ПРИПОМИНАНИЕМ НУЖНО УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ |
(Человек в животном)
Бывают болезни мозга, при которых речь человека остаётся вполне сохранённой, а сознание нарушено. Так, при значительном поражении лобных долей, больной начинает говорить об одном, перескакивает на другое и не в состоянии фиксировать предмет речи и мышления из-за нарушения работы кратковременной оперативной памяти. О таких говорят - он "не в себе". Замечено, что душевнобольные дают иногда разумные ответы на вопросы. смысл которых они сейчас не понимают, но ранее, в здоровом состоянии, понимали. Страдающие афазией, не способные произвольно произнести ни одного слова, безошибочно вспоминают слова песни, когда её поют. Слепоглухая Лаура Бриджмен воспитывалась американскими клерикалами, полагавшими, что сознание ("душу") внедряет в человека бог. Они научили её произносить молитвы, но не научили вспоминать прошлые события и предметы, недоступные сейчас к ощупыванию. В результате такого воспитания Лаура не приобрела сознания и осталась на самом примитивном уровне умственного развития. В СССР слепоглухая Ольга Скороходова была воспитана по материалистической методике и стала учёной, кандидатом наук. Для появления у человека сознания требуется выработать у него способность удерживать в оперативной и декларативной памятях последовательности прошлых событий и умение внутренней речью управлять процессом припоминания. Для этого воспоминания должны быть в определённой степени схематизированы. Это наглядно объяснил А.Пуанкаре (1898):"И только когда наши воспоминания потеряют всякую жизнеспособность, мы сможем их классифицировать во времени, подобно ботанику, который располагает в определённом порядке засушенные цветы в гербарии". Схематизирует воспоминания их речевая обработка.
Метки: память припоминание сознание |
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, РОЛЬ РЕЧИ |
(Человек в животном)
На функциональные способности мозга решающее влияние оказывает воспитание. Ребёнок рождается на свет бездушным животным. Все его врождённые рефлексы, инстинкты и влечения взяты из животного мира, и, если оставить его без принудительнеого влияния взрослых людей, то он непременно вырастет бессознательным животным. Многочисленные случаи различного рода "маугли", выращенных животными, оставались на четвереньках, без членораздельной речи и самосознания. Дело здесь не в том, что у выросших в лесу детей были звериные образцы для подражания. В истории человечества неоднократно встречались случаи, когда родители от самого рождения держали детей в одиночестве и не воспитывали в них человека. Неизменно вырастало бессознательное существо, т.к. одного только врождённого инстинкта подражания недостаточно, чтобы воспитать человека.
Наблюдения за поведением детей раннего возраста наглядно показывают, что ничто в их жизни и общении не делает для них необходимым употребление речи.
Всего необходимого они прекрасно добиваются указательными жестами, плачем и истериками. Дети овладевают речью лишь под настоятельным влиянием воспитателей.
Непоправимый вред нанесли бы родители ребёнку, если бы они, наслушавшись либеральных горе-педагогов, предложили своему годовалому младенцу:"Хочешь - говори как мы, хочешь - квакай как лягушка, хочешь - шипи по змениному. Мы не вправе лишать тебя святого права свободного выбора". Нормально слышащие дети глухонемых родителей вырастают немыми, если их изолировать от широкого социального окружения. С другой стороны, способность к овладению речью у людей универсальна. Здоровый ребёнок способен овладеть любым языком, на котором с ним общаются от рождения.
Г.Паск (1972) сформулировал кибернетическое определение человека:"Человек - это система, ориентируемая языком". Русский язык, скорее всего, единственный из языков мира, где в термине "человек" подчёркивается формирование его словом: "человек" произошло от "словек" - пользующийся словом. В опытах А.М.Иваницкого (1990) было показано, что при решении всех типов задач, даже если речевой ответ не требовался, активизировалась словесная левая (у правшей) височная зона.
Б.Ф.Поршнев (1966) отождествлял речевое воздействие на человека с внушением:"Внушение в широком смысле поистине универсально в человеческих психических отношениях. Оно тождественно пониманию слова и речи: всякое слово, произнесённое на "знаковом" языке, это такое слово, которое неотвратимо вызывает определённое представление. Понятное слово и внушённое представление - это одно и то же". Нельзя забывать о неполной однозначности речевого общения и внушения людей. В.А.Лефевр (1973) представлял речевой акт как средство передачи маркированных деталей демонтированной модели говорящего, а процесс понимания - как процедуру монтажа из воспринятых деталей воспринятой модели. Неоднозначность в понимании может возникнуть как в маркировке деталей (при использовании многозначных слов), так и при построении воспринятых моделей.
Совершенно особый вид речи представляет собой письменная речь, которая отсутствует у большинства языков мира. Она требует высокой степени абстракции. Это речь без интонационной, экспрессивной компоненты. Ошибку делают те воспитатели, которые слишком рано учат детей читать и писать. До определённого возраста это можно делать лишь в игровом виде, когда необходимую ребёнку эмоциональную компоненту речи добавляют собеседники. Л.С.Выготский обращал внимание, что, несмотря на современное высокое развитие письменной речи, у людей в качестве рудиментов сохранились её начальные формы, например завязывание узелка на память.
Б.Г.Ананьев (1977) отмечал разновременность наступления зрелости человека как индивида (физиологическая зрелость), как личности (гражданская зрелость), как субъекта познания и как субъекта труда. Историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся деяния и духовные ценности, обретают относительное социальное бессмертие, а некоторые компоненты человеческого существования прекращаются ещё при жизни человека как индивида. Потеряв внешнюю и внутреннюю речь, человек перестаёт быть личностью, субъектом и человеком.
Метки: Лефевр воспитание речь |
ДУША И ТЕЛО |
(Человек в животном)
Душа - это комплекс накопленной человеком за жизнь информации, образующей личность человека. У животных нет декларативной памяти - хранилища души, поэтому у них нет и души. Сами по себе информация и душа идеальны, но они не могут существовать, не будучи записанными на материальных носителях. Совокупность личностной информации не может стать живой душой без органической связи с вещественным телом. Материальным носителем информации души является материя типа тахионной. Душа не жива и без вещественного тела, через которое она общается с внешним миром и при посредстве которого она испытывает эмоции. Со смертью тела этот тандем распадается. Душа слепнет, глохнет, теряет способность радоваться и страдать, теряет любознательность, желание и умение думать. Скорее всего, она бесследно рассеивается в тахионном мире.
Метки: душа идеальное тело |
ВНИМАНИЕ, СОЗНАНИЕ, "Я" |
(Человек в животном)
Внимание действительно является необходимым условием сосредоточения сознательного восприятия на определённых объектах, но его нельзя считать достаточным условием. Внимание есть и у бессознательных животных, поэтому неточным является и определение Э.В.Титчнером внимания как "способности концентрировать сознание". Первую теоретическую модель внимания предложил Д.Е.Бродмент (1958) - модель фильтра. Он относил внимание к нервной системе и предполагал, что она работает как канал связи с ограниченной пропускной способностью. Не выявленный им в мозге фильтр, якобы, настраивается на приём желаемых данных. Согласно же модели Д.Дойч и Дж.Дойч (1963) все сигналы доходят до некоторого гипотетического анализатора, оценивающего их важность. Человеком осознаётся только поток данных, выходящих из этого анализатора. В качестве доказательства корректности своей модели они проводили эксперименты по прослушиванию одного из одновременно читаемых текстов, но самого гипотетического анализатора в мозгу человека не нашли.
В обзоре Т.В.Пиктона (1978) внимание определено как "процесс, лежащий в основе селекции и организации доступной информации для соответствующего ответа". У животных ответ выражается действием, хотя бы идеомоторным. У человека же один из видов движений - это мышление, и его внимание превращается в сознательное восприятие информации. Но способен человек и бессознательно прислушиваться к жужжанию комара, чтобы прихлопнуть его в удобный момент.
Люди, далёкие от психологии, иногда вообще отрицают наличие у себя сознания. Так, много сделавший для развития современной физики Гелл-Ман написал буквально следующее:"... последнее пристанище мракобесов и мистиков - это сознание и самосознание". Но и декан факультета психологии и биофизики с 1974 г. (г. Нью-Йорк) Р.Линас, много лет посвятивший изучению "сознания", не отличает сознание человека от бессознательного отражения наблюдаемого в мозгу лягушки:"... мы воспринимаем отдельные кусочки реальности, цвет, форму, ощущение объекта, звук, который он издаёт, и создаём единый образ из всех этих фрагментов... Из-за того, что все эти фрагменты связываются в единое целое, мы можем сознательно воспринимать происходящее". Такая безграмотность специалистов порой порождает юридические казусы. В 2014 г. апелляционный суд штата Нью-Йорк постановил, что шимпанзе Томми обладает такими же правами, как и другие граждане США. Он, по мнению суда, обладает способностью самоопределения, что является высшей ценностью англосаксонского права.
Иногда психологи плохо различают состояния искажённого сознания от полной его потери. Так, известный исследователь сознания и самосознания В.С.Мерлин относил к бессознательному состояние психического больного, когда он заявлял:"Меня нет" или "У меня чужое тело". Между тем, если больной даже ошибочно способен ответить на вопрос:"На что жалуетесь?", то он в сознании. Более корректно трактовал утрату сознания далёкий от медицины П.Я.Чаадаев (1832):"Взгляните на себя с вниманием обдуманности. Вы тысячу раз на день увидите, что за минуту перед тем не имели понятия ни о том, что делаете, ни даже сознания о вашем существовании". Терминологическая неряшливость учёных порой порождает совсем парадоксальные определения:"Сознание - неосознаваемый (?) и сознаваемый процесс мотивационного и мотивирующего усвоения информации" (Райков В.Л., 2002).
Определённую терминологическую путаницу внёс И.Кант, когда ввёл понятие двойственности осознания человеком собственного "Я": 1) "Я" как субъект мышления и 2) "Я" как объект восприятия и внутреннего чувства. Тенденция не различать сам феномен сознания и формы его проявления и наблюдения распространялись в среде философов с нарастающей интенсивностью, пока не достигла своего абсурдного апогея в современном постмодернизме.
Широкий спектр мнений порождают и безуспешные попытки найти в вещественном мозгу человека отдельную нейронную систему сознания. Даймонд (1976) и Шактер (1989) помещали её в теменной доле правого полушария, в то время как Пенфилд (1975) и Баарс (1988) искали её в таламоретикулярной системе ствола мозга. М.Газзанига (1988) более реалистично настаивает на локализации человеческой самоотносительной способности в левом полушарии в качестве аспекта языка. По его мнению самосознание основывается на "лингвистическом интерпретаторе".
Этот вывод подтверждается и современными данными о динамике разделения функций полушарий головного мозга. У ребёнка в возрасте до четырёх лет, т.е. до окончательного сформирования у него сознания, оба полушария проявляют одинаковые способности к управлению речью, тогда как после этого возраста правое полушарие (у правшей) почти полностью уступает речевую роль левому. Оно сохраняет за собой лишь способность по-животному "понимать" многие словесные команды, но бессильно заставить своего обладателя прореагировать на слова "улыбнитесь", "нахмурьтесь".
Ближе всего подошёл к пониманию основного механизма сознания А.М.Иваницкий (1997), который развил теорию повторного входа (Дж.Эйдельман, 1981) и разработал продуктивную теорию информационного синтеза, основанного на объединении данных от рецепторов с информацией, извлекаемой из декларативной памяти. В своей схеме он учёл участие в осуществлении информационного синтеза гипоталамуса, сенсорно-специфических центров, ассоциативной и лобной коры, но, к сожалению, в недостаточной степени учёл определяющую роль в механизме сознания речевых центров коры головного мозга. Важную подсказку даёт клиника: при поражении левых полушарий у правшей нередки случаи отключения сознания или так называемые сумеречные состояния. Исследования при посредстве позитронной томографии показывают, что речевые центры головного мозга здорового человека активируются при практически всех, даже внутренних, проявлениях сознания.
О решающей роли функционирования речевых структур головного мозга в феномене сознания свидетельствуют исследования нейрофизиологов. Тщательный анализ восстановления сознания после длительной комы у больных с тяжёлой черепно-мозговой травмой показал, что возвращение способности понимать речи совпадает с восстановлением связей между моторно-речевыми зонами левого полушария и другими областями коры.
При переходе к активной речи в моторно-речевой зоне формируются усиленные циклы возбуждения. На основании своих систематических исследований Э.А.Костандов пришёл к выводу о том, что "активация связей гностических корковых участков с двигательной речевой зоной является решающим звеном в структурно-функциональной организации механизмов, обеспечивающих осознание раздражителя". Полностью осознаваемые процессы сопровождаются устойчивой локализацией фокуса максимальной активности в левой лобной доле в передней левой речевой области.
В учебниках психофизиологии под сознанием понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды, социальными контактами с другими людьми. Главное в сознании - это осознание самого себя, возникновение представлений о своей индивидуальности, отличности от окружающего мира. Даже появление у первобытных людей членораздельной речи не сразу привело к возникновению у них сознания. Лингвисты определили, что поначалу в человеческом общении использовались безличные формы предложений, т.к. собеседники не вопринимали себя как личности. Возникновение сознания возможно лишь при наличии у индивида хорошо развитой декларативной памяти, благодаря которой он может вспомнить, что с ним было вчера, позавчера и много лет назад. По теории информационного синтеза Иваницкого постоянная активация необходимых воспоминаний порождает у человека ощущение непрерывности собственного существования. Другие проявления внешнего мира то появляются в поле его наблюдения, то из него исчезают. Он же практически всегда (кроме периодов сна и обморока) остаётся с самим собой. Окончательное формирование постоянного ощущения непрерывности своего существования завершается, когда он приучается размещать воспоминания о текущих событиях в кратковременной оперативной память в виде последовательности состояний своего тела и его рецепторов.
Для возникновения сознания совсем не обязательно иметь современные представления о времени. В начале ХХ века некоторые народы Крайнего Севера не вели счёт годам и люди не знали, сколько им лет. Они выстраивали в индивидуальной декларативной памяти и в устной истории своего народа цепочку запоминаемых событий и говорили:"Это было ещё до моей свадьбы", "Это произошло, когда жив был старый шаман". Столь примитивного представления о "реке времени" вполне достаточно для возникновения сознания людей и коллективного сознания народа. Ребёнок в четыре года ещё не освоил ни календаря, ни часов, но уже знает, что "вчера" - это не "сегодня", и осознаёт себя самостоятельной личностью.
Важной отличительной чертой сознания является то, что оно во многом основано на искусственных моделях, в том числе на модели собственного "Я". В этих моделях описываемая действительность всегда в значительной степени редуцирована и идеализирована. Причём, в течение жизни человека модель собственного "Я" многократно изменяется до неузнаваемости, но психологическое ощущение непрерывности своего существования позволяет человеку не замечать, сколько былых "Я" уже умерло. О каком бессмертии души можно говорить, если в течение жизни тела она не раз умирает?
Метки: Бродмент Иваницкий сознание |
РОЛЬ РЕЧИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ СОЗНАНИЯ |
(Человек в животном)
Начинает общаться маленький человечек совсем так же, как приматы, при помощи голофраз - отдельных звуков, означающих что-то. К двум годам голофразы становятся более точными и появляются спаренные голофразы. В этом возрасте ребёнок владеет примерно 300 словами, но остаётся бессознательным животным. Опытным психологам удаётся довести до этой стадии шимпанзе.
В дальнейшем ребёнок быстро переходит к построению предложений, овладевает первой тысячей слов, начинает пользоваться символическими ярлыками. Его действия постепенно уступают место слову. К сожалению, в психологии развития ребёнка редко проводятся систематические исследования освоения им способов речевой перемещаемости во времени и пространстве, которые являются непременным условием появления сознания. Обычно лишь фиксируется, когда он приучается различать вчера и сегодня, здесь и там. Л.С.Выготский обращал внимание, что "никто не знал ребёнка до 3-х лет, который имел бы желание сделать нечто через несколько дней".
Языковыми отображениями времени почему-то мало интересуются и лингвисты. Их больше занимают понятийные структуры в языках разных народов. Маленький филиппинец вынужден словесно различать 92 вида и состояния риса, эскимосский ребёнок различает десяток разных видов снега с их разными названиями. В индонезийском языке одно и то же слово означает брата и сестру, а в венгерском языке есть четыре слова, обозначающих младшего брата, старшего брата, младшую сестру, старшую сестру. А вот динамику совершенствования словесных представлений детей о времени и пространстве лингвисты и психологи практически не изучают.
В освоении членораздельной речи в значительной степени проявляют себя существенные недостатки оперативной памяти человека, особенно маленького ребёнка. Правильная артикуляция достигается только после много-многократного повторения ребёнком каждого осваиваемого слова, которое постепенно произносится всё более точно. Воспитателям, чтобы избежать закрепления у ребёнка дислалий и картавости, нужно постоянно поправлять его произношение. В этом отношении мы значительно уступаем многим видам птиц, самцы которых способны в совершенстве имитировать очень сложные звуковые последовательности. Годовалый самец чёрной каменки абсолютно точно имитирует голос любой птицы, даже услышав его впервые. Попытка имитировать речь матери у человеческого ребёнка наблюдается лишь в течение первых нескольких месяцев его жизни. Только во втором году у малыша созревают области головного мозга, непосредственно связанные с осмысленным освоением речи.
