Цитата сообщения illabes
17-й гусарский Черниговский полк
Давно я не выкладывал в свой дневник ничего про гусар. Александрийские гусары представлены наиболее полно на сайте
http://blackhussars.ucoz.ru
Повторять изложенное там я не буду, а вспомню сегодня о Черниговских гусарах, тем более что мне в сети попалось фото полкового знака.
Знак 17-го Гусарского Черниговского Великого Князя Михаила Александровича полка. Мастерская А. Тиландера. Санкт-Пeтербург. Утвержден 2 мая 1912 г.
Черниговский гусарский полк являлся одной из старейших воинских частей русской армии, в этом году ему исполнится 340 лет. Он был создан гетманом Демьяном Многогрешным из казаков, преданных договору с Россией, подписанному гетманом Богданом Хмельницким. За свою многолетнюю историю полк в разные годы был охотницким (легкоконным), карабинерным, драгунским, кирасирским, конно-егерским и, наконец, гусарским. Участвовал в Полтавской битве 1709 г., суворовских походах и наполеоновских войнах (с 1805 по 1814). За бой под Шенграбеном (1805) в Австрии черниговцы первыми из кавалерийских частей получили Георгиевский штандарт, пожалованный императором Александром I, с Георгиевским навершием и надписью «Пять против тридцати», ставшей девизом полка на многие годы. В этот день пятитысячный отряд князя Багратиона остановил более чем тридцатитысячный корпус маршала Мюрата, выведя из-под флангового удара русско-австрийскую армию под командованием Кутузова, сумев захватить пленных и знамя французов. В составе малочисленного русского отряда, проявившего мужество и героизм, находился Черниговский драгунский полк. За сражение при р. Кацбах (1813) полк получил 13 Георгиевских серебряных труб.
Полк был расформирован в 1833 году и вновь создан в 1896 году. Второе рождение полка связано с городом Орлом, куда в сентябре 1896 года прибыл первый эскадрон. В Орле построили церковь Черниговского полка Покрова Пресвятой Богородицы, заложив ее 14 июня 1898 года. Шефом полка с 1897 г. являлась великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы. Полк прославился в Русско-японской 1904-1905 гг. и Великой (Первой мировой) войнах. За одну из лихих атак в РЯВ гусары 2-го, 3-го и 6-го эскадронов были удостоены права носить на головных уборах надпись «За дело 18 июня 1905 г. под Санвайзой» (Сайвадзы), гусары 1-го, 4-го и 5-го эскадронов – «За отличие в 1904 – 1905 гг.» После Русско-японской войны и убийства мужа Елизаветы Федоровны великого князя Сергея Александровича ее духовником стал настоятель Покровского храма полковой священник отец Сергий (Митрофан Сребрянский) (был причислен к лику святых в 2000 г.) С 1909 года командиром и с 1911 года - шефом Черниговского полка являлся великий князь Михаил Александрович, младший брат царя Николая II, почетный гражданин города Орла, имя которого носил полк до последних своих дней в эмиграции.
В Великой войне полк успешно действовал против австрийцев, но пропаганда большевиков сделала свое дело - полк покинул австрийский фронт, хотя и одним из последних - в конце 1917 года. При этом пять офицеров полка были убиты солдатами. Основная масса их потом разошлась «по домам», прихватив с собой все, что можно было, из полкового имущества, в том числе и Георгиевские серебряные трубы. Потом их за бесценок сбыли в Нарве местному добровольно-пожарному обществу.
Часть младших чинов встала под красные знамена, один из них - будущий генерал Красной армии Горбатов. А офицеры организовали 5-й дивизион в составе Алексеевского полка Добровольческой армии. В вооруженных силах юга России черниговцы воевали в 1-м кавалерийском полку, а в русской армии - в 3-м полку. Пятнадцать из них погибли в боях, шестнадцать гусар утонули с эсминцем «Живой» 17 ноября 1920 года при эвакуации войск генерала Врангеля из Крыма. В эмиграции в Галлиполи (Турция), а затем в Белграде (Сербия) было создано Общество объединения чинов 17-го гусарского Черниговского полка, целью которого было объединение чинов, сохранение традиций воинской части, реликвий и Георгиевского штандарта, сбор документов об истории полка. В общество в 1930 г. входило 73 человека (65 черниговцев и 8 прикомандированных гусар Нежинского полка).
Начиная с июля 1931 г. всем членам общества регулярно рассылались «Извещения» и тем самым поддерживалась связь между членами общества. «В 1936 г., - говорится в очередном «Извещении», подписанном секретарем объединения корнетом Г. А. Куторгой, - была получена одна из серебряных труб, возвращенная югославским офицером полковником Шкриньяром, который, будучи молодым офицером австрийской конницы в I Великую войну, захватил в плен нашего трубача и отобрал у него трубу».
