-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Гей-удолбаный-в-хлам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.06.2003
Записей: 13388
Комментариев: 145985
Написано: 227234


Don't look back in anger.

Среда, 07 Сентября 2011 г. 16:59 + в цитатник
"При любой так называемой катастрофе задавай вопрос: Будет ли это важно через пять лет?"
(c) here.

В принципе, это здравая рекомендация. Я вырвал её из списка других наставлений, которые ходят сборниками из цитатника в цитатник, подкупая кажущейся мудростью и доступностью рецепта.

Впрочем, и без критики подобного рода наставлений как жанра (в общем и целом он отвратителен), именно по этому пункту мне есть чего сказать.

Так вот: все мои катастрофы до сих пор важны. Их было несколько: 1991, 1992, 1998, 1999, 2002, 2008, 2009. И все они до сих пор со мной. Все они живы в моей памяти, и я их вспоминаю по несколько раз на дню — не потому, что я зациклен на своём прошлом, а потому что, когда я ничем особенным не занят, мое сознание привычно гоняет взад-вперёд киноленту воспоминаний, причем делает это непринуждённо, ненавязчиво, на автомате. Какие-то ассоциации, какие-то образы, какие-то слова из момента текущего, из момента актуального — всё это нередко имеет отголоски в личном прошлом.

Беда трезвости в том, что без постоянного притока бухла, прошлое возвращается всё, возвращается сразу, всё как есть, точнее, всё как было, и остаётся уже всерьёз и надолго. Залить мозги бухлом и забыть-да-оторваться, этого уже не получается. Приходится принимать, приходится с собой соглашаться, потому что иначе-то выбора всё равно нет — если прошлым терзаться, это будет психопатия; если гордиться, это будет нелепая потуга на гордыню; если злиться или грустить, это будет пустая трата душевных сил. Прошлое — это картинка на стене, база данных опыта, и забавное кино, но не более того.

И катастрофы — они там, они в общем ряду событий, хороших и не очень, странных или прекрасных, в общем ряду впечатлений, запомнившихся образов, навсегда оставшихся со мной звуков, слов, запахов, зрительных кадров, и тактильных ощущений.

Так что неправа старая нью-йоркская тётка — всё всегда будет важно.

И не только катастрофы. Влюблённости, радости, подарки, потери, настоящие любови и море всякого рода приключений — всё это мне всегда будет важно. Потому что это моя жизнь, и не чья-то, которую можно посмотреть как кино, и забыть. Потому что без тех катастроф я не сделал бы тех выводов, на которых основана моя жизнь сейчас. Потому что без той созерцательности, что была у меня когда-то по пьяни на закате тяжёлого дня, у меня не было бы спокойной созерцательности обыкновенного заката обыкновенного бессобытийного дня, который я имею сегодня.

Иными словами, отбрасывать своё прошлое, презрительно или небрежительно к нему относиться — это хорошо лет в 20, когда каждый новый год открывается, как новая вселенная, и при появлении каждой новой вселенной, старая автоматически списывается в шлак. Но когда этих вселенных у тебя в запасе уже целый писклявый выводок, причём все они разные, забавные и горькие, прекрасные и тяжкие, их уже просто так не отбросишь, не проигнорируешь — и, присмотревшись, понимаешь, что они были, в общем-то, весьма хороши, и ты реально вёл себя как сильный человек, реально включал ум, где надо, и реально умел отрезаться от мира, когда стоило отрезаться, а когда тебе было пиздец как хуёво, ты хотя бы умел это выразить словами, и плевать что многие это воспринимали как слабость — слабость-то как раз в молчании и гордыне — и даже, чёрт возьми, ты сейчас был бы не против повторить многое из пройденного материала.

Чур, конечно, чур. Но, даже видя все те явные и грубые свои ошибки, я всё равно по-своему люблю своё прошлое, какое бы оно ни было пьяное, грязное, хамское, неуравновешенное и бестолковое. Я не бегал от грязи, но не злился на чистоту, я не гнался за счастьем, но и не бежал горя, я не прятал слабостей и не рисовал красивеньких масок.

Возможно, потому я и трезв сейчас — прошлое занимательно и интересно, но оно всё-таки прошлое. У меня к нему нет умилительной снисходительности или нарочитого отторжения; нет никакого "праведного" гнева или досадного раздражения на самоё себя — скорее, есть симпатия, и дружелюбная ирония, типа, "Бля, ну ты даёшь, брат". И, конечно, признательность друзьям и мирозданию — ведь всё-таки, без дружеской помощи и симпатии, без какой-то взаимовыручки и поддержки, всё это могло бы кончиться очень и очень скверно. Спасибо за это всем, кто оказался там и тогда, и не прошёл мимо, и спасибо мирозданию и богам.

* * *

Собственно, к чему это всё... На самом деле, это важно — приятие собственного прошлого; мир со своим прошлым, это залог мира с будущим. Сколько я видел жертв и заложников собственного прошлого, сколько я видел тех, кто гонялся за ним с саблей или огнемётом, сколько я видел тех, кто зря и попусту тратил на войну со своим прошлым силы и чувства, кто этой войной отравливал себе и настоящее, и будущее. А у меня этого нет, мне везёт. У меня мир. Хотя, конечно, заглядывать туда, оно всё-таки страшновато. Но — мир. Это главное.
Рубрики:  Memories
Наши нравы
Программное


Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям

ToryKotta   обратиться по имени Первый пост в интернете за все мое нахождение в нём, который вызвал желание прокомментировать.... Среда, 07 Сентября 2011 г. 19:07 (ссылка)
Твои мысли в нём - очень мудрый и верный подход к себе, своему "я" (ведь наше прошлое - это тоже часть нас самих...)
Сама рекомендация, давшая тему для мыслей из поста - все равно за неё кому-то спасибо, и я буду ею пользоваться. Пользоваться в том ключе, что я капитальный "паникер", и развожу на пустом месте проблему. А подумав так, как рекомендуется, я могу "остыть", и трезво взглянуть на ситуацию.
Эту рекомендацию можно узкопрофильно использовать (как в моем случае), - только в эмоциональном отношении к катастрофе сейчас. Потому что если это действительно катастрофа, то надо думать не о том, какой же ужас со мной случился, а о том - как решить проблему. По этому поводу у меня есть такой подход: переживать до того, как что-то произошло - еще рано, во время события - не до переживаний, а уже после него - смысл нервничать?, если уже "поздняк метаться", надо принять положение дел таким, каковы они есть.
Оглядываясь назад, присоединяюсь к тебе - тоже есть много катастроф. Точно так же сознание в состоянии не особенной занятости поднимает на поверхность прошлое (часто еще болезненное в мыслях). Но как психолог (хоть и сапожник без сапог :) ) - понимаю, что без того самого иногда неприятного, иногда депрессивного, иногда постыдного прошлого не было бы настоящего такого, какое оно есть сейчас. И я считаю глупым думать "а если бы я сделала так и так, было бы совсем по-другому, было бы так здорово и вот так-то хорошо". Еще Будда говорил "Мы - продукт наших собственных мыслей", все моё прошлое - это опыт. А опыт, каким бы он ни был, не бывает плохим. Он всегда полезен.
Ответить С цитатой В цитатник
plan-che   обратиться по имени Среда, 07 Сентября 2011 г. 19:34 (ссылка)
Хм. Жить настоящим , спокойно принимая прошлое и не париться по будущему..... Так бывает? Кому нить удавалось?
Ответить С цитатой В цитатник
Гей-удолбаный-в-хлам   обратиться по имени Среда, 07 Сентября 2011 г. 19:48 (ссылка)
ToryKotta, понятные вещи.

plan-che, ну, мне удаётся, в общем и целом -- причём уже давно. По трезвости это гораздо легче, потому что гораздо больше контроля за собой, реального волевого контроля, а не алкогольного забытья, как раньше.

насчет прошлого -- сказали бы мне тогда, что я буду сидеть в 2011 году тихий и спокойный, прекрасно помня то что я помню -- ни за что не поверил бы. А оно так и есть.

что касается будущего -- оно и так мне всегда было капитально похуй. После известных перемен, стало похуй уже не эмоционально, а логически, как продолжение принципа не-ожидания ничего от будущего -- вот с будущим-то как раз проще всего оказалось, почему-то.
Ответить С цитатой В цитатник
plan-che   обратиться по имени Среда, 07 Сентября 2011 г. 21:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Гей-удолбаный-в-хлам

Вов, значит - Счастье от ума?
Не верю. Но это хуйня, главное, чтоб верил ты.
Ответить С цитатой В цитатник
Сиррум   обратиться по имени Четверг, 08 Сентября 2011 г. 02:18 (ссылка)
проблемы прошлого всегда кажутся не столь значительными рядом с проблемами настоящего.
думаешь, ну, не так уж оно было и хардкорно. могло быть хуже.
а чаще даже думаешь, хех, то, что тогда казалось мне проблемами - с одной стороны, незначительно, с точки зрения меня-сегодняшнего, с другой стороны, хорошо, что они были, те проблемы, потому что они дали мне возможность понять, почему они были, для чего, к чему они привели, и чему научили.
любой опыт бесценен.
и я благодарен своим прошлым проблемам. потому что благодаря им сегодня я есть то, что я есть.

так что ToryKotta +1

хотя всегда жил по принципу "могло быnm и хуже" и "надейся на лучшее, готовься к худшему".

но это уже, пожалуй, к будущему. и к этому худшему я готов, потому что знаю, что будет. в масштабах семьи-то точно.

и надеюсь, конечно. верю.
в лучшее.
Ответить С цитатой В цитатник
Гей-удолбаный-в-хлам   обратиться по имени Четверг, 08 Сентября 2011 г. 08:14 (ссылка)
plan-che, да, счастье от ума -- если это именно ум, а не заумь.

ошибка состоит в том, что за ум люди принимают всё что угодно, кроме того, что действительно работает и помогает жить.

можешь верить или не верить, а факты остаются фактами.

* * *

yue_liang, тоже неправ -- я прекрасно понимаю, что в сравнении с проблемами прошлого, мои проблемы настоящего -- ерунда.

но не надо прошлое демонизировать, так же как и идеализировать, или вообще на нём зацикливаться -- оно было, хорошее или плохое (скорее, и того и другого грубо поровну), и всё.

справочный опыт остаётся.
эмоциональное наследие остаётся.

но фактические проблемы, равно как и проблемы сознания -- они были тогда, и есть сейчас, просто они разные, да и относишься ты к ним совсем по-другому уже.
Ответить С цитатой В цитатник
Сиррум   обратиться по имени Четверг, 08 Сентября 2011 г. 14:04 (ссылка)
) а проблемы будущего? )
кроме того, всё это очень и очень индивидуально (естественно), потому что лет хотя бы пять-семь назад я и не представлял, что мои тогдашние проблемы окажутся ерундой по сравнению с сегодняшними. точно так же весьма вероятно, что лет через десять я буду думать так же, только уже ерундой мне будут казаться сегодняшние мои проблемы.
всё относительно )

а так, конечно, они разные. и сравнивать их неправильно, - но сравнивать эмоциональный эффект, а также количество экспириенса, за них получаемого - почему бы и нет? )

а впрочем, ладно. спорить не стану. просто... захотелось почему-то оставить комментарий )
Ответить С цитатой В цитатник
Гей-удолбаный-в-хлам   обратиться по имени Четверг, 08 Сентября 2011 г. 14:54 (ссылка)
yue_liang, ну да, спорить особо не о чем.
в таких вопросах, даже если видишь, как человек капитальнейше сам себе жизнь отравляет, (я не тебя имею в виду), даже если пытаешься что-то переменить, он сопротивляется.

сравнивать можно и нужно, но строго без эмоций, а то легко скатиться в крайности -- в плач ярославны или в шапкозакидательский марш энтузиастов -- а оно же одинаково вредно.
Ответить С цитатой В цитатник
Сиррум   обратиться по имени Четверг, 08 Сентября 2011 г. 14:58 (ссылка)
Гей-удолбаный-в-хлам, просто анализ. эмоции в каждом случае - но безэмоционально. как исследователь. учёный. делать выводы. и в крайности, да, не скатываться )
Ответить С цитатой В цитатник
Гей-удолбаный-в-хлам   обратиться по имени Четверг, 08 Сентября 2011 г. 15:03 (ссылка)
угу, я о том и говорил.
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] [Новые]