-Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.11.2012
Записей: 12611
Комментариев: 25313
Написано: 49413


Поль Сезанн (1839-1906) : тернистый путь "нового искусства" (The Art of Paul Cйzanne)

Вторник, 12 Июля 2016 г. 05:50 + в цитатник


Автопортрет в каскетке1872масло, холстSelf Portrait in a CasquetteHermitage Museum-St-Petersburg
Автопортрет в каскетке1872масло, холст
Self Portrait in a CasquetteHermitage Museum-St-Petersburg

Поль Сезанн (фр. Paul Cйzanne) - известнейший французский художник, представитель постимпрессионизма, как и другие мастера этого направления, работавший одновременно с импрессионистами, однако в поисках собственного стиля ушедший дальше них. Некоторое время живописец находился под их влиянием, учился у них, выставлял с ними свои работы, но не ограничивался находкой импрессионизма - передачей сиюминутного состояния природы и видимой человеческому глазу реальности. Напротив, Сезанн искал в действительности формообразующую основу и внутреннюю логику.

Chestnut Trees and  Farmhouse at Jas de Bouffan, 1884-85.jpg
Chestnut Trees and Farmhouse at Jas de Bouffan, 1884-85


Искусство мастера получило признание лишь в конце его жизни. Заслуженная слава пришла к нему с опозданием. Его картины долго не могли найти своего зрителя. Общество не было готово к восприятию нового искусства, которое, обходя и игнорируя привычную всем спокойную живопись академического направления, пошло даже дальше искусства импрессионистов, и так считавшегося дерзким, однако, постепенно все же обрело почитателей.

The Artist at the Work, 1874-75.jpg
The Artist at the Work, 1874-75



Сезанн был одиночкой, он шел непроторенным путем, почти никем не понимаемый и слишком многими осмеянный. Живописец не хотел простого воспроизведения натуры, но стремился к выявлению ее внутренней сути, основополагающей структуры и передаче ее на плоскости холста.

Bathers at Rest, 1875-76.jpg
Bathers at Rest, 1875-76.

Творчество художника предвосхитило кубизм и абстракционизм, отображающие не видимую реальность, но реальность, преломленную сознанием конкретного человека. Он открыл миру "новое искусство", рожденное не повторением действительности, а конструированием ее модели в сознании художника, и потому глубоко индивидуальное и самобытное.

Auvers-sur-Oise, View from Nearby, 1876-77.jpeg
Auvers-sur-Oise, View from Nearby, 1876-77

Сезанн - художник, чьи работы заложили основы для перехода от концепции художественного творчества XIX века к новому, принципиально другому миру искусства века XX. Можно сказать, что в искусстве Сезанн перебросил мост из XIX века к новейшим течениям начала прошлого века, сформировав в частности предпосылки для возникновения кубизма.

Aqueduct and Lock, 1888-90.jpeg
Aqueduct and Lock, 1888-90

Эпизоды из жизни:
"Медведь с нежным сердцем"
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Прованс, небольшом городке на юге Франции, в 15 милях к северу от Марселя. Отец будущего художника, Луи-Огюст Сезанн ,занимался производством и продажей фетровых шляп, а в 1848 году стал совладельцем единственного в городе банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю исполнилось пять лет. У Поля были две сестры - Мари (родилась в 1841 году) и Роза (родилась в 1854 году).

Boy in a Red Waistcoat, 1888-90 02.jpeg
Boy in a Red Waistcoat, 1888-90 02.


Поль рос очень воспитанным ребёнком, неплохо учился. Одного из его ближайших школьных друзей звали Эмилем Золя - ему предстояло стать известнейшим писателем. В 1858 году Сезанн начал ходить в местную школу рисования. Однако Луи-Огюст, не желавший видеть своего сына художником, настоял на том, чтобы Поль обучался праву. Увидев, насколько неохотно тот подчиняется его воле, отец всё-таки отпустил его в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание. Это произошло в 1861 году.

