кратко о поэте:

 Семен  Григорьевич Фруг родился в 1860 году на юге Украины, в еврейской
земледельческой колонии Бобровый Кут Херсонской губернии. Отец его всю жизнь
занимался земледелием.
     Свое  учение  Фруг  начал  в  еврейской  школе  -  хедере,  которая, по
признанию  самого  поэта,  оставляла  слишком  мало  простора  чувствовать и
мыслить (основным предметом изучения в хедере был талмуд).
     Без  всякой  посторонней  помощи  Фруг  принялся  за  изучение  русской
грамматики  и  Библии.  Особенно  его  увлекали сказания и легенды о древних
пророках. Сам поэт писал впоследствии, что первой возможностью чувствовать и
мыслить он обязан исключительно той всеобъемлющей поэзии, которого изобилуют
пророки Исайя, Иезекииль и др.
     В   1869  году  Фруг  поступил  в  русское  училище  и  пробыл  в  этом
заведении  около  четырех  лет.  По  выходе  из  училища  он  остался жить в
родительском доме, продолжая изучение русского и древнееврейского языков.
     С  шестнадцати  лет  Фруг  начал самостоятельную жизнь: его отправили в
Херсон,  где  он поступил писцом в канцелярию казенного раввина. В свободное
от службы время он много читал, увлекался русской поэзией, заучивал наизусть
многие стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, с восторгом перечитывал
думы   украинского  кобзаря  Шевченко.  К  этому  времени  относятся  первые
стихотворные  опыты  самого  Фруга.  Несколько  стихотворений  он отправил в
петербургские  журналы. Молодым поэтом заинтересовались в журнале "Рассвет",
который в то время редактировал известный адвокат М. С. Варшавский.

полностью  - здесь


http://az.lib.ru/f/frug_s_g/text_0020.shtml

А теперь стихи.

В УКРАЙНЕ

 

В степи привольной без дороги

Брожу один порой ночной.

Вдали днепровские пороги,

Полны неведомой тревоги,

Грохочут громкою волной.

 

Унылый явор чутко дремлет;

Курганов сумрачную цепь

Глубокий, мирный сон объемлет,

И шуму волн днепровских внемлет

Кругом темнеющая степь.

 

Но чу! над старою могилой

Мелькнула искра в мгле ночной...

В кустах пронесся шум унылый...

Певца Украйны образ милый

Проходит тихо предо мной:

 

Глубокий, скорбный взор, мерцая,

Скользит задумчиво по мне;

Струна бандуры, замирая,

Как на заре струя речная,

Дрожит и стонет в тишине.

 

Звенит струна, дрожит, рыдает,

И звонкий, острый, жгучий стих

Из волн созвучий выплывает

И знойным блеском наполняет

Холодный сумрак дум моих.

 

Звучит бандура... В мраке тонет

Курганов сумрачная цепь;

К могилам вербы ветки клонят,

И - мнится - тихо, тихо стонет

Кругом темнеющая степь...

 

Между 1884 и 1887

Певца Украйны образ милый. Имеется в виду Т. Г. Шевченко.

233. ПРОМЕТЕЮ

 

"И дал мне Господь  две  скрижали

каменные... А на них  все  слова,

которые изрек вам Господь на горе

из среды огня..."

 

Второзак<оние>, IX, 10

 

Я внимаю мучительным стонам твоим,

И с глубокой тоскою в груди

Я гляжу на громады скалы роковой,

На тяжелые цепи твои...

О, Зевес был жестокий, безжалостный бог,

Беспощадный во власти своей!..

Но умолкни на миг, жертва мести слепой,

Посмотри на меня, Прометей!

Не украл я у бога святого огня,

Не украл: он мне сам его дал,

И нести его к людям, в мир рабства и тьмы,

И беречь и хранить завещал!

Не украл я у бога святого огня

И не даром его получил:

И слезами своими, и кровью своей

Я за этот огонь заплатил.

И доныне еще я плачу за него

И слезами, и кровью своей,

И не коршун один грудь больную клюет -

Сотни коршунов, тысячи змей

В беззащитное бедное сердце впились,

Рвут кровавые раны мои...

О, что значат, в сравнении с мукой моей,

Все страданья, все муки твои?!.

 

<1885>

  Прометей  (греч
миф.) - титан-богоборец, защитник людей, научивший их пользоваться огнем.  В
наказание за это был прикован к скале,  где  каждое  утро  орел  клевал  его
печень. Скрижали - каменные плиты, на которых было выбито  десять  заповедей
пророка Моисея (см. примеч. 167).  Второзак<оние>  -  название  пятой  книги
Моисея  в  Библии,   представляющей   повторение   законов,   изложенных   в
предшествующих книгах. Главное содержание книги составляют беседы  Моисея  с
народом.

242. FATA MORGANA

 

Не там, где небеса палящим пышут зноем,

Исполнены немой, безжизненной тоски;

Где красной пеленой, объятые покоем,

Безбрежно стелются горячие пески;

Не там, где караван, томимый жаждой жгучей,

Уныло тянется по россыпи горючей,

И смуглый сын степей, угрюмый бедуин,

Пытливый, чуткий слух напрасно напрягает

И, каждый звук ловя, с тоскою озирает

Безжизненную ширь сверкающих равнин, -

Не там, но в тихий час под бледною зарею,

В прохладной, сочной мгле пестреющих долин,

Под небом севера, мне грезится порою

Воздушный сонм теней и призрачных картин...

 

Прощайте все, с кем пил я чашу круговую

За славу шумную, венки и алтари:

От грез моих былых иду я в даль немую,

Иных ищу цветов, я жду иной зари...

Иная грезится мне Слава - там, за далью

Неведомых равнин... Не пламенем и сталью,

Не силой куплена, жестокой и слепой;

В скрижалях мудреца, в созвучиях поэта

Великой вестницей добра, свободы, света

Является она пред чуткою толпой.

Венок ее сплетен не из цветов могильных,

Не над обломками возносится она,

Есть слуги у нее, но нет рабов бессильных,

Молитва есть без слез, веселье без вина...

Не шумен пир ее, но вольная дорога

Ведет к ее столу. Не спрашивают там:

Где родина твоя? В какого веришь бога?

Кому служил твой меч, курился фимиам?..

Придите все, кто жил, со злом и тьмою споря,

Кто, к истине стремя все помыслы свои,

Хоть каплю счастья влил в поток людского горя,

Хоть малое свершил для правды и любви!..

 

Между 1884 и 1887

Рубрики:  Литература
Метки:  

Процитировано 1 раз

Богомолка   обратиться по имени Пятница, 10 Апреля 2009 г. 17:26 (ссылка)
Замечательная лирика!
Ответить С цитатой В цитатник
Galadriel999   обратиться по имени Пятница, 10 Апреля 2009 г. 17:34 (ссылка)
Понравилось? :)
А автор почти неизвестный. По крайней мере я о рем раньше ничего не слышала...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку