Весь комплект штампов для жителей северных территорий в рупоре газеты министерства обороны "Красная Звезда":
неоднократное "с удивлением узнал", "невозможно было даже представить", "этим вопросом лет 15 никто не занимался", "никто годами не обращал внимание","лоббисты старались навязать командованию ВДВ", "реальные нужды", "новый облик" и прочее.
Позже часть из сказанного командующим более высокие чины опровергли внеся свою толику в творящуюся неразбериху.
На полигоне под Псковом проходит дивизионное командно-штабное учение с управлением 76-й десантно-штурмовой дивизии. Его цель - определить возможности управления соединения при действиях дивизии в качестве оперативного десанта в тылу противника. В качестве «войск обозначения» к КШУ привлечено более 1.000 человек, а в рамках намеченного на сегодняшний день десантирования запланирована выброска парашютно-десантной роты, 40 разведчиков на управляемых парашютах «Арбалет» и 15 единиц техники. При этом три БМД-2 будут десантированы с экипажем внутри машин (десантирование людей в технике не проводилось с 2003 года). В ходе КШУ, призванного смоделировать и просчитать возможности соединения по автономному ведению боевых действий в тылу противника, будут «обкатаны» недавно поступившие в дивизию образцы техники и вооружения - от самоходных противотанковых орудий «Спрут» до перспективных автомобилей «Ивеко» и «экспроприированных» у грузинской армии квадроциклов.
- В интересах боевого применения министром обороны и начальником Генерального штаба ВС РФ принято решение сохранить Воздушно-десантные войска в дивизионной структуре, - сказал, предваряя учение, командующий ВДВ Герой России генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
И данное КШУ, по его словам, призвано еще раз подтвердить целесообразность сохранения войск именно в дивизионной структуре. Ну а накануне учения Шаманов побывал на ведущем российском предприятии по разработке и производству средств десантирования техники - Московском конструкторско-производственном комплексе «Универсал», где рассказал представителям предприятий о перспективах развития ВДВ, новых требованиях Верховного Главнокомандующего к боевому применению вверенных ему войск и стоящих в связи с этим перед промышленностью задачах.
Новые «старые» приоритеты ВДВ
А задачи эти более чем масштабны: в ближайшие десять лет ВДВ должны полностью перевооружиться, получив не только новую технику, но и новые средства ее десантирования. При этом выделение последних отдельной строкой имело под собой основание: дело в том, что начиная с 2000 года наметился очевидный разрыв между принятием на вооружение новой техники Воздушно-десантных войск и средств ее десантирования. Так, принятые на вооружение соответственно в 2004 и в 2006 годах БМД-4 и «Спрут» не имеют средств десантирования до сих пор. Как и ставший основным транспортным автомобилем ВДВ двуосный КамАЗ, и десантный бронетранспортер «Ракушка». В советское время подобное, по словам Шаманова, невозможно было даже представить: вместе с техникой сразу же принимались на вооружение средства ее десантирования. Но в последние годы по ряду далеко не объективных причин эта система разладилась. В результате финансирование разработки и производства заказываемой по линии ГРАУ техники позволило не только принять на вооружение, но и поставить в войска роту на БМД-4, дивизион самоходных противотанковых пушек «Спрут» и более сотни новейших КамАЗов. При этом средства десантирования для БМД-4, «Спрута» и КамАЗа, финансируемые по линии заказывающего управления ВВС, находятся лишь на этапе государственных испытаний.
- Задумав десантировать на этих КШУ несколько «четверок», я с удивлением узнал, что в войсках нет ни одной системы, позволяющей десантировать БМД-4, - констатировал командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
В целом же ситуацию, при которой развитие средств десантирования заметно отстает от создания и поступления в войска новой техники, командующий ВДВ назвал неприемлемой, пообещав, что впредь такого не будет. Не оставил Шаманов без внимания и высказанное промышленниками сожаление, что разработчикам и производителям средств десантирования не всегда удается найти понимание в подчиненном ВВС (а не ВДВ) заказывающем управлении, которое возглавляет полковник Игорь Крылов.
- При личной поддержке начальника Генерального штаба, с которым у нас в этом вопросе полное понимание, подобные проблемы и спорные ситуации теперь будут решаться в интересах Воздушно-десантных войск, - пообещал генерал-лейтенант Шаманов.
Впрочем, о серьезности намерений командующего ВДВ навести в этом вопросе порядок можно было судить уже по самому факту его визита на Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал» накануне определяющего вектор дальнейшего развития ВДВ учения. Ну а глубина проблем, поднятых Шамановым на совещании с производителями систем десантирования техники, недвусмысленно показала, что известный победами в Чечне генерал, вопреки газетному клише, готовит вверенные ему войска не только к локальным конфликтам, наподобие трех кавказских кампаний, в которых ему довелось участвовать.
- Благодаря традиционно высокому боевому потенциалу ВДВ действительно де-факто стали некоей мобильно-ударной составляющей сил общего назначения, потому что именно десантников первыми бросают во все «горячие точки». Однако готовность к боевому применению по классическому десантному сценарию - с высадкой в тылу противника - является нашей не менее приоритетной задачей, чем готовность к участию в таких локальных конфликтах, как операция по принуждению Грузии к миру, - констатировал командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов.
Наращивая мобильность.
На МКПК «Универсал» командующий недвусмысленно дал понять представителям промышленности, насколько серьезное значение он придает развитию средств десантирования техники и людей. Более того, после посещения цехов завода и рабочего совещания с разработчиками и производителями систем десантирования, в котором приняли участие представители госкорпорации «Ростехнологии» и холдинга «НПО «Парашютостроение», стало ясно, что рабочий визит командующего на «Универсал» и идущее в эти дни под Псковом командно-штабное учение - звенья одной цепи. Общая же задача этих мероприятий - нарисовать контуры возможного боевого применения ВДВ по классическому десантному сценарию - с масштабным десантированием в тыл противника.
- В середине апреля, - пояснил Шаманов, - буду докладывать начальнику Генерального штаба предлагаемую нами концепцию сил быстрого реагирования, создаваемых на основе Воздушно-десантных войск.
Эта концепция, по словам генерала, предполагает возможность быстрого создания и наращивания группировок на любых угрожаемых направлениях и различные сценарии их боевого применения, включая выброску оперативного и оперативно-тактического десанта на занятую противником территорию.
Насколько серьезно командование ВДВ относится к проработке этой концепции, стало ясно, когда Шаманов озвучил, прямо скажем, неожиданную идею: помимо военно-транспортной авиации к переброске грузов для войсковых нужд предполагается привлечь и гражданских перевозчиков, в частности компанию «Волга-Днепр», которая уже давно доставляет американские военные грузы в Афганистан и Ирак.
- В ходе работы над этой концепцией, - пояснил командующий, - мы, проанализировав американский опыт, выстроим свою идеологию быстрого реагирования. Для чего, с одной стороны, просчитав возможности нашей военно-транспортной авиации, определимся, что нам надо отремонтировать, а что - построить, те же, например, большие транспортники Ан-124. С другой стороны, мы должны учесть возможности нынешних и перспективных систем десантирования грузов и техники.
При этом и наращивание парка ВТА, и развитие систем десантирования, по словам Шаманова, будут определяться не предложениями производителей, а логистикой применения будущих сил быстрого реагирования, основу которых составят соединения ВДВ.
- Как только мы утвердим замысел этих сил, сразу же перейдем к технике: просчитаем, сколько и чего нам понадобится, и определим, какими мы видим перспективные образцы, - продолжил командующий. - При этом габаритно-весовые характеристики техники в любом случае будут определяться возможностями самолетов военно-транспортной авиации. Потому что вышедший за рамки этих характеристик «Спрут» создал нам большие проблемы: из-за того, что Ил-76 берет не три, а лишь две такие машины, «Спруту» уже не найдется место в первой волне десантирования.
Задача - «бросить» дивизию.
Следующее высказанное промышленникам откровение генерала: проанализировав ситуацию, он пришел к выводу, что из-за войн и прочих объективных причин вопросами применения ВДВ по основному предназначению уже лет 15 серьезно не занимались. Но настало время собирать камни, и поэтому он, с одной стороны, решил провести КШУ, в ходе которого смоделировать боевое применение десантно-штурмовой дивизии в новой оргштатной структуре, а с другой - понять производственные возможности российских производителей систем десантирования техники, особенно флагмана отрасли - Московского конструкторско-производственного комплекса «Универсал».
- Поставленная перед нами Верховным Главнокомандующим и министром обороны ближайшая задача - быть способными десантировать в тыл противника десантно-штурмовую дивизию, вот ее мы и должны все вместе решить, - перевел разговор с руководителями предприятий в конкретное русло командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
В ближайшее время, по словам генерала, по его поручению будет проведена ревизия всех средств десантирования, а в дальнейшее оснащение ими войск будет внесен ряд существенных коррективов. Так, из-за дороговизны узбекского хлопка, например, который служил сырьем для изготовления пороховых двигателей парашютных реактивных систем, от последних решено отказаться, переведя весь парк десантируемой техники на парашютные бесплатформенные системы. А используемые в комплексе с ними многокупольные системы, по мнению командующего, нуждаются в совершенствовании: большое количество куполов создает трудности при швартовке, ощутимо затягивая подготовку техники к десантированию. А при выброске дивизии, точнее, ее десантируемых передовых сил, это лишнее время может оказаться решающим. Словом, боевое применение ВДВ, по словам Шаманова, будет в немалой степени зависеть и от возможностей производителей парашютных систем.
- Планируя боевое применение дивизии в качестве оперативного воздушного десанта, - пояснил Шаманов, - необходимо, во-первых, понять возможности нашей военно-транспортной авиации к 2020 году, а во-вторых, определиться, какими системами десантирования мы будем пользоваться? Вот тогда станет ясно, сколько людей и техники сможем десантировать за один заход, а сколько будем сажать посадочным способом. И уже с учетом этого планировать объекты захвата.
Ставка на лидера.
Посетив Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал» и проведя на нем рабочее совещание с производителями и разработчиками систем десантирования и парашютных систем, командующий еще раз подтвердил, что именно МКПК видится ему головным разработчиком перспективных систем десантирования грузов и техники ВДВ.
- «Универсал», - пояснил Шаманов, - со времен Маргелова - бесспорный лидер в этом вопросе, создавший большинство стоящих на вооружении войск подобных систем. А во-вторых, именно это предприятие располагает необходимым для решения наших задач производственным и научным потенциалом.
Поэтому, как бы ни старались лоббисты навязать командованию ВДВ в качестве головного разработчика этих систем одно неспециализированное предприятие юга России, ВДВ, заверил Шаманов, будет делать ставку на лидера направления.
- Только «Универсал», - со свойственной ему категоричностью еще раз подтвердил генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
Впрочем, начало диалога командующего с руководством «Универсала» и холдинга «НПО «Парашютостроение» также было выдержано в весьма категоричных тонах. Так, когда руководители этих структур рассказали командующему о нелегком финансовом положении предприятий холдинга, обусловленном малым объемом гособоронзаказа, Шаманов предложил им не «плакаться в жилетку», а рассказать, какие системы десантирования они могут предложить войскам в ближайшей и среднесрочной перспективе, и какую помощь ждут от командования ВДВ? Когда же, отвечая на этот вопрос, заместитель директора МКПК полковник запаса Виктор Жиляй рассказал о планах по созданию управляемых парашютно-грузовых платформ, позволяющих десантировать грузы и технику на расстояниях до 80 км от точки выброски, командующий тут же его прервал:
- Американские попытки создать подобное окончились неудачей, а у нас на такие проекты пока нет средств. Поэтому давайте поговорим о более реальных вещах, - предложил Шаманов.
Напомнив, что до 2015 года большая часть выделяемых по гособоронзаказу средств будет направлена на перевооружение ядерной триады (РВСН, ВМФ и ВВС), генерал высказал свое видение финансирования предприятий разработчиков и производителей средств десантирования и парашютных систем.
Под реальные войсковые нужды.
- Наша задача, - пояснил командующий ВДВ, - направить большую часть средств на разработку перспективных систем десантирования, продержавшись ближайшие годы на старом запасе. Чтобы начиная с 2015 года, а может и раньше, когда увеличится финансирование, начать их массовый выпуск.
При этом Шаманов особо отметил, что ждет от промышленности - «Универсала» и его соисполнителей - не предназначенные непонятно для чего разработки, а недорогие и эффективные системы десантирования под конкретные войсковые нужды, под поступающие на вооружение ВДВ образцы новой техники.
- Руководством Минобороны, - развил эту мысль командующий, - принято решение развернуть на базе КамАЗа производство автомобилей для личного состава «Ивеко» и через три года довести его объем до 2 тысяч автомобилей в год. Это будет основной автомобиль для так называемых легких соединений сил общего назначения, под определение которых попадают и дивизии ВДВ. Вот под «Ивеко», как и под двухосный КамАЗ, который принят основным автомобилем по подвозу материальных средств для ВДВ и морской пехоты, можно уже планировать десантируемую платформу. Также в ближайшей перспективе нам понадобятся средства десантирования для БМД-4 и БТР «Ракушка». Поэтому попрошу директора «Универсала» в двухнедельный срок подготовить предложения по разработке средств десантирования для названной техники. Предложите свою идеологию, которую мы обсудим с производителями техники и руководителями заказывающего управления и Главного оперативного управления Генерального штаба. Вот эта работа точно не будет напрасной. По тому же «Ивеко», например, вопрос почти решен. И мы, не исключено, посадим на эту машину наш полк спецназа, для чего в массовом порядке потребуются средства десантирования под «Ивеко».
Ну а советник командующего ВДВ полковник запаса Александр Куничкин добавил, что в целях унификации необходимо иметь единую систему десантирования для большинства образцов гусеничной и колесной техники ВДВ, которая подходила бы и для БМД-2, на ближайшие 5-8 лет остающейся основной боевой машиной «крылатой пехоты».
«Универсальные» решения.
И такое решение на «Универсале», как оказалось, есть! Это единая модульная (состоящая из скрепляемых типовых модулей) платформа, призванная заменить существующую десантируемую платформу П-7. Новая, предлагаемая и разработанная «Универсалом» в инициативном порядке платформа в зависимости от количества модулей способна десантировать колесную и гусеничную технику весом от 4 до 18 тонн. А значит, подобное решение подойдет и для КамАЗа, и для «Ивеко», и для «Ракушки», и для БМД-2.
- Вот это в десятку, - одобрил идею командующий.
Не меньше понравились ему и две другие, предложенные «Универсалом» инициативные разработки - одноразовый поддон для десантирования грузов и парашютная бесплатформенная система с усиленной амортизирующей подушкой.
- Создание более мощной амортизирующей подушки, - пояснил заместитель директора «Универсала» Виктор Жиляй, - на основе высокотехнологичных материалов позволит уменьшить количество куполов, а экономичный одноразовый поддон, используемый по принципу «бросил и забыл», позволит десантировать до 4 тонн грузов. При этом такой поддон будет не только существенно дешевле используемой сегодня многоразовой платформы П-7, но и настолько легче последней, что удастся в 1,5 раза увеличить полезную грузоподъемность самолета Ил-76.
А вот от предложенной «Универсалом» идеи низковысотного (с 10-15 метров) десантирования грузов и техники командующий ВДВ отказался:
- Не нужна нам экзотика, да и не стоит распылять средства, словом, в ближайшие 5-7 лет никакого низковысотного десантирования, - резюмировал генерал-лейтенант Шаманов.
В целом же командующий, по его словам, визитом на «Универсал» остался доволен. Он поручил своим заместителям по вооружению и ВДС генерал-майорам Михаилу Левшунову и Николаю Беляеву вместе со своим советником Александром Куничкиным и директором МКПК «Универсал» Сергеем Родионовым, просчитав потребности войск и возможности предприятия, подготовить программу обеспечения ВДВ перспективными средствами десантирования.
- Чтобы у меня появились основания доложить начальнику Генерального штаба, как мы по годам можем развивать системы десантирования и какие средства на это необходимы, - резюмировал генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
Ну а чтобы предприятию, которому решено доверить реализацию такой сверхзадачи, как перевооружение ВДВ перспективными средствами десантирования, легче дышалось, командующий пообещал походатайствовать перед первым заместителем председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Владиславом Путилиным о принятии программы модернизации производства «Универсала» стоимостью 300 млн. рублей. А вместо прощальных слов Шаманов напомнил директору МКПК «Универсал» Сергею Родионову о государственном масштабе миссии, которую он согласился на себя возложить, и ответственности за завтрашний день ВДВ.
- Не подведем, - пообещал Сергей Родионов командующему Воздушно-десантными войсками России.
Новый облик «крылатой пехоты».
Побывав с командующим ВДВ на заводе «Универсал», я поймал себя на мысли, что, похоже, присутствую при переломном моменте в истории войск. Ведь последняя четверть уходящего века создала совсем иной образ десантника, чем он был когда-то воспет в культовом кинофильме о ВДВ «В зоне особого внимания». Этот рожденный Афганистаном и Чечней новый, более реальный образ десантника - на броне, в грязи, в бронежилете и каске - запечатлелся и в хрониках пятидневной российско-грузинской войны. Мы и впрямь настолько привыкли воспринимать десант неким передовым ударным отрядом локальных войн и «горячих точек», что, видимо, начали забывать о первичном, классическом предназначении «крылатой пехоты».
- Готовясь к этому КШУ, я удивился, узнав, что последнее, 48-е по счету, десантирование людей внутри боевых машин приходится аж на 2003 год, - поделился во время визита на «Универсал» генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
И добавил, что обстоятельства и войны последних лет чрезвычайно отдалили десант от его классических боевых задач. Никто годами не обращал внимания, что при модернизации БМД-1 в БМД-2 заводчане «за ненадобностью» не устанавливают кронштейны, конструктивно предназначенные для крепления кресел «Казбек», обеспечивающих десантирование экипажа внутри боевых машин.
Но теперь усилиями военачальника, которого солдатская молва нарекла когда-то окопным генералом чеченских кампаний, ВДВ возрождаются в своем первоначальном варианте!
- Реально ли, - спрашиваю командующего, - учитывая сложившиеся реалии, лет через 5 бросить с самолетов дивизию, да еще и с людьми под броней?
- При той поддержке, которую оказывают войскам министр обороны и начальник Генерального штаба, мы просто обязаны в эти сроки решить такую задачу, - уверенно отвечает Шаманов.
Слова командующего напомнили июльское полковое учение 108-го десантно-штурмового полка под Новороссийском, за ходом которого наблюдал начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Вспомнив, с каким пристрастием генерал армии Макаров следил тогда за всеми этапами полкового учения и с каким вниманием знакомился потом с предлагаемыми промышленностью образцами оптики, индивидуальной экипировки и беспилотных летательных аппаратов, я подумал, что через каких-то пять лет десантирование в составе дивизии действительно может стать такой же реальностью, как без боя разбежавшаяся при появлении в Абхазии Шаманова грузинская армия.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:
http://www.redstar.ru/2010/03/25_03/1_02.html