-ћетки

17 век 18 век 19 век back to ussr bella mafia coles phillips pin-up ƒавай закурим александр бенуа алла назимова альфонс муха анри матисс арт-деко бал барахолка бренды веер венеци€ вертинский вкусно и просто врубель все могут короли всемирна€ выставка генри хатт гимназистки рум€ные гоголь готишный гламур грета гарбо дамский клуб детский мир д€гилев е2-е4 женские судьбы жизнь собачь€ зигфельд зинаида юсупова зинаиды ида рубинштейн изабель аджани искусство истори€ камеи корсет красный крест кросавчег ксавьер саже лев бакст легенды кино лил€ брик лучшие друзь€ девушек лытдыбр л€льки марлен дитрих маска мода модерн моника белуччи мужской клуб музыка мулен-руж оскар уайльд открытки парфюмери€ перенос из дайри ру пиво поздравлени€ прически про это пух и перь€ пьеро рафаэль кирхнер ренессанс ретро-журналы ретро-плакаты романовы самурайские дамы сара бернар свадьба союз рыжих страсти-мордасти тамара карсавина тройка-семерка-туз тулуз-лотрек туфли тюдоры кинематографа фиалки монмартра фижмы и банты искусства фижмы и банты кинематографа физкультура и спорт царица египта цирк зажигает огни чай по-русски чарли чаплин черно-белый гламур шали шик блеск красота шл€пки эпатаж эти прекрасные дамы эх-прокачу

 -–убрики

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Arin_Levindor

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.01.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 8870

ћодернизаци€ японии. остюм эпохи ћЁ…ƒ«»

ѕ€тница, 11 јпрел€ 2008 г. 01:25 + в цитатник
Ёпоха ћэйдзи (1868Ц1912) стала одним из самых значимых периодов в истории —траны восход€щего солнца. ѕосле двух столетий политики изол€ции €понцы были вынуждены приспосабливатьс€ к новым услови€м жизни в открытом дл€ мира обществе. —трана пыталась влитьс€ в мировое сообщество, перенима€ культурные и технические новшества ≈вропы. ¬естернизаци€ постепенно охватила все сферы жизни народа. ¬ начальный период в основном осуществл€лось копирование внешних атрибутов западной культуры, поэтому костюм как повседневна€ часть быта не мог не испытывать вли€ние этих тенденций.  онтакты с иностранцами, которые начались еще в XVI в., хоть и вносили изменени€ в культуру костюма, однако именно в эпоху ћэйдзи €понцы осознали национальную самобытность своей одежды, в результате чего по€вилс€ сам термин вафуку Ц Ђ€понска€ одеждаї.   концу XIX в. в общих чертах сформировалс€ ансамбль кимоно, который известен всему миру как €понский традиционный костюм.
—реди мужчин европейский костюм дл€ повседневной службы приобрел попул€рность благодар€ практичности. ќдной из причин распространени€ западного плать€ среди женщин стало то, что его было гораздо проще надевать, чем традиционную многослойную одежду, но больше ими руководило стремление выгл€деть модно. ≈вропейска€ одежда повли€ла на способы использовани€ традиционных форм костюма. ѕара Ђкимоно+юбка-хакамаї соотносилась с европейской парой Ђблуза+юбкаї и широко распространилась среди студенток и работающих женщин. Ќакидка-хаори, котора€ в прежние времена была частью гардероба знатных людей, теперь стала повседневной одеждой всех сословий и выполн€ла те же функции, что и европейский пиджак или плащ. ќднако в результате этих изменений и вместе с тем, как европейский костюм распростран€лс€ среди €понцев, кимоно отходило на второй план.
 (400x599, 133Kb) (337x500, 109Kb)

¬есь период ћэйдзи можно условно разделить на три этапа трансформации €понского костюма. ¬ первые дес€тилети€ ћэйдзи (1868-1883) правительством была объ€влена политика Ђцивилизованности и просвещени€ї (буммэй кайка). ¬ этот период все атрибуты западной цивилизации, в том числе и одежда, стали символом приобщенности к передовой цивилизации и образованности. ѕредметы €понского и западного гардероба смешивались, рожда€ порой причудливые сочетани€.
¬рем€ с 1883 г. до начала 90-х гг. было затишьем перед второй волной вестернизации €понского общества.  имоно в числе других пережитков Ђстаройї культуры отбросили за ненадобностью. »сторики часто называют этот период –окумэйкан по названию дворца дл€ императорских приемов, который был построен в 1883 г. »мператрица —Єкэн призвала всех женщин перейти на более современный ансамбль одежды Ц блузку и юбку Ц вместо кимоно и юбки-хакама.
ќднако после более тщательного знакомства €понских политиков и просветителей с американской и европейской культурой с начала 90-х гг. XIX в. в обществе по€вились тенденции к возвращению и сохранению некоторых €понских традиций как основных элементов самоидентификации и гордости.