Fisherman on the Rocks, 1862-64.jpeg
Fisherman on the Rocks, 1862-64


Ile de France Landscape, 1879-80.jpg
Ile de France Landscape, 1879-80


Boy in a Red Waistcoat, 1888-90 04.jpg
Boy in a Red Waistcoat, 1888-90 04

В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса (названной так по фамилии основателя), куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. В то время рисунки Сезанна были настолько же энергичными, насколько неуклюжими, - они не раз становились объектом насмешек со стороны других начинающих художников.

Four Bathers, 1888–90.jpg
Four Bathers, 1888–90

Поль держался очень застенчиво и ни с кем не заводил близкого знакомства. По счастью, его талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро, один из "отцов" импрессионизма. Другим человеком, поддержавшим юношу в Париже, был Эмиль Золя, перебравшийся сюда ещё в 1858 году. И всё же спустя несколько месяцев Сезанн, терзаемый страхами и сомнениями, покинул Париж и возвратился в родной Экс, чтобы поступить на службу в банк своего отца.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Томясь банковской службой, Сезанн вскоре вернулся к своей мечте - стать художником. В ноябре 1862 года - он снова в Париже. Чтобы успокоить отца, Поль предпринял попытку поступить в престижную Школу изящных искусств, но, провалившись, вернулся в Академию Сюиса. Спустя год он предложил несколько своих картин для официальной выставки в Салоне - все они были отвергнуты. Эта ситуация с грустным постоянством повторялась до 1882 года, когда одна из картин Сезанна всё же попала в Салон.

Clearing, 1867.jpeg
Clearing, 1867

В 1869 году Сезанн познакомился и начал жить с Мари-Ортанс Фике. Она подрабатывала позированием, что и послужило поводом для знакомства. Ортанс едва исполнилось 19 лет, она была хороша собой. Свою связь с нею Сезанн скрывал от своего прагматичного отца, прекрасно понимая, что этот роман его не обрадует. В 1872 году Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем.

Madame Cezanne (Hortense Fiquet) with Hortensias, 1885.jpeg
Madame Cezanne (Hortense Fiquet) with Hortensias, 1885

Вскоре художник решил оставить Париж. Он последовал совету Писсарро и перебрался с семьёй в Понтуаз, живописный городок в 15 милях к северо-западу от столицы. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро.

Cottages of Auvers, 1872-73.jpeg
Cottages of Auvers, 1872-73

В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а ещё через год вернулась в Париж. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. У художника появились первые поклонники, и среди них страстный коллекционер Виктор Шоке, который со временем собрал в своей коллекции 32 картины художника.

Portrait of Madame Cezanne in the Conservatory, 1891.jpg
Portrait of Madame Cezanne in the Conservatory, 1891

Часто навещая родителей в Эксе, Сезанн продолжал скрывать от отца правду об Ортанс и Поле-младшем. Мать же знала обо всём с самого начала и не раз тайно навещала обожаемого внука. Всё открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Поначалу он потребовал, чтобы Поль бросил свою семью, но тот категорически отказался сделать это - даже под угрозой лишиться финансовой поддержки. Подступила бедность. В это трудное время Сезанну подставил дружеское плечо Золя, уже ставший преуспевающим романистом.


Paul Alexis and Zola, 1869-70.jpg
Paul Alexis and Zola, 1869-70

В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман "Творчество", главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом.
В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Сорокасемилетний Сезанн наконец-то получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи.

Chateau at Medan, 1880.jpg
Chateau at Medan, 1880

Peasant Family, 1885-90.jpeg
Peasant Family, 1885-90
Крестьянская семья, 1885-90

Ничто больше не отвлекало его от искусства. Даже семья. Брак с Ортанс вскоре стал номинальным - по большей части, супруги жили теперь врозь: Поль в большом поместье отца Жа де Буффан (что в переводе означает "обиталище ветров") на западной окраине Экса, а Ортанс с сыном в Париже. Впрочем, Сезанн всегда оставался любящим и нежным отцом. Он часто навещал Париж, но за границы Франции не выезжал никогда, не считая короткой поездки в Швейцарию в 1890 году.

Portrait of Paul Cezanne`s Son, 1888-90.jpg
Portrait of Paul Cezanne`s Son, 1888-90


Portrait of Madame Cezanne in a Red Dress, 1888-90.jpg
Portrait of Madame Cezanne in a Red Dress, 1888-90

Country House by a River, 1890.jpg
Country House by a River, 1890

Из старых друзей крепкие связи Сезанн сохранил с Клодом Моне. Осенью 1894 года он посетил Моне в его доме, в Живерни, где познакомился, в частности, со скульптором Огюстом Роденом и американской художницей Мэри Кэссет. В одном из своих писем она назвала художника "медведем с нежным сердцем". Мэри писала, что поначалу опасалась Сезанна, но вскоре поняла, что "его внешность обманчива, и он совсем не такой свирепый, каким кажется на первый взгляд… На самом деле, это благороднейший человек, каких не часто встретишь в наше время… Он подаёт пример отношения к другим, и сам относится с уважением даже к местной идиотке-горничной…"

ПРИЗНАНИЕ

Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). На обычную публику эта выставка не произвела особого впечатления, однако увиденное потрясло несколько молодых художников. В их среде Сезанн сразу стал культовой фигурой. Его достаточно уединённая жизнь сделала этот образ ещё более загадочным, почти легендарным. Поездки к Сезанну молодые художники называли между собой "паломничеством в Экс" - надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения.

Still  Life - Kitchen Table, 1888-90.jpeg
Still Life - Kitchen Table, 1888-90


Still Life with Dish of Peaches, 1890-94.jpeg
Still Life with Dish of Peaches, 1890-94


Still Life with a Curtain, 1895.jpeg
Still Life with a Curtain, 1895

В 1897 году умерла мать Сезанна, а в 1899 году он был вынужден продать Жа де Буффан, чтобы оплатить оставшиеся после неё долги.


После этого он снимал квартиру на улице Бульгон в Эксе. В 1901 году художник купил участок земли на северной окраине Экса и устроил там студию. Теперь это музей, в котором, правда, нет ни одной картины Сезанна. После 60 лет его стали преследовать болезни, и он крайне редко покидал Экс.

Chateau Noir, 1904.jpeg
Chateau Noir, 1904

Bridge of Trois-Sautets, 1906.jpg
Bridge of Trois-Sautets, 1906

Still Life with Bottle, Carafe, Jug and Lemons, 1902-06.jpg
Still Life with Bottle, Carafe, Jug and Lemons, 1902-06

В 1906 году Сезанн писал одному из своих молодых последователей, художнику и беллетристу Эмилю Бернару: "Я стар, болен, и я поклялся умереть за работой". Всё случилось по писанному. 15 октября того же года он, работая на природе, в окрестностях Экса, попал под сильный дождь. Возвращаться с тяжёлым снаряжением по холмистой местности, да ещё в грозу, оказалось выше его сил - старый художник упал на дороге и был доставлен домой без сознания. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления лёгких.

Self Portrait with Palette, 1890.jpg

К этому времени масштаб его, как художника, был совершенно ясен современникам, и посвящённая памяти Сезанна парижская выставка 1907 года лишь подтвердила это.

По материалам: "Художественная галерея. Сезанн". №8, 2004.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3120975
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 10 пользователям

Тамара_Васильевна   обратиться по имени Вторник, 12 Июля 2016 г. 07:40 (ссылка)
Прекрасный пост,Лидочка!Здорово,когда есть возможность посмотреть картины мастера,но и узнать о нем.Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Июля 2016 г. 14:21ссылка
Томочка, спасибо за комментарий!
R-Oksana   обратиться по имени Вторник, 12 Июля 2016 г. 09:52 (ссылка)
Интересные работы!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Июля 2016 г. 14:22ссылка
Оксана, приятно, что пост заинтересовал тебя))).
Валентина-л   обратиться по имени Вторник, 12 Июля 2016 г. 15:38 (ссылка)
Прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
луида   обратиться по имени Вторник, 12 Июля 2016 г. 18:02 (ссылка)
20 (700x524, 292Kb)





21 (700x524, 278Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Июля 2016 г. 14:23ссылка
луида, Люда, спасибо за внимание!
Antiberlioz   обратиться по имени Среда, 13 Июля 2016 г. 06:07 (ссылка)
Спасибо!!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 13 Июля 2016 г. 14:23ссылка
Antiberlioz, рада Вашему вниманию!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку