Без заголовка |
Австралийский Спелеолог из Австралии Джон Спайс (John Spies) за свои 30 лет жизни исследовал ни много ни мало, а более 85 нетронутых пещер, которые природа разбросалах по всему миру.
В своих изысканиях он нашел много древних захоронений, буддийских реликвий.
Но как он сам говорит ему больше всего нравятся фантастические пещеры Таиланда.
Пещера Тхамлод
Напарник Джона Спайса — Дэйв Пирс (Dave Pierce) — стоит на выступе пещеры Тхамнамланг, провинция Мэхонгсон, Таиланд
|
Без заголовка |
Минск — город-герой, девятый по численности населения город в Европе.
|
Без заголовка |
Расположенная на японском курорте Томаму (Tomamu Resort), на острове Хоккайдо (Hokkaido), терраса Ункай
|
Без заголовка |
1. Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если её решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.
2. Подумав — решайся, а решившись — не думай.
3. Не задерживай уходящего, не прогоняй пришедшего.
4. Быстро — это медленно, но без перерывов.
5. Лучше быть врагом хорошего человека, чем другом плохого.
6. Без обыкновенных людей не бывает великих.
7. Кто сильно желает подняться наверх, тот придумает лестницу.
8. Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно — глаза плачут, а когда глаза плачут — руки вытирают слёзы.
9. Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу.
10. Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.
11. И далёкий путь начинается с близкого.
12. Кто пьет, тот не знает о вреде вина; кто не пьет, тот не знает о его пользе.
13. Даже если меч понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда.
14. Красивые цветы хороших плодов не приносят.
15. Горе, как рваное платье, надо оставлять дома.
16. Когда есть любовь, язвы от оспы так же красивы, как ямочки на щечках.
17. Никто не спотыкается, лёжа в постели.
18. Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.
19. Уступай дорогу дуракам и сумасшедшим.
20. Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра.
21. Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке.
22. Сделай всё, что сможешь, а в остальном положись на судьбу.
23. Чрезмерная честность граничит с глупостью.
24. В дом, где смеются, приходит счастье.
25. Победа достаётся тому, кто вытерпит на полчаса больше, чем его противник.
26. Бывает, что лист тонет, а камень плывёт.
27. В улыбающееся лицо стрелу не пускают.
28. Холодный чай и холодный рис терпимы, но холодный взгляд и холодное слово — невыносимы.
29. В десять лет — чудо, в двадцать — гений, а после тридцати — обыкновенный человек.
30. Женщина захочет — сквозь скалу пройдёт.
31. Спросить — стыдно на минуту, а не знать — стыд на всю жизнь.
32. Совершенная ваза никогда не выходила из рук плохого мастера.
33. Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.
34. Глубокие реки неслышно текут.
35. Если отправился в путь по собственному желанию, то и тысяча ри кажется одним.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Художник Юлия Томеско-Мазманян окончила Днепропетровский Национальный Университет им. О. Гончара, специальность «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство».
Подборка картин:
1.
|
Без заголовка |
Красивейший тропический сад под названием Nong Nooch (Нонг Нуч) был основан в Тайланде в 1954 году одной обеспеченной тайской семьей, которая приобрела на территории прекрасной межгорной долины в провинции Чанбури большой участок земли. Изначально на приобретенной земле посадили фруктовый сад, где выращивали бананы, манго, апельсины, кокосы и другие фрукты.
Хозяйка сада Нонг Нуч, после длительного путешествия по Европе, решила преобразить фруктовый сад, сделав из него тропический парк. Для этого было нанято много талантливых и именитых садовников, которые и воплотили задумку, навеянную впечатлениями из Европы, в реальность. Так, в 1980 году был открыт чудесный сад, который нарекли именем хозяйки Нонг Нуч.
Найти дешевый отдых в Тайланде реально с помощью TripVariator - удобной системы поиска для тех, кто ценит хороший, самостоятельный и бюджетный отдых. Ведь путешествовать по горящей путевке не только интересно, но и выгодно плюс экономно. Подобрав подходящий тур, не забудьте полюбоваться красотой тропического сада Nong Nooch.
Сегодня этот ботанический сад считают крупнейшим на территории Азии. Посетителей порадует редчайшая коллекция великолепных растений тропиков. Есть даже такие, которое не представлены на других континентах мира. Удивительно, что сотрудники сада делятся семенами редких растений со всеми, кто пожелает.
Нонг Нуч состоит из множества отдельных участков, которые оформлены исключительно в своем стиле. Также на территории есть 2 больших водоема, миниатюрная железная дорога, зоосад, театр и даже колледж, где обучают будущих ландшафтных архитекторов.
Гордость сада - нежные и хрупкие орхидеи, которые нелегко вырастить. Здесь их выращивают в специально оборудованных оранжереях с подвесными корзинами. В Тайланде ценят и любят орхидею, она украшает коктейли, блюда, храмы и дома. Кроме того, различные тропические птицы обитают в этом райском уголке. И еще одно зрелище - Сад бабочек, где обитает около 2000 этих насекомых.
Подборка фотографий:
1.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Немногим более пятидесяти километров от города Сучжоу, на берегу озера, располагается Чжоучжуан, один красивейших городов Китая...
Городок окружен сетью озер и рек, именно они наполняют каналы, которые пронизывают удивительный город со всех сторон. Благодаря удивительной красоте этих каналов Чжоучжуан окрестили «Китайской Венецией»...
Здесь есть на что посмотреть...Доминантная достопримечательность городка - его четырнадцать мостов, сооруженных еще со времен правления династии Цин и Мин...
Самый старый мост городка - Фуан, построеный еще в 1355 году. Кстати, основная часть домов – это памятники архитектуры той же династии, и если вам интересно взглянуть, в каких условиях проживали древние китайцы шестьсот лет тому - обязательно посетите Чжоучжуан...
|
Цитата сообщения lipa_fv
Без заголовка |
Цитата |
|
Комментарии (0) |
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Здание - лотос - архитектурная новинка
Хотя я и написала в заглавие, что здание - лотос является архитектурной новинкой, но это не совсем так. Уже есть архитектурные проекты, где в виде лотоса представлено не только одно здание, а целый город с садами и зданиями. Конечно, это не будет мегаполис, а лишь небольшой городок и пока еще только проект, но все может быть в будущем. А в Бразилии, в Рио - де- Жанейро, даже построен дом в виде цветка, а идея этого проекта принадлежит бразильскому архитектору. Как видите облик наших городов меняется и то довольно быстро. Если, вспомните как выглядел ваш город несколько назад, то очень удивитесь как все изменилось. Все вокруг нас идет быстрыми шагами вперед и мы с Вами тоже, чтобы увидеть, что представляет здание - лотос, которое находится в Китае.
|
Без заголовка |
Жозефина ( Josephine Wall) родилась в городе Фарнам, графство Сюррей, Англия в 1947 году. С детства она имела страсть к свету и цвету; её работы рассказывают истории языком фантазии. Чарующие и детальные образы – полёт её свободного воображения, в котором каскад идей. Вдохновение для своих мистических работ она черпает из тесных наблюдений за природой и своего интереса сохранить их.
|
|
Без заголовка |
Галич Александр Аркадьевич - поэт, драматург родился 19 октября 1918 года. ...Странник идет, опираясь на посох, Мне непременно вспомнишься ты! В. Ходасевич Упражнения для правой и левой руки 1. Для правой руки Модерато В этом мире Великого Множества Рождество зажигает звезду. Только мне, почему-то, не можется, Все мне колется что-то и ежится, И никак я себя не найду. И немея от вздорного бешенства, Я гляжу на чужое житье, И полосками паспорта беженца Перекрещено сердце мое!..
