Франсуа Буше, *Светловолосая одалиска*. Для этой картины художнику позировала юная наложница короля Луизон Морфи
Короля Франции
Людовика XV государственные дела интересовали мало – он предпочитал проводить время в развлечениях и удовольствиях. Король поощрял искусство, естественные науки и медицину, ну а самой большой его страстью были женщины. Помимо жены и официальной фаворитки, у него был целый гарем несовершеннолетних наложниц, который он содержал в
Оленьем парке.
Людовик XV
Людовик XV вступил на престол в пятилетнем возрасте, и функции правителя государства за него выполнял регент Филипп Орлеанский. Но даже после того, как он повзрослел и мог самостоятельно заниматься своими непосредственными обязанностями, он не стремился это делать.
Людовик XV
В 1745 г. король познакомился с Жанной-Антуанеттой Пуассон – женщиной, ставшей впоследствии фавориткой, близким другом и советником короля по многим вопросам на долгие годы. В историю она вошла под именем маркизы де Помпадур. По словам Людовика, в маркизе «страсти было, как в ледяной статуе», они не сошлись темпераментами, зато Помпадур успела изучить все привычки и слабости короля. И мастерски ими пользовалась в своих интересах. Когда маркиза поняла, что не способна удерживать внимание короля как женщина, она стала для него настоящей сутенершей – сама подбирала ему любовниц и сама же их удаляла, когда ситуация казалась ей опасной.
Никола Ланкре. Танцы в павильоне
Король панически боялся заразиться «дурными болезнями», поэтому предпочитал совсем юных и невинных девочек. Будущих фавориток готовили к «почетной миссии» с самого детства. В возрасте 9-12 лет их поселяли в «Оленьем парке» – так назывался Версальский квартал, построенный на месте охотничьих угодий Людовика XIII, специально для тайных встреч короля с фаворитками.
Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур
Девочек-подростков покупали у родителей, и нужно сказать, что желающих не просто было немало – от них не было отбоя. Вот, к примеру, письмо одного отца семейства: «Ведомый горячей любовью к священной королевской персоне, я имею счастье быть отцом очаровательной девушки, настоящего чуда свежести, красоты, молодости и здоровья. Я был бы счастлив, если бы Его Величество соблаговолил нарушить ее девственность. Подобная милость была бы для меня ценнейшим вознаграждением за мою долгую и верную службу в армии короля...»
Галантный век
Маленьких девочек обучали хорошим манерам, основам религии, чтению, письму и, конечно, покорности в обращении с сановным кавалером. Говорят, Людовик даже сам их купал и наряжал. Когда девушка достигала 15-летнего возраста, она становилась любовницей короля. Чем старше был он сам, тем моложе были его фаворитки. В 17-18 лет, когда девушка переставала привлекать Людовика, ее выдавали замуж, при этом обеспечивали ей хорошее приданое. О такой судьбе мечтали многие.
Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур
Маркиза де Помпадур следила за тем, чтобы ни одна из любовниц не задерживалась здесь дольше, чем на год, – чтобы король не успел к ней привыкнуть, и чтобы сама маркиза не утратила своего влияния. Однажды юная обитательница «Оленьего парка» Луизон Морфи (Луиза О`Мэрфи), которой прочили роль заместительницы маркизы де Помпадур, посмела спросить у короля, «как там поживает старая кокетка». Через три дня ее выгнали из «Оленьего парка», и короля она больше никогда не видела – он не терпел неуважительного отношения к маркизе.
Франсуа Буше. Темноволосая одалиска, 1743
Классическая
живопись рококо, в частности, одного из самых ярких его представителей
Франсуа Буше, всегда вызывала много вопросов и споров. При жизни художник пользовался невероятной популярностью, позже его начали критиковать за легкомысленность и фривольность, Дидро обвинял его в потакании вкусам низких сословий. Впрочем, вульгарности тогда было куда больше при дворе. Буше часто работал над заказами
короля Людовика XV и его фаворитки маркизы де Помпадур, и его живопись называли зеркалом, отражающим французскую придворную жизнь.
Для картины *Светловолосая одалиска* Буше позировала 12-летняя любовница Людовика XV, 1752
Излюбленной темой мастера всю жизнь оставалась обнаженная женская натура, что приводило к частым обвинениям в распутстве и сластолюбии. Вряд ли эти претензии имели под собой почву – Буше был женат на женщине, которая была на 15 лет его моложе. Он в ней души не чаял, и она всегда оставалась для него идеалом женственности и красоты, что он неоднократно доказывал в своих работах.
Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742
В 1734 г. Буше присудили почетное звание «живописца исторических сцен», что было равнозначно официальному признанию его принадлежности к художественной элите, в 1737 г. он стал профессором Академии живописи и скульптуры, а в 1765 г. – ее президентом. Тогда же он был удостоен титула «первого королевского живописца».
Франсуа Буше. Три грации, 1765
Геркулес и Омфала, ок. 1728–1731
Буше был частым гостем в Версале. В 1748 г. он начал работать для маркизы де Помпадур, от которой с тех пор поступали частые заказы. В 1752 г. она добилась для него разрешения жить и работать в Лувре. Помпадур была любовницей короля всего 5 лет, при этом ей удалось оставаться влиятельной персоной на протяжении десятилетий, до самой смерти Людовика XV. В ней сочетались противоположные качества: острый ум, образованность, дипломатичность – с одной стороны, тщеславие, деспотичность, цинизм – с другой. Она могла помогать художникам и писателям, а потом отправить их в тюрьму за критические высказывания в ее адрес. Буше умел ей угождать – на всех портретах с разницей в 9 лет у нее лицо 20-летней девушки.
Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур, 1750 и 1756
Многие современники осуждали Буше за близость распутному высшему свету. Моралист Дени Дидро, считавший, что искусство должно обличать пороки и устрашать тиранов, обвинял Буше в безнравственности и вульгарности: «У него наблюдается извращение вкуса, колорита, композиции, характеров, воображения, рисунка – причем все это является следствием развращения нравов. Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»
Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур, 1758 и 1759
Тем не менее, талант Буше был достаточно многогранным: он писал пейзажи, пасторали, портреты, картины на мифологические сюжеты, иллюстрации к книгам, эскизы парковых скульптур, гобеленов и театральных декораций, оформлял интерьеры дворцов. Но наибольшую популярность ему принесли скандально известные обнаженные одалиски.
Франсуа Буше. Триумф Венеры, 1740
Франсуа Буше. Туалет Венеры, 1749
И хотя Буше до сих пор обвиняют в том, что он переходит границы приличия, его работы не теряют популярности:
интерпретация классики от Райнера Эльстерманна