Даже называя себя на третьем году жизни местоимением "я", ребёнок всё равно не отличает себя от окружающего мира. Л.И.Божович (1979) отмечал, что в этом возрасте ребёнок продолжает оставаться для себя как бы внешним "предметом". Навязывая ему свои представления о пространстве и времени, воспитатели достигают состояния, когда он начинает замечать, что только один объект неизменно остаётся и "здесь", и "там", и "сегодня", и "вчера". Этот объект он сам. Остальные появляются и исчезают, он же неизменно остаётся в наблюдаемом мире.
С этого момента у человека начинает зарождаться самосознание. Поначалу ему речевым общением прививаются бинарные представления о пространственно-временных отношениях: над - под, лево - право, внутри - снаружи, раньше - позже. Постепенно ребёнок привыкает считать пространство и время объективно существующими в природе.
Освоение им человеческих представлений о пространстве и времени закладывает основы формирования у него декларативной памяти. Словесное общение с родителями и соплеменниками понуждает его запоминать, когда он последний раз пользовался лопатой и куда её потом положил. Всё, что запоминал ребёнок до возникновения этого нового вида памяти, поступало в животную натуральную память, из которой произвольное извлечение воспоминаний невозможно. И.М.Сеченов (1873), наглядно сравнивавший декларативную память взрослого человека с хорошо организованной библиотекой, не смог найти объяснение полному отсутствию в ней воспоминаний раннего детства. Его гипотеза детской памяти в виде плохо организованной фрагментированной библиотеки разбилась о невозможность объяснить, "как ребёнок, знавший свою рано умершую мать в течение двух лет, видевший её всё это время каждый день, впоследствии забывает её бесследно, а в зрелом возрасте запоминает на долгие годы черты лица незнакомого человека, с которым провёл какой-нибудь час". Для многих психологов эта загадка осталась неясной до сих пор, т.к. они не знают, что декларативная память появляется у нормально воспитываемого ребёнка не ранее третьего года его жизни, поэтому всё раньше произошедшее не могло в неё попасть.
Ещё Аристотель в трактате "О душе" отмечал двойственность человека, включающего в себя животную и разумную души (памяти), отделённые друг от друга. Неизвестно, знал ли Аристотель, что с разумной памятью и основанным на ней сознанием ребёнок не рождается, что их нужно воспитывать, в том числе словесным воспитанием. В 1703 г. во французской "Истории академии наук" описан случай, произошедший с глухим от рождения молодым человеком. У него внезапно восстановился слух, и через некоторое время, когда он научился говорить, его спросили, как он чувствовал себя ранее. Молодой человек определил своё прежнее существование как растительную жизнь.
Сознание могло возникнуть лишь у стайных животных, постоянно общающихся между собой и вынужденных понимать соплеменников. Одинокие хищники даже при самых высоких умственных способностях не могут ни приобрести сознание, ни передать его потомству. Как в биологии давно сформулирован принцип Ф.Реди (1661) - живое происходит только от живого, так и в психологии все наблюдения и специальные эксперименты неизменно подтверждают, что сознание возникает только под влиянием другого сознания. По этой причине бог любой монорелигии, самый умный и всесильный, в принципе не может обладать самосознанием. Н.А.Бердяев (1931) обращал внимание, что "мысль теологическая никогда не задумывалась о психологии Бога". Может быть поэтому внимание теологов не привлёк вопрос о механизмах возникновения и функционирования самосознания бога.Только у стайных животных, людей и богов имеется врождённый инстинкт подражания "своим", необходимый для появления сознания. Олимпийские боги Древней Греции в мифах интересно жили, общались, любили и ненавидели, поэтому оказались, хоть и выдуманными, но сознательными существами.
Самыми человекообразными считают карликовых шимпанзе бонобо. У них утолщённые красные губы, у самок - отчётливо выраженные молочные железы. Для бонобо характерна склонность к прямохождению, сложная социальная организация и повышенная сексуальность. У них имеется некое подобие языка, состоящего из сотни звуковых сигналов различного назначения и нескольких десятков жестов. По объёму это не так уж далеко от языка человеческих первобытных племён, которые до сих пор обходятся несколькими сотнями слов. Однако взрослый представитель самого примитивного племени людей знает, что такое "вчера" и поэтому обладает декларативной памятью и сознанием, а бонобо пользуются лишь натуральной памятью и живут "здесь и сейчас".