2. Для левой руки
Тристе
Подевались куда-то сны,
Лишь вплывает в ночную лень
Тень От этой золотой сосны,
Что припас я про черный день!
3. Для обеих рук
Какие нас ветры сюда занесли,
Какая попутала бестия?!
Шел крымский татарин
По рю Риволи,
Читая газету "Известия"!
Александр Галич - автор пьес: "Улица мальчиков" (1946), "Вас вызывает Таймыр" (в соавторстве с К. Исаевым, 1948), "Пути, которые мы выбираем"(1954; другое название "Под счастливой звездой"), Походный марш ("За час до рассвета, 1957), "Пароход зовут "Орлёнок" (1958), "Матросская тишина"; сценарии кинофильмов: "Верные друзья" (Совместно с К. Исаевым, режиссёр Калатозов), "На семи ветрах" (режиссёр Ростоцкий), "Государственный преступник", "Дайте жалобную книгу", совместный советско-французский "Третья молодость" о Мариусе Петипа, "Беженцы ХХ века" (Норвегия) и автор стихов, прозы и песен.
"А всё-таки я поэт…" - сказал незадолго до своего отъезда Александр Аркадьевич в разговоре с близкими. Казалось, никто с этим не собирался спорить, но сам он долго шёл не к осмыслению, а скорее, к констатации этого факта: если в молодости, выбирая между Литературным институтом (в который легко поступил) и оперно-драматической Студией Станиславского, Галич остановился именно на Студии, то позднее вернулся к тому, с чего начал - к поэзии.
|
Без заголовка |
Произведения искусства, как и люди, имеют свою судьбу и свою биографию. Многие из них сначала принесли славу и известность своим создателям, а потом бесследно улетучились из памяти потомков. Творчество Виктора Михайловича Васнецова принадлежит к счастливым исключениям в искусстве, рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства. С возрастом их могут сменять другие увлечения, появляются новые властители дум, но полотна В. Васнецова никогда не вытесняются полностью, наоборот — еще больше уплотняются в человеческой памяти.
В поисках возвышенных чувств художник обращается к русской седой старине — былинам и сказкам. Он с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил ее и гордился ею. Неторопливые, протяжные сказания про крестьянского сына Илью Муромца, который «славен не родом, а подвигом», про Добрыню Никитича — «грамотой вострого, на речах разумного», про «бабьего пересмешника» Алешу Поповича и других русских богатырей навсегда пленили художника.
Былинная богатырская тема проходит через все творчество В.М. Васнецова, в минувшем прошлом он находит отклики на тревоги и чаяния окружающей его современной ему жизни. Полон глубокого смысла образ витязя, в раздумье остановившегося у трех дорог, светла и трогательна печаль васнецовской «Аленушки»...
Апофеозом русской богатырской славы являются «Богатыри», в которых В. Васнецов выразил свое возвышенно-романтическое и в то же время глубоко гражданское понимание идеала национальной красоты русского народа. Для своего произведения художник выбирает самых известных и любимых народом витязей.
|
Без заголовка |
Интеллигенция.
Модернизация в России породила и особый, неизвестный на Западе периода буржуазных революций культурный слой - разночинную интеллигенцию. Судя по материалам переписи 1897 г., профессиональная интеллигенция на тот момент включала в себя около 200 тыс. человек. С начала ХХ века ее численность быстро возрастала, и к 1917 г. оценивалась в 1,5 млн. человек (включая чиновничество и офицеров). Наиболее крупной группой накануне революции 1917 г. были учителя (195 тыс.) и студенты (127 тыс.). Врачей было 33 тыс., инженеров, адвокатов, агрономов - по 20-30 тыс. Около трети интеллигенции было сосредоточено в столицах.
|
Без заголовка |
Невероятно красивое и спокойное озеро Морейн находится в пределах национального парка Банф, Канада. Это озеро подпитывают ледники, и оно достигает максимального наполнения лишь в июне. Когда чаша наполняется,озеро становится необыкновенно синего цвета, это связано с преломлением света на каменистом дне озера. Водоём расположен в Долине десяти вершин на высоте около 6183 футов (1885 метров)
|
Без заголовка |
Зигмунд Фрейд — кокаин
Первоначально интерес к кокаину был медицинский. Впервые Фрейд попробовал кокаин в 1884 году и был поражен его действием: употребление этого вещества излечило его от депрессии, придало уверенности в себе.
В том же году молодой ученый пишет статью «О коке», где настойчиво рекомендует использовать кокаин как местное обезболивающее средство, а также как лекарство от астмы, расстройства пищеварения, депрессии, неврозов.
Будущий отец психоанализа опубликовал целый ряд статей о свойствах кокаина, в которых подробно описывались все ощущения, вызываемые этим веществом. Однако в последних работах на эту тему он уже менее восторженно писал о нём. В этом нет ничего удивительного, ведь от злоупотребления кокаином умер близкий друг Фрейда Эрнст фон Фляйшль.
Будучи уверенным, что кокаин помогает ликвидировать зависимость от морфина, Фрейд взялся лечить своего друга, сильно пристрастившегося к морфию. Но произошло неожиданное: зависимость от морфия сменилась зависимостью от кокаина, последовала передозировка, и пациент умер.
Однако вернемся к самому Зигмунду Фрейду. Ученый настолько искренне верил в «целительные» свойства белого порошка, который якобы помогал ему избавляться от всех его страхов и комплексов, что и сам пристрастился к нему. Фрейд сумел побороть тягу к зелью, но на это ушло немало сил и времени.
|
Без заголовка |
Самый красивый готический замок России находится в селе Хрящевка в Самарской области. Это единственный в Поволжье luxury-отель, являющийся частью строящегося на берегу Жигулёвского моря туристического комплекса «Замок Гарибальди», в который будут входить гостиницы, рестораны, развлекательная, парковая и пляжная зона, а также порт.
|
Цитата сообщения Ш-Е-Р-Х-А-Н
Без заголовка |
Цитата |
|
Комментарии (0) |
Без заголовка |
Кризис легитимности власти.
Февральская революция 1917 г. завершила долгий процесс разрушения легитимности государства Российской империи.
Легитимность - это уверенность подданных в том, что государь имеет право на власть, что установленный в государстве порядок непреложен как выражение высших ценностей, что он обеспечивает благо и спасение страны и людей. При наличии этой уверенности власть одновременно является авторитетом, и государство прочно стоит на силе и согласии. Утрата любой из этих опор - начало краха государства.
|
Без заголовка |
В мире много красивых мест, где можно встретить красивую природу или уютные и почти сказочные дома, где люди и сами, кажется, живут в сказке. Путешествуя по свету можно посетить много красивых мест.
И посещая обычные сельские деревни можно увидеть, насколько они не похожи друг на друга в разных уголках света. Не только природа, но и сами строения необычны и не похожи. Посмотрим несколько примеров, простых живописных деревень, где можно прекрасно отдохнуть.
Расположенная в западно-центральной Англии, в 19 веке деревня Бибури была описана художником Уильямом Моррисом как «красивейшая деревня Англии». С учетом того, что вся страна славится своими умиротворенными сельскими пейзажами, эти слова что-то, да значат. Домики 17го века тепло-медового цвета и старинная церковь Святой Марии – визитные карточки деревни. А самое фотографируемое место здесь – это Арлингтон роу: ряд каменных зданий 14 века, которые в 16 веке были преобразованы в ткацкие дома.
Как сюда попасть: ближайшая железнодорожная станция находится в 20 километрах от Бибури, в Кембле. Дорога до станции от вокзала Паддингтон в Лондоне занимает 80 минут, а стоимость билетов в оба конца составляет около 57 долларов. Общественный транспорт напрямую в Бибури не ездит, однако досюда всегда можно взять такси, и, кроме того, отели нередко организуют трансферы для своих гостей.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
О художнике
Среди современных отечественных живописцев-маринистов Георгию Дмитриеву нет равных.
Никто, кроме него, не может воплотить на холсте морскую стихию с мастерством, достойным кисти Айвазовского. Недаром на любой выставке удивленные увиденным зрители стоят, как вкопанные, возле морских пейзажей Георгия Дмитриева. А из желающих приобрести их для собственной коллекции выстраивается очередь.
Надо ли удивляться тому, что многие произведения Георгия Дмитриева находятся в собрании Министерства культуры РФ, в музее города Выкса, в Музее современного искусства в городе Тайбей (Тайвань). Они хранятся в галереях и частных коллекциях Турции, Германии, Дании, США, Англии, Канады, Франции, Японии. При всей несхожести вышеупомянутых стран их объединяет одно; родство с морской стихией. Они граничат с ней территориально; море властно вторгается в их экономику в уклад жизни, оставляя след в истории культуры.
|
Без заголовка |
Jane Maday родилась в маленькой рыбацкой деревушке в Англии в 1965 году. Эмигрировала в Соединенные Штаты, когда была ребенком, но она часто ездит в Англию за впечатлениями. Ей было 14 лет, когда она начала работать в Университете Флориды иллюстратором. После получения степени бакалавра в Школе Искусств и Дизайна Ринглинг она была приглашена для работы в компании «Hallmark card» в качестве иллюстратора. Джейн оставила работу в фирме после рождения детей и переезда в штат Колорадо. Она рисует иллюстрации с очаровательными животными и птицами. Ее работы – это иллюстрации к 25 детским книгам, есть украшения, открытки и многие другие предметы коллекционирования.
Подборка картин:
1.
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
В этих фотографиях представлен уникальный взгляд на историю такой, как мы ее знаем. Вплоть до 1970-ых годов, цветная фотография была редкостью, поэтому исторические события в нашем сознании представлены в черно-белых красках, они видятся тебе отдаленными, блеклыми и неотчетливыми. Это 25 цветных снимков весомых исторических событий и личностей. Это единственный шанс увидеть историю такой, какой она была!
Клод Моне в 1923 году.
Пабло Пикассо.
Президент Линкольн с генерал-майором МакКлернандом и Алланом Пинкертоном в в местечке Антиетам, штат Мэриленд, в 1862 году.
Ли Харви Освальд, 1963. Освальда ведут на допрос по делу об убийстве Джона Кеннеди.
Хелен Келлер встречает комика Чарли Чаплина, 1918 год.
Девушки, доставляющие лед, 1918 год.
Уинстон Черчиль, 1941 год.
Альберт Энштейн, 1921 год.
Мэдисон-сквер, около 1900 года.
Катастрофа дирижабля «Гинденбург».
Британские солдаты, вернувшиеся с фронта, 1939 год.
Мерлин Монро.
Солдаты на Пасху во время Второй мировой войны.
Мерфи тестирует бронежилет в 1923 году.
Пилота стригут в то время, как он читает книгу перед важной миссией.
Индеец племенной группы сиу на коне, 1905 год.
Вашингтонская АЗС, округ Колумбия, 1924 год.
Генри Форд, 1919 год.
Мальчики купили цветы, 1908 год.
Фермер во время пыльной бури, Оклахома, 1939 год.
Луи Армстронг играет для своей жены Люсиль в Каире, Египет 1961 год.
Бруклинский мост, 1904 год.
Два боксера после боя.
Софи Лорен и Джейн Мэнсфилд.
Братья Кеннеди за пределами Овального кабинета.
Здорово, что у тебя есть возможность увидеть историю в цвете.
|
Без заголовка |
Николай Константинович Рерих - художник, писатель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 9 октября 1874 в семье нотариуса. В 1891–1893 брал уроки рисования у Микешина. В 1893 поступил в Петербургский университет, где занимался на юридическом факультете, и одновременно в Академию художеств, где работал в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. Учился также в студии Фернана Кормона в Париже (1900–1901). До революции Николай Константинович жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Был членом объединения «Мир искусства» (председатель в 1910–1918).
Уже в студенческие годы Рерих избран в члены Русского археологического общества. На рубеже веков занимался изучением славянских и угро-финских древностей; опубликовал несколько археологических отчетов о многочисленных раскопках, которые вели в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.
Рерих проводил раскопки сам и, начиная с 1904 совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Неолитические находки Рериха на озере Пирос вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе.
|
Без заголовка |
К Н. Рериху.
Он – Мастер Гор.
Он знает тайну Камня.
Он мир сверкающих вершин постиг,
Прекрасных, белых, недоступных…
Там путника ждёт смерть.
Лишь тот, чьё сердце – пламя,
Способен ночевать
На призрачных вершинах,
В снегах и облаках…
© Е.Машкова.
Серия подборок, посвящённая творчеству Н.К.Рериха, где его картины будут чередоваться с его стихами из книги "Цветы Мории".
"Помни" из цикла "Его страна".
|
Без заголовка |
Продолжение.
"Шёпоты пустыни" (сказ о новой эре) серия "Майтрейя" (Красный Всадник)
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
В прекрасной и красивой горной стране Армения, есть много достопримечательностей, посмотреть на которые ежегодно съезжаются десятки тысяч туристов из разных стран всего мира. Ознакомиться с основными из них можно на сайте http://www.tourister.ru/world/asia/armenia/city/yerevan/placeofinterest. Одной такой достопримечательностью является уникальное творение природы под названием "Чертов мост", что находится в ущелье реки Воротан. Мост имеет длину около 30 метров и расположен в самой глубокой части ущелья на глубине почти 800 метров. В этом месте ущелье настолько узко, что даже дневной свет не проникает на его дно. Под Чертовым мостом много красивых водопадов, текущих со скал. там же находятся полезные минеральные источники. Сами горные породы в этих мостах в основном состоят из розового и желтоватого травертина, а также из известняка, что просто завораживает яркостью своих красок присутствующих людей, наверное поэтому и название у этого места соответствующее... Туристы увидевшие эту картину однозначно говорят: «Это черта рук дело...»
Будто сам черт, чтобы перебраться через это ущелье взял и сдвинул его края к друг другу...
|
Без заголовка |
Модный фотохудожник Сергей Иванов
Легендарный и модный фотохудожник Сергей Иванов родом из города Хмельницкий. Год рождения 1973 .
Основное занятие фотосессии свадебных событий в Украине, России, а также за рубежом.
Проводит большое количество мастер классов по всему миру.
Сергей в настоящее времят является членом НСФХУ( национального сообщества фотохудожников Украины), членом АСФО (Ассоциации свадебных фотографов Украины), членом АСФО ( Ассоциации свадебных фотографов России).
Фотохудожник просто обожает свою работу и относится к ней со всей душой.
Он и сам так говорит: "Твори с душой" .
Думаю, не стоит говорить какие эмоции и впечатления вызывают его фотосессии. В этом вы сами сможете убедиться сами после просмотра его работ!
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Этим оружием русские воины владели хорошо и под командой храбрых военачальников не раз одерживали победы над противником. |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Рабочий класс.
К моменту революции 1917 г. общая численность рабочего класса в России оценивалась в 15 млн. человек - примерно 10% всего населения. Но кого относить к рабочему классу? В 1913 г. В.И.Ленин писал: "пролетариев у нас, вероятно, около 20 миллионов", но ведь к этой категории тогда причисляли и сельский пролетариат (около 5 млн. человек), и городскую бедноту.
Но главное даже не в количестве. Рабочий класс России, не пройдя через горнило протестантской Реформации и длительного раскрестьянивания, не обрел мироощущения пролетариата - класса утративших корни индивидуумов, торгующих на рынке своей рабочей силой. В подавляющем большинстве русские рабочие были рабочими в первом поколении и по своему типу мышления оставались крестьянами. Совсем незадолго до 1917 г. (в 1905 г.) половина рабочих-мужчин имела землю, и эти рабочие возвращались в деревню на время уборки урожая. Очень большая часть рабочих жила холостяцкой жизнью в бараках, а семьи их оставались в деревне. В городе они чувствовали себя "на заработках".
С другой стороны, много молодых крестьян прибывало в город на сезонные работы и во время экономических подъемов, когда в городе не хватало рабочей силы. Таким образом, между рабочими и крестьянами в России поддерживался постоянный и двусторонний контакт. Городской рабочий начала века говорил и одевался примерно так же, как и крестьянин, в общем, был близок к нему по образу жизни и по типу культуры. Даже и по сословному состоянию большинство рабочих были записаны как крестьяне. Крестьяне и рабочие составляли тот "народ", который был отделен, а в критические моменты и противопоставлен "верхним" сословиям царской России.
Сохранение общинной этики и навыков жизни в среде рабочих проявилось в форме мощной рабочей солидарности и способности к самоорганизации, которая не возникает из одного только классового сознания. Это определило необычное для Запада поведение рабочего класса в революционной борьбе и в его самоорганизации после революции, при создании новой государственности. Многие наблюдатели отмечали даже странное на первый взгляд явление: рабочие в России начала века "законсервировали" крестьянское мышление и по образу мыслей были более крестьянами, чем те, кто остался в деревне.
Надо подчеркнуть очень важный факт, который в нашей упрощенной истории исключался из рассмотрения, поскольку противоречил вульгаризированной марксистской теории: главными носителями революционного духа среди рабочих к 1914 г. стали не старые кадровые рабочие (они в массе своей поддерживали меньшевиков), а молодые рабочие, недавно пришедшие из деревни.
Именно они поддержали большевиков и помогли им занять главенствующие позиции в профсоюзах. Это были вчерашние крестьяне, которые пережили революцию 1905-1907 гг. именно в момент своего становления как личности - в 18-25 лет. Через десять лет они принесли в город дух революционной общины, осознавшей свою силу. На самых крутых поворотах революционного процесса эта низовая масса большевиков создавала такое положение, которое можно назвать вслед за Б.Брехтом: "ведомые ведут ведущих".
Надо сказать о том культурном типе, который представлял из себя молодой грамотный русский рабочий начала ХХ века. Это было особое культурно-историческое явление, и оно сыграло большую роль в революции. Это был рабочий, который, с одной стороны, обладал большой тягой к знанию и чтению, которая всегда была характерна для пришедших из деревни рабочих. Отличие в том, что наш рабочий одновременно получил три типа литературы на пике их зрелости – русскую литературу "золотого века", оптимистическую просветительскую литературу эпохи индустриализма и столь же оптимистическое обществоведение марксизма. Это сочетание во времени уникально. А.Богданов в 1912 г. писал, ссылаясь на беседу с английским профсоюзным лидером, что в те годы в заводских рабочих библиотеках были, помимо художественной литературы, книги типа "Происхождение видов" Дарвина или "Астрономия" Фламмариона – и они были зачитаны до дыр. В заводских библиотеках английских тред-юнионов были только футбольные календари и хроники королевского двора.
Классовое сознание рабочих России было высоко развито, хотя другие признаки "классовости" сильно отстали. Антонио Грамши писал в 1917 г. (сходную мысль по-иному выразили и другие мыслители), что русские рабочие как бы собрали и впитали в себя классовое сознание, накопленное рабочими всего мира за триста лет. Они стали пророком, несущим в себе "угль, пылающий огнем", мысль и язык трудящихся всех времен и народов.
Буржуазия в России, скованная сословными рамками, не успела и уже не могла выработать того классового сознания "юной" буржуазии, которое на Западе сделало ее революционным классом "для себя". В отличие от западного капитализма, где представители крупной буржуазии начинали как предприниматели, российский капитализм с самого начала складывался в основном как акционерный. Крупные капиталисты современного толка происходили не из предпринимателей, а из числа управленцев - директоров акционерных обществ и банков, чиновников, поначалу не имевших больших личных капиталов. Крупные московские ("старорусские") капиталисты вроде Рябушинских, Морозовых или Мамонтовых, начинали часто как распорядители денег старообрядческих общин. По своему типу мышления и те, и другие, не походили на западных буржуа-индивидуалистов.
Численный состав крупной буржуазии был в России очень невелик. В 1905 г. доход свыше 20 тыс. руб. (10 тыс. долл.) в год от торгово-промышленных предприятий, городской недвижимости, денежных капиталов и "личного труда" получали в России, по подсчетам Министерства финансов, 5739 человек и 1595 акционерных обществ и торговых домов (их пайщики и составляют первое число). Остальные богатые люди, не считая помещиков, получали доход на службе.
Мы видим, что "масса" буржуазии была очень мала. В Москве, согласно переписи 1902 г., было 1394 хозяев фабрично-заводских заведений, включая мелкие. 82% предпринимателей входили в состав старых ремесленно-торговых сословий, были включены в иерархию феодального общества, имели свои сословные организации и не испытывали острой нужды в переустройстве общества на либерально-буржуазный лад.
Страх, который буржуазия, подавленная "импортированными силами крупного капитала" (М.Вебер), испытала во время революции 1905-1907 гг., заставил ее искать защиты у царского бюрократического государства. Большинство буржуазии после страшного урока 1905 г. вообще отошло от политики, стало консервативным и никак не могло принять на себя активную роль в революции. Многочисленные попытки основать политические партии буржуазии ("собственников") не увенчались успехом. Одним из парадоксов России было то, что за расширение возможностей буржуазного развития боролись партии, не являющиеся чисто буржуазными ни по своему социальному составу, ни по идеологии.
Обычным для ортодоксальных марксистов и либералов было считать, что русская революция произошла "слишком рано" - не созрели для нее еще предпосылки, слаба была буржуазия, не созрела почва для демократии. Это представление механистично, оно не учитывает фазу "жизненного цикла" всей капиталистической формации и прежде всего Запада, следовать которому пытались и либералы, и марксисты.
Изучая, начиная с 1904 г., события в России, М. Вебер приходит к гораздо более сложному и фундаментальному выводу: "слишком поздно!". Успешная буржуазная революция в России уже невозможна. И дело было, по его мнению, не только в том, что в массе крестьянства господствовала идеология "архаического аграрного коммунизма", несовместимого с буржуазно-либеральным общественным устройством. Главное заключалось в том, что русская буржуазия оформилась как класс в то время, когда Запад уже заканчивал буржуазно-демократическую модернизацию и исчерпал свой освободительный потенциал. Буржуазная революция может быть совершена только "юной" буржуазией, но эта юность неповторима. Россия в начале ХХ века уже не могла быть изолирована от "зрелого" западного капитализма, который утратил свой оптимистический революционный заряд.
В результате в Россию импортируется капитализм, который, с одной стороны, пробуждает радикальные социалистические движения, но в то же время воздвигает против них зрелую бюрократическую организацию, абсолютно враждебную свободе. Под воздействием импортированного капитализма русская буржуазия до срока состарилась и, вступив в союз с бюрократией, оказалась неспособной совершить то, что на Западе совершила юная буржуазия. "Слишком поздно!".
Историк-эмигрант А.Кустарев, изучавший "русские штудии" М.Вебера, пишет: "Самое, кажется, интересное в анализе Вебера - то, что он обнаружил драматический парадокс новейшей истории России. Русское общество в начале ХХ века оказалось в положении, когда оно было вынуждено одновременно "догонять" капитализм и "убегать" от него. Такое впечатление, что русские марксисты (особенно Ленин) вполне понимали это обстоятельство и принимали его во внимание в своих политических расчетах, а также в своей зачаточной теории социалистического общества. Их анализ ситуации во многих отношениях напоминает анализ Вебера". Это верное замечание, и надо только удивляться, что к сходным выводам Вебер и Ленин пришли, исходя из совершенно разных философских посылок. Надо добавить, что к такому же выводу относительно России пришел в конце жизни и Маркс, но это не было известно Ленину.
Та небольшая часть крупных капиталистов, которая смогла войти в симбиоз с "импортированным" зрелым западным капитализмом, после 1905 г. заняла столь радикальную социал-дарвинистскую антидемократическую позицию, что вступила в конфликт с господствующими в России культурными нормами и влиться в революционное движение не могла. Так, группа московских миллионеров, выступив в 1906 г. в поддержку столыпинской реформы, заявила: "Дифференциации мы нисколько не боимся... Из 100 полуголодных будет 20 хороших хозяев, а 80 батраков. Мы сентиментальностью не страдаем. Наши идеалы - англосаксонские. Помогать в первую очередь нужно сильным людям. А слабеньких да нытиков мы жалеть не умеем". Как общественная позиция такой взгляд укорениться не мог - общество не следовало англосаксонским идеалам, оно "страдало сентиментальностью".
Российская буржуазия пришла к началу ХХ века как экономически сильный, но "культурно больной" класс, с внутренне противоречивым самосознанием. Назревающая революция, казалось бы, объективно призванная расчистить путь для буржуазно-демократических преобразований, изначально несла сильный антибуржуазный заряд. В 1905 г. Вебер, высказал мнение, что грядущая русская революция не будет буржуазно-демократической, это будет революция нового типа, причем первая в новом поколении освободительных революций.
Не получила буржуазия в России и того религиозно освященного положения, которое дали западной буржуазии протестантизм и тесно связанное с ним Просвещение. В России идеалы Просвещения распространились, уже утеряв свою роль носителя буржуазной идеологии (скорее наоборот, здесь они были окрашены антибуржуазным критицизмом). Российские буржуазные либералы были романтиками, обреченными на саморазрушение. Как ни парадоксально, они были вынуждены на деле выступать против капитализма - зрелого и бюрократического. Поэтический идеолог крупной буржуазии Брюсов сказал тогда:
И тех, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
М.Вебер, объясняя коренное отличие русской революции от буржуазных революций в Западной Европе, приводит фундаментальный довод: к моменту первой революции в России понятие "собственность" утратило свой священный ореол даже для представителей буржуазии в либеральном движении. Это понятие даже не фигурирует среди главных программных требований этого движения. Как пишет один из исследователей трудов Вебера, "таким образом, ценность, бывшая мотором буржуазно-демократических революций в Западной Европе, в России ассоциируется с консерватизмом, а в данных политических обстоятельствах даже просто с силами реакции". В общем, буржуазия в России не стала ведущей силой буржуазной революции, как это было на Западе. Еще важнее, что она и не воспринималась как такая сила другими частями общества.
Политические пристрастия активной части буржуазии распределялись в широком спектре – от правых и националистов до социалистов. Ведущая буржуазная партия (партия Народной свободы, "конституционные демократы" - кадеты) была реформистской и стремилась предотвратить революцию. Но и эта партия поначалу была "антибуржуазной" и, как говорили в 1905 г. сами кадеты, "не имела противников слева" (а слева от нее были и эсеры, и большевики). Правда, напуганные декабрем 1905 г., кадеты отмежевались от революционного подхода и ограничили себя "конституционализмом".
Часть буржуазии, переживавшая духовный кризис, поддерживала социалистическую оппозицию, заигрывала с масонами, порой тяготела к социал-демократам (иногда даже финансируя их боевые дружины, как в 1905 г. крупный московский заводчик Н.П.Шмит, именем которого назван переулок на Красной Пресне; позже он все деньги отдал большевикам, и на них издавалась газета "Правда" и содержались профессиональные революционеры за границей). Но и эта небольшая часть буржуазии не претендовала на роль лидера в революции, она лишь следовала голосу больной совести.
Большинство же русской буржуазии, вышедшей из купечества и подавленной "импортированными силами крупного капитала" (М.Вебер), после страшного урока 1905 г. вообще отошло от политики и возложило все свои надежды на царя и бюрократический аппарат. Оно стало консервативным и никак не могло принять на себя активную роль в революции.
Серия сообщений "Царская Россия в цифрах":
Часть 1 - Царская Россия в цифрах
Часть 2 - Николай II. Штрихи к портрету.
Часть 3 - Кто шел в революцию. Часть 1
Часть 4 - Кто шёл в революцию. Часть 2
|
Без заголовка |
Художник Олег щербаков родился в ГДР г. Магдебург в 1963 году. Закончил художественно-графический факультет в Криворожском государственном педагогическом университете (ныне Криворожский национальный университет), где после выпуска и по сей день работает старшим преподавателем кафедры Изобразительного искусства по таким дисциплинам, как рисунок, живопись, композиция, пластическая анатомия.
Трудно охарактеризовать стиль, в котором пишет Олег. Это и романтика и ретро и реализм. В любом случае его работы светлы и радостны. Особенно впечатляет его серия летних, крымских картин. Это не бесконечные морские просторы и не горные пейзажи. Это тот Крым который мы видим каждое лето, тот, который особенно часто вспоминается в осеннюю дождливую погоду. Это дети играющие возле моря, жанровые сценки из жизни отдыхающих. Все работы написаны с любовь к морю, Крыму и лету.
Картины Олега Щербакова, художника из Кривого Рога неизменно привлекают к себе внимание. Сочная гамма и теплая атмосфера полотен не оставляют равнодушными ни профессионалов ни обычных напоминают нам дни из собственного детства. Картины изображают сюжеты, что называется "вне времени". Так было, наверное, и 50 лет назад, и прошлым летом. Как мне кажется в этом и есть секрет очарования картин Олега Щербакова любителей живописи.
Сегодня хочу представить его серию крымских пейзажей. Это обычные сцены на берегу любого пляжа или курортного городка, играющие у воды дети...
Серия сообщений "Живопись 5":
Часть 1 - Женщины художника Эмро Эшри
Часть 2 - Картины полные сияния художника Александра Маранова
...
Часть 4 - Лирическая взволнованность и влюбленность в красоту Божьего Мира Российской художницы Марии Вишняк
Часть 5 - Художник их Белоруссии Корников Юрий. Вы шумите, шумите надо мною березы...
Часть 6 - Украина. Художник Олег Щербаков. Мой ласковый и нежный зверь
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Цитата сообщения Alina_Mix
Без заголовка |
Цитата |
|
Комментарии (0) |
Без заголовка |
|
Без заголовка |
Каждая приличная советская девочка кроме личного дневника, в который она записывала, кто из мальчиков ей нравится и как она несчастна, имела еще анкету и песенник. Такие тетрадки оформляли с огромной любовью: в ход шли открытки; вырезки из заграничных журналов или на худой конец "Работницы" и "Крестьянки"; упаковки дефицитных импортных колготок; фантики от жвачки и конфет; фотографии, дефицитные в то время переводные картинки-наклейки
|
Без заголовка |
Отрывки из книги Сергея Георгиевича Кара-Мурзы " Советская цивилизация".
Перед нами стоит большая и в действительности новая задача - понять, почему развитие капитализма в России привело к революции, которая взорвала сословное общество и государство, но в то же время открыла дорогу вовсе не рыночной экономике и буржуазному государству, а совершенно иному жизнеустройству - советскому строю.
Официальное советское обществоведение нас попросту уводило от этого вопроса, деля его на части и давая каждой части вопроса вроде бы логичный "марксистский" ответ. Мол, капитализм был для России прогрессивным строем, но ему мешали остатки крепостничества, поэтому произошла буржуазно-демократическая революция (сначала "репетиция" в 1905 г., затем успешная в феврале 1917 г.). Так бы и шло дело, но, благодаря прозорливости и умелому руководству, пролетариат сумел воспользоваться моментом и вырвать власть у буржуазии. Буржуазная революция переросла в социалистическую!
Да, в каждой части такого ответа есть разумное зерно, но обе части не стыкуются, между ними - несоизмеримость. Почему же триумфальная буржуазная революция, открывавшая простор прогрессивному строю, вдруг сникла настолько, что небольшой по величине и очень незрелый пролетариат вдруг смог вырвать власть? С чего это успешная буржуазная революция "переросла" в свою противоположность? В чем была чудесная сила ничтожной по величине партии большевиков, против которой к тому же ополчились как раз в вопросе о социалистической революции все ее возможные союзники ("левые силы")? Ведь зерно вопроса именно здесь, но оно было умело изъято из разговора путем деления проблемы на две части (а исторического времени - на два последовательных этапа, на Февраль и Октябрь).
Сегодня мы можем и даже обязаны подойти к вопросу хладнокровно - не устраняя все неувязки ссылкой на гениальность Ленина, но и не следуя еще более примитивной сказке о кознях хитрых большевиков. Давайте очертим кратко "портреты" главных социальных сил России к моменту Февраля с точки зрения их отношения к главным ценностям и порядкам буржуазно-либерального (капиталистического) жизнеустройства. А потом сделаем то же самое для тех политических организаций и движений, которые выражали это отношение главных социальных сил.
Итак, в XIX веке Россия переживала новую (после реформ Петра) волну модернизации - развитие промышленности по образцам западного капиталистического хозяйства. Но это развитие происходило в совершенно иных культурных и социальных условиях, нежели за двести лет до этого на Западе, так что накопившиеся противоречия подвели к революции с иными, нежели на Западе, "действующими лицами". Рассмотрим вначале социальный портрет той части российского общества, которая на время соединилась в революционном процессе "Февраля".
1. Крестьяне представляли самое большое сословие (85% населения). К ним примыкала значительная прослойка тех, кто вел "полукрестьянский" образ жизни. В России, в отличие от Запада, не произошло длительного "раскрестьянивания", сгона крестьян с земли и превращения их в городской пролетариат. Напротив, к началу ХХ века крестьянская община почти "переварила" помещика и стала "переваривать" немногочисленных хозяев типа капиталистического фермера.
В 1905 г. в частном владении было 26,1% земли, надельная общинная земля составляла 33,8%, казенная - 40,1%. Среди частных владельцев дворяне имели теперь только 52,3% земли.
Попытка быстро создать на селе классовое общество в виде фермеров и сельскохозяйственных рабочих через "революцию сверху" (реформа Столыпина) не удалась. Издавая первый Указ (9 ноября 1906 г.) сам Столыпин сказал, что цель этого Указа – "вбить клин в общину". Причем с самого начала было ясно, что такое глубокое изменение всего жизнеустройства деревни не будет поддержано крестьянами. Столыпин предупреждал, что не следует "ставить в зависимость от доброй воли крестьян момент ожидаемой реформы".
Об отношении общины к землепользованию и к реформе написано море литературы, в том числе за рубежом. Обычно община не возражала, если при очередном переделе кто-то хотел выделиться на хутор на краю общинной земли. Но во время реформы такое выделение стало насаждаться насильно, причем власти поддерживали "сепаратистов", так что те требовали себе лучшие участки. Этому община уже сопротивлялась.
Подавляющее большинство населения России подошло к революции, соединенное в огромное сословие крестьян, сохранивших особую культуру и общинное мировоззрение - по выражению М.Вебера, "архаический аграрный коммунизм" (говорить о классовом сознании было бы неправильно, т.к. в точном смысле этого слова крестьяне России класса не составляли). Этот коммунизм вытекал не из религиозных или идеологических доктрин, а из исторически данных русскому крестьянству условий жизни.
Главные ценности буржуазного общества - индивидуализм и конкуренция - в среде крестьян не находили отклика, а значит, и институты буржуазного государства и нормы буржуазного права для подавляющего большинства народа привлекательными не были. Даже в самом конце XIX века русская деревня (не говоря уж о национальных окраинах) жила по нормам традиционного права с очень большим влиянием общинного права.
В начале ХХ века в значительной части просвещенного слоя господствовало мнение об отсталости русского крестьянства (дикости, азиатчине и т.д.). Это вполне совмещалось с "любовью к народу" и почтением к тем духовным авторитетам, например, Льву Толстому, которые всем своим творчеством доказывали, что такое представление о крестьянстве ложно. Здесь, думаю, сказался важный дефект европейского образования в незападных культурах. За корявой, "азиатской" внешностью какого-либо социального явления образованный человек с трудом различает суть. Этот дефект мы в полной мере унаследовали и умножили в советское время, и он сыграл фатальную роль во время перестройки. Замечательный ученый-химик и агроном А.Н.Энгельгардт, который работал в деревне и оставил подробнейшее фундаментальное исследование ("Письма из деревни"), задумался об этом уже в первые годы своей жизни в деревне (с. Батищево Смоленской губернии). Он писал в Письме пятом:
"Какая разница в этом отношении между рассказами Тургенева и Успенского, рисующими русского крестьянина! Сравните тургеневских "Певцов" с "Обозом" Успенского. Внешняя сторона у Успенского вернее, чем у Тургенева, и, попав в среду крестьян, вы в первый момент подумаете, что картина Успенского есть действительность, "голая правда", а картина Тургенева - подкрашенный, наряженный вымысел. Но подождите, и через несколько времени вы убедитесь, что певцы Тургенева есть, а извозчиков Успенского нет. В деревне вы услышите этих "Певцов"и в песне косцов, возвращающихся с покоса, и в безобразном трепаке подгулявшей пары, возвращающейся с ярмарки, и в хоре калек перехожих, поющих о "блудном сыне", но "Обоза" вы не увидите и не услышите".
И вот его наблюдение, важное для понимания роли крестьян в революции: "И что меня поражало, когда я слышал мужицкие рассуждения на сходках - это свобода, с которой говорят мужики. Мы говорим и оглядываемся, можно ли это сказать? а вдруг притянут и спросят. А мужик ничего не боится. Публично, всенародно, на улице, среди деревни мужик обсуждает всевозможные политические и социальные вопросы и всегда говорит при этом открыто все, что думает. Мужик, когда он ни царю, ни пану не виноват, то есть заплатил все, что полагается, спокоен. Ну, а мы зато ничего не платим" (А.Н.Энгельгардт, "Письмо шестое").
Вернемся к условиям жизни русских крестьян. А.Н.Энгельгардт обращает внимание на очень важный факт: интеллигенция в общем не имела представления о самых главных сторонах жизни крестьян, и прежде всего об их питании. Он пишет в "Письме девятом": "Еще в октябрьской книжке "Отеч. Записок" за прошлый год помещена статья, автор которой, на основании статистических данных, доказывал, что мы продаем хлеб не от избытка, что мы продаем за границу наш насущный хлеб, необходимый для собственного нашего пропитания... Многих поразил этот вывод, многие не хотели верить, заподозревали верность цифр, верность сведений об урожаях, собираемых волостными правлениями и земскими управами... Тому, кто знает деревню, кто знает положение и быт крестьян, тому не нужны статистические данные и вычисления, чтобы знать, что мы продаем хлеб за границу не от избытка... В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь... Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает".
К теме питания крестьян он возвращается неоднократно, как и впоследствии в своих статьях Лев Толстой. Тем, кто хочет понять истоки русской революции, все это надо читать. А.Н.Энгельгардт пишет в том же письме: "Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам есть отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой. Наш же мужик-земледелец есть самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку - соси.
А они об путях сообщения, об удобствах доставки хлеба к портам толкуют, передовицы пишут! Ведь если нам жить, как американцы, так не то, чтобы возить хлеб за границу, а производить его вдвое против теперешнего, так и то только что в пору самим было бы. Толкуют о путях сообщения, а сути не видят".
Надо отметить, что достоверная информация о реальной жизни крестьян доходила до общества от военных. Они первыми забили тревогу из-за того, что наступление капитализма привело к резкому ухудшению питания, а затем и здоровья призывников в армию из крестьян. Будущий главнокомандующий генерал В.Гурко привел данные с 1871 по 1901 г. и сообщил, что 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии. Генерал А.Д.Нечволодов в известной книге "От разорения к достатку" (1906) приводит данные из статьи академика Тарханова "Нужды народного питания" в "Литературном медицинском журнале (март 1906), согласно которым русские крестьяне в среднем на душу населения потребляли продовольствия на 20,44 руб. в год, а английские – на 101,25 руб. Полезно бы это было прочесть С.Говорухину, который расписывает "жирные остендские устрицы" в столичных магазинах "России, которую мы потеряли".
Ранее говорилось, что уже к 1906 г. крестьянство в массе своей требовало национализации земли, а во время реформы Столыпина упорно сопротивлялось превращению земли в частную собственность (приватизация земли, в принципе, и является главным средством "раскрестьянивания"). А.Н.Энгельгардт писал: "Мужик нашел бы пользу в земле, землевладелец нашел бы пользу в капитале". Это значит, что крестьянин и фермер действуют в двух совершенно разных культурно-экономических системах (по определению Аристотеля, в экономии и хрематистике). Вполне резонно нынешний, неолиберальный идеолог "дикого" (вернее, утопического) капитализма А.Н.Яковлев с горечью жаловался: "На Руси никогда не было нормальной, вольной частной собственности... Частная собственность - материя и дух цивилизации".
Впрочем, резонна его жалоба лишь частично, ибо частная собственность - материя и дух именно западной и только западной цивилизации. Жан-Жак Руссо в "Рассуждениях о происхождении неравенства" (1755) писал о возникновении гражданского общества: "Первый, кто расчистил участок земли и сказал: "это мое" - стал подлинным основателем гражданского общества". Он добавил далее, что в основании гражданского общества - непрерывная война, "хищничество богачей, разбой бедняков". Ясно, что такой идеал был несовместим с общинным мировоззрением русских крестьян.
Более того, в отношении крестьянства давным-давно и досконально известно, что частная собственность и капитализм означают его быстрое и прямое уничтожение, причем с массовыми страданиями и неизбежными жестокостями. Историк крестьянства В.П.Данилов напомнил опыт капитализма при приватизации земли в Англии: "Не нужно забывать, как решались социальные проблемы при огораживаниях, о работных домах для выбрасываемых из деревни, о том, что в каждом поселке стояла либо виселица, либо чурбак с топором, где рубили головы тем, кто не согласен с огораживанием".
После реформы 1861 г. положение крестьян улучшилось, хозяйство их, в общем, пошло в гору, повышалась урожайность, все это сказалось, например, на питании. Но затем все больше крестьяне стали ощущать наступление капитализма. Железные дороги стали "высасывать" продукты сельского хозяйства. Крестьянство было главным источником ресурсов для капиталистической индустриализации, и товарность их хозяйства искусственно повышалась денежными податями и налогами. В России возник периодический массовый голод, которого раньше крестьяне не знали (как, впрочем, не знали голода до капитализма ни в Европе, ни в Индии, ни в империи ацтеков).
Вот что говорил историк В.В.Кондрашин на международном семинаре в 1995 г.: "К концу XIX века масштабы неурожаев и голодных бедствий в России возросли… В 1872-1873 и 1891-1892 гг. крестьяне безропотно переносили ужасы голода, не поддерживали революционные партии. В начале ХХ века ситуация резко изменилась. Обнищание крестьянства в пореформенный период вследствие непомерных государственных платежей, резкого увеличения в конце 90х годов арендных цен на землю… - все это поставило массу крестьян перед реальной угрозой пауперизации, раскрестьянивания… Государственная политика по отношению к деревне в пореформенный период… оказывала самое непосредственное влияние на материальное положение крестьянства и наступление голодных бедствий".
До 1917 г. весь прибавочный продукт нещадно изымался из села ("недоедим, а вывезем"). Все мало-мальски развитые страны, производившие менее 500 кг зерна на душу населения, зерно ввозили. Россия в рекордный 1913 г. имела 471 кг зерна на душу - и вывозила очень много зерна - за счет внутреннего потребления, причем именно крестьян. Даже в 1911 г., в год исключительно тяжелого голода было вывезено 53,4% всего зерна – больше и относительно, и тем более абсолютно, чем в годы предыдущего пятилетия.
Даже в "нормальные" годы положение было тяжелым. Об этом говорит очень низкий уровень установленного официально "физиологического минимума" - 12 пудов хлеба с картофелем в год. В нормальном 1906 году этот уровень потребления был зарегистрирован в 235 уездах с населением 44,4 млн. человек. Возмущение крестьян вызывало уже не то, что приходилось есть хлеб с лебедой и пушной хлеб (с мякиной, из неотвеянного зерна), а то, что "не было белого хлеба на соску" – грудному ребенку. Точнее сказать, что из села изымался весь прибавочный и значительная часть необходимого продукта.
Здесь надо сказать об особом социальном типе среди крестьян – кулаке (мироеде). Вокруг этого понятия в годы перестройки был создан целый миф, его приравнивали к понятию "справный хозяин" и представили образцом русской трудовой этики. На деле кулаками были главным образом крестьяне, оторвавшиеся от земли и промышлявшие ростовщичеством и торговлей. Социально-экономическую характеристику кулачеству дал А.В.Чаянов, а А.Н.Энгельгардт приводит свои обыденные наблюдения: "Каждый мужик при случае кулак, эксплуататор, но пока он земельный мужик, пока он трудится, работает, занимается сам землей, это еще не настоящий кулак, он не думает все захватить себе, не думает, как бы хорошо было, чтобы все были бедны, нуждались, не действует в этом направлении. Конечно, он воспользуется нуждой другого, заставит его поработать на себя, но не зиждет свое благосостояние на нужде других, а зиждет его на своем труде. От такого земельного мужика вы услышите: "Я люблю землю, люблю работу, если я ложусь спать и не чувствую боли в руках и ногах от работы, то мне совестно, кажется, будто я чего-то не сделал, даром прожил день"... Он расширяет свое хозяйство не с целью наживы только, работает до устали, недосыпает, недоедает. У такого земельного мужика никогда не бывает большого брюха, как у настоящего кулака.
Из всего "Счастливого Уголка" [так называл А.Н.Энгельгардт местность около его поместья ] только в деревне Б. есть настоящий кулак. Этот ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги. Этот не скажет, что ему совестно, когда он, ложась спать, не чувствует боли в руках и ногах, этот, напротив, говорит: "работа дураков любит"... Этот кичится своим толстым брюхом, кичится тем, что сам мало работает: "у меня должники все скосят, сожнут и в амбар положат". Этот кулак землей занимается так себе, между прочим... У этого все зиждется не на земле, не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир - деньги, о приумножении которых он только и думает... Он пускает этот капитал в рост, и это называется "ворочать мозгами". Ясно, что для развития его деятельности важно, чтобы крестьяне были бедны, нуждались, должны были обращаться к нему за ссудами".
Крестьянство (в том числе "в серых шинелях" - солдаты) подошло в 1917 г. с яркой исторической памятью о революции 1905-1907 гг., которая была не только "репетицией" (как назвал ее Ленин), но и "университетом". Это была первая из целой мировой цепи крестьянских войн ХХ века, в которых община противостояла наступлению капитализма, означавшего "раскрестьянивание". Таким образом, свергнув в Феврале царизм в союзе с буржуазией и получив возможность влиять на ход политических событий, крестьяне (и солдаты) оказывали давление, толкавшее Россию прочь от буржуазной государственности и капиталистического жизнеустройства.
Серия сообщений "Царская Россия в цифрах":
Часть 1 - Царская Россия в цифрах
Часть 2 - Николай II. Штрихи к портрету.
Часть 3 - Кто шел в революцию. Часть 1
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|
Без заголовка |
|