Все предвоенные (перед Второй мировой) годы штандарт полка и другие реликвии хранились в русской церкви в Белграде. Там же хранились вывезенные офицерами с Юга России знамена Российской армии, под которыми сражались под Полтавой, в Альпах, у Бородино, реявшие над турецкими крепостями и осенявшие Севастополь. Среди них 19 штандартов кавалерийских полков (Елисаветградского и Кав. уч. полков, Лейб-гусарского Павлоградского, Ольвиопольского уланского, Астраханского драгунского, Вознесенского уланского, Киевского гусарского, Новгородского драгунского, Одесского уланского. Ингерманландского гусарского, Чугуевского уланского, Изюмского гусарского, Черниговского гусарского, Тверского драгунского, Северского драгунского, Текинского конного) и войсковое знамя Уральского казачьего войска. В церкви Святой Троицы были сооружены киоты в память императора Николая II, адмирала А. В. Колчака, генерала Л. Г. Корнилова, мраморная доска привезенная с Дальнего Востока в память генерала М. К. Дитерихса. Здесь были выставлены серебряные георгиевские трубы и рожки и Св. Николаевские трубы времен Крыма 1920 г.
Но когда в 1944 году начались бомбежки города английской авиацией, председатель общества полковник И.И. Хакольский перенес реликвии полка из храма к себе домой. По роковому стечению обстоятельств бомба попала прямо в его дом, полковник погиб вместе со своей семьей, а с ним и большинство полковых реликвий и архив полка. Но чудом уцелел полковой штандарт и Георгиевское навершие. Штандарт вывез в Аргентину уроженец города Орла полковник Нестеренко, который погиб вместе с женой в 1954 году на тяжелых работах в слюдяных рудниках (отравление газом), принадлежавших некоему русскому предпринимателю Д.И. Полуяну. Завладев штандартом Полуян установил связь с советским посольством в Аргентине и стал договариваться, как выгодно сбыть похищенный штандарт. Родственнице жены полковника Нестеренко по фамилии Бенкович удалось забрать штандарт у Полуяна, Потом штандарт был вывезен в США, сначала в Лос –Анжелес, а потом в Сан-Франциско, где в 50-е годы XX века было возобновлено общество гусар-черниговцев (секретарь корнет Г. А. Куторга, председатель полковник Клейн). Г. А. Куторга - выпускник Орловского Бахтина кадетского корпуса. «Извещения» от общества вновь стали рассылаться по всему миру оставшимся в живых 17 гусарам - черниговцам (один из них - младший брат поэта С.С. Бехтеева поручик Алексей Сергеевич Бехтеев, живший в Италии и издававший газету «За веру и верность»). В 1968 году к 300-летнему юбилею полка на Покров Пресвятой Богородицы одним из гусар, художником из Австралии Б. В. Мерсье, был написан список полковой иконы, который освятили в храме Казанской иконы Божьей Матери в Лос-Анджелесе. Там же был помещен синодик с именами всех известных и умерших в эмиграции черниговцев, полковой Георгиевский штандарт и навершие с памятной надписью «Пять против тридцати».
Позднее штандарт перешел в музей ветеранов «Белого движения» при обществе «Родина».
По благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия в г. Орле на месте Покровской церкви Черниговского полка должна быть возведена часовня. В 1998 году Георгиевский штандарт 17-го гусарского Его Императорского Высочества великого князя Михаила Александровича Черниговского полка обществом «Родина» вместе с навершием и гвардейской лентой был передан в Центральный музей Вооруженных сил России в Москве, где они сейчас выставлены в одном из залов.
17 февраля 1998 в Орле на штабе полка, в настоящий момент это здание банка, была установлена мемориальная доска, а 4 ноября, в день Казанской иконы Божьей Матери, недалеко от балки Непрец в районе полигона Черниговского полка, Орловского Бахтина кадетского корпуса и других царских полков рядом общественных объединений был поставлен памятный крест с выбитыми на гранитной табличке словами: «Благодарная Россия своим сыновьям».
Так закончилась (хочется верить, что только на сегодняшний день) более чем 300-летняя история одного из прославленных полков Русской Императорской армии. Гусары – черниговцы сумели до конца выполнить одно из своих главных обязательств – сохранить для будущих поколений в России историческую память о себе и своей части.
Совсем скоро осенью в этом году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (день полкового праздника) полку исполняется 340 лет. Возможно, к этому времени энтузиастами будет издана современная «Полковая история» этого славного полка.
http://prgazeta.ru/?print=1363
http://nature.liblife.ru/?id=2446
Карпов Н. Д. «Крым – Галлиполи – Балканы». – М.: «Русский путь», 2002.