МОСТ
Часть первая
сайт Шаманский лес
Начиная исследовать те магические пространства, что приоткрыл нам Карлос Кастанеда, мы, рано или поздно, осознаём, что здесь приходится иметь дело не с рассуждениями, не с ментальными построениями, а с некими СОСТОЯНИЯМИ, которые зачастую представляются необычными, непривычными нашему обыденному сознанию. Фактически, всё «учение» Дона Хуана построено на овладении, контролировании разного рода состояний и оставляет весьма мало места для построения философских концепций.
Ниже будет описан один, случайно «открытый» феномен. Для себя я называю его Мост. Мой друг Гоша называет это состояние Короткий Сон. А, например, Сальвадор Дали описывал некую разновидность этого состояния, как Сон с Ключом в Руке.
Мост – это такое состояние, когда сознание не спит и не бодрствует. Что-то похожее происходит в просоночном состоянии, но, в отличие от Моста, просоночное состояние меньше контролируемое и более кратковременное.
Немного истории
Всё началось со странного видения. Несколько лет (текст примерно 2004 года) назад, ночью, совершенно не желая спать, я улёгся на тахте и попытался воспроизвести давнюю свою фишку с «левитацией». Заключалась она в том, что нужно было расслабиться и, лёжа на спине, представлять, как тело медленно отделяется от той поверхности, на которой лежит, и зависает в воздухе. И хотя повиснуть в воздухе так никогда и не удавалось, но ощущения возникали интересные, что и побуждало периодически всё это повторять.
В ту ночь это занятие как-то быстро надоело, а в голову вдруг пришло, что хорошо было бы представить себя поднимающегося вверх по какому-то туннелю или трубе. Что я и начал проделывать.
Сначала дело шло медленно, но потом пришла догадка, что двигаться надо с ускорением, и сразу всё заладилось. В какой-то момент даже стали явственно видны стенки этой «трубы», а вверху, где-то далеко замаячило белесое свечение. Видение становилось всё более чётким, ощущения подъёма вверх и скорости странным образом «уплотнялись». Свет, льющийся сверху, был ярче и ярче, а сам я, вспоминая всякие легенды о трубах и свете, переполнялся всё большей гордостью за содеянное. В конце концов, настал момент, когда я явственно ощутил, что вот-вот куда-то вырвусь, открою нечто новое, преодолею какой-то рубеж.
Но в этот миг сверху вдруг образовалась некая светящаяся фигура. Для себя я успел окрестить её – Ангел. Он не был похож на человека или животное, но это и не было что-то абстрактное. Эта фигура чем-то походила на те светящиеся существа из океанских глубин, которые я позднее видел в каком-то фантастическом фильме. Радости моей предела не было. Однако, Ангел, по всей видимости, её не разделял. Неожиданно он лягнул меня пяткой (ну, во всяком случае, мне показалось, что это была именно пятка) в лоб с такой силой, что я вмиг очнулся на тахте, тяжело дыша, слегка испуганный, слегка обалдевший и совершенно изумлённый всем происшедшим…
Следующий эпизод произошёл некоторое время спустя.
Я к тому времени уже успокоился насчёт труб и ангелов и пару вечеров старательно массировал точку, о которой у Кастанеды сказано, будто похлопывание по ней помогает сновидению. Я сидел на тахте, прислонившись спиной к стене. Под поясницу и плечи я, для удобства, подкладывал разного размера подушки.
Когда мне надоело терзать точку, я просто спокойно расслабился, не желая ни уснуть, ни подняться и заняться какими-либо делами. Перед закрытыми глазами плавали разные точки и пятна. От нечего делать я стал «цепляться» к ним. То есть, старался удержать какое-нибудь пятно в поле своего зрения. Неожиданно в тёмном пространстве между пятнами образовалась «картинка». Это был узкий проход между домами, за которым виднелся ещё один дом, точнее – окно этого дома. За окном, на подоконнике что-то стояло. Мне захотелось разглядеть, что там было, и я вдруг невольно проник в щель между домами и обнаружил, что на подоконнике стоит кактус. Ясность картинки настолько меня возбудила, что я тут же выскочил из того состояния, в котором находился. На том и кончилось.
Кстати сказать, позднее я обнаружил этот проход между домами и то окно, где стоял кактус. Только в реальности никакого кактуса за тем окном не было…
Странно, но только после этого эпизода с кактусом я вдруг вспомнил и осознал, что и в том, первом, «видении», где Ангел колотил меня пяткой, картинка ведь была ясной и устойчивой. То есть, стенки «трубы», свет сверху, да и сам Ангел были поразительно реальными, но тогда я почему-то не придал этому никакого значения. Как бы там ни было, но мой интерес к этому неясному состоянию между сном и бодрствованием подогрели именно эти два эпизода. И не будь хотя бы одного из них, - кто знает, когда бы я ещё обратил внимание на этот феномен.
Несколько ночей я провёл в бесплодных попытках повторить свои «видения», пока однажды не возникла новая картинка. На этот раз мне пришло в голову попытаться проникнуть в тёмное пространство между теми пятнами, которые плавали перед закрытыми глазами. Почти моментально возникло устойчивое видение. Я увидел небольшую лесную речку, через которую был перекинут деревянный мост. На перилах моста сидели мои старые друзья, с которыми я расстался несколько лет назад и думал, что никогда уже снова не увижусь с ними. Странным было то, что «картинка» до моста была освещена ярким летним солнцем, а сразу за мостом начинались сумерки, и дальше река уходила в непроглядную ночь. Это выглядело так, словно по мосту проходила резкая граница дня и ночи.
У меня было два желания: одно – подойти к друзьям, другое – отправиться по реке в ночь. Какое-то время я колебался, но потом разглядел лодку без вёсел сразу за мостом на реке и невольно перетянул себя в неё. Лодка качнулась и медленно поплыла по реке. Я попал в ночь, а потом в сон…
Методы вхождения
Насколько удалось выяснить из бесед с теми, кто испытывал это или похожие состояния, методы вхождения в него существуют разные. Возможно, причина в разности психологических типов (визуалы, кинестетики и т.д.). А может быть в том, что, как писал А. Ксендзюк, «индивидуальные особенности энергетической конституции во многом определяют характер личного опыта». Но как бы там ни было, во всех методах можно выделить один принцип. Это – ПРОНИКНОВЕНИЕ. То есть, что бы мы ни делали, мы в это состояние ПРОНИКАЕМ. В чём-то это даже похоже на шаманскую практику проникновения в «нижний мир», куда шаман попадает, проникая в какую-либо дыру, отверстие в земле.
Поскольку лично мне ближе «визуальный» способ вхождения, то начну описание методов именно с него. В этом способе можно выделить два варианта вхождения. Первый я назвал бы «чиста конкретным», другой – «свободный полёт».
Прежде чем описать их, необходимо сказать пару слов о тех условиях, которые благоприятствуют «вхождению». Во-первых, максимальный комфорт тела. Лежать не обязательно, можно полулежать или даже сидеть. Но не должно быть никаких неудобств для тела. Во-вторых, максимальная расслабленность. Полезно пройтись «лучом внимания» по всему телу, чтобы снять все возможные зажимы. Насчёт дыхания трудно сказать что-то определённое. Ни я сам, ни мои знакомые не экспериментировали с дыханием. Возможно, что существует даже какой-нибудь метод «вхождения» на Мост с помощью дыхания, но пока что у меня нет таких данных. Так что пока могу сказать только то, что дыхание должно быть спокойным и произвольным.
Первый вариант «вхождения» заключается в том, что вы визуализируете конкретный объект, через который и проникаете в это состояние. В моём случае это сначала была куча самых разнообразных мостов, что вполне естественно, если вспомнить тот эпизод с рекой, что описан выше. Позднее я обнаружил, что годится всё, что угодно, обладающее возможностью входа и выхода (снова аналогии с шаманской «техникой»?). В конце концов, какое-то время я просто представлял какой-то холм и нелепую дверь на его вершине. Я медленно подтягивался к этой двери и, через замочную скважину, заглядывал, а потом проникал в «иные миры».
В этом способе срабатывает именно принцип Проникновения. То есть, происходит своего роде не-делание входа в пространства, о реальном существовании которых вы не особо беспокоитесь. Просто входите и всё! Единственное, я бы рекомендовал избегать входить в «пространства», заведомо лишённые выхода. Например, однажды я забрался в какой-то кувшин. Это было неприятно.
Прежде чем описать второй способ «вхождения», попробуем провести небольшой опыт. Выберите место, с которого вам открывался бы вид до самого горизонта. Спокойно станьте или сядьте и направьте взгляд на какой-либо предмет, находящийся от вас на расстоянии вытянутой руки. Некоторое время пристально (но без напряжения) смотрите не этот предмет, отмечая те тонкие ощущения, которые возникают в глазах. После этого переведите взгляд на предмет, удалённый от вас на метров десять-двадцать. Точно так же отметьте ощущение в глазах. И, наконец, посмотрите на горизонт, опять-таки отмечая ощущение в глазах.
Если вы будете внимательны, то без труда обнаружите, что смена фокусировки (а именно благодаря этой смене мы «наводим резкость» на рассматриваемые предметы) сопровождается сменой «ощущений» в глазах. Дон Хуан говорил, что намерение притягивается глазами, а я бы сказал, что Мост может вызываться взглядом.
После того, как вы отметили для себя разность этих тонких ощущений в глазах, попробуйте ночью воспроизвести эти «взгляды» с закрытыми глазами. Пробуйте «разглядывать» ближний план перед своими глазами, средний, дальний. Никогда не знаешь из-за какого куста выскочит кролик! То бишь, нельзя сказать точно при каком именно «взгляде» выплывет вдруг та ваша картинка, которая станет проводником на Мост.
Кстати сказать, при этом способе вы вскоре можете обнаружить, что смотрим мы из разных «мест», точек… головы! Это обнаружить достаточно просто. Попробуйте «смотреть» из межбровья, например. Или из центра головы. Или из точки расположенной у затылка.
Если у вас затруднения с отслеживанием всех этих тонкостей фокусировки, то попробуйте совсем простую фишку. Просто смотрите в темноте на какой-либо предмет (неважно, что вам его может быть невидно, главное, что вы знаете, что этот предмет там есть и фокусируетесь на него). А теперь медленно закрывайте глаза, удерживая взгляд на месте. Так, словно продолжаете смотреть с закрытыми глазами.
Таким образом, второй способ заключается в простом «сканировании» разными взглядами того пространства, которое существует перед закрытыми глазами. В какой-то момент ваше внимание привлечёт тот проводник, «уцепившись» за которого, вы сможете проникнуть на Мост.
А что делать тем, у кого вообще затруднительно происходит любая визуализация? Или тем (оказывается, есть и такие!), у кого вообще при закрывании глаз не возникает никаких пятен или точек, а надвигается полная тьма?
Один мой друг делает «кувырок через затылок». Метод довольно прост. Впоследствии он легко получается и при обычном, лёжа на спине, положении тела. Но сначала можно попробовать улечься следующим образом. Подберите поверхность, лёжа на которой (на спине) ваша голова слегка свисала бы вниз. Под ноги можно подложить небольшой валик (из свёрнутого одеяла, например). Полностью расслабьтесь, плавно дышите и представляйте, что тело ваше, словно в невесомости, начинает медленно «вытягиваться» через затылок назад и вниз и совершает кувырок в пространстве. Терпеливо «покувыркавшись» таким способом, вы рано или поздно обнаружите себя в необычном состоянии, которое и будет Мост.
Ещё одним способом, который, кстати, может сопровождаться и визуальными эффектами, может стать тот, который был описан в самом начале. То есть, попробуйте представить себя поднимающимся вверх по какой-то трубе или туннелю. Если вам не нравится подниматься вверх, можете попробовать двигаться вперёд или назад. Главное – воспроизвести ощущение движения, а потом, в нужный момент, куда-нибудь проникнуть. Чем именно будет это «куда-нибудь» сказать трудно. Зависит от ваших склонностей и предпочтений.
Здесь же возникает интересный вопрос: А почему именно труба или туннель? Признаюсь честно – не знаю. Возможно, это какой-то древний архетип. В конце концов, и в этот мир мы изначально проникаем через, своего рода, туннель…
Стоит упомянуть и ещё об одном способе. Он требует большего терпения, но зато «визуализации» просто сами собой накатывают на вас. Способ этот я бы назвал «Утомлённый грибами».
Кому приходилось хоть однажды долго заниматься поиском грибов в лесу (не собиранием, а именно поиском, и чем дольше этот поиск – тем лучше!), тот неизбежно сталкивался с этим. Если вы походите по лесу достаточное время, отыскивая грибы, то вечером, перед вашими закрытыми глазами станут проплывать сухие листья, трава, ветви, короче говоря, те места, которые вы внимательно исследовали в поисках добычи. Картинки эти довольно навязчивы и даже могут вызывать неприятные ощущения. Но если не пытаться от них избавиться, а расслабиться и дать им плавно протекать, стараясь не впасть в сон, а как можно дольше удержать дремотное состояние, то вполне можно очутиться на Мосту.
Говорят, подобный эффект возникает и после игры в некоторые компьютерные игры. Но тут я ничего не могу сказать – не пробовал. Зато могу сказать, что долгая прогулка по берегу моря, с внимательным разглядыванием песка и камней под ногами, даёт хороший эффект.
Кстати, хотя Кастанеда ничего и не говорил об этом состоянии, но у него мы встречаем одно «упражнение», где нужно было разглядывать узоры из сухих листьев, а потом попытаться найти их в сновидении. Это тоже работает.