-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лелеева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6765


Культурное наследие Российской Федерации: Дворцы и дома вельмож.Часть 8

Воскресенье, 10 Марта 2013 г. 12:33 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Культурное наследие Российской Федерации: Дворцы и дома вельмож.Часть 8

Дом А. И. Гергенса

Невский пр. 4 До последней трети XVIII века участок дома №4 по Невскому проспекту входил в состав Адмиралтейского луга, ставшего Дворцовой площадью. В 1777-1778 годах здесь было построено два дома для служащего Портовой таможни Е. Янсена и лифляндского купца В. Фурлона. Владения числились за их жёнами Екатериной Доротеей и Анной Энгель. Каждый дом имел по восемь осей.

В конце XVIII - начале XIX веков участком владели купцы Киммель, затем - отставной придворный метрдотель А. Петилье. Для него в 1828-1830-х годах архитектор Г. Р. Цолликофер построил дворовые флигели и реконструировал лицевую часть здания. К этому времени два отдельных дома стали представлять собой единое здание.
В 1860-х годах владельцем дома №4 стал почётный гражданин, мебельный мастер, поставщик Императорского двора П. А. Гамбс. Здесь открылся магазин картин и эстампов А. К. Беггрова. Сюда И. Е. Репин принёс свою первую картину "Подготовление к экзаменам"
В 1872-1874 годах, когда зданием владел купец А. И. Гергенс, архитекторы В. А. Шретер и И. С. Китнер обустроили выставочное помещение для Беггрова, заложили левые ворота. Позже дом был надстроен пятым этажом.
В конце XIX века дом №4 передали военно-топографическому отделу Главного Штаба. В 1920-х годах здесь работал книжный магазин Военной типографии.
До настоящего времени в доме находилась Военная прокуратура Ленинградского Военного Округа.
Дом герцога Г. Н. Лейхтенбергского

Английская наб., 22 В начале XVIII века владельцем этого участка на Английской набережной был корабельных дел мастер Ней. Он был одним из первых владельцев находящегося здесь каменного дома. Позже участок принадлежал Алексею Ивановичу Замятину, капитану Преображенского полка. Владение находится на углу набережной и Замятина переулка, название которого связано с фамилией Алексея Ивановича.

В 1884 году по проекту архитектора Ивана Петровича Мааса особняк был надстроен третьим этажом, была произведена перепланировка помещений. В это время им владел граф Сергей Михайлович Толстой. При графе особняк превратился в доходный дом.

Семья Георгия Николаевича
В 1914 году доходный дом приобрёл Георгий Николаевич Лейхтенбергский - правнук Николая I, внук его дочери Марии и герцога Лейхтенбергского. Георгий Николаевич служил в Конногвардейском полку. В то время офицеры полка были обязаны жить рядом с казармами, находящимися неподалёку на Конногвардейском бульваре. По этой причине выбор герцога пал именно на этот дом. Он занимал здесь одну из самых богатых квартир с окнами на Неву. Другие квартиры продолжали сдаваться в наём. Вероятнее всего, что их снимали другие офицеры Конногвардейского полка.

При Лейхтенбергском здесь появился лифт. До сих пор на его ограде можно видеть вензель с инициалами герцога. В квартирах с того времени сохранился наборный паркет, деревянные двери, фурнитура на окнах. В настоящее время дом №22 продолжает оставаться жилым зданием.
Дом М. А. Гинсбурга

Бол. Морская ул. 56
Участок дома №56 по Большой Морской улице (№101 по Мойке, №10 по Почтамтскому переулку) в середине XVIII века принадлежал поручику Михаилу Петровичу Грецову. В то время Почтамтского переулка не существовало В 1785 году территория перешла к тайному советнику сенатору Степану Фёдоровичу Стрекалову, который в 1784-1792 годах служил управляющим Кабинета её императорского величества.

В 1826 году в доме Гурьева жил художник Дмитрий Иванович Антонелли. От Михаила Васильевича особняк достался его сыну Василию, который позже заложил его за 100 000 рублей серебром штаб-ротмистру графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову.
Когда Гурьев умер не выплатив долга, Воронцов-Дашков пытался закрепить участок за собой. Но вместо этого была учреждена опека. Опекуншей стала мать В. М. Гурьева, во втором браке княгиня Наталья Александровна Вяземская. В 1863 году дом оценили и продали с аукциона.

