-Цитатник

Позитивные календари и иллюстрации: творчество Юлии Григорьевой наполняет жизнь радостью! - (0)

Позитивные календари и иллюстрации: творчество Юлии Григорьевой наполняет жизнь радостью! ...

Летне-осенние сочные картины современной художницы из Санкт-Петербурга - (0)

Летне-осенние сочные картины современной художницы из Санкт-Петербурга   Сегодня ...

О натюрмортах... Художник Владимир Владимирович Куликов. - (0)

О натюрмортах... Художник Владимир Владимирович Куликов. Вся живопись здесь Любопытный взглядО...

Иракский художник Джамал Аль Баяти (Jamal Al Bayati (جمال البياتي)). - (0)

Иракский художник Джамал Аль Баяти (Jamal Al Bayati (جمال ال...

Красота в простоте... Художница Мэри Эслин (Mary Aslin). - (0)

Красота в простоте... Художница Мэри Эслин (Mary Aslin). AriaЦветами пахнущий рассвет Цветами па...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в луида

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 164535


Коломна. Старо-Голутвин монастырь

Суббота, 27 Августа 2016 г. 18:13 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Коломна. Старо-Голутвин монастырь

источник
Богоявленский Старо-Голутвин монастырь в подмосковной Коломне - один из древнейших в России. Он основан в 1385 году по благословению преподобного Сергия Радонежского и по воле святого князя Димитрия Донского у места впадения Москвы-реки в Оку. Согласно Троицкой летописи XV века, монастырь построен в благодарность Богу за вечный мир между Московским и Рязанским княжествами. Заключение мира, жизненно необходимого для Руси в условиях вероятного татарского нашествия, было настоящим чудом. Хитрый, вероломный князь Олег Рязанский и слышать не хотел о мире. Еще в 1301-ои году Коломна вошла в состав московских владений, но в праздник Благовещения Богородицы князь Олег неожиданно захватил Коломну, разграбил ее, пленил знатных бояр и с огромной добычей возвратился в Рязань. Дмитрий Донской отправил на обидчика войско, но оно было разбито и со значительными потерями вернулось в Москву. И тогда в Рязань из своей Радонежской обители пешком отправился духовный отец Руси - преподобный Сергий. После беседы со святым Олег «перемени свирепство свое на кротость, и умилися, и укротися». Мир был заключен, и никогда более Москва и Рязань не воевали друг с другом. Есть несколько версий происхождения слова «Голутвино». Так на древнерусском наречии называли вырубленную в лесу поляну. Вероятно, в то время местность у слияния рек Оки и Москвы была покрыта лесом, где после рубки деревьев появилась поляна - голутва, от которой местность и получила свое название, закрепившееся впоследствии за обителью. «Голутвой» именовали и промышлявших здесь разбойников - потомков древнего племени голяда, пришедших сюда по Оке с берегов реки Протвы. Князь Димитрий, желая устранить разбой в своей отчине, испросил благословения у Сергия Радонежского и приказал основать здесь монастырь. Людей собрали, приставили к делу, и мало-помалу разбой прекратился. Настоятелем обители князь просил преподобного Сергия поставить одного из своих учеников. Сергий выбрал монаха Григория и вручил ему свой игуменский жезл, с которым он встречал князя Димитрия после Куликовской битвы. Преподобный Сергий лично заложил первый монастырский собор в честь Богоявления. С именем Сергия связано и происхождение монастырского источника: на просьбу братии указать им место, где вырыть колодец, преподобный ударил своим посохом в землю, и тотчас в том месте забил источник. Вместе с другими обителями, расположенными по Оке, Голутвин монастырь составлял оборонительную линию против татар, именуемую в народе «Поясом Богородицы». Часто великие князья Московские, направляясь в походы против татар, посещали монастырь. В феврале 1764 года, согласно Манифесту императрицы Екатерины II, произошла секуляризация церковных земель. Голутвин монастырь лишился всех своих богатых наделов и почти обнищал. При этом обитель оказалась не в самой худшей доле - тогда из 1072-х русских монастырей было оставлено только 452, а остальные - ликвидированы. Будучи в 1775 году в Коломне, Екатерина II посетила и Голутвин монастырь. Настоятель архимандрит Арсений оказал радушный прием высокой гостье. Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли за его южной стеной, где впоследствии устроили фруктовый сад. Императрице пришлись по душе трудолюбивые жители Коломны, но совершенно не понравился старый город. Екатерина отправила в Коломну придворного архитектора Матвея Федоровича Казакова, который построил в городе несколько зданий, а для Голутвинского монастыря шесть башен и ограду. Башни построены в стиле русской псевдоготики. Башни монастыря - это самое высокое творение архитектора М. Ф. Казакова в Коломне. Когда зодчего спросили, почему он возвел самое большое свое творение в Коломне не в центре города, а на окраине, то он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он увидел и почувствовал на этом месте. В 1799 году обедневшая Коломенская епархия была упразднена и подчинена Москве. Опустевшее архиерейское подворье в кремле власти намеревались использовать под свои нужды. Чтобы не допустить этого, митрополит Московский Платон (Левшин) переселил сюда братию обнищавшего Голутвина монастыря. Так возник Ново-Голутвин монастырь. В противоположность Ново-Голутвину Богоявленский монастырь стал именоваться Голутвиным-Старым, был объединен с Бобреневым монастырем, но монашеская жизнь здесь прекратилась. В 1861 году Старо-Голутвин монастырь, согласно указу императора Александра II, был отделен от Бобренева и получил уже официальное название «Старо-Голутвин». В 1862 году в Коломну пришла железная дорога. Новообразовавшейся станции дали имя по ближайшему расположенному к ней объекту - монастырю - Голутвин. Накануне революционных событий монастырь представлял собой тихую обитель. Действовало три храма: летний Богоявленский, зимний Сергиевский и Введенский надвратный. К каждому храму тянулись выложенные красным кирпичом дорожки с цветниками по краям. У алтаря Богоявленского собора располагалось кладбище, а восточнее - белокаменный Святой колодец. С юга монастырской территории был разбит большой сад, яблоки из которого отличались огромными размерами и необыкновенным вкусом. Настал 1929 год. В эту страшную годину настоятелем обители был архимандрит Никон (Беляев). В Старо-Голутвин монастырь явились представители органов ОГПУ, монастырские строения были отобраны, ценности монастыря - изъяты. Арестовали всех монахов, около 50 человек. Ночью их вывезли куда-то на нескольких машинах, дальнейшая судьба насельников обители неизвестна. Первой при советской власти пострадала надкладезная башня-часовня над источником преподобного Сергия. После закрытия монастыря народ продолжал приходить сюда, к колодцу преподобного. Власти сначала засыпали источник, а когда вода все же смогла пробиться, его забетонировали. Башня-часовня была заложена. В 1984 г. монастырь полностью опустел. Монастырские здания с момента закрытия монастыря ни разу капитально не ремонтировались, из-за чего к этому времени почти полностью разрушился. Монастырь превратился в настоящую свалку — сюда стали свозить различный хлам и отходы литейного производства с тепловозостроительного завода, в чьём ведении находился тогда монастырь. В перестройку территорию монастыря облюбовали местные преступные группировки — ими здесь постоянно устраивались «сходки», здесь же они расправлялись с «неугодными», здесь их и хоронили. Это были самые черные годы в жизни обители — годы наибольшего поругания, опустошения и разорения, которых она ни разу не испытывала на себе за всю свою историю. В 1994 году монастырь был передан Церкви, в нем начали совершаться регулярные богослужения. 18 декабря 1994 года, в лютые декабрьские морозы, состоялось официальное открытие монастыря. Обитель воскресла. Величайшей святыней монастыря был вклад преподобного Сергия: аналойный крест, ризы из простой материи, подаренные им юной обители, и его игуменский жезл, оставленный в благословение ее первому игумену Григорию. Эти святыни исчезли после закрытия монастыря в 1929 году, и об их местонахождении ничего не известно. Та же участь постигла ценнейшую монастырскую библиотеку. Единственной древней святыней, дошедшей до нас, являются «камушки преподобного» - остатки фундамента первого собора, заложенного преподобным Сергием Радонежским. «Камушки» сберегаются в подклете Богоявленского собора. Также в соборе в особой раке находится гробница преподобного Григория Голутвинского, похороненного у алтаря древнего храма.
Рубрики:  путешествуем по миру /россия
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

virfox   обратиться по имени Воскресенье, 28 Августа 2016 г. 14:30 (ссылка)
.
kartinkijane.ru-72556 (700x393, 144Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку