-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Art_Dealer

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2006
Записей: 1160
Комментариев: 624
Написано: 17507


Максим Кантор ..Продавцы Вакуума.

Среда, 21 Сентября 2011 г. 19:51 + в цитатник

Продавцы Вакуума


© Максим Кантор.

Мы живем в мире, где стоимость не соответствует ценности, цена не соответствует качеству, значение — внешнему виду. Рынок искусств успешно воспроизвел эти обстоятельства внутри себя........

Публикуемый ниже текст — анализ рыночных механизмов и сущности того, что именуют современным искусством. И анализ вполне уничижительный. От чьей другой непримиримости можно было бы отмахнуться; в случае с Максимом Кантором это не пройдет. Кантор не арт-критик, он арт-практик, и более чем успешный — один из самых востребованных в мире сегодняшних российских художников. На недавнем «Сотби», где продавали русскую живопись, из десятка работ, в разы превысивших заявленную стоимость, лишь одна была датирована свежими «нулевыми» — работа Кантора; прочие картины-победители созданы в 70–80−х. Выставки Кантора проходили по всему миру, картины его есть в коллекциях 22 музеев — включая Британский и Третьяковку. Вдобавок Кантор — автор знакового романа: его двухтомный «Учебник рисования» стал одним из главных литературных событий сезона 2005/2006, сейчас книга переводится на английский, французский, румынский, польский, болгарский, португальский, итальянский (Фельтринелли, говорят, специально прилетал в Москву познакомиться)…
 

Отдел культуры 

Искусство — единственная дисциплина, в которой результат больше, чем сумма слагаемых, сформулировал один мудрец. Это значит вот что. При создании произведения искусства художник использует техническое мастерство, оригинальный замысел, опыт, знания, труд и пр. Все это необходимо для работы — но этого недостаточно. Искусство становится искусством при возникновении чего-то иррационального. В результате работы должно случиться чудо, тогда произведение оживет. Именно об этом легенда о Пигмалионе и его ожившем творении, Галатее. Именно это пытался объяснить Сезанн, когда говорил, что самое трудное в картине — «маленькое ощущение». Это «маленькое ощущение» есть не что иное, как душа. То, что присовокупляется к вложенному художником труду, есть душа произведения. Если картина не ожила, Галатея не заговорила, значит, труд художника пропал напрасно — произведения искусства не получилось. У подлинного художника все картины — живые и разные. «Блудный сын» Рембрандта наделен иной душой, нежели «Иудейская невеста» того же мастера или «Ночной дозор». Вместе произведения Рембрандта образуют семью — но никак не совокупный продукт.

Когда коллекционер приобретал «Блудного сына», он вступал в отношения именно с этой картиной. Покупатель не заказывал «типичного Рембрандта» или «двух-трех поздних Рембрандтов» — нет, он покупал именно «Блудного сына», оттого что душа произведения была созвучна его душе, заставляла ее трепетать. Любители искусства знают это чувство, когда ты захвачен произведением настолько, что дыхание перехватывает в груди. Это значит, что душа картины и душа зрителя заговорили меж собой, как души влюбленных. Отношения с картиной уникальны, как любовные чувства: любят конкретную девушку, а не типичную представительницу женского пола. Так было до возникновения рынка искусств. Натуральным обменом двигала любовь, предметом интереса являлась душа произведения, воплощенная в образе.

Диалог душ — это, конечно, недурно для небольшого круга ценителей, но что делать, когда счет пошел на миллионы голов? Демографическая проблема и демократическое общество изменили политику сбыта прекрасного: надо создавать унифицированную продукцию и продавать ее как штучный товар.
 

Мещанин — двигатель прогресса 

Рынок искусства возник недавно. Возрождение знало заказ, но рынка не было. До семнадцатого века не существовало так называемого вторичного рынка — говорить об обороте произведений искусства было невозможно. Сравнительная стоимость выявлялась при обмене и вторичной продаже — а ни то, ни другое не практиковали. Никто не пытался перепродать Сикстинскую капеллу, картины Андреа Мантеньи не были меновым эквивалентом, Карл Пятый не обменивал свой портрет кисти Тициана на пейзаж Рубенса. Большинство произведений создавали для храмов и дворцов — продать их можно было лишь со стенами вместе, но это никому не приходило в голову. Великий скульптор Донателло с горечью констатировал, что величие искусства остается в прошлом: частный заказчик никогда не сравнится величием души с храмом. Появление такого клиента означало возникновение менового рынка и, тем самым, стандартизацию вкусов. Произведение должно быть таким, чтобы его захотел и другой клиент, и чем больше желающих, тем лучше. Иначе говоря, оно должно обладать некоей общественной душой, отвечать общественному сознанию.

Показательна судьба Рембрандта, который в молодости удовлетворял вкусу голландских буржуа, а достигнув величия, перестал — стал слишком сложен для существования на вторичном рынке.

Рынок голландской живописи семнадцатого века есть прообраз рынка сегодняшнего: сотни художников обрели тысячи заказчиков потому, что поняли (отчасти и спроектировали) общественное сознание. Бюргеры захотели увидеть себя запечатленными на полотнах — подобно тому, как прежде рисовали героев и королей. Тщеславие зрителей было утешено тем, что неказистый ландшафт, пошловатый достаток, вульгарный быт увековечены на правах мифологических сюжетов. Не античные герои, да и не стремимся — а ведь как хорошо живем, уютно, достойно. Сегодня, покупая «актуально-радикально-мейнстримную» инсталляцию, обыватель тешит себя тем, что встал в ряды модных людей, обладает раскрепощенным сознанием, идет в ногу с прогрессом. Кураторы и галеристы подскажут доверчивому буржую, как сделать интерьер прогрессивным, как разместить кляксы и полоски, чтобы создать иллюзию авангардного мышления домовладельца. И голландский бюргер, и современный капиталист будут очень обижены, если им скажут, что искусство, ими облюбованное, есть апофеоз мещанства. Любопытно, что пятна, кляксы и закорючки разом сделались понятными массе покупателей, как только выяснилось, что любовь к ним есть признак прогрессивного мышления. Те, кто опознает себя в качестве форпоста прогресса, будут расстроены, если им сообщат, что прогресса в закорючках и кляксах — нет. Как, свободолюбивые закорючки — мещанство? Как это, натюрморт с ветчиной — пошлость? А как же просвещение и свобода взглядов, которые мы пестуем? Характерно, что в общей ровной массе так называемых малых голландцев великий Рембрандт оказался лишним. Масштаб, заданный его произведениями, по-прежнему оставлял маленького человека — маленьким, а это никому не приятно. Если, глядя на интерьеры и натюрморты, заурядный бюргер воображал свою жизнь произведением искусства, то, глядя на страсти Рембрандта, обыватель видел заурядность своей биографии. Рембрандт поднял рыночную живопись Голландии на уровень великого искусства — и рынок ему отомстил, художник умер в нищете.

