Кто "ЗА"? Серия сообщений "Мысли вслух":
Слова не мальчика, но мужа... - (13)Цитата ! :) Лидеры, такие лидеры.
Большая онлайн библиотека - (4)Большая онлайн библиотека http://www.liveinternet.ru/users/3818129/post250254511/ хороший сайт...
Тревожная новость! - (4)Извините, кого ввел в заблуждение. По совету Владимир_Шкондин погуглил, оказывается эта весть рас...
Осенний компот - (4)Это компотик такой очень согревающий и вкусный... специально для мартобря в промозг...
Русский Версаль графа Чернышева в Яропольце |
Усадьбу как единый комплекс создал сын Григория Чернышева, о котором я упомянул в краткой исторической справке о Яропольце.
Граф Захар Григорьевич Чернышев во всех отношениях был личностью выдающейся. Военную карьеру, как тогда практиковалось, начал в Гвардии с тринадцати лет, принимал участие и командовал войсками в ходе многих военных кампаний, руководил взятием Берлина в 1760 году (и взял его) во время войны за австрийское наследство. Как гражданский администратор, был Президентом Военной Коллегии, Наместником престола в двух губерниях Белоруссии после её присоединения к России, губернатором Москвы и Московской губернии. На этих постах он успешно внедрял новые для того времени управленческие и административные технологии. Короче, граф был в фаворе, милостями и наградами Русских самодержцев не обделен. Тем не менее, по-военному прямолинейный, он дважды уходил в отставку с государственной службы. Первое прошение об отставке было в знак протеста против возвышения «безродных» братьев Орловых. Вопреки ожиданиям графа Чернышева, который собирался только «попугать», прошение было принято Екатериной II. Вторая отставка была вызвана служебными трениями с другим фаворитом – графом Потемкиным.
Вот именно во времена этого вынужденного бездействия, правда, непродолжительного, закладывались идеи и проводились основные работы по созданию усадебного комплекса в Яропольце. И именно здесь нашел отражение мятежный дух графа.
Помотавшись в военных походах по Европам, многое повидав, да еще и имея колоссальный административный опыт, граф Захар Григорьевич умел мыслить масштабно. Поэтому проект устройства своего ярополецкого имения создал грандиозный. Комплекс включал в себя, помимо центральной усадьбы, все четырнадцать деревень имения, объединенных системой дорог, парковую зону, в которую входил и прилегающий участок реки Ламы, а так же храмовый комплекс. Но, пожалуй, самое поразительное то, что проект был реализован! О его оценке современниками красноречиво говорит закрепившееся за центральной усадьбой название Русский Версаль.
Русский Версаль – это название происходит от того, что за основу был взят архитектурный стиль раннего классицизма с мотивами французского рококо господского дома и хозяйственных построек центральной усадьбы, элементы декора, структура усадебного парка, характерные для настоящего Версаля. Соответствовало названию и внутреннее убранство господского дома, состоящее, в том числе и из многочисленных трофеев, прихваченных графом Чернышевым во время военных кампаний. Бунтарские замашки графа Чернышева проявились в масонских символах, щедро представленных в декоре как господского дворца, так и Казанской православной церкви. Непосредственное строительство усадьбы в Яропольце по разным источникам приписывают Баженову, Казакову, Жан-Батисту Валлен-Деламоту. И, скорее всего, все они приложили здесь свою руку на разных этапах создания комплекса…
...Думаю, излишне говорить, что от всего усадебного комплекса Ярополец Чернышевых сейчас мало осталось: господский дом со следами вяло текущего ремонта (не реставрации, а именно ремонта), запущенный усадебный парк, да грандиозный остов храма Казанской иконы Божьей матери…
Господский дом усадьбы Ярополец Чернышевых в состоянии неспнешного восстановления
Одни из пяти ворот центральной усадьбы (боковые), через которые мы прошли на территорию после попытки перелезть ограду и слов сторожихи, бабушки-божьего одуванчика, что нормальные люди ползуются воротами
Вид на господский дом усадьбы со стороны парка
Есть в графском парке Стелла в ознаменование визита в усадьбу Ярополец Чернышевых Екатерины II
Храм Казанской иконы Божьей Матери в Яропольце
Есть мнение, что символ Всевидящего ока в равной степени является как масонским, так и христианским...
После 1917 года во дворце усадьбы была устроена больница, а потом дом отдыха имени Павлика Морозова, поэтому хоть как-то усадьба поддерживалась в приемлемом состоянии. Полностью разорен дворец был в октябре 1941 года во время немецкой оккупации. Художественные ценности, собранные графом Чернышевым в ярополецком дворце, после революции в основном перевезены в Новый Иерусалим, где был организован народный музей, который, в свою очередь так же был уничтожен гитлеровцами. Но некоторые немногочисленные ценности сохранились в других музеях.
Усадьба Ярополец Чернышевых расположена в километре от усадьбы Ярополец Гончаровых и разительное отличие их состояния просто режет глаза. Поэтому во времена, когда я там имел место быть, маёвцы на обывательском уровне частенько сокрушались по поводу того, что усадьбу Чернышевых тоже не передают в ведение МАИ. Но вот сейчас, просматривая материалы, я обнаружил информацию о том, что обе усадьбы находятся на балансе института… Выходит, у МАИ силенок не хватило поднять обе… Правда, видно, что какие-то работы по восстановлению ведутся, но сейчас, похоже, именно та стадия, когда невольно думаешь о том, что лучше бы оставили, как было.
Я видел усадьбу тогда же, лет двадцать назад, в один из приездов на базу отдыха института. Очень сожалею, что не довелось заснять виденное: первичный осмотр проводился в сумерках, а следующий день, как это бывает, внес свои коррективы в планы: кажется, мы что-то отмечали. Тогда замок производил действительно сильное впечатление. Он еще не был обнесен глухим железным забором и сквозь железную решетку ограды в темных зимних сумерках угадывались контуры действительно грандиозного, но сильно обветшавшего дворца. Кстати, здесь снимался фильм «На графских развалинах».
Я до сих пор старательно обходил вопрос о приусадебных церквях, надеясь посвятить этому отдельный рассказ, но сейчас пару слов сказать придется. И вот в связи с чем.
Последнее время я с некоторым чувством раздражения отношусь к нытью тех, кто причитает письменно или устно по поводу утраты, разрушения, несохранения будь то самодержавие, социализм, духовные или материальные объекты, занимается обличением, как правило, безадресно или в адрес каких-то абстрактных властных структур. Уверен, что среди этих людей есть авторитетные, объективные специалисты, которые занимаются этим профессионально. Но большинство – дилетанты, оседлавшие этого конька исключительно как дань моде. А после осмотра Казанской церкви усадьбы Ярополец Чернышевых это раздражение переросло в чувство бессильной ярости. Это каким же лицемером и бескультурным выродком нужно быть, чтобы свои воззвания к сохранению культуры выцарапывать на стенах храма, писать краской на мраморном надгробье творца этого шедевра! Я сначала хотел поместить фотографии с этими надписями здесь как упрек всем псевдоборцам, а потом представил, как этот козел с гордостью показывает друзьям на фото и рассказывает, о своем вкладе в дело борьбы за справедливость. Поэтому эти вклады я затер. Хотя, в сети они уже многократно увековечены, к сожалению.
Между тем, Казанская церковь в Яропольце исправно функционировала со дня своего открытия до начала шестидесятых годов прошлого века, когда скончался последний настоятель храма. После этого за бесхозностью, так как РПЦ не озаботилась прислать нового, храм использовался как склад пиломатериалов и для других хозяйственных нужд, пока не был передан в ведение МАИ. В семидесятые годы проводились некоторые реставрационные работы, которые скорее можно назвать консервационными: обновлена крыша, укреплены перекрытия. В 1990 году церковь Иконы Казанской Божьей Матери передали РПЦ, но никаких работ по восстановлению не ведется, хотя у храма есть настоятель. Могу предположить, что храм не восстанавливается РПЦ в силу ненадобности, поскольку рядом, на территории усадьбы Ярополец Гончаровых, уже есть один действующий, давно отремонтированный, хоть и не такой огромный. Зато и содержать его легче. А практицизма и здравого смысла даже в духовной сфере пока никто не отменял.
В заключение, несколько фото внутреннего интерьера Казанской церкви в Яропольце.
Алтарь над усыпальницей графа Захара Григорьевича Чернышева
Серия сообщений "Что с наследием делать будем?":Рассказы про интересные места в окрестностях ВолоколамскаЧасть 1 - Что с наследием делать будем?
Часть 2 - Усадьба Ивановское-Безобразово
Часть 3 - Ярополец
Часть 4 - Русский Версаль графа Чернышева в Яропольце
Часть 5 - Усадьбы и храмы - послесловие
Часть 6 - Волоколамский укрепрайон
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |