Настроение сейчас - Пазитивное Через 700 лет после того, как человечество отбыло с Земли набессрочные космические каникулы, среди руин Манхэттена близорукийробот-мусорщик с повадками Вуди Аллена продолжает утрамбовывать остаткистарого мира в аккуратные кубики, иногда отбирая что-то симпатичное дляличного музея цивилизации (кольцо с бриллиантом отправляется в утиль,синяя коробочка от него — в сокровищницу). По вечерам, когда солнечнымбатареям становится нечем питаться, он смотрит на переделанном айподемюзикл «Хелло, Долли!» и, прежде чем переключиться в режим сна, самсебя укачивает в железной люльке. Трогательный эквилибриум рушится,когда в Центральный парк со звездолета десантируется белоснежный роботсовершенной формы, начинает повсюду красиво летать и что-то серьезносканирует. Робот называется ЕВА, маленького мусорщика он (то есть,конечно, она) сперва чуть не убивает из турбобластера, после,просканировав турбосканером, теряет к нему интерес. Герой в смятении,поскольку не знает, что все истории любви начинаются более-менее так.
Опризрачной разнице между настоящими разумом с чувствами и электроникой,имитирующей их проявления, написаны тысячи специальных книг и снятсамый умный фильм Стивена Спилберга. Притом любой честный исследовательвопроса в какой-то момент вынужден признать — вопрос не в том, способнали машина любить, а в том, не являются ли хваленые человеческие эмоциитакой же электромеханической имитацией (отчаянной нехваткой данных, этоопровергающих, кажется, и объясняется высокий процент самоубийств средиученых, занимающихся проблематикой искусственного разума). В «ВАЛЛ•И»студия Pixar, коллективный гений, много лет создающий из бездушныхпикселей одушевленные формы, с одной стороны, поднимает искусствоимитации на какую-то совсем уже дьявольскую высоту — пиксели тутгениально притворяются воздухом, солнечной пылью, бликом на линзенесуществующей кинокамеры — и вместе с тем превращает повод длясамоубийства в повод для тихого долгоиграющего счастья. Формально«ВАЛЛ•И» — это просто такая неглупая футурологическая сказка, остроумнопереводящая Хаксли и Кубрика в термины, понятные дошкольнику, иоставляющая в рукаве кое-какие мелочи для взрослых. Но в основе еепрячется самая универсальная и прекрасная модель отношений: Валли и Ева— это одновременно единица и нолик в двоичном коде и Вуди Аллен с МиаФэрроу на своем вечном Манхэттене. Уже на титрах, когда дошкольнаячасть аудитории будет весело топтать друг дружку у выхода, эти двоепридут к дереву познания добра и зла и встанут перед ним, держась заруки, и кто не хочет быть как они, пусть вешается, честное слово, нежалко. Один из первых разработчиков искусственного интеллекта МарвинМинский писал, что любовь — это программный сбой, в первую очередьприводящий к отказу аналитических систем. В свете этого, наверно,неважно, «ВАЛЛ•И» — это правда великий фильм о любви или простопиксаровские инженеры в очередной раз закоротили нам нужные точки намикросхеме. Результат, наступающий в течение первых пяти минут фильма идлящийся до самого конца, один и тот же: отказ системы, отказ системы,отказ системы.
|
|