Импрессионисты еще больше снизили планку требований: производить великое для огромной массы третьего сословия — невозможно. Для каждого адвоката, дантиста, риелтера невозможно нарисовать «Взятие крестоносцами Константинополя», и не всякому дантисту это событие интересно. Но пейзаж с ракитой нарисовать можно, спрос на ракиты немереный. Любопытно, что обращение к уютной живописи было воспринято как революционный переход к свободному самовыражению. Величественное заменили на уютное (сообразно потребностям демократического общества) — и уютное стали считать великим. Характерно, что великие «постимпрессионисты» (Сезанн, Ван Гог, Гоген), то есть те, кто пытался вернуть уютному пейзажу героическое звучание, рынком были отвергнуты. С ними случилось примерно то же, что некогда с Рембрандтом среди «малых голландцев»: они оказались слишком драматичными для клиентов, слишком проблемными для третьего сословия.

Так называемое актуальное искусство, обслуживающее современный средний класс, завершило процесс. Теперь всякий может быть художником, всякий может стать потребителем искусства, а стоимость произведения складывается из оборота общих интересов. Новый средний класс хочет ярких символов свободы так же страстно, как некогда голландский бюргер — натюрморта с ветчиной, а французский рантье — пейзажа с ракитой. Дайте нам холст с полосками и свободолюбивую инсталляцию — мы поставим это в новой квартире, и наши знакомые узнают, какие мы прогрессивные люди.

Мещанину нужно, чтобы ему говорили, что он велик и свободен, а знать, чего стоит свобода или что где-то есть рабы, ему не обязательно. 
 

Совокупная стоимость свободы 

В Средние века создание произведения искусства было занятием трудоемким и дорогостоящим, а потребление конечного продукта — делом простым.

Прогресс все изменил. Понятие «произведение» заменили «проектом». Проект — это сложносоставной продукт, это объединенные усилия галереи, рекламы, куратора, художника, и собственно труд художника занимает в нем ничтожно малую часть. Прежде различали картины, но не интересовались личностью автора, продавали конкретные произведения, а не имена. Итальянское Возрождение проявляло мало интереса к самому творцу — внимание сосредоточивалось на его творениях. В новые времена личность артиста, его социальная роль, степень модности важнее произведения; рынок спешит донести до клиента, какую марку одежды артист предпочитает, что пьет, где проводит каникулы; этим они и различаются, а произведения — довольно похожи.

Было бы затруднительно предпочесть одну картину Мондриана другой, невозможно любить один квадрат, а другой — не любить, но всем известно, чем позиция Мондриана отличается от позиции Малевича.

Сложносоставной продукт, с которым имеет дело рынок искусств, по-прежнему именуется духовным, но духовное содержание рынок переместил из произведения в область менеджмента.

Победившее третье сословие нуждалось в галереях, объясняющих клиентам, почему данную картину надо покупать. Лоренцо Великолепный в услугах галериста не нуждался, он сам понимал, что ему нужно; а вот Журдену, который хочет быть как Лоренцо Великолепный, галерея необходима. Впоследствии галеристов потеснили кураторы — пришла пора механизации производства, массового характера художественной деятельности, и потребовались контролеры, сортирующие художественные потоки. Куратор — это уже не продавец, но менеджер по маркетингу.

Характерно, что профессия галериста при этом сохранилась, просто в искусстве возник еще один посредник. Сегодняшний рынок увеличивает количество посредников при сбыте товара обратно пропорционально труду, затраченному на изготовление продукта.

Труд художника сам по себе ничего не стоит, но, проходя через соответствующие инстанции (мнение галереи, рекомендации кураторов, сертификаты музеев), он превращается в товар. Причем каждая из инстанций имеет свой материальный интерес и, соответственно, повышает товарную стоимость изделия. Так пальто, сшитое сербскими наемными рабочими, увеличивает товарную стоимость, если его скроили в Венгрии, пришили к нему английскую бирку, а продают в России. Трудовой процесс, как правило, занимает минуты: прибить палочку, сфотографироваться обнаженным, закрасить квадратик. Однако сопутствующая деятельность (организация и презентация выставок, реклама, пресса, транспорт, страховка, каталоги, фильмы и т. п.) требует огромных денег, и стоимость этого процесса входит в совокупную цену произведения.

Соответственно, прибыль по отношению к себестоимости труда увеличивается в разы: современное искусство, производящее неодушевленный товар, значительно дороже искусства прежнего, которое возилось с процессом одушевления произведения. Разумеется, прибыль от искусства целиком зависит от менеджмента. Объявив данное искусство символом свободного самовыражения, куратор вправе рассчитывать, что цивилизация (которая провозглашает свободу своей главной целью) хорошо данный символ оплатит. Профессия куратора сделалась куда более важной для искусства, нежели работа художника, — подобно тому, как деятельность генерального менеджера нефтяной компании важнее для бизнеса, чем труд рабочего, стоящего у помпы. 
 

Дешевая энергия — дорогой товар

У нефтяников есть труба, у металлургов — алюминиевый карьер, у чиновников есть так называемый административный ресурс, который можно продавать как газ и нефть. Так неужели автономная область производства — искусство — не может быть использована по тому же принципу?

Подход к искусству был таким же, как в нефтяной отрасли: брали дешевую природную энергию, монополизировали добычу, повышали спрос, загоняли по спекулятивным ценам. Этой дешевой энергией стало пресловутое «самовыражение», не обремененное ни знаниями, ни умениями, ни старанием. То, что однажды было предложено авангардом в качестве протеста против коммерциализации искусства, было цивилизацией присвоено и использовано для наживы. Удобство данной энергии в том, что она исключительно легко добывается — практически из любого персонажа, объявленного художником. Разумеется, в этих условиях возрастает роль посредника — того, кто имеет право выдавать сертификат на качество энергии.

Сначала занялись авангардом двадцатых. На вторичный рынок выбросили немереное количество продукта, производили его штабелями. Я был свидетелем того, как директору Бохумского музея прислали факс с репродукцией картины Малевича. Директор отреагировал: а где же на картине подпись? Следующий факс пришел уже с подписью.

Известная коллекция русского авангарда, собранная Харджиевым, была тайно вывезена из Москвы, легализована на Западе стараниями заинтересованных субъектов, а по пути следования увеличилась в несколько раз — трудно ли нарисовать дополнительные квадратики? Известные эксперты авангарда зарабатывали на атрибуциях подделок — это приносило стабильный доход. Самодельный авангард отмывался через музейные выставки и аукционы — и количество посредников в сделке не уступало цепочке лиц, участвующих в реализации нефтепродуктов.

Но подлинный расцвет художественного рынка связан с постоянным производством дешевой энергии — так называемого второго авангарда, символа свободы победившей демократии. Высказывание Энди Уорхола «В будущем у каждого будет пятнадцать минут славы» стало руководством к производству и сбыту. По сути, стратегия современного художественного рынка повторяет стратегию финансовую: замена золотого стандарта на бумажный эквивалент. Во имя движения вперед следует напечатать много купюр без обеспечения, все равно завтрашний прогресс заставит печатать новые.

Устаревшие институты (Министерство культуры, союзы художников) были разумно замещены «школами кураторов» — собраниями тех, кто инициировал художественный процесс. Подобно тому, как золотоискатели огораживают колышками участок добычи, кураторы обозначили участок девственной природы — будущую фабрику звезд. Отменить предыдущую историю искусств, забыть унылых пейзажистов и портретистов было тем легче, что за словосочетанием «союз художников» вставал призрак казарменного общества. Но мы-то теперь строим общество свободы и прогресса! А прогресс можно обслуживать только актуальным искусством, не так ли? Следует начать с нуля — только с неокрепшими душами, не обремененными знаниями истории искусства, можно шагнуть вперед. Так возник проект «актуального искусства», соответствующий стандартам художественного рынка развитых капиталистических стран.

Правда, не прошло и десяти лет, как новоявленные чиновники в точности воспроизвели алгоритмы советской власти: вошли в советы и комиссии, стали друзьями мэра и банкиров, обросли связями в правительстве. Теперь никого не смущает, что правительственный скульптор Церетели открывает Музей современного искусства. Какие могут быть противоречия? И то, и другое — актуальное искусство.

Поскольку демократическая цивилизация постулировала, что в искусстве есть прогресс, а прогресс достигается самовыражением, появился прямой смысл рекрутировать молодую рабочую силу — но и старых мастеров добычи забывать не следует. В конце концов, самовыражение у всех одинаковое.

Незадолго до смерти Пикассо опубликовал письмо, которое не любят цитировать, а когда упоминают, выдают за шутку гения. Написал он следующее: «Настоящими художниками были Джотто и Рембрандт, я же лишь клоун, который понял свое время». Пикассо довольно желчно описал послевоенное поколение — мальчиков, которые любят новые марки машин и спорт, зачем таким искусство? Феномен рынка искусств свелся к перманентному развлечению — и надо этому соответствовать. Тот, кто сможет кривляться, останется на плаву, «прочие не будут опознаны как художники». Письмо наделало много шума: автор — весьма известный художник (правда, отодвинутый несколько в сторону новыми американскими коллегами, в то время мода как раз сместилась в Штаты). Известный критик ответил художнику открытым письмом «Пикассо, вы смеетесь над нами!». Критик пытался доказать художнику, что искусство неуязвимо: «Позвольте, искусство бессмертно! А ваши голубки, ваши арлекины, ваши влюбленные?». Пикассо умер, спор остался незавершенным. Проживи художник чуть дольше и имей возможность наблюдать показательный альянс Эрмитажа с музеем Гуггенхайма в Лас-Вегасе, он бы нашел что ответить.

Где влюбленные? Где-где, в Лас-Вегасе. 
 

Взаимные гарантии неподлинности 

У галериста (как у всякого продавца) есть две несовместимые задачи: продвинуть товар, но не дать производителю сменить посредника. Выполнить их просто, поскольку художник создан галеристом, но и трудно, поскольку художник начинает верить в то, что он творец.

Официально галерист забирает половину стоимости продукта, на деле гораздо больше: художник оказывает покровителю массу дополнительных услуг: декорирует резиденцию, сочиняет подарки к именинам, публично демонстрирует преданность. Такие неуставные отношения есть реальность художественной жизни, хотя с искусством связаны мало. Более всего это напоминает труд солдат на генеральских дачах — кладка забора, безусловно, является армейской службой, но к ратному делу не относится. При этом галерея тщится играть роль двора Медичи или Гонзага, хотя оснований для этого мало. Галерист — посредник, именно в качестве посредника востребован, но, чтобы его деятельность была успешной, он должен представляться законодателем вкусов. Ситуация забавная: зависимый человек, ищущий покровительства банкиров и чиновников (галерист), опирается на стоящего ниже себя на социальной лестнице (художника), чтобы улучшить собственный имидж.

Галерист снабжает вывеску заведения перечнем «своих» художников — у крупных воротил этого бизнеса такой список наполовину состоит из имен известных покойников. Делают так затем, чтобы имена живых оказались в выигрышной компании. Скажем, галерея приобретает литографию Пикассо и офорт Дали — вещи, вообще говоря, тиражные. Однако это дает право в художниках галереи указывать Дали, Пикассо, Пупкина и Попкина — незаурядный набор имен. Подобные перечни схожи с известным списком Павла Ивановича Чичикова, но никто не хватает галериста за руку: все вокруг торгуют мертвыми душами. Чтобы фальшивые списки поднялись в цене, галерея пропускает собрание через музей — отмывает его так же, как рэкетир неправедно нажитые деньги в ресторане и казино. Чтобы музей принял сомнительное собрание, его директора связывают обязательствами правительственные чиновники и банкиры. Чтобы банкир или чиновник был заинтересован в современном искусстве, он должен бояться оказаться немодным и не соответствовать общему положению дел.

Ирония ситуации состоит в том, что все участники современного художественного рынка повязаны взаимным страхом и круговой порукой: невозможно одного из участников уличить во вранье, чтобы не посыпалась вся сложная система отношений и ценностей. Мои квадратики — неподлинные? Позвольте, а ваши рейтинги что, настоящие? Мои рейтинги ненастоящие? А ваши деньги, простите, какого происхождения?

Нельзя сказать, что папы и короли былых времен были честнейшими людьми, но они не были трусами, искусство заказывали от широты душевной — а не пряча краденое. История искусств сохранила для потомков имена великих пап и королей, незаурядных заказчиков великих творений; история искусств помнит отчаянных коллекционеров, собиравших вопреки общему мнению непризнанные шедевры. Однако история искусств практически не помнит владельцев галерей — чтобы быть успешным, галерист должен проявлять такие человеческие качества, которые величию не способствуют. Впрочем, современный рынок нуждается не в величии, а в адекватности. 
 

Время кураторов 

Ежегодно в мире проходят десятки ярмарок, актуальное искусство устраивает смотры достижений. Галереи, подобно домам моды, выставляют осенние и зимние коллекции — предлагается соответствовать лучшим образцам. Парадокс состоит в том, что лучшее не значит великое. Великие произведения больше никому не нужны: великое ставит под сомнение продукцию соседа, быть великим невежливо и недемократично. Комиссар биеннале авторитетно утверждает: великих художников больше нет. И не нужны они свободному обществу — но сколь же возросла роль куратора!

Вот куратор стоит под лучами юпитеров, суровый человек, проницательный и адекватный. Почему-то кураторы внешним видом своим копируют киногероев (тяга казаться героическим сохранилась, хотя героизм и отменили) — они одеваются в темное, сжимают губы в ниточку и буравят пространство взглядом. Можно подумать, они сделали в жизни нечто бескомпромиссное и героическое, но нет, не сделали и никогда не сделают. Их общественная роль — уберечь рынок от героического и великого. Сообразно убеждениям и сущности кураторам бы надо носить байковые пижамы в горошек, они же рядятся в черные бушлаты десантников.

Настало время кураторов —не творцы, а они, некогда маленькие незаметные служащие, теперь правят бал. Уж они искусству попомнят! Уж они поставят на место этих выскочек. Вообразите такую страшную сказку: ожившую Галатею заставляют окаменеть заново, из произведений искусства — картин, статуй, рисунков — специальным прибором изымают душу, то самое «маленькое ощущение», которое искал Сезанн. Отныне душой искусства (смыслом, содержанием, гордостью, страстью) распоряжается ведомство кураторов. Отныне искусство будет дополнением к концепциям кураторов, правда, у кураторов нет оригинальных концепций, кураторы хороши тем, что они стандартные люди, — такая вот у нас сложилась ситуация. Так однажды уже старались сделать комиссары при советской власти — внедряли цензуру; у них, правда, не получилось. Теперь получается лучше, потому что у рыночного демократического общества задачи обширнее — величие изымается отовсюду: из политики, из творчества, из жизни вообще. Рынку нужны адекватные функционеры.

Распространено мнение, будто рынок двигает искусство, помогает выявить лучшее произведение. На деле все обстоит прямо наоборот — рынок всегда способствовал забвению крупных художников, концентрируя внимание на салоне. Салон (то есть усредненное представление о моде и потребностях общества) побеждал всегда. Штучный товар рынку неинтересен: Боттичелли, Эль Греко, Рембрандт были забыты и умерли в нищете. Один из величайших художников человечества Козимо Тура (сегодняшний читатель не знает этого имени, зато знаком с успешным фигурантом рынка Энди Уорхолом) на склоне лет писал жалкое письмо, адресованное синьору Эрколе д’Эсте, в котором просил три (!) дуката. Не получил.

Судьбы Ван Гога, Модильяни, Филонова наглядно демонстрируют возможности рынка.

Никакой сегмент рынка не существует отдельно от рынка в целом, в том числе рынок искусства непосредственно связан с основными пунктами торговли — рынком войны, рынком власти, рынком финансов. Надо принять как факт то обстоятельство, что нездоровое общество, принимающее неравенство и нищету внутри самого себя, но вразумляющее далекие народы при помощи убийств, поощряет самовыражение своих подданных в суммах, превышающих стоимость жизни многих бедных людей. Это не такое сложное уравнение, как кажется. Человек, обученный считать прибыль, может учесть и эти обстоятельства. Декоративная функция, которую выполняет искусство, не случайна: многие вещи хорошо бы спрятать, о них хорошо бы не думать. Дикое существование искусства в современном западном обществе довольно точно воспроизводит феномен, описанный выражением «потемкинская деревня».

Мы живем в мире, где стоимость не соответствует ценности, цена не соответствует качеству, значение не соответствует внешнему виду. Рынок искусств успешно воспроизвел эти обстоятельства внутри себя.

Инсталляции Дамиена Херста стоят дороже, чем картины Петрова-Водкина или Модильяни, бессмысленный холст Джексона Поллока стоит больше, чем великий холст Рембрандта, — и это происходит ровно потому же, почему пенсии дешевле, чем обед в ресторане.

Если принять логику, по которой самое могущественное государство, являющееся гарантом свободы в мире, законодателем моды, мерилом справедливости, тратит на войну в десятки раз больше, чем на мир, — если принять эту логику за норму, то можно пережить и логику художественного рынка.

*  *  * 

Ссылки об авторе: 
§ Максим Кантор
§
о нём http://www.artinfo.ru/artbank/scripts/russian/author.asp?author_id=544 
§ некоторые работы http://www.artinfo.ru/artbank/scripts/russian/collage.idc?author_id=544 
§ "Учебник рисования", фрагменты http://www.polit.ru/fiction/2006/03/25/kantor_print.html 


 Биографические данные 
 
1957 родился в Москве
1980 окончил Московский полиграфический институт
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Новосибирская картинная галерея, Новосибирск
Пермская Государственная художественная галерея, Пермь
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Sprengel Museum, Ганновер, Германия
Национальная галерея, Берлин, Германия
Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
Частные собрания : Германия, Люксембург,Милан, Италия
Stadtlisches Kunstinstitut und Stadtlische Galerie, Франкфурт-на-Майне, Германия
Museum Bochum, Бохум, Германия
Kunsthalle Emden/Stiftung Henri Nannen, Эмден, Германия
Museum Ludwig, Кельн, Германия
Neue Galerie - Sammlung Ludwig, Аахен, Германия
Ulster Museum, Белфаст, Великобритания
Patrick and Beatrice Haggerty Museum of Art, Милуоки, США
Shedhalle, Цюрих, Швейцария
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1988 Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
Centraal Museum, Утрехт, Нидерланды
1989 Goethe-Institut, Дюссельдорф, Германия
Landesvertretung der Freien und Hansestadt Hamburg beim Bund, Бонн, Германия
1990 "Facing Apocalypse". Newport Art Museum and Art Association, Ньюпорт, Род-Айлэнд, США
"Russia: Within and Without". The Patrick and Beatriche Haggerty Museum of Art, Милуоки, Висконсин, США
Galerie Lupfert, Ганновер, Германия
1991 Stuart & Co. Gallery, Нью-Йорк, США
Galerie Asbaek, Копенгаген, Дания
Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
"Art Cologne" (Galerie Eva Poll), Кельн, Германия
1992 "Maxim Kantor - Retrospektive". Museum Bochum, Бохум, Германия
Galerie Lupfert, Ганновер, Германия
1993 "Art Frankfurt" (Galerie Lupfert). Франкфурт-на-Майне, Германия
"Salle d’Exposition de l’Hotel de Ville". Кольмар, Франция
Galerie Lupfert, Ганновер, Германия
"FIAC" (Galerie Asbaek), Париж, Франция
Galerie Eva Poll, Берлин, Германия
1994 Stiftung Henri Nannen. Kunsthalle Emden, Эмден, Германия
Galerie Asbaek, Копенгаген, Дания
Galerie im Haus Dacheroden, Эрфурт, Германия
1995 "Retrospektive". Тутесалль, Люксембург; Berliner Kunsthalle, Берлин, Германия; Pori Taidemuseo, Хельсинки, Финляндия
1995 "Максим Кантор. Живопись и офорты", в программе 5-го Фестиваля имени Рихарда Вагнера. Байройт, Германия
1996 "Максим Кантор. Живопись 1982 – 1994". Росток, Эмден, Германия; Хернинг, Дания; Лозанна, Швейцария
"Максим Кантор", в программе Фестиваля имени Рихарда Вагнера. Байройт, Германия
"Art Cologne" (Galerie Eva Poll). Кельн, Германия
1997 Royal College of Art, Лондон, Великобритания
"Криминальная хроника". XLVII Biennale di Venezia, российский павильон. Венеция, Италия (каталог)
"Максим Кантор". Ленебург, Германия
"Максим Кантор. Живопись. Офорты". ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1987 "30 лет авангарда и андеграунда в России". Москва
1987-89 "Schrecken und Hoffnung - Kunstler sehen Krieg und Frieden". Hamburger Kunsthalle; Munchener Stadtmuseum; ГТГ, Москва; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
1988 "Glasnost - die neue Freiheit der sowjetischen Maler. Ausstellung zeitgenossischer russischer Kunst". Stiftung Henri Nannen; Kunsthalle Emden; Galerie Valentien, Штутгарт, Германия
"Artisti sovietici contemporanei". Studio Marconi, Милан, Италия
"Sowjetkunst Heute - Aus der Neuen Galerie Sammlung Ludwig". Museum Ludwig, Кельн, Германия
1989-90 "Von der Revolution zur Perestroika. Sowjetische Kunst aus der Sammlung Ludwig". Kunstmuseum, Люцерн, Швейцария; Palau de la Virreina, Барселона, Испания; Musee d’Art Moderne, Сент-Этьен, Франция
"Glasnost - Sowjetische Bilder aus der Sammlung Henri Nannen". BAWAG Fondation, Вена, Австрия
1990 "Classic and Modern Sculpture". Gallery Nielsen, Бостон, Массачусетс, США
"Die Meisterwerke der Sammlung Henri Nannen und Skulpturen der Klassischen Moderne". Kunsthalle Emden, Эмден, Германия
1991 "Graphik der klassischen Moderne und der Gegenwart". Wolfgang Wittrock Kunsthandel, Дюссельдорф, Германия
1995 "Благотворительный аукцион в пользу ожогового центра детской больницы №9.
Современная русская живопись и графика". Сотбис, "АРТ МИФ". Гостиница Метрополь, Москва

 

 Автор о себе 
 
... Занятие искусством - для меня потребность совершенно органическая. Если я не рисую, это означает что я ем, еду куда-то, занимаюсь любовью или дерусь.
... Я всегда исходил из простой вещи: все что проживаем - забвенно, но есть вещи, которые я хочу сделать незабвенными.
... Важнее критерия "законченности", желание встать поперек, остановить текущее время. И обозначить ценности, не имеющие временных границ. Я начал с портретов. Я писал их как лики. В этой дрянной, пустой, сменяющейся жизни я фиксировал лица, как нечто, долженствующее остаться.
... Мои ценности сформировались в очень замкнутом мире. Я вырос в семье, где чтились понятия фамилии и традиции. Так сложилось и понимание узкого "своего" мира, и другого - "внеположенного".
... Уже много лет назад я сформулировал свой основной принцип - это принцип отдельного стояния. Именно как "отдельные" я фиксировал образы людей и вещей. Прежде всего я хотел отдельности. Я не хотел сцен, я не хотел натюрмортов, я не хотел пейзажей, я хотел отдельного пребывания.
... "Отдельности" и "Положенности" могут быть общими. "Вовлеченности" и связи конечно же существуют. Но главное "отдельность" - бесконечно одинокое и бесконечно независимое нахождение себя в мире.
... это безусловно отдельная книга - из моих картин, рисунков, офортов, статей, рассказов, пьес. В этой книге герои носят свои пальто, у них есть свои стаканы, они именно так пьют вино, они именно так любят женщин, они так ложатся в постель, таким движением снимают штаны, таким движением расстегивают рубашку, так они едят пельмени, так они обнимают друга или отца... Это есть их образ жизни. И я не представляю себе большого художника у которого нету этого конгломерата, комплекса образов.
... Искусство, как и любые другие проявления связаны для меня с таким понятием как ответственность. И в домашних, и в бытовых, и в тех минимальных социальных проявлениях, которые мне присущи, и в занятиях творчеством я руководствуюсь всегда одним единственным чувством - чувством ответственности.
... В бытовой жизни - это ответственность за ближнего. За искусство, как таковое, ответственности нет. Есть моя ответственность перед миром, понятая весьма широко и весьма узко одновременно. Она проявляется во всем, от бытовых мелочей до занятий живописью и литературой. Так я понимаю свободу.

Фрагменты интервью с Г.Никичем
 

 Критика 
 
Дух отрицанья, насмешки и непокорности - вот что, как нам привычно думать, характеризует искусство XX века. Оно демистифицирует и разоблачает без устали. Жан-Франсуа Лиотар объявил, что эта демистификация не имеет берегов и никогда не кончается. Превосходная перспектива - западное искусство упивается этой свободой демонтажа ценностей и истин, как своего рода наркотиком. И Восточная Европа привыкает к нему после тяжелого сна под неподвижной, как надгробная плита, официально-коммунистической идеологией.
Уроженец Москвы Максим Кантор - скорее единомышленник Сартра и Пикассо, нежели Лиотара и постмодернистов. Он кажется жестоким по отношению к предметам, фигурам и пространству. Он их выкручивает, сдавливает, чуть ли не ломает. Трещат кожа и кости в его портретах. Вряд ли способен встать его "Встающий", словно полураздавленный какой-то чудовищной силой. Люди тянутся и жмутся друг к другу, ищут опоры друг в друге перед лицом провалов и пустот бытия, посреди шатающихся стен, замусоренных пустырей, коридоров трущобного вида ("На пустыре", "Коридор", "Отец и сын"). Они на что-то надеются, хотя нам пока не ясно, на что именно. Превосходный графический лист "Одинокая толпа" скорее подтверждает то, что эти несчастные не в состоянии избавиться от своего одиночества, от своей ущербности и замученности, сколько бы они ни цеплялись друг за друга.
Что-же, еще один циник из Восточной Европы, как будто их на Западе мало? Не издевается ли он над жертвами эпохи, и не пора ли нам протестовать, как протестовали верующие против кощунственной "Богоматери" Макса Эрнста, а гуманисты - против "Ночного портье" Лилианы Кавани?
У Максима Кантора речь всегда идет о жертвах и поражениях. Большой - более двух метров высоты - крашеный рельеф "Супружеская пара" - это словно две окровавленные деформированные оболочки людей, оставшиеся после обработки какой-то страшной машиной, позаимствованной у Франца Кафки. "Масштабы человека измеряются объемом его потерь" - пишет художник в своем эссе "Фрагменты существования". Такова вообще частая мысль его литературно-философских текстов. Он - человек слова в той же мере, что и человек глаза, то есть философ и художник одновременно.
Адрес его философии легко узнаваем. Значение человека (его "масштаб") определяется теми руинами и останками, которые отмечают собой бытие каждого из нас. Существование опустошает; но это опустошение и есть главное богатство. Карл Ясперс писал полвека назад, что итог всякой жизни - неизбежное поражение, das Scheitern. Как с этим быть? Современная массовая культура и элитарный постмодерн советуют: насмехаться и демистифицировать. Создавать "веселые апокалипсисы" (как написал один критик) и "развлекаться досмерти" (как сказано у другого). Но это не устраивает Максима Кантора ни в коей мере.
Он вовсе не всегда бывает трагически серьезен. Он - автор целой серии натюрмортов, в которых он, по его собственному утверждению, опровергает мысль о несомненности и стабильной материальности предмета - мысль, которая свойственна классическому натюрморту (например, голландскому). Что такое предмет, объект? Сгущение ли это материи - либо наоборот, дыра и прореха в существовании, сквозь которую проглядывает пустота, Ничто? Обе возможности насмешливо предложены нашему взору. Речь опять идет о потере, об утрате, о поражении - но это оказывается и занятным, и эстетически изысканным. Художник умеет играть понятиями и быть остроумным.
Что его никак не устраивает, так это балаган на краю пропасти, фарс ошибок и бед, то есть то самое, что больше всего интересует современное искусство. Монументальная "Картотека" Максима Кантора напоминает мне о тех "архивах ушедших жизней", которые делает французский художник Кристиан Болтански. Перед неотвратимо наступающей пустотой, во всеоружии своих потерь и поражений человек - почти уже превращенный в руину, в тень - излучает какое-то необъяснимое сознание своей духовности. В этом художник из России согласен с Рембрандтом, создателем удивительных портретов стариков и старух, и с Паскалем, который говорил о "мыслящем тростнике"...

А.Якимович. "Максим Кантор,
 

 Библиография 
 
Р.Менцель "Выставка "Восьми" с Кузнецкого моста", журнал "Bidlende Kunst", N1, 1987;
О.Полянская "Максим Кантор", журнал "Огонек", N11, 1989;
А.Якимович. Дебюты. Молодые художники восьмидесятых. Москва, 1990;
Каталог выставки "Максим Кантор. Лицом к Апокалипсису", Нью-Порт, США, 1990;
Каталог выставки "Максим Кантор", Ганновер, 1990;
Каталог выставки "Максим Кантор", Копенгаген, 1991;
Каталог выставки "Максим Кантор", Берлин, 1991;
Каталог выставки "Максим Кантор. Ретроспектива", Бохум, 1992;
В.Мейланд "Время свободного выбора", журнал "Литературная учеба", N5, 1987.

Рубрики:  Статьи о искусстве,художники.


Процитировано 2 раз

Art_Dealer   обратиться по имени Воскресенье, 06 Апреля 2008 г. 22:46 (ссылка)
Произведение станковой живописи - картина в широком смысле этого слова - это комплекс материалов, технологических операций и творческой инициативы живописца, выступающего в роли носителя определенной идеи, которую он материализует. Поэтому в основе любой экспертизы как искусствоведческой, так и технологической лежат ответы на вопросы: что? когда? где? кто? и как?
Однако еще и сегодня большинство художественных экспертов, оставаясь в рамках традиционной музейной атрибуции, основывает свое заключение о подлинности, времени или месте создания произведения живописи, его авторе лишь на оценке художественной стороны произведения. Используя при этом методологию сравнительного стилистического анализа, личный опыт и интуицию, эти эксперты, отвечая на вопросы - когда? где? или кто? - игнорируют вопрос как "сделано" произведение.
Но при делении на что и как, на образ и материал, на творческий результат, сумму средств и приемов, с помощью которых этот результат достигнут, область технологии, то есть активной составляющей творческого процесса создания картины, остается вне поля зрения эксперта.
Располагает ли сегодняшняя наука средствами, позволяющими научно обосновывать суждение о подлинности произведений, достоверность атрибуций?
Знатоки
Примерно столетие назад среди ценителей искусства возник неизвестный ранее тип профессионала, так называемого знатока. Переезжая из страны в страну, из музея в музей, знаток делал своей специальностью атрибуцию художественных произведений. Зрительная память и выработанная интуиция позволяли знатоку делать не всегда безошибочный, но обычно довольно точный вывод о подлинности и авторстве того или иного произведения.
В заключении знатока все решает только его авторитет. Знатоку верят независимо от того, прав он или нет. Его имя определяет цену картины, является гарантией для покупателя. При этом знаток вовсе не обязан аргументировать свое заключение.

Между тем множество историй о фальсификации в области искусства говорит о том, что эксперты, ограничивающиеся исключительно особенностями стиля и внешними признаками картины, интуицией оказываются несостоятельными по отношению к мастерски исполненным имитациям.
Одной из самых громких сенсаций послевоенного времени стала атрибуция картины "Ученики в Эммаусе". Доктор Бредиус, общепризнанный авторитет, знаток голландской живописи, назвал это полотно первоклассным произведением Вермера Делфтского. А десять лет спустя разыгрался один из самых грандиозных скандалов за всю историю искусства. Технологическая экспертиза установила, что эта картина, как и 14 других произведений якобы классической голландской живописи - Терборха, Халса, Вермера, "открытых" и проданных между 1937 годом и концом Второй мировой войны, - подделка голландского художника Яна ван Мегерена, положившего в карман благодаря "безупречной" экспертизе знатаков фантастическую по тем временам прибыль почти в 2 300 000 долларов.
Напомним, что еще в конце 20-х годов XX века многие музейные специалисты пришли к убеждению, что интуитивный метод далеко не самый надежный способ застраховать музеи и художественный рынок от неподлинных картин. Уже тогда субъективные оценки, даваемые знатоками, вызывали все больший протест и недоверие директоров крупнейших европейских музеев. При этом речь далеко не всегда шла о преднамеренных фальсификациях. Например, один из портретов Екатерины II Александр Бенуа приписывал в начале века Рокотову, а десять лет спустя опроверг свое мнение: "Я сам, - писал он в 1916 году, - долгие годы верил этой атрибуции, однако теперь никаких сомнений для меня нет, что перед нами картина Левицкого". Бернард Бернсон, о котором говорили не только как об одном из лучших, но и как о наиболее удачливом эксперте, признавался, что изучал в Лувре картины Леонардо да Винчи в течение сорока лет и в течение пятнадцати лет несколько раз менял о них свое мнение. "Считали, что он не ошибается, - сказано о нем в "Кnaurs Lexikon", - но, конечно, это неправда. Ошибаются все".
В 1930 году на страницах немецкого журнала "Die Kunstauktion" развернулась дискуссия о целях, задачах и возможностях художественной экспертизы, в которой приняли участие директора музеев, искусствоведы, эксперты, торговцы картинами. И хотя некоторые ее участники считали экспертизу неизбежным злом, которое нечем заменить, а верные своей концепции знатока отдельные эксперты отрицали возможность любого контроля над методом их работы, преобладающим было мнение, что поскольку экспертизу принято считать научным исследованием, она не может дать больше, чем существующий уровень науки, но она не должна и опускаться ниже этого уровня. И единственную возможность повышения достоверности экспертизы авторы этой точки зрения видели в применении естественно-научных методов исследования произведений живописи.
Однако и по прошествии десятилетий технологическое исследование, постепенно занявшее подобающее ему место в исследовательской деятельности крупнейших художественных музеев и научных центров, оставалось практически невостребованным в экспертной работе.
Технологическая экспертиза
Надо признать, что технологические особенности станковой живописи еще недавно были очевидны только в самом общем виде. Но благодаря проводившимся в последние полвека технологическим исследованиям самих произведений стало ясно, что в использовании материалов и технологических приемов построения картины существуют определенные закономерности, специфические признаки, характерные для произведений определенных эпох, национальных и местных школ, отдельных мастеров. Сегодня можно говорить о типичных признаках, присущих каждому структурному элементу картины, - основе, грунту, рисунку, красочному слою - и о существовании канонических форм ведения самого живописного процесса, характерных для определенных художественных школ и эпох, то есть о признаках, определяющих, возможно, в более узких временных и региональных рамках технологическую специфику произведения в целом.
Практика показывает, что знание этих закономерностей делает экспертизу достаточно объективной, а последующую атрибуцию более достоверной. Это тем более важно, что область интуитивного в вопросах определения различных явлений интеллектуальной деятельности человека все более отступает перед требованием обоснованных доказательств и оценок. И совершенно очевидно, что отсутствие необходимых технологических признаков в картине, приписываемой тому или иному времени, школе или мастеру, позволяет говорить о несовместимости произведения с его существующей или делаемой атрибуцией.
Таким образом, научно обоснованный ответ на вопрос как сделано произведение, позволяет на качественно ином уровне сказать когда, где, а в ряде случаев и кто его создал.

Какова же надежность выводов технологической экспертизы?
Результаты технологического исследования абсолютно объективны, когда определяют материал картины, например, состав пигментов или связующего красочного слоя или грунта. Но свидетельствует ли их химический состав о времени создания или подлинности самого произведения? И оказывается, что конечный результат экспертизы полностью зависит только от компетентности эксперта: от его способности правильно интерпретировать полученные данные.
Следовательно, как и в любой экспертизе, в конечном счете все решает профессионализм эксперта. Разница лишь в том, что профессионализм в данном случае основывается не на субъективных ощущениях и интуиции, а базируется на логическом осмыслении соответствия получаемых в ходе исследования экспертируемого произведения точных лабораторных данных с объективными данными, полученными в тождественных условиях при исследовании подлинных картин того же мастера, времени или школы.
Лабораторный анализ каждого структурного элемента картины благодаря собранной в настоящее время технической информации позволяет высказать с разной степенью обоснованности суждение о происхождении экспертируемого произведения.
Уже основа картины - ее материал, структура (вид древесины, волокно ткани, состав металла), конструктивные особенности, возможная разновременность ее частей, изменение первоначального формата и проч. - позволяет предположительно отнести произведение к тому или иному времени или месту создания.
Грунт картины - его структура, состав и цвет объективно свидетельствуют о времени и месте создания произведения, позволяют отнести его к тому или иному региону, художественной школе или, напротив, говорят о его несовместимости с произведением того или иного мастера или школы. Исследование грунта благодаря присущим его компонентам датирующим признакам - один из основных и непременных моментов технологической экспертизы, во многих случаях оказывающихся решающими в ее выводах.
Авторский рисунок, в случае его выявления, показывая ход работы над картиной, дает возможность судить об авторском исполнении или копийном происхождении произведения. Сопоставление выявленного рисунка с рисунком подлинных произведений мастера, с его графическими работами расширяет возможности установления автора картины.
Красочный слой - его состав и структура - наиболее полно отражает специфику выбора материалов и технических приемов, присущих определенным эпохам, школам и отдельным мастерам. После того как были установлены определенные закономерности в использовании пигментов, связующих и готовых красок, обладающих, как и грунт, датирующими признаками, появилась возможность на основе их идентификации в совокупности с выявленными особенностями остальных структурных элементов картины, говорить не только когда и где было создано исследуемое произведение, но и высказать предположение о его авторе или отрицать принадлежность ему изучаемого произведения.
На сегодняшний день достаточно хорошо известны динамика и временные рамки использования целого ряда пигментов классической живописи; стали известны неизвестные ранее, но применявшиеся в прошлом пигменты; известны точные даты открытия и промышленного производства пигментов нового времени; известна группа пигментов, открытых и получивших распространение в начале и середине XX века. Наконец, собрана обширная информация о характерном наборе пигментов, использовавшихся в разное время в различных национальных школах и отдельными наиболее выдающимися мастерами живописи.
Связующее вещество красок и грунта, как и пигменты, также не оставалось неизменным. Начиная со второй трети XX века, в масляную краску начинают добавлять не используемые ранее смолы и парафин, а известные ранее смолы используют в новом качестве или в новых пропорциях. Но и в том случае, когда красочный слой не содержит смол, а состоит только из масла, изучение его физико-химических параметров (состояние масляной матрицы, направление полимеризации и проч.) позволяет судить о действительном возрасте произведения, о том, как проходил процесс его старения - был он естественным или искусственным. Важной вехой в эволюции техники живописи стало использование синтетических связующих материалов. В 1930-х годах были изобретены алкидные, акриловые и виниловые полимерные материалы и известны точные данные производства на их основе художественных красок за рубежом. После того как с конца 50-х - начала 60-х годов ХХ века синтетические материалы начали применять для производства отечественных художественных красок, они прочно вошли в живописную практику. Определенные временные рамки использования имеют и различные виды клеевой живописи - гуаши и акварели, темперного связующего (в том числе и так называемой синтетической темперы, часто используемой для фальсификации графических работ русского авангарда).
Обладая всей этой информацией, благодаря разработанной методике исследования и накопленному опыту, в ходе технологической экспертизы становится возможным значительно сузить рамки исполнения неизвестных или спорных картин.
Технологическое исследование произведений живописи проводится в двух направлениях.
Задачи, связанные с изучением метода работы художника, с почерком мастера, изменениями, вносимыми в произведение в ходе его создания, в процессе последующего существования или возможной реставрации, решаются с помощью комплекса методов исследования, неразрушающих произведения и основанных на использовании видимой, ультрафиолетовой, инфракрасной и рентгеновской областей электромагнитного спектра.
Задачи, связанные с определением времени и места создания произведения, его подлинности, требующие исследования внутренней структуры и материалов основы, грунта, рисунка, красочного слоя (состава пигментов и связующего), решаются лабораторным путем на взятых с произведения микропробах с помощью комплекса методов микрохимического анализа и физико-химических инструментальных методов исследования.
Технологическое исследование отдельных произведений живописи или группы произведений одной школы, одного времени или мастера проводится, как правило, с целью максимально подробного изучения особенности метода работы того или иного живописца. Это требует привлечения всего комплекса используемых на практике неразрушающих и лабораторных методов анализа. Конечная цель такого исследования - накопление статистических данных о возможно большем числе произведений и создание банка данных для последующего определения места в истории искусства неизвестных и спорных произведений.

Технологическую экспертизу следует рассматривать как частный случай технологического исследования. Как показывает многолетняя практика, задача, ставящаяся перед специалистами в области технологической экспертизы, в подавляющем большинстве случаев ограничивается желанием подтвердить существующую или предполагаемую атрибуцию картины или провести контрэкспертизу (повторную экспертизу), что в конечном счете сводится к определению подлинности предложенного для экспертизы произведения. Это, в свою очередь, предполагает некоторую специфику методологического подхода к ее проведению.
Технологическая экспертиза в нашей практике базируется на следующих основополагающих методологических принципах.

Принимая во внимание информацию, получаемую в ходе использования комплекса современных аналитических методов, базовыми данными, на которых строится конечный вывод экспертизы, признаются только полученные в результате лабораторных химических и физико-химических методов элементного и структурного анализа материалов грунта и красочного слоя (наполнителя, пигментов, связующего), обладающих датирующими признаками. Основной тезис этого процесса - проведение необходимых исследований, достаточных для выводов экспертизы.
Наконец, но не в последнюю очередь, - это владение исчерпывающим на сегодняшний день знанием в области истории технологии живописи во всех ее технологических, региональных и временных вариантах, полученных на основе собственного многолетнего исследования произведений живописи, изучения исторических источников и опубликованных данных. Только сопоставление результатов, полученных в ходе лабораторного исследования, с этой информацией позволяет сделать правильное заключение о тождественности экспертируемого произведения с картинами предполагаемого автора, временем или местом их создания.
При всем этом эксперты лаборатории, проводящей технологическую экспертизу, не дают заключения атрибуционного характера. Заключение экспертов только свидетельствует, что полученные объективные технологические данные, присущие экспертируемому произведению, либо не противоречат современному представлению о технологической специфике произведения данного мастера, времени или места его создания, либо, напротив, несовместимы с ними.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 23 Ноября 2009 г. 01:35 (ссылка)
Большое спасибо за статью!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку