-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15437


Иосиф Сталин в Севастополе

Четверг, 22 Января 2015 г. 23:26 + в цитатник
сталин РЎ Паккарда — РЅР° крейсер2 (550x412, 230Kb) С «Паккарда» — на крейсер

*Сталин был в 1929 г. на 30-й батарее при ее строительстве. Походил по стройке, поспрашивал о нуждах, трудностях, о работе. Спустя короткое время на батарею пришли новые заметно увеличенные оклады для строителей, улучшилось положение с питанием. В план строительства включили клуб, кинозал и что-то еще (не помню что именно).
Информация получена от сына командира 35-й батареи Лещенко

*Спустя восемнадцать лет Сталин вновь побывал на Черноморском флоте. И его поход на крейсере "Молотов" из Ялты в Сочи 19 августа 1947 г. опять же имел серьезные последствия не только для ЧФ, но и его главной базы. Именно начиная с конца 1947 г. многое было сделано для развития флота, в том числе и в Севастополе. И главное: благодаря личному вмешательству генсека, особенно после его приезда инкогнито в сентябре 1948 г., город смог восстать из руин в кратчайший срок.


Уже через месяц при Совмине СССР было создано управление по восстановлению Севастополя (25 октября 1948 г.). А 29 октября 1948 г. по решению партии и правительства наш город был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского (РСФСР) подчинения.

*Тогда же в связи с выделением Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр Совмин РСФСР принял постановление №1082 "Вопросы города Севастополя". В соответствии с ним восстановительные работы стали проводиться комплексно, в широком масштабе и все возраставшими темпами. На помощь севастопольцам пришла вся страна. Сталин восстановление Севастополя, одного из четырех городов, получивших тогда почетное наименование "Город-герой", держал на личном контроле.

Наряду с постройкой новых зданий строители сверхударными темпами возвращали к жизни десятки сооружений, представлявших архитектурную и историческую ценность. Каждый день напряженного, самоотверженного труда нес добрые перемены, город поднимался из руин и пепла еще более прекрасным, чем прежде. В рекордные сроки он был возрожден - к 1954 г., 100-летию первой обороны. Севастополь, окрепший и помолодевший, воспрянул и духом, и телом, он был восстановлен в объеме жилого фонда и городского хозяйства, превысившем довоенный уровень.
сталин  2 2ea0 (700x464, 190Kb)
И. Сталин
25 июля 1929 г.
сталин  3 1b (306x500, 158Kb)
И.В. Сталин на палубе крейсера "Червона Украина Черноморского флота
сталин 1 5c48225 (500x325, 80Kb)
И.В.Сталин и Г.К.Орджоникидзе с дочкой на палубе крейсера «Червона Украина» во время перехода из Севастополя в Сочи, июль 1929 г. Возможно, что именно в эти дни у советского вождя, впервые вышедшего в море на боевом корабле, и зародилась мечта о будущем «Большом флоте»…
сталин  4 b9e799 (655x414, 133Kb)
И.В.Сталин и Г. К. Орджоникидзе среди моряков крейсера «Червона Украина» на переходе из Севастополя в Сочи. Июль 1929 г.
сталин  5 XL (468x650, 250Kb)
И. Сталин и К. Ворошилов на крейсере "Червона Украина".Картина Вялова 1933.

Прогулка Сталина на крейсере стала его последним морским круизом
Как вождь из Ялты в Сочи на «Молотове» добирался


Это путешествие генералиссимуса, впрочем, как и все его перемещения в пространстве, было засекреченным. Первая информация о вояже вождя появилась в прессе только спустя три недели после его завершения. 9 сентября 1947 г. газета «Правда» опубликовала фотографию со скудной текстовкой о том, что И.В.Сталин побывал в гостях у черноморцев на крейсере «Молотов».

Подробности сталинского круиза нам рассказал Петр Гармаш из Симферополя, который был в числе тех самых моряков-черноморцев и весь день провел на борту корабля.

Летом 47-го Иосиф Виссарионович отправился в путешествие — достаточно авантюрное для своего возраста и положения. По дороге в отпуск на юг он своими глазами хотел увидеть, как восстанавливается страна после войны с фашистами.

Справка МК
Историческое пребывание вождя на корабле черноморцев, хотя поначалу и носило засекреченный характер, впоследствии нашло свое отражение в творчестве советских деятелей искусства. Среди наиболее известных работ — роман Аркадия Первенцева «Матросы», картина Петра Мальцева «Крейсер «Молотов» и полотно Виктора Пузырькова «И.В.Сталин на крейсере «Молотов». Это был последний морской круиз генералиссимуса. Перед смертью он еще побывал у моря, но на корабли уже не поднимался.

В сопровождении охранной команды генерала Власика 68-летний вождь вечером 16 августа выехал из Москвы на черном автомобиле «Паккард». До Курска кортеж сделал три остановки: запланированные (в городке Щекино Тульской области, потом в Орле) и между ними — вынужденную, на отрезке трассы Тула—Орел. У сталинского «Паккарда» перегрелись покрышки — пришлось менять. После этой накладки Сталин пересел в советский лимузин «ЗИС-110» и уже не менял машину до конца автопробега.

В Курске «кремлевский отпускник» отдохнул и поужинал на квартире одного из местных сотрудников госбезопасности, после чего без приключений доехал до Харькова. Там Иосиф Виссарионович пересел в поезд и продолжил путешествие по железной дороге.

Последняя пересадка на пути к морю была в Симферополе. 18 августа, уже в сумерки, его на машине привезли в Ливадию. Сталин предпочел остановиться в бывшей резиденции российских императоров — возможно, из-за приятных впечатлений, связанных с Ялтинской конференцией 1945 года. Именно в Ливадийском дворце проходили все пленарные заседания и встречи «Большой тройки»: Сталина, Рузвельта и Черчилля. Правда, тогда дворец был предоставлен в распоряжение американцев, а советской делегации с ее лидером определили Юсуповский дворец в Кореизе. Два с половиной года спустя после тех исторических событий тов. Сталин в Крыму надолго не задержался — провел всего одну ночь.

— Рано утром 19 августа, только начинало светать, мы бросили якорь на траверзе Ливадии, — вспоминает Петр Гармаш, в то время 23-летний старшина I статьи. — До этого наш крейсер неожиданно отозвали с флотских учений, и он вернулся в Севастопольскую бухту. Два дня экипаж драил и без того блиставший корабль, были пополнены запасы топлива, воды и боеприпасов. А на камбузе появились продукты, которых прежде никогда не получали. Но к чему все эти приготовления — даже для офицеров оставалось загадкой.

Большинство наших предположений сходилось на том, что «Молотов» пойдет с ответным визитом к англичанам — на одну из баз в Гибралтар или на Мальту. У нас же накануне побывал их крейсер «Ливерпуль» с двумя эсминцами. Версию «загранки» подтверждал и тот факт, что наш экипаж «прошерстили» — около 60 матросов и старшин временно были списаны на берег. Хотя все ребята прошли суровую проверку на войне. Естественно, обижались, некоторые даже рапорты писали. Наконец, вечером 18-го в сопровождении эсминцев «Лихой» и «Огневой» мы вышли из бухты…

На борту «Молотова» (командир — капитан II ранга Петров) находилось все флотское руководство: главком ВМС СССР адмирал Юмашев, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский и член Военного совета ЧФ контр-адмирал Бондаренко. И только в открытом море экипажу «Молотова» по корабельной трансляции объявили, что им выпала высокая честь: принять у себя товарища Сталина! Новость для моряков была поистине ошеломляющей.

115 бутылок для Сталина

— Где мы ходили всю ночь, я даже не знаю, потому что после отбоя ушел спать, — рассказывает Петр Егорович. — А утром все началось. К ливадийскому берегу ушел катер с адмиралами и в 6.00 уже вернулся обратно. Вахтенные и командир крейсера встречали гостей у трапа, мы — у кого была возможность — со своих мест в каком-то торжественном волнении наблюдали за происходящим.

Сталин был в сером плаще. Он осторожно поднимался по трапу, за ним — зампред Совета Министров СССР Косыгин с женой: рыжая такая особа, на палубе она потом не появлялась. За ними — начальник сталинской охраны генерал-лейтенант Власик, секретарь Поскребышев и собственно охрана. Это были рослые парни в армейской форме. Все обратили внимание на их необычные автоматы — компактные такие, вроде бы венгерские, но точно не ППШ и не ППД. А еще к нам пожаловали флотские контрразведчики — офицеры СМЕРШа…

По Уставу ВМФ для встречи главы советского правительства всему личному составу корабля полагалось выстроиться на приветствие. Но Сталин попросил обойтись без церемоний, поскольку он в отпуске и отправляется на отдых в Сочи. Его провели в каюту флагмана — в носовой части крейсера, и «Молотов» взял курс к берегам Кавказа.

По словам Гармаша, генералиссимус, немного отдохнув, появился на полубаке, потом спустился по трапу на самолетную площадку возле передней трубы и там расположился в мягком кресле: кто-то из старшин подсуетился. Сталин выбил из трубки пепел, раскрошил две папиросы и набил ее табаком. Закурив, стал наблюдать за морем и моряками.

Ну а те после утреннего оцепенения отошли, осмелели и старались оказаться поближе, чтобы поглазеть на вождя. Он был немногословен, заметил лишь: «Хороший корабль, вот такие и надо нам строить». А возвращаясь в каюту для разговора с адмиралами, Сталин обратился к Косыгину: «Пройдите по кораблю, посмотрите, как живут моряки». И тот не без интереса стал исследовать крейсер: побывал в машинном отделении, в артиллерийской башне, да и на камбуз заглянул.

— У нас в тот день борщ готовили, это я хорошо запомнил, потому что его Косыгин пробовал, — вспоминает ветеран. — Он зачерпнул ложкой, распробовал — и после паузы, как знаток, определил: «Вкусный борщ, но недостает тут кореньев».

Еще в тот день у меня было яркое «гастрономическое» впечатление. Мой знакомый интендант, тоже старшина I статьи, предложил посмотреть, что Сталину привезли. Ну, мы были молодые, дерзкие… Спустились в «холодильник» — там 115 бутылок вина из Массандры. Соблазн велик — решили попробовать, но поскольку толком в винах не разбирались, то выбирали по этикеткам. Как сейчас помню, открыли одну бутылку, потом другую — по чуть-чуть. Мне запомнилось почему-то «Ай-Даниль», и, по-моему, еще было «Пино-Гри». Понравилось — мы с ним еще пару раз потом наведывались: тогда в повышенной боеготовности были только расчеты зенитчиков, а я как секретарь редакции корабельной газеты свободно по палубе ходил…

Сталин же, по сведениям Петра Егоровича, за весь поход от силы граммов 300 сухого вина выпил. Он на корабле и завтракал, и обедал, но еду ему разогревал на электропечи офицерского камбуза личный повар и в каюту подавал. За столом кампанию вождю составлял только Косыгин, и адмиралы с Власиком особо не приударяли по спиртным напиткам, так что после похода от сталинского запаса кое-что еще осталось и для офицеров «Молотова».

Власик снял всю команду с вождем

После обеда по кораблю прозвучала команда: «Свободному от вахты личному составу собраться на юте». Товарищ Сталин откликнулся на просьбу адмирала Юмашева сфотографироваться с командой крейсера. Как свидетельствует Петр Гармаш, день выдался солнечным и безветренным. Появление генералиссимуса среди экипажа было встречено аплодисментами, аплодировал и он морякам. Сталин был в фуражке с околышем; на сером френче, застегнутом на пять пуговиц, — золотые погоны и Звезда Героя. Когда крейсер сбавил ход, моряки стали собираться вокруг него. Для вождя и адмиралов принесли скамеечку. Расстановкой руководил генерал Власик, он же и фотографировал.

— Я оказался рядом со Сталиным, — рассказывает Петр Егорович, — буквально в полуметре. И когда волнение прошло, уже бесцеремонно его рассматривал. Он воспринимался как самый обыкновенный человек — пожилой, невысокого роста, усатый, с приятной улыбкой на добродушном лице. Не зная, кто это, вряд ли можно было бы угадать в нем тирана, на совести которого — миллионы искалеченных человеческих судеб. В какой-то момент он снял фуражку правой рукой, и я заметил на его макушке большую лысину. Это открытие меня очень удивило, потому что на портретах мы привыкли видеть вождя с седоватой шевелюрой.

Власик для верности отщелкал несколько кадров. Иосиф Виссарионович подозвал кого-то из охраны и сказал: «Власик так старался, а его никто не снял. Вот вы сфотографируйте его вместе с нами». Генерал объяснил своему сотруднику, где затвор камеры, и тот тоже сделал несколько снимков. Фотографии у Власика получились удачными, и впоследствии они появились на первых полосах центральных газет СССР.

Около восьми часов вечера крейсер «Молотов» подошел к Сочи и застопорил ход.

— Когда сыграли аврал и все разбежались по расписанию, я остался на артиллерийской площадке кормовой зенитной батареи, как раз напротив трапа, — Петр Егорович для наглядности показывает старый, пожелтевший снимок корабля, — и наблюдал, как с берега подходил катер. Катер причалил у трапа, и какой-то человек в элегантном коричневом костюме стал подниматься вверх. Я узнал в нем министра иностранных дел Вячеслава Молотова. Он начал было подниматься на корабль, но и Сталин уже занес ногу на трап…

Потом мне ребята из команды, подававшей трап, рассказывали, что, поздоровавшись, Молотов сказал: «Иосиф Виссарионович, а я хотел побывать на своем корабле». А тот ему: «Успеете, успеете еще».

Сталин сразу же прошел в салон катера, а Молотов оставался на корме и уже на ходу, прощаясь с моряками, выстроившимися вдоль борта, махал им шляпой. На «своем» крейсере ему так и не довелось побывать…

Справка "МК"

Крейсер «Молотов» был создан на Николаевском заводе в конце 1939 г. Боевой флаг поднят 14 июня 1941 г. Накануне войны крейсер «Молотов» входил в отряд легких сил эскадры ЧФ и в то время был единственным кораблем советского ВМФ, имевшим опытный образец отечественной радиолокационной станции «Редут-К». С 22 июня по 1 ноября 41-го находился в Севастополе, потом перешел в Поти, оттуда — на базу в Туапсе. Привлекался к артиллерийской поддержке войск, участвовал в транспортировках бойцов, вооружения и боеприпасов. Ночью 3 августа 1942 г. торпедирован немцами у крымских берегов. Взрывом оторвало 20 м кормовой оконечности крейсера. В кормовых отсеках погибли 18 человек. «Молотов» чудом добрался до базы. Вернулся в строй в конце 1943 г., но в боевых действиях уже не участвовал. За время войны крейсер прошел 11 652 мили.

5 ноября 1944 г. в составе эскадры ЧФ вернулся в Севастополь. После капремонта и модернизации с обновлением зенитного и радиолокационного вооружения 1952–55 гг. «Молотов» стал флагманским кораблем 50-й дивизии крейсеров ЧФ.

3 августа 1957 г., после разоблачения «антипартийной группы Молотова—Кагановича—Маленкова», его переименовали в «Славу» (это стало поводом для шуток остряков, ведь Молотова звали Вячеслав, уменьшительное — Слава).

Из состава ВМФ крейсер исключили 4 апреля 1972 г. и впоследствии разобрали на металл в Инкермане.
Сталин Р
Сталин И.В. и Косыгин А.Н. с офицерами и матросами крейсера Молотов

...Маловероятно, что кто-либо вспомнил о том, как ровно 60 лет назад Сталин выходил в море на черноморском крейсере "Молотов". Мы же, люди флотские, об этом помнить должны. Ибо после этого похода были приняты судьбоносные решения по Севастополю.

*...В октябре 1948 г. в Севастополь первый раз после войны приехал Сталин,—рассказывает И.Н. Слуцкий—О приезде вождя никто не знал, сопровождали его 3 — 4 машины. В 18.00 в дежурной части горотдела милиции раздался звонок. Позвонил постовой Рома Абросимов, охранявший горком партии, и сообщил, что в город приехал Сталин. К словам Ромы особо прислушиваться никто не стал, потому что слыл он пьяницей. И сколько ни пытались его уволить, Рому под свою защиту брал первый секретарь горкома партии, которому уж очень нравилось, как милиционер докладывал обстановку, встречая его утром у входа. И когда из горкома партии позвонили и сказали, что Сталин выехал из города, пришлось Роме поверить. На следующее утро секретарь горкома партии спецрейсом улетел в Москву.

*ЗАПИСЬ В СУДОВОМ ЖУРНАЛЕ КРЕЙСЕРА "ЧЕРВОНА УКРАИНА"

Был на крейсере "Червона Украина". Присутствовал на вечере самодеятельности. Общее впечатление: замечательные люди, смелые, культурные товарищи, готовые на все ради нашего общего дела.

Приятно иметь дело с такими товарищами. Приятно бороться с врагами в рядах таких бойцов. С такими товарищами можно победить весь мир эксплуататоров и угнетателей. Желаю вам успеха, друзья с "Червоной Украины"!

Вот как об этом случае вспоминает Н.Г. Кузнецов: "Столь же необычный и неожиданный поход "Червоной Украины", вклинившийся в наши планы в самый разгар летней боевой подготовки, состоялся в июле 1929 года.

Однажды намеченный выход в море на стрельбы и учения отменили. Командир отряда и командир корабля держали в тайне переговоры, состоявшиеся в штабе флота. Два-три дня спустя моряков крейсера, одетых по форме № 1, во все белое с головы до ног, построили на палубе. В глубине Южной бухты показался большой штабной катер. Когда он приблизился, мы увидели на нем И. В Сталина и Г. К. Орджоникидзе. Их сопровождали В. М. Орлов и Г. С. Окунев.

Едва гости ступили на крейсер, он снялся с бочки и, быстро развернувшись, лег на Инкерманские створы. Шли неподалеку от берега. Предстояло сделать короткую остановку близ Мухалатки, где отдыхал К. Е. Ворошилов. Спущенный на воду катер доставил к нам Наркома обороны. Вместе с ним прибыла, помнится, дочка Орджоникидзе - девочка лет восьми-девяти. Ей, видимо, очень хотелось побывать на военном корабле. Быстро закончились деловые переговоры. Сфотографировавшись с командой корабля, К. Е. Ворошилов покинул "Червону Украину".
сталин Р’. Пузырьков - Р
В. Пузырьков - И.В. Сталин на крейсере Молотов

Южные сумерки коротки. Скоро они сменились темнотой. Только яркие крупные звезды освещали море и отодвигали горизонт. Мы прокладывали курс на Сочи прямо через перевал, как иногда выражаются черноморцы. Вскоре скрылись береговые огни Ялты и маяки Южного побережья Крыма. Наши гости, собравшись на мостике, наслаждались вечерней прохладой. И. В. Сталин и Г. К. Орджоникидзе были еще не старыми людьми. Оба были одеты в серые кителя. Григорий Константинович, помнится, прислонился к обвесу мостика и о чем-то рассказывал, живо, темпераментно, с грузинским акцентом, то и дело жестикулируя. И. В. Сталин часто набивал свою трубку и, как мне показалось, не затягиваясь, выпускал дым.
сталин адмиралd096a_L (500x379, 145Kb)
Адмирал И.С. Юмашев, А.Н. Косыгин, И.В. Сталин, А.Н. Поскребышев и адмирал Ф.С. Октябрьский на борту крейсера "Молотов". 1947 год

...Смысл беседы высоких гостей остался для меня неведомым: не положено молодому командиру вмешиваться в разговоры большого начальства. Но мне думается, что даже столь короткое пребывание на корабле И. В. Сталина и Г. К. Орджоникидзе, ведавшего тогда тяжелой промышленностью, сыграло положительную роль в деле строительства флота. Лет шесть спустя, будучи командиром "Червоной Украины", я вновь встретился на этом корабле с Серго Орджоникидзе. Из разговора с ним убедился, что он хорошо знает планы строительства флота. Зрели они годами!

На корме корабля состоялся вечер флотской самодеятельности. Не без помощи "артистов" с других кораблей представление удалось, и, как нам показалось, все остались довольны.

В тот вечер, 26 июля 1929 года, И. В. Сталин сделал запись в корабельном журнале: "Был на крейсере "Червона Украина". Присутствовал на вечере самодеятельности... Замечательные люди, смелые культурные товарищи, готовые на все ради нашего общего дела..."
Годы и обстановка впоследствии изменили характер и поведение Сталина..."
сталин по дороге32888_L (500x363, 115Kb)
По дороге в излюбленную Рицу, И.В. Сталин заехал в Севастополь и вместе с А.Н. Косыгиным, отдыхавшим в Крыму, посетил крейсер «Молотов». Вот тут-то фотографу и удалось подметить простоту и естественность в отношениях вождя и народа. Матросы и офицеры не вытягивались во фрунт, молитвенно созерцая «сошедшего на землю Бога», не кричали «ура!». 1947 год.

*Старожилы на пос. Севастопольской ГРЭС-1 рассказывают, что после войны Сталин проезжал в Севастополь из аэродрома на Северной стороне через "тещин серпантин",
что над Зеленой горкой и застрял на перезде ( в районе нынешней школы № 28 ), так как шел маневровый локомотив и простоял там минут 7. После этого через некоторое время сняли у нынешн. пос. ВИР мостопереход через Темную Балку и сделали в районе Инкерман-1, чтобы машины и поезда друг другу не мешали, а на ВИРе построили новый мостопереход. Было это наверно в 1950-м или позже году, не знаю точно

http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/5075
http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=27&t=269331
http://www.mk.ru/social/2014/11/20/progulka-stalin...poslednim-morskim-kruizom.html
http://forum.17marta.ru/index.php?topic=8505.45
http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=27&t=...8a404e32cb93ff39348ba&start=25
Рубрики:  Крым /Севастополь
Крым /История Крыма
Крым /Крым. Ретро - фото
Крым /Ливадия
История
Живопись
Россия
СССР
Старые фотографии
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку