С течением времени образ сирен менялся. Первый их историк, Гомер, в
двенадцатой песне "Одиссеи" не описывает их наружность: у Овидия это птицы
с красноватым опереньем и лицами юных дев; у Аполлония Родосского они
кверху от пояса женщины, а нижняя часть туловища у них, как у морских
птиц; у испанского драматурга Тирсо де Молины (и в геральдике) они
"полуженщины, полурыбы". Не менее спорен и их характер: Лэмприр в своем
классическом словаре называет их нимфами; в словаре Кишера они чудовища, а
в словаре Грималя - демоны. Живут они на каком-то западном острове, вблизи
острова Кирки, однако мертвое тело одной из них, Партенопы, было прибито
волнами к берегу Кампаньи и дало имя славному городу, ныне называемому
Неаполь. Географ Страбон видел ее могилу и наблюдал игры, периодически
справлявшиеся в ее память.
В "Одиссее" говорится, что сирены завлекают моряков и топят суда и
что Улисс, дабы слышать их пенье и все же остаться живым, заткнул уши
своим спутникам воском, а себя приказал привязать к мачте. Сирены,
соблазняя его, обещали ему всеведение:
Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец,
Сердцеусладного пенья на нашем лугу не послушав;
Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав,
Знаем мы все, что случилось в троянской земле и какая
Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян;
Знаем мы все, что на лоне земли благодатной творится.
[Песнь двенадцатая, 187 - 191. (Пер. - А.Жуковский)]
В одной легенде, записанной знатоком мифологии Аполлодором [Аполлодор
(II в. до н.э.) - древнегреческий писатель и историк] в его "Библиотеке",
говорится, что Орфей на корабле аргонавтов пел слаще, чем сирены, и по
этой причине сирены пробросались в море и были превращены в скалы, ибо им
было суждено умереть, когда их чары окажутся бессильными. Также и сфинкс,
когда его загадку отгадали, бросился в пропасть.
В шестом веке в северном Уэльсе поймали сирену и окрестили ее, и в
некоторых старинных календарях она значится как святая под именем Мерджен.
Другая сирена в 1403 году проскользнула через брешь в плотине и жила в
Харлеме до самой своей смерти. Ее речей никто не мог понять, однако она
научилась ткать и как бы инстинктивно поклонялась кресту. Некий хронист
шестнадцатого века утверждает, что она не была рыбой, ибо умела ткать, и
не была женщиной, ибо могла жить в воде.
В английском языке различается классическая сирена и русалка с рыбьим
хвостом. На создание образа русалки, возможно, повлияли тритоны, младшие
божества в свите Посейдона.
В десятой книге "Республики" Платона восемь сирен управляют движением
восьми концентрических небесных сфер.
В одном грубо откровенном словаре мы читаем: "Сирена - вымышленное
морское животное".