 (337x500, 101Kb) (349x500, 127Kb)

ћужчины, особенно представители высших сословий, первыми испытали результаты политики вестернизации. ¬ 1870 г. японию посетил герцог Ёдинбургский, которого императорский двор встретил одетым во фраки и накрахмаленные сорочки. ѕо указу императора ћэйдзи с 1872 г. все чиновники должны были носить европейский костюм. »мператор мотивировал отказ от старого плать€ тем, что придворный костюм эпохи Ёдо был не исконно €понским, а заимствованным из ѕоднебесной.  итай пребывал в упадке, поэтому использование такого костюма автоматически могло поставить японию на ступень развити€  ита€. »мператор призывал не копировать бездумно все, что попадет на глаза, а использовать европейский костюм как источник информации, перен€ть и совершенствовать его, чтобы он стал символом силы нации. Ётим же указом упраздн€лись придворные ведомства, которые с XV в. следили за гардеробом императора.
¬сю церемониальную и повседневную одежду император заказывал за границей у европейских портных. ≈стественно, что не все чиновники могли позволить себе шить одежду во ‘ранции или јнглии, поэтому стали по€вл€тьс€ мастерские по пошиву костюмов по западному образцу дл€ чиновничьего аппарата.
ћодернизаци€ ћэйдзи началась с реформировани€ армии по европейскому образцу. ¬ ходе преобразований была заимствована и европейска€ военна€ форма. Ёто сразу же сказалось на текстильной промышленности  иото и японии в целом. ‘орму шили из сукна, но в японии шерст€ные ткани делать пока не умели.
 иотосский квартал ткачей ЂЌисидзинї, главный производитель шелковых тканей в японии, сразу после открыти€ страны потер€л большую часть клиентов и испытывал не лучшие времена. ¬ ходе политики поддержки и развити€ отрасли в 1869 г. правительство выделило ткачам ЂЌисидзинаї ссуду, чтобы лучшие мастера могли поехать во ‘ранцию на стажировку дл€ изучени€ европейских тканей и технологии их производства. Ќеобходимость обеспечить армию новой формой требовала промышленного выпуска тканей, поэтому в 1876 г. на государственные деньги в ≈вропу была отправлена еще одна мисси€ дл€ изучени€ оборудовани€.  роме этого, правительство приглашало западных инженеров, которые налаживали ткацкие станки и обучали €понцев работать на них.

 (699x466, 104Kb)

Ќар€ду с крупными цехами ЂЌисидзинаї, которые переориентировались на промышленный выпуск тканей, продолжали работать и домашние мастерские, где сохран€лись традиции ткачества парчи и узорчатых шелков по старинным образцам.
—прос на костюм нового стил€ повли€л на развитие экономики в целом. — началом фабричного производства шерст€ные ткани широко распространились среди населени€. »з них шили одежду как европейского, так и €понского покро€, что стало дальнейшим стимулом развити€ текстильной промышленности, план преобразовани€ которой €понцы перен€ли у јнглии периода технической революции.
¬ эпоху ћэйдзи япони€ была прилежным учеником европейской цивилизации: у √ермании была заимствована система образовани€, у ‘ранции Ц устройство армии, у јмерики Ц почтова€ система. ¬ 1870 г. военно-морские силы японии оделись в форму английского образца, а сухопутные войска Ц в форму французского легиона. ¬ 1871 г. европейский костюм стал форменной одеждой почтовой службы и полиции.
¬ середине XIX в. центральное правительство только определ€ло дл€ себ€, как же вести дела с «ападом и какой политики придерживатьс€. »звестный €понский просветитель ‘укудзава ёкити (1835Ц1901) посетил страны ≈вропы и јмерику в составе первой миссии, отправленной за границу в 1860 г. ¬се члены делегации были одеты в церемониальную €понскую одежду Ц кимоно, штаны-хакама и накидку-хаори, как и полагалось по этикету. ќднако большинство европейцев считали €понцев чудаковатыми из-за их внешнего вида. ѕо возвращении ‘укудзава ёкити написал книгу Ђќдежда, пища и жилище на «ападеї, чтобы познакомить широкие массы €понцев с европейскими обыча€ми и традици€ми.

 (344x500, 123Kb) (337x500, 63Kb)

¬ книге были подробно описаны все виды европейской одежды, приведены их названи€ и изображени€. ѕо существу эти заметки стали первым руководством дл€ €понских портных, когда им поступили заказы на изготовление нового плать€. ѕошив €понской одежды не требовал особых знаний и умений, поэтому специальных мастерских не было, равно как и профессиональных портных. Ќа рынке продавали стандартные отрезы ткани, рассчитанные на одно кимоно, из которых в домашних услови€х изготавливали необходимые вещи. ƒл€ стирки кимоно всегда распарывали, а затем сшивали вновь, т.е. навыки шить€ имели все женщины.  огда по€вилась необходимость шить одежду совершенного нового типа, в японии не было специалистов, которые могли бы просто переквалифицироватьс€ с пошива €понской на пошив европейской одежды.
»з-за дороговизны шерст€ных тканей и трудностей в поисках портного полный ансамбль европейского костюма получалс€ чрезвычайно дорогим дл€ большинства населени€. »менно поэтому многие пытались приобщитьс€ к передовой культуре, использу€ лишь отдельные детали европейской одежды. „асто мужчины дополн€ли традиционную одежду шл€пой, кожаными ботинками или зонтом. »деи просвещени€ коснулись и причесок.  оротка€ мужска€ стрижка считалась прогрессивной и более подобающей цивилизованному человеку.
¬осстание в —ацума 1877 г. стало последней попыткой протеста против новых пор€дков и насаждаемой европейской культуры. ¬се участники м€тежа были одеты в традиционную одежду и доспехи. Ќесмотр€ на то, что восстание жестоко подавили, —айго “акамори стал дл€ €понцев национальным героем, до конца верным национальным традици€м. ѕосле м€тежа “окио захлестнула мода на одежду, котора€ ассоциировалась с —айго “акамори. ќсобенно попул€рным был орнамент сацума-касури и оливково-коричневый цвет (угуису-т€), который получил название Ђцвет —айгої.
ћало кто из женщин осмелилс€ перейти на европейское платье в первые годы ћэйдзи. ћногие из них видели в западных предметах одежды лишь средство, которое могло дополнить их традиционное кимоно. ¬ этот период €понки стали использовать европейские полотенца в качестве шарфов, однако когда они узнали об их истинном предназначении, мода исчезла, оставив только чувство смущени€ и неловкости в сердцах модниц. — 1880 г. в моду вошли шерст€ные шали, причем их носили как женщины, так и мужчины в дополнение к одежде всех стилей.

 (322x500, 92Kb) (321x500, 103Kb)

≈вропейские кринолины не получили в японии широкого распространени€, только куртизанки и гейши иногда надевали плать€ с кринолинами дл€ привлечени€ иностранцев. ќбщество отзывалось негативно к тому, что гейши рука об руку с клиентами по€вл€лись на улицах города. ќднако европейцы, наоборот, обращались с ними с присущей джентльменам галантностью.
¬ 1874 г. правительство издало указ, касавшийс€ женской одежды. ¬ качестве рабочей и ученической формы женщинам предписывалось носить кимоно и мужские штаны-хакама. ƒевушки и женщины среднего класса активно поддерживали новый ансамбль костюма и сами создавали новые виды одежды. “ак, благодар€ горожанкам в обиход вошла верхн€€ одежда амагото, нечто среднее между €понской накидкой хаори и европейским пальто.
Ќа волне реформаторства некоторые отча€нные даже осмеливались остричь волосы, но таких были считанные единицы. Ѕольшинство представительниц прекрасного пола продолжали носить длинные волосы, которые они укладывали в прически, как у девушек из знаменитой труппы ƒаны √ибсон. ƒл€ создани€ такой прически не нужны были многочисленные шиньоны, шпильки, гребни и масло, поэтому она считалась более Ђцивилизованной и просвещеннойї. ¬олосы аккуратно зачесывали наверх, где укладывали в простой узел-шишку. «атылок получалс€ полностью открытым, поэтому кимоно стали надевать так, чтобы воротник плотно прилегал к шее.
¬ это же врем€ исчезает традици€ чернить зубы. ¬ эпоху Ёдо все взрослые женщины чернили зубы и сбривали брови, что было показателем их социального статуса. ¬ 1874 г. императрица —Єкэн впервые вышла в свет с нечернеными зубами, и вслед за ней так сделали и другие женщины. ќтмена этих традиций позволила €понкам вновь почувствовать себ€ молодыми. ¬ их сознании по€вилось чувство освобождени€ от феодальных пор€дков.

 (299x500, 111Kb) (303x500, 106Kb)

Ќесмотр€ на усили€, которые прилагала япони€ в ходе политики модернизации дл€ улучшени€ положени€ в стране, государство все же находилось в неравном положении с другими иностранными державами. ≈вропейцы продолжали пользоватьс€ правом экстерриториальности, кроме того, только они могли устанавливать пошлины на ввозимые товары. Ёти два факта очень беспокоили правительство ћэйдзи, которое считало, что данные права были предоставлены державам только потому, что япони€ во врем€ заключени€ неравноправных договоров €вл€лась отсталой, нецивилизованной страной. ќднако государственные де€тели были уверены, что если €понцы покажут всему миру свою цивилизованность, то европейцы сами отмен€т эти привилегии и примут японию в европейское общество в качестве равноправного члена. »менно дл€ этих целей в 1883 г. был построен –окумэйкан Ц дворец дл€ приемов, где исполн€ли европейскую музыку и обедали за столами по западной традиции.
—амыми настойчивыми проводниками новых идей были политики »ноуэ  аору и »то ’иробуми, заставл€вшие своих родственниц учить английский €зык, носить европейское платье, есть м€со и заниматьс€ танцами, чтобы на международных приемах в –окумэйкане они могли достойно выгл€деть на фоне английских и французских дам. ∆ены и дочери политиков, как истинные €понские женщины, беспрекословно подчин€лись, несмотр€ на неизвестные и пугающие перспективы этого обучени€. ѕоэтому даже самые радикальные последователи новой политики шли на большие уступки в отношении женщин, чтобы только те не отказались выполн€ть их указани€.

 (699x551, 41Kb)

— начала 80-х гг. XIX в. дамы высших сословий стали носить корсет, который подчеркивал формы тела. ќни чувствовали себ€ очень неловко в декольтированных плать€х, не зна€, как себ€ в них вести. »мператрица —Єкэн предпочитала закрытые плать€, а дл€ всех французских нар€дов ей изготовили кружевные съемные воротники и рукава. Ќа приемах все дамы носили такие же закрытые плать€, отчего пошли слухи, что большинство из них куртизанки и гейши, которые так скрывают шрамы на шее от белил. — другой стороны, зачастую так и происходило, потому что жены и дочери высокопоставленных сановников стыдились общатьс€ с мужчинами и развлекать их, как это было прин€то на «ападе, и отказывались от посещени€ приемов. √ейши, наоборот, умели это делать очень хорошо, поэтому государство приглашало их дл€ создани€ необходимой атмосферы.

 (387x500, 145Kb) (391x500, 139Kb)

Ќа первых приемах в –окумэйкане светские дамы по€вл€лись в традиционной придворной одежде (кимоно, хакама, китайска€ накидка), и даже через три года современники замечали, что среди дам только половина были в европейских плать€х. ¬ 1886 г., после того как императрица сама надела западный нар€д, все придворные дамы последовали ее примеру, в результате чего мода на новый стиль женской одежды распространилась очень быстро. ¬ €нваре 1887 г. было опубликовано Ђ≈е высочайшее мнениеї о реформировании женской одежды. »мператрица мотивировала переход к использованию западного плать€ тем, что в нем не было ничего противоречившего €понским традици€м. ≈вропейское платье тоже состоит из верхней и нижней части (ср. кимоно и хакама), к тому же оно дает большую свободу движений. “акже она призывала использовать ткани €понского производства, чтобы поддержать местную промышленность. ¬ результате достигались две цели: цивилизованный внешний вид и развитие национальной экономики. Ќесмотр€ на то, что в указах первых годов ћэйдзи император называл традиционный аристократический костюм пережитком прошлого, императрица восстановила культурную значимость национального ансамбл€ одежды Ц кимоно-оби, объ€вив его трансформированной формой исконно €понской одежды.
Ќа рубеже 80-90-х гг. XIX в. большинство женщин высших сословий надели европейские плать€. ‘орма западного образца была установлена дл€ учениц и учителей. ќткрывались магазины одежды, портновские мастерские, создавались женские клубы дл€ обучени€ и воспитани€ необходимых качеств в женщинах нового общества. ¬ изменившихс€ услови€х гейши остались основными законодательницами мод.  иотоские гейши, которые тщательно соблюдали древние традиции, тоже надевали европейские плать€, хот€ и не так часто, как это было в “окио.
„ерез 20 лет после начала реформ даже в деревне все ходили с остриженными волосами и в узких брюках. ¬ 80-е гг. XIX в. €понцы научились носить западный костюм так, как это делали европейцы, постепенно исчезало причудливое смешение €понского и европейского стилей.  имоно стало одеждой дл€ дома и отдыха. ћужчины вели своеобразную двойную жизнь: на работе подчин€лись законам западной цивилизации, дома возвращались к традици€м. Ѕольшинство €понцев продолжали проживать в традиционных домах с татами, а кимоно дл€ такого дома все-таки было практичнее. японска€ одежда изначально была приспособлена к жизни на полу, а европейский костюм к использованию стульев.

 (399x500, 160Kb) (343x500, 117Kb)

¬ начале 90-х гг. XIX в. правительство осознало перегибы политики всеобщей вестернизации. √осударственные идеи о внедрении западной одежды постепенно соотносились с реальностью, в св€зи с чем изменились взгл€ды мужчин и женщин относительно того, что они нос€т. —реди мужчин в качестве основной одежды окончательно закрепилс€ стандартный европейский костюм, а женщины вновь обратились к национальному платью. ¬ ходе активных попыток научить €понок носить корсет возникло мнение, что он вреден дл€ здоровь€, поэтому женщины отказались от корсета очень легко и вернулись к кимоно.
“енденци€ Ђвозврата к старинеї была отмечена в конце 90-х гг. среди широких масс горожанок, однако светские дамы продолжали носить плать€ по последней западной моде S-образного силуэта с объемными рукавами. ≈вропейцы откровенно замечали, что эти плать€ не идут €понкам, вы€вл€€ их непропорциональную фигуру.  роме того, мода в ≈вропе мен€лась чрезвычайно быстро, и €понские дамы не успевали за ней, из-за чего всегда выгл€дели старомодно.

 (699x592, 47Kb)

ѕрин€тие первой €понской конституции усилило в люд€х чувство национальной гордости и единства, что отчасти ускорило возвращение к своей одежде. ѕравительство пыталось сплотить граждан дл€ осуществлени€ новой государственной политики. ƒл€ этого политические де€тели по-новому трактовали традиционную культуру, придавали ей особую значимость, вид€ в ней средство объединени€ €понцев. „иновники агитировали за обращение к национальным истокам, но сами при этом продолжали носить накрахмаленные сорочки. —ловосочетание Ђhigh collarї (высокий воротничок) иногда использовали сатирики, чтобы высме€ть €понцев, которые выезжали за границу на учебу, но научились там лишь правильно носить европейскую одежду. ∆енщины же полностью перешли на традиционный костюм и стали хранител€ми €понской культуры.
„увство национальной гордости еще более возросло после победы в €поно-китайской войне 1894Ц1895 гг.  имоно стало символом силы нации. ¬ узорах все чаще по€вл€лось изображение сакуры, котора€ олицетвор€ла стойкость самурайского духа. ’ризантема Ц герб императорского дома Ц стала символом патриотизма.

 (324x500, 115Kb) (349x500, 124Kb)

”ченицы старших классов указом правительства вновь были переодеты в кимоно, така€ форменна€ одежда сохран€лась до 1920 г. ћальчики ходили в школу в форме европейского стил€, а домашней и повседневной одеждой было кимоно с хакама. Ќа рубеже веков эту повседневную одежду чаще шили из хлопковых тканей с характерным узором в горошек. Ќакидки-хаори, дл€ зимы, были тоже в горошек или черные с п€тью фамильными гербами.
—реди студентов по€вл€лись свои модные тенденции. ¬ 1899Ц1900 гг. молодежь носила длинные зав€зки из белого хлопкового шнура дл€ накидок-хаори. ћода быстро прошла, и уже в 1902 г. о них никто не вспоминал, но современники писали, что зав€зки были настолько длинными, что их иногда зав€зывали на шее. ѕосле €поно-китайской войны в моду вошли удлиненные хаори, которые называли Ђшкольнымиї.
¬ последующие годы студенты носили €понскую одежду, чаще всего штаны-хакама. ¬ каждом университете была сво€ форма европейского типа Ц китель с металлическими пуговицами, под который надевали рубашку. “аких комплектов полагалось два Ц летний и зимний, однако не все могли позволить себе ее купить, поэтому в форме ходили редко. Ќа церемонию выпуска в “окийском университете нужно было приходить в парадной форме. ќднако даже там не все могли позволить себе летний комплект и надевали зимний китель. ¬ 1907 г. на церемонию выпуска запретили приходить в хакама и кимоно. —туденты университета  эйо носили модную дорогую одежду Ц хаори из шелкового крепа и бамбуковые дзори. —туденты ¬асэда Ц потертые костюмы в горошек или старые хлопковые хаори с гербами.
Ќаиболее распространенной обувью среди студентов стали дерев€нные сандалии Ц итадзори, у которых подошву делали из дерев€нных планок толщиной примерно 1,5-2 см. “ак как дл€ дожд€ и снега не годились, в ходу были также сапоги и дерев€нные сандалии Ц такаасида Ц на высоких подставках с кожаными ремешками.

 (500x314, 115Kb)

¬ начале XX в. в высших учебных заведени€х ввели форменные головные уборы, как в американских университетах.  руглый околыш, над ним квадратный верх с кисточкой на одном конце. Ўапочки украшали вышитыми золотом эмблемами университетов. ¬ сочетании с €понской одеждой такие головные уборы выгл€дели странно. —туденты-модники носили фетровые шл€пы, но большинство предпочитали круглые студенческие фуражки. ¬ 1904 г. отменили все головные уборы, кроме форменных квадратных фуражек Ц гибридов между обычной фуражкой и квадратной шапочкой бакалавра. √оловные уборы такой формы впервые по€вились в »мператорском университете, где их носили еще с конца 19 в.
¬ конце эпохи ћэйдзи четко прослеживаютс€ две тенденции, наметившиес€ ранее: европейский костюм дл€ работы Ц €понский дл€ отдыха, и европейский костюм дл€ мужчин Ц €понский дл€ женщин. ∆енщины носили кимоно в соответствии с той схемой, котора€ установилась в первые годы ћэйдзи: дл€ определенных случаев надевали особый ансамбль кимоно. „етко определ€лось качество тканей и орнаменты дл€ каждого случа€. ∆енщины средних сословий в течение последних лет XIX в. унифицировали ансамбль кимоно-оби, и он в целом приобрел стандартную форму, однако пока кимоно не превратилось в тот застывший ансамбль, которым оно €вл€етс€ сейчас.

 (699x571, 39Kb)

¬ последующие годы большую роль в развитии национального костюма сыграли горожанки, которые использовали сохраненные традиции и весь опыт, приобретенный за врем€ знакомства с европейской одеждой. ѕостепенно мен€лись способы надевани€ кимоно, измен€лс€ его вид. ¬ период Ёдо (1603Ц1868) все замужние женщины зав€зывали по€с бантом спереди как обозначение своего статуса, но к концу XIX в. все €понки независимо от социального положени€ зав€зывали по€с сзади. “олько куртизанки и пожилые матроны продолжали следовать старой традиции.
—амое значительное отличие костюма начала XX в. от современного состо€ло в том, что он был более многослойным. ќбычно надевали несколько слоев контрастных нижних кимоно, к которым подшивали дополнительные узорчатые воротники. ѕовседневную и церемониальную одежду продавали сразу комплектами из двухЦтрех, а то и более слоев. ¬ерхнее кимоно и одноЦтри нижних, сочетавшихс€ по цвету, Ц именно такой комплект и называли кимоно.

 (357x500, 129Kb) (382x500, 124Kb)

¬ течение нескольких веков женщины высоких сословий практически не выходили из дома, и одежда со шлейфом была дл€ них привычной. ¬ эпоху ћэйдзи продолжали носить шлейф, который, как считали, подчеркивал грациозность походки, поэтому он стал неотъемлемым эстетическим элементом женского костюма.  рай подола подбивали ватой, чтобы со шлейфом было удобнее справл€тьс€. ¬атные валики обрабатывали контрастной материей, они были еще одним напоминанием о средневековой аристократической моде на многослойные одежды. ¬еличина ватной подбивки зависела от возраста женщины и случа€, дл€ которого предназначалось кимоно. ёные девушки красовались в нескольких кимоно, каждое из которых Ц с подбивкой до 5 см. ћногие женщины скрывали свой возраст, дела€ ватный валик чуть больше, чем им было положено по возрасту, но не настолько, чтоб их уличили в этом.   концу XIX в. значимость шлейфа и подбивки подола кимоно в определении статуса женщины постепенно сошла на нет, и такую одежду надевали в основном только на свадебную церемонию.
ќставалс€ вопрос: что же делать с лишней длиной кимоно? ≈е стали собирать напуском на талии, в результате чего образовалась складка о-хасЄри, котора€ не несла никакой функциональной нагрузки, но стала новым эстетическим элементом костюма. ќдежда Ђсиделаї на женщине более плотно, что давало большую свободу движений, кроме того, такой ход позвол€л надевать одно и то же кимоно люд€м разного роста.
ƒо середины XIX в. существовало чрезвычайно много видов по€сов-оби и способов их зав€зывани€, однако к началу XX в. осталось несколько стандартных вариантов, при этом бант всегда располагалс€ сзади. —амым распространенным и простым был бант в виде плоской подушки Ц тайко.

 (469x500, 180Kb)

÷ветовой колорит верхней одежды был не слишком броским: все оттенки синего, коричневого, серого цветов. —реди орнаментов преобладала полоска и клетка, котора€ создавала монотонное впечатление. Ќижние же слои костюма были €рких цветов, и даже пожилые женщины носили €рко-красные или лиловые нижние кимоно с узорчатыми воротниками и подолом. ¬ эпоху Ёдо военное правительство периодически издавало указы о запрете роскоши и €рких цветов одежде, поэтому женщины надевали цветные кимоно под темные и умело скрывали от глаз правительственных чиновников свое богатство. “огда же по€вилс€ новый эстетический принцип: богато украшенна€ одежда выгл€дит гораздо привлекательнее, когда ее видно лишь мельком при ходьбе. ≈динственное, что всегда было видно из-под верхнего кимоно Ц это съемный воротник, который всегда украшали искусной вышивкой.
—оциальный статус выражалс€ не только в отдельных элементах костюма, но и в манере его надевани€. ѕредставительницы старых торговых кварталов Ёдо, районов Ђситаматиї (Ђнижнего городаї) надевали кимоно не так, как жительницы центра “окио в районах яманотэ (верхнего города), на которых сильно вли€ли традиции самурайской знати.  ак бы то ни было модные тенденции последующих годов намечались именно в центральной, более консервативной части столицы. ¬ первые годы ћэйдзи среди женщин купеческого сослови€ самым модным считалось желтое в клетку кимоно с атласным черным воротником, который подчеркивал белизну кожи. ќднако дамы из районов яманотэ считали черный воротник элементом костюма простолюдинов, будто они придумали его, чтобы скрыть следы грима и масла на основном воротнике кимоно. ѕредставительницы молодой буржуазии предпочитали белые съемные воротнички. ∆енщины-учител€ надевали под кимоно белые блузки со стойкой, украша€ ее брошью так, как это делали английские гувернантки. Ѕелый воротник нижнего кимоно закрепилс€ как элемент национального костюма, но по€вилс€ он под вли€нием западной культуры.

 (359x500, 133Kb) (344x500, 61Kb)

ћногие писатели и €понские просветители, такие как ‘табатэй —имэй, Ќацумэ —осэки, ‘укудзава ёкити, »сибаси “андзан и многие другие, подробно рассказывали о моде и костюме современников в своих произведени€х. ¬ книге Ђќчерки о кимоної €понский драматург ’асэгава —игурэ писал: Ђћода центральных районов отнюдь не считалась из€щной, однако девушки с окраин столицы не могли не следовать ей, потому что простой белый воротник стал символом новых знаний, к которым все так стремились. ѕоэтому они сменили свои цветные вышитые воротнички на белыеЕ Ѕыло еще украшение дл€ волос, которое хотела иметь кажда€ жительница из Ђситаматиї - серебр€на€ роза с секретом. ≈сли нажать на небольшую кнопку на конце стебелька, то роза превращалась в бутон, а если пот€нуть за нее, то лепестки цветка вновь раскрывались. ¬с€кий раз, когда видишь девушку в желтом кимоно, подпо€санном легким сиреневым по€сом, когда ее воротничок чисто белого цвета, а волосы уложены в из€щный узел на макушке, так хочетс€, чтобы ее голову украшала именно эта роза. Ёто был облик молодой женщины с окраины, котора€, нарочито или нет, пыталась показать свое стремление к знани€м и желание вырватьс€ из четырех стен отчего домаї.
ѕостепенно четкие внешние различи€ костюма разных сословий исчезали. ћагазины одежды издавали журналы мод, на обложках которых по€вл€лись известные гейши в самых модных нар€дах. Ћюба€ женщина, независимо от социального положени€, могла позволить себе свободно носить те вещи, которые предлагал рынок. —тудентка могла надеть то же, что и знатна€ дама.
ќтличи€ в костюме теперь зависели только от его назначени€. ¬се виды одежды делились на две категории по уровню официальности: р€куги Ц домашн€€ одежда из простой ткани; и рэйсо Ц церемониальный костюм из расписного шелка с изображени€ми гербов.   концу периода ћэйдзи по€вл€етс€ ансамбль хомонги Ц платье дл€ посещений, который получил широкое распространение благодар€ универсальности. “акой ансамбль подходил дл€ всех случаев, когда женщине надо было выйти из дома.

 (500x322, 86Kb)

ќчередным поводом расширени€ движени€ в поддержку национальной одежды была коронаци€ нового императора в 1912 г., когда императрица “эймэй вновь надела традиционное платье дл€ церемонии коронации. ¬след за этим среди горожанок становитс€ очень попул€рным новый ансамбль кимоно Ц с€рэги Ц из€щное платье, которое было ближе к парадному костюму. “ак как у женщин по€вилось больше возможностей выйти из дома, где ее могли видеть окружающие в том кимоно, в котором был отражен ее собственный вкус, они использовали все средства, чтобы всегда выгл€деть индивидуально. ќдежда такого стил€ была немного €рче и разнообразнее в орнаментах, чем хомонги.
ѕромышленность отвечала спросу. ћногие виды окрашивани€ стали производить машинным способом с применением трафаретов. ѕо€вились анилиновые красители, которые помогали художникам выбирать более широкую цветовую гамму, чем раньше, кроме того, они не выгорали и хорошо переносили стирку.
Ќачина€ с 80-х гг. XIX в. текстильна€ промышленность находилась на высоком уровне, как по качеству, так и по количеству производимой продукции. Ќовые ткани использовали дл€ всех видов одежды, однако орнаменты и цвет оставались, как прежде, простыми и неброскими. ЂЌисидзинї, в свою очередь, постепенно превращалс€ в музей, который знакомил людей с древним ткацким искусством.

»мператор
 (340x523, 251Kb)

динственный ткач  итагава ’эйхати продолжал традиции ткачества и был последователем мастера “авара€, который изобрел €понскую технологию производства узорчатого шелка Ц кара-ори.  итагава приложил немало усилий дл€ возрождени€ этой технологии, практически утер€нной. ќдин из его станков был объ€влен св€щенным и на нем мастер ткал только парчу Ц €мато-нисики Цдл€ императорской семьи и храма »сэ. ѕосле того, как в ЂЌисидзинеї установили жаккардовые станки, станок  итагава осталс€ единственным экземпл€ром древнего типа, где была необходима помощь еще одного человека, который, сид€ высоко на раме, поднимал нити дл€ создани€ орнамента.  огда  итагава работал на этом станке, он считал, что отправл€ет св€щенный обр€д. ¬о врем€ работы он ни с кем не разговаривал, посто€нно совершал церемонию очищени€ и надевал только белоснежные одежды. Ќити он окрашивал растительными красител€ми из собственного сада, приготовленными по старинным технологи€м. ќрнаменты  итагава тщательно копировал с древних образцов.
’удожники обычно не работали посто€нно на текстильных фабриках. ќни, как и ткачи, считали, что необходимо сопротивл€тьс€ активным заимствовани€м иностранной культуры дл€ сохранени€ своей и посто€нно организовывали выставки своих работ. ¬  иотоской высшей технической школе давали строгие указани€ по всем направлени€м обучени€, по декорированию и ткачеству. —туденты и преподаватели тщательно собирали материал по декоративному искусству разных стран, но большее внимание, несомненно, отдавали €понской традиции. —тиль art nouveau задержалс€ в японии гораздо дольше, чем в ≈вропе. ¬ XX в. художники вновь обратились к созданию новых орнаментов. “еперь в их распор€жении находились многочисленные каталоги с узорами «апада и ¬остока.

»мератрица
 (436x500, 36Kb)

√осударственна€ политика попул€ризации национальной культуры активно проводилась и после эпохи ћэйдзи. Ќаиболее видными де€тел€ми движени€ были Ќомура —Єдзиро и профессор из  иото Ёма ÷утому. ќн и его студенты выпускали книги и периодические издани€, посв€щенные традиционной одежде, организовывали выставки. „асто проводили уроки рисовани€ в древних храмах, где им позировали известные гейши в одеждах разных эпох.
»тогом эпохи ћэйдзи стало по€вление национального €понского костюма. японцы осознали, что кимоно €вл€етс€ неповторимым феноменом культуры их страны. ќднако именно в этот период западные традиции сыграли немаловажную роль в формировании нового менталитета €понцев относительно их собственного костюма. ѕод вли€нием европейцев невесты стали надевать белоснежные кимоно на свадебную церемонию, хот€ издавна предпочтительными считались €ркие кимоно, отделанные золотом и серебром. ¬ период траура €понцы по европейской традиции надевали черные одежды, вместо белых, как это было прин€то ранее. Ќаибольшие изменени€ произошли в манере ношени€ кимоно, что и зафиксировалось в ансамбле национальной одежды: длина не стесн€ла движений; плотный запах лифа и белый воротник нижнего кимоно акцентировали внимание на лице; широкий по€с играл роль корсета и призван был придавать фигуре стройность. Ёти новые эстетические критерии активно вли€ли и на последующее развитие костюма.

http://russia-japan.nm.ru/hovanchuk22.htm

–убрики:  мода
модерн
ћетки:  

ѕроцитировано 23 раз



La_belle_epoque   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 јпрел€ 2008 г. 10:45 (ссылка)
«абавно видеть обмен модой между японией и ≈вропой/–оссией/јмерикой.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Arin_Levindor   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 јпрел€ 2008 г. 10:49 (ссылка)
La_belle_epoque,ага,мне тоже показалось занимательно такие параллели провести.
Ќужно подумать- с какой бы еще страной св€зать
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
JapanBlog   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 27 ќкт€бр€ 2008 г. 22:25 (ссылка)
ќчень понравилось! Ѕеру в цитатник.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
-KRASOTA-   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 27 ќкт€бр€ 2008 г. 22:43 (ссылка)
»тересна€ стать€,спасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку