Наталия Павловна Палей, в первом браке - Лелонг, во втором - Уилсон. Дочь Великого князя Павла Александровича Романова и Ольги Валериановны Пистолькорс, получившей в морганатическом браке фамилию и титул княгини Палей. (1905 - декабрь 1982 г). Актриса немого кино, одна из первых известных фото и топ - моделей парижского мира моды. Жена знаменитого модельера Люсьена Лелонга. Славилась красотой и изяществом. Ее салон был самым блестящим в Париже среди русской эмиграции в 30 -40 -е годы. Умерла в Америке, в возрасте семидесяти семи лет, в полном одиночестве, приняв снотворное. В честь Натали Палей Лелонг создал духи "Le N".
Сколько себя помнила, маленькая Наташа всегда ходила по дому на цыпочках. Да лучше сказать, не ходила, а летала. Иначе нельзя было двигаться в комнатах, наполненных красивой резной мебелью с тяжелым атласом подушек и тисненным узором инкрустации, и всякими музейными редкостями: безделушками из слоновой кости, которые почему -то нельзя было трогать руками, хрупкими китайскими вазами, сервизами, которые странно назывались то севрскими, то мейсеннскими. "Фамилия у них такая, что ли"? - часто удивленно думала Наташа. Иногда, тайком, едва дыша от восторга, она брала в руки какую - нибудь чашечку и осторожно заглядывала внутрь, словно ожидала и там отыскать какую - нибудь редкость.Но чашечка была, конечно, пустой, только переливалась в лучах солнца хрупкими прожилками синевы.
С мужем Люсьеном Лелонгом
Такие же прожилки были видны на руках мама, когда она, шурша платьем и наполняя комнату ароматом духом, влетала в детскую ненадолго, чтобы поцеловать их всех троих - Наташу, Ирину, и Володеньку перед сном и вернуться к гостям или поехать в оперу, где давали " Аиду". Однажды Наташа, осмелев, полушопотом спросила у мама, кто такая Аида. Жена подземного древнегреческого царя , про которого написано в книге, или еще кто -то?
Мама, нахмурив слегка красивые брови, объяснила девочке, что Аида это дочь египетского фараона, про нее написали оперу. А кто такой - фараон? - не унималась Наташа. Мама, вздохнув, и чуть чуть повысив голос, объяснила девочке, что это египетский царь, вроде нашего российского Императора Николая Александровича. Наташа, кивая, и целуя на ходу руку, в браслетах и перстнях, ловко подтыкавшую сползшее от брыкания ногами одеяло, намеревалась полусонно задать еще какой то вопрос, но мать уже сердито шептала "Немедленно спать, завтра у тебя много дел, а я - опаздываю!"- крестила ее и выходила из детской. За дверью сквозь сон, Наташа еще могла расслышать, как красивым музыкальным голосом мама что то сердито выговаривала гувернантке. До девочки долетали отдельные слова: " слишком много игры и беготни, режим, плохой сон": Гувернантка испуганно и виновато оправдывалась, должно быть, приседая на каждом слове, как она делала всегда, разговаривая с мама или папа. Из всего сказанного Наташа могла разобрать лишь :"очень подвижный ребенок "и мадам княгиня волнуется напрасно"
И то лишь потому, что эти слова мадемуазель повторяла часто. Дальше все тонуло в счастливом и глубоком детском сне. Сны, в которых Наташа ловила прямо руками разноцветных, ярких бабочек, ослепляющих красотой крыльев больше, чем солнечный свет....
Казалось, детство, залитое слепящим солнечным светом, будет длиться вечно, а за ним наступит юность ничем не омраченная и свежая, как бутон искупавшейся в росе бордово - красной розы с волшебным названием "Королева Парижа", - этот сорт цветов Наташа любила больше всех. Розы росли в оранжереях усадеб Палей всегда. На Лазурном побережье Франции и в туманных аллеях Каменного острова. (С 1914 года Палей - Романовы уже жили в России, и Великий князь Павел Александрович, прощенный племянником государем Николаем II, вскоре командовал одним из подразделений русской армии .) Но не суждено было сбыться этим простым и легким, как детский сон, мечтам. Помешал вихрь 1917 года.
Всё казалось страшным ужасным сном. В него,этот сон с трудом верилось, но он продолжался и продолжался и обретал все более резкие грани действительности. Сначалпа арестовали брата, потом отца.. Это было в марте 1917 года. Ни того, ни другого Наташа больше не видела.
Владимиру Палею, как "незаконнорожденному", потому " не Романову" комиссары предлагали отказаться от отца и таким образом - сохранить жизнь.
Талантливый поэт и романтик, чья книжечка стихов только недавно была издана в Петербурге- он с достоинством отказался, сказав тихо, что "Романовы чести рода не предают!"
В ночь с 4 на 5 июля 1918 года князь Владимир Палей был заживо сброшен в шахту Алапаевска вместе с тетушкой - княгиней Елизаветой Федоровной и своми двоюродными братьями: Иоанном и Константином.
Отца Наташи расстреляли в Петропавловской крепости. Он был настолько болен, что к месту казни его несли на носилках.
Ольга Валериановна - изнеженная, капризная, избалованная роскошной жизнью женщина, по мановению мизинца которой оплачивались огромные счета в Щвейцарском и Французском национальном банке и таяли твердокаменнные сердца мужчин, бесстрашно добивалась приема у видных членовЧК, но жуткий конец мужа и сына подсказал ей, что та же участь ждет и ее с дочерьми подростками. Через Финляндию и Щвецию, княгиня с дочерьми, рискуя жизнью, пряча немногие оставшиеся после обыска драгоценности в подкладку пальто, перебралась во Францию. Предусмотрительно оставленная великим князем Павлом во Франции часть состояния обеспечила его вдове и дочерям вполне комфортную жизнь. Княгиня Ольга Валериановна, пользуясь широкими знакомствами с модными домами Франции, где была щедрой, а потому - балованной клиенткой- устраивала благотворительные вечера и базары в пользу беженцев из "красной" России.
Nathalie Paley with Charles Boyer 1933
Возможно, ее юная дочь, Натали именно здесь впервые и почувствовала какое - то смутное влечение к подиуму, к шороху и шелесту дорогих тканий.. Да сногсшибательные наряды и драгоценности мама, образовывали порядочную брешь в семейном бюджете. Наступала "позолоченная бедность" Нехотя, тихо, но наступала. Нужно было искать работу. И Натали решилась сказать обожаемой и капризной мама о своем желании работать моделью, манекеном, как говорили тогда. Мама, разрыдалась, закатила истерику, заламывала руки,терзая в них крошечные комочки тончайшего батиста, что то шептала о бедном папа и Вольдемаре, о Государе Императоре, но устав плакать, уснула на диване, а проснувшись к вечеру, томно вертя в руках граненный флакончик с нюхательными солями, и жалуясь на мигрень и разбитую жизнь, согласилась на карьеру Натали в качестве "манекена."
Вот как пишет в своей книге "Красота в изгнании" о дальнейшей судьбе княжны Палей русский писатель эмигрант Александр Васильев:" Стройная, изящная, с прекрасной и выразительно - мягкой пластикой движений, она с протекции матери и сводного брата Дмитрия Романова, некоторое время работала в Доме моды Феликса Юсупова.
Круг знакомств, семейные связи - все это неизбежно подталкивало ее к миру законодателей. Моды, к самым его верхам. Она познакомилась с Коко Шанель и та, очаровавшись девушкой, и мгновенно оценив ее поразительную красоту, рекомендовала ее в качестве манекенщицы в одну из престижных модельных фирм Люсьена Лелонга. Месье Лелонг, обвороженный Натали моментально, стремительно развелся со своей женой и спустя несколько месяцев женился на "настоящей Романовой". Венчание состоялось в августе 1927 года.
Брак продолжался десять лет, в высших кругах русской эмиграции считался бесстыдным мезальянсом (быть женой какого то портняжки!- вот конфуз для княжны, да еще с Романовской кровью!), но сделал Натали королевой, идолом всего модного Парижа. Ее лицо украшало обложки модного "Вог" из месяца в месяц, самые оригинальные модели кутюрье Лелонга принадлежали только ей! И это было достойным обрамлением красоты - изысканной, чуть холодноватой, знающей себе цену. "Ее внешность таит в себе такую же загадку, как и лицо Греты Гарбо" - писал Васильев в своей книге о ней и о других русских женщинах, ставших некоронованными королевами Парижа, властительницами дум и сердец творческой элиты того времени.
Irene, Princess Paley and Nathalie
Видимо, Натали не находила душевной близости с преуспевающим мужем.
Она предпочитала находиться "в обществе друзей - мужчин одаренных и ярких, видевших в ней олицетворение красоты, которой они поклонялись, но не стремившихся к интимной близости.. С Жаном Кокто и Сержем Лифарем у Натали были романы, хотя и но больше платонические, чем страстные. Ясно что слишком большое проявление мужественности отталкивало Натали, она видела в таком поведении угрозу своей хрупкой красоте и предпочитала теплое обожание, связанное с поэзией чувств"(А. Васильев.)
Ирина и Наташа