На днях я написала статью о чухарях, а мне несколько читателей сделало замечания, что, мол, я перепутала. Якобы нет такого слова — "чухари", а людей, о которых я пишу, на самом деле называли чухонцами (или чухной).
Давайте разберемся, кто такие чухари, и кто такие чухонцы.
Итак, чухарями раньше звали вепсов. Вепсы — один из малочисленных финно-угорских народов, издревле проживающих на территории нынешней Карелии, Вологодской и Ленинградской области.
Это не ругательство! Этот народ так называли даже ученые, в своих научных работах. Вот, к примеру, несколько публикаций о вепсах, где они названы чухарями:
Более того, вообще слово вепсы появилось только в ХХ веке. Советская власть многим малочисленным народам дала новые названия.
Например, название «энцы» предложено советским этнографом Г. Н. Прокофьевым в 1930-е годы и образовано им от «эннэчэ», что буквально означает человек. А вот сами тундровые энцы называли себя «сомату»; лесные энцы — «пэ-бай», или по названию родов.
Или эвенков до ХХ века звали «тунгусами» или «ороченами». Этноним «эвенки» стал официально использоваться в качестве общепринятого лишь с начала 1930-х годов.
Что касается вепсов, то сами себя северные вепсы раньше называли людикелед, средние — вепсляйжет, а южные вепсы — чухарид.
Можно предположить, что "чухари" как раз и произошло от "чухарид". А в 20-30 годах ХХ века чухари уже официально стали называться вепсами, и так это название везде закрепилось.
Чухонцы
Согласно распространенному мнению так называли прибалтийско-финские народы (весь, сету, ижора, ливвики и прочие). Я и сама так думала.
Однако, на днях я обсуждала этот вопрос со специалистом по северным топонимам, и истории коренных народов севера Антоном Пиириниеми, и он мне раскрыл очень интересный момент:
Оказывается, чухонцами называли прибалтийско-финские народы именно лютеранского вероисповедания. Раньше "водораздел" шел по вере.
Т.е. карелов и вепсов чухонцами не называли (так как они были православными). Наоборот, сами же вепсы и карелы называли чухонцами финнов. Для вепсов Эстония и Финляндия шла под общим названием Чухонщина.
В самом деле, даже в словаре Даля сказано, что чухонец — это пренебрежительное обозначение финна (в разговорной речи, например, в старом Петербурге, могло употребляться и без пренебрежительного оттенка).
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
Так что получается, что чухари — это вепсы, а чухонцы — прибалтийско-финские народы лютеранской веры (то есть, как правило, финны, ингерманландские финны).
Хотя, конечно, кто-то мог чухной называть вообще называть всех подряд, без разбора, и не отличая, что это разные народы, разной веры.