Лейбниц писал:"Главная цель языка заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею, сходную с моей". Он не заметил, что под эту формулировку подпадает и "язык" стрекотания сороки: стая сорок испытывает "ту же идею" (страх), которую испытывал их застрекотавший дежурный. Человеческий язык отличается от сигналов и команд животных тем, что не требует реакции "здесь и сейчас". Люди способны сообщать другим людям, что их ждёт послезавтра, и где это может произойти.
С появлением у первобытных людей декларативной памяти тесно связаны их религиозные представления. Как только человек научается вспоминать прошлые события, он сталкивается со странными фактами: вчера он участвовал в захоронении своей явно умершей матери, а сегодня ночью он общался с ней как с живой. Вначале дикарей такие явления пугают, но затем жрецы неизбежно приходят к идее о загробной жизни бессмертной души.
Представление о том, что во сне человека посещают души умерших или что его собственная душа во сне покидает тело и путешествует, длительное время сохранялось у многих народов. Иногда на живого человека возлагалась ответственность за те "его" поступки, которые приснились другому человеку. Неандертальцы были, по-видимому, последними из предлюдей (или тупиковой боковой ветвью эволюции человека), не имевших представлений о времени и не обладавших декларативной памятью. Об этом говорит тот факт, что в их захоронениях не обнаружено ни оружия, ни предметов труда, которые могли бы "пригодиться" душе умершего. Потребовалась коллективная работа ума многих поколений мыслителей, чтобы в 1-м веке до н.э. Тит Лукреций Кар пришёл к разумному выводу:"Дух вне тела и вне человека быть не способен". Современные рецидивы первобытной веры в возможность жизни души вне тела происходят от лени, от нелюбви людей к процессу мышления.
Метки: Выготский бонобо перемешаемость речь |
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК ОТ ЖИВОТНОГО |
(Человек в животном)
Другой лоренцев критерий - критерий наличия или отсутствия речи, несмотря на многочисленные исследования людей, человекообразных обезьян и дельфинов, оказался весьма неоднозначным. Одни увлечённо приписывают наличие речи шимпанзе, обученным передавать и принимать команды на языке жестов; другие выдвигают гипотезы о существовании у человека так называемого наглядно-действенного мышления, о невербальном составлении внутренних планов будущих действий (Н.А.Пономарёв, 1967; М.И.Лисин, 1997).
Речь - не команды для реакции "здесь и сейчас". Если бы в ходе развития общественной деятельности предлюдей не возникала необходимость сообщать соплеменникам о вещах, отсутствующих в этом месте или в данный момент времени, то речь у людей до сих пор не появилась бы, так как они обходились бы указательными жестами. Кстати. психологи обратили внимание, что указательный жест возникает у ребёнка из неудачного хватательного движения. После того, как мать несколько раз подаст ребёнку то, до чего он не смог дотянуться, сам собой вырабатывается понятный матери указательный жест :"Хочу это!". Так же, скорее всего, в командах предлюдей стали появляться элементы перемещаемости. Например, если соплеменник неверно понял команду вожака и принёс ему камень, которым вчера разбивали орехи, то непонятая команда может стать основой слов:"Принеси вчерашний камень".
Речь - это развёрнутая система общения людей. Её роль в становлении человека человеком видна на примере слепоглухонемых людей. Все исследованные учёными слепоглухонемые от рождения, которым ещё не привита способность к речевому общению с другими людьми, обладают самым примитивным внутренним миром - еда, сон и всё, связанное с едой и сном. Свои потребности они демонстрируют двигательным беспокойством, иногда доходящим до бешенства. Никаких потребностей в общественных связях у них нет. К человеку, обслуживающему их растительную жизнь, они относятся как к полезному предмету. Остальной вещественный мир для слепоглухих является лишь множеством препятствий, причиняющих одни лишь неприятности.После приобретения же речи и сознания слепоглухая О.И.Скороходова занималась даже научной работой.
Человек отличается от животного прежде всего сознанием, которое возникает у трёхлетнего ребёнка лишь после того, как у него появилась декларативная память и в ней накопилось необходимое количество словесной информации о своём прошлом. Но прежде ребёнок должен хорошо освоить речевое общение с другими людьми. Именно общение вынуждает его запоминать в декларативной памяти, что было вчера, а что - позавчера. Кроме того, оперативная память ребёнка постепенно приучается фиксировать на короткое время текущий поток последовательности событий. Это в конце концов приводит к появлению в декларативной памяти каждого здорового ребёнка представлений о непрерывности своего существования, о своей <i>самости</i>. Пятилетний ребёнок ещё не умеет по Хрустову "использовать орудие для производства орудия", но это уже вполне сложившийся человек, который умеет выделять себя из окружающего мира и осознаёт происходящее с ним.
Лейбниц был неправ, когда утверждал, что "сознание не возникает, а лишь мало-помалу вышелушивается из материи". Как из многих миллионов видов животных только у человека возникло сознание и нет никаких промежуточных форм "полусознания", "четвертьсознания" у других животных, так и в каждом человеке оно вдруг возникает в виде "озарения", а не нарастает постепенно.
Основное свойство человеческого языка - его способность сообщать об удалённых во времени и в пространстве событиях - американский лингвист Ч.Хоккет (1958) называл перемещаемостью, которая позволяет людям общаться, когда "предмет сообщения и его результаты удалены во времени и пространстве от источника сообщения". К сожалению, сам Хоккет не уберёгся от обычной в среде психологов подмены перемещаемости, как свойства языка, поведенческой перемещаемостью, т.е. перемещаемостью знаний и умений при посредстве памяти человека и животных. Так, рассуждая о развитии первобытных людей, он относил их культурную преемственность к области языковой перемещаемости. С таким же успехом он мог назвать примером языковой перемещаемости соловьиную трель, которой птенец обучается у сородичей. В широком смысле перемещаемость языковой системы позволяет людям в общении использовать слова "опять", "без", "или", "ведь", не являющиеся командами. Она же проявляет себя в структурных категориях: "над", "под", "вне", "внутри", "потом" и т.п.
Язык обладает истинным свойством перемещаемости, когда имеет свою собственную память - времена глаголов - и когда при его посредстве можно понять и ответить на вопрос:"Что ты вчера делал в огороде?". Именно этим отличается язык людей от довольно обширных наборов команд, при посредстве которых общаются между собой бессознательные животные. Перемещаемость языка порождает у людей новый в животном мире феномен - воображение, способность мысленно придумывать несуществующие ситуации.
Способностью к воображению объясняется религиозность некоторых людей. Бессознательные животные не могут верить в бога и в другие несуществующие явления. Не способны животные так же лгать, это прерогатива человека.
О.Тоффлер (1970) предложил 50 тысяч лет существования человека разумного измерить числом поколений, каждое продолжительностью в 62 года. Получилось около 800 поколений, из которых 650 жили в пещерах и мало общались друг с другом. Только при жизни 70 поколений оказалось возможным, благодаря появлению письменности, осуществлять эффективную связь между поколениями. Лишь 6 последних поколений знакомы с печатным словом. Подавляющее большинство искусственных предметов, с которыми мы сейчас имеем дело в повседневной жизни, было создано нынешним поколением.
Метки: К.Лоренц декларативная память сознание |
СКУКА |
(Животное в человеке)
Метки: скука эмоция развлечения МАО заражение |
РОЛЬ МОДЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ |
(Животное в человеке)
Метки: бессознательное сознание |
СВЯЗЬ СНОВИДЕНИЙ С РЕАЛЬНОСТЬЮ |
(Животное в человеке)
|
СНОВИДЕНИЯ |
(Животное в человеке)
Метки: Жане Ламетри сновидения |
КАК ПРИРОДА УПРАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКОМ |
(Животное в человеке)
Метки: стимулы свобода воли цель |
ОСОБЕННОСТИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ |
(Животное в человеке)
http://ok.ru/profile/560921026440/statuses/64191076584328
Метки: Анохин Павлов условные рефлексы |
ЦЕЛОСТНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ |
(Животное в человеке)
Метки: движения управление |
ЖИВОТНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ, ЗООПСИХОЛОГИЯ |
(Животное в человеке)
РЕФЛЕКС ПОДРАЖАНИЯ У ДЕТЕЙ И ЖИВОТНЫХ
Ч.Дарвин, наблюдая, как шестимесячный ребёнок начинает плакать, когда видит притворный плач кормилицы, полагал, что в столь раннем возрасте ему уже присущи эмоции сочувствия другим людям. На самом деле описанный Дарвиным феномен является проявлением врождённого стайного инстинкта ребёнка подражать остальным членам стаи. Точно так же, ребёнок рано начинает улыбаться в ответ на улыбки окружающих его людей. Генетическим путём он получает довольно большой набор врождённых шаблонов поведения - плачь, улыбка, зевота и т.п. В каких случаях их надо использовать, ребёнок учится, подражая взрослым. Воспитание детёнышей с использованием инстинкта подражания практикуется всеми позвоночными. И только у человека этот инстинкт превращается в веру.
ВНИМАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Следует различать состояния внимания у бессознательного животного и у человека в сознательном состоянии. Животное, выделив из наблюдаемого то, что достойно его внимания, реагирует на это либо соответствующей двигательной реакцией (хватательной, оборонительной и т.п.) либо её идеомоторным вариантом, не переставая присматриваться ко всему остальному в наблюдаемом мире. Человек же в сознательном состоянии реагирует на достойное внимания чаще всего мысленным анализом именно этого - "существенного", "важного".
В случае большой увлечённости наблюдаемыми событиями, он иногда может терять контроль над своими животными реакциями. Учёного, забывающего закрывать форточку, необоснованно называют рассеянным. На самом деле такой учёный не рассеян, а крайне сосредоточен на своих внутренних мыслях и полностью отключил внимание от внешней действительности. Такое состояние бывает у тетерева на току.
Метки: животное бессознательное внимание подражание |
ИСКУССТВЕННОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И.П.ПАВЛОВА |
(Животное в человеке)
Метки: Павлов условные рефлексы |
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦЕЛОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ |
(Животное в человеке)
ЦЕЛОСТНОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Животное, человеческий ребёнок и взрослый человек с занятым "посторонними" мыслями сознанием воспринимают как целое не только собственный организм, но и весь внешний мир. Велосипедист, как правило, не отделяет себя от велосипеда и дороги. А бессознательное животное вообще не способно выделить себя из того, что наблюдает и чувствует. Даже когда стайному животному приходится уступать очередь у кормушки старшему в стайной иерархии, оно не отделяет себя от стаи, а свою задержку в кормлении воспринимает так же, как человек воспринимает мытьё рук перед обедом. Если бы наш мир был сотворён, как полагают верующие люди, единственным создателем, обязательно бессознательным в силу своего одиночества, то он в процессе творения мира не отделял бы его от себя, а в своих представлениях просто изменялся.
Метки: Лурия Шерешевский целостная обработка |
НЕПРИМЕНИМОСТЬ ДЕКОМПОЗИЦИИ |
(Животное в человекен)
Метки: Винер Мак-Каллок декомпозиция функциональные систем ы Анохина |
ОТСУТСТВИЕ АБСТРАКЦИИ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ |
(Животное в человеке)
Некоторые зоопсихологи, наблюдая за шимпанзе, которая после выработки соответствующего условного рефлекса опускает голубой кружок в определённую щель для получения винограда, предполагают наличие у этой обезьяны представления об абстрактном действии "опускать". Приписывание бессознательным животным способности к образованию абстрактных представлений человеческого типа и знакового мышления - это ни на чём не основанный антропоморфизм. Даже у человека в натуральной памяти воспоминания и синтезированные из них представления имеют конкретно-целостный, а не абстрактный характер. Воспоминания декларативной памяти, напротив, чаще всего обобщены, абстрактны.
Однако человек не всегда ими пользуется. Так, взрослый человек знает понятие "вставлять", но он им не пользуется, когда, задумавшись о доказательстве сложной теоремы, закрывает входную дверь. Динамический стереотип привычных действий человека полностью аналогичен действиям высокоорганизованного бессознательного животного, поэтому самонаблюдения могут помочь зоопсихологам лучше понять психику шимпанзе.
СВОЕОБРАЗИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ОБОБЩЕНИЙ
.
Метки: бессознательное |
РОЛЬ ЛОБНЫХ ДОЛЕЙ МОЗГА |
(Животное в человеке)
РОЛЬ ТЕМЕННО-ВИСОЧНО-ЗАТЫЛОЧНЫХ ОТДЕЛОВ
Метки: Лурия лоботомия |