-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ARS_91

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) творческий_марафон

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.12.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 91


антиутопия в кино и литературе

Понедельник, 23 Апреля 2012 г. 22:38 + в цитатник
Антиутопия/Dystopia, Утопия

Антиутопия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).


В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин антиутопия распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia

Отличия антиутопии от утопии

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.

— Свобода… вроде собраний?
— Покажи-ка. Вроде так… Ну да. Значит, чтоб когда соберутся, чтоб свободно было. А то набьется дюжина в одну горницу, накурят, потом голова болит, и работники с них плохие. Пиши: больше троих не собираться.
— Татьяна Толстая. «Кысь»

Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.

Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». Такой подход был во многом продиктован тем, что советская философия воспринимала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя (теория построения коммунизма). Поэтому любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Именно на таком крайне иделогизированном мнении основано определение антиутопии, данное Константином Мзареуловым в его книге "Фантастика. Общий курс": "утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором".

Наиболее последовательно тезис о различии «реакционной» антиутопии и «прогрессивного» романа-предупреждения разработали Евгений Брандис и Владимир Дмитревский. Вслед за ними его приняли и многие другие критики. Впрочем, такой влиятельный историк фантастики, как Юлий Кагарлицкий, такого различия не принимает, и даже об Оруэлле, так же как о Замятине и Хаксли, пишет вполне нейтрально и объективно. На 10 лет позже с ним солидаризировался крупный социолог и партийный чиновник (в то время сотрудник аппарата ЦК КПСС, в перестройку помощник генсека) Георгий Шахназаров.

Известные антиутопии

Три классические антиутопии

* Евгений Замятин, «Мы»
* Олдос Хаксли, «О дивный новый мир!»
* Джордж Оруэлл, «1984»

Другие известные антиутопии

* Герберт Уэллс, «Когда спящий проснётся»
* Джек Лондон, «Железная пята»
* Джордж Оруэлл, «Скотный двор»
* Станислав Лем, «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»
* Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»
* Рэй Бредбери, «451 градус по Фаренгейту»
* Айн Рэнд, «Атлант расправил плечи»
* Андрей Платонов, «Чевенгур», «Котлован»
* Братья Стругацкие, «Хищные вещи века», «Обитаемый остров»
* Владимир Войнович, «Москва 2042»

Фильмы

* Метрополис (англ. Metropolis) — режиссёр Фриц Ланг (1927)
* Альфавиль (англ. Alphaville) — режиссёр Жан-Люк Годар (1965)
* THX 1138 (англ. ТНХ 1138) — режиссер Джордж Лукас (1971)
* Бегущий по лезвию (англ. Blade Runner) — режиссёр Ридли Скотт (1982)[источник?]
* 1984 (англ. Nineteen Eighty-Four) — режиссёр Майкл Рэдфорд (англ. Michael Radford) (1984)
* Новые амазонки (польск. Seksmisja) (1984)
* Бразилия (англ. Brazil) — режиссёр Терри Гиллиам (1985)
* Кин-дза-дза! — режиссёр Данелия, Георгий Николаевич (1986)
* Письма мёртвого человека — режиссёр Константин Лопушанский (1986)
* Бегущий человек (англ. The Running Man) (1987)
* Они живут (англ. They Live) — режиссёр Джон Карпентер (1988)
* Крепость (англ. Fortress) (1992)
* Харрисон Бержерон (англ. Harrison Bergeron) (1994)
* Судья Дредд (англ. Judge Dredd) (1995)
* Город потерянных детей (англ. The City of Lost Children) (1995)
* Разрушитель (англ. demolition man)[источник?]
* 12 обезьян — режиссёр Терри Гиллиам (1995)
* Гаттака (англ. Gattaca) (1997)
* Темный город (англ. Dark City) — режиссёр Алекс Прояс (1998)
* Шоу Трумена (англ. The Truman Show) — режиссёр Уир, Питер (1998)
* Матрица (англ. The Matrix) — режиссёры Энди и Ларри Вачовски (1999).
* Эквилибриум (англ. Equilibrium) — режиссёр Курт Виммер (2002)
* Особое мнение (англ. Minority Report) — режиссёр Стивен Спилберг по одноимённому рассказу Филипа К. Дика (2002)
* Код 46 (англ. Code 46) — режиссёр Майкл Уинтерботтом (2003)
* Окончательный монтаж (англ. The Final Cut) — про цензора, правящего человеческую память, и обнаружившего, что его память тоже подправили (2004)
* FAQ: Часто задаваемые вопросы (англ. FAQ: Frequently Asked Questions) — режиссёр Карлос Атанес (2004)
* The Island — режиссёр Майкл Бэй (2005)
* Эон Флакс (2005)[источник?]
* V — значит вендетта (англ. V for Vendetta) — режиссёр Джеймс Мактиг (2006)
* Дитя человеческое (англ. Children of Men) — режиссёр Альфонсо Куарон (2006)
* Безумный Макс, часть 2. Воин дороги (Mad Max 2: The Road Warrior)
* Безумный Макс, часть 3. Под куполом грома (Mad Max 3: Beyond Thunderdome)
* Новая Земля — режиссёр Александр Мельник
* City of Ember — режиссёр Гил Кинан (2008)
* Обитаемый остров — режиссёр Фёдор Бондарчук (2009)

Утопия (греч. — «место», - — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически любых народов.

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

* технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса.
* социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно мнению советских идеологов об утопии выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором». Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются .. утопиями.

Классические утопии

* Платон, «Государство»
* Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)
* Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)
* Иоганн Валентин Андреэ, «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») (1619)
* Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)
* Дени Верас, «История севарамбов» (1675)
* Луи Мерсье, «2440 год» (1770)
* Этьен Кабе, «Путешествие в Икарию» (1840)
* Николай Чернышевский, «Четвертый сон Веры Павловны» (1863)
* Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в Едгин» (1901)
* Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)
* Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)
* Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)
* Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)
* Олдос Хаксли, «Остров» (1962)

Взято с сайта www.kinoportal.me


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

-DiZaster-   обратиться по имени Пятница, 27 Апреля 2012 г. 23:42 (ссылка)
Очень интересный пост! Утащила к себе в цитатник. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку