-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в пурпур

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2012
Записей: 6040
Комментариев: 494
Написано: 7908


Аббатство Сент-Дени."Здесь короли уснули вечным сном..."

Воскресенье, 21 Сентября 2014 г. 05:28 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова                           
Сен-Дени, знаменитое аббатство и знаменитый собор, находится всего в девяти километрах от парижского собора Нотр-Дам де Пари, ведёт к нему королевская дорога к Сен-Дени. По этой улице короли Франции ехали на богомолье. По этой улице их увозили на последнюю прогулку по Франции - к месту упокоения. 

                          

Статуя легендарного Дени
Основателем Сен-Дени считается св. Дени ( Деонисий), который, согласно сообщенному в VI веке Григорием Турским преданию, был одним из тех семи миссионеров-епископов, что пришли в эти места из Италии, чтобы принести язычникам-галлам христианскую веру. Святой Дени и стал одним из первых здесь христианских мучеников: по приказу императора Валериана он был обезглавлен на Монмартре в 258 году, но не упал, а пошел прочь из города, к северу, неся перед собой отрубленную голову, и только в тогдашнем Католакусе (в нынешнем Сен-Дени) упал и был похоронен в восточной части этого города рядом с двумя другими мучениками за веру.

Дагоберт, аббат и монахи Сен-Дени.

В начале IV века, при Константине, гонения на христиан затихли, над могилой был воздвигнут первый молельный дом, который в 475 году перестроила св. Женевьева, а между 630 и 638 годами была построена церковь, ставшая к VI веку центром аббатства, а после того, как король Дагобер пожелал быть захороненным здесь, место это стало некрополем французских королей. Король Пипин Короткий перестроил церковь и освятил ее в присутствии самого Карла Великого.

Тогда же здесь было устроено хранилище, где и в пору, когда короли стали венчаться на царство в Реймсе, по прежнему хранились королевские сокровища и символы власти - и корона, и скипетр, и перстень..    

                            

Сугерий из Сен-Дени. Средневековый витраж

Друг и будущий советник Людовика VI Сюжер (Сугерий в русской транскрипции) жил в монастыре с десяти лет и учился тут грамоте вместе с будущим королем. Когда он стал настоятелем в Сен-Дени, здесь началось строительство и уже можно было увидеть первые достижения французской готики.

Saint Denis around 1830. Artist: C. Studer.Окрестности Сент-Дени.1830.Кисти Студера

Это здесь монахи писали по-французски свои летописи и знаменитые Большие Хроники, доведя их до эпохи Людовика XII. Так что в тёмные века Сен-Дени был центром истории и литературы, центром учености. Здесь сложились самые долговечные и прочные из ритуалов монархии.

                           

                          

Это здесь на протяжении доброй тысячи лет в час королевских похорон звучал знаменитый возглас: «Король умер, да здравствует король!» Клич этот говорил о непрерывности власти, о ее преемственности и надежности. Иные из королей (скажем, Пипин Короткий) предпочитали не ездить в Реймс и венчаться на царство в престижном Сен-Дени, где хранились не только королевские регалии, но и алое военное знамя аббатства с золотыми языками пламени – орифламма , которое с XII по XV век служило и королевским штандартом.

                        


Под готическими сводами базилики происходили самые памятные события французской истории. Это сюда Жанна д'Арк, раненная в 1429 году под Парижем, приходила освятить свое боевое оружие. Под этими сводами король Генрих IV отрекался от протестантской веры отцов, здесь он служил мессу, которой стоили ему власть и Париж. Именно здесь короновали французских королев, на протяжении веков - от Анны Бретонской до Марии Медичи. Здесь златоуст Боссюэ произносит свои надгробные речи.

                          

                          

В 1130 году первым королевским храмом почитался не собор, а французский монастырь Сен-Дени. Со времен короля Дагоберта потомки Хлодвига избрали эту святыню своей усыпальницей; три рода, сменяя друг друга, правившие Францией, погребали там умерших; Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл Лысый покоились в королевском склепе подле Дагоберта и его сыновей, Гуго Капета, его предков (герцогов Франции) и потомков (королей).

                           

                                    

По сравнению с рядами этих гробниц Ахен казался промежуточным этапом, молодым побегом, цветением плевела. В крипте Сен-Дени уходили в землю корни монархического древа, корни королевства, которое Хлодвиг с помощью Бога и Святого крещения основал на руинах римского могущества.

                                

Надгробие Карла У!!!

После коронации владыка Франции возлагал корону и символы своей власти к гробницам, где покоились его предшественники. Он приезжал туда, чтобы взять орифламму, когда отправлялся в военный поход. Здесь возносились молитвы о даровании победы и велась хроника подвигов. «Главное аббатство» обрастало преданиями, вокруг него слагались исполнявшиеся во время рыцарских собраний эпические песни.

В них вославляли легендарного Карла Великого, «милую Францию», воспевали других владык и блеск их побед. Утопавший в королевских дарах, монастырь процветал. Он возвышался над огромным парижским виноградником и ярмаркой Ланди. На корабли, прибывавшие по Сене, грузили бочки молодого вина и отправляли дальше, в Англию или Фландрию.

Работа Ф.Бенуа

На рубеже XII века вслед за подъемом сельского хозяйства и торговли неуклонно возрастало богатство монастыря, а престиж его рос вместе со славой парижских государей. Мало-помалу сюда, в королевство, символом которого стала лилия, перетекали главные христианские силы, покидая империю, некогда возрожденную в Германии династию Оттонов. Реванш старой Франции над тевтонской гегемонией. Каролингская традиция, поглощенная могущественными Капетингами, возвращалась к своим истокам — теперь уже на равнине Франции, а не Франконии. Новое искусство, возникшее в Сен-Дени, в первую очередь знаменовало этот отлив.

                                  

                                  

Монастырь возник по воле одного человека — аббата Сугерия. Монах, не отличавшийся благородным происхождением, был другом детства короля. Эта дружба вознесла его на самую вершину политического влияния. Сугерий лучше других понимал символическое значение монастыря, настоятелем которого он стал.

                                  

                                 

                                 

                                 

                                 

                                 

Возложенную на него задачу он считал величайшей честью, а значит, дело, которому он посвящал себя, следовало окружать великолепием. Сугерий был бенедиктинцем, в его представление о монашеской жизни не входило понятие бедности или полного отказа от мира: он следовал клюнийской концепции. В его глазах аббатство Сен-Дени, как потом Клюни для аббата Гуго, находилось на вершине земного мироустройства и должно было блистать к вящей славе Господней.

Орган

                              

Заботясь о «внешнем благородстве», Сугерий превратил богатства монастыря в великолепное обрамление богослужений. Между 1135 и 1144 годами в ответ нападавшим на него приверженцам совершенной бедности он начал перестраивать монастырскую церковь и обновлять ее убранство, трудясь во славу Господа, святого Дионисия, а также во славу французских королей, мертвых (покоившихся в его владениях) и живого (своего друга и благодетеля).

                              

                             

                            

                            

                               

                               

                               

Осенью 1792 года после провозглашения Франции республикой, в базилике Сен-Дени, где уже много веков находили свое пристанище короли Франции, начались разрушения и оскрвернения могил, что по сей день считается одним из самых позорных эпизодов французской революции.

В разгар революции, в 1793 году, Конвент издал декрет, по которому должны были быть истреблены все могилы и мавзолеи бывших французских королей, размещавшиеся не только в аббатстве Сен-Дени, но и «повсюду, на территории всей Республики». В октябре того же года во Франсиаде приступили к вскрытию склепов.

«Осквернение королевской усыпальницы Сен-Дени», художник Юбер Робер (масло, холст Музей Карнавале).

Начали с могилы маршала Анри де ла Тюренна, останки которого, к общему изумлению, оказались неистлевшими. Второй открыли гробницу короля Генриха IV, останки которого тоже хорошо сохранились. Труп вытащили из гроба и в саване бросили в проход; потом «короля» поставили, но какая-то женщина пощечиной сшибла его опять на пол.

                            

                            

Кенотаф Людовика XIV:

К трупу подбежал солдат и саблей отрезал у «короля» часть бороды, чтобы сделать себе усы… Потом были вскрыты гробницы королей Людовика XIII и Людовика XIV, но стал распространяться невыносимый трупный запах, который пробовали заглушить уксусом и рассеять ружейными выстрелами, но тщетно. Тогда революционные солдаты вырыли две огромные ямы и в них без разбора свалили всех королей, принцев и героев…

Еще более печальная участь постигла сердца королей, хранившиеся в отдельных запечатанных сосудах. На них набросились художники, так как из сердец выделялась жидкость, служившая незаменимым по прочности лаком для покрытия картин.

                           

И большая часть королевских сердец исчезла… Хотя некоторые королевские мавзолеи были разрушены, что-то удалось спасти благодаря неутомимым стараниям А. Ленуара, который и перенес оставшееся в музей Малых августинок.Во время революции хотели даже уничтожить все склепы, а собор превратить в общественный рынок, сделав его капеллы торговыми лавками...

                            

Визит Дагоберта в Сент-Дени

                             

Посмертное надгробие Драгоберта

Справа от клироса находится гробница короля франков Дагоберта I — самый любопытный памятник XIII века с новой статуей короля и статуей королевы Нантильды. Барельефы этой гробницы аллегорически изображают освобождение души из бренного тела и встречу ее на небе.

На каждой стороне галереи, окружающей клирос, тоже находятся гробницы со статуями, и среди них усыпальница одного из храбрейших героев французского рыцарства — «благородного месси-ра Бертрана де Гесклена, графа Лонгвиль и констебля французского». На левом глазу статуи — рубец от удара копьем, полученным самим рыцарем в одном из сражений. Неподалеку от этой гробницы разместился памятник Людовику де Сансера — товарищу де Гесклена по оружию.

Генрих !!

Из других памятников интересна гробница короля Генриха II и Екатерины Медичи, сделанная из белого мрамора и украшенная двенадцатью колоннами смешанных ордеров. На углах гробницы установлены бронзовые статуи, аллегорически символизирующие четыре христианские добродетели, и статуи, изображающие покойных, лежащих на гробницах (мертвых и нагих), и живых, стоящих на коленях и молящихся. Памятник этот был сооружен при жизни Екатерины Медичи, но королева посчитала, что нагие статуи непристойны, и их заменили драпированными, которые в настоящее время видны налево от самой гробницы.

                              

Надгробия Людовика и Анны

В таком же стиле сооружена и гробница Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, возведенная в XVI веке Жаном Жюстом. Королевская чета на этом памятнике тоже в двух видах: сначала в лежачем положении на саркофаге, потом над ним — на коленях. Изящно изваянные арки украшены статуэтками, изображающими 12 сидящих апостолов. Небольшие барельефы, украшающие цоколь, запечатлели вступление Людовика XII в Милан в 1499 году, переход через Генуэзские горы в 1507 году, победу при Аньянделе и покорение Венеции.

                                  

                                  

В отделении, оформленном в виде часовни, особенно замечательны две коленопреклоненные статуи: Марии-Антуанетты в венчальном платье и Дианы Французской, владелицы Монморанси. По воле короля Людовика XVIII эта часовня была сооружена в 1826 году: ее окружала низкая мрачная аркада приблизительно охватывающая то место, где могли быть зарыты трупы Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Сначала казненных во время революции короля и королеву похоронили на кладбище святой Магдалины, бросив трупы в общую могилу и засыпав их необожженной известью.

Людовик Х!!!

                             

Людовик !У

                             

Надгробие Людовика XVII и сосуд с его сердцем. Аббатство Сен-Дени.

                             

Сосуд с сердцем Людовика XVII. Аббатство Сен-Дени.

Четыре плиты перед клиросом обозначают вход в склеп, устроенный по повелению Наполеона. Сначала подземелья находились только под одной частью церкви, но когда они заполнились гробницами, Людовик XIV после смерти своей супруги приказал увеличить их для королей Бурбонского дома, и тогда к подземельям прибавили часть склепа.

                             

Одежда Людовика ХУ!!! в Сент-Дени

                            

Когда началась революция, Конвент, как указывалось выше, приказал уничтожить королевские гробницы, так как нации нужны были пушки и снаряды, для чего и решили воспользоваться находящимся на гробницах металлом. Останки покоившихся здесь в течение веков королей и героев опустили в два рва, засыпанных известкой. Правда, сохранился рассказ о том, что останки Анри де ла Тюренна сначала «подарили» бывшему привратнику храма, который поместил их в деревянный ящик и полтора года показывал всем любопытствующим; а желающим продавал вырванные у маршала зубы.

                             

Генрих !У

Наполеон I в 1806 году своим декретом спас здание церкви от полного разрушения, восстановил монастырский капитул, состоявший из каноников, и богослужение. Королевские склепы он назначил местом погребения для себя и своих наследников, но только один из принцев этого семейства был погребен в них — Карл Наполеон, сын его брата Людовика. Впоследствии гроб этого принца был перенесен в Сен-Ле, близ аббатства Санлис, и поставлен рядом с гробом Карла Бонапарта — отца Наполеона.

                            

Франциск !!

Впоследствии, после реставрации Бурбонов в 1817 году, Людовик XVIII повелел достать прах своих предков, и по приказу короля начались специальные поиски, в результате которых с трудом были найдены останки прежних королей. Их извлекли из общего рва и уложили в найденные и восстановленные мавзолеи, которые сначала поместили в подземном склепе, а потом установили на прежние места. Сам Людовик XVIII и несколько детей королевской фамилии — единственные из Бурбонов, погребенные в Сен-Дени после Реставрации.

                              

Сент-Дени в 1860

Карл X умер в Австрии, где и был погребен; Луи-Филипп назначил местом погребения для себя и членов своей семьи замок Дрё. Он умер в 1850 году в Англии и был погребен в Вейбрижде… Декретом 1859 года Наполеон III назначил Сен-Дени местом погребения членов императорской фамилии, и тогда же началась полная реставрация собора. Однако и Наполеон III нашел свою могилу в чужой земле…

                               

Реликварий Франциска ! с сердцем монарха

Останки Людовика XVI и Марии Антуанетты, которые удалось отыскать в 1815 году захоронили в середине крипты в отдельном месте, над котором установили две черные мраморные плиты.

                         

Филип !У

                         

Левон V (царь Киликийской Армении) (1342—1393)

Даже от разрисованных граффити мраморных статуй в коронах (которые регулярно отмывают) исходит особое достоинство. Опираясь на охраняющих их львов, они лежат в боковых нефах с улыбкой на губах.

                          

Филипп III Смелый

Так что у вандализма здесь богатая традиция. 

В здании старого аббатства с 1815 г. располагается основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона. В 1869 аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком. Сейчас это национальный памятник.

                         

Гробница Констанции Кастильской и Людовика VII

9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты

                                    

Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году, это был его дядя (и формальный преемник) Людовик XVIII, под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса «Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смерть Людовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII).

Роберт II Благочестивый (972—1031) и его жена Констанция Арльская (ок. 986—1032)

В базилике похоронены почти все короли Франции, а также несколько других монархов. Останки королей, умерших до возведения аббатства, были перенесены из разрушенного аббатства Сен-Женевьев

Гробница Карла I Анжуйского.

Гробница Карла Мартелла.

Посмертное надгробие Карломана II.

                             

Фрагмент надгробия Людовика VI в Сен-Дени

                             

Посмертное надгробие Ирментруды Орлеанской.

                             

Посмертное надгробие Констанции Арльской.

Гробница Генриха II и его жены Екатерины Медичи.

Гробница Левона V де Лузиньян.

Гробница Филиппа IV.

                         

Базилика Сен-Дени. Эффигии (слева по часовой стрелке) Бертрана Дюгеклена, Карла VI, Изабеллы Баварской, Людовика де Санкерр, Карла V, Жанны де Бурбон.

В наши дни с превращением Сен-Дени в промышленный район, базилика стала любимым местом развлечения тамошней молодежи. Убранство хоров XVII века власти из соображений безопасности вынесли из церкви и отправили в один из парижских музеев. Теперь, чтобы войти в базилику, сначала нужно миновать будку сторожа на западной стороне. Ее построили, пытаясь как-то прекратить осквернение церкви. Собор Сен-Дени встает посреди унылых зданий, словно раненый и увечный, встает укором и позором Франции.

                          Льёт лунный свет на скепсис бытия

                          Сквозь кружево уснувшей базилики.*
                           Мне кажется, что здесь бродила я,
                           Благословляя  мраморные лики.

В мерцании обличий – витражей
История на цыпочках проходит:
Любовь и смерть. предательство пажей
В безмолвии запечатлелись вроде…

                           Здесь галльское язычество сплелось,
                           Не признавая боли пораженья,
                           С распятием, замученным насквозь,
                           С отчаяньем предсказанного тленья.

Французский мастер утверждал не зря,
Что видит здесь сквозь облако тумана
Траву на опустевших алтарях,**
Как старые бинты на свежих ранах.

                            Судьбы гримасы – нам контрастный душ.
                             Где в каждой капле шорох обозначен:
                             То пенится канканом в «Мулен Руж»,
                              То в Сен-Дени по каролингам*** плачет.

В кофейнях шум, и ласковый дымок
Напоминает: ужин рядом где-то.
А в лунном свете всемогущий Бог
Над Сен-Дени остался до рассвета.

(Стэлла Свердлова)

Рубрики:  путешествия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку