ОТСУТСТВИЕ ОБЪКТИВНОГО “СМЫСЛА” В ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ |
Метки: смысл |
НЕПОЗНАВАЕМОСТЬ “ИСТИННОЙ СУЩНОСТИ” (окончание) |
Метки: познание сущность |
НЕПОЗНАВАЕМОСТЬ “ИСТИННОЙ СУЩНОСТИ” |
Это чётко сформулировал И.В. Сталин:"...нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познанны силами науки и практики." Человек, познавая своим рациональным мышлением целостный безраздельный материальный мир, раскрывает, по словам Сталина, на какие "вещи", "свойства", "связи", "явления" его удобно расчленять для практических целей.
Метки: познание сущность |
ВРЕМЯ |
При разработке строгой микроскопической релятивистской теории материи П.Дираку (1932) пришлось ввести так называемый многовременной формализм, в соответствии с которым каждой микрочастице приписывается своя временная переменная. В этом формализме теряет смысл макроскопическая формулировка принципа причинности.
Метки: время Пуанкаре |
НЕВОЗМОЖНОСТЬ МАТЕМАТИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ |
Метки: кибернетика мышление |
ПОЙМУТ ЛИ НАС ДРУГИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ |
Метки: объект понимание |
НА ЧЁМ ОСНОВАНО ВООБРАЖЕНИЕ |
Метки: воображение эйдетическая память |
ЖАЖДА ПОЗНАНИЯ |
"Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою".
Метки: жажда познания любознательность |
УСЛОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ |
Метки: вещь закон природы гносеология |
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ (окончание) |
Метки: мировоззрение модель |
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ (продолжение) |
Метки: мировоззрение мышление познание |
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ |
Метки: мышление познание |
ПАМЯТЬ НА УЗНАВАНИЕ |
Научное изучение памяти на узнавание ранее увиденного или услышанного впервые было начато в 1886 г. Вольфом и продолжено Бине и Анри в 1894 г. К сожалению, до сих пор многие исследователи не отдают себе отчёта, что в экспериментах, посвящённых изучению этого вида памяти, нельзя заставлять испытуемых называть либо словесно характеризовать узнанные элементы, т.к. им тогда придётся включать не только механизм действенного узнавания при посредстве натуральной памяти, но и механизм словесного опознавания, основанный на совсем другой, на декларативной памяти. Первые планомерные исследования памяти на узнавание осуществил в 1957 г. Р.Шепард, а в 1973 г. Л.Стэндинг сумел организовать чистые эксперирименты, в которых было полностью исключено использование испытуемыми декларативной памяти.
МЕТОДИКА СТЕРНБЕРГА
Во всех видах памяти человека и высших животных припоминание основывается не на последовательном сканировании, а на целостном обзоре сразу всего содержимого памяти. Последовательным является процесс сознательного мышления, который У.Джемс поэтому назвал потоком сознания. При экспериментальных исследованиях натуральной памяти необходимо исключать либо отвлекать мышление человека и нельза заставлять испытуемого словесно описывать воспоминание.
Метки: память узнавание |
ОТЛИЧИЯ НАТУРАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ОТ ДЕКЛАРАТИВНОЙ |
Декларативная память человека возникает не взамен его натуральной памяти, а дополнительно к ней и независимо от неё. Сто лет назад в психологии бытовал термин tabula rasa (чистый лист), которым обозначали состояние декларативной памяти только что родившегося ребёнка. Термин был неточен, т.к. у новорожденного и даже у двухлетнего ребёнка декларативная память не пустая, а просто-напросто отсутствует. Человек рождается только с натуральной памятью. При правильном воспитании взрослым удаётся стимулировать появление у него декларативной памяти лишь к трём-четырём годам его жизни.
Натуральная память появляется ещё у человеческого эмбриона, и у новорожденного она отнюдь не пустая. Она содержит множество врождённых данных, инстинктов и программ действий. Она быстро заполняется необходимыми для жизни данными и адаптивными программами (условными рефлексами). Всё это "размещается" в памяти совсем не так, как в декларативной. В ней воспоминания не подразделяются по искусственным человеческим категориям (знакам, как их называл Выготский) - пространству, времени, причинам, следствиям.
В человеческом понимании все воспоминания свалены в натуральной памяти "в общую кучу". Более того, И.П.Павлов заметил, что добавление сюда ещё одного воспоминания немедленно изменяет все остальные. Подробнее механизм суммирования, наслоения рефлексов в натуральной памяти исследовал Ч.Шеррингтон (1906). К сожалению, в XXI веке исследователи памяти животных, например из Торонтских университета и педиатрического центра, в своих исследованиях подобных феноменов руководствуются не моделью целостной натуральной памяти, а предвзятыми механистическими представлениями о "вытеснении" старых воспоминаний новыми. Массив данных натуральной памяти ("куча") представляет собой единое целое.
Незнание этой особенности натуральной памяти привело известного физика М.Борна (1955) к неверной трактовке механизма появления у человека восприятия конкретных вещей: "Я предлагаю выразить это таким образом: сказать, что рассудок (Verstand) констатирует через бессознательный процесс "инварианты" восприятия и они суть то, что простой человек называет "реальными вещами"." Во-первых, рассудок (разум) мыслит только сознательно, основываясь на данных декларативной памяти. Во-вторых, бессознательная психика, основывающаяся на натуральной памяти человека, не способна выявить, что собака, сидевшая возле него, потом попрыгавшая вокруг и исчезнувшая вдали - это одна и та же собака, инвариант по Борну. В отличие от декларативной памяти, память натуральная не способна обеспечивать человеку сопоставление данных "раньше" и "потом". Это прерогатива декларативной памяти и основанного на ней сознания. В натуральной памяти сохраняются и старые и новые данные органов чувств, но активируются в виде воспоминаний лишь те из них, что помогают "интерпретировать действием" (С.Л.Новосёлова) наблюдаемую здесь и сейчас действительность. Американский нейрофизиолог Прибрам заметил, что память напоминает голографическое изображение, где каждая часть изображения содержит данные обо всём массиве, не только в пространстве, но и во времени. Он же первый определил механизм припоминания в натуральной памяти как ассоциация по содержанию.
НЕДЕКЛАРАТИВНОСТЬ НАТУРАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
В этих экспериментах не учитывалось, что по привычному маршруту любой человек передвигается, пользуясь данными своей бессознательной натуральной памяти, из которой невозможно извлечь воспоминания по запросу исследователя. В случаях же препятствий и затруднений у сотрудников Смирнова включалось сознание и происходящее с ними запоминалось в декларативной памяти. Только содержание этой памяти поддаётся произвольному припоминанию и только о воспоминаниях этой памяти можно рассказать другим людям.
Метки: Павлов декларативная память натуральная память |
НАТУРАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО |
И у примитивного человека (если он человек), и у высокообразованного европейца оба вида памяти - натуральная и декларативная- в принципе одинаковы, но у примитивного человека декларативная память занята в основном мифологическими и религиозными данными и не мешает проявлению натуральной памяти. Он ей доверяет, как европеец доверяет своему телу при езде на велосипеде. Зато европеец с недоверием относится к своему интуитивному "внутреннему голосу" и поэтому часто не обращает внимания на богатые возможности своей натуральной памяти.
Метки: Выготский "внутренний голос" натуральная память |
РЕДУЦИРОВАНИЕ ЗАПОМИНАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ |
Память живой материи - это не фотография и не ленинское "отражение". Это всегда субъективное впечатление об объективной действительности, предназначенное для бессознательного жизнеобеспечения или для познания природы сознанием. Правда, у детей часто наблюдается непонятный феномен, очень похожий на фотографическую память. Йенш назвал его эйдетической памятью и выяснил, что из 205 детей в возрасте 10 - 15 лет ею обладают 37%. С возрастом она, как правило, бесследно исчезает. Но изредка эйдетическая память сохраняется и у взрослых. А.Р.Лурия наблюдал за журналистом С.В.Шерешевским на протяжении 30 лет, начиная с 1926 г. У него запоминание зрительных образов сопровождалось запоминанием вкуса, звуков, запахов. Лурия установил, что в большинстве случаев запоминание состояло в создании зрительных образов того. что требовалось запомнить. Словам при их запоминании Шерешевский тоже придавал зрительную форму и цвет.
Все эйдетики видят свои воспоминания так, словно мозг проецирует их на некий внутренний экран. Очень удобное свойство. Почему же практически все люди с возрастом теряют эту способность? Исследование взрослого эйдетика С.В.Шерешевского показало, что отсутствуют какие-либо физиологические причины угасания эйдетизма. Может быть подобная память ограничивает творческие способности человека, и природа, для которой в человеке главным являются его познавательные способности, в ходе эволюции нашла способ блокировать её в зрелом возрасте, когда закончилось основное обучение ребёнка.У Шерешевского заметных творческих способностей не было обнаружено.
Запомнить в декларативной памяти в полном объёме какой-либо объект или событие принципиально невозможно. В разных жизненных ситуациях они предстают перед субъектом в разных ипостасях. Потенциально число возможных и реальных его взаимодействий с внешним миром бесконечно. Объект, без редуцирующего определения, без указания выделенных нами его свойств и признаков, представляет собой нечто, о чём ничего нельзя сказать. В русском языке слово "определить" означает "поставить предел", ограничить.
В значительной степени редуцирует содержимое декларативной памяти непрерывно действующий процесс забывания. Современные физиологи и психологи предполагают, что при забывании следы памяти не разрушаются, а блокируются. Забывание старых следов чаще всего является благотворным. Наблюдение за людьми с феноменальной памятью показывает, что невозможность забывать отрицательно сказывается на познавательных способностях человека.
Метки: декларативная память редуцирование эйдетическая память |
ПАМЯТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Аристотель изучал главным образом декларативную образную память. Жане - декларативную словесную память, а Уотсон - процедурную память. Все они считали, что изучают одну и ту же память человека. Некоторыми современными исследователями выделяется ещё и особый эмоциональный вид памяти - память чувств. На наличии этой памяти настаивал ещё Рибо, однако самонаблюдения показывают, что самостоятельной памяти на эмоции нет. Воспоминания человека об определённой жизненной ситуации тесно связаны с теми эмоциями, которые данные ситуации вызывали в прошлой жизни. Скорее всего, активированные воспоминания заново вызывают соответствующие эмоции в лимбической системе головного мозга.
Метки: динамический стереотип натуральная память процедурная память |
СОХРАНЕНИЕ НАТУРАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО |
Начальные представления о двух видах памяти человека сформулировал французский мыслитель де Кондильяк (1749). Декларативную память он называл памятью, а натуральную - воображением. Он первый выяснил механизмы воспитания у человека декларативной памяти и сознания:"Как только человек начинает связывать идеи со знаками, обнаруживается, что у него возникает память. Как только появилась память... , начинают высвобождать душу из-под зависимости предметов".
Выготский заново открыл и развил эти выводы, но не во всём сумел преодолеть гнёт устарелой парадигмы, общепринятой в начале ХХ века. Например, чётко представляя себе, что "мы дышим, ходим, пишем и говорим, играем на рояле, читаем и одеваемся совершенно автоматически", он вдруг пишет, будто по мере развития декларативной памяти человека, его натуральная память "как бы отступает на задний план". Хорош был бы человек с отступившими на задний план ходьбой и чтением! А в статье, написанной совместно с А.Р.Лурия, Выготский вообще пропустил несуразность:"постоянное употребление логических механизмов глубоко видоизменяет работу нашей памяти".
Такие представления не подтверждаются наблюдениями над людьми с нарушениями в работе декларативной памяти. Между тем, в научной литературе описано множество примеров "выпадения" части воспоминаний из декларативной памяти и сохранения бессознательных воспоминаний об этих же событиях в натуральной памяти. Так, одна молодая женщина после двухмесячного летаргического сна забыла всех знакомых и родных людей. Ей пришлось заново с ними знакомиться. При этом она к своим "новым" знакомым сохранила "старые" симпатии и антипатии, которые обосновать не могла.
Натуральная память в неизменном виде остаётся у человека всю жизнь. Более того, при психических болезнях сознания натуральная память обычно остаётся сохранённой. Декларативная память появляется у людей не путём преобразования натуральной памяти, а создаётся в качестве "возрастного новообразования". Выготский лично убедился, что "деятельность афатика, у которого выпадают высшие знаковые операции, возвращается к примитивной неразделённости", что подтверждает сохранение даже у психически больных людей животной натуральной памяти.
От подобных неясностей и непоследовательностей новые знания первооткрывателей обычно очищают их ученики и последователи. Так, открытия Галилея, Борелли, Кеплера, Гука привёл в вид законченной системы их великий ученик Ньютон. Точно так же поступили с теорией электромагнетизма Максвелла Герц и Хевисайт. А вот Выготскому не повезло. У него не оказалось достойных учеников. Один из самых известных из них - А.Н.Леонтьев - навязал советской школе психологии абсурдный постулат, будто в ходе своего превращения из бессознательного человека разумного в разумного человека разумного он " должен овладеть своей натуральной биологической памятью, сделав её памятью человеческой".
Просто поразительно читать труды учеников Леонтьева, в экспериментах которых явно наблюдаются проявления натуральной памяти у сознательных испытуемых, но авторы трудов натужно ищут им другое объяснение. Так. Я.А. Пономарёв (1971), описывая эксперименты по исследованию творческого мышления, называл данные, запоминаемые испытуемыми в декларативной памяти, "прямым продуктом", а неосознанно запоминаемые в натуральной памяти - "побочным продуктом". Из своих экспериментов он пришёл к выводу, что " в отражении прямого и побочного продуктов действия есть общее связующее звено...".
Как Л.С.Выготскому приходилось заново переоткрывать выводы де Кондильяка, так и современным психологам приходится заново открывать изученные Выготским особенности возникновения и функционирования декларативной памяти человека. Э.Шахтель обоснованно объяснил детскую амнезию отсутствием у детей до трёхлетнего возраста навыков языковой обработки своих впечатлений и отсутствием у них декларативной памяти. Д.Слобин сделал очень важные выводы из аргументов Шахтеля: наши воспоминания детства отсутствуют в декларативной памяти, но сохраняются в памяти натуральной, из которой их воспроизведение в сознание невозможно. Отсюда остался один шаг, которого не сделали ни Шахтель, ни Слобин, до признания существования невоспроизводимой натуральной памяти у взрослого человека.
Метки: Выготский натуральная память |
ОТКРЫТИЕ В.Н.ПУШКИНЫМ РОЛИ НАТУРАЛЬНОЙ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ |
Аналогичную ошибку допустил немецкий философ Ф.Якоби, который в конце жизни подготовил общее собрание своих трудов и уведомил читателей, что повсюду, где раньше у него речь шла о разуме, следует читать ум, а вместо ума - разум. Понимая, что ум, как целостное восприятие действительности, полнее её отражает, Якоби не отдавал себе отчёта, что воспринимаемые умом данные нельзя называть знанием в человеческом понимании этого слова, т.к. содержимое натуральной памяти, на которой основывается ум, невозможно передать другим людям. В этом смысле ум животных следует относить к умениям, а не к знаниям. Только у человека совместное действие ума и разума порождает новый феномен - научное творчество.
Метки: восприятие интуиция познание |