В 1880-х годах хозяином здесь был Павел Алексеевич Козлов. В начале своей карьеры он был чиновником, но впоследствии занялся литературой. Его переводы Байрона считаются лучшими дореволюционными. Козлов сочинял стихи, эпиграммы, он является автором текстов популярных романсов. К некоторым он сам писал музыку. У Павла Алексеевича собирался литературный салон, устраивались ежемесячные "литературные обеды". В альбоме его супруги Ольги остались автографы В. Гюго, отца и сына Дюма, П. Мериме, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева, П. И. Чайковского и многих других. П. А. Козлов умер в 1891 году в Москве. Дом перешёл его дочери графине Ольге Павловне Келлер.
В 1920-х годах здесь размещалось эстонское генеральное консульство. В 1950-х годах дом был надстроен ещё одним этажом, но сохранил свои архитектурные черты.
Дом И. И. Глазунова

Невский пр. 60


В 1770-х годах на этом участке Невского проспекта был построен двухэтажный каменный дом для купца И. Ю. Денисова. С 1790-х годов он принадлежал графу С. П. Румянцеву, сыну полководца П. А. Румянцева-Задунайского. В это время граф был министром уделов, членом Государственного совета. В 1830 году дом №60 перешёл его дочери, княгине В. С. Голицыной.


П. А. Вяземский
В 1844-1845 годах здесь жил поэт П. А. Вяземский. В середине 1850-х годов дом №60 по Невскому проспекту перешёл во владение графине А. А. Толстой

А. А. Толстая
а в 1858 году - купцу и почётному гражданину И. И. Глазунову. Для него архитектор Е. И. Винтельгальтер надстроил здание и изменил фасад. В конце XIX века в доме Глазунова работали банкирские дома "Волков с сыновьями", "Шершевский и К", второй магазин завода Ф. К. Сан-Галли.

И. И. Глазунов
В 1913 году во дворе по проекту гражданского инженера Н. П. Степанова и архитектора В. В. Шауба был построен корпус для кинематографа "Пикадилли". Он стал одним из первых крупных кинозалов в Петербурге, вмещал 700 зрителей.

В 1923-1924 годах архитектор Б. А. Альмединген произвёл реконструкцию кинотеатра, добавил к его входу нарядный портик. В 1932 году он стал называться "Аврора". В 1937 году было проведено расширение кинозала. Он стал вмещать 1500 зрителей. "Аврора", один из немногих, продолжал работу и во время блокады Ленинграда.



В 1990-х - 2000-х годах здесь работал ночной клуб "Golden girls".
Дом С. М. Демидовой

Бол. Конюшенная ул. 7

Первое каменное здание на участке дома №7 по Большой Конюшенной улице было построено в XVIII веке. В то время оно имело два этажа. С конца XVIII столетия и до середины XIX века им владел купец Жадимировский и его наследники. Затем участком владела семья Демидовых.
В 1823 году особняк был перестроен по проекту архитектора И. Г. Гомзина, который тогда принимал участие в завершении строительства Адмиралтейства. Зодчий надстроил дом третьим этажом и придал ему черты стиля классицизм. Противоположная сторона участка выходит на набережную реки Мойки. В 1849 году находящееся там здание (дом №16) для жены гвардии полковника Н. Е. Демидовой надстроил архитектор Е. И. Диммерт.
Последней частной владелицей участка была С. М. Демидова (в замужестве Олсуфьева, затем Волконская). При ней в доме со стороны Большй Конюшенной улицы работали лавка картин, эстампов и гравюр С. Г. Петерсона, офис фирмы "Виндельбанд Б. А.", молочный магазин "Муромицы".
В советское время первый этаж особняка занимала булочная-кондитерская.
Дом Е. М. Долгоруковой


Первым владельцем этого участка Английской набережной был Гавриил Иванович Головкин, после которого находящимся здесь домом владели его вдова Екатерина Алексеевна, а затем и сын Алексей Гавриилович.

В 1789 году дом приобрёл английский купец Фома Васильевич Вар, которому в то время принадлежал и соседний дом №44.

После последующих перепродаж дом в 1846 году перешёл во владение коллежского советника Ивана Демьяновича Булычёва. Новый хозяин активно взялся за перестройку особняка, благоустройство участка в целом. Новый дом появился и со стороны Галерной улицы. Всеми строительными работами руководил архитектор Д. Е. Ефимов.

В ноябре 1867 года жена хозяина дома Надежда Александровна взяла ссуду на 25 лет под залог дома на набережной. Таковая была ей предоставлена. В 1871 году на эти деньги переделывался фасад особняка. В 1874 году из-за неуплаты взноса по ссуде дом был продан.

Новой владелицей особняка стала фаворитка императора Александра II Екатерина Михайловна Долгорукова. К этому времени у неё уже были сын и дочь от царя. В 1875 году княгиня Долгорукова полностью расплатилась с доставшимся ей от прежних владельцев долгом.

После смерти императрицы Марии Александровны Александр II официально обвенчался с княгиней. Она стала жить в Зимнем дворце. Дом на набережной Долгорукова продала своей сестре Марии Михайловне Берг. Мария Михайловна заняла покои второго этажа, остальные стала сдавать в наём.

Зал в доме Е. М. Долгоруковой

В 1898 году дом приобрела Агнесса Германовна Юнкер. При неё фасад здания был изменён по проекту гражданского инженера Александра Ивановича Клейна. Эти строительные работы проводились с мая по ноябрь 1911 года.

Уже под конец переделки здания у него появился очередной владелец - кандидат экономических наук С. Б. Кафталь. Он владел участком до 1917 года.
Дом юриста (особняк Кельха)

ул. Чайковского, 28

Дом №28 по улице Чайковского находится на участке, принадлежавшем в середине XVIII века дочери купца Ивана Бротера, занимавшего пост бургомистра. Участок неоднократно менял хозяев. В 1790-х годах он был разделён, до того составлял единое домовладение между Сергиевской (Чайковского) и Захарьевской улицами. До середины XIX века здесь сохранялся двухэтажный дом с каменным первым этажом и деревянным вторым.


В 1858 году участок приобрёл греческий консул Григорий Кондоянаки. Архитектором А. К. Кольманом для его сына Ивана в 1858-1859 годах здесь был построен двухэтажный особняк в стиле барокко.


В 1896 году за 300 000 рублей участок приобрела Варвара Петровна Кельх. Варвара Петровна принадлежала семье сибирских промышленников, унаследовала громадное состояние в которое входили Ленские золотые прииски и Ленско-Витимское пароходство.

Двор особняка А. Ф. Кельха


Новые владельцы решили перестроить особняк. Проект нового дома был заказан архитекторам В. И. Шене и В. И. Чагину. За два года ими был построен лицевой корпус. Для этого особняк Кондоянаки был снесён, а на его фундаменте построили новое здание в стиле французского ренессанса. Работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх. По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.

Чрезвычайно богато был оформлен не только фасад дома, но и его интерьеры. Семья Кельх была клиентом фирмы Фаберже, заказывала пасхальные яйца, столовые приборы, драгоценные украшения. Именно в их Жёлтой гостиной выставлялись знаменитые пасхальные яйца, изготовленные фирмой Фаберже.


К 1905 году Варвара Петровна и Александр Фёдорович Кельх развелись. Особняк пришлось заложить, а затем и продать. Варвара Петровна навсегда уехала в Париж, Александр Фёдорович пытался начать новую жизнь. После 1917 года его бывшая жена высылала ему деньги. От такой помощи, несмотря на второй брак, он не отказывался. По всей видимости это сказалось на судьбе Александра Фёдоровича Кельха. В 1930 году он был арестован, сослан в лагеря, далее его судьба неизвестна.

Парадная лестница в особняке А. Ф. Кельха

17 марта 1919 года в особняке открылась Школа экранного искусства - первое в мире кинематографическое учебное заведение. Здесь обучали актёрскому мастерству, режиссуре. С 1922 года учебное заведение получило статус института. В 1924 году одним из выпускников института стал Сергей Дмитриевич Васильев - создатель популярного советского фильма "Чапаев". Учащиеся называли особняк Кельха "Ледяным домом". В здании не работало отопление, из-за чего приходилось пользоваться каминами.

В 1936 году в Ленинграде появился Дзержинский район. Его основное руководящее учреждение (ВКП(б) КПСС) расположилось в особняке Кельха. Здесь утверждались руководители большинства предприятий, принимали новых членов партии.


В 1941 году часть здания с левым эркером разрушила фугасная бомба. Восстанавливали здание в 1944-1945 годах, эркер однако не воссоздали. Утрачеными также оказались и интерьеры, находившиеся в левой части особняка.

Готическая столовая в особняке А. Ф. Кельха


В декабре 1991 года здание передали двум организациям - петербургскому центру в поддержку ЮНЕСКО и Оргкомитету по подготовке банковского конгресса 1992 года. В последствии эти две организации спорили между собой за владение особняком. До 1998 года особняк Кельха пустовал. В 1998 году здание передали юридическому факультету Петербургского университета в безвозмездное пользование. С тех пор здание получило имя Дома юриста.


В цокольном этаже работает ресторан. Он был открыт для привлечения средств, необходимых для реставрации особняка Кельха. Но впоследствии руководство ресторана не нашло общего языка с юридическим факультетом университета и заведение стало работать самостоятельно.


В 2010 году дом Кельха был закрыт на реставрацию. В 2011 году было принято решение о его передаче Министерству Юстиции.


До тех пор пока владельцы дома запрещают посещать его с экскурсиями, клуб "Прогулки по Петербургу" проводит бесплатные лекции про особняк Кельха: http://excurspb.ru/club/524-lektsija-po-osobnjaku-kelha.html
Лавалей дом



С 1710-х годов этот участок на Нижней (Английской) набережной принадлежал князю Александру Даниловичу Меншикову, равно как и соседний с ним, выходящий на гласис перед Адмиралтейством. Здесь князем был построен каменный дом.


В 1727 году после ссылки Меншикова оба участка находились во владении конторы конфискаций, а в 1732 году были отданы барону Андрею Ивановичу Остерману. Для нового владельца каменный дом был перестроен архитектором П. М. Еропкиным. Им здесь был сооружён каменный двухэтажный дом на высоком цоколе, шириной, равной ризалиту (выступающей части) существующего сейчас здесь дома. В то время здание имело 24 жилых помещения. Оно принадлежало барону до 1741 года.

В 1743 году хозяином особняка уже был генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга Василий Фёдорович Салтыков. В 1751 году хозяйкой числилась его вдова, а после её смерти владельцем стал их сын Сергей Васильевич Салтыков.

В 1760 годах здание принадлежало сенатору, рижскому генерал-губернатору Николаю Ерофеевичу Муравьёву. В 1770 году, уже после смерти генерала, его вдова Анна Андреевна сдала дом в наём английскому трактирщику Фразеру. Выйдя вновь замуж (за князя Александра Васильевича Урусова), Анна Андреевна в 1779 году продала дом барону Александру Николаевичу Строганову.

Александр Николаевич Строганов

Г.А.Строганов
В 1789 году барон отдал дом своему сыну Г. А. Строганову, чьё высокое положение в обществе и женитьба на княжне А. С. Трубецкой привели к решению о перестройке здания. Этим в 1791-1793 годах активно занимался архитектор семьи Строгановых Андрей Никофорович Воронихин. Он полностью изменил фасад дома, создал анфиладу гостиных вдоль Невы на втором этаже. На первом этаже были размещены жилые помещения хозяев. Здание было надстроено третьим этажём и стало значительно шире. В нём было спроектировано 50 помещений. Широкий ризалит здания Воронихиным был украшен четырьмя пилястрами, а парадный подъезд - четырёхколонным портиком и балконом над ним.

По каким-то причинам Строганов не стал жить в доме на набережной. 14 июля 1800 года он продал его Александре Григорьевне Лаваль. Именно с её фамилией и связан этот знаменитый петербургский особняк

Александра Григорьевна Лаваль


Под стать лестнице была и анфилада парадных интерьеров, выходивших окнами на Неву. Она открывалась парадной столовой и завершалась залом-музеем классических древностей. Оба эти помещения сохранили первоначальную отделку, остальные со временем претерпели значительные изменения. Так, Большой зал, где теперь расположен читальный зал архива, декорирован колоннами и перекрыт зеркальным сводом с полихромной росписью. Проект его исполнил архитектор Н. Шарпантье, роспись — художники Б. Медичи и С. Безсонов. В ряде помещений сохранилась роспись под лепку в технике гризайль.
Бесспорную художественную ценность имеет отделка Голубого зала, выполненная в 1840-х годах по проектам архитектора Г. А. Боссе.

Дом Лаваль. Помпейский зал. Зал заседаний Конституционного Суда РФ
Старшая дочь Лавалей Екатерина была замужем за князем Сергеем Петровичем Трубецким, одним из организаторов готовившего восстание Северного общества. В доме Лавалей часто встречались члены тайного общества, а Александра Григорьевна вышивали их знамя шелками. В марте 1824 года с Трубецким здесь дважды встречался П. И. Пестель, а 13 декабря 1825 года предстоящее восстание обсуждали К. Ф. Рылеев и Е. П. Оболенский. За несколько часов до его начала тут совещались К. Ф. Рылеев и. И. Пущин.






16 февраля 1840 года на балу в доме Лавалей состоялся знаменитый разговор между Михаилом Юрьевичем Лермонтовым и сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Здесь де Барант вызвал поэта на дуэль, из-за которой Лермонтов был выслан из Петербурга на Кавказ.





Церковь святых бессребренников-врачей Космы и Дамиана, построенная на средства графини Лаваль в 1830 году. Село Большой Вьяс, ныне Лунинского района Пензенской области. Приделы в честь св.равноапостольного Великого Князя Владимира и мученицы Софии связаны с детьми Лавалей - Владимиром и Софьей. В этом храме первым из рода Щановых был крещен Емельян Иосифов Щанов в январе 1831 года.






Светская жизнь дома Лавалей прекратилась со смертью его хозяйки в 1850 году. Особняк перешёл средней дочери Лавалей Софии. После отмены крепостного права дела её семьи резко ухудшились. Софья, со своим мужем тайным советников Александром Михайловичем Борхом, пытались исправить положение постройкой со стороны Галерной улицы доходного дома. Но это не помогло и весь участок в 1880-х годах был продан миллионеру "железнодорожнику" Самуилу Соломоновичу Полякову. Новый хозяин старался ничего не менять в великолепном убранстве. Была изменена отделка лишь некоторых помещений. Эти работы проводил Г. Э. Боссе.






В 1917 году дом Лавалей был передан Комиссариату юстиции, от которого особняк перешёл Главному архивному управлению. Во время блокады Ленинграда дом был значительно повреждён. Реставрационные работы проводились в 1945-1947 годах под руководством архитектора А. Л. Ротача. Во время размещения здесь Российского государственного исторического архива в помещениях дома Лавалей располагались читальный зал, библиотека, дирекция, кабинеты сотрудников и другие служебные помещения.


Место захоронения графинь Софии Ивановны и Александры Борх. Кладбище Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.

После переезда архива на другую площадку дом Лавалей был отреставрирован, и в 2008 году вместе со зданием Сената передан Конституционному суду РФ.
Нейдгарта особняк

Захарьевская ул., 31

Дом № 31 на Захарьевской улице не часто привлекает внимание прохожих. Но если заглянуть внутрь… Предлагаем вам это сделать. Созданные с участием Ивана Александровича Фомина интерьеры привлекают не только любителей истории Петербурга, но и представителей киноиндустрии, фотохудожников. Не так давно отреставрированное богатое убранство особняка служит прекрасным фоном для фильмов, выступлений известных артистов.




Пашкова дом Литейный пр., 39


ПАШКОВА ДОМ (Дом Департамента уделов) (Литейный просп., 39), памятник архитектуры историцизма. Сооружен в 1841-44 арх. Г. А. Боссе в формах итал. Возрождения.
Фасад двухэтажного на высоком цоколе здания отмечен портиком с кариатидами, поддерживающими балкон. Принадлежал штабс-ротмистру И. В. Пашкову (отсюда назв.). В 1848 куплен шефом жандармов графом А. Ф. Орловым, в 1848-57 арендован Благородным собранием. Частично перестроен в 1857 арх. А. И. Резановым. В 1857-92 в здании размещался Деп-т уделов (отсюда 2-е назв.), в 1892-1917 - Гл. управление уделов Мин-ва имп. двора. С 1947 - Нефтяной н.-и. геолого-разведочный ин-т. П. д. упомянут в стих. Н. А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда


Построено здание в стиле неоренессанс (хотя форма наличников второго этажа и прием выделения центра фасада портиком восходят к канонам классицизма).

Обращает на себя внимание, что большая часть поверхности фасада не оштукатурена. Обнаженная кирпичная кладка нередко использовалась архитекторами эпохи Ренессанса, и сочетание обнаженного кирпича с ренессансными деталями Боссе рассматривал как признак "стильности" фасада.

Фактически, это первый пример в Петербурге применения обнаженной кирпичной кладки в строительстве особняков, предвосхищающий "кирпичный стиль", весьма популярный в 70-е годы 19-го столетия.


Большинство помещений, примыкающих к вестибюлю, сохранили свой облик.
Невысокий нарядный особняк. Фасад дома решен в формах ренессанса. Парадный подъезд украшен четырьмя прямоугольными столбами с фигурами кариатид, поддерживающими балкон с ажурной решеткой. Под верхним карнизом в неглубоких нишах помещены львиные головы.

Из интерьеров дворца интересны вестибюль, декорированный колоннами, и парадная лестница. В просторном вестибюле у широкой белокаменной лестницы в начале XX в. были установлены статуи двух зубров в натуральную величину - скульптор Г. Р. Зелеман, Р. Р. Бах
Елисеева Г. П. дом



Здание входит в комплекс зданий Государственного Оптического института им. С. И Вавилова (ГОИ).
[/url]
В 1824 г. П. Е. Елисеев, основатель известной купеческой династии, открыл на Биржевой линии ВО магазин и арендовал таможенный склад, расположенный по соседству.

К началу XX в. Елисеевым принадлежало здесь несколько домов, амбары и винные погреба.


С 1860-х гг. Григорий Петрович Елисеев с семейством жил на Биржевой линии. К концу своей жизни ему принадлежали четыре каменных дома на Биржевой линии и два дома, расположенные по обеим сторонам Биржевого переулка.


Его собственная квартира располагалась во втором этаже дома 12. При перестройках на фасаде дома появилась монограмма владельца - три переплетенные буквы «Г», «П» и «Е», помещенные в картуш.


(Краско А. В. Петербургское купечество: страницы семейных историй. -Мю: Издательство Центрполиграф, 2010)


В 1884 г. на участке дома 12 арх. А. К. Бруни построил для Г. П. Елисеева небольшой дом, одноэтажные службы и трехэтажный лицевой флигель.

В композиции здания использованы мотивы неоренессанса - отделка цоколя и портала грубым рустом, членение стены на ярусы сложнопрофильными поясами, широкие лопатки.
Зубовский особняк

Исаакиевская пл., 5

В Петербурге немало старинных особняков, сохранивших следы былой роскоши, вот только знают об их существовании немногие. Мы приглашаем вас посетить Российский институт истории искусств, который разместился в собственном доме графа Зубова, построенном на Исаакиевской площади архитектором Боссе



Однако особняк Зубовых запомнится вам не только архитектурой и интересными интерьерами , но еще и атмосферой творческой свободы, что царила здесь при последнем владельце из рода Зубовых, ведь при нем дворец стал первым в России Институтом истории искусств




Сотрудники института организовывали чтение публичных лекций, вели работу по каталогизации художественных собраний, комплектовали библиотеку по истории изобразительных искусств.
Серебряковой О. В. Особняк

наб. Кутузова, 22.
Первое упоминание о доме на углу набережной Кутузова и Гагаринской улицы относится к августу 1819 года, когда в газете "Санкт-Петербургские ведомости" было опубликовано объявление: "Литейной части 1 квартала, во вновь выстроенном доме купеческой дочери Таировой под №10, отдаются внаём две квартиры... Желающие нанять могут для условия явиться на Сенной, в дом Таирова, под №29". Здание имело типичный для того времени облик: три этажа, безордерный классический фасад.

К середине 1820-х годов дом приобрела жена генерал-адъютанта Матвея Евграфовича Храповицкого Софья Алексеевна. В 1832 году по неизвестным причинам генерал переписал дом на набережной в своё владение. Сумма покупки составила 150 000 рублей. Это событие вряд ли было связано с плохими отношениями между супругами, так как незадолго до передачи дома Храповицкий ходатайствовал за брата жены декабриста Н. Н. Оржицкого.

После смерти Софьи Алексеевны генерал женился на княжне Анастасии Сергеевне Щербатовой. После смерти Храповицкого она вышла замуж за барона П. А. Вревского. После смерти второго мужа она доживала свой век в этом доме в одиночестве.

Танцевальный зал в особняке О. В. Серебряковой

В 1892 году участок купил на имя жены В. А. Ратьков-Рожнов. В 1900 году он решил сделать подарок своей дочери Ольге, вышедшей замуж за полковника М. А. Серебрякова. Для перестройки находившихся здесь строений был приглашён молодой, но уже известный архитектор Б. И. Гиршович.

Первоначально, планировалось сохранить старое здание, переделать его лишь внутри, построить новые флигель во дворе и со стороны Гагаринской улицы. Однако, в таком случае две части особняка не создавали единого целого, и было решено снести старый дом. На его месте в 1901-1902 годах был построен новый особняк.

В настоящее время в особняке О. В. С
Фон Дервизов особняк (Санкт-Петербургъ Опера)

Галерная ул., 33.
Этот участок на Галерной улице с начала XVIII века являлся одним общим владением с территорией, располагавшейся в левой части участка дома №34 на Английской набережной. В разное время им владели кабинет-министр Артемий Петрович Волынский и его родственники, княгиня Репнина, Н. С. Вонлярлярская.

В 1883 году эту территорию вместе с соседним участком приобрёл Павел Григорьевич фон Дервиз. После смерти Павла Григорьевича в особняках со стороны набережной поселился его младший сын Сергей. В 1885 году Сергей Павлович реконструировал находящиеся на участке здания, для чего пригласил архитектора Петра Павловича Шрейбера. Зодчий оформил не только хозяйский особняк, но и здание со стороны Галерной улицы, предоставленное для проведения музыкальных концертов и представлений. Интерьеры этого дома сохранились до наших дней: Белый зал, Мавританская гостиная, Кленовая гостиная, Красный зал, зимний сад.

Концертный зал здесь был открыт в 1908 году. Но в это же время фон Дервизы расстались с особняками. Концертный зал на Галерной стал принадлежать одному из новых владельцев - шталмейстеру Николаю Николаевичу Шебеко. По его желанию в интерьеры были изменения архитектором Александром Фёдоровичем Сысоевым.

В 1910 году здесь открылся Дом Интермедий. Его художественными руководителями были В. Э. Мейерхольд, Н. Н. Сапунов и М. А. Кузьмин. По инициативе Мейерхольда Белый зал вновь был переоборудован. Была убрана рампа, установлена широкая лестница, ведущая со сцены прямо в зрительный зал. Ряды стульев были заменены столиками.

Публика во время представлений могла заказывать напитки и еду. Актёры входили и выходили на сцену через зал. Сценарии предусматривали участие подставных "зрителей", которые неожиданно для остальных становились участниками действа.
В январе 1911 года Дом Интермедий был закрыт. Но в концертном зале продолжали давать спектакли и концерты. Здесь выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов. В 1915 году здание перешло театральным курсам Поллак.
В 1946 году здесь работал клуб Адмиралтейского завода "Маяк". В 2003 году была проведена реставрация помещений, в которых начал работать театр "Санкт-Петерубургъ Опера". По материалам сайта: http://walkspb.ru
Архитектура и интерьер

Серия сообщений "Дворцы и усадьбы":
Часть 1 - Культурное наследие Российской Федерации:дворцы вельмож. Часть5
Часть 2 - ДВОРЦЫ РОССИИ. ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ- БЕЛОЗЕРСКИХ. ПЕТЕРБУРГ
Часть 3 - Культурное наследие Российской Федерации: Дворцы и дома вельмож.Часть 8
Часть 4 - Строгановский дворец в Петербурге: история, архитектура, интерьеры
Часть 5 - Строгановский дворец в Петербурге: Из истории семьи Строгановых и их невского дома. Обитатели и гости Строгановского дворца
...
Часть 8 - Дворец Меншикова
Часть 9 - Михайловский замок
Часть 10 - Меншиковский дворец в Ораниенбауме

Метки:  

ЛВ_Шестакова   обратиться по имени Вторник, 12 Марта 2013 г. 20:38 (ссылка)
Столько красоты в Питере,а когда я училась в Ленинграде мы этого не видели. Только большие музеи - которые мы посещали. Вот бы путеводитель !
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Марта 2013 г. 07:28ссылка
Наверно есть какие-то книги если поискать, у меня есть только 2 книги по модерну и специальный путеводитель по всякой лепнине и скульптуре - где она и что означает.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку